31 год назад советские войска были выведены из Афганистана
Через жернова афганской войны прошло более 600 тысяч советских граждан всех национальностей Союза. Уроки Афганистана ярко показывают бесперспективность силового вмешательства сверхдержав во внутренние дела других государств. В частности, ввод советских войск в соседнюю страну был непродуманным шагом бывшего руководства страны. В условиях соперничества СССР и США ни одна из сторон не могла одержать решающую победу, ибо опирались они на материальную и военную поддержку этих держав.
Апрельская революция 1978 года в Афганистане привела к вооруженным столкновениям с оппозиционными силами. Фактически в стране началась гражданская война.
В декабре 1978 года в Москве между Советским Союзом и Афганистаном был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В последующем, ссылаясь на этот документ, афганское руководство неоднократно обращалось к советскому правительству с просьбами о вводе войск в Афганистан. В декабре 1979 года договор станет основанием для руководства Советского Союза при принятии решения на ввод войск в Афганистан.
Изначально не планировалось привлекать советские войска к участию в боевых действиях с оппозицией. Предполагалось, что советские соединения и части станут гарнизонами и возьмут под охрану важные районы и объекты, высвободив тем самым афганские войска для активных боевых действий против оппозиции, а также против возможного внешнего противника. Планировалось даже строительство городков для семей офицеров.
Поэтому нельзя согласиться с некоторыми исследователя войны 1979-1989 годов, называющими действия войск СССР в Афганистане вторжением, агрессией и оккупацией. Но ввод войск осуществлялся в страну, где практически шла гражданская война, и в результате медленного втягивания советских войск в боевые действия произошла эскалация боевых действий.
Мирный поход постепенно перерос в войну.
Афганская армия была слабо организованной и имела крайне низкую боеспособность. Поэтому основную тяжесть вооруженной борьбы с отрядами вооруженной оппозиции в начале 1980-х годов несли на себе советские войска.
Они покинули страну 15 февраля 1989 года.
Боевой состав
Ввод советских войск в Афганистан осуществлялся на двух направлениях. Первый по маршруту: Термез — Кабул — Газни; второй: Кушка — Герат — Кандагар. На северо-востоке страны предполагалось ввести в Афганистан 860-й отдельный мотострелковый полк по маршруту: Ош — Памирский тракт — Хорог — Файзабад.
К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территории Афганистана в полном составе сосредоточились две мотострелковых и одна воздушно-десантная дивизии, десантно-штурмовая бригада и два отдельных полка.
В течение первой половины 1980 года группировка советских войск была усилена еще одной мотострелковой дивизией и двумя отдельными полками. Общая численность советских войск достигла 81,8 тыс. человек (из них военнослужащих — 79,8 тыс.), в том числе в боевых частях Сухопутных войск и ВВС — 61,8 тыс. человек.
Боевой состав войск в Афганистане изменялся вплоть до 1986 года. Проводилось переформирование некоторых частей с целью повышения их боевых возможностей.
Как рассказал «Газете.Ru» генерал-майор Евгений Никитенко, служивший в 1985-1987 годах заместителем начальника оперативного отдела штаба 40-й армии, в разные годы численность ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистане варьировалась от 81,8 тыс. человек в 1980 году до 101,317 тыс. человек в 1988-м.
В результате окончательный состав контингента стал следующим: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4; бригад — 5; отдельных полков — 4; отдельных батальонов охраны — 6; авиационных полков — 4; вертолетных полков — 3; бригада обеспечения; трубопроводная бригада; медицинские, ремонтные, строительные, квартирно-эксплуатационные и другие части и учреждения.
Максимальная численность советских войск в ДРА была в 1985 году — 109,5 тыс. человек (военнослужащих — 106 тыс.), в том числе в боевых частях — 73,6 тыс. человек.
Действия мятежников и антиправительственного подполья в Афганистане можно разделить на два этапа.
На первом этапе — с января 1980 года — мятежники вели боевые действия сравнительно крупными формированиями, нападая на мелкие гарнизоны афганских войск. Отряды оппозиции оказывали упорное сопротивление в открытых боях с советскими войсками.
Потерпев ряд чувствительных поражений от частей и соединений 40-й армии, моджахеды с мая 1980 года перешли к действиям небольших отрядов — по 80-100 человек и группами по 30-50 человек, что явилось началом второго этапа развития тактики действия вооруженной оппозиции.
Мятежники перешли к тактике совершения диверсий и террора, совершая нападения на одиночные машины и небольшие колонны советских и афганских войск с целью захвата оружия, боеприпасов и уничтожения военнослужащих.
Анализ потерь советских войск показывает, что именно в ходе диверсий мятежников погибла значительная часть военнослужащих СССР.
Согласно данным генерал-майора Евгения Никитенко, по годам потери среди личного состава 40-й армии распределились следующим образом:
1980 год: ранено в ходе боевых действий — 866 человек, убито в ходе боевых действий — 368 человек, ранено в результате диверсий — 70 человек, убито в результате диверсий — 78 человек; 1981 год: 732 — 344 — 637 — 329; 1982 год: 1574 — 563 — 1028 — 342; 1983 год: 849 — 271 — 858 — 311; 1984 год: 2043 — 837 — 962 — 354; 1985 год: 1921 — 955 — 852 — 374; 1986 год: 737 — 324 — 607 — 258; 1987 год: 540 — 240 — 729 — 274; 1988 год: 201 — 157 — 404 — 201; 1989 год: 27 — 12 — 29 — 14.
Потери советских войск от диверсионной деятельности мятежников распределялись следующим образом: при обстрелах колонн — 4,7% от общего количества боевых потерь; при обстрелах пунктов постоянной дислокации — 1,8%; при обстрелах сторожевых застав и постов — 6,2%; при подрывах на минах и фугасах — 6,9%.
Количество убитых и раненых советских военнослужащих находилось в прямой зависимости от количества проведенных боевых действий и составляли 0,8% убитыми и 1,5% ранеными от общей численности ОКСВ в первые годы пребывания советских войск в Афганистане, 1,2% убитыми и 3% ранеными в период максимальных потерь в 1984-85 гг. и 0,6% убитыми и 1,3% ранеными в 1987 году. В рассматриваемый период изменялся и численный состав ОКСВ, однако влияние количества боевых действий на потери было доминирующим
При реализации разведывательных данных происходило 2,5% от общего числа боевых потерь; при проведении засад — 12,5%; умерли от боевых ран — 20,7%.
При этом основные потери были получены при ведении боевых действий в зеленой зоне; от огня снайперов; в результате огневого воздействия из кишлачной зоны; от обстрелов при выдвижении подразделений в районы боевых действий; в результате подрывов на минах и фугасах; при выставлении подразделений и нахождении их при блокировании местности; в результате огня из засад при снятии блоков; при высадке тактических воздушных десантов; в результате потерь вертолетов и самолетов от ПВО противника; в ходе действий подразделений специального назначения при досмотре караванов; при выставлении засад; в ходе налетов на исламские комитеты и крепости.
Афганская оппозиция для восполнения потерь продолжала получать помощь и поддержку от своих зарубежных спонсоров, прежде всего США, Китая, монархий Персидского залива. Так, по данным Никитенко, если в 1984 году было обнаружено 517 караванов с боеприпасами, продовольствием и медикаментами, из них уничтожено и нанесено поражение 278 (54%), то в течение 1985 года вскрыто движение 1802 караванов, из них уничтожено и нанесено поражение 1356 (75%). В 1986 году уничтожено 456 караванов мятежников, в 1987 — 565, в 1988 — 392, в 1989 — 16 караванов.
Общая статистика[ | ]
В нижеприведённой таблице просуммированы все потери, перечисленные в статье по состоянию на 23 января 2022 года. Эта статистика не является официальной и может меняться по мере уточнения и дополнения информации в статье.
Тип | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | ИТОГО |
Ан-12 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 10 | |||||
Ан-26 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 | ||||||
Ан-30 | 1 | 1 | ||||||||||
Ил-76 | 1 | 1 | 2 | |||||||||
МиГ-21 | 6 | 1 | 7 | 2 | 5 | 21 | ||||||
МиГ-23 | 5 | 3 | 2 | 1 | 11 | |||||||
Су-17 | 1 | 2 | 1 | 3 | 8 | 3 | 9 | 4 | 3 | 34 | ||
Су-24 | 1 | 1 | ||||||||||
Су-25 | 1 | 1 | 4 | 1 | 8 | 8 | 12 | 1 | 36 | |||
Як-28 | 1 | 1 | 2 | |||||||||
Як-38 | 1 | 1 | ||||||||||
ИТОГО | 1 | 8 | 5 | 8 | 9 | 20 | 12 | 19 | 20 | 19 | 4 | 125 |
Охрана объектов
Задачи по охране объектов ОКСВ пришлось выполнять с первого дня пребывания в ДРА. Однако только в 1981 году охрана объектов и коммуникаций начала складываться в достаточно стройную систему.
Всего в Афганистане была создана 21 режимная зона. Главная роль в охране всех объектов в системе режимных зон и, особенно, важнейших коммуникаций принадлежала советским войскам, для чего привлекались специально созданные для этой цели батальоны охраны, мотострелковые, воздушно-десантные и другие подразделения.
В полках и дивизиях 40-й армии на эти цели выделились весьма значительные силы и средства, рассказал «Газете.Ru» полковник Николай Киселев, служивший в 1985-1987 годах начальником штаба 1358-го отдельного батальона охраны городе Газни.
К примеру, только в 201-й мсд (г. Кундуз) количество сторожевых застав в режимных зонах составляло 114 единиц, сторожевых постов — 15. Для обеспечения их функционирования было выделено 2976 солдат и офицеров, а также соответствующее вооружение и военная техника: минометов — 22, ствольной артиллерии — 72, танков — 43, РСЗО БМ-21 — 9, БТР (БМП) — 213.
Поскольку из-за недостатка сил и средств все дороги в Афганистане взять под охрану было невозможно, советские войска сосредоточили основные усилия на важнейших магистралях, по которым шел основной поток грузов. Эти магистрали охранялись постоянными сторожевыми заставами. Для охраны дорог было выставлено 326 сторожевых застав и 84 сторожевых поста, на которых несли службу 7758 человек.
Кроме того, еще 224 заставы выполняли двойную задачу — охраняли как дороги, так и режимные зоны.
Только за май 1984 года в результате нападений на посты охраны, расположенные на дорогах, было убито 6 и ранено 26 человек. На посту № 12 180-го мсп 108-й мсд, охранявшем участок дороги Кабул — Джелалабад, 25 мая 1981 года в результате внезапного огневого нападения противника в течение нескольких минут было убито 5 человек.
1980[ | ]
- 23 марта 1980
— Су-17М (217-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Столкнулся с горой, выходя из атаки цели в условиях облачности в районе Чагчаран. Лётчик капитан Николай Иванович Герасимов погиб. - 29 мая 1980
— Як-38. Упал на взлёте в Шинданд. Лётчик выжил. - 1 августа 1980
— МиГ-21бис (115-й гвардейский истребительный авиационный полк). Сбит ДШК в районе Джабаль-Уссарадж. Лётчик ст. л-т Чешенко Л. А. погиб. - 9 сентября 1980
— МиГ-21Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Сбит огнём с земли между Газни и Кабулом. Лётчик капитан Горячковский В. В. погиб. - 23 сентября 1980
— один МиГ-21Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья) и два МиГ-21СМ. Уничтожены на земле при взрыве склада боеприпасов на аэродроме Кандагар[10]. - 12 ноября 1980
— МиГ-21бис (115-й гвардейский истребительный авиационный полк). Потерян в районе Файзабад. Лётчик выжил.
1981[ | ]
- 19 марта 1981
— Як-28Р (87-й отдельный разведывательный авиационный полк). При выполнении боевого вылета потерпел аварию на взлёте с аэродрома Карши (Узбекистан) из-за ошибки лётчика. Самолёт сгорел, экипаж не пострадал. - 15 июня 1981
— МиГ-21УБ (27-й гвардейский истребительный авиационный полк). Сбит огнём с земли в районе Тора-Бора. Один член экипажа погиб, второй (к-н Корчинский) попал в плен. Позже возвращен на Родину в результате обмена. - 19 июня 1981
— Су-17 (217-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Столкнулся с землёй во время разведывательного вылета. Лётчик, старший лейтенант Фарид Акмаев, погиб.[11] - 14 декабря 1981
— Су-25 (200-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья). Во время атаки цели врезался в гору, причиной крушения стали крен, вызванный несимметричной подвеской авиабомб и «человеческий фактор». Лётчик — капитан М. Е. Дьяков погиб[12][13]. - 8 сентября 1981
— Су-17 (217-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Обстоятельства потери неизвестны, информация о судьбе лётчика — к-на Лишенкова Виталия отсутствует .
1983[ | ]
- 15 февраля 1983
— Ан-12 (111-й отдельный смешанный авиационный полк). Сбит ПЗРК при заходе на посадку в районе Джелалабада. Все члены экипажа: м-р Н. Самылин, к-н Н. Котляр, ст. л-т С. Кулик, к-н Е. Дрикер, ст. л-т С. Соловьев погибли. - 14 апреля 1983
— Су-25 (200-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья). Разбился на взлёте по причине ошибки в технике пилотирования. Лётчик выжил.[14] - 26 апреля 1983
— МиГ-21 (вероятно, 263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Сбит ДШК в районе Кабула; по неофициальной версии — потерян из-за ошибки лётчика или случайно попал под реактивный снаряд, выпущенный другим самолётом. Лётчик ст. л-т В. Константинов погиб. - 2 июля
(или 17 июня?)
1983
— Ан-12 (50-й отдельный смешанный авиационный полк). Сбит огнём ДШК на взлёте с аэродрома Джелалабад. Все находившиеся на борту погибли (8 человек). - 18 августа 1983
— Су-17М3 (156-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Сбит ДШК при заходе на цель северо-западнее Кандагара. Лётчик старший лейтенант Костяев погиб.[15] - 16 сентября 1983
— Ан-12БП (194-й отдельный военно-транспортный авиационный полк). Сошёл со взлётно-посадочной полосы аэродрома Шинданд и столкнулся с двумя вертолётами Ми-6. Из находившихся на борту 5 человек погибли, 1 выжил. - 29 октября 1983
— МиГ-21бис (927-й истребительный авиационный полк). Подбит ДШК юго-западнее Бамиана, загорелся. Лётчик катапультировался возле аэродрома и выжил. - 19 декабря 1983
— Су-17М3 (156-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Потерян в районе Баграма. По свидетельству экипажа Ан-26 сбит ПЗРК.Лётчик ст.лейтенант Алексенко А. И. выжил. - 1983
(дата неизвестна) — Су-17М3 (136-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Обстоятельства потери неизвестны. Лётчик Смирнов С.А Зам.ком.Аэ. выжил.[
источник не указан 50 дней
]
1986[ | ]
- 3 апреля 1986
— Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Сбит ДШК юго-западнее Гардеза. Лётчик, старший лейтенант Покатаев Евгений Александрович, погиб.[11] - 6 апреля 1986
— Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиационный полк). Сбит в районе Хоста зенитным огнём из ПЗРК Redeye. Лётчик А. В. Руцкой выжил. - 18 апреля 1986
— Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиационный полк). Списан после аварийной посадки в районе Хоста с боевыми повреждениями от огня ДШК. Лётчик (майор К. Л. Осипов) не пострадал. - 17 мая 1986
— Су-17М3 (136-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Сбит ДШК в районе Баграма. Лётчик выжил. - 15 июня 1986
— Су-17УМ3 (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Потерян по небоевой причине во время взлёта с аэродрома Баграм. Оба члена экипажа выжили. - 16 августа 1986
— Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Самолёт сбит ДШК или ПЗРК юго-западнее Джелалабада. Лётчик майор Фадеев катапультировался и подобран экипажем ППС. - 23 августа 1986
— Су-25 (378-я ОШАП). Сбит ПЗРК в районе афгано-иранской границы. Лётчик капитан Смирнов А. Г. катапультировался — выжил.[22] - 22 сентября 1986
— Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Во время разведывательного вылета в районе Бамиана получил боевые повреждения от огня с земли, разбился при посадке. Лётчик капитан Александров выжил. - 2 октября 1986
— Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиационный полк). Предположительно столкнулся с горой в ночном вылете в провинции Вардак. Лётчик старший лейтенант А. Баранов погиб. - 22 октября 1986
— Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Сбит в районе афгано-пакистанской границы. Летчик Ст. л-т Смолин катапультировался и подобран ПСС. - 18 ноября 1986
— Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиационный полк). Сбит ПЗРК. Лётчик выжил.[23] - 20 ноября 1986
— Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиационный полк). Сбит в районе Саланга. Лётчик старший лейтенант Алешин Игорь Викторович погиб.[24] - 29 ноября 1986
— Ан-12 (50-й отдельный смешанный авиационный полк). Сбит ПЗРК после взлёта с аэродрома Кабул. Все члены экипажа и пассажиры погибли (около 30 человек).
Основная статья: Катастрофа Ан-12 под Кабулом (1986)
- 3 декабря 1986
— два Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиационный полк). Оба самолёта сбиты ПЗРК западнее Кабула. Оба лётчика выжили.[18] - 26 декабря 1986
— Ан-26РТ (50-й отдельный смешанный авиационный полк). Сбит двумя ракетами ПЗРК. Из состава экипажа погиб 1 человек. - 1986
(дата неизвестна) — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Получил тяжёлые боевые повреждения и списан. Летчики м-р Пакин и ст. л-нт Кокоткин остались живы. - 1986
(дата неизвестна) — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Самолет поврежден огнем с земли, летчик Капитан Александров катапультировался в районе аэродрома Баграм , подобран вертолетом ПСО. - 1986
(дата неизвестна) — Су-17М3 (166-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Сбит огнём с земли. Лётчик выжил.
1982[ | ]
- 27 мая 1982
— МиГ-21 (27-й гвардейский истребительный авиационный полк). Сбит огнём с земли (прямое попадание в подвешенную авиабомбу). Лётчик к-н Срыбный А. И. погиб. - Июнь 1982
— МиГ-21бис (27-й гвардейский истребительный авиационный полк). Потерян в результате возникновения пожара на борту в боевом вылете (очевидно, подбит огнём ДШК). Лётчик выжил. - 13 августа 1982
— МиГ-21Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Потерян по неизвестным причинам при нанесении удара по наземной цели. Лётчик ст. л-т А. Ж. Миронов пропал без вести. Фактически погиб. - 18 августа 1982
— МиГ-21бис (145-й истребительный авиационный полк). Сбит в районе Баграма. Лётчик выжил. - 30 августа 1982
— МиГ-21Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Потерян при аварийной посадке (очевидно, из-за боевых повреждений). Лётчик Виктор Николаевич Лабинцев скончался в госпитале от ожогов. - 14 сентября 1982
— МиГ-21Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Обстоятельства потери неизвестны. Лётчик погиб. - 24 октября 1982
— МиГ-21Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Сбит огнём ДШК. Лётчик майор Олев Оттович Яассон погиб. - 4 декабря 1982
— Су-17УМ3 (136-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Сбит западнее Кандагара огнём ДШК при выполнении доразведки после удара по цели. Оба члена экипажа Виктор Степанович Гавриков и Игорь Николаевич Хлебников погибли.
1985[ | ]
- 22 января 1985
— Ан-26РТ (50-й отдельный смешанный авиационный полк). Сбит ПЗРК в районе Джебаль-Уссардж. Погибли все находившиеся на борту (7 человек). - 13 февраля 1985
— Су-17М3 (168-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков). Столкнулся с землёй северо-западнее Кандагара во время атаки цели в ночных условиях. Лётчик, замполит аэ майор Иванов, погиб. - 11 марта 1985
— Ан-30Б (50-й отдельный смешанный авиационный полк). Подбит ПЗРК в Панджшерском ущелье; возник пожар на борту, упал при попытке совершить посадку в Баграме. 2 члена экипажа погибли, 3 выжили. - 21 июня 1985
— МиГ-23МЛД (982-й истребительный авиационный полк). Потерян в районе Калат, предположительно мог быть сбит зенитным огнём. Лётчик погиб.[19] - 1 июля 1985
— Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Потерян из-за отказа двигателя сразу после взлёта с аэродрома Баграм. Лётчик выжил. - 11 июля 1985
— Ан-12 (111-й отдельный смешанный авиационный полк). Сбит ПЗРК на взлёте с аэродрома Кандагар. Погибли 14 человек. Некоторые источники относят эту потерю к 22 сентября. - 22 июля 1985
— Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиационный полк). Сбит огнём зенитной горной установки в Панджшерском ущелье. Лётчик, старший лейтенант Сергей Викторович Шумихин, погиб.[20] - 23 июля 1985
— МиГ-23МЛД (905-й истребительный авиационный полк). Сбит огнём ДШК при перелёте из Афганистана в Талды-Курган (Казахстан). Лётчик погиб.[19][21] - 8 августа 1985
— МиГ-23МЛД (982-й истребительный авиационный полк). Столкнулся с горой северо-западнее Кандагара, возможно, в результате боевых повреждений. Лётчик погиб.[19] - 18 октября 1985
— МиГ-23 (982-й истребительный авиационный полк). Столкнулся в воздухе с другим МиГ-23 (вернувшимся после столкновения на аэродром) в районе Кандагара. Лётчик выжил.[19] - 16 декабря 1985
— Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиационная эскадрилья). Потерян в долине Бамиан[de], вероятно, в результате обстрела из ДШК. Лётчик выжил. - 27 декабря 1985
— МиГ-23МЛД (655-й истребительный авиационный полк). Сбит огнём зенитной горной установки над Джабаль-Уссардж. Лётчик старший штурман 655-го иап подполковник А. Левченко погиб.
1989[ | ]
- 7 января 1989
— Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиационный полк). Сбит ПЗРК «Стингер» в районе Пагман. Лётчик старший лейтенант (возможно капитан) Гордиенко погиб.[33][34] - 11 января 1989
— МиГ-23МЛД (120-й истребительный авиационный полк). Потерян в районе Шинданд из-за технических неполадок (отказ турбонасоса). Лётчик капитан С.Лубенцов выжил.[35] - 22 января 1989
— Ан-26М (50-й отдельный смешанный авиационный полк). Получил тяжёлые повреждения на аэродроме Кандагар во время ракетного обстрела, по всей видимости, списан. Жертв нет. - 23 января 1989
— Ан-12БП №11987 (930-й военно-транспортный авиационный полк). Разбился при посадке под огнём противника на аэродром Кандагар. Жертв нет.