Продолжение «двадцать седьмого»: пять лучших самолетов на основе Су-27


43 года назад, 20 мая 1977 года, впервые поднялся в небо
первый опытный экземпляр Су-27. Этот самолет по праву признан одним из главных символов отечественной военной авиации второй половины XX века. Вобрав в себя все самые передовые разработки своего времени, «двадцать седьмой» получил огромный потенциал для модернизации. За прошедшие десятилетия разработаны десятки модификаций истребителя и созданы новые самолеты на его базе. О пяти самых интересных преемниках Су-27 – в нашем материале.

Су-27: «отец» семейства истребителей

Запуск программы по созданию перспективного фронтового истребителя (ПФИ) стал ответом Советского Союза на появление у американцев истребителя четвертого поколения F-15, который впервые поднялся в небо в 1972 году. Новый отечественный самолет должен был превзойти американский. К началу программы в 1971 году у ОКБ Сухого уже были наработки по теме, и в 1977 году прототип нового самолета впервые поднялся в воздух. Управлял им заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора Сергея Ильюшина. В 1982 году начался серийный выпуск Су-27. На вооружение истребитель официально был принят только в 1990 году, но до этого уже более пяти лет использовался в ВВС и авиации войск ПВО СССР. .

Су-27 разрабатывался как истребитель четвертого поколения, и его задачами было завоевание господства в воздухе. Чтобы обогнать американцев, в основу проекта было заложено множество новых и перспективных идей, в частности использование интегральной аэродинамической компоновки и широкое применение титана. Су-27 стал первым отечественным истребителем, оборудованным электродистанционной системой управления. Самолет оснащался новейшим радаром, оптико-электронной системой прицеливания и передовым вооружением, в том числе специально созданным для него. Силовой установкой «двадцать седьмых» стали два двигателя АЛ-31Ф, разработанных в ОКБ А.М. Люльки и обладавших высокими удельными показателями по массе, тяге и экономичности.

Создание Су-27 стало одним из крупнейших оборонных проектов 1970-80-х гг., в который были вовлечены огромные ресурсы и сотни предприятий СССР. На модификациях самолета было установлено 59 мировых рекордов, а его маневренность и устойчивость были подтверждены выполнением сложнейших фигур высшего пилотажа. В 1989 году летчик-испытатель Виктор Пугачев на авиасалоне в Ле Бурже продемонстрировал на Су-27 новую фигуру – впечатляющую «кобру», еще более укрепив международный триумф истребителя. Был отмечен и новаторский внешний облик самолета, надолго определивший тенденции в дизайне истребителей.

Начиная с 1977 года в СССР и России было построено более 1600 самолетов типа Су-27, которые ныне стоят на вооружении 17 стран. Удачный базовый планер Су-27 с большим ресурсом развития позволил ему стать своеобразным конструктором, на основе которого было создано множество модификаций, выполняющих различные задачи. Некоторые из них относятся к поколению 4++ и на данный момент являются одними из самых современных истребителей в мире. В ближайшее десятилетие, а возможно, и на больший срок «потомки» Су-27 будут задавать тон в небе.

хЯРПЕАХРЕКЭ ЛНДЕКХ яС-27ял

ЪБКЪЕР ЯНАНИ ЙЮВЕЯРБЕММН МНБСЧ Х ЦКСАНЙН ЛНДЕПМХГХПНБЮММСЧ БЕПЯХЧ ЯЮЛНКЕРЮ РХОЮ яС-27. оЕПБШИ ОНКЕР ХЯРПЕАХРЕКЪ ЯНЯРНЪКЯЪ 27 ДЕЙЮАПЪ 2002 ЦНДЮ.

мЮХАНКЕЕ ЯСЫЕЯРБЕММШЕ НРКХВХЪ Б ЩРХУ ЛЮЬХМЮУ ЙНЯМСКХЯЭ ПСКЕБНИ ЯХЯРЕЛШ Х ЯХЯРЕЛШ АНЕБНИ ЙНЛОКЕЙРЮЖХХ. б ЯНЯРЮБ БННПСФЕМХЪ МНБНИ ЛЮЬХМШ АШКХ БЙКЧВЕМН ЙЮВЕЯРБЕММН МНБНЕ БННПСФЕМХЕ, ЙНРНПНЕ ЛНФЕР ОНПЮФЮРЭ НАЗЕЙРШ ЙЮЙ МЮ ГЕЛКЕ, РЮЙ Х МЮД ЛНПЕЛ. рЮЙФЕ МНБШИ ЯЮЛНКЕР НЯМЮЫЕМ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ ЯХЯРЕЛНИ ОНЯКЕДМЕЦН ОНЙНКЕМХЪ, ЙНРНПЮЪ ОНГБНКЪЕР НРЯКЕФХБЮРЭ НАЗЕЙРШ.

йПНЛЕ РНЦН, ОХКНРШ ХЛЕЧР МЮЬКЕЛМСЧ ЯХЯРЕЛС, ЙНРНПЮЪ ОНГБНКЪЕР СЙЮГШБЮРЭ ЖЕКХ. дЮММШИ ЯЮЛНКЕР ЪБКЪЕРЯЪ ДНЯРЮРНВМН МНБНИ Х ОПНЦПЕЯЯХБМНИ ЛЮЬХМНИ, РЕЛ АНКЕЕ ВРН НМЮ ЛНФЕР БШОНКМЪРЭ НВЕМЭ ЯКНФМШЕ КЕРМШЕ ЛЮМЕБПШ, ЙНРНПШЕ МЕ ОНД ЯХКС МХ НДМНЛС ХМНЯРПЮММНЛС ЮМЮКНЦС.

пЕЮКХГНБЮММШИ ЙНЛОЮМХЕИ «яСУНИ» БЮПХЮМР ЛНДЕПМХГЮЖХХ яС-27ял ОПЕБПЮЫЮЕР ЩРС ЛЮЬХМС Б ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШИ ЯЮЛНКЕР Х БЙКЧВЮЕР СЯРЮМНБЙС ЮООЮПЮРСПШ ОПЕДСОПЕФДЕМХЪ Н ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЛ НАКСВЕМХХ к-150, ДНПЮАНРЙС ЯХЯРЕЛШ СОПЮБКЕМХЪ БННПСФЕМХЕЛ ясб-27щ ДКЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ БНГЛНФМНЯРХ ОПХЛЕМЕМХЪ ПЮЙЕР «БНГДСУ — БНГДСУ» пбб-ющ (п-77), ПЮЙЕР «БНГДСУ — ОНБЕПУМНЯРЭ» у-29р (ре), у-29к, у-31о, у-31ю Х ЙНППЕЙРХПСЕЛШУ ЮБХЮАНЛА йюа-500йп, йюа-1500йп. апщн ЛНДЕПМХГХПНБЮМН ДКЪ ОНБШЬЕМХЪ БШФХБЮЕЛНЯРХ ЛЮЬХМШ Б СЯКНБХЪУ ХМРЕМЯХБМНЦН ПЮДХНЩКЕЙРПНММНЦН ОПНРХБНДЕИЯРБХЪ ЯН ЯРНПНМШ ОПНРХБМХЙЮ, ХМТНПЛЮЖХНММН-СОПЮБКЪЧЫЕЕ ОНКЕ ЙЮАХМШ ДНПЮАНРЮМН ГЮ ЯВЕР ЛНМРЮФЮ ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШУ ФХДЙНЙПХЯРЮККХВЕЯЙХУ ХМДХЙЮРНПНБ, СЯРЮМНБКЕМЮ ЯХЯРЕЛЮ ДНГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б ОНКЕРЕ, СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМН ЙЮРЮОСКЭРХПСЕЛНЕ ЙПЕЯКН Х МЮЬКЕЛМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЖЕКЕСЙЮГЮМХЪ.

оЕПБНМЮВЮКЭМН ДЮММЮЪ ЛЮЬХМЮ ПЮГПЮАЮРШБЮКЮЯЭ ОНД ПЮАНВХЛ МЮГБЮМХЕЛ яС-27 Я МЮВЮКЮ 60-У ЦНДНБ ОПНЬКНЦН БЕЙЮ. дЮММШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ НРМНЯХКЯЪ Й ВЕРБЕПРНЛС ОНЙНКЕМХЧ ЯЮЛНКЕРНБ РЮЙНЦН РХОЮ. оНКМНЛЮЯЬРЮАМЮЪ ПЮГПЮАНРЙЮ ЮООЮПЮРЮ МЮВЮКЮЯЭ РНКЭЙН Я 1969 ЦНДЮ. мН ЮЙРХБМЮЪ ОНДДЕПФЙЮ ДЮММНЦН ОПНЕЙРЮ МЮВЮКЮЯЭ РНКЭЙН Я 1972 ЦНДЮ, ЙНЦДЮ ЛХМХЯРЕПЯРБН яяяп ПЮЯОНПЪДХКНЯЭ НА ЮЙРХБМНИ ПЮГПЮАНРЙЕ МНБНЦН ТПНМРНБНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ, ЙНРНПШИ ДНКФЕМ МЕ СЯРСОЮРЭ ХМНЯРПЮММШЛ ЯЮЛНКЕРЮЛ ЩРНЦН ФЕ РХОЮ. оПХ ОПНЕЙРХПНБЮМХХ ДЮММСЧ ЛЮЬХМС БН БЯЕУ ДНЙСЛЕМРЮУ МЮГШБЮКХ ЛНДЕКЭЧ р-10, Ю МЮГБЮМХЕ яС-27ял АШКН ГЮЯЕЙПЕВЕМН Х ОПЕДНЯРЮБКЕМН ЮООЮПЮРС ОН ЕЦН ЦНРНБМНЯРХ.

оЕПБШЕ МЮАПНЯЙХ БМЕЬМЕЦН НАКХЙЮ ЯЮЛНКЕРЮ АШКХ ЯДЕКЮМШ ЕЫЕ Б 69-НЛ ЦКЮБМШЛ ЙНМЯРПСЙРНПНЛ ОПНЕЙРМНЦН НРДЕКЮ АЧПН яСУНЦН б.х. юМРНМНБШЛ. б ЩРНЛ ФЕ НРДЕКЕ АШК ЦНРНБ ОЕПБШИ БЮПХЮМР ХГДЕКХЪ р-10.

нЯНАЕММНЯРЭЧ ЯЮЛНКЕРЮ ЛНДЕКХ яС-27ял ЯРЮКН РН, ВРН ЙНПОСЯ ЛЮЬХМШ БШОНКМЕМ Б ЕДХМНИ МЕЯСЫЕИ ЯУЕЛЕ, ВРН ОНГБНКЪЕР ОНБШЯХРЭ КЕРМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ Х ХГАЕЦМСРЭ ДЕТНПЛЮЖХИ ЮООЮПЮРЮ ОПХ ОНКЕРЕ. оЕПЕУНДШ НР ЙНПОСЯЮ ДН ЙПШКЮ ОКЮБМШЕ, ВРН ОНБШЬЮЕР НАРЕЙЮЕЛНЯРЭ ЛЮЬХМШ. дЮММШИ ЛМНЦНПЕФХЛМШИ ЮООЮПЮР НЯМЮЫЕМ ХМРЕЦПЮКЭМНИ ЯХЯРЕЛНИ, ЙНРНПСЧ ПЮМЭЬЕ МЕ ОПХЛЕМЪКХ МЮ ЯЮЛНКЕРЮУ нйа яСУНЦН.

оЕПЕДМЪЪ ВЮЯРЭ ЛЮЬХМШ ХЛЕКЮ МЮДЯРПНЕММСЧ ВЮЯРЭ, Б ЙНРНПНИ АШК ПЮГЛЕЫЕМ НРЯЕЙ ОНД пкя, НРДЕК ДКЪ ЬЮЯЯХ Х ЙЮАХМЮ ЩЙХОЮФЮ. рЮЙФЕ РСР АШКН ПЮГЛЕЫЕМН АНПРНБНЕ НАНПСДНБЮМХЕ. й ГЮЙЮАХММНЛС НРЯЕЙС ЯЮЛНКЕРЮ АШКХ ОПХЙПЕОКЕМШ ДБЮ РСПАНПЕЮЙРХБМШУ ДБХЦЮРЕКЪ, ЙНРНПШЕ НЯМЮЫЕМШ СОПЮБКЪЕЛШЛХ БНГДСУНГЮАНПМХЙЮЛХ. й ЦНМДНКЮЛ ЮООЮПЮРЮ ЙПЕОХРЯЪ НОЕПЕМХЕ ТЧГЕКЪФЮ Х ЯОЕЖХЮКЭМШЕ ОНДТЧГЕКЪФМШЕ ЦПЕАМХ. оНБШЬЕМХЕ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХУ ЯБНИЯРБ ЯЮЛНКЕРЮ АШКН ОНКСВЕМН ГЮ ЯВЕР ХМРЕЦПЮКЭМНИ ЯХЯРЕЛШ ЙНПОСЯЮ. йПНЛЕ РНЦН, НМЮ ОНГБНКХКЮ СБЕКХВХРЭ ОПНЯРПЮМЯРБН ДКЪ РНОКХБМШУ АЮЙНБ Х ДНОНКМХРЕКЭМНЦН НАНПСДНБЮМХЪ. мНБЬЕЯРБНЛ АШКЮ Х ЙНМЯРПСЙЖХЪ ЙПШКЮ. нМН АШКН БШОНКМЕМН Б НФХБЮКЭМНИ ЯУЕЛЕ Х НЯМЮЫЕМН СЯХКЕММШЛ ЙНПМЕБШЛ МЮОКШБНЛ.

б ЯЮЛНКЕРЕ яС-27ял БОЕПБШЕ АШКЮ ПЕЮКХГНБЮМЮ МНБЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ ОПНДНКЭМНИ МЕСЯРНИВХБНЯРХ МЮ ДНГБСЙНБШУ ПЕФХЛЮУ ОНКЕРЮ. дЮММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ НАЕЯОЕВХБЮЕР АЮКЮМЯХПНБЙС ГЮ ЯВЕР ЮБРНЛЮРХЙХ, ЙНРНПЮЪ ОНЯРПНЕМЮ ОН ОПХМЖХОС ВЕРШПЕУЙПЮРМНЦН ПЕГЕПБХПНБЮМХЪ ЯХЯРЕЛ. вРН ЙЮЯЮЕРЯЪ ЯХЯРЕЛШ ОНЯЮДЙХ, РН ОЕПБНМЮВЮКЭМН АШКЮ ХЯОНКЭГНБЮМЮ ЯРЮМДЮПРМЮЪ РПЕУНОНПМЮЪ ЯУЕЛЮ. мН НМЮ МЕ ДЮБЮКЮ МСФМНЦН ПЮЯОПЕДЕКЕМХЪ МЮЦПСГЙХ, ОНЯКЕ ВЕЦН ЙНМЯРПСЙРНПШ ОПХЛЕМХКХ СОПНЫЕММСЧ РЮЙ МЮГШБЮЕЛСЧ БЕКНЯХОЕДМСЧ ЯУЕЛС, ЙНРНПЮЪ АШКЮ НЯМЮЫЕМЮ ЯХЯРЕЛНИ ПЮЯОПЕДЕКЕМХЪ БЕЯЮ.

тЧГЕКЪФ ЛЮЬХМШ ЯНЯРНХР ХГ РПЕУ НЯМНБМШУ ВЮЯРЕИ, Ю ХЛЕММН: МНЯНБЮЪ Я ЙЮАХМНИ ОХКНРНБ, ЯПЕДМЪЪ, Б ЙНРНПНИ ПЮЯОНКНФЕМШ РНОКХБМШЕ АЮЙХ, Х УБНЯРНБЮЪ, Б ЙНМЯРПСЙЖХЧ ЙНРНПНИ БУНДЪР УБНЯРНБШЕ АЮКЙХ Х ЖЕМРПЮКЭМЮЪ АЮКЙЮ ЙНПОСЯЮ ЛЮЬХМШ. йНМЯРПСЙРНПШ ЬХПНЙН ХЯОНКЭГНБЮКХ РХРЮМ, ЙНРНПШИ ГМЮВХРЕКЭМН СЛЕМЭЬХК БЕЯ ЙНМЯРПСЙЖХХ ЮООЮПЮРЮ Х ОПХ ЩРНЛ МЕ ЯМХГХК ФЕЯРЙНЯРХ Х ЙПЕОНЯРХ ЙНМЯРПСЙЖХХ. оПХ ХГЦНРНБКЕМХХ ДЮММНИ ЛЮЬХМШ, ЙЮЙ МХ ЯРПЮММН, ОПЮЙРХВЕЯЙХ МЕ ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ ЙНЛОНГХЖХНММШЕ ЛЮРЕПХЮКШ. мЮ ЛЮЬХМЕ РХОЮ яС-27ял СЯРЮМНБКЕМН Х МНЯНБНЕ НОЕПЕМХЕ ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН РХОЮ.

яЮЛНКЕР яС-27ял ЪБКЪЕРЯЪ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ ОЕПБНИ ЛЮЬХМНИ ДЮММНЦН РХОЮ, ЙНРНПШИ НЯМЮЫЕМ ДХЯРЮМЖХНММНИ ЯХЯРЕЛНИ СОПЮБКЕМХЪ. гЮ ЯВЕР МНБШУ АНПРНБШУ ЯХЯРЕЛ ЛЮЬХМЮ ЛНФЕР ГМЮВХРЕКЭМН АШЯРПЕЕ НАПЮАЮРШБЮРЭ ХМТНПЛЮЖХЧ Х, ЙЮЙ ЯКЕДЯРБХЕ, ГМЮВХРЕКЭМН АШЯРПЕЕ ПЕЮЦХПНБЮРЭ Х БШОНКМЪРЭ ЙНЛЮМДШ.

яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ ЛЮЬХМШ ЯНЯРНХР ХГ ДБСУ РСПАНПЕЮЙРХБМШУ ДБХЦЮРЕКЕИ РХОЮ юк, ЙНРНПШЕ НЯМЮЫЕМШ ТНПЯЮФМШЛХ ЙЮЛЕПЮЛХ. нМХ ПЮГЛЕЫЕМШ Б ЦНМДНКЮУ ОНД УБНЯРНБШЛ НРЯЕЙНЛ ЛЮЬХМШ. дЮММШИ БХД ДБХЦЮРЕКЕИ НРКХВЮЕРЯЪ ЛЮКШЛ ПЮЯУНДНЛ РНОКХБЮ Х ХЛЕЕР НРКХВМШЕ ЯХКНБШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ МЮ ПЮГКХВМШУ ПЕФХЛЮУ ПЮАНРШ.

юООЮПЮР РХОЮ яС-27ял НЯМЮЫЕМ ВЕРШПЭЛЪ РНОКХБМШЛХ АЮЙЮЛХ НАЫЕИ ЕЛЙНЯРЭЧ АНКЕЕ ВЕЛ 11 РШЯЪВ КХРПНБ. аЮЙХ ПЮЯОНКНФЕМШ Б НЯМНБЕ ТЧГЕКЪФЮ ЛЮЬХМШ Х Б ЙПШКЭЪУ. дКЪ ОНКЕРНБ ЯЮЛНКЕР ХЯОНКЭГСЕР ЮБХЮЖХНММШИ ЙЕПНЯХМ, ЙНРНПШИ ГЮОПЮБКЪЧР ВЕПЕГ ЯОЕЖХЮКЭМСЧ МХЬС ОЕПЕДМЕИ МНЦХ.

дКЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ БЯЕУ ЦХДПЮБКХВЕЯЙХУ ЯХЯРЕЛ ЛЮЬХМШ МСФМН ОНЯРНЪММНЕ ДЮБКЕМХЕ ЛЮЯКЮ 280 ЙЦ/ЯЛ2. нАЮ ДБХЦЮРЕКЪ ЛЮЬХМШ ХЛЕЧР ЮБРНМНЛМШЕ ЛЮЯКЪМШЕ МЮЯНЯШ. йПНЛЕ ДБХЦЮРЕКЕИ, ЦХДПЮБКХЙЮ ХЯОНКЭГСЕРЯЪ Б ЬЮЯЯХ, РНПЛНГМНИ ЯХЯРЕЛЕ Х ЯХЯРЕЛЕ ОПЮБКЕМХЪ. дКЪ РНЦН ВРНАШ ОПНХГБЕЯРХ ЮБЮПХИМШИ БШОСЯЙ ЬЮЯЯХ, ЯЮЛНКЕР ЛНДЕКХ яС-27ял ХЛЕЕР ДНОНКМХРЕКЭМСЧ ОМЕБЛЮРХВЕЯЙСЧ ЯХЯРЕЛС, ЙНРНПЮЪ ПЮАНРЮЕР МЮ ЯФЮРНЛ ЮГНРЕ.

ьЮЯЯХ ЮООЮПЮРЮ ОПЕДЯРЮБКЕМН РПЕЛЪ НОНПЮЛХ, ЙНРНПШЕ ХГЦНРНБКЕМШ ОН РЕКЕЯЙНОХВЕЯЙНИ ЯУЕЛЕ. йЮФДЮЪ НОНПЮ НЯМЮЫЕМЮ НДМХЛ ЙНКЕЯНЛ Я РНПЛНГМНИ ЯХЯРЕЛНИ Х ЮЛНПРХГЮРНПЮЛХ ЦЮГНЛЮЯКЪМНЦН РХОЮ.

вРН ЙЮЯЮЕРЯЪ ЩМЕПЦНЯМЮАФЕМХЪ, РН ЯЮЛНКЕР ОХРЮЕРЯЪ РНЙНЛ Б 200 БНКЭР Х ВЮЯРНРНИ Б 400 ЦЕПЖ. дКЪ ОПНХГБНДЯРБЮ ЩКЕЙРПНЩМЕПЦХХ МЮ ДБХЦЮРЕКЪУ СЯРЮМНБКЕМШ ЦЕМЕПЮРНПШ РХОЮ цо-21. бРНПХВМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЩКЕЙРПНОХРЮМХЪ ПЮАНРЮЕР НР РНЙЮ Б 27 БНКЭР. б ЯКСВЮЕ ОНКНЛЙХ ЦЕМЕПЮРНПНБ ЯЮЛНКЕР НЯМЮЫЕМ ЙЮДЛХЕБШЛХ АЮРЮПЕЪЛХ, ЙНРНПШЕ ПЮЯОНКНФЕМШ Б МНЯНБНИ МХЬЕ ДКЪ ЬЮЯЯХ.

яЮЛНКЕР РХОЮ яС-27ял ЛНФМН ЯВХРЮРЭ ОНХЯРХМЕ ЙЮВЕЯРБЕММНИ АНЕБНИ ЛЮЬХМНИ, ЙНРНПЮЪ ЯНЯРЮБКЪЕР ЙНМЙСПЕМЖХЧ ХМНЯРПЮММШЛ ЮМЮКНЦЮЛ.

нРПЮАНРЙЮ НЯМНБМШУ МЮОПЮБКЕМХИ ЛНДЕПМХГЮЖХХ НДМНЛЕЯРМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ АШКЮ МЮВЮРЮ МЮ НДМНЛ ХГ ЯЕПХИМШУ ЯЮЛНКЕРНБ яС-27 (No.38-02, АНПРНБНИ No.56), БГЪРНЛ МЕОНЯПЕДЯРБЕММН ХГ ЯРПНЕБНИ ВЮЯРХ — ХЯРПЕАХРЕКЭМНЦН ЮБХЮОНКЙЮ ббя пНЯЯХХ, АЮГХПСЧЫЕЦНЯЪ МЮ НДМНЛ Я ГЮБНДНЛ-ХГЦНРНБХРЕКЕЛ ЮЩПНДПНЛЕ дГЕЛЦХ. б ЙНМЖЕ 2002 Ц. ОЕПЕНАНПСДНБЮМХЕ АШКН ГЮБЕПЬЕМН, Х 27 ДЕЙЮАПЪ 2002 Ц. КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ «нйа яСУНЦН» еБЦЕМХИ тПНКНБ ОНДМЪК ЕЦН Б ОЕПБШИ ОНКЕР. оНЯКЕ МЕЯЙНКЭЙХУ ОНКЕРНБ Б йНЛЯНЛНКЭЯЙЕ-МЮ-юЛСПЕ, Ю ГЮРЕЛ Б фСЙНБЯЙНЛ, ЦНКНБМНИ яС-27ял АШК ОЕПЕАЮГХПНБЮМ Б юУРСАХМЯЙ ДКЪ ОПНБЕДЕМХЪ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШУ ХЯОШРЮМХИ.

б МЮВЮКЕ 2003 Ц. Й МЕЛС ОПХЯНЕДХМХКЯЪ ЕЫЕ НДХМ ДНПЮАНРЮММШИ ЯЮЛНКЕР (No.40-02), ХЯОНКЭГНБЮБЬХИЯЪ Я 1998 Ц. ОН ОПНЦПЮЛЛЕ ЛНДЕПМХГЮЖХХ ЩЙЯОНПРМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ яС-27яй. Х ДННАНПСДНБЮММШИ РНЦДЮ ЯХЯРЕЛНИ ДНГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б ОНКЕРЕ Х СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШЛ МЮБХЦЮЖХНММШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ (РНЦДЮ НМ ОНКСВХК ХГБЕЯРМНЯРЭ ОНД МЮГБЮМХЕЛ яС-30йх). рЕОЕПЭ, ОПНИДЪ НВЕПЕДМНИ ЩРЮО ЛНДЕПМХГЮЖХХ Х ОНКСВХБ АНПРНБНИ No.305, НМ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ Б ЙЮВЕЯРБЕ ЩРЮКНММНЦН НДМНЛЕЯРМНЦН ЛНДЕПМХГХПНБЮММНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ яС-27яйл.

еЫЕ ДН ГЮБЕПЬЕМХЪ ХЯОШРЮМХИ ОЕПБШУ ДБСУ НОШРМШУ ЯЮЛНКЕРНБ, ОН ГЮЙЮГС ббя пНЯЯХХ йМююон Б МЮВЮКЕ 2003 Ц. ОПХЯРСОХКН Й ЯЕПХИМНИ ЛНДЕПМХГЮЖХХ ЯРПНЕБШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ яС-27. б ПЕГСКЭРЮРЕ, СФЕ 26 ДЕЙЮАПЪ 2003 Ц. ОЕПБШЕ ОЪРЭ ЛНДЕПМХГХПНБЮММШУ ЯЮЛНКЕРНБ яС-27ял АШКХ ОЕПЕДЮМШ ббя Х ЯНБЕПЬХКХ ОЕПЕКЕР МЮ ЮЩПНДПНЛ жЕМРПЮ АНЕБНЦН ОПХЛЕМЕМХЪ Х ОЕПЕСВХБЮМХЪ КЕРМНЦН ЯНЯРЮБЮ ббя Б кХОЕЖЙЕ. рЮЙ БОЕПБШЕ Б ХЯРНПХХ ПНЯЯХИЯЙХУ ббя Б ЯРПНЕБСЧ ВЮЯРЭ ОНЯРСОХКЮ ЦПСООЮ АНЕБШУ ЯЮЛНКЕРНБ, ЛНДЕПМХГХПНБЮММШУ ДН СПНБМЪ ОНЙНКЕМХЪ «4+».
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪяС-27ял
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л14.70
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л21.93
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л6.36
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л262.04
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ17000
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ23700
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ33000
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 рпддт юк-31т
рЪЦЮ, ЙЦЯ:
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ2 У 7770
МЮ ТНПЯЮФЕ2 У 12500
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В:
С ГЕЛКХ1400
МЮ АНКЭЬНИ БШЯНРЕ2500 (л=2,35)
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ3900
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л18000
лЮЙЯ. ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММЮЪ ОЕПЕЦПСГЙЮ9
щЙХОЮФ, ВЕК1
бННПСФЕМХЕ:30-ЛЛ ОСЬЙЮ ць-301 (150 ОЮРПНМНБ). ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 8000 ЙЦ пЮЙЕРМНЕ БННПСФЕМХЕ ХЛЕЕР 10 СГКНБ ОНДБЕЯЙХ. лНФЕР СЯРЮМЮБКХБЮРЭЯЪ ДН 8 ПЮЙЕР ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ-БНГДСУ» п-27щп1 (щр1, п1, р1), ДН 8 ПЮЙЕР пбб-юе Х ДН 6 ПЮЙЕР п-73щ (РХОНБНИ БЮПХЮМР БННПСФЕМХЪ 8Уп-27щ (ХКХ пбб-юе) Х 4Уп-73щ);Б ЯНЯРЮБ СОПЮБКЪЕЛНЦН БННПСФЕМХЪ ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ-ОНБЕПУМНЯРЭ» ЛНЦСР БУНДХРЭ 6 ПЮЙЕР НАЫЕЦН МЮГМЮВЕМХЪ у-29р, у-29к, я-25кд ХКХ ЙНППЕЙРХПСЕЛШУ АНЛА йюа-500йП, 4 ОПНРХБНПЮДХНКНЙЮЖХНММШЕ ПЮЙЕРШ у-31о ХКХ у-25ло, 2 ПЮЙЕРШ АНКЭЬНИ ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ у-59л; БН БЯЕУ БЮПХЮМРЮУ МЕНАУНДХЛН НЯМЮЫЕМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ ОНДБЕЯМШЛ ЙНМРЕИМЕПНЛ ЯХЯРЕЛШ СОПЮБКЕМХЪ НПСФХЕЛ.
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
тНРНЦПЮТХХ:яС-27ял (c) тЕДНП кЕСУХМ
яС-27ял (c) рХУНМ
яС-27ял (c) тЕДНП кЕСУХМ
яС-27ял (c) юКЕЙЯЕИ
яС-27ял (c) бЮДХЛ яЮБХЖЙХИ
яС-27ял (c) юМЮРНКХИ аСПЖЕБ
яС-27ял (c) дЕЛНМ
яС-27ял (c) Kirill M
яС-27ял (c) kiba
яС-27ял (c) бКЮДХЛХП оЕРПНБ
яС-27ял (c) бЮДХЛ
йЮАХМЮ ОХКНРЮ яС-27ял (c) airforce.ru
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
йМююон. нДМНЛЕЯРМШИ ЛМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ яС-27ял мХЙНКЮИ ъЙСАНБХВ. бЯЕ ЮБХЮЬЕДЕБПШ яСУНЦН Defendingrussia.ru. яС-27ял : «яРЮКЭМЮЪ ЙНАПЮ» пНЯЯХИЯЙХУ бйя Avia.pro. яЮЛНКЕР яС-27ял Russianplanes.net. яСУНИ яС-27ял

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2020

Су-33: складные крылья морской авиации

Палубная версия Су-27 была создана по заказу ВМФ для защиты флота от воздушного нападения. На вооружение самолет был принят в 1998 году. Для ангарного хранения на авианосце самолет оборудован системой складывания крыльев и стабилизатора. Кроме того, от базовой модели его отличают усиленные опоры шасси и наличие тормозного гака, который при посадке на палубу цепляется за трос аэрофинишера и останавливает самолет. Кроме выполнения боевых задач, Су-33 может оснащаться подвесным агрегатом заправки и использоваться в качестве заправщика.

В 1989 году на Су-33 была совершена первая в отечественной истории посадка самолета обычной схемы на палубу авианосца. Всего было построено 26 серийных истребителей, часть из них до сих пор базируется на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов». В составе авиагруппы «Адмирала Кузнецова» истребители применялись в операциях вооруженных сил РФ в Сирии.

Су-30: тандем на 4 с плюсом

Двухместный истребитель Су-30 стал дальнейшим развитием семейства «двадцать седьмого» и относится к поколению 4+. Первый полет опытный экземпляр самолета совершил в 1988 году, а в 1990-е годы на его основе был создан экспортный вариант – Су-30МК, который запустили в серию в двух основных модификациях.

Наиболее «продвинутый» из них – Су-30МКИ. Среди его новинок – радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, которая обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение целей на больших дистанциях и в ближнем бою. Кроме того, Су-30 оборудованы мощными средствами радиоэлектронной борьбы для самообороны, как от вражеских истребителей, так и от систем ПВО.

Добавление в экипаж Су-30МК второго пилота-оператора позволило разделить обязанности и снизить нагрузку на летчиков. Двигатели АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги помогают выполнять в воздухе сложнейшие маневры.

Су-30МК изначально создавался с расчетом на мировой рынок, и его экспортные модификации сегодня эксплуатируются ВВС 12 стран. Иностранные Су-30 не раз встречались на учениях с аналогичными самолетами НАТО и неизменно показывали высокий уровень боевых характеристик. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ. В 2016 году эксплуатацию этих самолетов начала авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи».

Су-30М2


Комсомольские Су-30 чуть проще — нет ни ПГО, ни УВТ (фото: Артём Старков)
От обычных Су-27УБ их можно отличить по килям большей высоты с горизонтальной верхней кромкой и штанге дозаправки. Поставлялись в Китай и ряд других стран, а для ВВС России была закуплена небольшая партия для замены части выработавших ресурс Су-27УБ. Попроще они и внутри — радар предыдущего поколения. Это делает их дешевле, и покупатели победнее — если не считать Китая (которому более сложные иркутские машины просто не продали) — берут Су-30М2 во Вьетнаме, Алжире, Венесуэле, Уганде.

Су-35: трансзвуковой боец

Су-35 – самый молодой из «наследников» базового Су-27. Это глубокая модернизация «двадцать седьмого», которая по своим характеристикам, за исключением малозаметности, соответствует истребителям пятого поколения. Су-35 разработан в 2000 годах и сегодня является самым современным истребителем ВКС России.

В ходе работ по этой машине был модернизирован планер и обновлено бортовое оборудование. На борту Су-35 установлены новая информационно-управляющая система, новейшая РЛС «Ирбис», за сверхманевренность отвечают еще более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С. Благодаря новому двигателю самолет может выполнять длительные полеты на трансзвуковых скоростях без использования режима форсажа. Арсенал боевых средств также был расширен за счет новейших дальнобойных ракет.

По своим возможностям Су-35 превосходит большинство современных истребителей как в ближнем, так и в дальнем бою. Новейшие цифровые системы позволяют группе Су-35 эффективно взаимодействовать в воздухе и решать сложнейшие совместные задачи. Су-35 не имеет ограничений по углам атаки и обладает сверхманевренностью при высокой управляемости. Эти характеристики, а также возможность применения ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия существенно повышают боевой потенциал самолета.

Су-34: дерзкий «утенок»

Истребитель-бомбардировщик Су-34 может нести всю номенклатуру отечественных авиационных средств поражения, при этом атаковать цели при любых погодных условиях. Самолет относится к поколению 4++ и может выполнять боевые задачи в оперативной и тактической глубине без поддержки истребителей прикрытия.

Отличительная черта этих машин – компоновка кабины пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов решено было посадить летчиков рядом, а не друг за другом. «Нос» самолета стал шире, чем у Су-27. За такую своеобразную форму носа пилоты прозвали Су-34 «утенком». В бронированной кабине Су-34 можно встать в полный рост, в ней есть спальное место, биотуалет и мини-кухня. Кроме того, по сравнению с базовым Су-27 у этого истребителя увеличены бомбовая нагрузка и запас топлива.

Самолет разрабатывался с 1986 года в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24. Серийно выпускается с 2005 года, принят на вооружение в 2014 году. Благодаря собственной высокоэффективной РЛС и встроенной оптической прицельной станции Су-34 может быстро обнаруживать и уничтожать наземные цели, которые труднодоступны для других типов бомбардировщиков.

Соединение в одной машине функций истребителя и бомбардировщика, а также высокая маневренность делают Су-34 мощным оружием в боевых действиях. Свои умения в реальных боях самолет продемонстрировал во время конфликта в Сирийской Арабской Республике. Сегодня рассматриваются поставки Су-34 за рубеж.

Су-27КУБ


(Фото: Владимир Назаров)
И немного экзотики: увидев на фото такой самолет, легко можно принять его за какой-то из вариантов Су-34. На самом деле это был прототип палубного двухместного учебно-боевого истребителя. Впрочем, вживую его уже не встретить, единственный борт не летал уже много лет.

Самое удивительное в Су-27 — пластичность и адаптируемость этих машин к разным задачам, что позволяет потомкам Т-10 оставаться на гребне волны уже пятый десяток лет (первый полет Т-10-1, ещё не очень похожего на известный нам самолёт, состоялся в мае 1977). В начале 1990-х, после триумфальной для американцев «Войны в заливе», все ждали такого же триумфального шествия по рынку героя этой войны — тяжёлого истребителя F-15. Но по факту эта без вопросов замечательная машина «пошла» только союзникам и клиентам США — Израилю, Саудовской Аравии, Сингапуру, Южной Корее, Японии, а самыми продаваемыми тяжёлыми истребителями последних 25 лет стали «Сушки».

Гордимся? Гордимся. Это намного сложнее айфона.

J-11: китайский «родственник»

В 1990 году Су-27 был включен в список разрешенной к поставкам за рубеж военной техники СССР. А уже в 1992 году Китай стал первым зарубежным государством, которое закупило Су-27, значительно укрепив тем самым мощь ВВС Национально-освободительной армии Китая. По отзывам того времени, китайские летчики были потрясены новой российской техникой.

В 1996 году правительства двух стран подписали соглашение по сборке 200 истребителей на территории Китая из российских комплектующих в рамках масштабной программы модернизации китайских ВВС. Первые серийные образцы китайской сборки под названием «J-11» поднялись в небо в 1998 году. Российская сторона поставила по договору 105 комплектов Су-27 для сборки. От дальнейших поставок Китай отказался, выбрав путь самостоятельного развития базовой модели. Модифицированный J-11 на 15 лет стал одним из основных фронтовых истребителей ВВС Китая.

Кроме собственных разработок, Китай продолжал закупать в России более современные версии Су-27. Так, в 1999 году специально для Китая была разработана модель двухместного истребителя Су-30МКК. Изучив этот самолет и использовав в качестве базы модификацию J-11B, китайцы создали более современный всепогодный ударный истребитель J-16. Этот «троюродный брат» Су-27 производится с 2012 года и по имеющимся данным может относиться к истребителям поколения 4++.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]