Что делает американские «авиа-невидимки» бессмысленной технологией

Технологии снижения заметности (стелс-технология) необходима для маскировки средств вооружения и военной техники от обнаружения радиолокационными средствами противника.

Способов преобразования электромагнитных волн в иные виды энергии несколько, в том числе поглощение или рассеяние. В силу этого радиопоглощающие материалы используются в качестве покрытий для различных поверхностей: они уменьшают коэффициент отражения электромагнитных волн.

Одним из наиболее распространенных радиопоглощающих материалов (стелс-покрытий) является iron ball paint. Этот состав содержит микроскопические сферы, покрытые магнитным составом. Эффект действия прост: излучение локаторов превращается в тепло, что позволяет уменьшить заметность объекта. Подобным материалом был покрыт разведывательный самолет SR-71 Blackbird.

Резонансные стелс-покрытия обладают толщиной в ¼ длины волны, что позволяет отражать излучение от внешней и внутренней поверхностей покрытия. Что же касается нерезонансных покрытий, то они рассеивают излучение или отражают его в разных направлениях.


По понятным причинам, ни в России, ни в США особо не афишируются технологии, используемые при создании новейших истребителей. И, тем не менее, определенная информация о них, включая и состав снижающих заметность покрытий, попадает в прессу. Так, еще год назад стало известно, что новое стелс-покрытие получила кабина российского многоцелевого истребителя 5-го поколения Су-57. В «Ростехе» заверили, что новый композитный материал, примененный в покрытии, на 30% снизил заметность кабины. Покрытие увеличивает в 2 раза поглощение радиолокационных волн.


Области отражения радиоволн.

Стелс-покрытие наносится на фонари самолетов Су-57, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-29К. Оно представляет собой слои оксидов металлов толщиной 70-90 нм. Благодаря ему снижается заметность самолета для радиолокационных средств противника, а пилот истребителя защищается от теплового фактора, ультрафиолета и иных негативных воздействий. Последнее также очень важно. Поскольку покрытие в три раза снижает тепловую составляющую солнечной радиации, а воздействие на пилота ультрафиолета снижается почти в шесть раз.

Современные радиопоглощающие покрытия отличаются от применявшихся лет 10 тому назад весьма существенно. В частности, они обладают переменной по профилю толщиной, сложной структурой с меняющимися значениями диэлектрической и магнитной проницаемостей и по толщине, и вдоль поверхности обшивки. Состав покрытия позволяет модифицировать падающую на него электромагнитную волну так, чтобы она не смогла передать противнику информацию, способную «раскрыть» параметры военной техники.

Большая часть поверхности самолета обрабатывается с помощью лакокрасочных технологий. А.Н. Лагарьков и М.А. Погосян в одной из своих статей отмечали важность ферромагнитных мелкодисперсных наполнителей с заданными значениями магнитной проницаемости. Также широко применяются плазменные технологии. Например, рассеивающее покрытие на фонаре кабины истребителя создается при помощи плазменно-вакуумной технологии.


F-22. Проблемы покрытия.

Куда пропал «стелс»?

История «стелс» в СССР — сама по себе штука очень сложная и требующая долгого и внятного разбора. С одной стороны, работа «Метод краевых волн в физической теории дифракции» была опубликована в 1962 году — и на её основе вполне могла сложиться советская школа «незаметности» (многие даже уверены, что она легла в основу американских работ над «стелс», но это не так). С другой — никакие работы до середины 70-х годов так и не начались.
Активизироваться наших заставила лишь информация разведчиков о старте американской программы XST (которая в итоге приведёт к появлению F-117).


Испытания модели F-117 уже на российско-советском радиолокационном стенде

Исследования радионезаметности в СССР велись с конца 70-х годов и приносили значительные плоды. Меры по снижению заметности применялись ко всем советским проектам с начала 80-х годов. Одним из первых стал бомбардировщик Ту‑160.

Но вот настоящих стелс-самолётов — чтобы выглядели, как шедевры кубизма, — от Союза так и не последовало. Почему же?

К сожалению, пока бо́льшая часть документов позднесоветского периода глубоко секретна, точного ответа дать не выйдет. Но попробовать погадать можно.


Снижение ЭПР, которого удалось достичь на ряде советских и российских проектов

Существует непроверенное утверждение, будто бы советские инженеры считали, что уменьшить ЭПР истребителя (эффективную площадь рассеяния, или, если простым языком, — размер, которому будет соответствовать самолёт для радара) ниже 0,3 метра нельзя. Кто-то сразу скажет, что так они раскрыли американский обман и никакого «стелс» в реальности нет. Вот только прошло время, и весь мир (не исключая нас) начал проектировать «невидимые» для радаров самолёты, в том числе и с ЭПР меньше 0,3 метра.


По некоторым западным оценкам, ЭПР новейшего российского беспилотника «Охотник-Б» составляет менее 0,1 метра. А размеры у него вполне как у пилотируемого самолёта

Вполне возможно, что за такой уверенностью лежала банальная нехватка времени. Как показывает американская история работ над «стелс», при относительной простоте теории добиться реального результата очень сложно. Особенно, если проектировать самолёты по старинке, не с помощью компьютеров. Американцы впервые попробовали сделать «стелс» ещё в 50-е — и ничего не вышло. Попробовали в 60-е — и результат снова никакой. Лишь в середине 70-х, потратив кучу времени на создание специального ПО, удалось достичь успеха. Может быть, со схожими проблемами столкнулись и в СССР, попробовав спроектировать «стелс» на глаз. Но в отличие от американцев, не бросивших попыток даже после двух десятилетий провалов, наши могли и успокоиться на мысли, что «стелс» не так страшен, как его малюют.


Некоторые американские стелс-проекты 60-х и не отличить от современных. Но радионезаметность у них была очень так себе

Видимые невидимки: самые известные самолеты-«стелс»


В марте 2016 года в Японии планируют завершить испытания самолета нового поколения Advanced Technology Demonstrator X, созданного с применением технологий «стелс“. Страна восходящего солнца станет четвертой в мире, на вооружении которой появятся самолеты-«невидимки».
Ранее наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могли похвастаться только Россия, Китай и США. Наличие «стелс»-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения.

Суть технологии «стелс“ состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция.

Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией – это и есть радиолокационная заметность.

Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).

У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-«невидимок» — порядка 0,3-0,4 кв. м.

ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном – как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены.

Западные аналитические ресурсы, как правило, занижают данные ЭПР по своим «стелс“-самолетам.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ В МИРЕ СОВРЕМЕННЫЕ САМОЛЕТЫ-«НЕВИДИМКИ»: B-2: американский «дух» F-117: американский «хромой гоблин» F-22: американский «Раптор» F-35: американская «молния» Т-50: российская невидимка J-20: китайский «могучий дракон» Х-2: японская «душа»

B-2: американский «дух»

Тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик В-2А Spirit является самым дорогостоящим самолетом в парке ВВС США. По данным на 1998 год стоимость одного B-2 составляла $1,16 млрд. Стоимость всей программы оценивалась почти в $45 млрд.

Первый публичный полет B-2 состоялся в 1989 году. Всего построен был 21 самолет: почти все они названы в честь американских штатов. B-2 имеет необычный внешний вид и иногда сравнивается с кораблем пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в так называемой Зоне 51.

Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб, или восемь управляемых бомб массой 907 кг с лазерным наведением, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира – дальность полета «призрака» 11 тыс. км.

Spirit максимально автоматизирован, экипаж состоит из двух пилотов. Бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре в 40 м/с. По данным зарубежных изданий, ЭПР бомбардировщика оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 кв. м. По другим данным, бомбардировщик имеет более скромные показатели – от 0,05 до 0,5 кв. м во фронтальной проекции. Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом – в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета.

B-2 невидим для устаревших радаров, но современные зенитные ракетные системы российского производства способны его обнаружить и эффективно поразить. По неподтвержденным данным, один В-2 был сбит или получил серьезные боевые повреждения от применения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в ходе военной операции НАТО в Югославии.

F-117: американский «хромой гоблин» Lockheed F-117 Night Hawk – американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет фирмы Lockheed Martin. Был предназначен для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов.

Первый полет совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. На создание и производство F-117 ушло более $6 млрд. В 2008 году самолеты этого типа были полностью сняты с вооружения как по финансовым причинам, так из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.

ЭПР самолета, по данным зарубежных изданий, составляла от 0,01 до 0,0025 кв. м в зависимости от ракурса.

Снижение заметности для F-117 в основном было достигнуто за счет специфической угловатой формы корпуса, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», также были применены композитные и радиопоглощающие материалы и специальное покрытие. В результате бомбардировщик выглядел крайне футуристично и из-за этого по популярности в играх и кинематографе F-117 может поспорить с голливудскими звездами первой величины.

Однако добившись существенного снижения заметности, конструкторам пришлось нарушить все возможные законы аэродинамики, а самолет получил отвратительные летные характеристики. Американские летчики прозвали его за это «хромым гоблином“ (Wobblin’ Goblin).

В итоге от летных происшествий из 64 построенных самолетов-«невидимок» F-117А было потеряно шесть самолетов – почти 10% от общего количества. На F-117 сажали только самых опытных пилотов, но все равно они регулярно разбивались.

Самолет участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция «Лиса пустыни» (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003).

В боевых вылетах был потерян как минимум один самолет в Югославии — югославскими силами противовоздушной обороны невидимая машина была сбита с помощью устаревшего советского ЗРК С-125 «Нева».

F-22: американский «Раптор» Первым и пока единственным принятым на вооружение самолетом пятого поколения является американский F-22А Raptor.

Производство самолета началось в 2001 году. В настоящий момент несколько F-22 принимают участие в операции коалиционных войск в Ираке для нанесения ударов по боевикам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».

На сегодняшний день «Раптор» считается самым дорогим истребителем в мире. По данным открытых источников, с учетом затрат на его разработку и прочих факторов стоимость каждого из заказанных американскими ВВС самолетов превышает $300 млн.

Тем не менее, F-22A есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и, опять же, малая заметность. Однако по маневренности самолет уступает многим российским истребителям даже четвертого поколения.

Вектор тяги F-22 изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), в то время как на самых современных российских боевых самолетах вектор тяги может изменяться во всех плоскостях, причем независимо друг от друга на правом и левом двигателях.

По ЭПР истребителя точных данных нет: разброс приводимых разными источниками цифр составляет от 0,3 до 0,0001 кв. м. По данным отечественных специалистов ЭПР F-22A составляет от 0,5 до 0,1 кв. м. При этом радиолокационная станция «Ирбис» истребителя Су-35С способна обнаруживать «Раптор» на дальности не менее 95 км.

При своей запредельной стоимости Raptor имеет ряд проблем в эксплуатации. В частности, антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, и хотя со временем этот недостаток удалось нивелировать, цена самолета увеличилась еще больше.

Еще одним серьезным недостатком F-22 является система подачи кислорода летчику. В 2010 году из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни.

С 2011 года всем F-22A запрещено было подниматься выше 7,6 тыс. м. Считалось, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тыс. м, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Причина оказалась в конструктивном недостатке — в систему дыхания летчиков попадал углекислый газ из двигателей. Решить проблему пытались с помощью дополнительных угольных фильтров. Но недостаток полностью не устранен до сих пор. F-35: американская «молния» F-35 Lightning II («Молния») задумывался как универсальный самолет для вооруженных сил США, а также союзников по НАТО, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения потрачены громадные деньги (расходы превысили $56 млрд, а стоимость одного самолета составила $108 млн), но довести до ума конструкцию так и не удалось.

Аналитики отмечают, что системы подавления РЛС противника, установленные на F-35, не могут выполнить поставленную перед ними задачу в полном объеме. Как следствие, это может потребовать разработки отдельного самолета, предназначенного для подавления РЛС противника для обеспечения малозаметности этих истребителей. Эксперты, таким образом, ставят под сомнение целесообразность многомиллиардных затрат Пентагона на создание самолета F-35.

Некоторые американские СМИ также отмечают, что F-35 во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения: «Молния» отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, Кроме того, истребитель легко обнаруживается РЛС, работающими на сверхвысоких частотах, а его ЭПР оказалась больше, чем было заявлено в характеристиках. Тем не менее, зарубежные издания, по существующей традиции, оценивают величину эффективной площади рассеяния F-35 самолета в зависимости от ракурса в 0,001 кв. м. По оценкам многих специалистов, в том числе и западных экспертов, по показателю ЭПР F-35 значительно хуже F-22.

Т-50: российская невидимка Российскими специалистами отдельные элементы технологии «стелс» были применены на таких самолетах, как истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С. Однако полноценными «стелс»-самолетами станут тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50 и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА.

Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) – российский ответ американскому истребителю пятого поколения F-22. Самолет является квинтэссенцией всего самого современного, что есть в отечественной авиации. О его характеристиках известно немного, и большая часть пока держится в секрете.

Известно, что в ПАК ФА впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана, в четыре-пять раз легче стали. Новые материалы составляют 70% покрытия истребителя материалов, в результате удалось резко снизить конструктивную массу самолета — он весит в четыре раза меньше самолета, собранного из привычных материалов.

Телеканал «Звезда»/YouTube

В конструкторском бюро „Сухой“ заявляют о „беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности“ машины», хотя ЭПР истребителя оценивается отечественными специалистами достаточно сдержанно – в районе 0,3-0,4 кв. м. При этом некоторые западные аналитики высказывают более оптимистичные оценки в отношении нашего самолета: для Т-50 они называют ЭПР в три раза меньше – 0,1 кв. м. Истинные данные эффективной площади рассеяния для ПАК ФА засекречены.

В Т-50 реализована высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ им. Тихомирова может обнаруживать цели на дальности более 400 километров, одновременно сопровождать до 60 целей и обстреливать до 16. Минимальная ЭПР сопровождаемых целей составляет 0,01 кв. м.

ПАК ФА: боевые крылья будущего Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить «плечо» тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое оружие, недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II. ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях как на сверхзвуке, так и на низких скоростях.

В настоящее время на Т-50 установлены двигатели первого этапа, с которыми он способен поддерживать сверхзвуковую скорость на бесфорсажном режиме. После получения штатного двигателя второго этапа тактико-технические характеристики истребителя существенно повысятся.

Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. Серийные поставки ПАК ФА в войска, как ожидается, начнутся в 2022 году, всего военные должны до 2022 года получить 55 истребителей пятого поколения. J-20: китайский «могучий дракон» Chengdu J-20 – китайский истребитель четвертого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной). В 2011 году совершил первый пробный полет. Ожидается, что в эксплуатацию истребитель поступит в 2017-2019 годах.

По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели АЛ-31ФН, а китайские военные массово закупили списанные двигатели этих марок. Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета-демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Самолет выполнен по схеме утка: пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовая часть – идентичные этим же элементам на F-22. Расположение воздухозаборников имеет схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Х-2: японская «душа» Mitsubishi ATD-X Shinshin – прототип японского истребителя пятого поколения с технологией «стелс». Самолет был сконструирован в Техническом проектно-конструкторском институте Минобороны Японии, а построен корпорацией, которая во времена Второй мировой войны производила знаменитые истребители «Зеро». Истребитель получил поэтическое название Shinshin – «Душа».

По размеру ATD-X близок к шведскому многоцелевому истребителю Saab Gripen, а по форме – к американскому F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения, форма наплыва и воздухозаборников идентичны тем, что имеет американский истребитель пятого поколения. Стоимость самолета может достигать около $324 млн.

Первая публичная демонстрация нового японского истребителя состоялась в конце января 2016 года. Летные испытания самолета предполагалось провести в 2015 году, однако компания-разработчик Mitsubishi Heavy Industries не смогла соблюсти установленные Министерством обороны сроки поставки.

Кроме того, японским специалистам требуется доработать двигатель истребителя с управляемым вектором тяги, в частности, протестировать возможность его перезапуска в случае возможной остановки во время полета.

Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X – «стелс». Однако он может стать базой, на основе которой будет создана замена для японского истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для воздушных сил самообороны Японии.

В этом случае на ATD-X придется установить в три раза более мощные двигатели, а в корпусе самолета отвести достаточно места для размещения боеприпасов.

Согласно предварительным планам, опытно-конструкторские работы по созданию нового F-3 начнутся в 2016-2017 годах, а первый прототип истребителя поднимется в воздух в 2024-2025 годах.

Незаметный разведчик

Тем не менее, если достичь ЭПР в 0,3 метра всё же можно, то где же подобные проекты? А они были.

Что интересно, их путь очень походил на тот, что прошли американцы за 20 лет до того. В начале 80-х годов на испытания вышел советский ответ U-2 и его потомку TR-1 — самолёт КБ Мясищева М-17. К сожалению, как часто бывает, к моменту появления ответ уже устарел. Время, когда можно было летать высоко и игнорировать ПВО, прошло ещё в 1960 году. В итоге М-17 записали в истребители аэростатов и начали готовить ему замену. Военные хотели разведывательный радар как на TR-1 вкупе с высоким уровнем незаметности.


М-17РП2


Американский проект 50-х годов — модернизация U-2 со снижением заметности — очень напоминает М-17РП (фото: Скотт Лоутер)

Разработчики из КБ Мясищева пошли по простому пути — попробовали переработать конструкцию М-17 под радионезаметные формы и воткнуть радар. Получившийся проект М-17РП очень напоминал американские попытки 1957 года сделать «стелс» U-2. Результат вышел похожий — достичь нужного уровня незаметности не вышло. Кроме того, большой обтекатель радара портил и эти небольшие достижения. В итоге решили от «стелс» отказаться и делать просто высотного разведчика с радаром, получившего название М‑63.


Проекции М-17РП, хорошо виден обтекатель радара под фюзеляжем


Итоговый проект М-63 радионезаметности лишился полностью

Тем не менее, на этом история работы КБ Мясищева со «стелс» не заканчивается. В 1987 году стартовал проект самолёта-разведчика М-67 для обнаружения пуска американских МБР. В угрожаемый период такой самолёт должен был барражировать у границ США, дополняя своим оптическим комплексом спутниковую группировку.

Понятно, что американцы перед атакой попытались бы сбить такой самолёт, поэтому его главной защитой должна была стать именно незаметность. Исследуемые варианты М-67 напоминали американские стелс-бомбардировщики, в том числе и ещё секретный В-2. К сожалению, из-за развала СССР проект так и не зашёл дальше первичной проработки.


Один из вариантов самолёта «Мясищев» М-67

Ударный «стелс»

Однако были у СССР не только стелс-разведчики, но и более серьёзные самолёты. Ещё со второй половины 70-х в КБ Сухого шли работы над проектом Су-24БМ. По сути, это было эволюционное развитие обычного Су-24. Размеры побольше, двигатели помощнее, летает выше и быстрее, несёт более крутое вооружение с электроникой. Но постепенно проект рос, и к 1981 году от Су-24 осталась лишь часть крыла.

Посмотрев на это, военные отказались считать машину просто модернизацией и решили дать старт полностью новому самолёту. К требованиям крейсерского сверхзвука добавили ещё и уменьшение заметности в радиодиапазоне. Так новая программа Т-60 стала полноценным ударным «стелсом».


В поздних проектах Су-24БМ (Т-6БМ) просматриваются черты будущего Су-34


Запасным вариантом было создание ударного самолёта из Су-27 с крылом по типу F-16XL. В этом проекте также использовались решения по снижению заметности. В итоге из него и вырос Су-34

Постепенно «шестидесятый» повторял судьбу проекта 24БМ — машина всё больше изменялась и усложнялась. То, что началось как тактический бомбардировщик, уже было нацелено на замену не только Су-24, но и Ту-22МЗ, а в увеличенный бомбоотсек влезали даже ракеты с Ту-160.

Сочетание крейсерского сверхзвука и высокой незаметности ещё больше усложняло и удорожало проект. Кроме того, вокруг Т-60 начали плести интриги.

КБ Сухого видело в новой машине возможность отбить у КБ Туполева стратегическую авиацию и заводы для производства таких самолётов. Туполевцы не могли не сопротивляться этому — и не только ставили палки в колёса «шестидесятого», но и проектировали свою собственную стелс-замену Ту‑22М3.


Возможный внешний вид одного из вариантов Т-60/Т-54 (источник фото)


Конкурент проекта «Сухого» — стелс-бомбардировщик Ту-170

В итоге проект Т-60, поменявший название на Т-54, дожил до 1994 года и тогда был закрыт. Можно сказать, что виноват был развал СССР, но, скорее всего, и сохранись Союз — ничего бы не вышло. Слишком велики были требования к машине и слишком много было вокруг неё интриг и споров. Тем не менее, наработки по Т-60 и Т-54 даром не пропали. Часть из них перекочевала на истребитель-бомбардировщик Су-34, часть досталась по наследству Су‑57.


Реконструкция внешнего вида Т-60/Т-54 на основе описания

Незаметные фантазии

Говоря о советских «стелсах», нельзя не вспомнить и про некоторые вымышленные машины. Явное отставание СССР в тематике радиолокационной незаметности многим было принять нелегко, и они активно искали советский F-117 и В-2. Иногда это были полностью придуманные машины, иногда неверно интерпретированные реальные.


«Мясищев» М-60

Так, к последним можно отнести проект широкофюзеляжного высотного самолёта М-60 от КБ Мясищева. Его активно пиарили на различных выставках 90-х годов как авиалайнер, военный транспорт и даже бомбардировщик. Неудивительно, что многие углядели в нём именно тот «наш ответ В-2». Но на деле никакой незаметности у М-60 не было — его формы и расположение воздухозаборников сверху объяснялись требованием полётов на больших высотах, а не концепцией «стелс».


Попытка представить, как превратить пассажирский Ту-404 в бомбардировщик

Другой пример — пассажирский самолёт Ту-404. Выполнен он по схеме «летающее крыло», а значит, немного его доделать — и вот он, В-2. К сожалению, в реальности такая переделка вряд ли возможна. Ну и конечно же, не всё «стелс» — что «летающее крыло». Ту-404 был скорее ответом на модную на Западе концепцию пассажирского авиалайнера такой конструкции.


Не является «стелсом» и бомбардировщик Т-4МС, хотя, попади в серию, частичную незаметность по типу Ту-160 он, вероятнее всего, получил бы

Не исключено, что описанные в этой статье проекты — не единственные стелс-машины из СССР. Вполне возможно, где-то ждут рассекречивания куда более интересные наработки. Остаётся надеяться, что гриф с них снимут при нашей жизни и мы сможем закончить рассказ о советских «невидимках».

Lockheed F-117 Nighthawk: секретный самолёт — невидимка

Первый действующий самолет, созданный на основе стелс — технологии. Увидев случайно в 1980-х годах это «чудо» в небе, любой человек был бы сильно озадачен.

  • Первый полет: 18 июня 1981г.
  • Дальность: 1,720 км
  • Скорость: 1 100 км/ч
  • Потолок: 14 000 м
  • Длина: 20,09 м
  • Размах крыла: 13,21 м


Lockheed F-117 Nighthawk
Lockheed F-117 Nighthawk конечно выглит не совсем обычно, и на, то есть веские причины. Конструкция F-117 характеризуется острыми углами и низким соотношением сторон (маленькие крылья по отношению к корпусу самолета). Такая странная форма позволяла самолету отклонять и поглощать сигналы радаров, становясь, по сути, невидимым для высокотехнологичных систем, используемых для обнаружения вражеских самолетов.

Не удивительно, что под определенными углами и на высоких скоростях, эта машина не вызывала никаких ассоциаций с самолётом. Масса историй наблюдения НЛО треугольной формы в 1980-х, была связана именно с этим аппаратом.

Поскольку F-117 должен был летать незамеченным, его разработка была засекречена. В связи с этим, после того, как в 1986 году один из самолетов разбился в отдаленном горном районе недалеко от Бейкерсфилда, штат Калифорния, ВВС закрыли место аварии. Они окружили воздушное пространство для прессы и общественности. Место было объявлено «зоной национальной безопасности», согласно Los Angeles Times.

Всё это привело к общественным спекуляциям о том, что скрывает правительство. В конечном итоге это вынудило ВВС в 1988 году выступить с заявлением о давно обсуждаемом, но так и не подтвержденном F-117, согласно New York Times.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]