Martin B-26 “Marauder” Средний бомбардировщик-торпедоносец

Martin B-26B Marauder
Самолет Martin B-26 Marauder, ставший наряду с «Норт Америкэн» В-25 основным типом американских средних бомбардировщиков времен Второй мировой войны, разрабатывался в соответствии со спецификацией 39-640, требовавшей от будущей машины бомбовую нагрузку 3000 фунтов (1361 кг), дальность полета 2000 миль (3218 км), скорость более 300 миль в час (482 км/ч) и потолок более 20 000 футов (6100 м). Экипаж самолета должен был состоять из 5 человек, а оборонительное вооружение включать не менее четырех 7,62-мм пулеметов. В конкурсе приняли участие четыре , «Норт Америкэн», «Дуглас» и «Стирмен». Проект «Мартина» под обозначением «модель 179» разработал коллектив под руководством П.М. Магрудера. Его самолет представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом малого удлинения, однокилевым оперением и убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой. Бомбардировщик получил обтекаемый сигарообразный фюзеляж с остеклением носовой части, выполненным как одна деталь методом горячей штамповки из плексигласа.

«Модель 179» отличалась целым рядом инновационных решений — в частности, в его конструкции применялось около 400 наименований деталей из пластмасс (самолет стал первым в истории авиации, в котором столь широко применялись пластмассы). Вместе с тем, при проектировании машины учитывались требования массового поточного производства. В качестве силовой установки выбрали 18-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Пратт энд «Уитни» R-2800-5 «Дабл Уосп» (1850 л.с). Вооружение, как и предусматривала спецификация, состояло из 4 пулеметов — по 1 в носовой и хвостовой установках и 2 в верхней башне.

В июле 1939 г. проект «модели 179» представили на рассмотрение конкурсной комиссии. Предложение «Мартина» признали лучшим по сравнению с конкурентами, и 5 августа 1939 г. фирма получила контракт на постройку 201 самолета — сразу серийных, без прототипа. Первый Мартин Б-26 был облетан 25 ноября 1940 г., а 22 февраля следующего года первые 4 машины были переданы ВВС Армии США.

Общий объем серийного производства, продолжавшегося до апреля 1945 г., составил 5288 самолетов.

Летно-технические характеристики самолетов Martin В-26 Marauder

  • Двигатели: Пратт энд Уитни R-2800-5
  • мощность, л.с.: 1850
  • Размах крыла, м.: 19,81
  • Длина самолета, м.: 17,07
  • Высота самолета, м.: 6,04
  • Площадь крыла, кв. м.: 55,93
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 9696
  • нормальная взлетная: 12 338
  • Скорость максимальная, км/ч: 507
  • Время набора высоты 4572 м, мин: 12,3
  • Потолок, м.: 7620
  • Дальность полета, км:
  • Перегоночная: 1610
  • с бомбовой нагрузкой 1360 кг.: 3540

внешняя ссылка

  • Богер, Джо. «Мартин Б-26 Мародер». Энциклопедия американских самолетов
    .
  • Руководство: (1945 г.) AN 01-35EB-1 Инструкция по летной эксплуатации для пилотов армейских самолетов моделей B-26B-1 и британских -26C (Marauder II).
  • «Как управлять самолетом B-26 (1944)» на YouTube .
  • Армия попросила чуда — ответом был B-26 , статья начала 1943 года, фотографии ранних B-26.]
  • Цифровая коллекция B-26 Marauder в архивной службе Университета Акрона.
  • b26.com Веб-сайт, посвященный экипажам, летавшим на Marauder.
авторитетный контроль
  • Проекты Викимедиа
  • Данные: Q836438
  • Мультимедиа: Martin B-26 Marauder
  • Идентификаторы
  • Земля : 4680219-8
  • LCCN : sh85080937
  • НАРА : 10643226
  • Словари и энциклопедии
  • Британика : адрес
  • Данные: Q836438
  • Мультимедиа: Martin B-26 Marauder

Основные модификации Мартин Б-26 «Марудер»

В-26 — двигатели R-2800-5 (1850 л.с). Стрелковое вооружение — два 12,7-мм пулемета в верхней башне, два 7,62-мм пулемета в носовой и хвостовой установках. Масса бомбовой нагрузки — 1360 кг (максимальная — 2175 кг). Экипаж — 5 человек. До октября 1941 г. построена 201 машина.

В-26А — двигатели R-2800-5 (на первых 30 самолетах) или R-2800-39 (1850 л.с). На части машин вместо 7,62-мм пулеметов в носовой и хвостовой установках смонтированы 12,7-мм. Предусмотрена возможность установки дополнительного топливного бака в заднем бомбоотсеке. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 2360 кг. На подфюзеляжных узлах возможна подвеска 1 907-кг торпеды. Усилена бронезащита, применен более совершенный тип протектора топливных баков. С октября 1941 г. построено 139 самолетов. 52 машины, переданных Великобритании, обозначались «Марудер» Mk.I.

В-26В — двигатели R-2800-5 (на первых 207 самолетах), R-2800-41 (2000 л.с; на 95 машинах) или R-2800-43 (на остальных). Перепроектирована хвостовая часть фюзеляжа, применена новая хвостовая огневая установка с двумя 12,7-мм пулеметами. В носовой части установлено 2 12,7-мм пулемета — подвижный и неподвижный. С серии В-26В-4 устанавливались 2 12,7-мм пулемета в боковых окнах, часть самолетов получили 4 таких же неподвижных пулемета в обтекателях по бокам фюзеляжа. С серии В-26В-10 на 2 м увеличен размах крыла, а состав стрелкового вооружения доведен до 12 12,7-мм пулеметов: по 2 в верхней башне и хвостовой установке, по 1 в боковых окнах, 1 подвижный и 1 неподвижный в носовой части, 4 неподвижных в обтекателях по бокам фюзеляжа. До февраля 1944 г. на заводе в Миддл Ривер построено 1883 самолета. 19 самолетов, переданных Великобритании, получили обозначение «Марудер» Mk.IA.

В-26С — аналог В-26В постройки завода в Омахе. Двигатели R-2800-43. Самолеты имели крыло увеличенного размаха. С серии В-26С-30 не устанавливались узлы для подвески торпед. С конца 1942 г. построено 1210 самолетов. 100 машин, поставленных Великобритании, обозначались «Марудер» Mk.II.

B-26F — двигатели R-2800-43. Увеличен угол установки крыла, модифицированы мотогондолы. Масса бомбовой нагрузки — 1815 кг. Стрелковое вооружение — 11 12,7-мм пулеметов (отсутствует 1 пулемет в носовой части). Экипаж — 7 чел. С февраля 1944 г. изготовлено 300 самолетов, 200 из них поставлено Великобритании как «Марудер» Mk.NI.

B-26G — аналог B-26F с измененным составом бортового оборудования и другими модификациями. До апреля 1945 г. построено 893 машины, 150 из них поставлено Великобритании как «Марудер» Mk.HIA. 57 самолетов выполнено в невооруженном учебном варианте TB-26G.

АТ-23А и АТ-23В — самолеты-буксировщики мишеней на базе, соответственно, В-26В и В-26С. Переоборудовано 208 В-26В и 350 В-26С, кроме того, построено 275 АТ-23В.

JM-1 и JM-2 — соответственно, АТ-23В и TB-26G, поставленные ВМС США (в общей сложности 272 машины).

Конструкция бомбардировщика B-29 «Суперкрепость»

B-29 представлял собой цельнометаллический среднеплан с однокилевым оперением. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой несущей обшивкой, конструктивно состоял из 6 отсеков.

Три отсека были герметичными: передняя кабина пилотов и штурмана, средняя кабина для стрелков и задняя кабина для стрелка хвостовой пулемётной установки. Все три кабины были соединены общим воздуховодом. За кабиной пилотов располагался негерметичный бомбовый отсек.

Крыло бомбардировщика — прямое, трапецевидное в плане, образовано профилем Боинг-117. Шасси убирающееся, трехопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 4 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Райт R-3350 разных модификаций. Воздушные винты четырёхлопастные (на прототипах устанавливались трёхлопастные).

Надо отметить, что не смотря на довольно длительную доводку двигателей, они так и остались далекими от идеала изделиями, имели довольно маленький моторесурс и отличались ненадежностью.


Внутреннее устройство B-29

Боевое использование Martin B-26 «Marauder»


Фото Мартин Б-26 Мародер в полете

Поставки В-26 в части ВВС Армии США начались весной 1941 г. Первыми их получила 22-я бомбардировочная группа, а к моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор в стадии переучивания на «Марудеры» находились ещё две группы — 38-я и 42-я. Освоение новых машин сопровождалось многочисленными авариями и катастрофами — напичканный техническими новинками самолет оказался очень требовательным в пилотаже. В июле 1942 г. даже рассматривался вопрос о снятии В-26 с производства. Но как раз в то время начали поступать положительные отзывы о «Марудере» с театра военных действий, и в конечном итоге производство самолета продолжили.

В феврале 1942 г. 22-ю БГ передислоцировали на Гавайи. Около месяца она занималась патрулированием -после чего отбыла в Австралию. 5 апреля 1942 г. 6 «Мародеров» нанесли удар по Рабаулу — так состоялся боевой дебют нового бомбардировщика. В дальнейшем налеты на цели в районе Новой Гвинеи стали основной работой для 22-й группы. В сентябре 1942 г. 22-я БГ участвовала в сражении за бухту Милн, в январе 1943 г наносила удары по японскому плацдарму Гона-Буна. В ноябре 1942 г. её «Марудеры» совершили несколько налетов на Тимор.

К середине 1942 г. на юг Тихого океана прибыла и 38-я БГ. Её эскадрильи разместили на Новых Гебридах и Фиджи, а большинство боевых вылетов пришлось на разведку и противолодочное патрулирование. Более активно с ноября 1943 г. она действовала на Гуадалканале выполнив до середины февраля 63 групповых налета на береговые и морские цели. В течение 1943 г. на смену В-26 в 5-й ВА пришли Consolidated В-24 «Liberator» и Норт Америкэн Б-25 Митчелл.

4 В-26 (по 2 из 18-й и 69-й АЭ) участвовали в сражении у Мидуэя. Утром 4 июня 1942 г. они предприняли попытку торпедной атаки авианосца «Акаги». И хотя торпеды прошли мимо, именно эта атака убедила адмирала Нагумо в необходимости второго удара по Мидуэю. Последовавшее за этим решение о смене подвешенных на палубные торпедоносцы торпед на бомбы стало первым в цепи событий, приведших к гибели японских авианосцев.


Фото Мартин B-26 Marauder ВВС Великобритании

В начале июня 1942 г. В-26 пошли в бой на севере — у Алеутских островов. Дислоцированные здесь 73-я, 77-я и 406-я АЭ участвовали в попытке отражения японской высадки, а затем — в налетах на оккупированные японцами острова Кыска и Атту. К февралю 1943 г. на смену «Мародерам» пришли В-25.

Довольно значительное количество «Марудеров» действовало в 12-й ВА в Северной Африке и на Средиземном море. В декабре 1942 г. на этот ТВД прибыли 319-я и 17-я БГ, а в апреле 1943 г. — 320-я БГ. Дебют в Северной Африке был массированным — в начале декабря 1942 г. все самолеты 319-й группы восемь дней кряду бомбили позиции итало-германских войск у Суса (Тунис). 3-5 января 1943 г. силами двух групп (около 100 самолетов) совершались налеты на аэродромный комплекс Каируан-Сус. 14 февраля В-26 впервые появились над Италией — 70 самолетов бомбили аэродром Дечимоманну на Сардинии. В дальнейшем вплоть до капитуляции противника в Северной Африке «Марудеры» практически ежедневно бомбили тунисские аэродромы. 9 мая 1943 г. самолеты всех трех групп В-26 приняли участие в массированном налете на порт и склады в Палермо. До 12 июня «Марудеры» систематически наносили удары по объектам на Сицилии, Сардинии и о. Пантеллерия. Только последний островок за 2 месяца было совершено 20 налетов. С 21 июня 1943 г. в рамках подготовки к высадке на Сицилии мощным ударам В-26 подверглись аэродромы Трапани, Гербини, Мило и др.

19 июля 1943 г. «Марудеры» приняли участие в налете на Рим, составив вторую волну насчитывавшего 300 самолетов соединения авиации союзников. В дальнейшем районы целей для В-26 смещались все дальше на север Апеннин. В начале 1944 г. все три группы «Марудеров» перебазировались на Сардинию. Весь последующий год экипажи В-26 вели монотонную боевую работу, совершая систематические налеты на позиции вермахта и другие объекты на севере Италии. С августа 1944 г. 17-я и 320-я БГ, сведенные в 42-е бомбардировочное крыло, поддерживали высадку в южной Франции и последующее наступление союзников в долине Роны. В декабре 1944 г. 319-я группа перевооружилась на В-25, сдав свои «Марудеры» французам. 42-е крыло в январе 1945 г. подчинили армейскому командованию — американской 7-я армии. Вплоть до конца войны главной задачей для его В-26 стала непосредственная поддержка сухопутных войск.

Весной 1943 г. американские «Марудеры» появились на территории Британии. Сюда прибыла 322-я БГ, специализацией которой считались дневные налеты с малых высот на цели в Западной Европе. Первая такая операция состоялась 14 мая, когда 12 В-26 отправились для удара по электростанции Имюиден в Голландии. Итог оказался плачевным — 2 самолета были сбиты, остальные получили повреждения от зенитного огня, а никакого ущерба цели причинить не удалось. Второй налет на ту же цель, предпринятый 17 мая, вообще завершился разгромом — зенитки и истребители сбили все 11 участвовавших в нем «Марудеров». После этого было решено применять В-26 для ударов со средних высот, где их не могли достать малокалиберные зенитки. В боевом применении «Марудеров» наступила пауза, во время которой в Великобританию прибыли ещё три группы с такими самолетами (323-я, 386-я и 387). Всех их свели в 3-е бомбардировочное крыло, располагавшее к июлю 1943 г. почти 300 В-26В/С.

Боевые вылеты В-26 над Западной Европой возобновились 16 июля 1943 г., когда 14 самолетов 323-й БГ разбомбили электроподстанцию у Аббевиля. Все «Марудеры» благополучно вернулись на базу. В августе группы «Марудеров» приняли участие в широкомасштабном воздушном наступлении тактической авиации союзников на железнодорожные узлы и аэродромы на территории Франции. В начале сентября 1943 г. американские ВВС в Англии подверглись реорганизации -тактическую авиацию выделили из 8-й ВА, сведя в новую 9-ю ВА. В неё вошло и 3-е бомбардировочное крыло, насчитывавшее к тому времени 230 «Марудеров». Попытки применять В-26 в качестве ночных бомбардировщиков были признаны неудачными, и с октября 1943 г. они вернулись к дневным налетам. К ноябрю в Англии находилось уже 7 групп «Марудеров», и 3-е крыло пришлось разделить на два — 98-е и 99-е. На рубеже 1943/1944 гг. их самолеты систематически бомбили аэродромы противника на территории Франции, Бельгии и Нидерландов. Кроме того, более 1/3 боевых вылетов выполнялось против стартовых позиций самолетов-снарядов V-1.

Важнейшую роль сыграли «Марудеры» в подготовке высадки в Нормандии. К маю 1944 г. в Англии находилось уже 10 групп В-26, чьи усилия сконцентрировались в районе будущего десанта. Ударам подвергались мосты, железнодорожные линии, аэродромы, а также береговые батареи. Результативность налетов оказалась невысокой: к концу мая «Марудерам» не удалось разрушить ни одного моста или виадука. Утром 6 июня около 400 В-26 «обработали» пляжи, где должны были высаживаться войска союзников. Для повышения точности бомбометание осуществлялось не с обычных 3500-4000 м, а с 1000 м. Над плацдармами «Марудеры» работали до сумерек, подавляя очаги сопротивления вермахта. В общей сложности 6 июня В-26 выполнили 650 боевых вылетов. В последующие дни они наносили удары по выдвигающимся немецким резервам.

Успехи войск союзников позволили в середине августа 1944 г. передислоцировать 323-ю, 387-ю, 394-ю и 397-ю БГ во Францию. Их главными целями стали изолированные очаги сопротивления на атлантическом побережье страны, прежде всего, Брест. В декабре 1944 г. «Марудеры», несмотря на сложные погодные условия, приняли активное участие в отражении немецкого контрнаступления в Арденнах. В ходе этих ожесточенных боев было потеряно 60 бомбардировщиков Martin В-26. Но постоянные поставки из США делали такие потери неощутимыми: 26 и 27 декабря 1944 г. 9-я ВА ежедневно поднимала в воздух 900 «Марудеров».

В 1945 г. Мартин В-26 постепенно начали сменять новые самолеты «Дуглас» А-26. Последняя боевая операция «Марудеров» состоялась 3 мая, когда 8 самолетов В-26G сыграли роль целеуказателей для 150 А-26. В общей сложности на Западноевропейском и Средиземноморском ТВД американские «Марудеры» выполнили почти 130 тыс. боевых вылетов, сбросив более 76 тыс. тонн бомб. Потери составили 911 самолетов.

В послевоенный период три группы В-26 (344-я, 394-я и 397-я) вошли в состав оккупационных сил в Германии. Большинство же других частей было расформировано к концу 1945 г. К 1947 г. «Марудеров» в строю ВВС США уже не осталось.

В Королевских ВВС «Марудеры» использовались довольно ограниченно. С 1942 г на них летала 14-я АЭ, базировавшаяся в Египте и работавшая в основном по морским целям. В марте 1943 г. её передислоцировали в Алжир, где часть занималась противолодочным патрулированием, а в октябре 1944 г. вернули в метрополию и перевооружили «Веллингтонами». В декабре 1944 г. «Марудеры» получила 39-я АЭ. Базируясь в Италии, она обеспечивала поддержку югославских партизан. «Марудеры» эта эскадрилья эксплуатировала до начала 1946 г.

Большинство поставленных Великобритании «Марудеров» передали южноафриканским ВВС. Ими вооружили 5 эскадрилий, участвовавших в Итальянской кампании.

Довольно значительное количество Martin В-26 Marauder получили ВВС Свободной Франции, укомплектовавшие самолетами этого типа 6 групп. В бою они дебютировали в 1944 г., действуя в Италии, а затем — в южной Франции. За время войны французские «Марудеры» выполнили почти 4,9 тыс. боевых вылетов. К 1947 г. они были сняты с вооружения.

«Вдоводел», «Летающий гроб», «Балтиморская шлюха» — вот только некоторые из длинного перечня нелестных прозвищ, которыми наградили Мартин В-26 его экипажи. Самолет считался чрезвычайно трудным как в наземном обслуживании, так и в пилотаже — особенно на взлете и посадке. Вызвано это было очень высокой нагрузкой на крыло. Увеличив его размах, удалось несколько улучшить «поведение» самолета, но разрушить устоявшиеся стереотипы было не так легко. Однако если объективно оценить результаты боевой работы В-26, окажется, что самолет был довольно неплохим — например, уровень боевых потерь «Марудеров» в Европе не дотягивал даже до 1%. Тем не менее карьера Б-26 была непродолжительной — уже в ходе войны его начали вытеснять более простые и надежные В-25, а после победы — окончательно сменили А-26.

Библиография

  • Иллюстрированная энциклопедия авиации: Том 5, стр. 1205–1211, изд. Дельта, Барселона. 1983 ISBN 84-85822-52-8
  • Грин, Уильям: Знаменитые бомбардировщики Второй мировой войны (2-е изд.), Doubleday, N.York, 1975 ISBN 0-356-08333-0 .
  • Скаттс, Джерри: подразделения B-26 Marauder восьмой и девятой воздушных сил, Osprey Publishing Ltd., Botley UK, 1997 ISBN 1-85532-637-X .
  • Суонборо, Гордон и Бауэрс, Питер М.: Самолеты ВМС США с 1911 года, издательство Военно-морского института, Аннаполис, США, 1990 ISBN 0-87021-792-5 .
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]