Mittlerer Zugkraftwagen 8t (Sd.Kfz.7) \ Kraus-Maffey KM m11 Средний тягач-транспортер


Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Найти источники:
«Sd.Kfz. 7» — новости
·
газеты
·
книги
·
научные материалы
·
JSTOR
( октябрь 2008 г. )( Узнайте, как и когда удалить это сообщение-шаблон )

Тип полугусеничного артиллерийского тягача

Sd.Kfz. 7
Sd.Kfz. 7 на Militracks 2010, Overloon
ТипПолугусеничный артиллерийский тягач
Место происхождениянацистская Германия
История обслуживания
В сервисе1938 — 1945 (нацистская Германия)
ИспользованНацистская Германия , Италия , Румыния , Болгария , Чехословакия (послевоенное время), Союзники (послевоенное время)
ВойныВторая Мировая Война
История производства
ДизайнерКраусс-Маффеи
Разработано1934 г.
ПроизводительKrauss-Maffei, Borgward , Österreichische Saurer-Werke AG, Бреда (Бреда 61)
Себестоимость единицы продукции36 000 рейхсмарок
Произведено1938-1944 гг.
Нет построено12 187
ВариантыSd.Kfz. 7/1, Sd.Kfz. 7/2, Feuerleitpanzer auf Zugkraftwagen 8t, Breda 61
Характеристики
Масса11,53 тонны
Длина6,85 м (22 футов 6 дюймов)
Ширина2,35 м (7 футов 9 дюймов)
Высота2,62 м (8 футов 7 дюймов)
Экипаж1 водитель
Пассажиры11
ДвигательMaybach HL62 TUK , шестицилиндровый бензиновый 135 л.с. (133 л.с., 99 кВт)
Мощность / вес12,1 л.с. / тонна
Емкость полезной нагрузки1800 кг
ПриостановкаТорсионный стержень
Вместимость топливных баков215 литров
Рабочий диапазон250 км (160 миль) по дорогам 120 км (75 миль) по бездорожью
Максимальная скорость50 км / ч (31 миль / ч) на дорогах

Sd.Kfz. 7

был полугусеничным военным автомобилем, который использовался немецким вермахтом Heer , Люфтваффе и Ваффен-СС во время Второй мировой войны . Sd.Kfz. это сокращение от немецкого слова
Sonderkraftfahrzeug
, «автомобиль специального назначения». Более длинное обозначение —
Sd.Kfz. 7 mittlerer Zugkraftwagen 8t
, «средний тягач 8т».

Развитие [ править ]

Разработка Sd.Kfz. 7 можно проследить до требования Вермахта в 1934 году о восьмитонном (7,87 тонном) полугусеничном шасси. Различные опытные машины были построены Krauss-Maffei с 1934 по 1938 год. [1] Серийная машина впервые появилась в 1938 году и предназначалась для использования в основном в качестве тягача для 8,8-см орудия FlaK и 150-мм гаубицы 15 см sFH 18 . Производство было остановлено в 1944 году. Автомобиль был изготовлен Krauss-Maffei в Мюнхене, Saurerwerke в Вене и заводом Borgward в Бремене. [1] Из-за своей большой мощности он часто использовался в качестве эвакуационной машины . [ необходима цитата

]

Рождение легенды

Вряд ли найдется хотя бы один фильм, посвященный Второй Мировой войне, где не появлялся немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.7. Внушительный грузовой автомобиль впечатлял своей внешностью и возможностями.

Sd.Kfz.7 появился в 1933 году, когда Национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером пришла к власти. Средний 8-тонный тягач поначалу не рассматривался в качестве незаменимой «рабочей лошадки». Дело в том, что полугусеничные аппараты вчистую проигрывали колесным конкурентам в надежности и ремонтопригодности. Сложная конструкция могла выйти из строя в самый неподходящий (как будто бывают подходящие) момент. Но были и достоинства, из-за которых немцы закрывали глаза на недостатки. Во-первых, тягач был незаменимым «подносчиком» орудий. Во-вторых, его возможности на бездорожье впечатляли.

Первый серийный образец появился через год. Его назвали BN m8. Он получил 6-цилиндровый карбюраторный силовой агрегат и тяговое усилие в восемь тонн. Соответственно, тягач мог буксировать 88-мм зенитные пушки.

Но этот вариант долго не продержался. Уже в 1936 году его заменили на улучшенную модель KM m9 со 130-сильным мотором «Майбах». Всего было выпущено 12 тягачей, которые могли буксировать и зенитные пушки, и 105-мм орудия. Экипаж состоял из двенадцати человек. Крыша по-прежнему была мягкой, поэтому сверху над солдатами нависал брезентовый тент, способный защитить разве что от дождя.

Вскоре появилась модель КМ m10, получившая более мощный (140 л.с.) мотор «Майбах». В 1937 году была выпущена KM m11, которая и стала впоследствии Sd. Kfz. 7. На ней создатели и остановили поиск рецепта идеального полугусеничного тягача.

В общем, , которая разработал Sd.Kfz.7, попала в яблочко. В создании тягача также приняли участие , «Бюссинг-НАГ» и «Даймлер-Бенц». И когда началась Вторая Мировая война военные вспомнили об универсальном транспортном средстве. Уже в 1939 году началось полномасштабное серийное производство тягачей. Пока шла война, заводы успели выпустить более двенадцати тысяч машин. Причем наибольшее количество было произведено в 1944 году, когда с конвейеров сошло в общей сложности 3352 Sd.Kfz.7.

Производство транспортных средств являлось довольно затратным. На один тягач уходило около сорока тысяч рейхсмарок. Но, как известно, для победы все средства хороши. К тому же, в период с 1943 – по 1944 год в войне произошел коренной перелом. СССР сумел остановить продвижение фашистов на востоке в результате победы, добытой на Курской дуге. Союзники открыли второй фронт, чем усугубили и без того пошатнувшееся положение Третьего рейха. Германия отчаянно искала пути спасения, поэтому вкладывала все имеющиеся средства в создание армейской техники.

Описание [ править ]

Машина могла перевозить артиллерийские расчеты численностью до 12 человек в креслах театрального типа. Под сиденьями было место для хранения различных инструментов, и вся машина была достаточно просторной, чтобы вместить их набор. В задней части машины находился закрытый отсек для хранения боеприпасов, хотя было желательно наличие второго носителя боеприпасов. Трактор мог буксировать грузы массой до 8 000 кг (17 600 фунтов). Большинство из них было оснащено лебедкой, которая могла тянуть до 3450 кг. [1] Его полезная нагрузка составляла 1800 кг. [2]Ветровое стекло можно было складывать, и можно было установить брезентовую крышу. Некоторые были также построены с жестким верхом, но это было менее распространено в эксплуатации. Появился более поздний упрощенный тип с деревянно-каркасной компоновкой грузовика, боеприпасы хранились за местом водителя, а артиллерийский расчет имел место на деревянных скамьях позади.

Ходовая часть состояла из двух передних колес с гидро-пневматическими шинами для рулевого управления и дорожки с каждой сторона с 14 опорными катками-7 с каждой стороны, перекрывающий друг другом , и чередованием в общем Schachtellaufwerk

конструкции для немецких половин треков-на каждой стороне транспортного средства; ведущая звездочка была расположена в передней части каждой рельсовой системы. Незначительные изменения в конструкции и производстве гусеницы и опорных катков имели место в ходе обслуживания, некоторые из них были объединены в полевых условиях при ремонте. В 1943 году двигатель Maybach HL62 был заменен на Maybach HL64 . [3]

Боевое использование [ править ]

Немецкая армия [ править ]

Использование полугусеничных тягачей для артиллерии было обычным явлением в немецких войсках, но не везде. По сравнению с колесными транспортными средствами полугусеницы труднее обслуживать, они часто ломаются и медленнее движутся по дорогам. Однако они обладают большей мобильностью по бездорожью по сравнению с колесной техникой.

Sd.Kfz.7 использовался на протяжении всей войны. Их видели во время парада Победы 1940 года в Париже и Sd.Kfz. 7 роликов в немецких пропагандистских кадрах военного времени, которые вносят свой вклад в миф о механизированном блицкриге . Фактически, хотя они производились в больших количествах, их никогда не было достаточно для полного оснащения немецких войск. Как правило, как и многие другие типы, артиллерийские элементы танковых и мотопехотных частей ( Panzergrenadier ) получали их, в то время как другие части продолжали полагаться на лошадей, чтобы тянуть свои орудия.

Самолет Sd.Kfz. 7 широко использовались в Североафриканской кампании, где их гусеницы позволяли им двигаться по пескам пустыни гораздо эффективнее, чем грузовики. Часто колонны с войсками или военнопленными включали по крайней мере две полугусеницы с одной общей точкой передвижения, чтобы проложить путь через пески, по которому могли бы следовать грузовики.

Sd.Kfz. 7/1 в Wehrtechnische Studiensammlung Koblenz

Самолет Sd.Kfz. 7 также легла в основу ряда вариантов самоходных зенитных установок на базе используемых зенитных артиллерийских установок калибра 20 и 37 мм. Самолет Sd.Kfz. 7/1 был вооружен 4-мм зенитной системой Flakvierling 38 2 cm Flakvierling 38 . Самолет Sd.Kfz. 7/2 был вооружен одной единственной зенитной установкой 3,7 cm FlaK 36 . На многих из этих вариантов место водителя и крышка двигателя были бронированными [1] (толщиной 8 мм). [4] Также были произведены переоборудования с установкой единственной 2-сантиметровой зенитной установки. Опытные машины с установкой 5 cm FlaK 41 были произведены, но оказались безуспешными и в серийное производство не пошли. [1]

Вариант с броневой надстройкой на базе Sd.Kfz. 7, Feuerleitpanzer auf Zugkraftwagen 8t, использовался стартовыми расчетами баллистической ракеты Фау-2 . Это было необходимо, поскольку Фау-2 иногда выходил из строя и взрывался на стартовой площадке. [1] Он также использовался для буксировки стартовой площадки на место. Бункеры не использовались, поскольку V-2 транспортировался к широко рассредоточенным стартовым площадкам на

трейлерах
Meillerwagen,
которые могли устанавливать их на пусковых стендах / пламегасителях, которыми было оборудовано каждое рассредоточенное пусковое устройство для неожиданных запусков, чтобы избежать воздушных атак союзников .

Другие армии [ править ]

A Sd. Kfz. 7 транспортных средств Королевской Венгерской армии , Венгрия, 1944 г.

Лицензионная копия, произведенная в Италии, была построена во время войны (обозначенная как Breda 61, [1] 250 произведенных [3] 1942-1944 [2] ) и легко узнаваема по длинному капоту и правостороннему рулевому управлению.

Британская улучшенная копия [ править ]

Британская компания Bedford Motors (дочерняя компания Vauxhall Motors ) построила улучшенную копию Sd.Kfz.7. Обозначенный Bedford Tractor (BT) и кодовое название Traclat (Tracked Light Artillery Tractor), это должен был быть артиллерийский тягач, предназначенный для работы в любом месте, для 17-фунтовых , 25-фунтовых пушек и 40-мм орудий Bofors, но, насколько это возможно, построенный с использованием существующих деталей и производственная мощность.

В 1943 году министерство снабжения попросило Vauxhall Motors построить трехчетвертную гусеничную машину с такой же гусеничной и задней подвеской, что и на средних артиллерийских тягачах Sd.Kfz.7. С этой целью часть захваченных полугусениц была отправлена ​​обратно в Великобританию из Ливии. Моррис провел их через программу испытаний и оценки с целью разработки аналогичной машины для британского использования. Шесть прототипов были построены для испытаний в 1944 году, но война в Европе закончилась до того, как можно было рассматривать массовое производство.

В отличие от немецкого оригинала, Traclat приводился в движение двумя стандартными двигателями Bedford, установленными рядом и соединенными с общим валом; но, как и в оригинале, когда рулевое колесо выходило за пределы плавного поворота, мощность постепенно передавалась на крайнее колесо и гусеницу.

В некотором смысле Traclat превосходил своего предшественника: ящики для боеприпасов были доступны снаружи машины, а также имел рулевое управление с усилителем . [2] К началу 1945 года Vauxhall Motors поставила прототипы в Центр испытаний боевых машин (FVPE) для официальных испытаний в условиях от арктических до тропических, и машины показали себя превосходно, будучи способными преодолевать подъем один к двум и переходить вброд. вода глубиной шесть футов; однако война закончилась до того, как можно было подумать о массовом производстве. [5]

В июле 1946 года испытательная машина должна была буксировать 25-фунтовую пушку и передок, противостоять артиллерийскому тягачу Crusader и самоходке Alecto. Хотя Traclat показал лучшие характеристики, он увяз в грязи. Некоторое количество машин было отправлено в Германию для дополнительных испытаний, но это ни к чему не привело из-за чрезмерной стоимости, а поскольку существующие тракторы справлялись с боевыми условиями в Западной Европе, необходимость в серийном производстве отпала. Парные стандартные двигатели Bedford производили в сумме 136 л.с. с комбинированным расходом топлива 3,5 миль на галлон (1,27 км / литр). Traclat достиг максимальной скорости 30 миль в час (48 км / ч). [6]

Использование союзниками Sd Kfz 7 [ править ]

Некоторые Sd.Kfz. 7 были приняты на вооружение союзниками после Второй мировой войны. Чехословацкая армия использовала их в течение нескольких лет после войны. [1]

В Танковом музее , Дорсет , Великобритания, есть подробная оценка трофейного Sd.Kfz. 7 производства Vauxhall Motors в 1942 году в соответствии с упомянутым выше проектом Traclat.

Применение и модификации

Во время войны Sd. Kfz. 7 таскал не только самое разнообразное артиллерийское оружие, но и вез двенадцать человек в полной боевой амуниции. Благодаря 6-цилиндровому карбюраторному двигателю объемом 6,2-литра с мощностью 140 л.с. транспортное средство могло разогнаться максимум до 50 км/ч, что было весьма и весьма неплохо. Топливный бак вмещал в себя 215 литров и этого запаса хватало на 250 километров при движении по обычной дороге и на 120 – по «пересеченке». Расход горючего сильно варьировал от условий эксплуатации, поэтому мог разброс составлял от 80 до 160 литров на сто километров пробега.

Известно, что во время войны немцы передали несколько тягачей союзной болгарской армии. Так же, Sd.Kfz. 7 использовали югославы. Вот только не те, которые встали на сторону Третьего рейха, а коммунисты-партизаны во главе с Иосипом Брозом Тито. Скорее всего, солдатам удалось захватить транспортные средства во время одного из сражений. К сожалению, нет точных сведений помогли ли немецкие тягачи партизанам или же от их «услуг» быстро отказались.

Интересный факт: в 1939 году немцы продали тридцать два тягача в Бразилию. Но до Южной Америки добралось всего лишь пять машин. Да и произошло это в 1941 году. Тем не менее, Sd.Kfz. 7 встали на вооружение бразильской армии в 1942 году и прослужили до 1945 года. Когда же Германия проиграла войну, то перестала поставлять через океан необходимые запчасти. И власти Бразилии решили отправить тягачи на «пенсию».

Лицензию на производство тягачей выкупила итальянская . За годы Второй Мировой войны она выпустила примерно 250 транспортных средств под собственным названием «Semincmgolato Breda Tipo 61». Отличий между итальянской и немецкой версиями практически не было, за исключением силового агрегата. «Итальянец» получил мотор с мощностью 130 «лошадок».

А вот «Фиат» пошел другим путем. На предприятии решили не копировать «немца», а создать на его базе собственный полугусеничный тягач. Был создан прототип, который так и не довели до серийного производства. Создание тягача затянулось, требовались большие финансовые влияния, а затем Италия и вовсе вышла из войны.

Известно, что англичанам удалось захватить несколько Sd.Kfz.7 в Африке. Британцы так сильно впечатлились немецкой машиной, что решили создать нечто похожее. Сказано – сделано. Вскоре появилось несколько полугусеничных тягача ВТ. Но они оказались слишком сырыми, а доработка выглядела долгой и затратной. Поэтому проект свернули.

Дольше всех в строю пробыли тягачи, оказавшиеся в чехословацкой армии. Там они пробыли на боевом посту вплоть до 60-х годов. И лишь когда Sd.Kfz.7 полностью исчерпали свой резерв, от них отказались.

Что касается модификаций. Их было довольно много, потому что тягач оказался предрасположен к самым различным изменениям и доработкам. Была, например, любопытная версия Sd.Kfz. 7/9, которая оснащалась баллистическими ракетами V-2. Эта модификация получила своеобразную бронированную «надстройку» в задней части, в которой «поселились» устройства для наведения ракет и связи. При этом, если возникала необходимость, то тягач мог легко отбуксировать и сам стартовый стол, с которого ракеты и запускались.

Можно вспомнить еще и Sd.Kfz. 7/5 «Артемис», тягач, превращенный в противотанковую самоходную артиллерийскую установку. На ней размещалась советская 76-мм дивизионная пушка Ф-22.

После поражение Третьего рейха во Второй Мировой войне, необходимость в полугусеничных тягачах отпала. Поэтому история Sd.Kfz.7 на этом и завершилась.

Варианты [ править ]

Sd.Kfz. 7
Базовый Sd.Kfz. 7 тягачей с открытым кузовом и театральными сиденьями для артиллерийских расчетов. Нет брони.

Sd.Kfz. 7/1

Sd.Kfz. 7 вооружен четырехместной зенитной установкой Flakvierling 38 L / 65 2 cm Flakvierling 38 L / 65 с открытой и бронированной кабиной. 750-800 произведено к концу декабря 1944 г. [4]

Sd.Kfz. 7/2

Sd.Kfz. 7 вооружен зенитной установкой 3,7 cm FlaK 36 (в 1944 г. заменен на 3,7 cm FlaK 43). Опять же, существовали и открытая, и бронированная кабина. К концу января 1945 г. произведено около 1000 штук [4]
Feuerleitpanzer auf Zugkraftwagen 8t
Наблюдательный и командный пункт баллистической ракеты Фау-2 . Произведены неизвестные номера.

Бреда 61

Лицензионная итальянская копия Breda , произведено 250 экземпляров [3] 1942-1944 гг. [2]

Ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме Sonderkraftfahrzeug 7
.
  1. ^ a b c d e f g h Бишоп, Крис (редактор), Энциклопедия оружия Второй мировой войны
    , Sterling Publishing Company, Inc. (2002), ISBN 1586637622, стр.78-79
  2. ^ a b c d Лепаж, Жан-Дени, Немецкие военные машины Второй мировой войны: иллюстрированное руководство по автомобилям, грузовикам, полугусеницам, мотоциклам, амфибиям и другим
    машинам McFarland (2007), ISBN 9780786428984 , стр. 141–142
  3. ^ a b c Mittlerer Zugkraftwagen 8t Sd.Kfz.7 achtungpanzer.com по состоянию на 22 июля 2012 г.
  4. ^ a b c Джентц, Томас Л. (1998). Panzer Tracts 12 — Flak Selbstfahrlafetten и Flakpanzer
    . Танковые тракты. С. 15–21.
  5. Эллис, Крис; Епископ, Денис (1971). Военный транспорт Второй мировой войны
    . 167 High Holborn London WC1V 6PH: Blandford. С. 130–131. ISBN 0-7137-0702-X.CS1 maint: location ( ссылка )
  6. Классический военный журнал Автомобиль выпуск 46 марта 2005
vтеНемецкие боевые бронированные машины времен Второй мировой войны
Танки
  • Panzer I
  • Panzer II
  • Panzer III
  • Panzer IV
  • Пантера
  • Тигр I
  • Тигр II
  • Panzer 35 (т)
  • Panzer 38 (т)
Самоходная артиллерийская установка
  • Буфла
  • Wespe
  • 10,5 см leFH18 (Sf) LrS
  • 10,5 см leFH18 (Sf) 39H
  • 15 см sFH13 / 1 (Sf) LrS
  • Sturmpanzer I
  • Sturmpanzer II
  • Решетка
  • Hummel
  • Panzerwerfer 42
  • Wurfrahmen 40
  • Карл-Герэт
Штурмовые орудия
  • StuG III
  • StuG IV
  • StuH 42
  • StuIG 33B
  • Brummbär
  • Штурмтигер
Истребители танков ( panzerjaeger , jagdpanzer )
  • Panzerjäger I
  • 35R (ж)
  • Мардер I
  • II
  • III
  • RSO / PaK 40
  • Nashorn
  • Элефант
  • Jagdpanzer IV
  • Hetzer
  • Ягдпантера
  • Ягдтигер
Полугусеницы
  • Maultier
  • Sd.Kfz. 2
  • 4
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 250
  • 251
  • 252
  • 253
  • 254
  • sWS
Броневики
  • Kfz 13
  • Sd.Kfz. 221/22/23/60/61
  • Sd.Kfz. 231/32/33/34/63
  • Sd.Kfz. 234
  • Sd.Kfz. 247
  • ADGZ
Самоходные зенитные установки
  • Зенитный танк I
  • Flakpanzer IV Möbelwagen
  • Wirbelwind
  • Оствинд
  • Кугельблиц
  • Flakpanzer 38 (т)
Машины для сноса
  • Leichter Ladungsträger Goliath
  • Mittlerer Ladungsträger Springer
  • Schwerer Ladungsträger Borgward IV
Прототипы
  • Maus
  • Geschützwagen Tiger
  • Серия Entwicklung
  • Leichttraktor
  • Пантера II
  • Heuschrecke 10
  • Neubaufahrzeug
  • Стурер Эмиль
  • 10,5 см K (gp.Sfl.)
  • Pz.Sfl. II
  • Flakpanzer Coelian
  • ВК 3001 (П)
  • ВК 4501 (П)
  • ВК 3002 (ДБ)
Предлагаемые проекты
  • Panzer III / IV
  • Löwe
  • Panzer IX
  • Panzer X
  • Ratte
  • Монстр
  • VK 1602 Леопард
  • Gep. MTW Kätzchen
  • ВК 4502 (П)
  • VK 20 серия
Производство немецких боевых бронированных машин во время Второй мировой войны

Mittlerer Zugkraftwagen 8t (Sd.Kfz.7) \ Kraus-Maffey KM m11 Средний тягач-транспортер

На протяжении начального периода войны одними из основных тягачей вермахта были Sd.Kfz.6 и Sd.Kfz.8, которые предназначались для буксировки тяжелых артиллерийских систем. Однако, армия нуждалась в тягаче для 150-мм пушек s.K.18, которые были особо важны при проведение наступательных операций. В 1934-36 гг. фирма Kraus-Maffey разработала целую серию специализированных 8-тонный тягачей KM m8, KM m.9, RM m.10 и KM m11

. Последняя модель производилась в наибольшем количестве и получила в вермахте официальное обозначение
Mittlerer Zugkraftwagen 8t (Sd.Kfz.7)
.

Все выше перечисленные модели внешне практически не различались, поскольку доработки и усовершенствования касались по большей части силовой установки. Тягач Sd.Kfz.7 отличался от них удлиненной ходовой частью и при собственной массе 9750 кг мог развивать тяговое усилие до 8000 кг. Машина также оснащалась лебедочным механизмом с приводом от двигателя, который имел тяговое усилие 3455 кг. Достаточно сказать, что для полевой артиллерии этого хватало с запасом, и кроме того, Sd.Kfz.7 мог буксировать средние танки типа Pz.III и Pz.IV.

Тягач фирмы Kraus-Maffay был построен по классической схеме с передним расположением двигателя и моста автомобильного типа, который служил для управления. Передние колеса были односкатными и оснащались обычными пневматическими шинами размером 9,75х20 дюймов. Подвеска включала амортизацию на листовых рессорах. Гусеничная ходовая часть, применительно на один борт, состояла из шести опорных катков установленных в шахматном порядке, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки оснащались торсионной подвеской. Каждая гусеница состояла из 54 стальных траков (каждый с “зубом”) шириной 360 мм и длиной 180 мм. Общая длина гусеничной цепи равнялась 9720 мм. Ширина колесной колеи составила 1800 мм, гусеничной — 2000 мм. При полной массе 9500 кг тягач имел удельное давление на грунт порядка 0.59 кг/кв.см. Максимальный радиус поворота — 8 метров (согласно другим данным — 16).

На модели KM m11 устанавливался 6-цилиндровый 4-тактный бензиновый двигатель Maybach HL 62TUK рабочим объёмом 6191 см.куб., который развивал мощность 140 л.с. при 2500 об\мин. Двигатель оснащался карбюратором Solex 40 IFF II, а для его запуска использовался стартер мощностью 2,5 л.с. Рядом располагался топливный бак ёмкостью 213 литров. Расход топлива у тягача оказался близким к танкам. Например, на 100 км движения по шоссейной дороге требовалось 80 литров горючего, а для проселочной дороги требовалось уже 160 литров.

В состав трансмиссии входили следующие компоненты: сухое двухдисковое сцепление, механическая коробка переключения передач с демультипликатором (8 скоростей вперед и 2 назад), гидравлические и пневматические тормоза. В электросистему тягача использовался ток напряжением 12 Вольт, который подавался от аккумулятора ёмкостью 105 А\ч. Также имелся электрогенератор мощностью 130 Ватт.

В открытом отделении управления находились места для водителя (справа) и его помощника (слева). В транспортном отсеке можно было разместить орудийный расчет из 9-10 человек, боекомплект или прочую амуницию массой до 1800 кг. В случае непогоды можно было установить брезентовый тент.

Первые версии KM m11 были небронированными, однако после оценки суровых реалий Восточного фронта был сделан вывод, что защита необходима не только экипажу. Превращать серийные Sd.Kfz.7 в полноценный бронетранспортер не собирались, однако с 1942 года на тягачи начали устанавливать коробку собранную из броневых листов толщиной 8 мм. Бронирование полностью закрывало водительскую кабину, однако транспортный отсек был закрыт только наполовину – его передняя часть имела двускатные борта (как у бронеавтомобиля Sd.Kfz.221) и была открыта сверху, а задняя была выполнена в виде бронированного короба — такая модификация обозначалась как Gepanzerte Zugkraftwagen 8t

. Тягачи поздних серий начиная с 1943 года оснащались топливным баком ёмкостью 203 литра и двигателем Maybach HL 64.

В течении 1937-44 гг. предприятия фирмы Kraus-Maffey собрали 5028 8-тонных тягачей модели KM m11. В 1938 году к их выпуску подключилась фирма Bogward, однако по этому производителю точных сведений не сохранилось. Далее выпуск 8-тонных тягачей был развернут на заводах фирм Saurer Werke AG в Австрии и Breda в Италии. Общий выпуск распределился соедующим образом: 1939 — 1609 шт., 1940 — 996 шт., 1941 — 1322 шт., 1942 — 1388 шт., 1943 — 3250 шт., 1944 — 3352 шт. и 1945 — 270 шт.

Машины серии Sd.Kfz.7 широко использовались на всех фронтах, причем не только немцами – трофейные немецкие тягачи были популярны и у нас, и у союзников. Разумеется, транспортировали они не только 150-мм орудия. Тягачи активно использовались для буксировки 88-мм зениток и прочей несамоходной артиллерии и амуниции. Тягачи, передаваемые в тяжелые танкоистребительные батальоны, были только бронированными и обозначались как Gepanzerte Zugkraftwagen 8t

.

Между 1941 и 1944 годами некоторое количество Sd.Kfz.7 поставлялось в болгарскую армию. Машины были обеих моделей, Borgward HL m11 и Krauss-Maffei KM m11. В годы войны несколько 8-тонных тягачей были захвачены и впоследствии использовались югославскими партизанами. Интерес к этой удачной машине проявили и заокеанские покупатели — в частности, приобрести партию из 32 Sd.Kfz.7 в небронированном варианте собиралась армия Бразилии. Контракт был подписан, но в конце 1941 года было доставлено всего 5 машин — остальные были реквизированы вермахтом для восполнения потерь. В Бразилии тягачи использовались до 1945 года включительно, пока оставались запасные части к ним.

Отдельная история сложилась с итальянской версией Sd.Kfz.7. Решение о собственном производстве было принято в 1941 году — для этой цели выделялись ресурсы фирмы Breda, которой предстояло провести работы по адаптации этого тягача под особенности итальянской промышленности. Слегка обновленный вариант получил обозначение Semincingolato Breda Tipo 61

. Всего было собрано 250 единиц по немецкой лицензии. Параллельно итальянцы пытались создать собственный полугусеничный тягач на основе Sd.Kfz.7, но было выпущено всего несколько опытных машин.

Сильное впечатление 8-тонный тягач произвел и на британскую армию. В 1941 году министр снабжения приказал компании Vauxhall Motors Limited выпускать копию германского Sd.Kfz.7, но было собрано лишь 6 прототипов под обозначением BT

.

В 1943 году, когда превосходство люфтваффе начало постепенно сокращаться, была развернута программа оснащения 8-тонных тягачей зенитными системами калибра 20-мм и 37-мм. Шасси для таких машин получили обозначения Sd.Kfz.7/1

и
Sd.Kfz.7/2
. Также в небольшом количестве были выпущены модификации
Sd.Kfz.7/5 (Artemis — 7.62cm(r) Pak auf Zgkw 8t)
и
Sd.Kfz.7/6
, которые по сути представляли собой специализированные бронетранспортеры. Кроме того, в течении 1944 года часть тягачей была переоборудована в машины траекторных измерений для групп запуска ракет А-4 (V-2) — шасси для этой модели получило обозначение
Sd.Kfz.7/9
.

По состоянию на 1 марта 1945 года вермахт располагал 3602 машинами этого типа. До конца войны дожила большая половина из них. Тягачи впоследствии нашли применение при восстановлении Германии, в послевоенной армии Чехословакии они находились на вооружении до конца 1940-х гг., пока оставались запасные части.

Источники: Г.Л.Холявский «Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники.Колесные и полугусеничные бронеавтобили и бронетранспортеры». Минск. «Харвест». 2004 П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков Второй Мирвоой войны 1933-1945» (перевод И.П.Шмелева), АСТ\Астрель\Харвест, Москва\Минск, 2003

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА Sd.Kfz.7 образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА9500 кг
ЭКИПАЖ, чел.2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм6850
Ширина, мм2400
Высота, мм2620
Клиренс, мм400
ВООРУЖЕНИЕ
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
БРОНИРОВАНИЕ (Gepanzerte Zugkraftwagen 8t)лоб корпуса — 8 мм борт корпуса — 8 мм корма корпуса — 8 мм крыша — 8 мм днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬMaybach HL 62TUK, карбюраторный, 8-цилиндровый, мощностью 140 л.с. при 2500 об\мин
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: сухое двухдисковое сцепление, механическая коробка переключения передач с демультипликатором (8 скоростей вперед и 2 назад), гидравлические и пневматические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬколесная часть:
мост автомобильного типа с двумя колесами, подвеска на листовых рессорах, шины пневматические
гусеничная часть
(на один борт): 6 опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской установленных в шахматном порядке, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупновенчтая гусеница с металлическими траками
СКОРОСТЬ65 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ275 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м?
Глубина брода, м0,65
Ширина рва, м?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]