Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42.
МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений.
МТЛБу | Технические характеристики
Вездеход МТЛБу после модернизации получил новое усовершенствованное шасси с 7 катковой гусеницей, а также более мощный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. В результате, вездеход превзошел своего предшественника МТЛБ как по техническим характеристикам, так и по проходимости.
Ходовые характеристики, мощный двигатель, увеличенная грузоподъемность МТЛБу позволяют эксплуатировать вездеход на всей территории России, как в условиях бездорожья, так и в районах крайнего Севера и Сибири.
Вездеход МТЛБу оснащен новым восьмицилиндровым, четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ-238Н-1 с системой турбонаддува, мощностью 300 л.с.
Отличительными чертами двигателя ЯМЗ-238Н-1 вездехода от предыдущих конструктивных версий являются серьезные конструкторские доработки: масляный картер глубокий с обечайкой, привод вентилятора без шкива и упругой муфты.
МТ-ЛБ — видео
Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42 — вид слева
Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42 — вид справа
Разработанный в конструкторском бюро Харьковского тракторного выпускался в течение нескольких десятилетий и в итоге стал одной из самых распространенных машин в армии Советского Союза. Первоначально на МТ-ЛБ возлагались сугубо транспортные задачи: перевозка грузов и личного состава, а также буксировка артиллерийских орудий. Однако в дальнейшем, благодаря удачной конструкции, легкий транспортер стал основой для массы новых бронемашин различного назначения. Общее количество модификаций машины МТ-ЛБ превышает два десятка, а количество типов боевой и вспомогательной техники на ее базе приближается к пятидесяти.
МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант с пушкой МТ-12 Рапира
Описание всех вариантов модернизации и переделки базового транспортера займет отдельную книгу, поэтому ограничимся лишь модификациями, в которых машина МТ-ЛБ сохранила свои изначальные функции. Иными словами, в этой статье пойдет речь только о вариантах обновления машины, которые по-прежнему предназначены для перевозки людей и грузов.
Первой модернизацией базовой машины стал проект МТ-ЛБВ, появившийся немного позже исходного. Литера «В» в названии расшифровывается как «вездеходный». Дело в том, что при использовании оригинальных гусениц шириной 350 мм тягач имеет хорошую проходимость и небольшую удельную нагрузку на грунт. Тем не менее, на мягких поверхностях наподобие глубокого снега или болота базовый МТ-ЛБ резко теряет ходовые качества. Для исправления этой ситуации была создана новая гусеница шириной 565 мм. Благодаря применению этой гусеницы удельное давление на грунт стало меньше, чем у человека. Получившаяся в результате такой модернизации машина МТ-ЛБВ способна перемещаться там, где оригинальный транспортер пройти не может.
Вездеходный тягач претерпел небольшие изменения, в результате которых получил название МТ-ЛБВМ и стал основой для целого семейства многоцелевых машин. От предыдущих вариантов машины его отличало вооружение. Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на МТ-ЛБВМ установили более крупный открытый боевой модуль с зенитным пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм. Несколько лет назад появилось очередное обновление «линейки» вездеходных транспортеров под названием МТ-ЛБ ВМК. В ней вместо пулемета НСВТ используется крупнокалиберный «Корд». Также был выполнен и запущен в производство проект установки нового более мощного двигателя (300-310 л.с.), нового оборудования связи и т.п. Такая модернизация обозначается как МТ-ЛБ ВМ1К.
Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла»
Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80
Стоит отметить, после распада Советского Союза Харьковский тракторный завод остался в независимой Украине, что соответствующим образом сказалось на поставках МТ-ЛБ в армию России. Для восполнения потерь производство тягачей было налажено на муромском . Там же было создано большинство современных модификаций машины. В настоящее время в списке выпускаемой заводом продукции имеется несколько модификаций МТ-ЛБ. Кроме того, предприятие предлагает ремонт и модернизацию находящихся в эксплуатации машин с приведением их к определенному виду.
Основой для всех новых машин, выпускаемых «Муромтепловозом», стал транспортер МТ-ЛБМ («Объект 6М»). Эта модификация бронемашины фактически представляет собой базовый вариант тягача с рядом технических и технологических доработок, связанных с производством техники на новом заводе. Тем не менее, и без серьезных изменений МТ-ЛБМ смог стать основой для нескольких машин транспортного назначения.
В локальных конфликтах последних десятилетий тягачи МТ-ЛБ нередко использовались не только как гусеничные грузовики или буксиры, но и в качестве бронетранспортеров для перевозки личного состава. Бронированный корпус и наличие оборонительного вооружения позволяли тягачам частично выполнять функции бронетранспортеров. Конечно, такая замена не была полноценной – броня МТ-ЛБ ощутимо уступала защите БТР-60 или БТР-70. Однако при необходимости солдаты ездили и на тягачах. Уже в девяностых годах окончательно сформировалась концепция, в соответствии с которой планировалось развивать машины МТ-ЛБМ. Прежде всего было предложено улучшать машины за счет установки нового вооружения. Таким образом появилось несколько новых модификаций.
Станция засечки ядерных взрывов К-612-О на базе МТ-ЛБ
Санитарный вариант МТ-ЛБ
Первым был создан «Объект 6МА». Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на него поставили боевой модуль от бронетранспортера БТР-80. Благодаря такой модернизации многоцелевой тягач вдобавок к родному 7,62-мм пулемету получил 14,5-мм пулемет КПВТ. Вскоре на «Муромтепловозе» спроектировали еще несколько вариантов МТ-ЛБМ с различным вооружением, смонтированном в башне, заимствованной у бронетранспортера:
— «Объект 6МА1», комплекс вооружения которого расширился автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»;
— «Объект 6МА2». Эта версия тягача лишена пулемета КПВТ, вместо которого предлагалось устанавливать 23-мм автоматическую пушку 2А14 (автомат зенитной установки ЗУ-23);
— «Объект 6МА4», являющийся своеобразным гибридом проектов «6МА1» и «6МА2». На нем планировалось устанавливать пулемет ПКТ, пушку 2А14 и гранатомет АГС-17.
Логическим концом линейки «6МА» стал «Объект 6МА3», чье вооружение вплотную приблизилось к оружию боевых машин пехоты. Это были 30-мм гранатомет АГС-30, пулемет ПКТ, а также четыре пусковые установки противотанковых ракет «Корнет». При этом бронемашина по-прежнему могла перевозить людей или грузы.
Машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» в окопе. Тактические учения 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, июль 2003 г.
Почти одновременно и параллельно с линейкой машин на основе «Объекта 6МА» развивалось другое направление. Его основой стал транспортер «Объект 6МБ», оснащенный боевым модулем, заимствованным у бронетранспортера БТР-80А. Эта башня изначально несет 30-мм автоматическую пушку 2А72 и пулемет ПКТ. При помощи такой модернизации планировалось значительно поднять боевой потенциал МТ-ЛБМ и тем самым компенсировать недостаточный уровень бронезащиты, поскольку при помощи автоматической пушки экипаж машины мог бы обстреливать противника, не входя в его зону поражения. «Объект 6МБ» тоже стал основой для нескольких вариантов с различным вооружением:
— «Объект 6МБ2». В дополнение к автоматической пушке и пулемету эта машина могла получить гранатомет АГС-17;
— «Объект 6МБ3» и «Объект 6МБ4». На башню БТР-80А предлагалось монтировать 23-мм пушку ГШ-23, крупнокалиберный пулемет «Корд» и гранатомет АГС-30. Друг от друга проекты отличались компоновкой агрегатов и рядом других моментов.
МТ-ЛБ с устройством для самоокапывания на позиции боевого охранения. Чечня, май 2000 г.
Одна из командно-штабных машин управления 42 мсд в развернутом, «рабочем» виде. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.
Данные о производстве машин на базе «Объекта 6М» отсутствуют. Судя по имеющейся информации, все они так и остались на стадии опытных образцов, которым не удалось заинтересовать заказчика. Причиной этого, скорее всего, стали недостаточный уровень защиты базовой бронемашины, наличие полноценных специально разработанных бронетранспортеров и боевых машин пехоты, а также сложное финансовое состояние вооруженных сил.
Большой интерес представляют модификации «Объект 6М1» и «Объект 6М2», разработанные «Муромтепловозом» и «Курганмашзаводом» соответственно. В ходе этих модернизаций базовая машина МТ-ЛБМ получила новые двигатели мощностью до 300-310 лошадиных сил, новые системы трансмиссии и т.д. Согласно открытым сведениям, в серию пошла только машина от «Муромтепловоза». Она оснащается 310-сильным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 с механической трансмиссией, которые позволяют ей при возросшей массе иметь такие же ходовые характеристики, как и у базовых машин.
Моторное отделение МТ-ЛБ
На базе «Объекта 6М1» или МТ-ЛБ М1 были созданы две легкие бронемашины, которые сейчас доступны для заказа. Первая из них, МТ-ЛБ М1А7 вооружена крупнокалиберным пулеметом «Корд» с боекомплектом в 1050 патронов, пулеметом ПКТ с 2000 патронами и гранатометом АГС-17 с запасом на 200 выстрелов. Второй многоцелевой тягач под названием МТ-ЛБ М1Б2 оснащается 30-мм пушкой 2А42, пулеметом ПКТ и гранатометом АГС-17. Боекомплект состоит из 300 снарядов, 2000 патронов и 200 гранат. Вооружение установлено на башне со стабилизатором 2Э36, заимствованной у бронетранспортера БТР-80А.
Обе новые машины, как и ранее, способны перевозить личный состав. Одновременно с тремя членами экипажа на МТ-ЛБ М1А7 и МТ-ЛБ М1Б2 могут ездить восемь и шесть человек соответственно. При этом сохраняется возможность буксировки груза, например, артиллерийского орудия. При необходимости экипаж машин может применить дымовые гранатометы 902В «Туча».
Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.
Машина управления артиллерии 1В14М. Вооружена пулеметом ПКМБ. На бортах закреплены круглые дымовые шашки, очень похожие на мины. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.
Ставшая независимой Украина смогла сохранить производство бронемашин МТ-ЛБ и даже провести несколько модернизаций. Примечательно, что основной задачей конструкторов Харьковского конструкторского бюро по машиностроению тоже было повышение боевых качеств транспортера. Украинцы пошли по пути развития транспортных возможностей и фактически сделали несколько новых боевых машин пехоты на базе многоцелевого тягача. При этом, в отличие от российских инженеров, украинские пришли к выводу о необходимости повышения не только огневой мощи, но и уровня защиты. Модернизированный таким образом транспортер уже мог стать полноценной боевой машиной наподобие бронетранспортеров или БМП.
Первым вариантом такого обновления стал проект МТ-ЛБР6. С машины сняли родную башенку и поставили на ее место полноценный пушечно-пулеметный боевой модуль. В башне с одним рабочим местом наводчика установили 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и спаренный пулемет КТ-7,62 (ПКТ украинского производства). Для экономии места внутри бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по бокам от самого орудия. В лобовой проекции ящики боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами. Непосредственно перед ними предусмотрены шесть дымовых гранатометов «Туча».
Уровень защиты машины МТ-ЛБР6 был повышен при помощи разнесенного бронирования, устанавливаемого поверх собственного корпуса машины, и кевларового подбоя. Кроме того, ходовая часть закрыта противокумулятивными экранами. Обновление многоцелевого транспортера привело к заметному увеличению веса, что было компенсировано новым более двигателем мощностью около 310 лошадиных сил. По имеющимся данным, на Харьковском тракторном заводе было собрано и переоборудовано из имеющихся некоторое количество таких машин.
МТ-ЛБР6 — украинский бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе. Установлены новый дизельный двигатель, новая одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча»). Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами.
Похожим образом была создана модификация МТ-ЛБР7, однако от предыдущей машины она отличается составом вооружения. Вместо оригинальной орудийной башни на ней предложили монтировать боевой модуль «Штурм». Специально разработанный для унификации бронетехники модуль вооружен пушкой ЗТМ-1, пулеметом КТ-7,62, автоматическим гранатометом АГС-17, дымовыми гранатометами и пусковыми установками противотанковых ракет «Конкурс-М». Все вооружение стабилизировано. Уровень защиты соответствует предыдущей модификации, поскольку МТ-ЛБР7 также может оснащаться дополнительным бронированием.
Последней на данный момент украинской модификацией машины МТ-ЛБ является бронетранспортер МТ-ЛБМШ. В соответствии с этим проектом базовая машина получила новый 360-сильный двигатель и боевой модуль «Шквал». Вооружение этого модуля похоже на «Штурм» – автоматические пушка и гранатомет, а также пулемет и дымовые гранатометы. Однако вместо противотанковых ракет «Конкурс-М» на машине МТ-ЛБМШ используется комплекс «Барьер». Как и все предыдущие модификации украинской разработки, МТ-ЛБМШ способна перевозить до семи человек и буксировать некоторый груз, например, пушку.
МТ-ЛБМШ — украинский БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал». Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты.
Как видим, в последние годы улучшение многоцелевого транспортера МТ-ЛБ в основном шло при помощи усиления вооружений. В локальных конфликтах последних десятилетий эти машины нередко использовались в качестве транспорта для личного состава, в связи с чем возникла надобность в защите от нападения из засад. Одновременно с этим предпринимались попытки поднять потенциал тягача за счет использования более мощных двигателей и установки дополнительного бронирования. Тем не менее, оба таких метода модернизации не получили широкого распространения.
Вообще стоит отметить, что большинство стран-эксплуатантов МТ-ЛБ, предпринимая попытки улучшить имеющиеся у себя машины, ограничивалось установкой более мощного вооружения. К примеру, польские лицензионные копии тягача MT-LB сходили с конвейера оснащенными крупнокалиберными пулеметами ДШКМ. Вероятно, причиной популярности именно такого пути развития многоцелевой бронемашины стали особенности ее тактической ниши. В отличие от бронетранспортеров и боевых машин пехоты, МТ-ЛБ предназначались для перевозки личного состава и грузов вдали от переднего края и имели достаточные для этого характеристики. Поэтому силовая установка машин долгое время оставалась прежней, а бронирование не менялось ввиду отсутствия соответствующей необходимости. Когда МТ-ЛБ начали осваивать «профессию» бронетранспортера, стали появляться соответствующие модификации с другими двигателями, оружием и защитой.
Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10
Однако задолго до начала локальных конфликтов последних лет многоцелевые машины МТ-ЛБ успели стать основой для массы систем. На шасси МТ-ЛБ монтировалось оборудование зенитных ракетных комплексов («Стрела-10»), самоходных минометов («Тунджа», «Тунджа-Сани» и т.п.), машин радиационной и химической разведки (РХМ и РПМ), противотанковых ракетных комплексов («Штурм-С») и т.п. Однако после таких обновлений многоцелевые бронемашины теряли свое изначальное предназначение и уже не могли перевозить грузы или личный состав помимо экипажа или расчета систем вооружения. Тем не менее, Многоцелевой транспортер легкий бронированный оказался популярной базовой машиной. Как уже говорилось, на его основе было создано почти полсотни различных машин.
Лучник-Э
Преимущества:
- Увеличенный корпус;
- 7 катковая шасси;
- Двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с.;
- Грузоподъемность до 4т.
Вы можете купить МТЛБу — цена от производителя. Вы также можете купить вездеход МТЛБу в наличии и на заказ, как новый, так и с консервации.
Цена на вездеход МТЛБу зависит от комплектации и навесного оборудования. Цена нового МТЛБу начинаются от 2 750 000 руб. Цена на вездеход МТ-ЛБу также значительно зависит от общего состояния и года выпуска. Для более подробной информации по цене обращайтесь к официальным дилерам.
Цена МТЛБу с консервации зависит от года выпуска и общего состояния вездехода. Купить МТЛБу с консервации можно от 2 350 000 руб. Цена на МТ-ЛБу с консервации в рабочем состоянии — от 1 550 000 руб. Цена зависит от наличия навесного и дополнительного оборудования.
МТЛБУ | Устройство
Вездеход оборудован цельнометаллической кабиной для посадки 8-и пассажиров, а также закрытым кузовом для перевозки груза до 4 т или 10 пассажиров.
Увеличенная кабина вездехода МТЛБу теперь гораздо большей вместимости и имеет широкий круговой обзор.
Кузов также увеличен на 810 мм за счёт добавления 7-го опорного катка и вмещает до 10 человек. Также может использоваться для перевозки грузов.
Увеличение высоты на 200 мм также позволило значительно увеличить внутренний объём вездехода МТЛБу.
Технические характеристики МТЛБу
Двигатель | ЯМЗ-238Н |
Мощность, л.с. | 300 |
Тип | гусеничный, высокой проходимости |
Собственная масса, т | 11 |
Грузоподъемность, т | 4 |
Удельное давление не более, кг/см² | 0,24 |
Длина, м | 7,210 |
Ширина, м | 3,15 |
Высота, м | 2 |
Дорожный просвет, м | 0,4 |
Средняя скорость по снежной целине или болоту, км/ч | 18-23 |
Макс. скорость по снежной дороге, км/ч | 60 |
Скорость на плаву, км/ч | 4-6 |
Масса буксируемого прицепа, т | 6,5 |
Мест в кабине/пассажирском отсеке | 8/10 |
Ходовая часть
Ходовая часть вездехода МТЛБу также была модернизирована и теперь состоит из 14 опорных катков, двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусениц шириной 560 мм и четырех гидроамортизаторов.
Подвеска ходовой системы смягчает удары и толчки, возникающие при движении вездехода МТЛБ на неровностях колеи. Подвеска независимая, торсионная.