Французские мастодонты: танки, опоздавшие на войну


Французские танки Первой мировой войны

В предыдущем материале были рассмотрены немецкие танки Первой мировой войны. Эволюция и перспективы танков

способствовали созданию танков и во Франции.

Требования французских военных к танку

Практически одновременно с Англией, в начале 1916 года, во Франции началась разработка штурмовых танков для преодоления подготовленной обороны противника, завершившаяся созданием средних танков CA-1 «Шнейдер» и «Сен-Шамон». Несколько позже, в мае 1916 года, на фирме Renault, производящей автомобили, под руководством Луи Рено была предложена концепция создания танка принципиально другого легкого класса — танка непосредственной поддержки пехоты.
Танки СА-1 и «Сен-Шамон» по своему назначению и возможностям не могли удовлетворить требования военных. Громоздкие и неповоротливые средние танки, которым отводилась роль «тарана», были легкой добычей артиллерии противника, и их необходимо было дополнить многочисленными легкими боевыми машинами для непосредственного сопровождения пехоты и действия в ее боевых порядках, которые имели бы больше шансов на успех и выживание на поле боя.

Военное ведомство вначале не спешило поддерживать этот проект, ориентируясь на разработку штурмовых танков, но впоследствии поддержало запуск танка в серийное производство, и он стал самым массовым танком Первой мировой войны. Танк был принят на вооружение в 1917 году под индексом Renault FT-17.

Самый массовый танк Первой мировой войны

Этот танк стал первым в мире серийным легким танком и первым танком, производство которого осуществлялось конвейерным способом. Танк Renault FT-17 был также первым танком классической компоновки – он имел вращающуюся башню, отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение в центре танка и моторно-трансмиссионное в корме корпуса. Renault FT-17 стал одним из самых удачных танков Первой мировой войны и во многом определил дальнейшее развитие конструкторской мысли в танкостроении. Массовость танка Renault FT-17 обеспечивалась за счет простоты его конструкции и дешевизны в производстве. Танк разрабатывали на фирме, массово производившей автомобили, в связи с этим многие идеи и способ производства из автомобилестроения перекочевали в конструкцию танка.

Принятая компоновка танка с двумя членами экипажа устраняла ряд недостатков по обитаемости экипажа средних и тяжелых танков того времени. Механик-водитель размешался в носовой части корпуса, и ему обеспечивался хороший обзор. Стрелок с оружием (пушкой или пулеметом) находился во вращающейся башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Танк Renault FT-17 по сравнению с другими танками был малозаметным, его габариты длина 4,1м (без «хвоста»), 5,1 м (с «хвостом»), ширина 1,74 м, высота 2,14 м.

Компоновка танка Renault FT-17

Обитаемое отделение было отгорожено от моторно-трансмиссионного стальной перегородкой с двумя зарешеченными окошками для циркуляции воздуха. Окошки были снабжены откидными заслонками для защиты экипажа в случае возгорания двигателя. Это исключало попадание паров бензина и выхлопных газов в отделение управления, уменьшала опасность для экипажа при возникновении пожара в МТО, обеспечивало лучшее распределение веса по длине танка и улучшало проходимость.

Посадка экипажа осуществлялась через трехстворчатый носовой люк или через запасной люк в кормовой части башни. поворот башни стрелок осуществлял усилием плеч и спины с помощью наплечников, производя грубую наводку оружия. С помощью плечевого упора пушки или пулемета он более точно наводил оружие на цель. Вес танка в пулеметной версии был 6,5 т, в пушечной 6,7 т.

Корпус танка был «классической» клепаной конструкции, к каркасу из уголков и фасонных деталей заклепками и болтами крепились броневые листы и детали ходовой. Первые образца танка имели литую лобовую часть корпуса и литую башню со сферическим наблюдательным «куполом», который был выполнен заодно с крышей башни. Впоследствии «купол» заменили цилиндрическим колпаком с пятью смотровыми щелями и грибовидной откидывающейся крышкой. Это упростило изготовление и улучшило вентиляцию.

Сложность с производством броневых отливок нужного профиля заставили перейти на корпус и башню полностью клепаным из катаных листов. Толщина брони лба корпуса и башни в литом исполнении составляла 22 мм, в клепаном 16 мм. Толщина брони в клепанном варианте корпуса 16 мм, лба башни 16 мм, кормы башни 14 мм, крыши башни 8 мм и днища 6 мм.

Применение вращающейся башни обеспечивало большую огневую мощь в бою по сравнению с безбашенными танками. Танк выпускался в двух версиях- «пушечной» и «пулеметной», различающихся установкой в башне соответствующего вооружения. Большая часть танков была выпущена в «пулемётной» версии. В «пушечной» версии устанавливалась полуавтоматическая 37-мм нарезная пушка «Гочкис» с длиной ствола 21 калибр, в «пулеметной» версии в башне устанавливался «длинный» 8-мм станковый пулемет «Гочкис».


[center]Пулеметная версия танка Renault FT-17

Оружие размещалась в лобовой части башни, в полусферической броневой маске на горизонтальных цапфах, установленной в поворотном по вертикали броневом щитке. Наведение оружия осуществлялось её свободным качанием при помощи плечевого упора, максимальные углы вертикальной наводки составляли от −20 до +35 градусов.

Пушечная версия танка Renault FT-17

Боекомплект пушки 237 снарядов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнельных снарядов) располагалась на днище и стенках боевого отделения. Боекомплект к пулемету составлял 4800 патронов. Для ведения огня использовался телескопический прицел, защищенный стальным кожухом. Пушка обеспечивала скорострельность до 10 выстр./ мин и дальность стрельбы до 2400 м, однако по условиям видимости цели из танка эффективная стрельба была до 800 м. Бронебойный снаряд мог пробивать 12-мм броню на дальности до 500 м.

В качестве силовой установки на танке был установлен двигатель от грузовика Renault мощностью 39 л.с., обеспечивающий максимальную скорость всего лишь 7,8 км/час и запас хода 35 км, что для легкого танка было явно мало. Крутящий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Механизмами поворота служили бортовые фрикционы. Для управления танком механик-водитель пользовался двумя рычагами поворота, рычагом управления коробки передач, педалями газа, сцепления и ножного тормоза.

Ходовая часть на каждом борту состояла из 9 опорных и 6 поддерживающих катков малого диаметра, направляющего и ведущего колес и гусеницы. Балансирная подвеска устанавливалась на листовых рессорах, прикрытых броневыми листами. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ходовая обеспечивала танку минимальный радиус поворота 1,4 м, равный ширине колеи машины. Танк был хорошо узнаваем по большому диаметру направляющего колеса, вынесенному вперед-вверх с целью повышения проходимости при преодолен вертикальных препятствий, окопов и воронок на поле боя.

Гусеница танка крупнозвенчатая, цевочного зацепления шириной 324 мм, обеспечивала небольшое удельное давление на грунт 0,48 кг/кв. см и удовлетворительные характеристики по проходимости на рыхлом грунте. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный «хвост», поворотом закидывающийся на крышу моторного отделения, с помощью которого машина была способна преодолевать ров шириной до 1,8 м и эскарп высотой до 0,6 м и не опрокидывалась на подъёмах до 35°.

Вместе с тем танк обладал низкой скоростью и малым запасом хода, что требовало применения специальных транспортных средств доставки танков к месту применения.

Несмотря на недостатки, танк Renault FT-17 благодаря своим небольшим габаритам и весу был намного эффективнее средних и тяжелых танков, особенно на пересеченной и лесистой местности. Он стал основной машиной французских танковых сил, «символом победы» Франции в войне и наилучшим образом продемонстрировал перспективность танков. Танк Renault FT-17 стал самым массовым танком Первой мировой войны, и во Франции было выпущено около 3500 таких танков. По лицензии он выпускался и в других странах, всего было выпущено 7820 этих танков различных модификаций, и он эксплуатировался до 1940 года.

Танк «Борец за свободу товарищ Ленин» на базе танка Renault FT-17

В 1919 году шесть танков Renault FT-17 были захвачены красноармейцами под Одессой. Один танк на тщательно скопировали и выпустили с двигателем АМО и броней Ижорского , который стал первым советским танком.

Штурмовой танк СА-1 «Шнейдер»

Во Франции, практически одновременно с Англией, началась разработка танков. В концепцию танка также была заложена идея создания штурмового танка для прорыва подготовленной обороны противника. Решение о разработке танка было принято в январе 1916 года и по инициативе «отца» французских танков Жана Этьена его разработка была поручена . В короткие сроки были изготовлены и испытаны опытные образцы танка и в сентябре 1916 года первые штурмовые танки СА-1 начали поступать в армию.

Танк СА-1 в музее

Французы, как и англичане, создавали танк СА-1 как «сухопутный крейсер». Корпус танка представлял собой бронированную коробку с вертикальными стенками. Передняя часть корпуса была в форме носа корабля, облегчая преодолевать рвы и резать проволочные заграждения.

Корпус танка собирался из броневых плит, закрепленных болтами и заклепками на каркасе, устанавливался на прямоугольной жесткой раме и возвышался над ходовой частью. Сзади корпус был оборудован небольшим «хвостом», способствовавшим увеличению проходимости машины и обеспечивающим преодоление траншей шириной до 1,8 м. Танк был внушительных размеров, длина 6,32 м, ширина 2,05 м и высота 2,3 м и весил 14,6т.

Экипаж танка 6 человек — командир-водитель, заместитель командира (он же наводчик орудия), два пулеметчика (левый – одновременно механик), заряжающий пушки и подносчик пулеметных лент. Посадка экипажа осуществлялась через двустворчатую дверь в корме машины и три люка на крыше, один в крыше командирской рубки и два позади пулеметных установок. Впереди слева устанавливался двигатель, справа от него находилось место командира-водителя. Для наблюдения использовалось смотровое окно с откидной бронезаслонкой и тремя смотровыми щелями.

Танк СА-1

Толщина брони корпуса танка была 11,4 мм, днище и крыша 5,4 мм. Бронирование оказалось слабым, броня пробивалась новыми немецкими винтовочными пулями. После первых боев ее пришлось усиливать дополнительными листами толщиной от 5,5 до 8 мм.

Вооружение танка состояло из 75-мм короткоствольной гаубицы Blockhaus-Schneider с длиной ствола 13 калибров, специально разработанной для этого танка, и двух 8-мм пулеметов Hotchkiss с темпом стрельбы 600 выстрелов в минуту.

Так как большую часть носовой части танка занимали двигатель и рабочее место командира-водителя, места под установку орудия просто не оставалось, его, на манер корабельного, установили по правому борту танка в спонсоне, чтобы хоть как-то обеспечить приемлемые углы обстрела, но оно все равно обладало очень малым горизонтальным сектором обстрела всего 40 градусов. Командир-водитель должен был проявить незаурядную сноровку, чтобы при маневрировании удерживать цель в зоне поражения орудия.

Прицельная дальность составляла 600 метров, эффективная – не более 200 м. Начальной скорости снаряда в 200 м/с вполне хватало для борьбы с легкими укреплениями на коротком расстоянии типа деревянных блиндажей,. Огонь из орудия вёл помощник командира, позади которого располагался боезапас из 90 снарядов.

Пулеметы устанавливались по бортам в средней части корпуса в карданных установках, прикрытых полусферическими щитами. Огонь из правого пулемета вёл пулеметчик, из левого – механик, который следил и за работой двигателя. Пулеметы также имели большие мертвые зоны, не обеспечивающие эффективный огонь.

Танк СА-1 на марше

В качестве силовой установки использовался двигатель Schneider или Renault мощностью 65 л.с., топливный бак емкостью 160 л размещался сначала под двигателем, потом его перенесли в кормовую часть танка. Трансмиссия включала 3-скоростную коробку передач с реверсом, позволявшую изменять скорость в диапазоне 2—8 км/час, и дифференциальный механизм поворота. Силовая установка обеспечивала максимальную скорость по шоссе до 8 км/час, однако реальная скорость была 4 км/час по шоссе и 2 км/час по пересеченной местности. Запас хода танка по шоссе был 45 км, по пересеченной местности 30 км.

Одним из преимуществ танка была высокая плавность хода, благодаря хорошей амортизации в системе подвески это уменьшало утомляемость экипажа и повышало точность стрельбы. Ходовая часть танка была заимствована у трактора «Holt», которая подверглась серьезной переработке.

Танк СА-1. Вид сбоку

По каждому борту ходовая состояла из пары тележек с опорными катками (три на передней, четыре на задней), направляющего колеса спереди и ведущего сзади. Плюсом конструкции ходовой была полужесткая подвеска. Гусеница шириной 360 мм содержала 34 крупных трака, состоящих из подушки и двух рельсов, по которым катились опорные катки с ребордами. При длине опорной поверхности гусеницы 1,8 м обеспечивалось удельное давление на грунт 0,72 кг/кв. см.

Танк СА-1. Вид сзади

Эффективность танков CA-1 была не такой высокой, как планировалось. Неудачная компоновка при слишком короткой ходовой части для такого массивного корпуса, неповоротливость, недостаточная проходимость и слабая защищенность делали танк уязвимым для огня противника.

Преодоление окопа танком СА-1

Первое массовое применение танков СА-1 состоялось в апреле 1917 года. Французское командование планировало бросить в бой сразу большое количество танков и с их помощью проломить оборону немцев. Однако немцы смогли точно определить место готовящегося наступления и подготовили на направлении удара противотанковую оборону, подтянув дополнительную артиллерию.

Последовавшее наступление вылилось для французов в настоящее побоище. Танки попали под массированный артиллерийский огонь. Всего французы смогли бросить в бой 132 танка СА-1, при этом танкам удалось лишь прорвать первую линию немецкой обороны, потеряв 76 машин и их экипажи, которых расстреливали немецкие самолеты. Так что первый дебют танков СА-1 оказался не совсем удачным.

Общее количество выпущенных танков СА-1 оценивается примерно в четыре сотни и он не стал массовым танком Первой мировой войны.

Штурмовой танк «Сен-Шамон»

Разработка второго штурмового танка «Сен-Шамон» в дополнение к уже разрабатываемому СА-1 французской армии была не нужна, но тут роль сыграли амбиции военных начальников. Разработку танка СА-1 заказал «отец» французских танков Жан Этьен, реализовав по личной инициативе свой проект на без согласования с управлением артиллерии. Руководство управления решило реализовать проект на разработку такой же машины на фирме FAMH, расположенной в городе Сен-Шамон. Так появилось два штурмовых танка, принципиально не отличающиеся друг от друга.
В феврале 1916 года было выдано задание на проектирование танка, и в апреле проект был подготовлен. Испытания первых образцов начались в середине 1916, а первые поставки в армию в апреле 1917, вначале как бронированных машин снабжения без вооружения

Танк «Сен-Шамон»

Внешне «Сен-Шамон» отличался от СА-1 боле крупными размерами и наличием длинноствольной пушки в носу танка. Корпус представлял собой броневую коробку с вертикальными бортами и со скошенными скулами носа и кормы, далеко выходившими за габариты гусениц. Корпус собирался из листов катаной брони клепкой на каркасе и устанавливался на раме, к которой крепилась ходовая. Первоначально броневые листы бортов прикрывали ходовую часть и доходили до земли, но после первых испытаний от этого отказались, поскольку такая защита ухудшала и без того низкую проходимость.

Конструкция танка «Сен-Шамон»

На первых образцах на корпусе впереди имелись командирская и водительская цилиндрические башенки, потом вместо цилиндрических башенок установили коробчатые. Пушка по оси танка размещалась в большом переднем выступе корпуса, который уравновешивался кормовой нишей, а двигатель и трансмиссия — в средней части корпуса.

Экипаж танка был 8-9 человек (командир, водитель, наводчик, механик и четыре пулеметчика). Впереди слева размещался водитель, а справа командир, использующие для наблюдения смотровые щели и башенки. Слева от пушки размещался наводчик, справа пулеметчик. В корме и у бортов находились еще четыре пулеметчика, один из которых был также механиком. Для посадки экипажа служили двери в бортах передней части танка. Смотровые щели и окна снабжались заслонками.

Отделение управления танка «Сен-Шамон»

Длина корпуса без пушки составляла 7,91 м, с пушкой 8,83 м, ширина 2,67 м, высота 2,36 м. Вес танка был 23 т. Толщина броневых листов на лбу корпуса – 15 мм, борт – 8,5 мм, корма – 8 мм, днище и крыша – по 5 мм. В дальнейшем толщину лобовой брони увеличили до 17 мм, для исключения пробития новыми немецкими бронебойными пулями.

В качестве пушечного вооружения использовалась 75-мм длинноствольная полевая пушка с длиной ствола 36,3 калибра и эксцентрическим затвором. Размеры такой установки и сравнительно длинный откат пушки при выстреле обусловили большую длину носовой части корпуса.

Дальность прицельной стрельбы пушки была до 1500 м, но достичь таких характеристик было невозможно из-за неудовлетворительных условия стрельбы из танка, поскольку наведение по горизонту ограничивалось 8 градусами. Так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка, к тому же угол наведения пушки по вертикали составлял всего от -4 до +10 градусов. Для борьбы с пехотой служили лобовая, кормовая и две бортовые установки 8-мм пулеметов «Гочкис». Боекомплект к пушке составлял 106 выстрелов, к пулеметам 7488 патронов.

В качестве силовой установки в танке использовался бензиновый двигатель мощностью 90 л.с., запас топлива к которому составлял 250 л. Оригинальной чертой танка была электрическая трансмиссия. Двигатель работал на электрогенератор, напряжение от которого подавалось на два тяговых электромотора, каждый из них через понижающую механическую передачу приводил в движение гусеницу одного борта. Силовая установка обеспечивала танку среднюю скорость 3 км/ чаc, максимальную 8 км/час и запас хода 60 км.

Танк «Сен-Шамон» на испытаниях

Водитель одной педалью одновременно управлял дроссельной заслонкой карбюратора, регулируя обороты двигателя, и изменял сопротивление первичной обмотки, регулируя ток в первичной обмотке генератора. При поворотах изменялась скорость вращения электромоторов, а при их переключении на реверс обеспечивался задний ход танку. Электротрансмиссия обеспечивала плавное изменение скорости и радиус поворота в широком диапазоне, снижала нагрузки на двигатель танка и требовала от водителя незначительных усилий при управлении движением. Но электротрансмиссия была громоздкой и тяжелой, что привело к увеличению веса танка.

За основу ходовой части были также положены узлы трактора «Holt», которые были существенно доработаны. Ходовая часть включала на один борт три тележки со сдвоенными опорными катками. Рама корпуса опиралась на тележки через вертикальные винтовые цилиндрические пружины. Гусеница была шириной 324 мм и состояла из 36 траков, включающих башмак и два рельса. Длина опорной поверхности составляла 2,65 м. При такой гусенице было высокое удельное давление на грант и ширину гусеницы увеличили до 500 мм, при этом удельное давление уменьшилось до 0,79 кг/кв. см.

Из-за нависания передней части корпуса над гусеницами машина с трудом преодолевала вертикальные препятствия и рвы шириной 1,8 м. Проходимость танка на грунте была заметно хуже, чем у танка СА-1. Тяжелая носовая часть приводила к частой деформации передних тележек и спаданию гусениц.

В целом танк «Сен-Шамон» сильно уступал тому же СА-1, который сам не блистал надежностью и проходимостью, так что в армии оказался второй штурмовой танк с весьма посредственными характеристиками.

Танки «Сен-Шамон» в бою

В первом же бою в мае 1917 года танки «Сен-Шамон» не смогли преодолеть окопы, остановились перед ними и были подбиты артиллерией противника или вышли из строя из-за поломок. Такими же неудачными для этих танков оказались и другие бои.

В последние месяцы войны «Сен-Шамон» нередко использовали в качестве самоходных орудий, благодаря длинноствольной 75-мм пушке они удачно боролись с немецкими батареями ближнего боя. Этот танк также не стал массовым во время войны, всего было изготовлено 377 танков разных модификаций.

Развитие танкостроения

До конца Первой мировой разрабатывались тяжелые танки 1А, 1В, но дальше разработки прототипов дело не пошло.

После войны Франция имела самое большое количество боевых танков. На этой основе генерал Этьен пытался организовать самостоятельные танковые войска с разделением на легкие, тяжелые, и средние танки. Генералитет думал иначе, и с 1920 года все танковые подразделения были отданы в подчинение пехоте. Появилось деление на пехотные и кавалерийские.

Но активность Этьена не прошла даром, до 1923года выпускается 10 тяжелых многобашенных танков 2С, а выпускает целую серию легких танков образца 1921, 1924, 1926 и 1928года, под обозначением М21, М24, М26 и М28. На моделях этой серии французы первые в мире применили возможность двойной проходимости: гусеничный двигатель+ колеса. Тип движителя менялся в зависимости от обстоятельств. Самое оригинальное решение применялось на М24 и М26.

Жалея списать с таким трудом созданные «Рено» FT, их постоянно модернизировали. После очередной модификации в 1927году танк уже называется NS1, а NS3 становится прототипом D1, в 1936 году D1 «вырастает» в средний D2.

Не обошло Францию повальное увлечение 30-х годов танкетками. С 1931 до 1940 французы выпустили 6200 легких гусеничных машин UE , внешне напоминающие английские танкетки «Виккерс- Карден-Лойд» Мк VI. В войсках их называли «пехотными тракторами».

После принятия Францией в 1931 году программы моторизации армии, особое внимание уделяется только развитию колесных и разведывательных машин. Под эту программу представляет легкий танк AMR. Не имея особой поддержки со стороны высших чинов. «Рено» и «FСМ» начинают совместный выпус тяжелого танка В1, во всех отношениях не ординарного танка.

Из-за непонимания возможностей танков и отводящимся им другорядным ролям поддержки пехоты, за 17 послевоенных лет Франция постоила всего 170 новых танков. Танковых войск страна на 1936 год не имела, на тот момент в армии числилось, кроме морально устарелых FT — 17 В1, 17 D2 и 160 D1. После известных событий в Испании и Эфиопии командование, понимая приближающуюся угрозу и полное не соответствие собственной армии новой маневренной войне, принимает 4-х летний план строительства армии. За период 1936-1940 годов должно было бы организовано 3 легкие механизированные, 2 танковые дивизий и 50 отдельных танковых батальонов оснащенных танками новых разработок.

Начинается массовое серийное производство только что созданных и «Рено» легких танков Н35 и R35. (цифра в названии французских танков зачастую обозначает год создания). Н35 считался кавалерийским. представила интересную модель FCM36, но до начала войны из-за большой стоимости было выпущено только 100 шт.

В 1936 основным средним танком становится SOMUA S-35, который изначально создавался для действий в составе кавалерийских подразделений. Через отсутствие других подобных танков, ему приписывают роль танка способного самостоятельно решать тактические задачи.

На момент вторжения Германии на службе Франции состояло 2700 легких танков, немного больнее 300 средних, 172 тяжелых, старые 1600 «Рено» FT и 6 штук 2С. Хотя количество боевых машин и выросло, отсутствие понимания доктрины использования танков на поле боя и плохая подготовка и укомплектованность экипажей не принесли, каких-либо серьезных результатов, все танки были подбиты или перешли в руки немцев.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]