Автомобиль хамви HMMWV отец Хаммера Hummer фото
Автомобиль хамви HMMWV отец Хаммера Hummer фото, именно операция «Буря в пустыне» принесла «Хамви» широкую известность. Кадры войны в Персидском заливе обошли все телеканалы мира. В них неизменно присутствовали армейские вездеходы, которые шутя преодолевали крутые склоны барханов и шли по песку, как по асфальту, оставляя далеко позади суперсовременные танки M1 «Абрамс». Такая реклама оказалась действенной. Когда после окончания конфликта вооруженные силы США решили продать несколько тысяч автомобилей хамви HMMWV отца Хаммера Hummer фото, сочтя невыгодным везти их обратно за океан, долго искать гражданских покупателей не пришлось.
грузопассажирская машину HI
автомобиль хаммер фото High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding — HUMMER
В 1992 году ввела в программу грузопассажирскую машину HI — более удобный гражданский вариант армейского автомобиля, получивший официально зарегистрированную марку «Хаммер», которая расшифровывалась как «высокая универсальность, максимальная мобильность, легкое управление» (High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding — HUMMER). 11 января 2000-го корпорация «Дженерал Моторз» выкупила права на производство и сбыт модели HI, а осенью 2002 г. параллельно начался выпуск более комфортабельного варианта Н2, созданного на агрегатах внедорожников «Шевроле» и GMC. С 2005 года производится новая модель НЗ. Но все началось с многоцелевого автомобиля HMMWV, широко известного также по прозвищу «Хамви», одного из наиболее распространенных в мире военных машин легкого класса, находящихся на вооружении более 50 стран мира. Хотя у нас, по незнанию их принимают за Хаммер.
фото Hummer H2
Hummer H2 фото
Автомобиль хамви HMMWV отец Хаммера Hummer фото, прямой наследник легендарного джипа «Виллис», хотя и более универсальный в свое время заменил сразу несколько типов легких армейских автомобилей. История «Хамви» началась в 1970-х годах прошлого века, когда фирма FMC попыталась создать армейский вездеход высокой проходимости, концептуально напоминающий полноприводные багги, используемые для гонок по пересеченной местности. Построенная машина XR311 в серию не пошла, но впоследствии была куплена молодой (образованной в 1971-ом) и положена в основу ее собственных разработок. В 1978-м, в соответствии с требованиями Пентагона к автомобилю боевой поддержки «АМ Дженерал» изготовила два прототипа бронеавтомобиля ХМ966, оказавшихся, однако, слишком тяжелыми и трудноуправляемыми. Новый шанс представился уже в следующем году, когда министерство обороны США объявило конкурс на создание высокомобильного многоцелевого автомобиля HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) класса грузоподъемности 1,25 т. Он должен был заменить 0,25-тонные джипы М151, 1,25-тонные сочлененные вездеходы М561 и ряд других легких армейских автомобилей.
Вездеход HMMWV ВС США на патрулировании местности. Операция Wolfhound Power. Ирак 2004 год
Одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею «Хамви» (1829 мм) и большую ширину кузова. В июне 1980 г. представила прототип нового автомобиля, получивший обозначение ХМ998. В отличие от заднемоторного ХМ966, он получил более привычную компоновку с передним расположением силовой установки. Первоначально на машине стоял 8-цилиндровый V-образный бензиновый мотор «Шевроле» рабочим объемом 5,7 л. В апреле 1982 года представила новый прототип ХМ998 с закрытым четырехдверным кузовом, короткой грузовой платформой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора, получивший 130-сильный мотор «Детройт Дизель» и гидромеханическую коробку передач. Наряду с «АМ Дженерал» в конкурсе на новый армейский автомобиль принимали участия концерны «Крайслер» и «Теледайн Континентал». Попытал счастья даже знаменитый со своей моделью «Чита». Но изделие «АМ Дженерал» превзошло всех конкурентов, показав поистине феноменальную проходимость. 22 марта 1983 г. военное ведомство выдало контракт на сумму 1,2 млрд долларов, предусматривавший поставку 55 тыс. автомобилей в течение пяти лет. Им присвоили индекс М998 и официальную марку HMMWV (произносится «Хамви»), Реализация миллиардного контракта стала настоящим вызовом для небольшой фирмы.
HMMWV ВС США. Учения Bright Star. Египет, 2005 г
Потребовалось предоставление государственных субсидий для доводки конструкции и подготовки производственных мощностей. Выпуск серийных автомобилей HMMWV начался зимой 1985 года Первоначально машина выпускалась примерно в 20 пополнениях, но несколько лет спустя количество вариантов достигло полусотни. Автомобили семейства HMMWV, носители оружия, могут вооружаться ПТРК «Тоу» либо стрелковым вооружением — например, 12,7-мм пулеметом М2НВ или 40-мм автоматическим гранатометом Мк 19.
Шасси HMMWV для установки зенитных ракет AIM-12
Испано-американские учения военно-морская база Рота, Испания, 2014 г
HMMWV хамви имеет прочную лонжеронную раму, в передней части которой размещаются 6,2-л двигатель «Детройт Дизель» (130 л. с), автоматическая трехступенчатая коробка передач «Хайдра-Мэтик» и двухступенчатая раздаточная «Нью Просесс» (New Process) с блокируемым межосевым дифференциалом. Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами (12.50 х 16.5) подвешены на поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Колесная база составила 3302 мм, колея — 1829 мм, дорожный просвет — 406 мм, габаритные размеры — 4700 х 2126 х 1753 мм.
Армейские вездеходы HMMWV ВС США. «Гуманитарная миссия» Ирак, 2004 год
Базовый грузопассажирский четырехместный М998 с алюминиевым четырехдверным кузовом с мягким верхом весил 2855 кг и имел полную массу 3990 кг. Он предлагался также как пикап с двухдверной кабиной, буксировавший одноосный прицеп М116А2, а варианте лебедкой получил индекс М1038. Им соответствовали шасси М966 и Ml025 без лебедок с четыхредверными полностью закрытыми кузовами для установки на крыше вооружения и M1026/M1036 с лебедками, которые с усиленной защитой носили индексы М1043/М1045 и М1044/М1046, соответственно.
Автомобиль хамви HMMWV на службе афганских пограничников. Провинция Нангархар, 2012 год
Для перевозки мини-контейнеров использовались низкорамные шасси М1037 и М1042. Программа санитарных машин включала стандартный вариант M1035 с брезентовым верхом и М966 и М997 с цельнометаллическими кузовами «мини» и «макси» на 2-4 раненых на носилках. Позднее появились легкий тягач M1069 для буксировки 105-мм пушек и носитель более тяжелого вооружения M1097 с четырехтонной лебедкой. Кроме того, на шасси «Хамви» выпускался самоходный ЗРК «Авенджер». Все машины развивали скорость 105-112 км/ч, имели запас хода 520 км, преодолевали подъемы крутизной до 60% и броды глубиной 76 см (с дополнительной подготовкой — более 1,5 м). В бою автомобили семейства HMMWV дебютировали во время операции «Джаст Коз» — американского вторжения в Панаму в 1989 году. Но по-настоящему массово они применялись во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах.
«Хамви» ВС Ирака. Дияла, Ирак, 2010 год
После примерно десяти лет серийного выпуска автомобили семейства HMMWV подверглись первой серьезной доработке. В 1994 году приступила к выпуску модернизированной армейской серии А1 (это обозначение прибавлялось к номеру модели — например, М1025А1, М1037А1 и т.д.) с новой раздаточной коробкой, усиленными агрегатами ходовой части и улучшенным интерьером. Одновременно расширялся и модельный ряд — в том же 1994-м началось производство варианта M1109 с бронированным кузовом, разработанным . Уже на следующий год ее сменила серия А2, оборудованная новым 6,5-л дизелем V8 (160 л. с.) с непосредственным впрыском (собственного производства), автоматической четырехступенчатой коробкой передач «Хайдра-Мэтик» и системой централизованной регулировки давления в шинах.
Конвой HMMWV транспортных средств из 3-го батальона, 325-й воздушно-десантного пехотного полка, 82-й воздушно-десантной дивизии перед выходом из лагеря Stryker Богдад
Особенности боевого применения «Хамви» в локальных конфликтах обусловили выход в семействе на первое место вариантов повышенной защищенности с локальным бронированием. Оснащенных 190-сильным вариантом двигателя с турбонаддувом, способных нести на себе разнообразное вооружение от пулеметов до ракетных систем и развивавших скорость до 135 км/ч. В 1995 был представлен открытый боевой вездеход для сил быстрого реагирования М1097А2 «Спешиэл Форс» полной массой 4,7 т, вооруженный пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. В том же году появилось 2,3-тонное универсальное шасси M1113 для сменных контейнеров, а представила закрытый четырехдверный бронированный вездеход M1114 полной массой 5,5 т.
СН-47 «Чинук» перевозит HMMWV. Аэропорт Кандагар, операция Kalak Hode, Афганистан, 2012 год
Их дальнейшим развитием в 1998 году стал авиатранспортабельный вариант M1116 с поворотной башней, способный защитить экипаж от воздействия разорвавшейся под днищем противотанковой мины. В октябре 2000-го совместно с британской на шасси М1113 началась сборка открытых боевых и разведывательных машин «Шэдоу», предназначенных для сил быстрого реагирования. В 2003 году для охраны границ стали использовать гражданские внедорожники HI, а в конце 2004-го на шасси М1025 и М1097 были созданы опытные образцы перспективных машин ХМ1151 и ХМ1152 повышенной грузоподъемности (1,9-2,3 т), оснащенные 190-сильным дизелем и локальной защитой. Эти машины, выпускаемые с 2006 года, а также базовое шасси M1165 относятся уже к третьему поколению семейства HMMWV. К настоящему времени количество изготовленных автомобилей семейства превышает 280 тыс. единиц. Подавляющее большинство их служит в вооруженных силах США, но имеются они и в армиях других стран. Наибольшим парком «Хамви» (от 3 до 7 тыс. единиц в каждой стране) располагают Афганистан, Египет, Мексика, Тайвань.
конвой военных джипов хамви HMMWV в Новом Орлеане фото ураган «Исаак»
На постсоветском пространстве «Хамви» гораздо менее распространены. 60 таких автомобилей служит в армии Латвии. Примерно такое же количество HMMWV получила Украина, где они служат в 95-й аэромобильной бригаде и активно применяются в вооруженном конфликте на востоке страны.
Машина хамви HMMWV национальной гвардии Северной Дакоты. Форт-Рансом, США
Машины M1097R1 1-го пехотного батальона армии США. Форт-Блис, Техас
Высокие эксплуатационные качестве «Хамви» породили вполне понятное желание автопроизводителей других стран скопировать его. Наибольших успехов в этом достигли китайцы, где выпуском «клонов» HMMWV занимаются три фирмы. В частности, с 2003 года производит машину DF2050, созданный на базе гражданского «Хаммера» HI, а также его бронированную версию DF2058. Практически одновременно с «Донг Фенг» начала производство автомобиля SFQ2040 . Так же, как и DF2050, он комплектуется лицензионным дизелем «Камминз», но имеет не стальной, а алюминиевый кузов. Наконец, в 2008 году выпуск своего «клона» «Хамви», получившего обозначение XL2060, начала . Собственный «клон» «Хамви» имеется и в Испании — там фирма URO с 1998 года выпускает автомобили VAMTAC, комплектующиеся 190-сильными дизелями «Штейр».
Полноприводный армейский автомобиль высокой проходимости с локальным бронированием хамви HMMWV фото
Автомобиль хамви HMMWV отец Хаммера Hummer фото, для преодоления водных преград вброд машина снабжена высоким выхлопным коллектором, вращающаяся турель с пулеметом М2НВ снабжена бронещитками с бронестеклом, для постановки дымовых завес по углам кузова смонтированы четырехствольные гранатометы, боковые двери снабжены бронированными накладками с бронестеклом.
На частый вопрос встречающейся в сети «тигр автомобиль против хаммера» наверное все таки против хамви HMMWV, ответ банально, прост. По большому счету американец является автомобилем повышенной проходимости с возможностью транспортировки бойцов и оборудования в том числе прицепного. Наш Тигр фото на порядок лучше, в силу того что спроектирован позднее (и может почти все что и хамви), основное то, что Тигр на порядок лучше по по классу бронирования (это над чем работают и американцы). Как всегда вопрос в масштабах производства.
Хамви
XR311 — предшественница HMMWV, изготовленная корпорацией FMC
Идея разработки полноприводной четырёхколёсной боевой машины повышенной проходимости для перевозки личного состава и размещения различного вооружения для ВС США относится ко второй половине 1960-х годов, когда корпорацией FMC в Сан-Хосе (штат Калифорния) в инициативном порядке была разработана и прошла испытания опытная многоцелевая машина XR311[en] в нескольких вариантах реализации (с открытым и закрытым кузовом), оборудованная пулемётным, стрелково-гранатомётным и ракетным вооружением различного калибра и конфигурации в зависимости от конкретного варианта. XR311 была двухместной (её экипаж состоял из водителя и стрелка/оператора бортового вооружения) и соответствовала определению боевой разведывательно-дозорной машины, предназначалась для проведения разного рода разведмероприятий, поисковых и рейдово-засадных действий, патрулирования, сопровождения мотомехколонн, размещения на борту зенитно-ракетных и противотанковых средств (самоходный ЗРК или ПТРК), аппаратуры управления и связи (командно-штабной вариант для командиров взводов и рот, офицеров штаба батальона) и так далее. Тогда же она прошла заводские испытания в горно-пустынной местности Калифорнии. Машина имела следующие характеристики:[2]
- Колёсная формула — 4 × 4
- Тип двигателя — карбюраторный (бензиновый)
- Мощность двигателя — 215 л. с.
- Запас хода — 480 км
- Скорость — до 129 км/ч
- Преодолеваемый подъём — 60°
- Преодолевамая стенка — 0,5 м
- Преодолеваемый брод — 0,76 м
- Коробка передач — автоматическая, трёхступенчатая
По своим габаритным характеристикам она примерно соответствовала серийному полутонному внедорожнику M155 (типа MUTT).[2]
Указанная машина была разработана для Армии и закуплена в десяти предсерийных экземплярах (помимо двух исходных опытных прототипов) для опытной эксплуатации в регулярных воинских частях, которую машины успешно прошли к 1972 году, после чего последовали испытания разведывательными подразделениями 2-й бронетанковой дивизии, но так как армейский генералитет счёл на тот момент нецелесообразной закупку автомобильной техники такого рода в пользу более тяжеловооружённой и лучше бронированной гусеничной техники, проект был отложен[3].
Автобронетанковое управление сформулировало перечень требований к разрабатываемой машине, она должна была иметь:[4]
- дизельный двигатель
- автоматическую коробку передач
- защитное покрытие корпуса и стёкол (баллистическая защита) от осколков и пуль на излёте
- полную массу автомобиля с грузом до 3400 кг.
Кроме того, от машин участвующих в конкурсе компаний-разработчиков требовалось:
- разгоняться с места до 48 км/ч за шесть-восемь секунд
- перевозить груз массой 1135 кг
- преодолеть 45-сантиметровую вертикальную преграду
- обеспечивать авиатранспортабельность на борту или на внешней подвеске вертолёта UH-60A Blackhawk
- самостоятельно покинуть место обстрела на простреленных спущенных шинах.
AM General | Chrysler Defense | Teledyne-Continental |
После того, как в 1979 году Пентагон объявил конкурс на «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство»,[5] FMC не стала в нём участвовать, продав свои наработки и права на них корпорации AM General, специализировавшейся на производстве различного служебного автотранспорта, которая была допущена к участию в конкурсе в июле того же года. Также в конкурсе участвовали со своими собственными прототипами Chrysler Defense (вскоре вошедшая в состав General Dynamics) с оригинальным дизайном и увеличенным просветом между днищем кузова и опорной поверхностью; Teledyne Continental[en] c машиной приземистого вида (представляющей собой модифицированную итальянскую багги Lamborghini Cheetah, получившую шуточное название «Рэмбо-Лэмбо»), с низким силуэтом и различными вариантами покрытия верхней части кузова — открытого, брезентового или металлического; American LaFrance[en] с неким подобием инкассаторской машины с открытым или брезентовым верхом и прямоугольными контурами; Four Wheel Drive[en] с дизайном, внешне напоминающим машину для гольф-клубов.
Получив в своё распоряжение проектную документацию на XR311, инженеры AM General внесли ряд корректив: увеличили габариты машины за счёт удлинения колёсной базы, с перспективой переоборудования грузового отделения под десантное для перевозки военнослужащих; незначительно видоизменили дизайн и расположили ветровое стекло под прямым углом (характерное внешнее отличие их модели от многих других вездеходов того времени и современности).[3] Рабочий прототип вездехода XM966 в июле 1980 года прошёл первые испытания в пустыне Невада на полигоне «Nevada Automotive Test Center». К началу 1981 года каждый образец прошёл около 17 000 миль. Исходно в AMG не стали менять компоновки машины, доставшейся им от FMC, однако перед финальными испытаниями инженеры корпорации пошли на кардинальное изменение по размещению двигателя машины в передней части машины при сохранении экстерьера, поэтому в финальном туре AMG была представлена уже переднемоторными прототипами. В апреле 1982 года претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. В финал конкурса вышли машины Chrysler, AM General и Teledyne-Continental[6].
После доводочных испытаний 22 марта 1983 года с AM General был заключён контракт на производство 54 973 машин[7]. Оптовая цена составила около $22 000. Серийное производство началось в январе 1985 года на заводе компании AM General в штате Индиана.
Motor Trends: Каков «Хамви» в сравнении с новым Oshkosh JLTV
Не так давно промышленность США начала серийное производство новых многоцелевых армейских автомобилей Oshkosh JLTV. Такая техника предназначается для замены существующих машин HMMWV и создана с учетом опыта их эксплуатации. Ожидается, что новые автомобили станут полноценной заменой существующих, но за счет ряда характерных отличий смогут эффективнее решать те же задачи. Естественно, планы по замене одного автомобиля другим не могли не вызвать вопрос: что лучше, HMMWV или JLTV.
В мае прошлого года свой вариант сравнения двух армейских автомобилей предложило американское издание Motor Trends. Хотя статью «How the Humvee Compares to the New Oshkosh JLTV» («Каков «Хамви» в сравнении с новым Oshkosh JLTV») за авторством Кристиана Сибо нельзя назвать новой, она до сих пор не потеряла своей актуальности и представляет определенный интерес.
Свою статью автор начинает с напоминания о текущих событиях. После трех десятилетий верной службы многоцелевой автомобиль HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) от компании AM General переходит на вторые роли, уступая свое место новой машине JLTV (Joint Light Tactical Vehicle) от Oshkosh. «Хамви» будут оставаться в эксплуатации до середины века, но теперь им предстоит решать только вспомогательные задачи. Новая машина JLTV, которой предстоит взять на себя главную роль, отличается от предшественника так же сильно, как HMMWV в свое время отличался от автомобиля M151 MUTT. Помня об этом, автор предлагает сравнить «на бумаге» два современных образца.
Под капотом
Изначально, на рубеже семидесятых и восьмидесятых годов, автомобиль HMMWV от AM General оснащался турбированным дизельным двигателем типа V8 объемом 6,2 л и мощностью 150 л.с. двигатель соединялся с автоматической трехскоростной коробкой передач. Его предшественник M151 имел 71-сильный мотор типа I4 объемом 2,3 л, соединенный с четырехступенчатой ручной коробкой. Таким образом, на фоне существующей машины «Хамви» выглядел настоящим прорывом.
Поступив на снабжение в армии, HMMWV прошел модернизацию и получил новый дизель объемом 6,5 л мощностью 190 л.с. Также теперь использовалась четырехступенчатая коробка-автомат. Впрочем, и после такого обновления мощности двигателя едва хватало для обеспечения достаточной подвижности машины весом 6000 фунтов (порядка 2725 кг). После установки бронирования «Хамви» потяжелел до 13 тыс. фунтов (5,9 т), что привело к известным проблемам.
В новом проекте JLTV были использованы современные идеи и решения, появившиеся в последние десятилетия. Стремясь получить оптимальное соотношение мощности и стоимости, компания Oshkosh выбрала двигатель General Motors L5P Duramax схемы V8 объемом 6,6 л. Подобные изделия используются на автомобилях Chevrolet Silverado HD и GMC Sierra HD. Однако перед установкой на армейскую машину двигатель был форсирован до 400 л.с. Для доработки двигателя к проекту привлекли компанию Gale Banks Engineering.
Трансмиссия для JLTV так же выбиралась с учетом доступности на рынке. Машина оснащается коммерческими агрегатами фирмы Alisson, включающими шестиступенчатую автоматическую коробку передач. Подобные устройства используются на тяжелых пикапах от General Motors.
Когда шины встречаются с дорогой
И «Хамви», и JLTV построены вокруг ходовой части повышенной проходимости. В свое время от будущего HMMWV требовалось подниматься на склон в 60% и двигаться с поперечным креном 40%. Броды глубиной до 2,5 фута (750 мм) машина должна была преодолевать без подготовки, а с воздухопитающей трубой пересекать водоемы вдвое большей глубины. Эти требования привели к формированию ряда характерных особенностей облика HMMWV.
Машина от AM General получила независимую подвеску на основе двух портальных мостов. За счет этого клиренс удалось довести до 16 дюймов (406 мм). Все агрегаты трансмиссии, а также тормоза были буквально втянуты внутрь кузова автомобиля. С одной стороны, это ухудшило эргономику обитаемого отсека, но с другой, позволило получить высокие характеристики, отвечающие требованиям заказчика. Ходовая часть и трансмиссия включали четыре колеса с собственными редукторами, блокирующиеся межколесные дифференциалы и централизованную систему подкачки колес.
К. Сибо напоминает, что значительная часть технических требований к машине JLTV до сих пор остается секретной. При этом известно, что заказчик желал получить машину массой 14 тыс. фунтов (6350 кг) с подвижностью на уровне «Хамви». При этом она должна преодолевать те же трассы и препятствия быстрее и с большим грузом. Для решения такой задачи компания Oshkosh использовала независимую подвеску типа TAK-4i. Каждое колесо устанавливается при помощи пары поперечных рычагов и пневматического амортизатора с электронным управлением.
Подвеска JLTV обеспечивает ход колеса на уровне 20 дюймов (508 мм), а управляемые амортизаторы позволяют изменять дорожный просвет. Как следствие, автомобиль более не нуждается в портальных мостах. Без дополнительной воздухопитающей трубы и с максимальным подъемом подвески машина может пересечь брод глубиной 5 футов. Подобно своему предшественнику, JLTV также оснащается блокируемыми межколесными дифференциалами и системой подкачки.
Надежность
Изначально «Хамви» были весьма надежными машинами и справлялись со своими задачами. Однако позже машины, и без того имевшие немалый возраст и выработавшие часть ресурса, получили дополнительное бронирование, отличавшееся большим весом. Рост нагрузки приводил к повышенному износу. Вследствие этого многие автомобили перешли в категорию Garage Queen – большую часть времени они простаивали в гаражах и редко участвовали в тех или иных операциях.
В рамках программы JLTV специалисты армии и Корпуса морской пехоты США провели сравнительные испытания нескольких новых и существующих машин. В них участвовали HMMWV с дополнительной броней, а также опытные образцы от Oshkosh, Lockheed Martin и AM General. На трассы вышло по 22 машины каждого типа. Испытания продолжались почти три года, и за это время самую лучшую надежность показали прототипы от Oshkosh JLTV.
Согласно опубликованным данным, с точки зрения надежности автомобили от Oshkosh с большим отрывов опережали всех конкурентов. Между серьезными поломками, не позволяющими продолжать выполнение задания, такие машины в среднем успевали пройти 7051 милю – почти 11350 км. Весьма удивительно, но вторыми по надежности оказались перетяжеленные бронированные «Хамви», они ломались через 2996 миль (4820 км) пути. JLTV от «Локхид-Мартин» между отказами в среднем проходили 1271 милю (2045 км), а для машины от AM General этот показатель составлял всего 526 миль (846 км).
Броня
Старые джипы, на смену которым пришел автомобиль HMMWV, не имели никакой защиты; их экипаж и пассажиры находились буквально под открытым небом. Новый «Хамви» получил полноразмерные борта и крышу, что обеспечило защиту, как минимум, от непогоды. Похожие изменения можно наблюдать и при замене HMMWV на более новые JLTV. В конструкции новой машины изначально используются некоторые меры, направленные на защиту экипажа и внутренних агрегатов от тех или иных угроз.
Компания Oshkosh использовала свой опыт, полученный при участии в программе M-ATV MRAP, и соответствующим образом построила новый многоцелевой автомобиль. JLTV оснащается бронированным отсеком-капсулой для экипажа и пассажиров. Все остекление машины выполняется пуленепробиваемым. Днище корпуса-капсулы имеет V-образное поперечное сечение, позволяющее отводить ударную волну взрыва в стороны.
Oshkosh JLTV в базовой комплектации с точки зрения защиты на голову превосходит «Хамви» с навесным бронированием. При этом его создатели предусмотрели возможность использования дополнительной защиты. Набор навесных панелей под названием B-Kit выводит уровень защиты машины на уровень современных образцов класса MRAP.
На момент появления статьи в издании Motor Trends компания Oshkosh вела малосерийную сборку новых автомобилей, предшествующую полномасштабному производству. Военно-воздушные и военно-морские силы, а также береговая охрана, имеющие на снабжении автомобили HMMWV, пока не собирались заменять их новыми JLTV. В то же время, армия и КМП уже разместили крупные заказы на новую технику. Согласно планам прошлого года, эксплуатация Oshkosh JLTV в подразделениях «первой линии» должна была начаться осенью 2018 года.
***
Статья «How the Humvee Compares to the New Oshkosh JLTV» была опубликована больше года назад, но до сих пор сохраняет свою актуальность. Она посвящена преимущественно техническим вопросам, а данные по производству и эксплуатации, уже успевшие некоторым образом устареть, не занимают в ней существенного места.
В целом, результаты сравнения двух многоцелевых автомобилей, созданных по заказу армии США с разницей в несколько десятилетий, можно было без труда предугадать. Очевидно, что машины HMMWV и JLTV разделяют не только многие годы производства и эксплуатации, но и опыт, технологии и т.д. На основе опыта, полученного при эксплуатации «Хамви» в мирное время и в условиях локальных конфликтов, заказчик смог составить новое техническое задание. В нем учитывались как сильные, так и слабые стороны имеющейся техники, а также новые пожелания военных.
Выполнение такого технического задания было связано с определенными трудностями. Среди прочего, это подтверждают результаты сравнительных испытаний, в ходе которых большинство вариантов JLTV показали недостаточную надежность. При этом проект от компании Oshkosh оказался удачным и смог дойти до серийного производства.
По всем основным параметрам новый многоцелевой автомобиль JLTV превосходит своего предшественника. Это неудивительно, поскольку такой результат предусматривался изначально, уже при старте программы. Очевидно, что эксплуатация большого числа новых машин положительно скажется на возможностях армии.
В настоящее время компания Oshkosh продолжает этап Low Rate Initial Production, предусматривающий производство техники небольшой серией. В обозримом будущем серийный выпуск машин наберет темпы, необходимые для выполнения имеющихся контрактов. При этом уже будущей осенью, как и планировалось ранее, серийные JLTV отправятся служить в горячие точки, где им предстоит заменить бронированные «Хамви», не в полной мере отвечающие требованиям времени.
Выполняемый в настоящее время контракт предусматривает поставку 16901 машины JLTV в разных версиях и конфигурациях. Также имеются предварительные договоренности о дальнейшем производстве техники. Армия США желает получить более 49 тыс. новых машин. Свыше 9 тысяч поступят в части морской пехоты. Не так давно первый контракт подписали ВВС, которые желают получить почти 3300 JLTV.
Многоцелевой автомобиль Oshkosh JLTV уже заинтересовал потенциальных покупателей из третьих стран. В настоящее время ведутся переговоры по поводу возможной поставки техники армиям Великобритании и Литвы. Несколько других государств проявляли интерес к американской машине, но пока не ведут переговоры.
За несколько десятилетий службы многоцелевые автомобили HMMWV успели устареть морально и физически, вследствие чего больше не соответствуют актуальным требованиям к технике, используемой на переднем крае. Для их замены в этой роли был создан новый образец, имеющий очевидные преимущества. В обозримом будущем Oshkosh JLTV должны будут занять место «Хамви», которые теперь будут использоваться на вторых ролях. Очевидно, что это должно было произойти рано или поздно, и, похоже, замена для устаревшей техники вышла весьма удачной.
Статья «How the Humvee Compares to the New Oshkosh JLTV»: https://motortrend.com/news/humvee-compares-to-new-oshkosh-jltv/
Хамви VS. Тигр. Бронеавтомобили России и США
Бронеавтомобиль «Хамви» хорошо известен во всём мире. В основном, благодаря выпуску гражданской версии под названием «Хаммер» и хорошей рекламе. Американцы – отличные рекламщики. В частности, изготовители «Хамви» утверждают, что этот автомобиль невозможно перевернуть. Действительно, у него довольно широкая база и низко расположенный центр тяжести.
Перевернуть «Хаммер»
Так ведь русские, если даже это русские евреи, могут всё, когда захотят. Израильские военнослужащие с российскими корнями перевернули-таки «Хаммви» при помощи особого манёвра. После этого инцидента из США в Израиль приехала специальная комиссия.
Это, конечно, не главный «баг» американского военного внедорожника. Бронезащита у него очень слабая и выдерживает только небольшие осколки весом до 17 г. А вот расстрелять его в упор не составит труда. Такой бронированный гробик на колёсах. Скорость у него всего 113 км/ч, а водные препятствия он преодолеет только при глубине не больше 75 см.
Ради проходимости двигатель и трансмиссия этой машины сдвинуты в салон, что сильно ограничивает жизненное пространство. Солдаты бьются о потолок на ухабах. С грузоподъёмностью у «Хамви» тоже плохо. Статистика происшествий тоже не на стороне этой машины. За последние десять лет «Хамви» побывали в 8,5 тысячах ДТП, из которых 250 — со смертельным исходом, а в 2,6 тысячах экипажу и водителю были нанесены увечья разной степени тяжести.
Тигр лучше
Если убрать весь пиар-эффект, то можно сказать, что «Хамви» — вовсе не идеал и не образец военного бронеавтомобиля. Кстати, наши военные испытали его на полигоне по правилам испытаний, применяемых для наших машин. Американец не прошёл испытаний.
Современной армии нужны бронеавтомобили, поэтому наше Министерство обороны озаботилось, чтобы у нас была техника не просто такая же как «Хамви», а лучше. И это удалось. На Арзамасском машиностроительном заводе выпускается бронированный автомобиль ГАЗ-2330 «Тигр». Давайте посмотрим на его характеристики.
Первое, что бросается в глаза, — это внешнее сходство машин. Но ведь физика-то везде одинакова. Добавьте к этому ещё армейский минимализм и практичность, вот и получите похожие внешне машины. На этом сходство заканчивается.
На «Тигре» стоит более мощный двигатель: 215 лошадиных сил против 160 у «Хамви». Как итог – большая скорость и грузоподъёмность. ГАЗ-2330 разгоняется до 140 км/ч. Кроме 6-9 человек «Тигр» может взять на борт более тонны грузов. Подвеска, позаимствованная у БТР-80, обеспечивает «Тигру» отличную проходимость. На сравнительных испытаниях американец проехал по полуметровому снегу всего лишь метр и встал, а наш бронеавтомобиль шёл по глубокому снегу, словно это гладкое шоссе.
Герметичность корпуса позволяет «Тигру» преодолевать водные препятствия глубиной до полутора метров. Наш автомобиль в отличие от «Хамвея» снабжён противоминной защитой, которая выдерживает взрыв 600 грамм тротила без повреждений автомобиля, что и было продемонстрировано на полигоне. После подрыва взрывчатки под днищем «Тигр» остался на ходу и мог самостоятельно перемещаться. Броня этой машины выдерживает расстрел в упор из автомата Калашникова пулями с термоупрочнённым сердечником.
Некоторые эксперты даже считают, что сравнивать «Хамви» с «Тигром» нельзя, поскольку «Хамви» — это такой тяжёлый джип, а «Тигр» можно назвать миниатюрной версией бронемашины пехоты или БТР. Даже подвеска у него не автомобильная, а от БТР. Но это, можно сказать, мелочи терминологии. Главное, что наши конструкторы разработали, а наш завод строит такие машины, которые превосходят по своим характеристикам американские аналоги.
Кстати, Арзамасский машиностроительный в нескольких модификациях. ГАЗ-233034 — СМП-1 и ГАЗ-233036 — СМП-2 отличаются только уровнем бронезащиты и предназначены прежде всего для внутренних войск. Для армии разработаны бронированный автомобиль ГАЗ-233014 и командно-штабная машина КШМ Р-145БМА. Существует и гражданская модификация ГАЗ-233001 с пятью дверями и без брони.
Автор: Евгений Сизов