Действие пороховых газов на ствол и меры по его сбережению


О давлении газов и начальной скорости снарядов


фото: Fotolia.com
При затяжных выстрелах дробь падает на землю в нескольких десятках метров от дула.

При отказах снаряд остается в гильзе или застревает в канале стволе. Если не обратить на это внимания, зарядить ружье снова и выстрелить, то ствол в большинстве случаев будет разорван.

Наоборот, при очень быстром сгорании заряда и стремительном нарастании давления как ствол, так и коробка разрушаются прежде, чем снаряд успел стронуться с места.

Искусство снаряжать патроны состоит в том, чтобы снаряду, масса которого соответствует калибру и типу ружья сообщить начальную скорость порядка 360-380 м/сек, сохранив при этом давление газов в допустимых пределах. Это достигается строгим соблюдением установленных заводом-изготовителем рекомендаций и рецептур.

К сожалению, многие охотники, да и стрелки-спортсмены, в надежде повысить дальнобойность своих ружей существенно отступают от рекомендуемых рецептов. При этом в некоторых случаях максимальное давление достигает критического уровня и становится опасным не только для ружья, но и для самого стрелка.

Особую опасность представляют отдельные выстрелы, при которых максимальное давление оказывается значительно выше среднего значения для данной серии патронов.

Приводимые ниже зависимости давлений и скоростей от качества боеприпасов и рецептуры снаряжения патронов заимствованы нами в основном у известного французского исследователя боя охотничьих ружей генерала Журнэ.

Читайте материал «Как выбрать нужный порох: Сокол или Сунар»

Капсюли одной и той же парии дают пламя различной интенсивности, в результате чего колебания давлений при пироксилиновых порохах достигают 50-100 кг/см2. В то же время начальные скорости при более сильных капсюлях возрастают всего на 15-30 м/сек. При дымных порохах, которые воспламеняются значительно легче бездымных, давления изменяются в пределах 3-5 кг/см2, а начальные скорости — в пределах 2-4 м/сек.

Если дно гильзы имеет коническую или полусферическую форму, пламя капсюля охватывает пороховой заряд полнее, чем при плоской форме. Если в первом случае непоспламененными остаются от 5 до 10 % пороховых зерен, то во втором — от 15 до 20 %. В результате при полусферической форме дна давление при тех же навесках пороха возрастает на 20-30 кг/см2, а начальные скорости дроби — на 10-15 м/сек.

Гильзы, наружный диаметр которых всего на 0,1 мм меньше нормального для данного патронника, снижают давление на 20-30 кг/см2, а начальную скорость на 6-10 м/сек. Использование длинных по патроннику гильз — длиной 70 или 76 мм в патронниках 65 мм — в зависимости от длины переходного конуса может повысить давление на 80-100 кг/см2.

фото: Fotolia.com

Наоборот, стрельба короткими патронами при длинных патронниках опасности не представляет. Более того, некоторые ружья при длинных патронниках и коротких патронах дают более постоянный бой (Лампель, 1940).

Изменение навески заряда на 0,1 г вызывает изменение давления при бездымных порохах на 25-40 кг/см2, а при дымных — на 3-10 кг/см2. Начальные скорости при этом соответственно изменяются в границах 10-20 м/сек и 3-7 м/сек.

Значительное влияние на давление и начальную скорость оказывает температура порохового заряда перед выстрелом. Изменение температуры на 20оС приводит к изменению давления на 50-100 кг/см2 и начальных скоростей снаряда на 10-15 м/сек.

Читайте материал «Канал ствола и дульное устройство: развеем споры»

Поэтому в зимнее время, точнее, при сильных морозах, навески пироксилиновых порохов можно увеличивать на 0,1 и даже 0,2 г по сравнению с навесками для ранней осени. Хотя на дымном порохе его температура так сильно не сказывается, для зимних охот заряды увеличивают на 0,5 г.

Сжатие бездымных порохов пыжами более чем на 6-10 кг приводит к повышению давления, причем при рыхлых, слабожелатинизированных сортах увеличение давления может достичь даже 200 кг/см2. Начальные же скорости возрастают при этом всего на 10-20 м/сек. Дымный порох относится к сжатию пыжами безразлично, но заколачивать пыж молотком, как это делали наши прадеды, — не следует.

Прокладки, которые кладут на порох под войлочный пыж, также оказывают влияние как на давление, так и на начальную скорость. При полном отсутствии прокладки и при войлочном пыже давление падает более чем на 100 кг/см2 и скорости уменьшаются.

Напротив, при увеличении толщины и жесткости прокладки как давление, так и начальная скорость повышаются. Введение на порох обтюрирующей пластмассовой прокладки может повысить давление бездымного пороха на 80-100 кг/см2. Поэтому при использовании таких прокладок-чашечек следует уменьшать заряды на 0,2 г.

Пороховые пыжи из плотных и упругих материалов, например, из подметочной кожи или из каучука способны повысить максимальное давление выше нормы на 300-500 кг/см2, тогда как начальная скорость возрастает только на 20-30 м/сек.

Заметное увеличение давления вызывают и войлочные пыжи, осаленные не на 1-2 мм, а на всю глубину. Чем тяжелее пороховой пыж, тем выше давление и ниже начальная скорость и, наоборот, чем легче пыж, тем ниже давление и больше скорость снаряда.

Пороховые пыжи из пробки и древесноволокнистой массы снижают давление и начальные скорости. Сделанные из картона пыжи-чашечки, состоящие из двух половинок, надетых одна на другую, по данным Черкая, повышают при порохе «Сокол» давление на 200-300 кг/см2.

Поскольку же при дымном порохе и таких же пыжах давления остались нормальными, можно думать, что отмеченные Черкаем скачки давления были вызваны не пыжами, а чем-то другим, возможно, сжатием заряда. Испытывал такие пыжи и английский исследователь Буррард, причем с различными сортами бездымных порохов, и пришел к выводу, что они заметно давления не повышают.

фото: Fotolia.com

Увеличение или уменьшение навески дроби на 1 г влечет при пироксилиновых порохах изменение давления в пределах 15-30 кг/см2. При дымном порохе изменение давления бывает выражено значительно слабее. Что же касается начальных скоростей, то они при увеличении массы снаряда на 1 г уменьшаются на 4-7 м/сек, как при бездымных, так и при дымных порохах.

Читайте материал «Как самому сделать качественный патрон»

Максимальное давление зависит в первую очередь от величины давления форсирования, а это последнее — от сопротивления заделанного дульца гильзы. Если при завальцовке бумажной гильзы обычной закруткой поверх дробового пыжа-прокладки останется 5 мм свободного дульца [1], то давление форсирования останется в норме.

Естественно, что при пластмассовых гильзах те же 5 мм завальцованного дульца создадут значительно большее сопротивление. При запрессовке дульца способом «звездочка» над снарядом должно оставаться больше свободного дульца, и давление форсирования повышается на 15-20 %.

При сильно уменьшенных снарядах дроби (например, если ружье имеет для своего калибра малую массу) нормальное сопротивление дульца может оказаться недостаточным для создания нужного давления форсирования.

В результате резкость боя будет неудовлетворительной. В таких случаях глубокая завальцовка дульца гильзы может поднять максимальное давление на 100-150 кг/см2 и повысить начальную скорость на 40-50 м/сек (Фонтено).

Читатель мог обратить внимание на то, что очень часто резкий скачок максимального давления сопровождается незначительным повышением начальной скорости. Происходит это за счет того, что среднее давление на протяжении канала изменяется очень мало.

В аккуратно и с умом снаряженных патронах все перечисленные факторы носят случайный характер. Другими словами, нельзя предугадать, в какую комбинацию они сложатся при каждом выстреле. Однако в большинстве случаев одни факторы способствуют увеличению давления и скорости, а другие — их уменьшению.

Читайте материал «О непростом вопросе обтюрации»

В результате условия выстрела как бы уравновешиваются, в силу чего баллистические показатели остаются в заданных границах.

На величину максимального давления пороховых газов влияют и конструктивные особенности самого ружья. Так, от силы удара бойка и формы его «жала» зависит сила пламени капсюля-воспламенителя. При уменьшении диаметра патронника на 0,1 мм давление возрастает на 20-30 кг/см2. Сказывается и длина переходного конуса.

[1] В Англии принято оставлять 6 мм свободного дульца для завальцовки.

Кирилл Мартино 18 августа 2022 в 17:26

Принципы действия автоматического стрелкового оружия

В ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии все опе­ра­ции, свя­зан­ные с пе­ре­за­ря­жа­ни­ем: до­сы­ла­ние па­тро­на в па­трон­ник, за­кры­ва­ние ка­на­ла ство­ла, от­пи­ра­ние за­тво­ра по­сле вы­стре­ла, из­вле­че­ние стре­ля­ной гиль­зы и ее уда­ле­ние — осу­ще­ст­в­ля­ют­ся за счет энер­гии по­ро­хо­вых га­зов. По­это­му уст­рой­ст­во дви­га­те­ля ав­то­ма­ти­ки во мно­гом оп­ре­де­ля­ет уст­рой­ст­во ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия в це­лом, по­сколь­ку дви­га­тель пре­об­ра­зу­ет ис­ход­ный вид энер­гии в ме­ха­ни­че­скую энер­гию ис­пол­ни­тель­ных ме­ха­низ­мов. Для ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия боль­шое зна­че­ние име­ет рас­по­ло­же­ние ис­точ­ни­ка энер­гии по от­но­ше­нию к ору­жию. По это­му при­зна­ку мож­но раз­ли­чить два ти­па ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия: с внеш­ним и ав­то­ном­ным ис­точ­ни­ком энер­гии. Ору­жие с внеш­ним ис­точ­ни­ком энер­гии мо­жет с ус­пе­хом при­ме­нять­ся в со­че­та­нии с но­си­те­ля­ми, об­ла­даю­щи­ми дос­та­точ­ны­ми за-па­са­ми энер­гии. При­ме­ром мо­гут слу­жить 20-мм аме­ри­кан­ские авиа­ци­он­ные пуш­ки «Вул­кан» М 61. Внеш­ний ис­точ­ник энер­гии мо­жет быть элек­три­че­ским, ме­ха­ни­че­ским или дру­гим; в оп­ре­де­лен­ных слу­ча­ях ору­жие с внеш­ним ис­точ­ни­ком энер­гии име­ет оп­ре­де­лен­ные пре­иму­ще­ст­ва пе­ред ору­жи­ем с га­зо­вы­ми при­во­да­ми. И тем не ме­нее ав­то­ма­ти­че­ское ору­жие с внеш­ним ис­точ­ни­ком энер­гии не по­лу­чи­ло ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния из-за ос­нов­но­го его не­дос­тат­ка: от­сут­ст­вия ав­то­ном­но­сти и, как след­ст­вие, уни­вер­саль­но­сти. По­это­му дви­га­те­ли, ра­бо­таю­щие от внеш­них ис­точ­ни­ков энер­гии, ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном в авиа­ци­он­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии в ка­че­ст­ве вспо­мо­га­тель­ных, слу­жа­щих толь­ко для пе­ре­за­ря­жа­ния ору­жия в слу­чае от­ка­за (на­при­мер осеч­ки) или для ско­рей­ше­го вы­хо­да на ре­жим. В ка­че­ст­ве ав­то­ном­но­го ис­точ­ни­ка энер­гии в со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии ча­ще все­го ис­поль­зу­ет­ся часть энер­гии по­ро­хо­вых га­зов, об­ра­зую­щих­ся в ство­ле, а до­пол­ни­тель­ных дви­га­те­лей — пру­жи­ны, как взво­ди­мые за счет той же энер­гии по­ро­хо­вых га­зов, так и пред­ва­ри­тель­но взве­ден­ные (пру­жи­ны ма­га­зи­нов).

И тем не ме­нее об­лик со­вре­мен­но­го ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев оп­ре­де­ля­ет­ся ти­пом, в пер­вую оче­редь, га­зо­во­го дви­га­те­ля ав­то­ма­ти­ки. В за­ви­си­мо­сти от прин­ци­па дей­ст­вия су­ще­ст­ву­ют дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие энер­гию от­да­чи, то есть си­лу от­да­чи по­ро­хо­вых га­зов, с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов из ка­на­ла ство­ла и ис­поль­зую­щие ре­ак­цию дви­же­ния пу­ли на ствол. Воз­мож­ны и раз­лич­ные ком­би­на­ции этих прин­ци­пов дей­ст­вия. В свою оче­редь, дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие си­лу от­да­чи, де­лят­ся на дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие от­да­чу за­тво­ра, ство­ла и все­го ору­жия. Дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие от­да­чу за­тво­ра, мо­гут быть со сво­бод­ным и по­лу­сво­бод­ным за­тво­ром, с за­держ­кой сво­бод­но­го за­тво­ра и с вы­ка­том за­тво­ра. Дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие от­да­чу ство­ла, мо­гут быть с длин­ным и ко­рот­ким хо­дом ство­ла. Спе­ци­аль­ные га­зо­вые дви­га­те­ли с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов че­рез га­зо­от­вод­ное от­вер­стие в стен­ке ство­ла, в за­ви­си­мо­сти от мес­та от­бо­ра по­ро­хо­вых га­зов мо­гут быть ка­мер­ны­ми, бо­ко­вы­ми и дуль­ны­ми. Га­зо­вые дви­га­те­ли мо­гут раз­ли­чать­ся так­же по прин­ци­пу дей­ст­вия на порш­не­вые и ре­ак­тив­ные. И здесь це­ле­со­об­раз­но рас­смот­реть ос­нов­ные сис­те­мы ав­то­ма­ти­ки. Сис­те­мы ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия с инер­ци­он­ным за­пи­ра­ни­ем, они же сис­те­мы с от­да­чей сво­бод­но­го и по­лу­сво­бод­но­го за­тво­ра, наи­бо­лее про­сты по уст­рой­ст­ву. Это обу­слов­ле­но тем, что дан­ные сис­те­мы яв­ля­ют­ся един­ст­вен­ны­ми, в ко­то­рых от­сут­ст­ву­ет же­ст­кое сце­п­ле­ние ство­ла и за­тво­ра при вы­стре­ле. В об­раз­цах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия с ис­поль­зо­ва­ни­ем от­да­чи сво­бод­но­го за­тво­ра за­твор во вре­мя вы­стре­ла ос­та­ет­ся не сце­п­лен­ным со ство­лом или стволь­ной (за­твор­ной) ко­роб­кой, а лишь при­жи­ма­ет­ся к ним уси­ли­ем воз­врат­ной пру­жи­ны. В мо­мент вы­стре­ла под дей­ст­ви­ем по­ро­хо­вых га­зов на дно гиль­зы за­твор дви­жет­ся на­зад, сжи­мая воз­врат­ную пру­жи­ну. При­чем дви­же­ние за­тво­ра на­чи­на­ет­ся од­но­вре­мен­но с дви­же­ни­ем пу­ли. По­сле вы­ле­та пу­ли за­твор про­дол­жа­ет дви­гать­ся на­зад за счет ки­не­ти­че­ской энер­гии и из­вле­ка­ет гиль­зу из ка­на­ла ство­ла. Из край­не­го зад­не­го по­ло­же­ния за­твор си­лой воз­врат­ной пру­жи­ны по­сы­ла­ет­ся впе­ред и до­сы­ла­ет из ма­га­зи­на в па­трон­ник оче­ред­ной па­трон. На ра­бо­ту ав­то­ма­ти­ки это­го ти­па су­ще­ст­вен­но влия­ет ве­ли­чи­на мас­сы за­тво­ра и си­ла тре­ния гиль­зы о па­трон­ник, ко­то­рая воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те то­го, что дав­ле­ни­ем по­ро­хо­вых га­зов гиль­за при­жи­ма­ет­ся к стен­кам па­трон­ни­ка. По­сколь­ку дви­же­ние гиль­зы из па­трон­ни­ка на­чи­на­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но в мо­мент вос­пла­ме­не­ния за­ря­да и тор­мо­зит­ся толь­ко мас­сой за­тво­ра (от­сю­да тер­мин «инер­ци­он­ное за­пи­ра­ние»), дан­ные сис­те­мы об­ла­да­ют боль­шой мас­сой под­виж­ных час­тей и рас­счи­та­ны на ис­поль­зо­ва­ние ко­рот­ких пис­то­лет­ных гильз ци­лин­д­ри­че­ской фор­мы со срав­ни­тель­но ма­лой мас­сой по­ро­хо­во­го за­ря­да. При­ме­не­ние длин­ной или ко­ни­че­ской гиль­зы мо­жет при­вес­ти к раз­ры­ву по­след­ней из-за то­го, что зад­няя часть гиль­зы дви­жет­ся вме­сте с за­тво­ром, а пе­ред­няя ока­зы­ва­ет­ся в со­стоя­нии на­тя­га с па­трон­ни­ком вслед­ст­вие вы­со­ко­го дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов в ка­на­ле ство­ла. Мно­го­чис­лен­ные по­пыт­ки из­ба­вить­ся от это­го не­дос­тат­ка, на­при­мер ис­поль­зо­ва­ние сма­зы­вае­мых па­трон­ни­ков, спе­ци­аль­ных про­доль­ных ка­на­вок в них (так на­зы­вае­мые ка­нав­ки Ре­ве­ли), вос­пла­ме­не­ние за­ря­да при не­ко­то­ром не­до­хо­де под­виж­ных час­тей до край­не­го пе­ред­не­го по­ло­же­ния (вы­кат за­тво­ра), ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния не по­лу­чи­ли. По­это­му сис­те­мы с инер­ци­он­ным за­пи­ра­ни­ем ис­поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном в пис­то­ле­тах и пис­то­ле­та­х-пу­ле­ме­тах, т.е. в та­ких сис­те­мах, где ис­поль­зу­ют­ся пис­то­лет­ные па­тро­ны с ко­рот­кой ци­лин­д­ри­че­ской гиль­зой: оте­че­ст­вен­ные пис­то­ле­ты Ма­ка­ро­ва (ПМ) и Стеч­ки­на (АПС), пис­то­ле­ты-пу­ле­ме­ты Дег­тя­ре­ва (ППД), Шпа­ги­на (ППШ) и Су­дае­ва (ППС), аме­ри­кан­ские М3А1 и «Ин­грем» М 10, из­ра­иль­ский ”Узи”, италь­ян­ский «Бе­рет­та» М 12 и т.д. Су­ще­ст­вен­ным по­ло­жи­тель­ным ка­че­ст­вом это­го ти­па ав­то­ма­ти­ки яв­ля­ет­ся про­сто­та уст­рой­ст­ва по­доб­но­го ору­жия. Ес­ли за­твор во вре­мя вы­стре­ла сце­п­ля­ет­ся со ство­лом и их рас­це­п­ле­ние про­ис­хо­дит под дей­ст­ви­ем дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов на дно гиль­зы, то та­кой за­твор на­зы­ва­ют по­лу­сво­бод­ным. На этом прин­ци­пе ос­но­ва­на, на­при­мер, ав­то­ма­ти­ка аме­ри­кан­ских пис­то­ле­то­в-пу­ле­ме­тов «Томп­сон» М 1928 и «Рей­зинг» М 50. В ав­то­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии с ис­поль­зо­ва­ни­ем в ра­бо­те сис­те­мы ав­то­ма­ти­ки с по­лу­сво­бод­ным за­тво­ром за­твор так­же на­чи­на­ет от­хо­дить на­зад вме­сте с гиль­зой с на­ча­лом раз­ви­тия дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов в ство­ле, од­на­ко от­ход за­тво­ра тор­мо­зит­ся ме­ха­низ­мом за­пи­ра­ния вслед­ст­вие дей­ст­вия на эле­мен­ты ме­ха­низ­ма боль­ших сил тре­ния и из-за ус­ко­рен­но­го пе­ре­ме­ще­ния от­дель­ных де­та­лей, свя­зан­ных с за­тво­ром. Тор­мо­же­ние за­тво­ра в пе­ри­од его са­мо­от­пи­ра­ния зна­чи­тель­но умень­ша­ет ки­не­ти­че­скую энер­гию за­тво­ра, по­зво­ляя при­ме­нять бо­лее мощ­ные па­тро­ны и не уве­ли­чи­вая при этом силь­но мас­су за­тво­ра. Ра­бо­та ав­то­ма­ти­ки сис­тем с по­лу­сво­бод­ным за­тво­ром по­сле са­мо­от­пи­ра­ния за­тво­ра прин­ци­пи­аль­но не от­ли­ча­ет­ся от ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки со сво­бод­ным за­тво­ром. Од­на­ко су­ще­ст­вен­ным не­дос­тат­ком это­го ти­па ав­то­ма­ти­ки яв­ля­ет­ся за­ви­си­мость ее ра­бо­ты от сил тре­ния и, сле­до­ва­тель­но, от со­стоя­ния ра­бо­чих по­верх­но­стей ме­ха­низ­ма за­пи­ра­ния, что при­во­дит к не­на­деж­но­сти дей­ст­вия ме­ха­низ­мов. Раз­но­вид­но­сти ав­то­ма­ти­ки с по­лу­сво­бод­ным за­тво­ром от­ли­ча­ют­ся, глав­ным об­ра­зом, кон­ст­рук­ци­ей ме­ха­низ­мов за­пи­ра­ния и спо­со­ба­ми тор­мо­же­ния за­тво­ра. В на­стоя­щее вре­мя по­лу­сво­бод­ный за­твор по­лу­чил дос­та­точ­но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ав­то­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии. В ча­ст­но­сти, наи­бо­лее удач­ной кон­ст­рук­ци­ей по­лу­сво­бод­но­го за­тво­ра счи­та­ет­ся за­пи­раю­щий ме­ха­низм с ро­ли­ко­вым ус­ко­ри­те­лем в за­пад­но­гер­ман­ской штур­мо­вой вин­тов­ке G.3. Дав­ле­ние по­ро­хо­вых га­зов, воз­дей­ст­вуя че­рез дно гиль­зы на за­твор, со­об­ща­ет за­пи­раю­ще­му ме­ха­низ­му дви­же­ние на­зад. Под воз­дей­ст­ви­ем ско­сов на стволь­ной ко­роб­ке ро­ли­ки вкли­ни­ва­ют­ся ме­ж­ду за­тво­ром и его ра­мой, за­став­ляя по­след­нюю дви­гать­ся с ус­ко­ре­ни­ем по от­но­ше­нию к за­тво­ру. Эта кон­ст­рук­ция от­ли­ча­ет­ся боль­шой про­сто­той. Кро­ме то­го, ма­лый вес за­тво­ра и дос­та­точ­но тя­же­лая ра­ма по­зво­ля­ют умень­шить ско­ро­сти дви­же­ния де­та­лей ав­то­ма­ти­ки, сни­зить удар­ные на­груз­ки при от­кры­ва­нии и за­кры­ва­нии за­тво­ра. Но в то же вре­мя не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что ис­поль­зо­ва­ние по­лу­сво­бод­но­го за­тво­ра при до­воль­но мощ­ном вин­то­воч­ном па­тро­не 7,62х51 НА­ТО по­тре­бо­ва­ло из­го­тов­ле­ния ка­на­вок Ре­вел­ли в дуль­ной час­ти па­трон­ни­ка. По­ми­мо про­сто­ты уст­рой­ст­ва и не­под­виж­но­го ство­ла ору­жие со сво­бод­ным и по­лу­сво­бод­ным за­тво­ра­ми об­ла­да­ет хо­ро­шей куч­но­стью стрель­бы, ко­то­рая при оди­ноч­ном ог­не при­бли­жа­ет­ся к куч­но­сти не­ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия.

Еще од­ним из эф­фек­тив­ных спо­со­бов сни­же­ния энер­гии от­ка­та в ору­жии со сво­бод­ным за­тво­ром при об­щем умень­ше­нии са­мой мас­сы за­тво­ра яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние сис­тем с вы­ка­том за­тво­ра (т.е. с пред­ва­ри­тель­ным раз­би­ти­ем кап­сю­ля). В этой сис­те­ме про­цесс вы­стре­ла на­чи­на­ет­ся еще до то­го мо­мен­та, как за­твор при­дет в край­нее пе­ред­нее по­ло­же­ние. При этом ос­нов­ная часть им­пуль­са от­да­чи тра­тит­ся на ос­та­нов­ку под­виж­ных час­тей и толь­ко ос­тав­шая­ся — на их от­кат. При ра­вен­ст­ве ско­ро­стей на­ка­та и от­ка­та в край­нем пе­ред­нем по­ло­же­нии энер­гия от­ка­та умень­ша­ет­ся в че­ты­ре раза по срав­не­нию с не­под­виж­ным к на­ча­лу вы­стре­ла за­тво­ром той же мас­сы. Прин­ци­пи­аль­но сис­те­мы с вы­ка­том мо­гут быть реа­ли­зо­ва­ны в лю­бой схе­ме ору­жия, где для ав­то­ма­ти­за­ции ис­поль­зу­ет­ся энер­гия от­да­чи. Од­на­ко ре­аль­ных кон­ст­рук­ций по­доб­но­го ору­жия не су­ще­ст­ву­ет, по­сколь­ку кон­ст­рук­то­рам до на­стоя­ще­го вре­ме­ни так и не уда­лось дос­тичь ста­биль­но­сти их ра­бо­ты из-за раз­бро­са вре­ме­ни вос­пла­ме­не­ния за­ря­да в па­тро­нах. Сис­те­мы с ис­поль­зо­ва­ни­ем для при­во­да ав­то­ма­ти­ки энер­гии от­да­чи под­виж­но­го ство­ла при­ме­ня­ют­ся го­раз­до ши­ре сис­тем с от­да­чей за­тво­ра. Это обу­слов­ле­но проч­ным сце­п­ле­ни­ем ство­ла и за­тво­ра (за­пи­ра­ни­ем) в те­че­ние вы­стре­ла, вы­со­кой на­деж­но­стью и срав­ни­тель­но низ­ким уров­нем воз­дей­ст­вия на ус­та­нов­ку или на стрел­ка, так как от­кат­ные час­ти боль­шой мас­сы (ствол с за­тво­ром) за­би­ра­ют при от­ка­те зна­чи­тель­ную часть энер­гии от­да­чи. Вме­сте с тем они от­но­си­тель­но слож­ны по уст­рой­ст­ву и чув­ст­ви­тель­ны к внеш­ним ус­ло­ви­ям стрель­бы, на­при­мер за­пы­ле­нию или за­гус­те­нию смаз­ки. Темп стрель­бы сис­тем с от­да­чей ство­ла, как пра­ви­ло, су­ще­ст­вен­но за­ви­сит от зна­че­ния ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния и мо­жет ко­ле­бать­ся в ши­ро­ких пре­де­лах. Сис­те­мы с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии от­да­чи ство­ла под­раз­де­ля­ют­ся на сис­те­мы с ко­рот­ким и длин­ным его хо­дом. Сис­те­мы с ко­рот­ким хо­дом ство­ла (с хо­дом мень­ше хо­да за­тво­ра) ха­рак­те­ри­зу­ют­ся тем, что от­кат ство­ла ис­поль­зу­ет­ся толь­ко для пе­ре­да­чи энер­гии от­ка­та че­рез ус­ко­ри­тель тя­же­ло­му ве­ду­ще­му зве­ну ав­то­ма­ти­ки, ка­ким обыч­но яв­ля­ет­ся ра­ма про­доль­но-сколь­зя­ще­го за­тво­ра. Эта сис­те­ма по­лу­чи­ла весь­ма ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии — от пис­то­ле­тов до ар­тил­ле­рий­ских ору­дий сред­не­го ка­либ­ра. Сре­ди об­раз­цов ав­то­ма­ти­че­ско­го стрел­ко­во­го ору­жия, от­но­ся­щих­ся к этим сис­те­мам, мож­но вы­де­лить наи­бо­лее из­вест­ные: пис­то­ле­ты — со­вет­ский То­ка­ре­ва (ТТ); не­мец­кие — «Валь­тер» Р.38 и «Мау­зер» К.96; аме­ри­кан­ский «Кольт» М1911А1; стан­ко­вый пу­ле­мет «Мак­сим»; не­мец­кие еди­ные пу­ле­ме­ты МG.34 и МG.42; аме­ри­кан­ский ав­то­ма­ти­че­ский гра­на­то­мет МК 19; круп­но­ка­ли­бер­ный пу­ле­мет Вла­ди­ми­ро­ва КПВ и др. В сис­те­мах с ко­рот­ким хо­дом ство­ла в мо­мент вы­стре­ла под дав­ле­ни­ем по­ро­хо­вых га­зов на дно гиль­зы за­твор и ствол от­хо­дят на­зад. Про­дол­жи­тель­ность их со­вме­ст­но­го хо­да долж­на быть не мень­ше вре­ме­ни дви­же­ния пу­ли по ство­лу. По­сле вы­ле­та пу­ли дав­ле­ние по­ро­хо­вых га­зов па­да­ет, ствол на­тал­ки­ва­ет­ся на ог­ра­ни­чи­тель­ный упор и ос­та­нав­ли­ва­ет­ся. За­твор, про­дол­жая дви­гать­ся на­зад, рас­це­п­ля­ет­ся со ство­лом и из­вле­ка­ет из па­трон­ни­ка стре­ля­ную гиль­зу. Из край­не­го зад­не­го по­ло­же­ния ствол идет впе­ред — ли­бо один под дей­ст­ви­ем сво­ей пру­жи­ны, ли­бо вме­сте с за­тво­ром. В боль­шин­ст­ве сис­тем с ко­рот­ким хо­дом ство­ла для энер­гич­но­го от­бра­сы­ва­ния за­тво­ра от ство­ла в зад­нее по­ло­же­ние ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные де­та­ли или ме­ха­низ­мы — ус­ко­ри­те­ли (ус­ко­ряю­щие дви­же­ние за­тво­ра). Де­ло в том, что обыч­но ствол име­ет боль­шую мас­су и по­это­му от по­ро­хо­вых га­зов, об­ра­зую­щих­ся при вы­стре­ле, по­лу­ча­ет зна­чи­тель­ную ки­не­ти­че­скую энер­гию. У за­тво­ра же срав­ни­тель­но ма­лая мас­са и не­боль­шой за­пас энер­гии. Ствол со­вер­ша­ет ко­рот­кий путь и за­тра­чи­ва­ет свою энер­гию в ос­нов­ном на удар в зад­нем по­ло­же­нии. За­твор дви­жет­ся на боль­шем пу­ти, и ему на­до иметь боль­ший за­пас энер­гии, что­бы из­влечь гиль­зу, сжать воз­врат­ную пру­жи­ну, дос­лать но­вый па­трон в па­трон­ник и про­из­ве­сти за­кры­ва­ние ство­ла. Ры­чаг-у­ско­ри­тель в мо­мент рас­це­п­ле­ния за­тво­ра со ство­лом тол­ка­ет за­твор, ус­ко­ряя его дви­же­ние на­зад. Та­ким об­ра­зом ус­ко­ри­тель пе­ре­рас­пре­де­ля­ет ки­не­ти­че­скую энер­гию под­виж­ных час­тей — от­би­ра­ет часть энер­гии у ство­ла и со­об­ща­ет ее за­тво­ру, при этом ско­рость дви­же­ния за­тво­ра уве­ли­чи­ва­ет­ся, а ско­рость дви­же­ния ство­ла за­мед­ля­ет­ся. В то же вре­мя в не­ко­то­рых сис­те­мах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия при от­но­си­тель­но лег­ком ство­ле ав­то­ма­ти­ка мо­жет не иметь ус­ко­ри­тель­но­го ме­ха­низ­ма (на­при­мер со­вет­ский пис­то­лет ТТ). Ав­то­ма­ти­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе ис­поль­зо­ва­ния от­да­чи ство­ла при его ко­рот­ком хо­де, не име­ет ус­ко­ри­тель­но­го ме­ха­низ­ма так­же и в том слу­чае, ес­ли за­тво­ру обес­пе­че­на по­сто­ян­ная ки­не­ма­ти­че­ская связь со ство­лом. В этом слу­чае ствол и за­твор од­но­вре­мен­но при­хо­дят в край­нее пе­ред­нее и край­нее зад­нее по­ло­же­ния. Не­об­хо­ди­мо упо­мя­нуть еще и о том, что за счет энер­гии дви­же­ния за­тво­ра, как пра­ви­ло, и вы­пол­ня­ет­ся боль­шая часть опе­ра­ций пе­ре­за­ря­жа­ния. В ря­де слу­ча­ев для этих це­лей, глав­ным об­ра­зом для пе­ре­ме­ще­ния лен­ты с па­тро­на­ми и по­да­чи оче­ред­но­го па­тро­на в при­ем­ник, так­же ис­поль­зу­ет­ся энер­гия от­да­чи ство­ла. Ав­то­ма­ти­ка, дей­ст­вие ко­то­рой ос­но­ва­но на ис­поль­зо­ва­нии энер­гии от­да­чи ство­ла при его ко­рот­ком хо­де, ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии, так как обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую на­деж­ность дей­ст­вия при дос­та­точ­но вы­со­кой ско­ро­стрель­но­сти и не­боль­шое дей­ст­вие от­да­чи на ста­нок, ус­та­нов­ку или пле­чо стрел­ка без при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных амор­ти­за­то­ров. Осо­бен­но ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся этот прин­цип дей­ст­вия ав­то­ма­ти­ки для стан­ко­вых пу­ле­ме­тов, круп­но­ка­ли­бер­ных пу­ле­ме­тов и ав­то­ма­ти­че­ских пу­шек. Что ка­са­ет­ся сис­те­мы с от­да­чей ство­ла при длин­ном его хо­де (боль­ше хо­да за­тво­ра), то она име­ет ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние из-за низ­ко­го тем­па стрель­бы. Эта сис­те­ма ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что роль ве­ду­ще­го зве­на ав­то­ма­ти­ки вы­пол­ня­ет сам ствол. Все опе­ра­ции по за­ря­жа­нию ору­жия про­из­во­дят­ся в оп­ре­де­лен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти и раз­де­ле­ны по вре­ме­ни. Кро­ме то­го, от­кат и на­кат тя­же­ло­го ство­ла про­ис­хо­дят, как пра­ви­ло, с ма­лы­ми ско­ро­стя­ми. Ав­то­ма­ти­че­ское ору­жие с та­кой ав­то­ма­ти­кой обыч­но име­ет низ­кий темп стрель­бы и об­ла­да­ет боль­шим рас­сеи­ва­ни­ем при стрель­бе, по­сколь­ку дви­же­ние мас­сив­ных час­тей и уда­ры их в пе­ред­нем и зад­нем по­ло­же­ни­ях вы­зы­ва­ют зна­чи­тель­ные ко­ле­ба­ния ору­жия. В бое­вом ору­жии из­вес­тен толь­ко один об­ра­зец — фран­цуз­ский руч­ной пу­ле­мет Шо­ша М 1915 с очень низ­ким тем­пом стрель­бы — 240 выстр/мин. Пе­ре­ме­ще­ние длин­но­го и тя­же­ло­го ство­ла обу­сло­ви­ло не­об­хо­ди­мость на­деж­но­го на­прав­ле­ния его в гро­мозд­ких и тя­же­лых на­прав­ляю­щих, что уве­ли­чи­ло мас­су ору­жия. По­это­му ука­зан­ные не­дос­тат­ки прак­ти­че­ски ис­клю­чи­ли при­ме­не­ние клас­си­че­ской схе­мы с длин­ным хо­дом ство­ла в со­вре­мен­ном бое­вом ору­жии. Од­на­ко к дос­то­ин­ст­вам дан­ной схе­мы от­но­сит­ся воз­мож­ность позд­не­го на­ча­ла вы­бра­сы­ва­ния гиль­зы — по­сле окон­ча­ния пе­рио­да по­сле­дей­ст­вия, ко­гда дав­ле­ние в ка­на­ле ство­ла при­бли­зи­лось к ат­мо­сфер­но­му. Экс­трак­ция гиль­зы про­ис­хо­дит с ми­ни­маль­ны­ми уси­лия­ми. Это пре­иму­ще­ст­во обес­пе­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние схе­мы с длин­ным хо­дом ство­ла в глад­ко­ст­воль­ном ав­то­ма­ти­че­ском охот­ничь­ем ору­жии, в ко­то­ром ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся не­проч­ные бу­маж­ные (кар­тон­ные) гиль­зы. Сис­те­мы с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов че­рез бо­ко­вое от­вер­стие в ка­на­ле ство­ла яв­ля­ют­ся наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми сре­ди всех схем ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия, как стрел­ко­во­го, так и ар­тил­ле­рий­ско­го. Прин­цип дей­ст­вия та­ких сис­тем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся за­пи­ра­ни­ем ка­на­ла ство­ла на весь внут­ри­бал­ли­сти­че­ский пе­ри­од, вы­со­кой на­деж­но­стью, ме­нее же­ст­ки­ми тре­бо­ва­ния­ми к точ­но­сти из­го­тов­ле­ния ос­нов­ных уз­лов и де­та­лей по срав­не­нию с сис­те­ма­ми, ис­поль­зую­щи­ми от­да­чу ство­ла, низ­кой чув­ст­ви­тель­но­стью к ус­ло­ви­ям стрель­бы. В та­ком ору­жии име­ет­ся спе­ци­аль­ная га­зо­вая ка­ме­ра, рас­по­ло­жен­ная обыч­но в пе­ред­ней час­ти ство­ла, ку­да че­рез га­зо­от­вод­ное от­вер­стие в ка­на­ле ство­ла по­сту­па­ют по­ро­хо­вые га­зы по­сле про­хо­ж­де­ния это­го от­вер­стия пу­лей. Вме­сте с тем от­вод по­ро­хо­вых га­зов ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­ким уров­нем воз­дей­ст­вия (от­да­чей) на ус­та­нов­ку (для пу­шек) или на стрел­ка (для ин­ди­ви­ду­аль­но­го стрел­ко­во­го ору­жия). В со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии пре­иму­ще­ст­вен­ное рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли имен­но дви­га­те­ли с от­во­дом га­зов че­рез бо­ко­вое от­вер­стие в ство­ле. Бо­ко­вые га­зо­вые дви­га­те­ли об­ла­да­ют энер­ге­ти­че­ским ре­сур­сом, дос­та­точ­ным для по­лу­че­ния ши­ро­ко­го диа­па­зо­на ско­ро­стей ве­ду­ще­го зве­на ав­то­ма­ти­ки, обес­пе­чи­ва­ют на­деж­ную ее ра­бо­ту и по­зво­ля­ют осу­ще­ст­в­лять са­мые раз­но­об­раз­ные кон­ст­рук­тив­ные ва­ри­ан­ты ору­жия в це­лом. Спе­ци­фи­че­ской осо­бен­но­стью бо­ко­вых га­зо­вых дви­га­те­лей яв­ля­ет­ся ши­ро­кая воз­мож­ность ре­гу­ли­ро­ва­ния ин­тен­сив­но­сти воз­дей­ст­вия га­зов на пор­шень при раз­лич­ных ус­ло­ви­ях стрель­бы (нор­маль­ные ус­ло­вия, за­пы­ле­ние, дождь, из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры па­тро­нов и ору­жия и т. д.). При­ме­не­ние га­зо­вых ре­гу­ля­то­ров по­вы­си­ло на­деж­ность дей­ст­вия ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия. В ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии по­ро­хо­вых га­зов, от­во­ди­мых че­рез бо­ко­вое от­вер­стие в стен­ке ка­на­ла ство­ла, под­виж­ный пор­шень, с ко­то­рым со­еди­нен шток за­твор­ной ра­мы или стеб­ля за­тво­ра, пе­ред вы­стре­лом на­хо­дит­ся в га­зо­вой ка­ме­ре. Со сто­ро­ны па­трон­ни­ка ствол проч­но за­пи­ра­ет­ся за­тво­ром. До мо­мен­та про­хо­ж­де­ния пу­лей га­зо­от­вод­но­го от­вер­стия де­та­ли ору­жия ос­та­ют­ся от­но­си­тель­но не­под­виж­ны­ми. Во вре­мя вы­стре­ла, по­сле то­го как пу­ля прой­дет га­зо­от­вод­ное от­вер­стие, часть по­ро­хо­вых га­зов уст­рем­ля­ет­ся в га­зо­вую ка­ме­ру, да­вит на пор­шень и за­став­ля­ет его от­хо­дить на­зад. Дви­же­ние порш­ня пе­ре­да­ет­ся за­твор­ной ра­ме. По­ка пу­ля на­хо­дит­ся в ство­ле, за­твор не от­пи­ра­ет­ся, это обес­пе­чи­ва­ет­ся сво­бод­ным хо­дом за­твор­ной ра­мы. По­сле вы­ле­та пу­ли под дей­ст­ви­ем по­ро­хо­вых га­зов за­твор­ная ра­ма от­пи­ра­ет за­твор и дви­жет­ся в край­нее зад­нее по­ло­же­ние. При этом из­вле­ка­ет­ся гиль­за и сжи­ма­ет­ся воз­врат­ная пру­жи­на. Сна­ча­ла ра­ма дви­жет­ся под дей­ст­ви­ем по­ро­хо­вых га­зов, а за­тем по инер­ции. При воз­вра­ще­нии под дей­ст­ви­ем воз­врат­ной пру­жи­ны за­твор­ной ра­мы в край­нее пе­ред­нее по­ло­же­ние про­ис­хо­дит до­сы­ла­ние па­тро­на в па­трон­ник, за­кры­ва­ние ка­на­ла ство­ла и за­пи­ра­ние за­тво­ра. В на­стоя­щее вре­мя из­вест­ны две схе­мы сис­тем с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов из ка­на­ла ство­ла:

  • с длин­ным хо­дом порш­ня; с по­сто­ян­ной свя­зью порш­ня и за­твор­ной ра­мы, в ко­то­рых пор­шень же­ст­ко со­еди­ня­ет­ся с за­твор­ной ра­мой (ав­то­ма­ты АК/АКМ/АК-74);
  • с ко­рот­ким хо­дом порш­ня; с не­по­сто­ян­ной свя­зью порш­ня и за­твор­ной ра­мы, в ко­то­рых пор­шень не скре­п­лен с за­твор­ной ра­мой (са­мо­за­ряд­ный ка­ра­бин СКС; снай­пер­ская вин­тов­ка СВД).

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной яв­ля­ет­ся пер­вая схе­ма, по ко­то­рой скон­ст­руи­ро­ва­ны прак­ти­че­ски все пу­ле­ме­ты и боль­шая часть ав­то­ма­тов и штур­мо­вых вин­то­вок. Там же, где име­ет­ся по­треб­ность за­ря­жать ору­жие из обой­мы, ис­поль­зу­ет­ся вто­рая схе­ма. Пор­шень в этом слу­чае со­вер­ша­ет не­боль­шое дви­же­ние, со­об­щая че­рез тол­ка­тель не­об­хо­ди­мую ки­не­ти­че­скую энер­гию за­твор­ной ра­ме и воз­вра­ща­ясь в ис­ход­ное по­ло­же­ние под дей­ст­ви­ем пру­жи­ны тол­ка­те­ля. За­твор­ная ра­ма в по­доб­ных сис­те­мах яв­ля­ет­ся ча­стью за­тво­ра и на­зы­ва­ет­ся стеб­лем за­тво­ра. В сис­те­мах ору­жия, дей­ст­вие ав­то­ма­ти­ки ко­то­рых ос­но­ва­но на прин­ци­пе от­во­да по­ро­хо­вых га­зов, обыч­но ство­лы за­кре­п­ля­ют­ся не­под­виж­но, од­на­ко из­вест­ны сис­те­мы ав­то­ма­ти­че­ско­го стрел­ко­во­го ору­жия, в ко­то­рых для ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки ис­поль­зу­ет­ся от­вод по­ро­хо­вых га­зов при под­виж­ном ство­ле. По та­кой схе­ме ра­бо­та­ет ав­то­ма­ти­ка че­хо­сло­вац­ких пу­ле­ме­тов ZВ-53 и ZВ-60. При ра­бо­те ав­то­ма­ти­ки пу­ле­ме­та ZВ-53 ствол, отой­дя на­зад, не за­дер­жи­ва­ет­ся в зад­нем по­ло­же­нии и воз­вра­ща­ет­ся не­за­ви­си­мо от дви­же­ния за­тво­ра. При ра­бо­те ав­то­ма­ти­ки пу­ле­ме­та ZВ-60 ствол за­дер­жи­ва­ет­ся в зад­нем по­ло­же­нии спе­ци­аль­ной за­щел­кой и пе­ре­ме­ща­ет­ся впе­ред со­вме­ст­но с за­тво­ром по­сле до­сы­ла­ния па­тро­на в па­трон­ник и при­хо­да за­тво­ра к ство­лу. В этой сис­те­ме обес­пе­чи­ва­ет­ся воз­мож­ность вы­ка­та ство­ла. В ка­че­ст­ве кон­ст­рук­тив­ных раз­но­вид­но­стей мож­но ука­зать на не­ко­то­рые ино­стран­ные сис­те­мы ору­жия, в ко­то­рых шток под дей­ст­ви­ем по­ро­хо­вых га­зов пе­ре­ме­ща­ет­ся впе­ред: фран­цуз­ский стан­ко­вый пу­ле­мет «Сен­т-Эть­ен» М 1907 или ка­ча­ет­ся от­но­си­тель­но оси (аме­ри­кан­ский стан­ко­вый пу­ле­мет Кольт М 1895. Эти сис­те­мы из-за ря­да су­ще­ст­вен­ных не­дос­тат­ков ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки в на­стоя­щее вре­мя не при­ме­ня­ют­ся, и их кон­ст­рук­тив­ные осо­бен­но­сти в но­вых об­раз­цах ору­жия прак­ти­че­ски не ис­поль­зу­ют­ся. Ав­то­ма­ти­че­ское стрел­ко­вое ору­жие за­час­тую стра­да­ет не­ус­той­чи­во­стью ли­нии при­це­ли­ва­ния при стрель­бе и тре­бу­ет для умень­ше­ния «под­пры­ги­ва­ния» ору­жия ус­та­нов­ки раз­лич­ных ком­пен­са­то­ров, вы­пол­не­ния же­ст­ких тре­бо­ва­ний к цен­тров­ке ору­жия, ус­та­нов­ки ог­ра­ни­чи­те­лей тем­па стрель­бы и не­ко­то­рых дру­гих ме­ро­прия­тий тех­ни­че­ско­го пла­на. Од­на­ко ав­то­ма­ти­ка, дей­ст­вие ко­то­рой ос­но­ва­но на прин­ци­пе от­во­да по­ро­хо­вых га­зов в га­зо­вую ка­ме­ру, обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую на­деж­ность дей­ст­вия и по­зво­ля­ет по­лу­чать вы­со­кую ско­ро­стрель­ностъ при дос­та­точ­но про­стой кон­ст­рук­ции все­го ору­жия с воз­мож­но­стью ре­гу­ли­ров­ки ин­тен­сив­но­сти воз­дей­ст­вия га­зов на под­виж­ную сис­те­му. По­ло­жи­тель­ные ка­че­ст­ва ав­то­ма­ти­ки это­го ти­па оп­ре­де­ли­ли ее ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние как в оте­че­ст­вен­ных, так и за­ру­беж­ных об­раз­цах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия.
По­это­му сис­те­мы с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов, осо­бен­но сис­те­мы с га­зо­от­вод­ным дви­га­те­лем, ис­поль­зую­щие пор­шень, в на­стоя­щее вре­мя со­став­ля­ют, по са­мым скром­ным оцен­кам, 60-70 % всех об­раз­цов ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия со­стоя­щих на воо­ру­же­нии ар­мий ми­ра. На­при­мер, со­вет­ские сис­те­мы кон­ст­рук­ции М.Т. Ка­лаш­ни­ко­ва — АКМ, АК-74, РПК и ПК; аме­ри­кан­ские вин­тов­ка М16 и еди­ный пу­ле­мет М60; гер­ман­ская штур­мо­вая вин­тов­ка G.36; италь­ян­ская «Бе­рет­та» BМ59; бель­гий­ская штур­мо­вая вин­тов­ка FN FAL; ав­ст­рий­ская штур­мо­вая вин­тов­ка AUG; анг­лий­ский руч­ной пу­ле­мет «Брен» L4А4 и бель­гий­ский руч­ной пу­ле­мет «Ми­ни­ми», а так­же мно­гие дру­гие сис­те­мы са­мо­го раз­лич­но­го на­зна­че­ния. При­ве­ден­ные раз­но­вид­но­сти прин­ци­пов ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки стрел­ко­во­го ору­жия да­ле­ко не ис­чер­пы­ва­ют все­го раз­но­об­ра­зия прин­ци­пов, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись при соз­да­нии об­раз­цов ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия и пред­став­ля­ют в на­стоя­щее вре­мя лишь ис­то­ри­че­ский ин­те­рес. Что ка­са­ет­ся дру­гих прин­ци­пов ис­поль­зо­ва­ния энер­гии вы­стре­ла (от­вод га­зов че­рез на­дуль­ные уст­рой­ст­ва или дно гиль­зы; сис­те­мы, ис­поль­зую­щие си­лу вре­за­ния пу­ли в на­ре­зы; сис­те­ма с от­да­чей ору­жия в це­лом и дру­гие), то они прак­ти­че­ски не по­лу­чи­ли ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния и из­вест­ны ли­бо в ка­че­ст­ве опыт­ных или ма­ло­се­рий­ных об­раз­цов, ли­бо из па­тент­ной ин­фор­ма­ции. В за­клю­че­ние не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что воз­мож­но при­ме­не­ние сра­зу не­сколь­ких дви­га­те­лей ав­то­ма­ти­ки в од­ной сис­те­ме. Речь идет о сис­те­мах сме­шан­но­го ти­па, т.е. ис­поль­зую­щих при ра­бо­те ав­

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]