Что такое пищаль, размеры, устройство и значения слова

Что такое пищаль, ее создание

Развитие огнестрельного оружия шло в нескольких направлениях. Изготовители тех времен стремились создать все более совершенные образцы. Одновременно мастера старались сделать их мобильными и удобными в обращении, негромоздкими и долговечными. В итоге появился целый класс ручного и осадного оружия, которое на Руси получило название пищалей.

Что такое пищаль, знали в основном на Руси. Так называли ранние образцы оружия со стволом средней либо большой длины. Этот параметр определялся как умением изготовителей, так и особенностями заказа. Принято было вооружать конные войска длинноствольными, а пехоту короткоствольными пищалями.

Значение слова «пищаль» произошло от понятия «дудка» и впервые упоминается в старославянских источниках с одиннадцатого века, а применимо к оружию — ориентировочно с 1400 года.

Необходимо также отметить различные размеры пищали. Были ручные и крепостные орудия, имевшие гораздо большие размеры и массу, что снижало их мобильность и делало по виду более схожими с классическими пушками.

Пищали в применении

Пищали для охоты на птиц и мелких зверушек были калибром 6 мм; средние — 8-10 мм, их сохранилось больше всего. Самые крупные, «зверовые», пищали имели калибр 17-18 мм, их еще называли «большая пулька». Кроме нарезных пищалей существовали пищали с гладким каналом ствола. Из них можно было стрелять как дробью, так и пулей. Следуя европейской моде, русские мастера изготавливали комплекты из двух кремневых пищалей — с нарезным стволом и гладким.

В русском войске были «стремянные стрельцы» — конные, которые перемещались верхом вместе с остальной конницей, но спешивались для поддержки ее огнем. У них на вооружении были более легкие и короткие пищали, обычно со стволом европейского типа, но с тем же азиатским фитильным замком. Такие пищали назывались завесными, так как имели ремень для переноски и при передвижении верхом закидывались («завешивались») за спину.

Стволы пищалей сваривались из обычной железной полосы или из так называемого кованого «красного железа». На поверхности стволов из «красного железа» просматривается затейливый рисунок из завитков и линий. Достигался такой рисунок особой ковкой. Полоса железа для ствола предварительно сваривалась из скрученных проволочных прутов разного качества. Затем эту полосу разогревали и наворачивали на оправку виток за витком. Каждый виток тщательно проваривался. За один нагрев можно было соединить 2-3 витка. Когда ствол был «набран», его сверлили изнутри и полировали. Потом опиливали и полировали снаружи. Затем протравляли поверхность кислотой, чтобы выступили узоры, получившиеся при сварке. Подобный способ изготовления стволов русские оружейники применяли уже в начале XVII в., раньше, чем в Европе.

Кремневые пищали, сделанные в Оружейной палате для царского двора, были высокого качества и затейливо декорированы. На стволы наносилась резьба, их покрывали золочением и серебрением. В казенной части часто изображался двуглавый орел под короной — как государственный символ. Замочные доски золотились, курки и огнива делали в виде фантастических чудовищ или звериных голов. На ложи шло первоклассное дерево. Они также богато украшались в разной технике — резьбой, инкрустацией, насечкой.

Среди охотничьих кремневых пищалей, которые принадлежали непосредственно царской особе, выделяются пищаль «малая пулька» и пищаль охотничья, датированная 1692 г., — обе царя Петра Алексеевича. Первая пищаль имеет насеченную золотом надпись на верхней грани ствола, где указывается принадлежность царю Петру Алексеевичу и дата 1688 г. Пищаль сделана для охоты на птицу с нарезным каналом ствола 6-миллиметрового калибра. Размеры ее небольшие — общая длина около 115 мм, а длина ствола 83 мм.

Стрелец с пищалью

Вторая пищаль снабжена посеребренной надписью на верхней грани ствола. В ней указан владелец — царь Петр Алексеевич и дата 1692 г. У этой пищали гораздо большие размеры, чем у первой, — общая длина почти 138 мм, а калибр 9 мм. В украшении ствола и ложи соседствуют заимствованные из западноевропейских орнаментов маскароны, фигуры людей в европейском платье и русские двуглавые орлы, единороги и сирены.

Точных европейских аналогов русские пищали не имели, занимая промежуточное положение между аркебузой и мушкетом. В середине XVI веках, с появлением гранулированного («зерненого») пороха, в отличие от пороховой мякоти, не прилипавшего к стенкам канала ствола и не требовавшего длительного забивания заряда, скорострельность пищалей несколько увеличилась. В XVII веке пищали начали оснащать не фитильным, а более удобным кремневым замком, однако название «пищаль» за новыми ружьями сохранилось вплоть до военных реформ Петра I, когда стрелковое оружие старых образцов было заменено в армии сначала мушкетами, а затем фузеями европейского образца. Однако на вооружении казаков и ополченцев пищали продолжали оставаться вплоть до конца XVIII века.

Ручная пищаль

Что такое пищаль ручная? Это оружие для ближнего боя, а точнее, непосредственно огневого контакта с вражескими силами. Оно имело небольшой калибр, что было обусловлено необходимостью ведения огня с рук и длительного переноса, когда войска были на марше.

Пищаль могла вести действенный огонь на расстоянии около трех сотен метров, однако отсутствие прицельных приспособлений делало точность ведения огня посредственной. Невелика была и скорость стрельбы, а перезарядка занимала длительное время, так как была трудоемким процессом.

Чтобы подготовить пищаль к стрельбе, требовалось время и соответствующие навыки, поэтому в этом отношении была большая разница между новичками и опытными стрелками. При ведении боевых действий основным методом был залповый огонь, и его следовало сделать как можно более плотным и эффективным. Тактика ведения боя — линейные построения стрелков, обеспечивала большее количество стволов в залпе.

Отрывок, характеризующий Пищаль

Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки. – Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала. – Что с тобой, Маша? – Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала. – Получили от Андрея что нибудь? – сказала она. – Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно. – Так ничего? – Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении. – Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали. – Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m’aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.] – А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке. – Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.) – И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты. – Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания. – Non, c’est l’estomac… dites que c’est l’estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной. – Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.

Многоствольное оружие

Также история сохранила рассказы о многоствольных пищалях, которые в теории имели огромную плотность огня и немалую разрушительную силу. Они были призваны компенсировать невысокую точность. Конструкция оружия такого вида давала возможность стрельбы из большего количества стволов, что повышало как наносимый урон, так и шансы поразить цель.

Снаряды и пули многоствольных пищалей имели различный размер, а наибольшая эффективность достигалась против скопления масс людей. Касательно их размеров есть немало мнений, но до нашего времени не сохранилось ни одного образца оружия.

Si vis pacem, para bellum!

21/10/2015 Русские орудия-пищали с собственными именами

Tweet

В XIV на Руси все огнестрельное оружие называлось пищалями. В принципе различия были только диаметре ствола (калибре) и, соответственно, в весе оружия.

Слово «пищаль» известно в славянских источниках с XI века и связано с глаголом «пищать». Его первоначальное значение — «трубка», «дудка».

Разделение пищалей произошло в конце XV века, когда был изобретен фитильный замок и появились переносные – ручные пищали.

Пищали разделились на два основных вида: ручные и орудия. Ручные пищали (недомерки, самопалы, ручнищы) переносились солдатом за плечом на ремне или перевозились в обозной повозке.

Орудия разделялись на крепостные, осадные, полковые и полевые. Полевые пищали-орудия перевозились на колесных лафетах. Крепостные устанавливались на стенах. Крепились на треногах, лафетах или прямо на самом укреплении.

Также они делились по материалам, из которых были изготовлены: железо, медь, бронза и чугун. Изготавливались они путем литья, по технологиям, по которым выливали колокола для церквей.

Заряжались такие пищали рубленым металлом, каменной картечью, ядрами. Калибр орудий был очень разнообразен и не подвергался никакой систематизации. Насчитывалось около 60 калибров — от 30 до 250 мм.

В те времена орудия были изделием штучным, и им часто давали собственные имена.

Первую мортиру (орудие для ведения навесного огня по неприятелю, укрывшемуся за стенами крепости) огромных размеров, которая называлась Кашпирова пушка, отлил в 1555 г. литец Кашпир Ганусов. Стреляла она «дробом» — каменной картечью, а также большими каменными ядрами.

В том же году другой московский мастер — Степан Петров отлил чуть меньшую, но тоже немалую мортиру, которую назвал Павлин. Оба эти орудия лежали на земле у строящегося собора Василия Блаженного и охраняли подступы к мосту через ров у Спасской башни в Москве.

Среди известных, сохранившихся до нашего времени, пищалей – это осадный «Инрог» (Единорог), находящийся сейчас в артиллерийском музее в Санкт-Петербурге, был отлит в 1577 году Андреем Чоховым, известным мастером-литцом, работавшим при московском Пушечном дворе. На стволе орудия была надпись: «Повелением царя Ивана Васильевича зделана сия пищаль Инрог лета семь тысяч восемьдесят пятого (1577 г.), делал Андрей Чохов».

Так же еще есть много работ этого мастера, и у всех свои имена: «Аспид», «Троил», «Волк» и др.

Но самое известное его орудие – это знаменитая «Царь-пушка», установленная на территории Кремля. Она была вылита Андреем Чоховым в 1586 году. Эту пушку, стреляющую каменными ядрами, планировалось использовать для защиты Московского Кремля.

Существует легенда, что что пушка «Царь» никогда не применялась на практике. Но это только легенда – в 1980 г., во время реставрации, «Царя» обследовали специалисты из Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского. Внутри орудия были обнаружены следы пороха: из пушки стреляли, как минимум, однажды. Однако документов, свидетельствующих о применении «Царя» до сих пор не найдено. Поэтому и идут споры о возможной дате стрельбы.

Но, несмотря на все споры относительно назначения и применения, все согласны с тем, что Царь-пушка является одним из крупнейших орудий, созданных человечеством, и крупнейшим по калибру из сохранившихся (890 мм).

Другим искусным литцом был Семен Дубинин. Его известное орудие – «Свиток» имело длину около 4,5 метров и калибр около 200 мм.

Еще одно орудие мастера, которое явилось первым прототипом клинового затвора, тоже находится в артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Оно было изготовлено уникальным образом. Из трех вылитых труб орудие было сковано в одно целое. Места сковки имели вид змеиных пастей, кусающих хвост предыдущей змеи, отсюда и название «Три аспида». Пищаль была отлита специально для Иосифо-Волоколамского монастыря. Ее калибр составляет 45 мм, длина 4,9 метров, вес 162 кг.

Но при первой попытке выстрелить, орудие заклинило. Была неправильно рассчитана масса порохового заряда, и свинцовое ядро застряло в канале ствола.

Орудия-пищали были на вооружении русской армии до XVII века.

Эта фотография, почему-то, напомнила мне фотообои. А фотообои — современный и популярный вид отделки, лучше покупать на https://www.mirpola.kiev.ua/photooboi-c-1381.

Использованы материалы: https://www.pnevmach.ru/car-pushka-istoriya-neispolzuemogo-oruzhiya.html

фото: https://www.hellopiter.ru/Art_ellerijsky_museum.html

Похожие публикации:

  1. Русские женщины-воины

Posted in Оружие and tagged орудия-пищали

Примитивное устройство пищали

Конструкция пищали была весьма проста и даже безыскусна. Она являла собой железную трубку или ствол, в то время еще гладкий, не имевший нарезов, закрепленный на деревянной основе.

Она называлась ложем, а в задней части переходила в приклад. Некоторые пищали имели на стволе раструб, напоминающий по форме воронку. Калибры были велики. Это объяснялось как сложностью изготовления, так и невозможностью выполнения работ с малыми размерами, поскольку технология этого не позволяла.

Наиболее распространенный калибр – 20-30 мм, ствол длинной 80-110 см, ручница — 110-140 см, вес пищали — 5-7 кг. В основном стволы изготавливались из железа. В передней части пищаль имела упорный металлический стержень.

Это делалось из-за немалой тяжести оружия и невозможности долгого его удержания на весу. Выстрел осуществлялся воспламенением порохового метательного заряда. Не все выстрелы имели одинаковую силу, так как размер заряда пороха определялся на глазок.

В дальнейшем история развития этого вида оружия шла по пути облегчения веса и повышения точности. Это привело к тому, что пищали постепенно стали ружьями и мушкетами.

Это странное слово «пищаль»


Приклад пищали Тимофея Лучанинова (собрание Оружейной палаты музеев Московского Кремля).

Однако, усваивая чужое, пропуская новое через ум и сердце, не копируют вслепую, а создают свое, неповторимое, то, что с гордостью мы называем русской работой, русским изобретением и русским стилем. Так же и с языком — много напрямую заимствованных терминов, но есть и переиначенные по-своему.

Русское слово «пищаль», означавшее древнейшее огнестрельное оружие в России, происходит от чешского слова «пиштала». В чешском языке оно обозначало длинную дудку, и, видимо, ее форма позволила применить этот термин к огнестрельному оружию. Аналогично «ствол» одновременно обозначает ствол дерева и ствол огнестрельного оружия. Видимо, из-за цилиндрической формы обоих предметов.

Сначала пищалью называли только артиллерийские орудия, а в XVII—ХVIII вв. с различными уточнениями (ручная, винтовальная, пищаль «недомерок», пищаль «малая пулька» и др.) стали именовать ручное огнестрельное оружие типа «ружье».

С ХVII в. пищали стали делать с кремневыми замками. Кремневый замок, по сути, та же зажигалка, но более простая, без колесика. Кремень, зажатый в губках курка, ударял по стальному огниву и высекал искры. Кремневые замки получили сначала в Европе наименование «шнапханы», что примерно переводится как «ударяющий курок».

Перед выстрелом в ствол ружья помещали пулю и порох; затравочный порох сыпали на полку, опускали вперед огниво, а курок с кремнем отводили назад. В боевом положении курок удерживала специальная деталь — шептало. При нажиме на спусковой крючок шептало освобождало курок, и он бил по огниву. Такая схема работы кремневого замка просуществовала три столетия.

На Руси кремневые замки «шнапханы», а точнее оружие с ними, называли самопалами. Слово как нельзя лучше отражает суть пищали с кремневым замком — «сама стреляет». Действительно, заряженный самопал может сам выстрелить, если курок случайно сорвется с боевого взвода. Впервые слово «самопал» зафиксировала летопись 1581 года, которая описывает осаду русского города Пскова войсками польского короля Стефана Батория. Это же слово обнаружили в словаре французских моряков, посетивших устье Северной Двины в 1586 г., который они составили для общения с местными жителями. Эти письменные источники являются бесспорными свидетельствами наличия у жителей русского Севера огнестрельного оружия, причем искровой системы и, видимо, местного изготовления.

Кроме письменных источников мы имеем хорошо сохранившиеся шнапханы русской работы на ружьях из Троице-Сергиева монастыря начала ХVII в. Это наиболее древние из сохранившихся русских ружейных замков.

Оружейники европейских стран делали кремневые замки немного по-разному, поэтому различается несколько типов кремневых замков. Голландский, шотландский и английский конструктивно являли собой примерно одно и то же. В Россию голландский замок привезли оружейные мастера, которых пригласил работать русский царь. Замок стали именовать «бараборским», исказив звучание слова «брабантский» (Брабант — одна из провинций Голландии). Отличие шотландского замка («шкотского») заключалось в иной форме курка, креплении губок и форме замочной доски. Английский замок стал подвидом голландского, но с предохранителем — «собачкой», запиравшей курок.

В результате производственных контактов с оружейниками из Европы русские мастера освоили все заграничные образцы и даже стали делать некие гибриды конструкций. Так появился «англо-голландский» замок русской работы. В документах XVII в. он часто именуется «замок на английское дело». Его ставили на парадном и охотничьем оружии русские оружейники в середине и второй половине XVII в.

Изготовление оружия в России всегда было «государевым делом». Но не только для войны требовались ружья и сабли. Охота была важной сферой в жизни русских царей. Она давала возможность не только насладиться самим процессом, вступить в поединок со зверем, выследить и метким выстрелом сразить птицу. Царская охота позволяла государю показать себя перед иностранными послами, продемонстрировать богатство, пышность царской свиты, похвастаться оружием, лошадьми и ловчими птицами. На охоте, как на торжественном приеме, заключались договоры, вручались подарки, гостей обильно, с русским размахом потчевали изысканными блюдами из дичи на серебряной и золотой посуде.

В XVII веке жизнь русского государства была сосредоточена в Москве и за стенами Кремля, в Оружейной палате. Охоту московских государей обслуживали два «пути», которые потом переименовали в «приказы» — Ловчий и Сокольничий. Огромный штат служителей занимался охотничьими угодьями, разведением и содержанием охотничьих собак и ловчих птиц, загонами для диких зверей. Служба здесь считалась почетной, возглавляли ее ближайшие родственники царя или его доверенные люди.

Когда царские охоты бывали неофициальными, тогда сопровождающая свита выделялась незначительная. Если охота проводилась для всей царской семьи с приглашением иноземных дипломатов и гостей, то выезд отличался особой торжественностью и многочисленной свитой. Во главе процессии ехали вооруженные всадники, которым сабли, пищали и другие предметы оружия выдавались из Оружейной палаты. За ними везли государеву Оружейную казну, где особо ценное оружие было уложено в чехлы из дорогих красивых тканей. Также в «царском поезде» следовали породистые лошади в парадном убранстве. Процессия вызывала восторг и восхищение богатством, яркостью нарядов и многочисленностью.

Оружием для царской охоты занимались мастера Оружейного приказа, которые работали в Оружейной палате Московского Кремля. Наряду с военными образцами, первостепенным стало изготовление парадного охотничьего оружия, в частности кремневых пищалей. По царским указам со всех городов страны собирали в Оружейную палату лучших мастеров — ствольщиков, граверов, ложевщиков, замочников, сборщиков. Местные князья неохотно расставались со своими «левшами», но ослушаться царского указа никто не смел. Приглашались оружейники и из-за границы, равно как и русские мастера в составе посольских экспедиций ездили в другие страны посмотреть и поучиться.

Наряду с кремневыми пищалями существовали карабины. Слово «карабин» попало к нам вместе с другими военными терминами из Европы. Он обозначал небольшое ружье малого калибра. Были как военные, так и охотничьи карабины. Пищали и карабины имели стволы с 4-, 6- или 8-винтовыми нарезами. Сначала делали прямые нарезы. Когда выяснилось, что пуля летит точнее из ствола с винтовыми нарезами, отдали предпочтение им.

Пищали для охоты на птиц и мелких зверушек были калибром 6 мм; средние — 8-10 мм, их сохранилось больше всего. Самые крупные, «зверовые», пищали имели калибр 17-18 мм, их еще называли «большая пулька». Кроме нарезных пищалей существовали пищали с гладким каналом ствола. Из них можно было стрелять как дробью, так и пулей. Следуя европейской моде, русские мастера изготавливали комплекты из двух кремневых пищалей — с нарезным стволом и гладким.

Стволы пищалей сваривались из обычной железной полосы или из так называемого кованого «красного железа». На поверхности стволов из «красного железа» просматривается затейливый рисунок из завитков и линий. Достигался такой рисунок особой ковкой. Полоса железа для ствола предварительно сваривалась из скрученных проволочных прутов разного качества. Затем эту полосу разогревали и наворачивали на оправку виток за витком. Каждый виток тщательно проваривался. За один нагрев можно было соединить 2-3 витка. Когда ствол был «набран», его сверлили изнутри и полировали. Потом опиливали и полировали снаружи. Затем протравляли поверхность кислотой, чтобы выступили узоры, получившиеся при сварке. Подобный способ изготовления стволов русские оружейники применяли уже в начале XVII в., раньше, чем в Европе.

Кремневые пищали, сделанные в Оружейной палате для царского двора, были высокого качества и затейливо декорированы. На стволы наносилась резьба, их покрывали золочением и серебрением. В казенной части часто изображался двуглавый орел под короной — как государственный символ. Замочные доски золотились, курки и огнива делали в виде фантастических чудовищ или звериных голов. На ложи шло первоклассное дерево. Они также богато украшались в разной технике — резьбой, инкрустацией, насечкой.

В первую неделю после праздника Пасхи существовала традиция представлять к царскому двору лучшие изделия мастеров. Если вещи нравились, мастеров Оружейной палаты ждали награды — пожалования сукном, тафтой, другим товаром или деньгами. В документах Оружейной палаты (Расходной книге 1625 г.) сохранилась запись о том, как один из лучших мастеров Оружейного приказа Тимофей Лучанинов по возвращении из Персии был пожалован отрезами венецианской тафты и английского сукна за то, что был послан туда «для наученья пищального и сабельного дела».

Находясь в Персии, Лучанинов воочию увидел лучшие работы придворных оружейников шаха Аббаса I. Наверняка русский мастер дотошно изучил все — стволы пищалей, декор лож и замков, холодное оружие, технические приемы и инструменты. После поездки в Персию Тимофей Лучанинов сработал дивной красоты кремневую пищаль. Стальной ствол по всей длине украшен резной змеей, чешуя которой посеребрена и вызолочена. Замок поставлен англо-голландского типа, который, как отмечалось выше, часто использовали русские мастера. Его украшает S-образный курок, полка имеет закрывающуюся крышку. Все детали замка украшены пышно и разнообразно: здесь и растительный орнамент из «трав», головы зверей, морская раковина. Особенно сложно и эффектно оформлена ложа пищали. Мастер использовал технику инкрустации разными материалами — перламутром, серебряной проволокой, гвоздиками и звездочками.

Большая редкость, если на оружии этого времени можно увидеть фамилию мастера и дату изготовления. На кремневой пищали, о которой пойдет речь, указаны два мастера-оружейника — ствольщик Василий Титов, замочник Андрон Дементьев и дата 1673 г. Василий Титов был учеником первостатейного мастера Григория Вяткина, работавшего в Оружейной палате. Он писал челобитную государю, где просил взять в самопальные мастера его талантливого ученика. Кремневая пищаль, над которой трудились Василий Титов и Андрон Дементьев, была изготовлена в качестве «подносного» оружия государю как раз после Пасхи.

Среди охотничьих кремневых пищалей, которые принадлежали непосредственно царской особе, выделяются пищаль «малая пулька» и пищаль охотничья, датированная 1692 г., — обе царя Петра Алексеевича. Первая пищаль имеет насеченную золотом надпись на верхней грани ствола, где указывается принадлежность царю Петру Алексеевичу и дата 1688 г. Пищаль сделана для охоты на птицу с нарезным каналом ствола 6-миллиметрового калибра. Размеры ее небольшие — общая длина около 115 мм, а длина ствола 83 мм. Вторая пищаль снабжена посеребренной надписью на верхней грани ствола. В ней указан владелец — царь Петр Алексеевич и дата 1692 г. У этой пищали гораздо большие размеры, чем у первой, — общая длина почти 138 мм, а калибр 9 мм. В украшении ствола и ложи соседствуют заимствованные из западноевропейских орнаментов маскароны, фигуры людей в европейском платье и русские двуглавые орлы, единороги и сирены.

Очень интересно было бы знать о боевых возможностях кремневых пищалей. Практических опытов с музейными образцами никто не производил и с новоделами тоже. Попробуем провести некоторые аналогии.

В конце ХIХ в. в слободе Воронцовка Воронежского уезда кустари делали для промысловой охоты нарезные винтовки. Они были дульнозарядными, шомпольными, с длинными стволами небольшого калибра — 6-8 мм. А по устройству и боевым качествам их можно приравнять к кремневым пищалям «малая пулька».

По свидетельствам современников, из воронцовской винтовки охотник мог на расстоянии 100 метров попасть точно в голову сурка, чтобы не испортить шкуру. Стреляли, правда, с упора, но на 140 выстрелов приходилось всего 15 промахов! Такой меткости можно позавидовать.

Боевые возможности кремневых пищалей с гладким каналом ствола можно представить, сравнивая данные по стрельбе из гладкоствольного мушкета калибром 20 мм и длиной ствола 1200 мм, но с фитильным замком. В Дании в 1930-х годах проводили отстрел из этого образца — порох готовили по рецепту начала ХVII в. и брали круглую пулю. На расстоянии в 150 м пуля пробивала доску толщиной свыше 5 см, а убойную силу сохраняла до 180 м.

По поводу надежности выстрела из кремневого оружия свидетельствует другой факт. В самом начале ХIХ в. лондонский оружейник Дурс Эгг изготовлял кремневое оружие с повернутыми вниз кремневыми замками. Четкость работы механизма была такова, что затравочный порох успевал поджечь основной заряд в тот момент, когда он падал с открытой вниз полки. Естественно, что порох должен был быть хорошего качества, сухим, а кремень остро заточен. Из практики XVIII в. известно, что кремневый замок мог работать без осечек до 15 выстрелов. В ловких и умелых руках охотника или военного, у которого меткий глаз, кто берег и любил свое оружие, кремневая пищаль била далеко и точно.

1581 год — время первого упоминания о кремневых ружьях на Руси.

CТВОЛ — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Хотя пищали — «прямые потомки» пушек, их название происходит от чешского слова «пиштала», т.е. «длинная дудочка». Происхождение слова подсказывает, откуда к нам пришли пищали. Стволы современных ружей охотники нередко используют как сигнальные трубы для сбора собак и отбившихся от компании сотоварищей.

СТРАШНОЕ СЛОВО — ШНАПХАН

По-немецки Hahn имеет два значения: петух и курок. Оружейны курок формой напоминает голову курицы. Отсюда идет и его славянское название. А первая половина слова (шнап) происходит от немецкого глагола Schnappen – защелкиваться и хватать. Это позволяет полагать, что шнапхан — петух, держащий в клюве кремень. Действительно, курок с винтовым зажимом внешне очень напоминает голову петуха, схватившего клювом заправленный кремень. Чтобы кремень прочно удерживался в курке, между его «клювом» и кремнем подкладывали кусок толстой кожи.

ОРУЖИЕ-ДОЛГОЖИТЕЛЬ

Ружья с кремневыми замками производились более трехсот лет. Их простота и надежность привели к тому, что их использовали промысловики вплоть до начала ХХ века. В Сибири и на севере Европейской части нашей страны некоторые охотники промышляли с кремневым оружием. С появлением перкуссионных замков некоторые оружейники для новых ружей использовали стволы кремневых, зачеканивая на них запальные отверстия, поскольку производство стволов оставалось чрезвычайно сложным делом.

140 выстрелов из шомпольной винтовки XIX века и только 15 промахов на расстоянии 100 метров— хоть сейчас на турнир.

Юрий Шокарев 29 ноября 2011 в 00:00

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]