Четырехствольный пулемет ЯкБ 12.7 относится к крупнокалиберным, его разрабатывали в качестве стрелкового оружия для вертолета Ми-24. Его блок стволов вращается, как в пулемете “Миниган”, созданном в Америке. Вращение позволяет добиться высокого темпа при обстреле. Мотивом для создания этого советского оружия стал успех американских вооруженных сил. Они использовали вооруженные вертолеты в военном столкновении во Вьетнаме, это было в 60-е годы прошлого столетия, и продемонстрировали всему миру эффективность применения такого оружия. Из этой статьи ты узнаешь про ЯкБ-12,7: история создания, особенности, отличительные черты.
В 60-е годы Советский Союз был нацелен на создание собственного боевого ударного вертолета. Вот что из этого вышло.
История создания
Над проектом работал советский конструктор М.Л. Миля. Он считал, что не стоит брать за основу уже существующие вертолеты, и предложил создать новую боевую модель. По его задумке разработка должна была стать летающим БМП, чтобы она несла на борту много вооружения: скорострельную пушку на 23 мм, ракеты без управления и ПТУРСы. Также вертолет должен вмещать в себя личный состав из 7-8 десантников.
Военные замысел одобрили, но внесли свои коррективы, когда оценили эскизы. По их мнению вместо двуствольной пушки на борту должен быть скорострельный пулемет. Без него заказчики считали боекомплект слишком маленьким, патронов 12,7 мм можно взять гораздо больше, чем снарядов на 23 мм. Пытались внести еще один корректив: убрать пушку, так как при условии того, что есть ракеты противотанкового типа, она казалась излишней. Но позднее этот вывод признали неправильным.
На тот момент для боевых вертолетов был предусмотрен только одина модель пулемета — А — 12,7. У него были неоспоримые плюсы, это небольшой вес и надежность, но при этом огневая мощь была не такой сильной, как хотелось бы. Это послужило мотивом для разработки новой модели, скорострельной и рассчитанной на большой калибр.
Непосредственно для пулемета ведущим конструктором являлся П.Г.Якушев, он подключил к разработке конструктора из тулы Б.А.Борзова. Последнему в 1993 году была присуждена кандидатская научная степень, когда он защитил диссертацию по четырехствольным пулеметам. У Якушева статус кандидата уже был, он защитился в 1969 году. Позднее пулемет назвали в честь разработчиков: Якб-12,7 — Якушев и Борзов, калибр 12,7 мм.
Первой трудностью стал выбор схемы автоматики. Существовало несколько вариантов. В качестве основы можно было взять имеющуюся М61 “Вулкан”, пушку от американского создателя “Дженерал электрик”. Она отличалась внешним приводом для поворотного ствольного блока. Это позволило бы получить автономное питание. К тому же конструкция была простой и благодаря этому долговечной, а также надежной, не считая редкие осечки. Но несмотря на все плюсы был существенный минус: повышение веса почти в два раза за счет этого самого внешнего привода.
Батареи и двигатель действительно весят прилично, а в вопросах авиации на счету каждый грамм. Исходя из этого, мастера из Тулы последовали примеру своего земляка Левши, который блоху подковал и аглицких мастеров превзошел. Тульские оружейники разработали другой способ привести многоствольное оружие в движение: за счет газов, которые отводились из канала ствола в газовую камеру. Нужно заметить, что газоотводное оружие на тот момент уже существовало, но среди него не было моделей, рассчитанных на быстрый темп стрельбы. И в связи с этим тоже возникли некоторые технические проблемы, которые предстояло решить.
Крупнокалиберный пулемет «летающей БМП»
В конце 60-х годов минувшего столетия в СССР началась разработка специализированного боевого вертолета. В ОКБ М.Л. Миля, где создавалась новая боевая машина, была выбрана концепция «летающей БМП», способной доставить к цели отделение десантников и поддержать их огнем. Естественно, что важнейшим элементом ударного комплекса являлось вооружение.
Тульским Центральным конструкторским исследовательским бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) в 1968 г. были получены от ВВС тактико-технические требования (ТТТ) на разработку высокотемпного авиационного пулемета, предназначенного для вооружения создававшегося боевого вертолета. Согласно полученным ТТТ, калибр пулемета должен быть 12,7 мм, темп стрельбы в пределах 4000-5000 выстрелов в минуту, вес образца около 30 кг, живучесть 8000-10000 выстрелов.
Первая винтокрылая боевая машина, получившая индекс Ми-24А, поднялась в воздух в сентябре 1969 г. Хотя ее облик существенно отличался от сегодняшнего, основные черты вертолета уже определились, и одной из основных было мощное бортовое вооружение. В носовой универсальной установке монтировался 12,7-мм пулемет А-12.7П с темпом стрельбы 1400 выстрелов в минуту. Этот пулемет был разработан в ЦКБ-14 конструктором Н.М. Афанасьевым в 1950 году и первоначально предназначался для вооружения бомбардировщика Ту-4. Но использование этого пулемета на Ми-24 было вынужденной временной мерой, в ЦКИБ СОО полным ходом шли работы по созданию нового высокотемпного 12,7-мм пулемета.
В декабре 1968 г. заказчиком был одобрен технический проект, разработанный Петром Герасимовичем Якушевым. Прототип, получивший индекс ТКБ-063, имел газоотводную автоматику и вращающийся блок из четырех стволов. Важной особенностью конструкции являлось наличие механического стартера, состоящего из пружины-торсиона, и планетарного механизма, обеспечивавшего начальную раскрутку блока стволов, что позволяло избавиться от электродвигателя, используемого в иностранных многоствольных пулеметах и пушках. Взведение пружины торсиона может производиться вручную ключом перед вылетом или в конце каждой очереди за счет энергии, сообщаемой блоку стволов двумя последними выстрелами в очереди. Для вывода пулемета «на режим» может использоваться также и пороховой двигатель (пиростартер) с тремя пиропатронами. Питание пулемета патронами осуществляется из рассыпной звеньевой ленты.
В марте 1970 г. были проведены отладочные стрельбы пулемета. Серьезной проблемой стало обеспечение требуемой живучести стволов. Только при отработке живучести, на полный ресурс было расстреляно четыре пулемета. Применение лейнера из кобальтового сплава КВН-2, предложенного НИИ-13, а также патронов с флегматизированным порохом позволили обеспечить необходимую живучесть стволов при отстреле боекомплекта в 400 патронов.
Проведенные в 1971 г. в НИИ-61 испытания образцов пулеметов ТКБ-063 выявили ряд недостатков, в основном, по надежности работы автоматики и живучести деталей. После доработки образца, в 1972 г. были проведены повторные испытания, и доработанный пулемет эти испытания выдержал. В сентябре 1972 г. три образца пулеметов были отправлены для проведения наземных государственных испытаний, прошедших в феврале–августе 1973 года. Опытные 12,7-мм авиационные пулеметы ТКБ-063 государственные наземные испытания выдержали, и были рекомендованы на государственные летные испытания.
Однако, несмотря на положительные результаты, главный конструктор пулемета П.Г. Якушев и работавший с ним молодой талантливый конструктор Б.А. Борзов продолжали интенсивно работать над образцом. Достаточно сложную конструкцию имел газовый четырехпоршневой двигатель пулемета, фактически каждый ствол имел свой газовый двигатель, что, безусловно, снижало общий уровень безотказности изделия. Большое количество деталей, требующих отделения при неполной разборке, осложняло процедуру обслуживания и требовало сложной продолжительной сборки.
В декабре 1972 г. в ЦКИБ СОО были проведены испытания двух пулеметов с новым газовым однопоршневым двигателем. Двигатель новой конструкции имел 12 деталей вместо 88. Новый двигатель состоял из единого поршня, охватывающего единую для четырех стволов газовую муфту с двумя полостями, в которые были выведены газоотводные отверстия из каждого ствола таким образом, что при каждом выстреле пороховой газ поступал последовательно то в одну, то в другую полость, заставляя поршень совершать возвратно-поступательные движения. Это движение поршня посредством неподвижного копира преобразовывалось во вращение блока стволов пулемета.
В мае 1973 г. образец пулемета ТКБ-063 с однопоршневым двигателем новой конструкции был проверен стрельбой в условиях резкоменяющихся температур.
В 1973 году умер П.Г. Якушев. Дальнейшие работы по испытаниям и отработке пулемета, решение вопросов, связанных с размещением пулемета на вертолете и освоением производства его на Ковровском механическом заводе возглавил главный инженер ЦКИБ СОО В.И. Волков, а затем конструктор Борис Афанасьевич Борзов, ставший приемником П.Г. Якушева и достойно продолживший дело своего старшего товарища и учителя.
В 1973-1974 гг. продолжались работы по исследованию и доводке параметров однопоршневого газового двигателя для обеспечения стабильности темпа стрельбы пулемета в различных условиях эксплуатации.
В июне 1973 г. Ковровскому механическому заводу была поручена подготовка серийного производства пулеметов ТКБ-063 с однопоршневым газовым двигателем со сроком начала в июле 1974 года. Летом 1974 г. в НИИ-61 были проведены контрольные испытания пулемета ТКБ-063. Образец был доработан по результатам государственных испытаний 1973 г., имел отработанный однопоршневой двигатель, и контрольные наземные испытания выдержал успешно.
В 1975-1977 гг. проходили летные испытания вертолетов Ми-24В и Ми-24Д, оборудованных новым пулеметом, параллельно проводились наземные испытания подвесных гондол с пулеметом. На вертолете пулемет монтировался в дистанционной подвижной установке УСПУ-24, которая позволяет обстреливать цели под углом +60° от продольной оси в горизонтальной плоскости, до 20° вверх и до 40° вниз. Пулеметом управляет штурман-оператор с помощью прицельной станции. Для стрельбы используются патроны Б-32, БЗТ-44. Для поражения живой силы разработан двухпульный патрон 1ЛС, обеспечивший повышение эффективности стрельбы по заданному типу целей примерно в полтора раза.
В марте 1976 г. Постановлением Совета Министров СССР авиационный пулемет под индексом ЯкБ-12,7 (9А624) конструкции Якушева–Борзова был принят на вооружение в качестве стрелкового оружия на боевом вертолете Ми-24.
Суровым испытанием для «милевского» вертолета и тульского пулемета стали боевые действия в Афганистане. ЯкБ-12,7 использовался в «ближнем» бою, на дистанции 800…1000 м, обеспечивая плотнейший точный ливень огня, способный разворотить дувал полуметровой толщины. В августе 1982 г. подполковник Александров, встретив под Кандагаром караван бандитов, одной очередью из ЯкБ-12,7 разрубил пополам шедший впереди «командирский» автобус.
Но интенсивная эксплуатация вооружения в боевых условиях выявила и недостатки, которые не проявились в ходе разработки и отладки. Пулемет работал фактически на пределе по температурному режиму и прочности узлов. При боекомплекте вертолетной установки 1470 патронов максимальный боекомплект, отстреливаемый без перерыва на охлаждение, был ограничен 400 выстрелами. Перегрев стволов при интенсивной стрельбе грозил самовоспламенением патрона в патроннике.
Еще в 1977 году в инициативном порядке в ЦКИБ СОО были начаты работы по модернизации пулемета ЯкБ-12,7. В 1980 г. ВВС было выдано техническое задание на модернизацию и поставлена задача увеличить максимально отстреливаемый без перерыва на охлаждение размер боекомплекта с 400 до 750 патронов (половина боекомплекта установки вертолета Ми-24), обеспечив при этом эксплуатационную надежность и безопасность пулемета (стойкость к полевым условиям эксплуатации и термостойкость стволов).
После проведения теоретических изысканий в конструкцию пулемета был внесен ряд изменений, защищенных заводскими, наземными и летными государственными испытаниями. Приказом министра обороны в январе 1988 г. пулемет был принят на вооружение Военно-воздушных сил с названием 12,7-мм авиационный модернизированный пулемет ЯкБЮ-12,7 конструкции Якушева, Борзова, Юрищева. Конструктору Б.Д. Юрищеву принадлежит ведущая роль в поиске технических решений и их реализации в период модернизации пулемета, главные из которых были предложены им или доведены до внедрения при его творческом участии.
По схеме автоматики, конструкции основных узлов и механизмов модернизированный пулемет унифицирован со штатным ЯкБ-12,7 и может эксплуатироваться на штатной вертолетной установке УСПУ-24 при минимальных доработках нескольких ее деталей.
Для обеспечения возможности отстрела из модернизированного пулемета боекомплекта в 750 патронов увеличена масса блока стволов с 24 до 38 кг, а также введено отключение подачи в конце каждой очереди, при этом очередной патрон остается на «звездочке» подачи вне зоны разогретых стрельбой патронников.
Пулемет ЯкБ-12,7 устанавливался на вертолеты Ми-24Д, которых было изготовлено 350 штук, Ми-24В, которых было построено свыше 1000. Под индексами Ми-25 и Ми-35 соответственно эти вертолеты в значительных количествах поставлялись на экспорт.
ОСНОВНЫЕ ТТХ АВИАЦИОННЫХ ПУЛЕМЕТОВ | ||
Наименование | ЯкБ-12,7 | ЯкБЮ-12,7 |
Тип патрона | 12,7х108 мм Б-32, БЗТ-44, двухпульный 1ЛС | 12,7х108 мм Б-32, БЗТ-44, двухпульный 1ЛС |
Начальная скорость пули Б-32, м/сек. | 810 | 810 |
Темп стрельбы, выстр./мин | 4000–5000 | 4000–5000 |
Максимально отрабатываемый боекомплект, патронов | 400 | 750 |
Живучесть пулемета при отстреле: | ||
– 400 патронов с порохом 4/7 ЦРГ по 50–100 выстрелов | 8000 | 12000 |
– 750 патронов с порохом 4/7 ЦРГ по 50–150 выстрелов | – | 5000 |
Масса, кг | 45 | 60 |
Длина, мм | 1345 | 1349 |
Вступайте в нашу группу «Отвага 2004»
Поделиться в социальных сетях:
Конструкция
Конструкция составлена по схеме Гатлинга, это автоматический тип вооружения с поворотным блоком. Она приводится во вращение боковым двигателем газоотводного типа, под давлением пороховых газов. Каждый из поршней имеет соединение с двигателем, ролики позволяют перемещаться по искривленному пазу на ствольной коробке, она сама остается неподвижной. Такая система обеспечивает круговое поступательное движение ствольного блока, это главное звено автоматической части.
Особенность модели стало уникальное стартерное устройство, оно совершает первый выстрел. Его необходимость обусловлена тем, что схема Гатлинга предполагает необходимость предварительной раскрутки перед выполнением очереди. После того, как будет совершен первый выстрел, подключится газовый двигатель. Для этого предусмотрен торсионный стартер, его вал находится между стволами. Перед запуском вертолета нужно сжать пружину на данном валу, чтобы она в нужный момент разжалась и дала импульс движущимся частям.
Когда достреливаются два последние патрона, пружина вновь возводится, начинается накапливание энергии для следующего запуска. Если происходит осечка патрона, то блок остановится, для его повторного раскручивания в работу включается пиропатрон. Таких предусмотрено три, это обеспечивает возможность трижды активировать оружие в случае отказа. Для смягчения удара затворов предусмотрено буферное устройство, присутствует регулировка скорости стрельбы. Управление стрельбой производится через электроспуск.
Изначально был расчет на большой боекомплект, для боевого варианта — 1470 патронов, для транспортного — 750. Лента выходит очень тяжелой, для ее перемещения предусмотрено электрическое подтягивания ленты.
ЯкБ-12,7 встроен в пулеметную установку вертолета Ми-24 с дистанционными электрическими приводами. Данная установка расположена в носовом отделе для обеспечения широких углов обстрела. Расположение такое, что стрелять может как пилот, так и его штурман. Пилот сначала включает прицел и питание подвижной пулеметной установки, затем устанавливает угол прицела с учетом скорости ветра. Все остальные настройки производятся в автоматическом режиме, для этого используется аналоговый вычислитель, собирающий данные с бортовых датчиков. Штурман, выполняющий роль оператора, устанавливает режим стрельбы, после чего остается лишь навести прицел на цель и открыть огонь, это делается кнопкой.
Оператор может стрелять при любом направлении вертолета, чтобы это стало возможным, внедрили коллиматорный прицел.
Это происходит так: пилот за 5-6 минут до предполагаемого начала стрельбы запускает питание пулеметной установки, оператор в это время регулирует режимы и вносит поправки, поворачивает головку прицела, чтобы визор нашел на цель. Управлять дальностью нет необходимости, это происходит за счет дальномера. Есть несколько режимов: короткими очередями, длинными и непрерывно. При выборе последнего в одной очереди будет не более 400 залпов, после чего потребуется охлаждение. Если пулемет работает при температуре выше десяти градусов — то 25 минут, если температура составляет от минус десяти до плюс десяти, то 15 минут, при более низких значениях достаточно пяти минут.
Боеприпасы
Очередной уникальной особенностью стало использование боеприпаса на две пули, это был первый случай в советской практике. Специально под данное устройства разработали патроны, в которых в гильзе помимо основной пули есть дополнительная, она расположена позади. Гильза изготавливалась из латуни, пули состояли из биметаллической оболочки с запрессованными сердечниками из свинца и стали. Весь патрон весил 145 гр, первоначально масса пули составляла 31 гр, затем ее облегчили до 27 гр. Внешне патрон выглядел практически так же, как обычный, предназначенный для крупнокалиберного пулемета. Но если присмотреться, то можно увидеть кренение в центре гильзы, это и выдавало двупульность, это крепление для второй дополнительной пули.
Предусмотрены патроны 1СЛ и 1СЛТ. Первый нацелен на поражение легкой бронетехники и живой силы, он рассчитан на дальность 1000-1500 метров. Верхняя часть присутствующей в нем пули не окрашена. Второй тип используется при стрельбе на дальность менее 1000 метров, он позволяет корректировать огонь. У этих пуль верхушка окрашена в зеленый цвет. Производились такие патроны на патронном заводе в Новосибирске. Присутствие двух пуль повышало рассеивание пуль, и это минус, но при этом с учетом других характеристик эффективность все же была в среднем в полтора раза выше.
Удобство приносила универсальность, подходили патроны классической конструкции. Боекомплект включал в себя патрон на 12,7 мм с бронебойно-зажигательной пулей, их применяли для поражения наземной бронированной техники, а также живой силы с индивидуальной бронезащитой и низколетящих целей в воздухе.
Если сравнивать со стандартными патронами для пулеметов столь крупнокалиберного типа, то в данном случае баллистика была намного выше. Повышена и масса пули, до 56,6 гр. С расстояния 500 метров такая пуля пробивает бронеплиту толщиной 20 мм, расположенную под углом 20 градусов.
Авиационный четырёхствольный крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7.
Авиационный четырёхствольный крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7 (ТКБ-063, 9-А-624).
Разработчик: ЦКИБ. П.Г.Якушев, Б.А.Борзов Страна: СССР Начало разработки: 1968 г. Начало испытаний: 1969 г. Принят на вооружение: 1977 г.
Темп стрельбы пулемета А-12,7 был невысок, поэтому для вооружения вертолетов требовался более скорострельный крупнокалиберный пулемет. Согласно Постановления СМ СССР № 1044-381 от 26 декабря 1968 года для вертолета Ми-24 было начато проектирование нового 12,7-мм скорострельного пулемета. Разработка его велась в ЦКИБ под руководством П.Г.Якушева и Б.А.Борзова. Заводской индекс пулемета ТКБ-063, в рекламных изданиях он получил обозначение ЯкБ-12,7 (Якушев — Борзов — 12,7-мм), а в ГРАУ-индекс 9-А-624. Заводские испытания пулемета ТКБ-063 были проведены в конце 1969 года. Однако на вооружение пулемет поступил только в 1977 году, т.е. спустя почти девять лет после начала проектирования.
Поскольку темп стрельбы А-12,7 близок к предельному для 12,7-мм пулемета, построенного по классической одноствольной схеме, ЯкБ сделан четырех-ствольным с вращающимся блоком стволов. Пулемет ЯкБ имел газовый двигатель кулачкового типа. Газовый двигатель, кулачкового типа, состоял из единого поршня, охватывающего единую для четырёх стволов газовую муфту с двумя полостями, в которые были выведены газоотводные отверстия из каждого ствола таким образом, что пороховой газ при каждом выстреле поступал последовательно в разные полости, заставляя поршень совершать возвратно-поступательные движения. Это движение поршня посредством неподвижного копира преобразовывалось во вращение блока стволов пулемёта. Раскрутка блока стволов осуществляется при каждой очереди выстрелов от пружинного стартерного устройства, которое запасает энергию в конце очереди выстрелов при торможении блока и достреле в этот момент двух последних патронов в очереди выстрелов.
Патроны и баллистика пулемета ЯкБ были взяты от пулемета А-12,7. Кроме того, для ЯкБ был разработан «двухпульный» патрон. Пуля в нем состоит из биметаллической оболочки, в которую впрессованы стальной и свинцовый сердечники и зажигательный состав. Новый патрон примерно в полтора раза повысил эффективность пулемета.
В 1975-1977 годах проходили летные испытания вертолетов Ми-24В и Ми-24Д, оборудованных новым пулеметом, параллельно проводились наземные испытания подвесных гондол с пулеметом. На вертолете пулемет ЯкБ монтировался в дистанционной подвижной установке УСПУ-24, которая позволяет обстреливать цели под углом +60° от продольной оси в горизонтальной плоскости, до 20° вверх и до 40° вниз. Пулеметом управляет штурман-оператор с помощью прицельной станции.
Военное применение показало конструктивные недостатки пулемёта. В числе которых, главным образом, капризность от загрязнений и перегрева пулемёта. Проблемы с движением патронной ленты. Также после 250 выстрелов пулемёт «плевался» и заклинивал. Вследствие этого практический расход боеприпасов был до 500 патронов за вылет.
ЯкБЮ-12,7 (конструкции Якушева, Борзова, Юрищева) — модификация ЯкБ-12,7 с увеличенным с 4000-4500 до 4000-5000 выстр./мин темпом стрельбы, увеличенной с 400 до 750 выстрелов длиной непрерывной очереди и более высокой живучестью пулемёта (с 8000 до 12 000 выстрелов). На вооружение поступил в 1978 году.
Специально для Ми-24 в конце 70-х годов были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт ЯкБ и два четырёхствольных ГШГ).
ТТХ:
Модификация: ЯкБ-12,7 / ЯкБЮ-12,7 Калибр, мм: 12,7 / 12,7 Длина, мм: 1345 / 1345 Ширина, мм: 145 / 145 Высота, мм: 190 / 190 Вес, кг: 45 / 60 Кол-во стволов: 4 / 4 Темп стрельбы, выст./мин: 4000-4500 / 4000-4500 Начальная скорость пули, м/с: 810 / 810 Сила отдачи, т: 1,4 / 1,4 Длина пепрерывной очереди, выст.: 400 / 750 Живучесть, выст.: 8000 / 12000 Вес снаряда, г: 45 / 45 Вес патрона, г: 130 / 130
Пулемет ЯкБ-12,7 в экспозиции Тульского государственного музея оружия.
Пулемет ЯкБ-12,7 на Ми-24В.
Пулемет ЯкБ-12,7 на Ми-24В.
Вертолётная гондола ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт ЯкБ и два четырёхствольных ГШГ).
.
.
Список источников: Александр Широкорад. История авиационного вооружения. Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «ЯкБ-12.7».
Применение в бою
Первым боевым крещением стала Афганская война. В ходе военных действий вертолеты играли особенную роль, они продемонстрировали все свои возможности и доказали, что могут быть более эффективными, чем авиация истребительно-бомбардировочного класса. Вертолету под силу оставаться над целью более длительное время, сверхзвуковые средства пролетают быстрее, и это нельзя корректировать.
ЯкБ позволял создать огонь очень высокой плотности и за это получил в народе красноречивое название металлорезка. Применение в бою показало, что он эффективен как для целей на земле, так и для объектов в воздухе. Этот пулемет создал уникальный случай во всей истории военной авиации, он смог сбить сверхзвуковой истребитель реактивного типа, что казалось немыслимым. Это произошло на войне Ирана и Ирака.
Однако, в ходе Афганской войны выявлены и недостатки. Выяснилось, что пулемет ЯкБ 12.7 отказывает при высоких температурах в сочетании с запыленностью воздуха. Это предстояло доработать, как и некоторые недостатки в самой пулеметной установке. Также практика показала, что Ми-24 лучше вылетать на задание с половиной боекомплекта, то есть с 750 патронами.