Рассказы об оружии. Танк БТ-7А: трижды неудачная попытка


Основания появления нового танка

В то время, считали необходимым иметь не менее пятидесяти процентов танков вооруженных трехдюймовым орудием. Помимо этого задание на проектирование предусматривало следующие изменения:

  • полностью сварной корпус;
  • установку мотора М-17;
  • увеличение емкости баков;
  • полностью сварной корпус для будущего танка БТ-7;
  • улучшение обзора танка БТ-5.

По плану, к выпуску новых боевых машин завод должен преступить в четвертом квартале 1933г. Но как случалось уже не раз, суровые жизненные реалии внесли свои коррективы. Коллектив инженеров в составе Морозова, Бондаренко, Курасова, Веселовского, смогла отправить чертежи в производство только в начале 1934г. Первый образец, с корпусом из конструкционной стали 76-мм пушкой смогли построить только к Первомаю. Второй, вооруженный 45-мм пушкой закончили к седьмому ноября. Танк получил в войсковой индекс БТ-7.

Прототипы танка имели некоторые характерные черты, такие как оригинальная башня эллипсообразной формы. Данная башня не имела маски и рамки пушки. Пушка уславливалась на кронштейнах, на которых укреплен лист изогнутой формы, который заменял привычную маску пушки. Конструкция новой башни такова, что позволяла, без каких либо затруднений установить любую имеющуюся на том момент танковую пушку. В кормовой нише танковой башни монтировалась вращающаяся боеукладка на восемнадцать 76-мм выстрелов либо радиостанция. Рядом с пушкой была расположена шаровая установка для пулемета. Курсовой пулемет устанавливался рядом с водителем в корпусе танка. Боевая машина могла, укомплектована дополнительным баком для топлива емкостью в 480 литров. Моторный отсек без всяких переделок позволял установить как двигатель М-5 так и М-17.


После прохождения испытаний в июне-декабре тридцать четвертого года подвели некоторые итоги. Главным минусом конструкции оказалась новая башня, от которой решено было отказаться, ради унификации с серийной Т-26. От башни с 45-мм орудием заказчик отказался вследствие раздельной установки танкового вооружения. Курсовой пулемет в корпусе посчитали лишним и малоэффективным при наличии трех членов экипажа.

Производство БТ-7 начато в 1935г. В серию пошел танк с упрощенным корпусом, и башней от БТ-5. Государству легкий танк обходился в 98 тысяч рублей. Годовой план в 500 машин был выполнен, невзирая на перебои с поставкой брони Мариупольским заводом и двигателей Рыбинским заводом №26.

В 1936г согласно планам АБТУ, цеха харьковского завода, покинула первая пятерка танков БТ-7А, вооружекнным 76-мм ТП КТ-28. В 1937г. прошли испытания БТ-7А с установленной 76-мм ТП Л-11, а двумя годами позднее– Ф-32, применявшейся также в танке Т-34. Помимо этого выполнены опытные работы, по установке в башню БТ-7 крупнокалиберного пулемета ДК и спареного с ним ДТ. Результат военным показался многообещающим, и только недостаток крупнокалиберных пулеметов не дал появиться на свет 50 серийным танкам с исключительно пулеметным вооружением.

К нереализованным проектам на основе легкого танка можно отнести проект АММ РККА. Проект 1936 года предусматривал установку универсальной 45-мм зенитной пушки в башне Т-26 и БТ-7. Универсальная пушка являлась той же полуавтоматической пушкой с баллистикой противотанковой/танковой 45-мм пушки. Именно такими орудиями флот компенсировал недостаток зенитных автоматов.


Прошедшие на протяжении лета-осени тридцать шестого года учения показали, что БТ-7 перегружен, поэтому на колесном ходе быстро изнашивались резиновые бандажи. Еще более серьезным было то, что после трехсот – четырехсот километров пробега выходила из строя КПП. Ситуация казалась настолько серьезной что временно прекратили приемку танков. Трудность заключалась в том, что вращающий момент М-17T , был на четверть больше чем у двигателя М-5.

Вторая половина тридцать седьмого года принесла изменения в конструкцию. БТ-7 обзавелись новыми коническими башнями и улучшенными коробками передач. Помимо КПП, усилению подвергалась подвеска. Изменения не обошли и вооружение БТ-7. В кормовой нише установили пулемет ДТ, хотя впоследствии его изъяли. Часть машин оснащена зенитной турелью, пулеметом и р/с. 71-ТК-1.


Вначале БТ-7 комплектовались поручневой антенной, а затем им на смену пришли штырьевые антенны. Для ведения огня из БТ-7 в условиях недостаточной видимости, танк оборудован специальными фарами. Позднее такие фары появились на машинах первых серий. В 1938г. танк лишился резиновых бандажей ведущих колес танка. Мелкозвенчатая гусеница заменила крупнозвенчатую в 1939 году. Лобовая броня танка достигла 22 мм. Полная боевая масса БТ-7 составила 13 925 кг.

Применение и оценка

БТ прошли славный боевой путь, приняв участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х годов до 1945 года. БТ повоевали и в Испании, где показали полное превосходство над немецкими и итальянскими танками (точнее — пулемётными танкетками). Они отлично показали себя в столкновениях с японцами, продемонстрировав отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов (в соответствии с теорией глубокой операции).
45-мм пушки гарантированно поражали любую бронетехнику того времени. Броня БТ надёжно защищала от пуль и осколков, но при столкновении с войсками, насыщенными ПТО (как, например, в Финляндии), начинались проблемы. Мало того, что БТ не выдерживали попадания бронебойных снарядов, машины оказались ещё и легковоспламеняющимися из-за установленных вдоль бортов БТ бензобаков с целью увеличения запаса хода. При попадании снаряда в борт, возгорание было почти неизбежно.

Тем не менее, танк доказал свои высокие боевые качества, а гибель машины от огня ПТО считалась тогда неизбежным злом.

БТ по достоинству оценили англичане. После посещения Киевских манёвров 1936 года, в которых приняли участие сотни танков БТ, английское военное ведомство приобрело у Кристи один танк его конструкции. На его основе создан танк A13, который (в разных вариантах) стал основой английских танковых сил. Развитием A13 стали знаменитые английские танки «Кромвель» и «Крусейдер».

Подбитый в боях с немцами БТ-7

БТ активно применялись и в начале Великой Отечественной войны. По своим боевым качествам они наголову превосходили немецкие лёгкие танки Pz-I и Pz-II. При сравнении с Pz-III, Pz-IV, 38(t) и 35(t) видно, что БТ превосходят их по мощностным характеристикам. А. Б. Широкорад в книге «Танковая война на восточном фронте» отмечает, правда, что Pz-III на полигоне 1939 года оказалась неприятным сюрпризом для советских инженеров и военных. Германский танк при меньшей удельной мощности развивал равноценную с БТ скорость; а его цементированная броня оказалась крепким орешком для «мягких» советских снарядов. Танки БТ по огневой мощности были сравнимы с Pz-III (37- или 50-мм орудие), в то время как Pz-IV вообще не предназначался для борьбы с бронетехникой (до 1942 года эти танки вооружались короткоствольным 75-мм орудием). Но на дистанции действительного огня и БТ, и немецкие танки могли поражать друг друга — броня на всех была тонкая. И здесь против БТ работала его «слепота», вообще характерная для советских танков того времени. Отсутствие командирской башенки не позволяло командиру наблюдать за полем боя. То, что командир совмещал функции наводчика, также не повышало боеспособность танка. Вопреки навязанному литературой мнению танки БТ были достаточно сильно вооружены. Танковая пушка калибра 45 мм появилась в результате глубокой переделки купленного в 1930 году у фирмы Рейнметалл 37 мм противотанкового орудия, состоявшего на момент 22 июня 1941 года на вооружении Вермахта. Результатом переделки стал тяжёлый осколочно-фугасный снаряд, которым не мог похвастать прототип, и незначительное увеличение бронепробиваемости. Плохая оптика не позволяла в полной мере использовать возможности артсистемы, но. даже «Пантера» T-V имела проекции, поражаемые «сорокопяткой». (А. Б. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии»)

Иван Васильевич Болдин вспоминает в своих мемуарах, как три танка БТ, с боеприпасами, но без горючего, подкараулили колонну немецких танков, и нанесли ей значительные потери. Таким образом, танки БТ, при грамотном использовании, тогда ещё являлись вполне эффективным оружием.

Судя по всему, причины массовой гибели БТ в начале войны стоит искать не в конструктивных недостатках машины, а в общем ходе боевых действий. Неисправные БТ бросались при отступлении, подбитые машины невозможно было восстановить, танковые подразделения не получали боеприпасов и ГСМ. В таких обстоятельствах массово гибли не только БТ, но и Т-34 и КВ. В ходе тяжёлых боёв 1941 — начала 1942 БТ были почти полностью истреблены. К середине 1942 года о них уже нет никаких упоминаний.

Брошенные и подбитые БТ охотно восстанавливались противником. Финны, кроме того, выпустили небольшую серию 114-мм САУ на шасси БТ-7 (BT-42).

Последний раз БТ пошли в бой в ходе Советско-японской войны в 1945 году. На Дальнем Востоке к тому времени сохранилось некоторое количество этих танков и они показали себя эффективными при разгроме Квантунской группировки.

Общее устройство БТ-7

Компоновка танка в общем повторяет таковую у своего предшественника. Главные отличия в следующем:

  • новый сварной корпус;
  • новая башня (с 1937г) конической формы;
  • мелкозвенчатые гусеницы;
  • двигатель М-17;
  • 76-мм орудие в артиллерийском варианте танка БТ-7;

Корпус БТ-7 разделен на 5 отделений, а именно:

  • отделение управления;
  • моторное;
  • боевое;
  • кормовое;
  • трансмиссионное;

Отделение управления — в носовой части. Там были установлены приборы управления, привод управления, место водителя. От боевого управления его отделяла арка, которая придавала дополнительною жесткость. Боевое отделение в средней части бронекорпуса. В нем обустроены сидения наводчика и заряжающего, боекомлект, приборы наблюдения и управления огнем и вооружение. Моторное отделение примыкало к боевому и было разделено моторной перегородкой. В отделении располагались: двигатель, система охлаждения, смазки и питания двигателя. Помимо этого на моторной перегородке закреплено два аккумулятора. Два топливных бака разместили по бокам двигателя между бортовой броней и внутренними стенками. Трансмиссионное отделение БТ-7 в корме и отделено от моторного вентиляторной перегородкой. В этом одолении смонтированы масляные и топливные баки, КПП, бортовые фрикционы, электростартер. Также за кормовой перегородкой мог быть установлен дополнительный бак для топлива, объемом в 400 литров.

Танки «холодной войны»

Послевоенная международная обстановка не уменьшила значения «главной ударной силы сухопутных войск». Частично поменялся состав основных стран,производящих танки. В первых рядах оказались СССР и США, находящиеся во главе Варшавского Договора и НАТО соответственно.

Танки США, представленные созданной в 1941 году моделью М3 Стюарт, стали известны только благодаря тому, что поставлялись в СССР, Англию, Францию и Китайпо системе ленд-лиза.

В 50-е – начале 60-х гг. были приняты на вооружение средние танки Т-54, Т-55, тяжелые ИС-4, Т-10, Т-10М, основной, на тот момент, Т-62, обеспеченный 115 мм гладкоствольной пушкой.Вскоре от производства тяжелых танков отказались, оставив действующие машины на длительном хранении.

Конец 60-х – начало 70-х гг. для бронетанковых войск ознаменовались появлением трех конкурирующих моделей: харьковского Т-64, нижнетагильского Т-72 Урал и изготовленного на Кировском заводе в Ленинграде Т-80.

Создатели всех трех моделей, продолжая лучшие традиции отечественного танкостроения, работали над решением классической триединой задачи:

  • усиление огневой мощи – на танках установлены 125 мм пушки, предусмотрено использование комплексов танковых управляемых ракет;
  • повышение маневренности боевых машин – двигатель Т-64 -700л.с., Т-72 – 840 л.с. и первый в мире газотурбинный двигатель мощностью 1000 л.с. установлен на Т-80;
  • усиление живучести и защиты экипажа за счет увеличения броневой мощи – не актуально. На представленных моделях и их модификациях устанавливаются динамичная защита «Контакт», комплекс активной защиты «Арена», КОЭП «Штора».

С 1976г. Т-80 был определен основным боевым танком. ОБТ- классификация, позаимствованная за рубежом.

В этот период создаются новые боевые машины в Германии («Леопард-2») и в странах НАТО: «Абрамс» в США, «Челленджер» в Великобритании, Лаклерка во Франции.

Направления, по которым идет совершенствование танков, как у нас, так и у наших «заклятых друзей» с годами не меняются: наступление, защита, маневр.

Увеличиваются лишь технические возможности, активнее применяются достижения науки. Даже невозможно представить глубину той пропасти, которая разделяет танк «Борец за свободу товарищ Ленин» и современную боевую машину Т-14 «Армата». А прошло всего каких-то сто лет.

Его характеристики, появившиеся в открытой литературе: мощность двигателя – 1200 л.с., уже проверенная 125 мм пушка, которая может использоваться для пуска ракет, 4 степени защиты, в том числе необитаемая башня, подтверждают неизменность задач, которые стоят перед танкостроителями.

Описание конструкции БТ-7

Корпус.


Броневая защита – противопульная из катаных бронелистов. Машины первых годов выпуска имели защиту на уровне БТ-5. Бронекорпус БТ-7 собран и броневых листов и листов конструкционной стали соединенными между собой в основном с помощью сварки и меньшей степени при помощи заклепок. Разъемные соединения соединены болтами. Люк механика-водителя в лобовых листах броневого корпуса незначительно смещен влево к борту.

Наблюдение с места водителя в условиях боя обеспечивал прибор наблюдения типа «триплекс». Для обеспечения лучшей защиты в тридцать седьмом году толщину верхней створки довели до двадцати миллиметров.

Борт корпуса — двойной, наружные листы броневые, внутренние из конструкционной стали. К внутренним листам из конструкционной стали приварены подкосы, на которые крепили винтами наружные бронелисты. Крыша корпуса БТ-7 состояла из пяти листов с креплением к подкосам при помощи винтов.

Башни танков БТ-7 1935-36гг. выпуска — цилиндрические, сварные. По конструкции, не отличавшиеся от башен БТ-5. С сентября тридцать седьмого года освоили выпуск башен в виде усеченного конуса. Башен имелось два типа:

  • башня радийных танков с рацией в кормовой нише;
  • башня линейных БТ-7 с укладкой в нише;

В кормовых нишах танков выпуска тридцать седьмого года устанавливали пулемет ДТ. Некоторую часть Бт-7 оборудовали пулеметной турелью зенитного огня. Корпус башни – два полукруглых листа брони, кормовая ниша и крыша. Полукруглые листы соединены между собой сваркой. Передний лист имел амбразуру для установки вооружения, а также смотровые отверстия и отверстия для стрельбы. Ниша в корме имела съемную заднюю стенку и также имела порт для стрельбы .

Разрез танка БТ-7А.

Танк БТ-7 обр. 1935 года с цилиндрической башней.

Танк БТ-7 обр. 1935 года с конической башней.

ТТХ танков БТ-7, БТ-7А, БТ-7м.

Тип танка.

БТ-7

БТ-7А

БТ-7М

ТТХ/год выпуска.193519371939
Экипаж, чел.333

Размеры, мм.

Длина полная.564556605660
Ширина полная.223022302290
Высота.237427002447
Клиренс.390/410390/410390
Ширина трака.263260265

Вооружение.

Пушка кал. тип.45-мм 20К76-мм КТ45-мм 20К
Снарядов, шт. рад/лин. танк132/17240/50188
Пулеметов шт. х тип.1хДТ2хДТ1хДТ
Патронов, шт.1953/23942016/33392331
Толщина брони, мм.
Верт. корпуса.20-1320-1322-18-13
гориз.коруса.10-610-610-6
Башня151515

Двигатель.

Тип4т/12ц/к/ж4т/12ц/к/ж4т/12ц/к/ж
МаркаМ-17ТМ-17ТВ-2-400
Мощность макс. л/с.400500480
При частоте об./мин.1650165018001800
Передач КПП.3/14/14/1

Скороть макс. гус/колесный ход.

Шоссе51,6/7253/7262/68
Проселок32/-33/-

Скорость км/час.

Максимальная51,6/7251,6/72
Среденетехническая25/4025/40
Тип топливаБензин 1сБензин 1 сДизельное
Емкость топливного бака, л.650650650+125

Преодолеваемые препятсвия.

Уд. давление на грунт кгс/см20,730,74
Подъем, град.424036
Спуск, град.323036
Крен, град.293030
Ров, мм240024002400

Крыша башни оборудована парой овальных люков для членов экипажа. БТ-7 оборудованные зенитной треногой правого люка не имели. В передней части крыши прорезаны три отверстия, центральное для вентиляции башни, слева для перископического прицела и справа-для командирской панорамы.

Вооружение

Танки БТ-7 тысяча девятьсот тридцать четвертого – тридцать седьмого голов выпуска вооружены 45-мм танковой пушкой образца 1932/34г. Данная пушка снабжена полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором. Спуск пушки как ручной, так и ножной. Накатник орудия — пружинный, тормоз отката – гидравлический, механизм вертикального наведения = секторный. С пушкой спарен пулемет ДТ.

БТ-7 с коническими башнями, помимо спаренного пулемета, располагали еще одним пулеметом, в кормовой нише. Помимо этих пулеметов на части танков выпуска тридцать седьмого – тридцать девятого года предусмотрен зенитный пулемет на турели. Огнем пулемета управлял стрелок, используя зенитный прицел, либо с пола башни, либо со специальной подножки.


Спаренная установка пушки и пулемета снабжена парой общих оптических прицелов – телескопическим ТОП либо ТОП-1 и панорамным прицелом ТП-1. Боевая укладка БТ-7 расположена на боковых стеках корпуса, на полу боевого отделения, в нише и стенах башни. Укладка на полу башни представляет собой два параллельно расположенных ящика, в которых вставлены обоймы с артиллерийскими выстрелами. Обоймы – ящики снабженные ручками и застежками, а также специальными перегородками внутри которые служили опорой для артиллерийских выстрелов. Стреляные гильзы укладывали обратно в ящики, но впоследствии в танках БТ-7 выпущенных позднее тридцать седьмого года, в правом борту боевого отделения танка был предусмотрен лючок, через которых можно было выбрасывать гильзы в щель между бортами.

На стенках боевого отделения патроны крепились посредством специальных планок. Из общего числа в тридцать семь выстрелов на левой стороне крепили пятнадцать, а на правой девятнадцать патронов. На стенках башни БТ-7, в вертикальном положении, аналогичным образом, крепили по пять патронов по обе стороны ниши. Боевые машины с конической башней укладки на бортах башни не имели. В нише цилиндрической башни укладка патронов состояла из пары по двадцать снарядов, конической- три коробки по двенадцать, а таки имевшие кормовой пулемет имели только две коробки. Таким образом, боекомплект линейного БТ-7 – сто семьдесят два снаряда, радийного – сто тридцать два. Пулеметных патронов насчитывалось 2394 штуки, снаряженные в тридцать восемь магазинов.

Стабилизированный прицел.


В конце тридцать восьмого года танк БТ-7 стали оборудовать 45-мм ТП обр.1938года. Главным отличием этого орудия был электрический спуск и стабилизированный прицел ТОП(ТОС) изготовленный . Данный прицел обеспечивал стабилизацию прицельной линии в вертикальной плоскости при помощи гироскопа. Прицельная марка посредством коллиматора выводилась в поле зрения прицела. При колебании орудия в вертикальной плоскости марка прицела двигалась относительно стабилизированной прицельной линии, которая удерживалась в точке наводки орудия. При совпадении прицельной марки и линии прицеливания, автоматически происходил выстрел из танковой пушки. Основным недостатком данного прицела была сложность освоения наводчиком. Поэтому от ТОС-1 впоследствии решено было отказаться.

Двигатель и трансмиссия танка.


Двигатель. В БТ-7 устанавливали двенадцати цилиндровый карбюраторный двигатель отечественного производства М-17 – аналог лицензионного фирмы БМВ, мощностью в четыреста лошадиных сил. Топливом двигателю служил авиабензин Б-70. Суммарная емкость топливных баков семьсот девяносто литров, из них в боковых – двести пятьдесят, кормовой бак – четыреста и четыре дополнительных бака на крыльях — еще сто сорок литров.

Приводы управления БТ-7 механического типа. Для поворотов при движении на гусеницах служили два рычага управлявшие бортовыми фрикционами и тормозами. Съемный штурвал обеспечивал движение на колесах.

Ходовая часть БТ-7 первых голов выпуска заимствована от БТ-5, но позднее внесли небольшие изменения, направленные на улучшение надежности. Таким образом, усилили подвеску ведущих колес колесного хода.

Средства связи.

БТ-7 с башней цилиндрической формы оборудовали р/с 71-ТК-1 которая имела поручневую антенну, БТ-7 с башней конической формы имели штыревой формы. Связь внутри танка обеспечивало переговорное устройство ТПУ-3 либо ТСПУ-3. Между собой переговорные аппараты соединялись при помощи штепсельных колодок и шнура либо электро-контактного устройства.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на БТ-5

В сети Интернет
БТ-5 // Википедия

Техника СССР

Лёгкие танкиI
МС-1 •
II
БТ-2 •
II
Т-45 •
II
Т-26 •
II
Т-60 •
II
Тетрарх •
III
БТ-СВ •
III
ЛТП •
III
М3 лёгкий •
III
БТ-7 артиллерийский •
III
Т-116 •
III
БТ-5 •
III
Т-127 •
III
Т-46 •
III
Т-70 •
IV
БТ-7 •
IV
Т-80 •
IV
Валентайн II •
V
А-20 •
V
Т-50 •
VI
МТ-25 •
VI
Т-50-2 •
VII
ЛТГ •
VIII
ЛТТБ •
VIII
ЛТ-432 •
IX
Т-54 облегчённый •
X
Т-100 ЛТ
Средние танкиIII
Т-29 •
IV
А-32 •
IV
Т-28Э с Ф-30 •
IV
Т-28 •
V
Матильда IV •
V
Т-34 экранированный •
V
Т-34 •
VI
А-43 •
VI
Т-34-85М •
VI
Т-34-85 Rudy •
VI
М4-А2 Шерман Лозы •
VI
Т-34-85 •
VII
А-44 •
VII
КВ-13 •
VII
Т-43 •
VIII
Объект 416 •
VIII
Т-54 первый образец •
VIII
Т-44-100 (Б) •
VIII
Т-44-100 (Р) •
VIII
Т-44-100 (У) •
VIII
СТГ •
VIII
СТГ Гвардеец •
VIII
Т-44 •
IX
Объект 430 Вариант II •
IX
Объект 430 •
IX
Т-54 •
X
Объект 140 •
X
Объект 907 •
X
Т-22 ср. •
X
К-91 •
X
Объект 430У •
X
Т-62А
Тяжёлые танкиV
Черчилль III •
V
КВ-220-2 •
V
КВ-220-2 Бета-Тест •
V
КВ-1 •
VI
КВ-1С •
VI
КВ-2 •
VI
КВ-2 (Р) •
VI
КВ-85 •
VI
Объект 244 •
VI
Т-150 •
VII
ИС •
VII
КВ-3 •
VII
КВ-122 •
VII
ИС-2М •
VII
ИС-2 экранированный •
VII
ИС-2 •
VIII
ИС-3 •
VIII
ИС-6 •
VIII
ИС-6 Ч •
VIII
КВ-5 •
VIII
КВ-4 •
VIII
ИС-5 (Объект 730) •
VIII
ИС-3 с МЗ •
VIII
КВ-4 Креславского •
VIII
Объект 252У Защитник •
VIII
Объект 252У •
VIII
ИС-М •
VIII
Объект 703 Вариант II •
VIII
ИС-2-II •
IX
Т-10 •
IX
Объект 777 Вариант II •
IX
Объект 257 •
IX
Объект 705 •
IX
ИС-3-II •
IX
СТ-I •
X
ИС-4 •
X
ИС-7 •
X
Объект 260 •
X
Объект 705А •
X
Объект 277 •
X
Объект 279 ранний •
X
СТ-II
ПТ-САУII
АТ-1 •
III
СУ-76И •
IV
СУ-85А •
IV
СУ-76М •
V
СУ-85 •
V
СУ-85И •
VI
СУ-100 •
VI
СУ-100Y •
VII
ИСУ-122С •
VII
СУ-152 •
VII
СУ-100М1 •
VII
СУ-122-44 •
VIII
ИСУ-152 •
VIII
ИСУ-130 •
VIII
Т-103 •
VIII
СУ-130ПМ •
VIII
СУ-101 •
IX
Объект 704 •
IX
Объект 263 •
X
Объект 268 •
X
Объект 268 Вариант 4
САУII
СУ-18 •
III
СУ-26 •
IV
СУ-5 •
V
СУ-122А •
VI
СУ-8 •
VII
С-51 •
VII
СУ-14-1 •
VIII
СУ-14-2 •
IX
212А •
X
Объект 261

Лёгкие танки

Техника СССРI
МС-1 •
II
БТ-2 •
II
Т-45 •
II
Т-26 •
II
Т-60 •
II
Тетрарх •
III
БТ-СВ •
III
ЛТП •
III
М3 лёгкий •
III
БТ-7 артиллерийский •
III
Т-116 •
III
БТ-5 •
III
Т-127 •
III
Т-46 •
III
Т-70 •
IV
БТ-7 •
IV
Т-80 •
IV
Валентайн II •
V
А-20 •
V
Т-50 •
VI
МТ-25 •
VI
Т-50-2 •
VII
ЛТГ •
VIII
ЛТТБ •
VIII
ЛТ-432 •
IX
Т-54 облегчённый •
X
Т-100 ЛТ
Техника ГерманииI
Leichttraktor •
II
Pz.Kpfw. II Ausf. D •
II
MKA •
II
Pz.Kpfw. 38H 735 (f) •
II
Pz.Kpfw. 35 (t) •
II
Pz.Kpfw. I •
II
Pz.Kpfw. II •
III
43 M. Toldi III •
III
Pz.Kpfw. 38 (t) •
III
Pz.Kpfw. III Ausf. E •
III
Pz.Kpfw. II Ausf. J •
III
Pz.Kpfw. I Ausf. C •
III
Pz.Kpfw. II Ausf. G •
III
Pz.Kpfw. T 15 •
IV
Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. •
IV
Pz.Kpfw. II Luchs •
V
VK 16.02 Leopard •
VI
VK 28.01 •
VII
Aufklärungspanzer Panther •
VII
Spähpanzer SP I C •
VIII
leKpz M 41 90 mm •
VIII
leKpz M 41 90 mm GF •
VIII
HWK 12 •
VIII
HWK 30 •
IX
Spähpanzer Ru 251 •
X
Rheinmetall Panzerwagen
Техника СШАI
T1 Cunningham •
II
M2 Light Tank •
II
T1E6 •
II
T2 Light Tank •
II
T7 Combat Car •
III
M22 Locust •
III
M3 Stuart •
III
MTLS-1G14 •
IV
M5 Stuart •
V
M24 Chaffee •
V
M7 •
VI
T21 •
VI
T37 •
VII
T71 CMCD •
VII
T71 DA •
VIII
T92 •
VIII
M41 Walker Bulldog •
IX
T49 •
X
XM551 Sheridan
Техника ФранцииI
Renault FT •
II
D1 •
II
AM 39 Gendron-Somua •
II
AMR 35 •
II
FCM 36 •
II
Renault R35 •
II
Hotchkiss H35 •
III
AMX 38 •
IV
AMX 40 •
V
AMX ELC bis •
VI
AMX 12 t •
VI
Panhard AMD 178B •
VII
AMX 13 75 •
VII
Hotchkiss EBR •
VII
AMX 13 57 •
VII
AMX 13 57 GF •
VIII
Panhard EBR 75 (FL 10) •
VIII
Panhard AML Lynx 6×6 •
VIII
Bat.-Châtillon 12 t •
VIII
ELC EVEN 90 •
IX
AMX 13 90 •
IX
Panhard EBR 90 •
X
Panhard EBR 105 •
X
AMX 13 105
Техника ВеликобританииI
Cruiser Mk. I •
II
M2 •
II
Cruiser Mk. II •
II
Light Mk. VIC •
III
Valentine •
III
Stuart I-IV •
III
Cruiser Mk. III •
IV
Cruiser Mk. IV •
V
Covenanter •
VI
Crusader •
VII
GSR 3301 Setter •
VIII
FV1066 Senlac •
VIII
LHMTV •
IX
GSOR3301 AVR FS •
X
Manticore
Техника КитаяI
Renault NC-31 •
II
Vickers Mk. E Type B •
III
Type 2597 Chi-Ha •
IV
M5A1 Stuart •
VI
59-16 •
VI
Type 64 •
VII
Type 62 •
VII
WZ-131 •
VIII
WZ-132 •
VIII
M41D •
IX
WZ-132A •
X
WZ-132-1
Техника ЯпонииI
Renault Otsu •
II
Type 95 Ha-Go •
II
Type 97 Te-Ke •
III
Type 97 Chi-Ha •
III
Type 98 Ke-Ni •
IV
Type 5 Ke-Ho
Техника ЧехословакииI
Kolohousenka •
II
LT vz. 35 •
III
LT vz. 38
Техника ПольшиI
4TP •
II
TKS z n.k.m. 20 mm •
II
7TP •
III
10TP •
IV
14TP
Техника ШвецииI
Strv fm/21 •
II
Strv m/38 •
II
L-60 •
III
Strv m/40L
Техника ИталииI
Fiat 3000 •
II
L6/40

«Артиллерийский» танк БТ-7А


Хотя на ХПЗ был освоен танк с 45-мм танковой пушкой, его конструкторское бюро продолжало работу по монтажу 76-мм пушки. В сентябре сорок третьего года в адрес КБ был доставлен полный комплект чертежей башни Т-26-4 с установленной 76-мм танковой пушкой обр. 1927года. (КТ-28). Задачей КБ было переработать чертежи под установку на БТ-7. По большому счету изменения коснулись башенного погона, помимо этого толщина крыши была увеличена на два миллиметра и составила десять миллиметров. Сварка заменила клепку в соединение стыка планок вертикальных бронелистов.

Весной тридцать пятого года Ижорским заводом в адрес ХПЗ отправили башню Т-26-4. А в октябре цеха покинул первая опытная машина, с установкой трехдюймового орудия, которая позднее получившая название БТ-7А. Танк прошел производственные испытания, на которых было произведено сто девяносто семь выстрелов. После исправления выявленных недостатков танк поступил на вооружение.

К концу тридцать седьмого года ХПЗ (уже завод номер 183 в то время), изготовил сто пятьдесят пять машин такого типа. Из этих машин тридцать две из-за отсутствия 76-мм пушек не были приняты военной приемкой в этом году. На десять из этих танков в следующем году установили 76-мм КТ-28, на остальные машины установили 45-мм танковое орудие. Таким образом, армия получила сто тридцать три БТ-7А, из которых одиннадцать – радийные.

БТ-7А поступали на комплектование артиллерийских дивизионов непосредственной поддержки танков.

Общий вид БТ-7А.

Основное вооружение — 76-мм танковая пушка КТ-28 в башне цилиндрической формы с кормовой нишей. Ведение огня и наблюдение экипаж использовал перископический и телескопический. Как вспомогательное оружие использовался раздельно установленный пулемет ДТ. Некоторая часть имела зенитный пулемет и кормовой пулемет. БТ-7А с зенитным пулеметом, пулемета в нише не имели. Боекомплект состоял из пятидесяти выстрелов для линейного и сорока для радийного танка. В остальном конструкция БТ-7А повторяла таковую БТ-7.

История создания

В 1930 году в США прибыл начальник управления механизации и моторизации Красной Армии Иннокентий Халепский. Целью его загранкомандировок было изучение образцов зарубежной военной техники, а, если удастся – то и закупка для дальнейшего изучения в СССР. В Америке Халепский заинтересовался танком М1931 – инициативной разработкой конструктора Джона Уолтера Кристи. Одной из особенностей этой машины был колёсно-гусеничный движитель.

В то время ресурс гусениц был невелик, а танковых тягачей ещё не существовало, что, вкупе с разрушительным воздействием гусениц на дорожное покрытие, затрудняло переброску танков. Кристи вышел из этого положения, использовав в качестве катков обрезиненные колёса, передняя пара которых могла поворачиваться. Таким образом, танк мог ездить по дорогам на колёсах, при этом демонстрируя рекордные для своего времени скоростные качества.

В конце года, два М1931 (правда, без вооружения и башен) отправили в СССР.

Техника произвела хорошее впечатление, и машину приняли на вооружение под названием БТ-2 (быстроходный танк). Нашлась и ниша для применения БТ – он должен был прикрывать от вражеской бронетехники «пехотные» Т-26.

БТ-7М -лучший в своей серии.


Модификация БТ-7M, своим появлением обязана необходимости избавиться от прожорливого бензинового двигателя М-17T. Несмотря на почти двукратное увеличение емкости бензиновых баков танка БТ-7, увеличению запаса хода достигнуто не было. Этому препятствовал большой расход топлива (около полутора килограмм на километр при движении на колесах). Вдобавок это был авиационный бензин, вещь в СССР дефицитная даже в мирное время.

Одним из способов разрешить эту проблему была установка дизельного двигателя. Еще в 1936 г. план опытных работ предполагал размещение в танке БТ-7 дизеля БД-2. Но вследствие задержки конструкторских работ первые два танка с дизелем завод выпустил в 1937 году и еще два на следующий год. Репрессии и последующие кадровые перестановки, прокатившиеся по ХПЗ в этот период, также внесли свою лепту. На февральских испытаниях танков с дизелем В-2 и карбюраторным М-17Т, последний показал лучшую надежность. Комиссия отметила, что В-2 не отвечает минимальным требованиям по надежности, но в перспективе может заменить М-17.


На прошедших в июне государственных испытаниях доработанный дизель В-2 показал себя гораздо лучше, что позволило в сентябре этого года, рекомендовать его производство. В декабре 1938 г. первые БТ-7М покинули цеха харьковского завода. Легкий танк БТ-7М, не имел существенных внешних отличий от БТ-7. Производство БТ-7M продолжалось до конца 1940 г., некоторое время одновременно с производством Т-34. В танке БТ-7М пытались исправить еще один недостаток БТ-7 – слабость бронирования. Для чего Мариупольским заводом была выпущена партия комплектов навесного бронирования. Параллельно провели испытания танка нагруженного балластом до 19 тонн. Завод заказ выполнил, однако фактов использования этих комплектов для усиления бронирования БТ-7М не известно.


Следует отметить, что оснащенный недостаточно освоенным в производстве дизельным двигателем танк БТ-7М на практике оказался менее надежным, чем БТ-7. Очевидно, что именно поэтому для укомплектования войск НКВД, в 1940 году, заказаны танки БТ-7M c установленным бензиновым двигателем. Помимо этого БТ-7М лишился возможности двигаться на колесах, поскольку возросшие нагрузки приводили к быстрому износу резиновых бандажей. Впрочем, не он один. БТ-7 выпуска 1938-40 гг. также страдали от этого недостатка, но в БТ-7М он проявлялся наиболее неприятно.

[править] Примечания

  1. По последним данным, «автострадным танком» Резун теперь называет БТ-7 см. «Змееед». Видимо just for lulz
  2. Тут раньше было про способность БТ-7М к движению с одной сбитой гусеницей. Такая идея действительно существовала, но дальше опытынх образцов дело не пошло. Коробка передач же серийных танков позволяла двигаться либо только на гусеницах, либо только на колесах.
  3. Таки уже замечу, что годов так с 33-34-х на колёсно-гусеничный ход начали переводить (безуспешно) и все прочие классы танков (Включая тяжёлые! Да!). А разгадка одна — коварные планы по порабощению Европы как ни странно, безблагодатность, то есть проблемы с гусеницами, описанные ниже. Алсо также таким макаром пытались решить проблему уязвимости гусениц в бою: мол, даже при утрате одной гусеницы танк сможет сохранить подвижность и хотя бы съебаться с поля боя. Но трансмиссия получилась в данном случае крайне сложной и ненадежной, потому дальше нескольких экспериментальных образцов дело не пошло
  4. Информация Фейк, но пойдет для троллинга не подкованных в технике резуноидов
  5. Свирин М. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937—1943. М., 2007. С. 77-92, 148—166.

Послесловие

После освоения в производстве, БТ-7 стали поступать в танковые подразделения. Первыми машину получили в танковой бригаде им. Калиновского. По мере выпуска БТ-7 стали вытеснять прежних серий в механизированных корпусах и бригадах. Довольно быстро БТ-7 заслужил репутацию вполне надежной в эксплуатации машины. В предвоенные годы БТ-7 участвовали в боях на реке Халхин-Гол составе шестой танковой бригады. Позднее эти танки появились на дорогах Эстонии, Латвии и Литвы, а также принимали участие Зимней войне.

Архивные документы

Результаты испытаний экранированного танка БТ-7, проведенных в период 15-28 марта 1944 г

К испытаниям был привлечен экранированный радийный танк БТ-7 № 0189-2 203 Тбр, гусеница танка мелкозвенчатая, от последнего капитального ремонта двигатель и вся малина проработали 28 часов 27 минут. После экранировки вес танка увеличился на 1,5 т. Танк испытывался при 100% боевой укладке и составе экипажа 3 человека. Маршрут и режим испытаний изложен в прилагаемом путевом журнале испытаний. За период испытаний пройдено 843 км (380 км. по шоссе, 463 км. — просёлочная дорога, пересеченная местность и препятствия), мотор наработал в пути 33 ч.10 м.

В результате испытаний выявлено:

  • На одной заправке основных баков (без дополнительных) пройдено 322 километра.
  • Вследствие отяжеления носовой части танка, трогание с места на 1 передаче производится при 500-600 оборотах двигателя (ранее 400 оборотов). По проселочным дорогам неудовлетворительного состояния (наличие большого количества рытвин, кочек и т.д.) происходит большое качание носовой части танка вертикальной плоскости, что затрудняет управление танком и ограничивает скорость движения, движение возможно на 1 и 2 передаче на среднем эксплуатационном режиме, со скорость» 8-12 км /час.
  • При режиме двухчасового непрерывного движения и 120 км. марша за 5 ходовых часов с двумя остановками (для осмотра), тепловой режим двигателя и нагрев агрегатов трансмиссии и ходовой части — нормальный.
  • Расход бензина, не превышая скорости движения 30 км. /час и обороты двигателя 1650 об. /мин. при удельном весе бензина КБ-70 0,765, в среднем 33,8 кг. на 1 час при температуре наружного воздуха — 10°. Смазка агрегатов и механизмов танка, установленная таблицей смазки для танка БТ-7, по режиму и количеству смазки обеспечивает нормальную работу агрегатов танка.

Опытные модификации

  • БТ-ИС-7 — с приводом на шесть колёс (только проект).
  • БТ-СВ-2 «Черепаха» — с новой формой бронекорпуса и башни.
  • КБТ-7 — командирский танк с неподвижной рубкой вместо башни
  • ХБТ-7 — химический танк, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы.
  • ОТ-7 (ОП-7) — огнемётный танк. Переделан из БТ-7М.
  • ТТ-БТ-7 и ТУБТ-7 — радиоуправляемые танки (телетанки).
  • В марте 1935 — январе 1937 года испытано 2 моста на танке БТ-7. Первый мост массой 1050 кг (вместе с приспособлениями и креплением) длиной 7 м. Второй мост длиной 7,5 м..
  • БТ-7 экранированый дополнительными листами брони. Был построен опытный образец, который участвовал в параде 1941 года..

Также испытывались различные приспособления для повышения проходимости — болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т. д..

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]