Гладкоствольное самозарядное ружье Браунинг Ауто-5 / BrowningAuto-5 / A5, Remington model 11 (Бельгия, США)

Во второй половине XIX века в Ижевске специально нанятые мастера изучали системы охотничьих ружей со всего мира. Так появился Ижевский оружейный завод. К 1902 году предприятие уже предлагало множество различных систем и калибров винтовок, карабинов и ружей. Русская армия размещала единичные заказы для награждения руководящего состава ценными моделями с художественными и памятными гравировками.

После Гражданской войны производство гладкоствольного оружия практически не велось. Охотники пользовались старыми образцами либо оставались без возможности добычи птицы. В то время охота велась не для развлечения, а для пропитания или заработка. В 1924 году для удовлетворения спроса охотничьих промысловых артелей Ижевский оружейный завод выпускает ИЖ-5 на основе американской системы Айвера-Джонсона. Для ускорения стрельбы предпринимались попытки создания двустволок и добавления магазинной системы заряжания, но из-за сложности конструкции, увеличения веса и низкой популярности многозарядных и двуствольных образцов среди охотников ИЖ-5 далее производился исключительно одноствольным.

Одностволка выпускалась в калибрах от 16 до 28. В период с 1932 по 1941 годы Тульским оружейным заводом изготавливались версии 16 и 20 калибра. В те же интервалы серийное производство было организовано на Златоустовском оружейном заводе. Великая Отечественная война внесла свои коррективы и в период с 1941 по 1945 В 1949 году во всей стране выпуск одноствольных охотничьих ружей ИЖ-5 был прекращен. После войны ИЖ-5 производился только в Ижевске, а в 1949 производство было свернуто навсегда. В сети встречаются образцы с клеймами якобы конца 50х годов, но из-за плохого состояния металла уверенно прочитать цифры и сказать, что это именно 5, а не 3, невозможно.

Описание

ИЖ-5 является результатом модификации американского ружья Айвера-Джонсона. Использование гражданского оружия в качестве образца для подражания позволило обойтись без массивного затвора, который обязательно остается в конструкции после переделки военного нарезного оружия в охотничье гладкоствольное. Использование массивного затвора в обусловлено высоким давлением, образующимся при стрельбе боевого нарезного оружия. Охотничьи гладкоствольные патроны создают значительно меньшее давление, что позволяет уменьшить вес оружия. Другими преимуществами американской системы являются эжектор стреляной гильзы, надежная и удобная система запирания канала ствола, высокая точность и кучность, относительная простота конструкции и высокая надежность оружия в целом. Из-за совокупности характеристик система Айвера-Джонсона копировалась и модифицировалась не только в Советском Союзе, но и во всем мире. По слухам, грамотные охотники в СССР дали переделке американской модели саркастическое название «Ижевск-Джонсон» из-за сильного сходства ударно-спускового механизма и полной идентичности системы запирания ствола.

Историческая справка

Во второй половине XIX века в Ижевске специально нанятые мастера изучали системы охотничьих ружей со всего мира. Так появился Ижевский оружейный завод. К 1902 году предприятие уже предлагало множество различных систем и калибров винтовок, карабинов и ружей. Русская армия размещала единичные заказы для награждения руководящего состава ценными моделями с художественными и памятными гравировками.

После Гражданской войны производство гладкоствольного оружия практически не велось. Охотники пользовались старыми образцами либо оставались без возможности добычи птицы. В то время охота велась не для развлечения, а для пропитания или заработка. В 1924 году для удовлетворения спроса охотничьих промысловых артелей Ижевский оружейный завод выпускает ИЖ-5 на основе американской системы Айвера-Джонсона. Для ускорения стрельбы предпринимались попытки создания двустволок и добавления магазинной системы заряжания, но из-за сложности конструкции, увеличения веса и низкой популярности многозарядных и двуствольных образцов среди охотников ИЖ-5 далее производился исключительно одноствольным.

Модель ИЖ-5 фактически первая с 1920-х годов серийная одностволка Ижевского завода, ее освоение началось еще в 1924 году. Начало массового выпуска относится к июню 1927 года, а изготавливали ее с перерывами вплоть до 1950-х годов.

Расположением курка в середине колодки она существенно отличается от ординарных казнозарядных одностволок с традиционным курком на боковой пластине. В обиходе такое размещение в колодке курка нередко называют серединным.

В конструкции одностволки ИЖ-5 просматривается давняя однозарядная курковка Champion с крупной удлиненной колодкой, выпускаемая фирмой Iver Johnson’s Arms & Cycle Works.

В начале XX столетия она предлагалась многими торговыми компаниями Российской империи — например, в Москве А.А. Биткова, в Санкт-Петербурге И.И. Чижова, в Таллинне Р. Пассупа.

Но она не единственная курковая одностволка с такой колодкой на нашем рынке, назовем аналогичную курковку и фирмы Hopkins & Allen, которая ввозилась к нам в 1910-е годы. Наша одностволка ИЖ-5 оснащена крупной колодкой такой же формы, но более обтекаемой.

Соответственно конструкции однозарядная курковка ИЖ-5 оказалась сравнительно тяжелой охотничьей однозарядкой.

Основная задача при ее создании заключалась в достижении хороших показателей боя дробью одним выстрелом, что обеспечивали массивный ствол и крупная колодка. Вот почему, собственно, и просматривается сходство с аналогичной моделью Iver Johnson Champion.

Одностволка выпускалась в калибрах от 16 до 28. В период с 1932 по 1941 годы Тульским оружейным заводом изготавливались версии 16 и 20 калибра. В те же интервалы серийное производство было организовано на Златоустовском оружейном заводе. Великая Отечественная война внесла свои коррективы и в период с 1941 по 1945 В 1949 году во всей стране выпуск одноствольных охотничьих ружей ИЖ-5 был прекращен. После войны ИЖ-5 производился только в Ижевске, а в 1949 производство было свернуто навсегда. В сети встречаются образцы с клеймами якобы конца 50х годов, но из-за плохого состояния металла уверенно прочитать цифры и сказать, что это именно 5, а не 3, невозможно.

Ружье охотничье гладкоствольное ИЖ-5 выпускалось на Ижевском оружейном комбинате, в цехах сталеплавильного завода (1924-1941 и 1945-1948 годы), и в Туле (1932-1941 годы).

Конструкция

ИЖ 5 – одноствольное ружье с внешним курком и стволом переломного типа. Ложа пистолетной формы с прикладом и стальным затыльником, выполнялась из березы. Имеются ременные антабки для удобства ношения.


Неполная разборка и устройство ИЖ 5

Неполная разборка производится путем снятия цевья и отделения ствола от колодки путем. Цевье снимается вертикально вниз. В ранних версиях ствол отнимался целиком, в послевоенное время конструкция усовершенствовалась добавлением фиксирующей защелки, соединяющей цевье и ствол. Запирание производится совмещением рычага с рамкой и паза крюка, расположенного под стволом. В ударно-спусковом механизме используются возвратные боек и курок, изготавливаемые отдельно. При нажатии на спусковой крючок курок освобождается и ударяет по бойку под воздействием 160 мм боевой пружины, что приводит к удару по капсюлю и его воспламенению. Возврат бойка в исходное положение происходит сразу после выстрела под давлением пружины. Она крепится болтом к колодке. Поздние модификации имеют крышку с габаритами около 50х20 мм, которая закрывает задний колодочный обрез. В этой же крышке размещалась ось курка. Прицельные приспособления ограничены прорезью для целика в колодке.

ИЖ 5 после реставрации

Аналоги

На смену рассматриваемому ружью пришло несколько модификаций. Сейчас выпускается однозарядка ИЖ-18, которая изготавливается во всех стандартных калибрах (от 12 до 32). Ствол не оборудован прицельной планкой, длина патронника составляет 70 сантиметров. Ствол и цевье – съемного типа. Ружье охотничье гладкоствольное промысловое ИЖ-18 оснащено ложей из бука, березы или ореха и пистолетной, либо прямой шейкой. Оно легко разбирается на три части.

Ружье ИЖ-5, в отличие от современной модификации, не оснащалось специальным отпирающим рычагом. Он служит для быстрого открывания затвора и размещается снизу под колодкой, за предохранительной скобой. При его поднятии синхронно переводится в боевой режим курок и отпирается ствол. В усовершенствованной модели ИЖ-18Е при этом еще активируется эжектор. Если произойдет осечка, спусковой крючок можно взвести повторно без открывания карабина, переместив рычаг сверху вниз.

Несмотря на то, что производство было прекращено еще в 1950 году, ИЖ-5 все еще пользуется популярностью среди охотников и ценителей старых образцов оружия.

Охотничье ружье ИЖ-5 с патронником 28, 26 или 24 калибров может использоваться для обучения новичков. Модель ружья 20 калибра нередко выбирается женщинами, что обусловлено низким весом ружья и слабой отдачей.

Оружие подобной системы до сих пор активно используется в Соединенных Штатах Америки. Широкий спектр доступных охотничьих образцов обеспечен мягким оружейным законодательством и второй поправкой к конституции. Множество современных винтовок и дробовиков, казалось бы, должно вытеснить систему возрастом в 120 лет, но спрос на легкие ружья с высокой точностью и кучностью позволяет американским заводам поддерживать серийное производство подобных систем.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Точность и кучность;
  • Надежность конструкции.

Большая длина ствола обеспечивает высокую точность при стрельбе как пулей, так дробью и картечью. Благодаря простоте конструкции ружье обладает высокой надежностью и прочностью, а уход за ним не вызывает проблем.

Недостатки:

  • Однозарядная конструкция;
  • Малый калибр;
  • Шатание ствола.

К недостаткам можно отнести отсутствие второго ствола и небольшой калибр. Одноствольная однозарядная конструкция заставляет перезаряжать оружие после каждого выстрела, тогда как второй ствол или магазинная система заряжания позволяет произвести два или несколько выстрелов с минимальным промежутком между ними. Малый калибр ограничивает спектр применения из-за небольшой мощности и дальнобойности, если сравнивать с 12 калибром. Спустя 200-400 выстрелов обычно появляется шат ствола, но избавиться от него не слишком сложно.


ИЖ 5

Также к недостаткам на сегодняшний день можно отнести сложность приобретения образца в хорошем состоянии. Минимальный «возраст» ружья – 70 лет, большинство много лет хранится без консервации или надлежащего ухода. Но при определенном везении можно найти образец, который хранился с соблюдением необходимых условий в отличном состоянии не только ствола с коробкой, но и ложи и ударно-спускового механизма. Самыми редкими являются ружья с длиной ствола 740 мм 24 калибра. В сети есть упоминания об отдельных образцах со стволом длиной 785мм.

После приобретения и регистрации ружья обязательно необходимо провести полную проверку и обслуживание. Многолетнее хранение без ухода может привести к разрыву ствола после первого выстрела.

Технические характеристики

В техническом паспорте охотничья одностволка прописана, как внешнекурковое ружье. ТТХ ИЖ-5 выглядят следующим образом:

  • Длина ствола может колебаться в пределах 680-760 мм., однако имеются неподтвержденные данные о наличии ствола в 800 мм.
  • Вес оружия тем больший, чем длиннее ствол и находится в пределах 2,5-3 кг.
  • Калибр 16-28.
  • Кучность 4%.
  • Используются патроны с бумажной гильзой.
  • Для произведения выстрела необходимо приложить силу в 3 кг.

Кучность, хотя и указывалась 40%, при проверке зарядом с дробью №3 и дымным порохом, часто приближалась к 47%

Для ствола цилиндрической сверловки 16-калиберной курковки использовалась сталь «50а». В конце был напор – дульное сужение. Номинальное значение калибра не всегда соответствовало фактическому, поэтому многие охотники, не полагаясь на указанные параметры, делали замеры сами.

Самозарядное ружье Browning Auto-5

Джон Мозес Браунинг разработал множество образцов стрелкового оружия и предложил ряд технических решений, до сих пор пользующихся большой популярностью. Кроме того, ряд образцов оружия Дж.М. Браунинга и сейчас состоят на вооружении разных армий, а также продолжают эксплуатироваться стрелками. Одним из подобных изделий, используемых до сегодняшнего дня, является самозарядное гладкоствольное ружье Browning Auto-5. Это было первое самозарядное ружье в мире, которому удалось дойти до серийного производства. В конце XIX века армии и стрелки-любители осваивали новые магазинные винтовки с ручной перезарядкой, а автоматические системы только делали первые шаги. Тем не менее, это не мешало конструкторам пытаться создавать системы совершенно новых классов. В деле создания самозарядных гладкоствольных ружей первопроходцем стал Дж.М. Браунинг. Первый вариант нового проекта он создал в самом конце столетия.

Работы по перспективной тематике начались в 1898 году, и вскоре Браунинг подготовил конструкторскую документацию по новому образцу. Вскоре он собрал опытный образец ружья и проверил его на практике. В течение нескольких следующих лет появились еще два варианта проекта, которые так же проверялись с помощью ружей-прототипов. Три варианта оружия должны были использовать ружейные патроны с бездымным порохом и работать за счет отката ствола с длинным ходом, однако в конструкции этих образцов присутствовали заметные отличия.


Общий вид ружья Browning Auto-5 фирмы FN позднего выпуска. Фото Wikimedia Commons

По результатам испытаний трех опытных ружей конструктор остановился на последней версии. Она отличалась от предшественников высокими характеристиками и более удачной конструкцией. Именно ее было решено доводить до серийного производства. После недолгого совершенствования проект самозарядного ружья был завершен и предложен потенциальному производителю. Кроме того, конструктор подал ряд заявок на регистрацию изобретений и получил четыре патента.

Немного позже, после начала серийного производства, новое ружье получило условное обозначение Browning Auto-5. В этом названии отражалась возможность автоматической перезарядки, а цифра обозначала готовый к применению боекомплект в виде четырех патронов в магазине и одного в патроннике.

Новое самозарядное ружье было разработано с использованием опыта создания иных систем с ручной перезарядкой. В частности, общая компоновка в целом была заимствована у других образцов. К передней части ствольной коробки предлагалось крепить ствол и трубчатый магазин, на котором располагалось цевье. Сзади к коробке присоединялся приклад требуемой формы. Подобная архитектура ружья, среди прочего, позволила в дальнейшем провести ряд модернизаций, затрагивающих эргономику системы без значительных изменений внутренней механики.


Винтовка бельгийского производства и запасной ствол. Фото Icollector.com

Основной деталью оружия, предназначенной для монтажа прочих механизмов, стала ствольная коробка, выполненная в виде агрегата с прямоугольной нижней частью и закругленной верхней. От задней стенки коробки отходила наклонная трубка, выполнявшая функции кожуха возвратной пружины. В передней стенке коробки имелись отверстия для установки ствола и магазина, а вместо дна предлагалось монтировать рамку ударно-спускового механизма и приемное устройство магазина. На правой стенке коробки предусматривалось окно для выброса стреляных гильз с небольшой елью в задней части.

Ружье Browning Auto-5 получало гладкий ствол длиной 711 мм. В казенной части ствола крепилась специальная накладка для взаимодействия с другими механизмами оружия. В центральной части ствола имелось кольцо для контакта с возвратной пружиной. Цилиндрическая возвратная пружина ствола, в свою очередь, должна была надеваться на корпус магазина и находиться внутри цевья. В системе отката ствола были предусмотрены средства для дополнительного торможения. С головной частью возвратной пружины должно было контактировать кольцо с переменным сечением. Кольцо ствола, надвигаясь на коническую часть кольца пружины, должно было сжимать его и увеличивать сцепление с корпусом магазина. Изменение конструкции системы торможения позволяло сравнительно быстро и просто адаптировать самозарядное ружье под разные боеприпасы.


Реклама ружья «Авто-5» в российском каталоге, 1910 г. Фото World.guns.ru

Под стволом нового ружья Дж.М. Браунинг разместил трубчатый магазин простой конструкции. Он имел цилиндрический корпус требуемого диаметра, на передней части которого предусматривалась резьба для крышки. Подача патронов должна была осуществляться при помощи толкателя и витой пружины, помещенных в передней части магазина. Снаряжение магазина производилось через окно на нижней части ружья, прикрытое подпружиненной крышкой. Поверх магазина на ружье закреплялось деревянное цевье U-образного профиля. Ружья Browning Auto-5 некоторых серий получали специальный рычаг на левой передней части ствольной коробки. При повороте он блокировал перемещение патронов из магазина к подавателю, что позволяло быстро поменять боеприпас без полного и длительного снаряжения магазина.

Затвор ружья был выполнен в виде металлического блока сложной формы. Обводы затвора были рассчитаны так, чтобы он мог плотно сопрягаться с задней накладкой ствола. Также на затворе предусматривались средства сцепления со стволом в виде набора рычагов и качающейся личинки. Внутри затвора имелся цилиндрический канал для ударника и боевой пружины. Своей задней частью затвор должен был контактировать с возвратной пружиной, помещенной в трубчатом кожухе. Для взведения оружия следовало использовать рукоятку затвора, выведенную на правую сторону ружья.

Ружье Auto-5 получило ударно-спусковой механизм куркового типа. Все основные агрегаты этого устройства располагались в задней нижней части ствольной коробки. Конструкция УСМ обеспечивала взведение курса с последующим его спуском при помощи крючка, выведенного на нижнюю часть оружия. В задней части скобы спускового крючка была помещена подвижная кнопка предохранителя. С ее помощью можно было блокировать перемещение деталей УСМ и тем самым предотвращать нежелательный выстрел.


Схема ружья из пользовательского руководства. Рисунок Stevespages.com

Первым проектом Дж.М. Браунинга предусматривалось оснащение ружья деревянной фурнитурой. Применялись цевье, закрепляемое под стволом и магазином, а также приклад с пистолетным выступом. В шейке приклада предлагалось проделывать канал небольшого диаметра, входящий глубоко в деталь. В нем должен был располагаться кожух возвратной пружины затвора.

Базовый вариант ружья «Авто-5» получал ствол 12-го калибра (18,5 мм) и мог использовать соответствующие патроны для гладкоствольных систем. В дальнейшем были созданы варианты оружия, рассчитанные и под другие боеприпасы. Выпускались ружья, оснащенные стволами 16- и 20-го калибров. Возможность создания таких модификаций была обусловлена удачной автоматикой, которую можно было адаптировать для применения разных патронов с отличающимися характеристиками.


Неполная разборка ружья. Фото Wikimedia Commons

Ружье получило самые простые прицельные приспособления в виде открытого механического прицела, помещенного над передней частью ствольной коробки, и мушки над дульной частью ствола.

При длине ствола 711 мм ружье базовой модификации имело полную длину 1270 мм и весило 4,1 кг. В дальнейшем доработки конструкции и переделка различных агрегатов неоднократно приводили к изменению габаритов и веса. Одни модификации были короче и легче базового ружья, другие – крупнее и тяжелее.

Принципы работы автоматики нового самозарядного ружья были достаточно простыми. В то же время, проект Browning Auto-5 стал настоящим прорывом в деле разработки и строительства стрелкового оружия. Заложенные в нем идеи в дальнейшем неоднократно применялись при создании новых ружей, как модификаций «Авто-5», так и самостоятельных разработок.


Ружье L23A1, использовавшееся британской армией. Фото World.guns.ru

Подготовка ружья к стрельбе была достаточно простой. Снаряжение магазина производилось при помощи окна с подпружиненной крышкой на нижней поверхности ствольной коробки. В магазин последовательно следовало загружать четыре патрона (в базовой конфигурации 12-го калибра). После этого производилось взведение механизмов путем отведения рукоятки затвора назад и возвращения обратно. Отключив предохранитель, можно было начинать стрельбу.

Нажатие на спусковой крючок приводило в действие курок, который бил по ударнику и производил выстрел. Под действием отдачи ствол, сцепленный с затвором, должен был двигаться назад, сжимая обе возвратные пружины. За счет специфической конструкции системы отката ствола производилось некоторое поглощение импульса отдачи с сокращением скорости движения агрегатов. После прохождения расстояния, равного длине стреляной гильзы, автоматика производила расцепку затвора и ствола, после чего последний мог вернуться в крайнее переднее положение.

Во время перемещения ствола вперед производилось извлечение стреляной гильзы из патронника. После полного извлечения гильза выбрасывалась через окно в стенке коробки. В это же время производилось взведение курка и отведение ударника в нейтральное положение. Затем подпружиненный подаватель должен был выталкивать новый патрон из магазина на линию досылания. Под действием собственной возвратной пружины затвор должен был уходить вперед, проталкивать патрон в патронник и вновь сцепляться со стволом. После этого ружье было готово к новому выстрелу.


Ружье на станке, предназначенное для обучения стрелков. Фото World.guns.ru

Изначально Дж.М. Браунинг планировал, что перспективное самозарядное ружье Auto-5 будет выпускаться фирмой Winchester, которая уже выпускала множество образцов его разработки. Тем не менее, руководитель компании Т.Дж. Беннетт отказался от заключения контракта на выпуск ружья. У такого решения было две предпосылки маркетингового и экономического характера. Руководство «Винчестера» сомневалось в перспективах нового оружия. Кроме того, впервые в истории совместной работы конструктор отказался просто продать проект и затребовал процент с продаж серийных ружей. Все это не устроило руководителей оружейной фирмы, что привело к прекращению сотрудничества с Дж.М. Браунингом.

Далее конструктор предложил свою разработку компании Remington, однако и в этот раз контракт не был заключен. Появлению договора помешала неожиданная смерть главы фирмы и последовавшая за ней смена руководства. Дж.М. Браунингу вновь пришлось искать потенциального производителя первых в мире самозарядных ружей.

В 1902 году оружейник предложил новую систему бельгийской компании Fabrique Nationale, которая уже выпускала пистолеты его разработки. Коммерсанты из Бельгии заинтересовались предложением, результатом чего стало появление нового контракта и дальнейшее развертывание серийного производства. В это же время произошла любопытная история, показавшая ошибочность суждений Т.Дж. Беннетта. За собственные деньги Дж.М. Браунинг заказал партию из 10 тыс. новых ружей, которые отправил в США. Примерно за год все ружья были распроданы, что показало реальные перспективы самозарядного оружия. Продажи в Европе также позволили выявить крупный интерес со стороны стрелков.


Ружье Remington Model 11 американского производства. Фото Wikimedia Commons

В 1906 году официальный Вашингтон поднял импортные пошлины на стрелковое оружие, что оказало значительное влияние на рынок. Не желая терять прибыльный бизнес, Дж.М. Браунинг и компания Fabrique Nationale решили продать лицензию на производство ружей Auto-5 американской компании Remington. Вскоре после этого на рынке Соединенных Штатов появились новые ружья под названием Browning Model 11. О базовой системы их отличали некоторые незначительные детали. В частности, ружья американского выпуска не оснащались системой блокировки подачи патронов.

Основными эксплуатантами новых ружей стали охотники и стрелки-спортсмены. Возможность производства нескольких выстрелов без необходимости постоянной ручной перезарядки стала заметным преимуществом перед другими ружьями аналогичного класса. Подобные преимущества нередко становились решающим фактором при покупке, способным нивелировать заметную разницу в цене.

Кроме того, самозарядные ружья привлекли внимание нескольких армий. К примеру, в межвоенный период значительное количество ружей «Авто-5» бельгийского производства было приобретено армией Великобритании. Проанализировав опыт Первой мировой войны, в которой некоторыми армиями применялись «окопные метлы», британские военные решили усилить пехотные подразделения самозарядными ружьями. В британской армии ружья Browning Auto-5 получили обозначение L23A1. В ходе Второй мировой войны это оружие активно использовалось в различных операциях, в первую очередь при борьбе с японскими войсками в Юго-Восточной Азии. Ружья оставались на вооружении и после Второй мировой.


Схема ружья Remington Mod.11. Рисунок Okiegunsmithshop.com

Интересен способ применения ружей Дж.М. Браунинга, использовавшийся в военной авиации США. Ружья монтировались на специальных станках, имитирующих пулеметные установки бомбардировщиков, что позволяло проводить начальную подготовку стрелков. Такой подход позволял отработать наводку оружия со значительной экономией боеприпасов. Некоторое количество ружей Auto-5 также в течение длительного времени применялось в пехоте.

Время от времени обе фирмы-производителя проводили модернизацию самозарядного ружья с целью повышения характеристик, упрощения эксплуатации, удешевления производства и т.д. Кроме того, создавались варианты «Авто-5», рассчитанные под новые патроны иных калибров. Как и базовая система, новые модификации привлекали внимание заказчиков и продавались большими партиями.

По имеющимся данным, ружья семейства Browning Auto-5 производились фирмами Fabrique Nationale и Remington в течение нескольких десятилетий, почти на всем протяжении XX века. За это время было выпущено более двух миллионов ружей всех вариантов и модификаций. Так, бельгийские оружейники, с постоянными модернизациями, выпускали ружья Browning Auto-5 до 1974 года, после чего производство по лицензии передали японскому предприятию Miroku. Японские лицензии ружья производились до конца девяностых годов. Американское производство продолжалось до 1967 года, причем в конце сороковых годов на рынок выпустили модернизированное ружье Model 11-48, отличавшееся облегченной конструкцией и формой различных деталей.


Маркировка на ружье . Фото Rockislandauction.com

Уже в самом начале прошлого века, вскоре после начала производства, самозарядные ружья Дж.М. Браунинга привлекли внимание потенциальных покупателей. Кроме того, со временем эта разработка заинтересовала других оружейников. Как следствие, на рынок вышли несколько новых ружей, основанных на механике «Авто-5», но выпущенных другими фирмами. Те или иные копии либо переделанные варианты ружья Дж.М. Браунинга выпускаются до сих пор и имеют определенное распространение.

Еще в конце XIX века Дж.М. Браунингу удалось разработать первое в мире гладкоствольное ружье с возможностью самостоятельной перезарядки. Этот образец вскоре стал и первым представителем своего класса, поставленным в серию и вышедшим на рынок. Наконец, ружью Browning Auto-5 принадлежит еще один рекорд. Это оружие производилось в течение почти 100 лет без значительных переработок конструкции: все изменения касались только отдельных деталей и не затрагивали автоматику. Таким образом, конструктору Дж.М. Браунингу удалось создать во всех смыслах уникальное и выдающееся оружие.

По материалам сайтов: https://world.guns.ru/ https://browning.com/ https://remington.com/ https://stevespages.com/ https://all4shooters.com/ https://militaryfactory.com/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]