Рыцари — происхождение, характеристики и вооружение

Лорас Тирелл в рыцарских доспехах. Кадр из телесериала HBO
Рыцарь

— тяжеловооружённый конный воин, носитель дворянской рыцарской традиции, восходящей ко временам андальского вторжения в Вестерос и тесно переплетённой с верой в Семерых. Рыцари занимают важное место в феодальном обществе и культуре Вестероса, стоя ниже лордов, но выше простонародья. Тяжёлая рыцарская конница является главным аргументом в любой войне Семи королевств, а подвигам и приключениям знаменитых рыцарей посвящены многие песни и книги. Рыцарь обязан служить образцом чести, отваги и благородства, служить королю и державе и защищать слабых — увы, далеко не все рыцари соответствуют этому идеальному образу.

К рыцарям обращаются «сир

» (англ.
ser
)[1]. Звание рыцаря не является наследственным и не означает потомственного дворянства само по себе; законные дети рыцаря наследуют его фамилию, а в том случае, если сын рыцаря сам становится рыцарем, — и герб[2]. Любой рыцарь может посвятить в рыцари любого человека, даже простолюдина, однако звание рыцаря требует немалых расходов — рыцарь обязан владеть дорогостоящим оружием, доспехами, несколькими лошадьми, вести соответствующий рыцарскому званию образ жизни, обычно связанный с военной службой и, в мирное время, турнирами[2].

В средневековой культуре рыцарство — не просто знак почести, как в нашем мире, когда королева Елизавета посвящает в рыцари Элтона Джона. Это род занятий, воинская профессия. Чтобы быть рыцарем, нужно богатство — как минимум, чтобы купить себе доспехи и лошадь, и у рыцаря есть обязанности. Рыцарь должен участвовать в сражениях, являться по призыву лорда, обучать и вооружать отряд латников. Некоторые люди физически не способны заниматься всем этим (Уиллас Тирелл, Сэмвелл Тарли), и они предпочитают карьеру септона, мейстера или просто лорда в своём поместье. Другим жизнь рыцаря просто неинтересна. Рыцарство также связано с религией, и по этой причине последователи Старых Богов не становятся рыцарями, даже если годятся в рыцари по всем остальным параметрам.Так сказал Мартин

История и распространение рыцарства

Рыцарь в латном доспехе и шлеме-бацинете. Иллюстрация Ruisma
Рыцарская традиция появилась во времена завоевания Вестероса андалами. Согласно летописям Долины Аррен — первой области Вестероса, завоеванной андалами, тяжёлая кавалерия, облачённая в доспехи, у андалов уже была, и андальские герои — например, Артис Аррен — носят в преданиях титул «сир». Серебряные доспехи и крылатый шлем Артиса Аррена делали его легко узнаваемым среди андальских воинов[3].

Напротив, хроники Простора утверждают, что рыцарство зародилось именно там, на зеленых полях этого края; просторские предания даже называют имя первого рыцаря — Джон Высокий Дуб, сын Гарта Зеленой руки и великанши и основатель дома Окхартов[4]. Это наверняка миф, поскольку если Джон Высокий Дуб и существовал, то жил еще в Век Героев, задолго до появления андалов. Впрочем, известно, что исторические книги Вестероса полны анахронизмов и несообразностей, в том числе рыцарей, якобы совершавших подвиги за тысячу лет до того, как вообще появилось рыцарство[5]; таким же образом Сервин Зеркальный Щит, Симеон Звездоглазый, Флориан или Галладон из Морна, будто бы жившие в незапамятные времена, называются в песнях и сказках рыцарями. Гвейн V Гарденер был первым королем Простора, принявшим посвящение в рыцари под влиянием андалов у него на службе.

Ко временам саги именно Простор является центром рыцарской традиции в Семи королевствах. Здесь рыцарство ценится выше всего, требования к рыцарям наиболее строги, а правила турниров отличаются наибольшей жёсткостью и неизменностью[6].

В то же самое время, на Севере и Железных Островах, населённых потомками Первых Людей, рыцарская традиция не прижилась, и рыцари там редки. Это связано не в последнюю очередь с религиозными соображениями: рыцарская культура, рыцарские обеты, обряд посвящения в рыцари тесно связаны с верой в Семерых, и окраины государства, где распространены другие религии, — вера в Старых Богов на Севере и вера в Утонувшего Бога на Железных островах — рыцарскую традицию не приняли[7]. На Севере, однако, существуют всадники, схожие с рыцарями.

Напротив, в Дорне, население которого составляли перемешавшиеся с андалами потомки ройнаров, рыцарские традиции были успешно привиты и дали немало выдающихся образцов рыцарства, таких, как Эртур Дейн и Ливен Мартелл. Считается, что дорнийцы — лучшие турнирные бойцы во всем государстве[8].

За пределами Вестероса рыцарство ассоциируется с выходцами из Семи королевств, сохранившими рыцарские традиции и веру в Семерых. На землях Вольных городов рыцари — эмигранты и потомки эмигрантов, бежавших за море по разным мотивам, — занимаются в основном наёмничеством, воююя то за один Вольный город, то за другой: так, Джорах Мормонт воевал на войне с браавосцами, а потом поступил на службу к Визерису Таргариену, а Осмунд Кеттлблэк служил в отряде Славных Кавалеров, воюя то за Лис, то за Тирош[9]. В наёмном отряде Золотых Мечей служило пятьсот рыцарей[10].

Установление христианства

Христианство — духовная основа европейской средневековой цивилизации — зародилось в I в. н. э. в области Палестина, ставшей римской провинцией Иудеей. Там стали поклоняться Сыну Божьему Иисусу Христу. С года рождения Христа, по летосчислению христианского мира, начинается наша эра (н. э.).

Под воздействием христианства выработался нравственный идеал рыцаря. Христианская вера обязывала рыцаря придерживаться клятвы, данной своему сеньору, помогать слабым, бороться с несправедливостью. Она сплотила рыцарство разных государств в международное военное братство и повела его в крестовые походы.

О Христе и вере

Христианство основано на учении Иисуса Христа. По вере христиан, Иисус Христос был Сыном Бога, рождённым чудесным образом земной женщиной Девой Марией. Он был Спасителем человечества (Мессией), чей приход был предсказан древними пророчествами. Жизнь и учение Христа изложены в четырех священных книгах — Евангелиях. Согласно Евангелиям, Иисус родился в 1 г. н. э. в иудейском городе Вифлееме. В 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна (позже названного Иоанном Крестителем), признавшего в нём Спасителя, и стал проповедовать своё учение. Иисус учил, что, соблюдая особые нравственные законы — заповеди и непрерывно совершенствуя себя духовно, можно достичь спасения от вечных мук, ожидающих грешников, и очиститься от первородного греха, совершённого прародителями человечества Адамом и Евой (они вкусили запретный плод и были изгнаны Богом из рая).

Учение Христа во многом шло вразрез с древней религией иудеев, и его сочли опасным. В 33 г. ученик Христа Иуда предал своего учителя, и Иисуса схватили по обвинению в нарушении религиозного закона иудеев. Иудейские жрецы приговорили его к смерти, а римский наместник Понтий Пилат утвердил их приговор. Иисуса казнили, распяв на кресте на горе Голгофе в столице Иудеи — Иерусалиме. Тело Иисуса положили в гробницу, но на третий день гробницу обнаружили пустой. Вскоре воскресший Иисус явился своим ученикам во плоти, утвердив их на путь новой веры, а на сороковой день вознёсся на небо. Ученики и последователи Христа — апостолы, наделённые им особой властью, разошлись по миру, проповедуя христианство.

О трудном пути христианства

Язычники римляне, обычно веротерпимые, увидели в христианстве угрозу Империи. Христиане, в отличие от приверженцев других религий многонациональной Империи, не принимали римских богов и не верили в божественность языческой императорской власти. В Римской империи христиане подвергались гонению. Но христианство постепенно обретало сторонников в лице знатных римлян. Христианским общинам — церквям — стали дарить деньги, земли, рабов. К концу II в. христиане стали влиятельной общественной силой, хотя их преследование со стороны властей продолжалось.

О церкви, опоре власти

Римский император Константин Великий, оценив силу церковной организации христиан, решил обратить её себе на пользу. В 313 г. он признал равенство христианства с остальными религиями и получил поддержку Церкви, а в конце жизни и сам принял христианство. При императоре Феодосии Великом в 380 г. христианство стало государственной религией и заменило язычество. Главным христианским храмом Феодосий сделал Софийский собор в Константинополе (ныне Стамбуле). Позднее, найдя в Церкви опору своей власти, христианство приняли варварские короли.


Император Юстиниан подносит Богородице собор Св. Софии, а император Константин – град Константинополь. Мозаика собора Св. Софии в Константинополе (Стамбуле). X в.


Христианский крест. Рим. VI в.

Об ортодоксах и арианах

Ранние христианские общины по-разному толковали основы учения Христа, что мешало христианству сложиться в единую религию с твёрдыми, не подлежащими критике положениями. Наметился раскол. Сторонники ортодоксального учения считали Христа Богом Сыном, равным Богу Отцу. Последователи александрийского священника Арияариане утверждали, что Иисус был сотворен Богом, а значит, не равен Богу Отцу, он не Бог, а лишь посланник Бога на земле.


Святая Троица. Мозаика из храма Сан-Витале. Равенна. XI в.


Церковь Св. Ирины в Константинополе (Стамбуле). По одному из преданий, здесь крестился император Константин. Крест – мозаика VIII в.

Римский император Константин, видевший в христианстве идею, способную объединить империю, решил преодолеть раскол, и в 325 г. в городе Никее созвал Никейский собор. На этом собрании победили сторонники ортодоксального учения (ортодоксы) и был принят символ веры — основные церковные положения, утверждавшие единство и равенство Святой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Ария отправили в изгнание, его учение осудили. Центром ортодоксов стал Рим. Но варварские короли, стремясь отмежеваться от имперских идей, не приняли ортодоксального учения и вплоть до VI в. исповедовали арианство. Много ариан было и в Византии, демонстрировавшей свою обособленность от Западной Римской империи.

Качества рыцаря

Рыцарь. Иллюстрация Jason Engle
Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.

Рыцарь должен:

  • быть сильным и умелым воином, хорошо драться на мечах, копьях и топорах, быть искусным наездником;
  • проявлять доблесть в бою, сохранять боевой дух и не проявлять трусости[11][2], будучи побеждённым — не кричать от боли и не молить о пощаде[12];
  • быть справедливым и выступать на стороне правого против неправого[2];
  • защищать слабых, особенно детей и женщин, которые не могут защитить себя сами[2], не обижать их;
  • чтить богов, защищать веру в Семерых, её служителей и храмы[2][13]; впрочем, к излишней набожности многие рыцари относятся как к признаку слабости[14];
  • на войне подчиняться приказам командиров и начальников, принеся кому-то присягу — проявлять верность, защищать господина любой ценой[15], исполнять его приказы и говорить ему только правду[14];
  • сражаться за державу и защищать её от врагов[2];
  • быть учтивым и любезным, особенно по отношению к женщинам[16][14];
  • проявлять щедрость и великодушие; вернуть побеждённому противнику его доспехи и коня без выкупа[17] или послать к раненому собственного врача — крайне достойный поступок[2];

В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени — только подходили и гладили[16].

Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля — славная смерть для рыцаря[2].

Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе[18][19]. Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин[20]. Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч — рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы[21]. Рыцарь не должен целовать даму без её разрешения[22].

Клятва своей рыцарской честью священна[23], слово рыцаря многого стоит[24]. Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам[25]. Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишён рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник[26][17]

Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться[27]. Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь[2][16]; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора[2][17]. Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побеждённому потерей рыцарского звания[2][17]. Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря[28].

Сандор Клиган, относившийся ко всем этим стереотипам с болезненным презрением и отказавшийся принять рыцарское звание, говорил:

А на что, по-твоему, они нужны, рыцари? Получать знаки отличия от дам да красоваться в золотых доспехах? Дело рыцарей — убивать.Сандор Клиган // Битва королей, Санса IV

— Рыцарь — это меч верхом на коне. Всё прочее — обеты, помазание и поклонение прекрасным дамам — всего лишь ленточки, которые повязывают на этот меч. Может, эти ленточки делают меч красивее, но убивать они ему не мешают.Сандор Клиган // Буря мечей, Арья VI

Оружие и доспехи

Звание рыцаря предполагает более дорогое вооружение, чем у простых солдат. Хотя в целом описания оружия и доспехов в Вестеросе ориентируются на времена Столетней войны — битв при Азенкуре, Креси и Пуатье, Мартин легко и сознательно смешивает элементы из разных веков. Например, слово «полушлем» (halfhelm), по словам Мартина, означает классический норманнский шлем с открытым лицом и наносником — такие были в ходу во времена норманнского завоевания Англии в XI веке; и наоборот, полные латные доспехи вошли в употребление лишь века спустя[29]. Многие рыцари используют большие шлемы-топфхелмы, как с забралом, так и глухие; некоторые персонажи даже на войне используют необычные шлемы, делающие своих хозяев легко узнаваемыми — таким был, например, увенчанный оленьими рогами шлем Роберта Баратеона, львиный шлем Джейме Ланнистера или знаменитый шлем Сандора Клигана в форме собачьей головы.

Некоторые основания для такого смешения Мартин видит в средневековой практике — после каждого крупного сражения Столетней войны в вооружении сторон происходили изменения, но вместе с этим в употреблении оставались и старые доспехи. В целом, на юге Вестероса используются доспехи более поздних эпох, чем на севере: в то время как рыцари Простора носят полные латы, воины Севера обычно довольствуются кольчугами, а одичалые за Стеной носят еще более примитивные доспехи[29]. Рыцари в Вестеросе активно используют щиты с гербовым изображением, хотя в реальной истории комбинация латных доспехов и щита в левой руке использовалась редко. Мартин, по собственным словам, сделал такой выбор скорее из эстетических соображений: «щиты — это круто»[29].

Поскольку рыцари обычно сражаются верхом на коне, шпоры служат знаком рыцаря: о посвящении в рыцари говорят «получить шпоры»[30]. Богатые рыцари и лорды могут носить золотые шпоры[2].

Рыцарские турниры — это исключительно конные поединки


Кадр из сериала «Игра престолов»
Как выглядит нормальный турнир по мнению человека, который, к примеру, смотрел «Игру престолов»? Два рыцаря в доспехах залезают на своих коней. Оруженосцы подают им щиты и пики. Рыцари по сигналу трубы разгоняются и врезаются друг в друга. Кто усидел в седле после этого — тот и победитель.

В принципе, конные состязания в Средневековье примерно так и проводились, но турниры этим не ограничивались.

Помимо конных поединков с пиками бывали и пешие схватки Tournament, joust a l’outrance . Причём иногда даже с разным оружием: один рыцарь с мечом, другой с топором или копьём и так далее. Бои вида «отряд на отряд» тоже случались как конные, так и пешие. А победителем в таком случае становился последний представитель команды, устоявший на ногах.

Пажи и оруженосцы

Оруженосец. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin
Подготовка будущего рыцаря начинается с раннего возраста. Начиная с возраста восьми лет и старше мальчиков отдают на воспитание в другую семью — дом лорда или родовитого рыцаря, желательно, прославленного воина. Эта практика совмещается с традицией брать воспитанников и заложников из других домов. Маленькие дети часто прислуживают взрослым как пажи

(англ.
page
) и
виночерпии
(англ.
cup-bearer
), и это занятие считается почётным и достойным даже для выходцев из благородных домов. Например, Аддам Марбранд в детстве служил пажом в Утёсе Кастерли, а Мерретт Фрей — в замке Крейкхоллов. Уже в этом возрасте детей начинают обучать военному делу — сражаться деревянными мечами, обмотанными тканью[31], ездить верхом, упражняться с чучелами, кинтанами и кольцами.

Когда мальчик подрастает достаточно, чтобы брать его на войну — к возрасту двенадцати и иногда даже десяти лет — он становится оруженосцем

(англ.
squire
) того или иного рыцаря. Оруженосцы обязаны в походе ухаживать за оружием, доспехами и лошадями рыцаря, готовить пищу, следить за здоровьем рыцаря, одевать его в доспехи перед боем и тому подобное. Под началом рыцаря оруженосец должен получить представление о началах рыцарства, основах рыцарской чести, долга и верности; обучиться фехтованию, верховой езде и куртуазному этикету. В реальности всё зависит от того, какому рыцарю служит оруженосец. Так, Подрика Пейна его первые хозяева-рыцари научили чистить лошадь, выбирать камешки из подков и воровать еду, но владеть мечом не учили совсем[32]. Напротив, Арлан Пеннитри, даже будучи нищим межевым рыцарем, обучал своего оруженосца Дунка держать меч и копьё, ездить на боевом коне, натаскивал его в геральдике и внушал максимы вроде «Истинный рыцарь должен быть чист и телом и душой»[2] и «Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда — меньше»[14].

Проявивший себя оруженосец может быть посвящён в рыцари к совершеннолетию[33], хотя некоторые, особо отметившиеся оруженосцы удостаиваются этой чести и раньше — Джейме Ланнистер, например, стал рыцарем на пятнадцатом году жизни[9].

Наличие оруженосца является для рыцарей вопросом престижа, и бедные рыцари, как Арлан Пеннитри, могут брать себе в оруженосцы бездомных мальчишек, обещав кормить, учить и в неопределённом будущем — посвятить в рыцари[2]. Напротив, у богатых и влиятельных рыцарей и лордов может быть сразу несколько оруженосцев из благородных домов — например, у Самнера Крейкхолла было не менее четырёх оруженосцев, включая Джейме Ланнистера и Мерретта Фрея, а сам Джейме Ланнистер позже взял в качестве оруженосцев сразу троих подростков знатного рода — Льюиса Пайпера, Гаррета Пэга и Джосмина Пеклдона[34]. Дружба между рыцарем и его оруженосцем и оруженосцами одного рыцаря завязывается на всю жизнь; иногда — как в случае Ренли Баратеона и Лораса Тирелла — она обращается в гомосексуальную связь[8].

Оруженосец вовсе не обязательно должен быть подростком. У Мандерли были оруженосцы в возрасте до сорока лет[35], и на трапезе для оруженосцев во дворе Белостенного преобладали старые бывалые воины[17]. Такие люди не становятся рыцарями никогда — часто у них просто не хватает денег на собственные оружие, доспехи и лошадь, иногда они просто не испытывают желания стать рыцарями, предпочитая верой и правдой служить другим[36].

…как армейский сержант, который не испытывает желания становиться лейтенантом, а тем более генералом.Так сказал Мартин

Черные готические латы

Еще возникает вопрос – красили ли черноармейцы свои доспехи, за что, якобы, и получили свое наименование?

На ряде изобразительных источников действительно встречались воины в черных готических латах, но были изображения, где доспехи имеют привычный серовато-стальной оттенок. Вероятно, встречались оба варианта, и, возможно, черные доспехи дозволялось иметь опытным воинам, прошедшим ряд кампаний и заслужившим иметь отличительный признак, чтобы соответствовать названию войска.

Посвящение в рыцари

Помазанный рыцарь. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin
Любой рыцарь может посвятить любого другого человека в рыцари[37][2]. Король может посвятить в рыцари любого своего подданного; не всякий лорд может посвятить кого-либо в рыцари, а только такой лорд, который сам является рыцарем. Иными словами, Бейлор Благословенный, будучи королём, мог посвящать людей в рыцари, а Эддард Старк, будучи лордом, но не будучи рыцарем — нет[38].

Обычный способ стать рыцарем — с детства и до шестнадцати-восемнадцати лет служить другому рыцарю в качестве оруженосца, проявив себя и доказав свое право стать рыцарем. Доблесть, проявленная в военной кампании, или успешное выступление на турнире для оруженосцев могут стать основанием для посвящения в рыцари. Это верно даже для людей, никогда не бывших оруженосцами, но проявивших себя на войне и вознаграждённых за это рыцарством: так, северянин Джорах Мормонт был посвящён в рыцари в качестве отличия за отвагу во время штурма Пайка в конце восстания Бейлона Грейджоя. Бывший контрабандист Давос Сиворт получил рыцарское звание в благодарность «за лук» — во время осады Штормового Предела он тайком провез в замок груз лука и рыбы и тем самым спас Станниса Баратеона и его людей от голодной смерти[39].

Отцы, дядья или старшие братья, будучи рыцарями, могут посвятить в рыцари младших членов семьи, рыцарь может посвятить в рыцари своего оруженосца, однако чаще это делает другой рыцарь — как можно более прославленный и известный, какого только удавалось найти, лучше всего рыцарь Королевской Гвардии, принц или сам король. Так, Джейме Ланнистер служил оруженосцем Самнеру Крейкхоллу, но посвящение принял от знаменитого рыцаря Королевской Гвардии Эртура Дейна; Барристан Селми служил оруженосцем у Манфреда Сванна и был посвящён в рыцари королём Эйгоном V Таргариеном[9]. Григора Клигана посвятил в рыцари принц Рейгар Таргариен[16]. Все заслужившие рыцарство в битве на Черноводной — больше шестисот человек — были посвящены всего тремя рыцарями Королевской Гвардии: Бейлоном Сванном, Меррином Трантом и Осмундом Кеттлблэком, хотя в столице в этот момент находились многие тысячи менее знаменитых рыцарей[33].

Мартин сравнивает посвящение с получением диплома о высшем образовании в нашем мире:

Почему люди стремятся попасть в Гарвард, а не обходятся дипломом колледжа в родном городке? Очень престижно быть посвящённым в рыцари королём, принцем, одним из рыцарей Королевской Гвардии или какой-нибудь ещё знаменитостью. Получить посвящение в рыцари от брата — это как поцеловать сестру (Джейме Ланнистера и Таргариенов это сравнение не касается), а получить посвящение от уездного межевого рыцаря — это как парикмахерское училище закончить. «Корочки»-то вы получите, но на университетскую аспирантуру после этого замахиваться не стоит.Так сказал Мартин

Никто не запрещает рыцарю произвести в рыцари простолюдина или даже бастарда. Тем не менее, социальное давление обычно не дает корыстолюбивым рыцарям возможности посвящать в рыцари за деньги всех, кого им вздумается: рыцарская честь и высокий статус рыцарского звания имеют большое значение в обществе Вестероса, и запятнавший себя таким поступком рыцарь, а равно и те, кого он посвятил, легко могут оказаться изгоями[36]. Тем не менее, такие прецеденты были: Дункан Высокий слышал истории о том, как рыцарства добивались взятками или угрозами, а рыцарское звание Глендона Флауэрса было куплено девственностью его сестры — безденежный рыцарь согласился посвятить юношу в рыцари в обмен на возможность переспать с девственницей[17]. Однако Берик Дондаррион, руководствуясь своими идеалистическими воззрениями, посвятил в рыцари весь свой партизанский отряд — Братство без Знамён — от мала до велика и вне зависимости от наличия оружия и доспехов[37].

Помазание рыцаря. Иллюстрация Николь Кардифф (Nicole Cardiff)

Перед посвящением в рыцари посвящаемый обязан выстоять всенощную молитву в септе, от заката до рассвета. Небесным покровителем рыцарей является одна из семи ипостасей Бога — Воин, и будущие рыцари молятся ему, сложив меч и доспехи у изображения Воина и оставаясь в одной белой рубахе из некрашеной шерсти, символизирующей чистоту и смирение. В столице для этого может использоваться Великая Септа Бейлора, в походах посвящаемые могут провести ночь в ближайшей деревенской септе, какую только удалось найти[40].

Наутро посвящаемый обязан исповедаться септону[2] и быть помазан, согласно обряду Семерых, семью елеями. В наилучшем случае исповедь и помазание принимает сам верховный септон, что придает посвящению особый престиж; так, например, сир Джорах Мормонт принял помазание от верховного септона[1]. Прошедшие через этот обряд называются помазанными рыцарями

.

В той же самой рубахе, босой посвящаемый проходит к месту посвящения, где в присутствии свидетелей[2] становится на колени перед посвящающим рыцарем. Рыцарь обнажённым мечом, повернутым плашмя, легко ударяет по плечам посвящаемого, попеременно по правому плечу и по левому, произнося формулы обетов именем Семерых. Посвящаемый должен поклясться исполнять эти обеты[33][40].

— Раймун из дома Фоссовеев, — начал он торжественно, коснувшись клинком правого плеча оруженосца, — именем Воителя обязую тебя быть храбрым. — Меч лёг на левое плечо. — Именем Отца обязую тебя быть справедливым. — Снова на правое. — Именем Матери обязую тебя защищать юных и невинных. — Левое плечо. — Именем Девы обязую тебя защищать всех женщин…Межевой рыцарь

Полный текст рыцарских обетов в книгах не приводится, известно только общее содержание: «…быть истинным рыцарем, чтить семерых богов, защищать слабых и невинных, преданно служить моему господину и сражаться за свою страну»[2]. Очевидно, в список обетов входят также какие-то обеты во имя Старицы, олицетворяющей мудрость и прозорливость, и Кузнеца, олицетворяющего здоровье, силу и стойкость, и — с куда меньшей вероятностью — обет во имя седьмого божьего лика — Неведомого. Неведомый олицетворяет смерть, и верующие в Семерых избегают упоминать его всуе.

Берик Дондаррион при посвящении Джендри использовал другую, краткую и политкорректную формулу, упоминающую Семерых лишь вскользь как «богов», чтобы не смущать присутствующих поклонников Рглора, и особенно Тороса из Мира, которому Берик был обязан жизнью:

— Клянёшься ли ты, Джендри, перед лицом богов и людей защищать тех, кто сам себя защитить не может, особенно женщин и детей, повиноваться своим капитанам, своему сюзерену и своему королю, храбро сражаться в случае нужды и выполнять все другие работы, какими бы трудными, незавидными и опасными они ни были?Буря мечей, Арья VII

После того, как посвящаемый именем богов клянется исполнять эти обеты, рыцарь снова ударяет посвящаемого по плечу и произносит: «Встань же, сир <�имя>

». Именно с этого момента посвящаемый становится рыцарем, может подняться с колен и застегнуть на себе пояс с мечом[33].

Разумеется, многие посвящения совершаются вдали от септ, без свидетелей, в условиях нехватки времени, даже прямо на поле боя, поэтому посвящение сводится к ударам мечом по плечам коленопреклонённого посвящаемого и произнесению рыцарских обетов. Именно так рыцарское звание получили Дункан Высокий[2], Ролли Дакфилд[41] и Осмунд Кеттлблэк[9] (если последний вообще был когда-либо посвящён в рыцари). Тем не менее, уже это усечённое посвящение даёт человеку право считать себя рыцарем.

Если посвящённый в рыцари ранее был простолюдином и не имел ни фамилии, ни герба, за ним остается право придумать себе оригинальные фамилию и герб самостоятельно. Так, Дункан, отличавшийся огромным ростом, назвал себя Высоким, а Ролли, будучи посвящённым в рыцари посреди чистого поля и увидевший там пролетающих уток, не нашел ничего лучшего, чем взять себе фамилию Дакфилд (утиное поле

).

Межевые рыцари

Основная статья:
Межевые рыцари
Межевой рыцарь. © FFG (
Джонил Сентено (Jhoneil Centeno)
)

Далеко не все рыцари Семи Королевств богаты и владеют землёй. Нередко в рыцари посвящают людей, которые не имеют земли, замка, состоятельных родственников и вообще каких-либо источников дохода, кроме собственно военной службы. Главное достояние такого рыцаря заключается в лошадях и оружии[2]. Если такой рыцарь ещё и не находится у кого-нибудь на постоянной службе, а странствует по стране от одного временного нанимателя к другому, он называется межевым рыцарем (англ. hedge knight

, в переводе Соколова —
засечным
). В большинстве своем межевые рыцари крайне бедны, но гордость не позволяет им оставить занятие рыцаря и заниматься торговлей или ремеслом[2].

Не по одежке, а по уму

Офицерами в Черной Армии были представители аристократии, но немаловажным фактором являлась способность конкретного человека руководить ситуацией и командовать войсками. Например, достаточно долгое время Черной армией командовал Ян (Иоганн) Хогвитц – наемник, хороший опытный командир, прозванный за свои поступки Черным.

Позже командиром стал эпичный и полулегендарный Пал Кинижи, наделенный, к тому же, огромным ростом. Бессменный командир Черной Армии, своим талантом и авторитетом он затмил многих других. Примечательно, что Пал Кинижи (если верить легендам) был сыном мельника, но сам выбился в состоятельные аристократы.

Присягнувшие рыцари

Рыцарь в доспехе-бригантине и бацинете без забрала. Иллюстрация Ruisma
Большинство небогатых рыцарей находятся на постоянной службе у лордов или других рыцарей в роли присягнувших воинов

(англ.
sworn swords
). Присягнувшие воины не обязательно являются рыцарями, но это и не
наёмники
(англ.
sellswords
), которых с нанимателем не связывает ничего, кроме денег. Личная присяга обязывает рыцаря служить господину, говорить ему правду, повиноваться ему, охранять его и сражаться за него в случае нужды[14][42]. Со своей стороны господин обеспечивает присягнувших воинов кровом, пищей и — не всегда — денежным жалованьем. Присягнувший одному господину рыцарь уже не может перейти на службу к другому, пока его не освободят от присяги[14].

Если ты ешь мясо за столом лорда и пьёшь его мёд, — говаривал сир Арлан, — все твои поступки сказываются на нём. Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда — меньше. Никогда не увиливай от трудных задач, а в первую голову — не позорь лорда, которому служишь.Присяжный рыцарь

Лорды и богатые рыцари, такие, как Киван Ланнистер или Темплтоны, могут держать на службе сотни служилых рыцарей. Киван Ланнистер сам был рыцарем на службе у своего брата Тайвина; при этом Киван держал уже у себя на службе двести

рыцарей и мог при надобности удвоить это число[43].

Жандармы венгерского короля

Ударной частью регулярного войска Корвина являлась тяжелая кавалерия (nehec lovassag) или, на западноевропейский манер — жандармы.

В ее состав входили знатное и среднее венгерское дворянство, а также привлеченные из-за границы рыцари: немецкие, чешские и итальянские искатели удачи. Как правило, они были младшими отпрысками знатных фамилий и, конечно же, отличными воинами.

Nehec lovassag – являлись пробивной и сокрушительной силой на полях сражений восточноевропейского театра военных действий, способной справится с австрийскими рыцарями, турецкими сипахами и капикулу в сражении «кость в кость».

Рыцари-ленники

За службу присягнувший рыцарь может быть вознагражден земельным наделом с крестьянами и передавать эту землю и доходы от неё по наследству. Таким образом, рыцарь становится мелким феодалом, рыцарем-ленником

(англ.
landed knight
). Собственная земля и крестьяне делают рыцаря финансово независимым — он может уже не нести постоянной службы при дворе сюзерена, а заниматься мирным хозяйством в своём имении и даже брать к себе на службу присягнувших рыцарей победнее, как это делал сир Юстас Осгрей. Многие благородные дома Семи Королевств — это не более чем семейства рыцарей-ленников; среди вассалов крупных лордов их на порядки больше, чем лордов помельче. Мандерли, сами вассалы Старков, числят среди своих вассалов дюжину мелких лордов и сотню рыцарей-ленников[44], у Осгреев в период их наибольшей мощи в вассалах ходили двадцать мелких лордов и сто рыцарей-землевладельцев[14].

Во время войны рыцарь-ленник, как повелевает ему вассальный долг, обязан явиться на службу к сюзерену с теми силами, которые он сможет собрать в своих владениях. Так, Титос Ланнистер сделал спасшего ему жизнь псаря Клигана своим вассалом-землевладельцем, пожаловав ему земли и замок[45]; внук псаря, рыцарь-ленник Григор Клиган, служил Тайвину Ланнистеру в качестве одного из военных командиров.

Впавшие в немилость лорды могут лишиться своего звания и также превратиться в рыцарей-ленников. Подобная история случилась с Коннингтонами: если Джон Коннингтон был лордом и десницей при короле Эйрисе II Таргариене, то унаследовавший Грифонье Гнездо и остатки земель своего дяди Роннет Коннингтон именовался всего лишь Рыцарем Грифонов[34].

Юстас Осгрей владел тремя деревнями, впрочем, маленькими, безымянными и способными в сумме выставить только восьмерых годных в солдаты мужчин[14]. Рыцари-ленники братья Уоды, присягнувшие на верность Уэнтам из Харренхолла, владели холмами на границе Речных земель с Королевскими[34].

Богатые рыцари-ленники могут владеть замками и множеством деревень, таким образом, во всем превосходя мелких лордов и будучи лордами во всем, кроме титула. Так, Рыцарь Девяти Звёзд Саймонд Темплтон во время конфликта лордов Долины с Петиром Бейлишем собрал и привел к Лунным Вратам армию из тысячи человек[46]. Для сравнения, у самого лорда Бейлиша в его безымянном владении на Перстах было всего четверо слуг и ровно один стражник, а в деревне на острове — дюжина крестьянских семей[47]. Впрочем, рыцарь-ленник, даже богатый и знаменитый — не пара принцессе королевской крови[48], а дочери рыцаря-ленника — не пара принцу[49].

В чём разница между рыцарями-ленниками (сир Григор Клиган) и очень мелкими лордами (например, лорд Бейлиш-старший)?

В титуле. Лорд имеет намного большую власть над своими владениями — «право темницы и виселицы», как это называлось в некоторых средневековых обществах. Титул лорда, в общем, считается более престижным. Впрочем, рыцари — это воины (или были воинами), и у этого титула есть свое военное и религиозное значение, и в обществе, где преклоняются перед воителями, оно тоже по-своему престижно. Не все лорды — рыцари. У рыцаря-ленника могут быть гораздо большие владения, чем у мелкого лорда.Так сказал Мартин

Право темницы и виселицы означает следующее: король дает лордам право заточать и казнить на своих землях, тогда как рыцарь-ленник не имеет права наказывать кого бы то ни было без разрешения своего сюзерена[14]. И лорд, и рыцарь должны поддерживать порядок на своей земле, но лорд может сам казнить и миловать пойманных разбойников и воров, а рыцарь обязан только задерживать их и доставлять своему сюзерену на суд.

Социальное устройство Вестероса и Эссоса
Общество ВестеросаКороли • Дворянство • Знаменосцы • Рыцарство • Простолюдины • Невольники • Септоны • Рабы и рабовладельцы • Наёмники • Вольный народ • Поклонщики
ПрочееФеодальная система • Должности • Титулы • Обращения • Законы и обычаи

Источники

  1. ↑ 1,01,1 Игра престолов, Дейнерис I
  2. ↑ 2,002,012,022,032,042,052,062,072,082,092,102,112,122,132,142,152,162,172,182,192,202,21 Межевой рыцарь
  3. Мир Льда и Пламени, Долина
  4. Мир Льда и Пламени, Простор
  5. Пир стервятников, Сэмвелл I
  6. Так сказал Мартин: Правила турниров
  7. Игра престолов, Бран VI
  8. ↑ 8,08,1 Пир стервятников, Серсея V
  9. ↑ 9,09,19,29,3 Буря мечей, Джейме VIII
  10. Танец с драконами, Погибший лорд
  11. Игра престолов, Джон IV
  12. Игра престолов, Санса IV
  13. Пир стервятников, Бриенна I
  14. ↑ 14,014,114,214,314,414,514,614,714,8 Присяжный рыцарь
  15. Игра престолов, Дейнерис IV
  16. ↑ 16,016,116,216,3 Игра престолов, Санса II
  17. ↑ 17,017,117,217,317,417,5 Таинственный рыцарь
  18. Битва королей, Санса V
  19. Буря мечей, Сэмвелл II
  20. Буря мечей, Джейме I
  21. Буря мечей, Джон II
  22. Буря мечей, Дейнерис II
  23. Буря мечей, Арья VII
  24. Буря мечей, Арья IX
  25. Буря мечей, Давос II
  26. Игра престолов, Эддард XI
  27. Буря мечей, Дейнерис V
  28. Игра престолов, Эддард VII
  29. ↑ 29,029,129,2 Так сказал Мартин
  30. Буря мечей, Дейнерис I
  31. Игра престолов, Арья I
  32. Пир стервятников, Бриенна III
  33. ↑ 33,033,133,233,3 Битва королей, Санса VIII
  34. ↑ 34,034,134,2 Пир стервятников, Джейме III
  35. Битва королей, Бран II
  36. ↑ 36,036,1 Так сказал Мартин: Рыцари
  37. ↑ 37,037,1 Буря мечей, Арья VI
  38. Так сказал Мартин
  39. Битва королей, Пролог
  40. ↑ 40,040,1 Пир стервятников, Джейме I
  41. Танец с драконами, Тирион III
  42. Игра престолов, Дейнерис V
  43. Пир стервятников, Серсея II
  44. Танец с драконами, Давос IV
  45. Битва королей, Санса II
  46. Пир стервятников, Алейна I
  47. Буря мечей, Санса VI
  48. Танец с драконами, Дейнерис X
  49. Танец с драконами, Слуга купца
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]