Десять самых могущественных рыцарских орденов (11 фото)

Одним из уникальных явлений, которые породила средневековая Европа стали рыцарские ордены. Если сами по себе рыцари ничего особенного в мировом масштабе не представляли (элитная тяжелая конница, и не более), то рыцарский орден – это уже особенное!

Какие же из них были наиболее интересны и какова их краткая история? Ведь о многих из них большинству вообще ничего не известно.

Орден св. Лазаря

Уникален еще и тем, что в него входили только прокаженные. Какие рыцари из прокаженных? Оказалось, что неплохие. Поначалу они не участвовали в сражениях, но через столетие после основания ордена взялись за это дело.

Носили черные одежды с зеленым крестом. В бой шли без шлемов приводя противников в ужас своими изуродованными лицами. Ход оказался рабочим, поскольку подхватить проказу не желал никто.

Однако в бегство враги все же не обращались и, скрепя сердце, сражались с рыцарями св. Лазаря. В одном из сражений 1244 года почти все рыцари были перебиты, что надломило орден.

Со временем он перебрался во Францию и продолжает существовать и сегодня, превратившись в благотворительную организацию.

Как стать рыцарем Мальтийского ордена

В настоящее время члены организации делятся на три класса, однако лишь первый из них требует от рыцарей принести обеты бедности, целомудрия и послушания. Теоретически вступить в ряды госпитальеров может любой католик или протестант, который хочет посвятить себя гуманитарной работе. Волонтеры ордена работают в больницах и госпиталях, доставляют благотворительные грузы в страны третьего мира, помогают бездомным и людям с ограниченными возможностями. Особо отличившимся могут со временем предложить посвящение в рыцари.

Тамплиеры

Самый топовый рыцарский орден, в полной мере заслуживший свою славу. После того, как крестоносцы были изгнаны из Палестины, рыцари переключились на торговлю и банковское дело.

Однако назвать их патологическими стяжателями было все же нельзя. Орден много строил, прокладывал новые дороги (притом бесплатные!), которые сам же и охранял. Многое тратилось на благотворительность.

Невероятное богатство им не простили, после чего последовало обвинение во всех грехах. Признания выбивали жесточайшими методами и в 1312 году орден Тамплиеров был упразднен. Впоследствии он неоднократно возрождался, но это было уже совсем не то.

Подарок с подвохом

Конечно же, Карл V сделал свой щедрый подарок, руководствуясь далеко не одним только «христианским сочувствием». Для того чтобы осознать все коварство королевского дара, надо понимать, что представляло собой Средиземное море в XVI веке. Это был настоящий змеиный клубок — бурлящий и смертельно опасный.

Все Средиземноморье кишело берберийскими пиратами — так называли выходцев из мусульманских регионов Северной Африки. Гавани Алжира, Туниса, Ливии служили пристанищем для тысяч и тысяч свирепых морских разбойников, которые держали в страхе всю Южную Европу.

Основной целью их рейдов служили прибрежные поселения Италии, Испании, Португалии, Франции. Этим странам приходилось особенно несладко, хотя и более отдаленным государствам тоже доставалось — мусульманские корсары доплывали даже до Англии, Ирландии и Исландии!


Портрет Пьера-Жерара де Мартига по прозвищу Благословенный — основателя ордена

Цели пиратских набегов были просты: золото и рабы! Причем охоту на рабов можно даже поставить на первое место. Берберийцы организовывали специальные рейды, в ходе которых они прочесывали прибрежные европейские земли, стремясь захватить как можно больше христианских пленников. Захваченный «живой товар» продавался на невольничьих рынках Марокко, Алжира, Турции. По подсчетам историков, берберийские пираты захватили и продали в рабство не менее одного миллиона европейцев. И это в те времена, когда население Европы было не очень-то и велико!

Для крупных операций разрозненные пиратские эскадры соединялись в целые флотилии из десятков и сотен кораблей. А если еще учесть, что пиратам-единоверцам активно помогала Османская империя, то можно понять всю величину опасности, которой тогда подвергалась Европа. Подарив госпитальерам остров в самом центре Средиземного моря, на перепутье между Тунисом и Сицилией, император бросил рыцарей в самый эпицентр ожесточенной схватки. Волей-неволей госпитальеры должны были служить щитом Европы против натиска мусульманских корсаров… Это было им вполне по силам. Тем более что противостоять пиратским набегам они научились еще во время обороны Родоса.

Орден св. Гроба Господня

Что-то вроде «Единой России», только на католический манер. Сей орден основали еще во время Первого Крестового похода и его задачей была охрана палестинских святынь от мусульман.

Великими магистрами же ордена вплоть до 1949 года были только римские папы. Будучи правительственным орденом орден совершенно спокойно дожил до наших дней.

Правда никакие святыни «рыцари» ордена уже не охраняют и его членами являются представители финансовой и административной элиты, просто богачи, а также деятели медиа, спорта, культуры. Этакий «Орден св. Мажора» получился.

Причины образования орденов крестоносцев

В начале средних веков сформировался класс феодалов, называющих себя рыцарями. Но еще не сложились правила общественного устройства, регулирующие отношения между ними. Многие рыцари-феодалы считали себя равными правителям (королям, герцогам), что приводило к смутам внутри только что сформировавшихся государств.

Младшие сыновья феодалов, с детства обученные военному искусству, не имели других средств к существованию кроме войны. Именно в это время начали формироваться рыцарские армии. Но дисциплина в них была крайне низкой.

Римская католическая церковь попыталась снизить напряженность в государствах, направив энергию рыцарей на, казалось бы, благое дело – освобождение зарождающегося христианства от владычества мусульман. Для этого в период с 1096

г по
1272
г было организовано девять крестовых походов.

В это же время начали создаваться ордена, объединяющие рыцарей-крестоносцев. Создание орденов преследовало, прежде всего, цель –дисциплинировать рыцарей, объединив их для выполнения важнейшей задачи в организацию со строгой иерархией, находящейся под контролем главы католической церкви – римского папы.

Структурно ордена подразделялись на руководство:

— Главный (великий) магистр (или гроссмейстер).

— На местах подразделениями управляли приоры, подчинявшиеся гроссмейстеру.

— Приорам были подчинены командоры (коменданты замков, крепостей).

— Для управления финансами назначались должностные лица – маршалы.

К простым членам орденов относились кавалеры – рыцари, принявшие посвящение, и неофиты – рыцари, вступившие в орден, но не допущенные к посвящению.

Хотя в некоторых орденах структура несколько отличалась. Во многих орденах рыцари давали обет послушания.

Всего насчитывалось более 30 духовно-военных орденов. Некоторые, просуществовав незначительное время, прекратили свое существование или вошли в состав других орденов.

Тевтонский орден

О нем я более подробно писал в другой статье, но вкратце вся его история сводится к попытке создать собственное государство в Восточной Европе и покорить язычников и православных.

Хотя ресурсная база ордена была, пожалуй, более мощной, чем у любого другого ордена, дела у него шли с переменными успехами.

Никакого «Дранг нах Остен» у грохочущих железом «дойчен зольдатен» не вышло. Нельзя сказать, что они были плохими воинами, но били их регулярно.

Настоящим крахом стала Грюнвальдская битва 1410 года, где польско-литовско-русско-татарские силы разметали их по ветру. Контрольный выстрел в существование ордена сделали его же великие магистры, которые однажды просто взяли и перешли в протестантизм, прихватив с собой и часть рыцарей.

Позже орден неоднократно возрождался, но опять же, это было уже не то. Сейчас состоит преимущественно из женщин-медиков.

Члены ордена и его устав

Рыцарями Ордена могли стать только французы (позднее и англичане) благородного происхождения. Только они могли занимать высшие руководящие должности (великий магистр, магистры владений, капитульеры, каштеляны, драпиеры

и т.п.). Впрочем, относительно национальности соблюдалось это не слишком строго. Среди рыцарей встречаются и итальянцы, испанцы, фламандцы. Сержантами Ордена могли стать как богатые горожане ( занимали должности оруженосцев, счетоводов, управителей, кладовщиков, пажей и т.п.), так и простые люди ( охранники, солдаты, прислуга).

Священиками Ордена могли стать священики католической церкви, однако, вступая в Орден, такой священик становился членом Ордена и подчинялся только магистру Ордена и его высшим сановникам. Епископы католической церкви и даже сам Папа теряли над ними власть. Священики выполняли духовные обязанности в Ордене, хотя и рыцари Ордена были наделены правами духовников. Любой член Ордена мог отправлять свои религиозные обязанности только перед орденскими священиками (исповедь,причастие и т.п.).

Устав первоначально состоял из 72 статей на латинском языке. В середине XII в. он претерпел некоторые изменения, прежде всего, в тех разделах, которые касались вопросов структуры Ордена. Тогда же «Устав», или «Свод», перевели на французский язык. На момент составления «Свода» наибольшей суровостью отличались правила ордена цистерианцев, к которому принадлежал и сам св. Бернар: их он взял за основу, создавая устав монахов-воинов.

Вступавший в Орден давал три обета: послушания, бедности и целомудрия. Тамплиер был обязан беспрекословно и в любое время выполнять приказы вышестоящих чинов. Безусловно запрещалось отступление в бою без приказа командира. Если после смерти у орденского рыцаря находили золото или деньги, то тело полагалось хоронить за оградой кладбища, а умершего — считать отступником. Всякое прикосновение к женщине, общение с ней объявлялось преступным, «ибо, как известно, враг рода человеческого многих сбил с пути истинного с помощью женщин»

. Осуждалось даже сыновнее желание поцеловать мать.

Исключение составляла только та, на изображение которой с умилением и неземной любовью мог беспрепятственно взирать каждый тамплиер. Любовь к ней и вера в ее благосклонность должны воодушевлять храмовников в минуты смертельной опасности. Этой женщиной была Дева Мария.

К сожалению, рамки материала не позволяют нам подробно остановиться на вопросе, почему в столь изолированном от женщин сообществе был развит культ Богоматери (женщины, прежде всего). Это — тема для отдельного исследования. Отметим лишь, что последняя редакция «Устава» содержит трогательную фразу: «…утренние часы Богоматери должны в Доме (ордене) читаться первыми … поскольку Матерь Божья положила начало нашему ордену, и в ней и в Ее чести, если Богу угодно, пребудет конец наших жизней и конец нашего ордена, когда Богу будет угодно, чтобы таковой конец настал»

.

Братство воинов Христа

Поскольку рыцари этого ордена носили на своих плащах крестообразные изображения меча, их прозвали меченосцами. Задача ордена была своеобразным приквелом к истории тевтонцев – взять под контроль Восточную Прибалтику.

Но дело не срослось, ибо помешали русские князья, а затем и от Литвы крепко досталось. Так бы и ушли в небытие, но вместо этого меченосцы влились в Тевтонский орден, став его филиалом, более известным как Ливонский орден.

Однако смена имени ничего не дала и в середине XVI века меченосцы-ливонцы были разбиты русскими, а затем по примеру тевтонского руководства перешли в лютеранство.

Орден защитников христианских святынь (Орден Тау)

Орден считается самым старым из духовно-рыцарских орденов Европы. В 952

году в Альтопашио (Испания) монашеским орденом святого Августина был открыт госпиталь, где останавливались для отдыха и лечения паломники, следующие в Сантьяго-де-Компостеллу или Рим. Монахи Ордена осуществляли охрану паломников на отрезке пути от Лукки до Генуи.

В 1239

г. Ордену официально был присвоен статус военного. Они не стремились к лидерству среди других орденов, хотя его госпитали построены и в других странах.

В 1585

г. Орден объединился с Орденом святого Стефана.

Отличительным признаком одежды рыцарей Ордена был черный или темно-серый плащ с красным капюшоном. На плащ и капюшон нашит белый Т-образный крест.

Орден Христа

Португальский правопреемник храмовников, появившийся в 1318 году. Известен, кроме этого, еще и тем, что его членом был Васко да Гама.

Из последнего некоторые делают предположение, что своими успехами великий мореплаватель обязан знаниям об устройстве мира, которыми владели тамплиеры, умудрившиеся спрятать свои сокровища так далеко, что их до сих пор не отыщут. К слову, красный крест на парусах, под которым плавал да Гама является эмблемой Ордена Христа.

В конце XVIII века орден секуляризировали, национализировав все его имущество, т. е. проще говоря, обчистили. Видимо, это такое европейское хобби: время от времени грабить всех, кто назвался тамплиерами или их наследниками.

Крестоносцы — это рыцари раннего средневековья, посвятившие свои деяния богу. Свое название они получили за уникальный вид доспехов. Символ креста наносился на броню, одежду и флаги.

Крестоносцы появились в XI веке, когда у Церкви появилась нужда захватить восточные земли, в первую очередь, по экономическим причинам. Население Европы росло и возникла угроза голода, а также завоевания турок-сельджуков представляли опасность для Европы, так как подошли слишком близко. Так, было принято решение захватить плодородные земли на Востоке, а заодно и «вернуть» главную святыню всех христиан — Гроб Господень, что в Иерусалиме. Для набожных людей средневековья мотивации лучше не придумать. Так возникли рыцари, посвятившие себя великой цели приблизиться к богу. Крестоносцам предлагалось участвовать в походе на восток смывая свои грехи кровью «неверных» — мусульман, под властью которых был весь ближний восток, и представителей других религий (в том числе и православных христиан, ведь все крестоносцы — католики).

Первый крестовый поход в 1096 году увенчался успехом. Были захвачены Антиохия, Эдесса и Триполи. За это время были образованы Иерусалимское королевство, Эдесское графство и княжества Антиохии. Позже Эдесса вновь отошла к туркам-мусульманам, что спровоцировало второй крестовый поход спустя почти 46 лет. Подобным образом походы в Палестину совершались 9 раз до 1272 года.

Во времена крестовых походов в Европе особенно сильны были антисемитские настроения, так как евреев считали виновными в смерти Христа. Призывы святых отцов не проливать кровь иноверцев, а обращать их в христианство были совершенно бесполезны, ведь зачем идти в далекий поход, если можно убить врага, который рядом?

Отношение к иноверцам у католиков того времени вообще было очень враждебным и жестоким. Рыцари в походах уничтожали любого, кто не был католиком, даже православных христиан. Во время Северных походов крестоносцы нападали даже на Русь. Не обошли стороной праведные мечи монахов-рыцарей и прибалтийские языческие племена. Финские, литовские, карельские и другие племена сильно пострадали от войска защитников веры.

Многие думают, что рыцарями, в первую очередь, двигала жадность и желание обогатиться за счет богатства восточных земель. Однако это не так. Наоборот, рыцарь должен был потратить очень много средств для участия в походе — экипировка, провизия для себя и слуг, содержание оруженосцев и прочее. И все это на протяжении всего похода, то есть на несколько лет. Но все затраты окупались после похода, ведь рыцарь-крестоносец был уважаемым человеком с хорошей репутацией, которая могла помочь исправить финансовое положение и заслужить доверие горожан и церкви.

Последние походы не увенчались успехом, и в конце XIII века основанные крестоносцами феодальные государства развалились или были захвачены. В целом, походы не принесли европейцам ничего хорошего: только смерть, разрушение и развращение понятия веры (до Первого похода участие в войне порицалось церковью, но после война стала одним из способов смыть грехи).

Ханжество, жестокость, лицемерие и двойные стандарты стали идеологической основой «духовно рыцарских орденов». Хрестоматийным в этом может служить «Тевтонский орден» и его бесславная история. Современника это заставляет вспомнить о событиях 1242 года, когда немецкие рыцари, столкнувшись с дружиной князя Александра Невского и потерпев поражение, ушли на дно Чудского озера под тяжестью собственных доспехов. На самом деле Ледовое побоище — это лишь небольшой фрагмент из обширной истории рыцарского ордена, в течение трёх веков существовавшего как полноценное европейское государство.

История Тевтонского ордена началась в 1189 году, когда германский император Фридрих Барбаросса со своей армией принял участие в Третьем крестовом походе.

В конце августа 1189 года армия германского императора осадила сирийскую крепость Акра — древнейший город, основанный приблизительно в середине II тысячелетия до нашей эры. В период осады купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре, после того как город будет взят.

Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». 13 июля 1191 года после почти двухлетней осады Акра была взята, и полевой госпиталь перебрался в город, существуя уже на правах госпитального монастыря.

Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. В 1193 году всё тот же Ги де Лузиньян возлагает на госпиталь охрану и оборону одного из укреплений Акры в случае вражеского нападения.

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской. Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Задачами ордена провозглашаются:

— защита немецких рыцарей;

— лечение раненых и больных крестоносцев;

— борьба с врагами Католической церкви.

Девиз ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять».

С этого момента орден очень быстро обзаводится собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности становятся основными. Членство в ордене, представляющем собой военно-религиозное сообщество, становится чрезвычайно престижным среди европейских феодалов. И хотя резиденция главы ордена (гроссмайстера) располагается в Акре, его владения стремительно растут и в Европе — за счёт земель, подаренных монархами, а также владений феодалов, становящихся членами ордена.

Тевтонский орден, членами которого должны были быть рыцари немецкой крови, что, правда, не всегда соблюдалось, очень быстро набрал силу, встав в один ряд с созданными ранее орденами тамплиеров и госпитальеров. Уставы ордена разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета — бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими.

В отличие от рыцарей, которые сначала должны были доказать своё благородное происхождение, священники освобождались от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении религиозных служб, причащении рыцарей и больных в больницах и участии в войнах в качестве медиков. Рыцари жили вместе, спали в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели ограниченную сумму денег. Они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми.

Глава ордена, как и другие его руководители, был избираем, а его права ограничены рыцарями — членами ордена.

Четвёртый гроссмайстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца был человеком с недюжинным аналитическим умом. За несколько десятилетий до окончательного краха государства крестоносцев на Ближнем Востоке он понял, что будущего у Тевтонского ордена в этих краях нет, и стал предпринимать усилия по переносу основной его деятельности в Европу.

Несколько попыток закрепиться в Европе не увенчались успехом, но упрямый гроссмайстер был настойчив и довёл задуманное до конца. В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого.

Тевтонские рыцари, начав войну против прусских язычников в 1232 году, использовали следующую тактику — они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побеждённые использовались в качестве союзников в последующих войнах.

На занятых землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг. Прусская знать, оказавшись под властью рыцарей и становясь их союзниками, постепенно принимала христианство. Постепенно происходило и онемечивание прусских племён — немецкий язык, без которого невозможна было успешная карьера в государстве Тевтонского ордена, вытеснял прусские наречия.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден, поглощавший и включавший в свой состав аналогичные более мелкие образования, превратился в целое государство.

На рубеже 1230-х – 1240-х годов Тевтонский орден предпринимает попытку расширить границы своих владений на Восток за счёт покорения ослабленных русских земель, только что переживших нашествие Батыя. Рыцари ордена намерены привести местное население, исповедующее православие, под духовную власть Рима.

С 1240 по 1242 годы рыцари Тевтонского ордена вели территориальную экспансию на псковских и новгородских землях, захватив Изборск и Псков. Эти территориальные поползновения завершились битвой на Чудском озере 5 апреля 1242 года, результаты которой всем хорошо известны.

Несмотря на эту неудачу, влияние ордена продолжало расти. Тевтонский орден вёл отчаянную борьбу за территории с Великим княжеством Литовским, контролировавшим в XIII–XIV веках и большую часть русских земель. В XIV веке орден совершил более сотни походов в Литву, стремясь подчинить её своему влиянию. Подобная активность Тевтонского ордена в Европе объясняется тем, что его деятельность на Ближнем Востоке завершилась в мае 1291 года, после захвата Акры армией султана Египта.

В 1386 году литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона, что привело к созданию личной унии — объединения двух государств (Польши и Великого княжества Литовского) под властью одной короны. Впоследствии личная уния приведёт и к созданию полноценного объединённого государства — Речи Посполитой.

Для Тевтонского ордена, претендовавшего на литовские земли, польско-литовская уния был весьма серьёзной угрозой. В 1409 году между орденом и новым государственным объединением вспыхнула война, причиной которой были старые обиды. Польша и Литва, пользуясь восстанием в Жемойтской земле, ранее принадлежавшей Княжеству Литовскому, решили попытаться отвоевать территории, ранее захваченные рыцарями ордена. Апофеозом этой войны стала Грюнвальдская битва, произошедшая 15 июля 1410 года. Это сражение, ставшее одним из крупнейших и важнейших в истории средневековой Европы, закончилось разгромом войска Тевтонского ордена. Важную роль в этой битве сыграли полки русских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского, проявившие в критические минуты мужество и стойкость.

Поражение для Тевтонского ордена оказалось сокрушительным: из 25-тысячного войска 8000 были убиты, около 14 000 попали в плен. Среди убитых оказалось практически всё военное руководство ордена, а также его рыцарская элита.

И хотя война в целом завершилась в 1411 году на относительно мягких для Тевтонского ордена условиях, его могущество было подорвано. Уничтожение его непобедимой армии практически свело на нет его влияние.

Огромные материальные потери, необходимость выплаты контрибуции и выкупа пленных рыцарей заставляли Тевтонский орден вводить новые налоги на подконтрольных территориях, что вызвало возмущение населения. В марте 1440 года представители мелкопоместного дворянства и ганзейских городов с территории Орденского государства организовали Прусскую конфедерацию, чтобы сбросить господство тевтонских рыцарей. В феврале 1454 года Прусская конфедерация обратилась к польскому королю Казимиру IV с просьбой о поддержке их революции и включении Пруссии в состав Польши. Король согласился, что стало причиной начала Тринадцатилетней войны, известной также как «Война городов». Итогом этой войны стало превращение западной части бывших владений ордена в польскую провинцию Королевская Пруссия, а оставшаяся восточная часть владений ордена стала вассалом польского монарха.

Закат великой истории Тевтонского ордена растянулся ещё на несколько десятилетий и был весьма плачевным для хранителей его традиций. Последний гроссмайстер, или Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн, разочаровавшийся в его идеалах, в 1525 году перешёл из католицизма в лютеранство, сложил с себя полномочия главы ордена, объявив о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену.

Это решение было принято с одобрения короля Польши, вассалом которого являлся магистр ордена. На прежних территориях было образовано герцогство Пруссия во главе с «магистром-расстригой». Это герцогство стало первым государством Европы, религией которого стал протестантизм, несмотря на то, что оно оставалась в вассальной зависимости от католической Польши.

Утративший своё влияние Тевтонский орден тем не менее сохранил под контролем некоторые территории и официально просуществовал до 1809 года, когда был распущен в период наполеоновских войн. Орден был возрождён в 1834 году в Австрии при поддержке императора Франца I. О военных и политических амбициях речь больше не шла — Тевтонский орден вернулся к помощи больным и благотворительной деятельности.

Военные же традиции ордена бережно хранили в Пруссии, где даже был учреждён орден «Железный крест», напрямую восходящий к символике тевтонцев.

После прихода в Германии к власти нацистов началось восхваление военной истории ордена, в первую очередь его попыток покорения земель на востоке Европы. При этом на священников настоящего Тевтонского ордена, сосредоточенных на благотворительности, начались гонения.

После окончания Второй мировой войны благотворительная деятельность ордена была продолжена. Его нынешняя резиденция располагается в Вене. В резиденции собраны уникальные исторические архивы по деятельности Тевтонского ордена, оказавшего огромное влияние на историю Европы.

Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена, составляют не братья, а сёстры.

Даже из беглого исторического очерка очевидна тема деградации идеи в основе которой сомнительный постулат тевтонов «Цель – оправдывает средства». Тем более комичными становятся современные клоуны, которые наряжаются в одежды и доспехи тевтонских «рыцарей». Бездарное подражание и надувание щек и зрителей на фестивалях, которые они проводят это, безусловно, естественный и логичный итог истории рыцарских орденов в подаче современных неудачников. Клоунада на тему рыцарства становится как обычный фарс. Хотя таких то точно история ничему не учит ))

Госпитальеры

Как и многие другие ордены имели несколько названий, наиболее известным среди которых является «Мальтийские рыцари». Изначально этот старый орден (появился в конце XI века) должен был заботиться о хворых паломниках в Иерусалим и о нищих (что, по сути, то же самое).

В том же столетии орден перешел на военные рельсы, взявшись за защиту Иерусалима. С защитой не сложилось и тогда рыцари перебрались на остров Родос. Возможно, это самый героичный орден, поскольку то, как упорно они противостояли маврам уже на островах, заслуживает уважения.

Однако и финансами они не брезговали, собрав к XVIII веку огромные богатства. Ну, а когда на Мальту пожаловал Наполеон, он, разумеется, обчистил орден до нитки. Вот так: украл рубль – и ты уголовник, отберешь миллионы – и о тебе будут писать восторженные биографии.

Средиземноморский щит

Мальтийские рыцари с честью выполняли свою миссию. Вот и ответ на вопрос: «Чем же знамениты госпитальеры?» Многолетняя упорная борьба с ужасными берберийскими пиратами — вот что дало ордену право на историческое бессмертие.

Возникла парадоксальная ситуация: самые славные страницы в свою историю рыцари-госпитальеры вписали тогда, когда эпоха рыцарства фактически уже подошла к концу. Рыцарские ордена или прекратили свое существование (как тамплиеры), или отказались от всякой самостоятельной роли, влившись в состав централизованных государств (как тевтонцы). Но для госпитальеров XVI столетие оказалось по-настоящему «золотым веком»…

Получив в свое владение Мальту, госпитальеры бросили вызов головорезам Северной Африки. Мальтийцы создали свой флот, который стал одной из ключевых фигур на геополитической «шахматной доске» Средиземноморья. Некогда исключительно сухопутный орден ры-царей-кавалеристов теперь превратился в орден моряков. В устав ордена были внесены серьезные изменения: полноправным мальтийским рыцарем теперь мог стать только тот, кто не менее трех лет участвовал в морских походах ордена.


Султан Османской империи Сулейман I Великолепный дважды пытался покончить с рыцарями. Один раз ему это почти удалось, но его второй план потерпел крах

Конечно, не нужно идеализировать мальтийских рыцарей. Воевали с пиратами они теми же самыми пиратскими методами. Истребление целых населенных пунктов вместе с жителями, жестокие казни и пытки, грабежи и насилие — все это было и в практике христианских рыцарей. Таковы были жестокие нравы того времени.

Мальтийские рыцари не брезговали и сами выходить на морскую «большую дорогу»: руководство ордена всячески поощряло корсарство. Вопреки обету бедности, который давали все члены военно-монашеских орденов, рядовым рыцарям позволяли оставлять себе часть награбленного. Магистр ордена даже закрывал глаза на рынок рабов, существовавший на Мальте (на этом рынке продавались, конечно, не христиане, а пленные мусульмане).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]