Приближается май 2022 года и очередная годовщина Победы — великого праздника «со слезами на глазах». Военный парад, прохождение участников «Бессмертного полка» и раздача георгиевских ленточек. Этот процесс, начавшийся в 2005 году по инициативе РИА «Новости», вновь будет сопровождаться столкновением двух крайностей. С одной стороны, восторженные реляции о раздаче сотен тысяч, даже миллионов, ленточек гражданам страны. С другой, злопыхательство и осуждение проводимой акции с элементами очередного смещения истории в удобную сторону.
Армия противников ленточки очень разношерстная. От пламенного борца с привилегиями в эпоху перестройки А.Г. Невзорова, до непримиримых сторонников дела Ленина и Сталина. От недоучившихся представителей «поколения Pepsi» до махровых националистов из некоторых бывших советских республик. Удивительно, но высказывая, порой, противоположные вещи, они приходят к одному выводу, что георгиевская ленточка – это зло.
Из истории символа победы
Одним из основных доводов противников ленточки является – это не наш символ, это не наши цвета, не с ними наши деды и отцы шли в бой.
Орден Святого Георгия учрежден Указом Екатерины II от 26 ноября 1769 года. Девиз ордена «За службу и храбрость» в комментариях не нуждается.
Лента, появилась позже, но именно в такой цветовой гамме – три черных и две оранжевых (желтых, золотых) полосы. Награждали этим орденом (он имел 4 степени) только офицеров и генералов.
Поскольку орден за боевые заслуги, то олицетворял дым и пламя, коих на войне тех времен было предостаточно.
Награжденный получал различные льготы и привилегии.
В 1807 году был учрежден Георгиевский крест для награждения нижних чинов. Он также имел 4 степени. В число георгиевский кавалеров входили и офицеры, награжденные «Золотым» Георгиевским оружием. В 1805 году в русской армии появились Георгиевские штандарты, которыми награждали лучшие части и соединения.
Георгиевский кавалер пользовался особым уважением в обществе.
В первых рядах награжденных, причем неоднократно, наши великие полководцы – А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, И.И Дибич. Кто-то считает недостойным одеть георгиевскую ленточку и, хотя бы чисто символически, приобщиться к величию страны?
Кого побеждал Георгий?
Проигравшие победители: в России отмечают День воинской славы
Как Синопское сражение из трагедии русского флота превратилось в триумф воинской доблести
Есть у праздника и более древние корни. Размышляя о новой награде, императрица изучила православные традиции почитания св. Георгия Победоносца. В ее кабинете появилось его иконописное изображение. Что знали на Руси об этом святом? Сын воина из Каппадокии, жил в III веке, стал одним из любимых полководцев императора Диоклетиана. И вдруг — открыто объявил себя христианином. Последовали гонения, жестокие пытки. Георгий всё превозмог и от своей веры не отрекся. Его стойкость произвела сильное впечатление даже на жену Диоклетиана — и она уверовала во Христа. И хотя историческая достоверность этого сюжета вызывает вопросы, храмы, посвященные святому Георгию, стали появляться уже в IV веке. Его стали считать покровителем воинов и земледельцев. Главным мистическим подвигом Георгия считается победа над змием, символизировавшим темные языческие силы. Потому он и прозван Победоносцем. Правда, эта схватка, по преданию, состоялась уже после смерти святого.
В России святого величали и Юрием, и Егорием. Праздник день освящения киевского Георгиевского храма учредил на Руси в XI веке князь Ярослав Мудрый. С тех пор его отмечали 26 ноября (9 декабря) и чаще всего называли Юрьевым днем.
армия
Георгиевский собор Юрьева монастыря в Нижнем Новгороде
Фото: commons.wikimedia.org
Устроено с умом: почему на Руси строили храмы во имя Божественной мудрости
Какие тайны хранят соборы святой Софии
Один из древнейших русских монастырей — Юрьев, что под Новгородом Великим, — посвящен именно Победоносцу. Особенную популярность приобрела в наших палестинах притча о его победе над змием. В русских былинах змия побеждает богатырь Добрыня Никитич — и в этом сюжете тоже можно рассмотреть интерпретацию образа святого. Изображение Святого Георгия — всадника с копьем, поражающего змея или дракона, — встречается на монетах, знаменах, на оружии и в гербах городов. Георгия можно было увидеть и на княжеской печати Ярослава Мудрого, и — много веков спустя — на царской — Ивана Грозного.
А еще Юрьев день славен и памятен тем, что в этот праздник крепостные крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому. Это был день свободного выбора — и его крепко запомнили в народе, хотя еще в конце XVI века потеряли эту поблажку. Екатерина II сочла за благо наметить именно на этот день провозглашение нового ордена, с которым связывала большие надежды. Требовалось изменить отношение большинства дворян к воинской службе. Мотивировать, всколыхнуть амбиции. Чтобы служили, по заветам Петра, «не щадя живота своего».
Георгиевская лента – атрибут Белого движения
К сожалению, культивируемая долгие годы отрицательная оценка роли Белого движение в гражданской войне, подталкивает к неверному выводу о значении атрибутов ордена Святого Георгия для страны и армии. Неправильной была жесткая формула, предложенная для офицеров и генералов: или-или.
Оказавшиеся перед таким выбором и сохранившие верность присяге, они не стали хуже или лучше вступивших в Красную Армию.
И, конечно, имели полное право хранить и использовать армейские традиции.
А их отношение к СССР хорошо иллюстрируют позиции двух царских генералов, двух лидеров Белого движения, двух георгиевских кавалеров – П.Н. Краснова и А.И. Деникина.
Если первый с восторгом встретил нападение Гитлера на СССР, обратился к русским эмигрантам с призывом поддержать войну против Сталина и активно сотрудничал с оккупантами, то второй от всех предложений работать с немцами отказался, призывал соотечественников к поддержке России, за свой счет отправил вагон медикаментов Красной Армии. Что, разве ветерану войны или его правнуку подарили георгиевскую ленточку из запасов Краснова?
Георгиевская лента и власовцы
Удивительная ситуация. Ортодоксальные сталинисты отказываются признавать хоть какую-то символику Победы, кроме красного знамени (как будто кто-то с этим спорит). А борцы за либеральные ценности, со своим лояльным отношением к власовцам, приписывают георгиевскую ленту к символике РОА.
В итоге и те, и другие дезинформируют людей.
Во-первых, на петлицах, шевронах, погонах, повязках, флагах армии Власова использовался триколор – бело-сине-красный. Без комментариев. А во-вторых, на знаменах, которые вручали гвардейским частям и соединениям, к древку прикреплялась гвардейская лента, завязанная бантом, и очень похожая на георгиевскую. И по статусу, и по цветовой гамме. Неизвестная и непопулярная…
Распространенное мнение среди ревизионистов истории войны. Это они о ленточке и опять лукавят. О какой популярности «атрибутов прошлой власти» могла идти речь в стране, которая отказалась от значительной части своей истории?
И очень здорово, что уже с первых дней войны руководители государства развернули работу, образно говоря, по популяризации георгиевской ленточки.
Ведь этот маленький кусочек ткани символизирует целый комплекс мер советского правительства, направленных на героизацию борьбы с врагом и повышение морального духа солдат и офицеров. Обращение к великой истории великой страны, даже в ущерб идеологии – одно из этих направлений.
- в сентябре 1941 года было принято решение о присвоении звания гвардейских частям, соединениям и объединениям, отличившимся в боях с врагом. За героизм, мужество и воинское мастерство говорилось в положении о гвардейцах;
- в годы войны в СССР были учреждены ордена имени видных российских военачальников и флотоводцев: Суворова и Кутузова, Богдана Хмельницкого и Александра Невского, Нахимова и Ушакова. Этими орденами награждали офицеров и генералов за успехи в управлении войсками и за отличную организацию и проведение боевой операции.
- Орден Славы – солдатский орден – учрежденный 8 ноября 1943 года имел три степени. Спорить о его схожести с Георгиевским крестом царской армии никто не станет. Одинаковая черно-оранжевая ленточка и у одного, и у другого. По статуту оба ордена предназначались для награждения только рядового и сержантского состава. Кавалером ордена (креста) мог стать только человек, который, проявив мужество и героизм лично совершил подвиг. Орден Славы, единственный, которым не награждались ни одна часть или соединение.
- 9 мая 1945 года, в день Победы Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За Победу над Германией», которой были награждены более 15 миллионов советских граждан. Она тоже имела ленточку похожую на георгиевскую.
Ведь не против ленточки выступают сторонники пересмотра итогов войны. На ее месте могло быть что угодно – солдатский медальон, который называли смертным, пилотка, патрон от трехлинейки, красная гвоздика, лента со звездой.
Борьба с ленточкой – это борьба с народной памятью, очередная попытка очернить лучшее, что было у нашей страны.
цитата
Я не могу связно объяснить, что именно меня в них так раздражает, в этих невинных на вид бантиках, развевающихся на автомобильных антеннах. Видимо, попытка бюрократизации человеческой памяти. Попытка присвоения памяти. Попытка управления памятью.
Лев Рубинштейн, Grani.ru
Любое сообщество, как и любой человек, преследует не только собственную выгоду и заботится не только о своем самосохранении: оно нуждается в признании, в том, чтобы его замечали и ценили. Для людей, только что переживших распад страны и крах всей привычной системы ценностей, это признание оказалось едва ли не самым дефицитным товаром: вчера ты был хозяин империи, а теперь сирота. Как писал в книге «Идентичность» Фрэнсис Фукуяма, «эмоциональное воздействие, которое способна оказать на общество униженная группа, добивающаяся восстановления чести и достоинства, может быть гораздо сильнее влияния людей, просто преследующих экономическую выгоду».
Это воздействие «униженных групп» создавало социальную турбулентность на протяжении всех 1990-х — находя выход то в конфликте вокруг Белого дома, то в голосовании за ЛДПР, его рвущаяся наружу энергия видна в эпизодах «Брата-2». Надежда на то, что люди компенсируют фантомные имперские боли ростом благосостояния, в начале 2000-х сбывается, но лишь отчасти — даже те «хозяйствующие субъекты», кто, в соответствии со шкалой социолога Инглхарта, успешно перешел от ценностей выживания к ценностям самореализации, нет-нет, да и обнаруживают себя в положении героя Сергея Шнурова: «Но только, когда напьюсь, мне снится Советский Союз». 9 Мая с новыми праздничными ритуалами оказалось самым простым и действенным способом вернуть это коллективное достоинство — объяснив на самом элементарном символическом уровне, кто такие «мы» и почему «мы» заслуживаем уважения. Мы — потомки тех, кто победил фашизм, наши предки принесли себя в жертву, чтобы спасти мир от безусловного зла, тень их подвига падает и на нас, уже поэтому мы (народ, страна, власть) заслуживаем того, чтобы с нами считались. Даже выбрав ценности потребления и благосостояния, мы помним, что подвиг был, и раз в году демонстрируем это — привязав ленту на лацкан. Георгиевская лента в таком контексте — знак достоинства, предложенный властью, и люди это предложение приняли.
В бывших союзных республиках георгиевскую ленточку не раздают на улицах, но она каким-то образом туда проникает — и приобретает новый смысл. Ленточку повязывают те «униженные группы», что стали главными жертвами распада СССР,— местные русскоязычные, неожиданно для себя оказавшиеся в статусе «колонизаторов» и вынужденные расплачиваться за травмы, нанесенные империей входившим в нее народам. Власти республик ленточку не приветствуют, предлагая взамен ленты памяти в национальных цветах, а где-то и прямо запрещают, видя в ней объединяющий символ «агентов Москвы». Во время конфликта в Донбассе ленточка становится опознавательным знаком ополченцев — потомков людей, сражавшихся с фашистами, которые вступили в бой с другими потомками людей, сражавшихся с фашистами. Лента за пределами России — еще и знак лояльности нынешней российской власти, и символ реванша империи, и что-то вроде шеврона на войне за «русский мир».
Акция Георгиевская ленточка
Георгиевская ленточка на груди представителей разных поколений – здорово. Но беда нашей страны – кампанейщина. Она может загубить все добрые начинания. Уже за несколько дней до праздника СМИ восторженно будут сообщать о том, что ленточек в этом году раздали больше, чем в прошлом. А по логике их должно быть меньше. Прошлогодние-то куда делись?
Интернет пестрит объявлениями такого содержания: «Георгиевские ленточки оптом – 0,91 руб. Доставка по Москве или самовывоз». А раздача ленточек около станций метро наравне с рекламными листовками. Кто-нибудь задумывался какова судьба и тех и других? Почему бы не организовать продажу ленточек за символическую плату (1 руб.), например, в газетных киосках? И не оптом, а по одной в руки.
Кому ленточка дорога – пойдет, купит и в урну с мусором не бросит.А нет – значит и не надо. Пусть не 100…200 тысяч, а значительно меньше ленточек раздадут жителям города N-ск. Но, это будут люди, которые действительно хранят память о погибших и с почтением относятся к живым ветеранам, а не следуют моде.
Неписанные правила
В описании любого ордена есть правило его ношения. Конечно, черно-оранжевая ленточка не орден. Соответственно правила неписанные и носят рекомендательный характер:
- крепить ленточку можно любым удобным способом – булавкой, какой-то брошкой, она может быть пришитой или привязанной к пуговице куртки;
- место размещения ленточки ограничивается здравым смыслом и уровнем воспитания — если она достойно выглядит на головном уборе, на груди, в крайнем случае, на предплечье, то крепить ее к заднему карману джинсов – отвратительно;
- тоже самое и в отношении сумок, сумочек, рюкзаков — если возникла такая надобность, укрепить ленточку нужно как можно выше, но не в районе днища сумки;
- автолюбителям лучше разместить этот кусочек ткани внутри салона, в крайнем случае привязать к антенне, но уж никак нее в местах, в которые дорожная грязь попадает в первую очередь;
- совсем дико выглядит ленточка на ошейнике или поводке даже самой породистой собаки.
Государственные флаги на административных зданиях и жилых домах вывешивают за несколько дней до праздника и через день-два после, снимают. Так же надо относиться и к ношению ленточки, не дожидаясь, когда она превратиться в кусок грязной тряпки.
цитата
Популярность Георгиевской ленточки — по крайней мере, отчасти — была обусловлена ее материальной природой: тактильность ткани и ритм полос ленточки отодвигали на задний план вопросы о ее смысловой неопределенности.
Сергей Ушакин, Gefter.ru
Пик популярности новой «победной» символики — как раз 2014–2015 годы, время после присоединения Крыма, и теперь уже в самой России воспринимается не только как знак памяти о прошлой войне. Культ Победы окончательно становится чем-то вроде светской религии — придающей смысл настоящему и предсказывающей будущее: война с фашизмом, в которой Россия одержала победу в 1945-м,— не принадлежность исторического прошлого, но вневременная матрица; любой конфликт России с Западом или недружелюбными соседями — продолжение и повторение той самой, главной Войны, память о ней становится залогом того, что мы готовы к ее повторению на новом витке. Повсеместно распространившийся слоган «Спасибо деду за Победу!» логически перетекает в лозунг «На Берлин!», даже автомобиль германского автопрома с такой наклейкой выглядит реинкарнацией танка Т-34, владелец которого не просто чтит память павших — но становится в своем воображении участником все того же героического сюжета.
От знака частной, семейной памяти к символу противостояния внешнему врагу — смысл, который привязывается к георгиевской ленте, претерпел уже много изменений, и, возможно, это еще не конец. Первые лица по-прежнему сводят любой проблемный разговор к «памяти о Великой Победе», власть все так же охраняет единственно правильную версию этой памяти, теперь уже с применением УК, люди опять повязывают перед праздником георгиевскую ленту, или нет — кажется, это уже перестало быть проблемой, негодовать по поводу новых ритуалов и символов Дня Победы, очевидно вошедших в уклад и быт, стало едва ли не более неуместным, чем демонстративно ими кичиться. 9 Мая, даже окруженное эшелонированными пропагандистскими заграждениями и привязанное к сегодняшним политическим конфликтам, все равно остается праздником, который для каждого свой. Вот фотография, на ней родной для тебя человек, он перенес и пережил такие страшные вещи, какие тебе и не снились,— а ты сидишь сейчас в тишине и смотришь на это фото. Оно черно-белое, на нем нечетко уже видна медаль, прикрепленная к колодке, ты сам можешь угадать, какие у нее цвета.
Просто, но со вкусом
И наконец, достаточно сложный, особенно для мужчин, вопрос о создании из георгиевской ленточки чего-то нестандартного, праздничного.
Творческие люди на вопрос – как завязать георгиевскую ленточку предлагают рассмотреть несколько вариантов под условными названиями: цветочек, галстучек, звезда, бант, петля, буквой М, бабочкой, уголком, розочкой.
А вообще, ленточка прилично и красиво выглядит в любом варианте. А этот факт, и то, что ленточка один из символов нашей победы, и ее роль в сегодняшней политической ситуации, вселяет надежду, что каждый нормальный гражданин, сняв 10 мая ленточку с куртки аккуратно сложит ее и уберет до следующего года.
Возникновение ленточки в 2005 году
В 2005 году впервые проводилось повсеместное распространение ленточек – с этого времени и началась своего рода «популяризация» лент. В роли активистов выступили участники РООСПМ «Студенческая община», а также неравнодушные граждане из РИА Новости. Они раздавали ленточки у крупных ТЦ, у станций метро, да и просто привязывали ленты на антенны автомобилей. Так георгиевская лента стала непременным атрибутом встреч с ветеранами, праздничных гуляний и прочих тематических мероприятий. В том году было распространено более 800 000 ленточек — и идея получила хороший отклик не только у молодежи, но и у ветеранов.