Дисциплинированность важнейшее качество личности воина
Дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую, воинскую и т.п.
Сущность и содержание воинской дисциплины
Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.
Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:
во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;
во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.
Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению…». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.
Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.
Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.
Кроме этого, овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.
Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.
Сегодня быть дисциплинированным — значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.
Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В ней выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины.
Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.
Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, — это самодисциплина.
Правильное поведение война, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность.
Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.
Понятие «воинская дисциплина» включает:
— обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;
— совпадение целей законности и воинской дисциплины;
— детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности
— повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;
— обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;
— дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;
— единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.
Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.
Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил.
С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.
Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность — знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.
Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих
Дисциплинированность — это требования воинской дисциплины, исполнение которых является для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Это — проявление ответственности военнослужащего за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» — специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам его поведение в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.
Внешние показатели дисциплинированности:
— строгое соблюдение воинского порядка;
— точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;
— бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;
— образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:
— убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины
— знание уставов и наставлений, требований военной службы;
— умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;
— навыки и привычки дисциплинированного поведения;
— самодисциплина.
Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.
В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.
С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.
Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.
Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.
Более высокий уровень самосознания — самоанализ. Это мысленное разделение военнослужащим своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация — «хорош я или плох» — военнослужащего не должна удовлетворять. Ему надо стремиться получить ответ, в чем он плох, почему так складывается, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ касался как отрицательных моментов служебной деятельности, так и положительных. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самому находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.
В работе над собой большое значение имеет самоконтроль — умение критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше предъявляет ее к себе и каждый военнослужащий воинского коллектива. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.
В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой. Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?
Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).
Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:
— анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;
— выработка установки на действие;
— проигрыш действия про себя;
— выполнение его по частям или в целом;
— самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.
Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.
Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.
Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.
Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.
Рекомендуемая литература:
1. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, ВВ. Марущенко.
2. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. — М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ. -1998.
3. Общевоинские уставы ВС РФ. — М.: Воениздат. -1994.
4. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. — М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. -1993.
Подполковник Алексей Никишов. Майор Олег Самосват
«Ориентир» 2007.08
Теги: огп
КОМИСАР.РФ
Рассказ – беседа.
Учебные цели:
1. Разъяснить сущность и содержание вопросов воинской дисциплины в Вооруженных Силах. 2. Значение воинской дисциплины и профессионализма в современных условиях.
Время проведения:
00.00 – 00.00.
Место проведения:Материально – техническое обеспечение:
наглядные пособия.
Ход занятия
Вступительная часть –
10 минут. Контроль готовности слушателей к проведению занятия. Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения. Информирование перед занятием.
Основная часть –
90 минут
- Сущность и содержание воинской дисциплины.
- Воинская дисциплина и профессионализм, их значение в современных условиях.
Воинская дисциплина как составная часть государственной дисциплины является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Значение воинской дисциплины и организованности, строгого уставного порядка в частях и на кораблях неизмеримо возрастает в условиях активного перехода армии и флота к новым качественным параметрам. Крепкая воинская дисциплина и организованность формируются всем укладом воинской службы.
1.
Слово дисциплина впервые упоминается в указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину», Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.
В течение многовековой истории Российского государства подходы к понятию дисциплины изменялись, В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, строгости и даже жестокости. Но уже во времена А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и право вые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою.
В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинированности войск уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные 80енно-техническим прогрессом, который в свою очередь обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества.
В Дисциплинарном уставе императорской армии было записано: -Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания.
Известно немало высказываний на эту тему царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению … Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека. (М. Драгомиров). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне (А. Колчак). Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А. Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н. Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: Человек сражается не для борьбы, а ради победы. По мнению русского полководца п.д. Румянцева, воспитательная система в армии должна заключаться в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.
Уже в тот исторический период в просвещенных слоях российского общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательной и высокой дисциплинированности солдат и офицеров предлолагалось достигать как производной от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность.
История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы.
Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению … ». Высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссовского и др.
Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.
М.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место после преданности Родине до самоотвержения ставил дисциплину и дисциплинированность.
Дисциплинированность
— это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.
Таким образом, понятие дисциплинированности — это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.
Внешние показатели дисциплинированности:
— строгое соблюдение воинского порядка; — точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников; — бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач; — образцовый внешний вид.
Внутренние показатели дисциплинированности:
— убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины; — знание уставов и наставлений, требований военной службы; — умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины; — навыки и привычки дисциплинированного поведения; — самодисциплина.
Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны при выполнении различного рода служебно-боевых задач военнослужащим предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.
Воинская дисциплина
как один из видов государственной дисциплины призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т.д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности выполнения всех распоряжений и т.д. Понятие «воинская дисциплина» включает в себя: — обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих; — совпадение целей законности и воинской дисциплины: — детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; — повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; — обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; — дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм поведения не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; — единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п.
Дисциплина — выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей.
Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, воинского товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д.
2
На современном этапе развития Российской армии и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. ХХ В.) интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, инститyты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в области армейской дисциплины.
Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей.
Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает: чтобы победить, нужна железная дисциплина. И наоборот: отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.
Ныне роль и значение воинской дисциплины и профессионализма постоянно возрастают. Современная война предполагает применение неизвестных ранее мощных средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне сопряжены с колоссальными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. В условиях постоянной боевой готовности, оснащения подразделений и частей коллективными видами оружия и военной техники, роста их огневых и маршевых возможностей происходит процесс углубления специализации армейского и флотского труда, усложняются характер воинской деятельности, задачи боевой подготовки. Прямой обязанностью каждого воина и воинского коллектива в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение передовых форм и методов боевой учебы.
Суть воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе ВСРФ.
Статья первая Дисциплинарного устава гласит: «Воинская дисциплина есть строгое
и
точное соблюдение всеми военнослужащими порядка
и
правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации
и
приказами командиров (начальников)».
Раскрывая это определение, необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлении любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни, выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина.
Воинская дисциплина — одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники.
В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.
Решение современных задач ас РФ невозможно без крепкой воинской дисциплины и профессионализма. Овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.
Заключительная часть
– 10 минут. Подведение итогов занятия Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку.
Начальник _________________ майор С.Сидоров
«____» марта 2016г.