Дисциплинированность важнейшее качество личности воина


Дисциплинированность важнейшее качество личности воина

Дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую, воинскую и т.п.

Сущность и содержание воинской дисциплины

Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.

Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:

во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;

во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению…». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.

Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Кроме этого, овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.

Сегодня быть дисциплинированным — значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.

Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В ней выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины.

Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, — это самодисциплина.

Правильное поведение война, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Понятие «воинская дисциплина» включает:

— обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;

— совпадение целей законности и воинской дисциплины;

— детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности

— повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

— обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;

— дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

— единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность — знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих

Дисциплинированность — это требования воинской дисциплины, исполнение которых является для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Это — проявление ответственности военнослужащего за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» — специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам его поведение в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

— строгое соблюдение воинского порядка;

— точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

— бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

— образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:

— убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины

— знание уставов и наставлений, требований военной службы;

— умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

— навыки и привычки дисциплинированного поведения;

— самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания — самоанализ. Это мысленное разделение военнослужащим своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация — «хорош я или плох» — военнослужащего не должна удовлетворять. Ему надо стремиться получить ответ, в чем он плох, почему так складывается, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ касался как отрицательных моментов служебной деятельности, так и положительных. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самому находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой большое значение имеет самоконтроль — умение критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше предъявляет ее к себе и каждый военнослужащий воинского коллектива. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой. Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

— анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

— выработка установки на действие;

— проигрыш действия про себя;

— выполнение его по частям или в целом;

— самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.

Рекомендуемая литература:

1. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, ВВ. Марущенко.

2. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. — М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ. -1998.

3. Общевоинские уставы ВС РФ. — М.: Воениздат. -1994.

4. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. — М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. -1993.

Подполковник Алексей Никишов. Майор Олег Самосват

«Ориентир» 2007.08
Теги: огп

КОМИСАР.РФ

Занятие:

Рассказ – беседа.
Учебные цели:
1. Разъяснить сущность и содержание вопросов воинской дисциплины в Вооруженных Силах. 2. Значение воинской дисциплины и профессионализма в современных условиях.

Время проведения:

00.00 – 00.00.
Место проведения:Материально – техническое обеспечение:
наглядные пособия.

Ход занятия

Вступительная часть –

10 минут. Контроль готовности слушателей к проведению занятия. Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения. Информирование перед занятием.

Основная часть –

90 минут

  1. Сущность и содержание воинской дисциплины.
  2. Воинская дисциплина и профессионализм, их значение в современных условиях.

Воинская дисциплина как составная часть государственной дисциплины является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Значение воинской дисциплины и органи­зованности, строгого уставного порядка в частях и на кораблях неизмеримо возрастает в усло­виях активного перехода армии и флота к новым качественным па­раметрам. Крепкая воинская дис­циплина и организованность фор­мируются всем укладом воинской службы.
1.

Слово дисциплина впервые упоминается в указе Петра I о при­зыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь то­му, «чтобы армии наши составля­лись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину», Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В течение многовековой истории Российского государства подходы к понятию дисциплины изменя­лись, В основе воинской дисци­плины изначально лежала идея устрашения, строгости и даже же­стокости. Но уже во времена А.В. Суворова в русскую армию все бо­лее проникают прогрессивные во­енно-педагогические и право вые взгляды на дисциплину, на обра­щение с солдатом как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении ко­нечного успеха в бою.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинированности войск уделялось большое внима­ние. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные измене­ния, вызванные 80енно-техниче­ским прогрессом, который в свою очередь обусловил возрастание роли и значения отдельного офи­цера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дис­циплинированность воина как на результат и состояние его нрав­ственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отече­ства.

В Дисциплинарном уставе импе­раторской армии было записано: -Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, пред­писанных военными законами. Поэтому она обязывает строго со­блюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять при­казание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, до­бросовестно исполнять обязанно­сти службы и не оставлять поступ­ков и упущений подчиненных без взыскания.

Известно немало высказываний на эту тему царских военачальни­ков. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навы­ков, нужных для того, чтобы офи­церы и солдаты всех степеней отвечали своему назначению … Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновен­ного человека. (М. Драгомиров). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне ­(А. Колчак). Русской армии со­ответствует дисциплина, осмыс­ленная по существу, но жесткая по форме» (А. Керсновский). Вы­дающийся отечественный историк Н.Н. Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, пи­сал: Человек сражается не для борьбы, а ради победы. По мне­нию русского полководца п.д. Ру­мянцева, воспитательная систе­ма в армии должна заключаться в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отно­шение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях российско­го общества и в среде наиболее передовых военных господство­вало мнение о необходимости проведения военных реформ, ко­торые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание лично­го состава армии, и в особенно­сти низших чинов. Сознательной и высокой дисциплинированности солдат и офицеров предлолага­лось достигать как производной от целенаправленного воспитания и развития таких личностных ка­честв, как благочестие, вера, до­бросовестность, духовность, ис­полнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность.

История не знает ни одного пол­ководца, крупного военачальни­ка, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнитель­ности и порядка. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воин­ской доблести, храбрости, героиз­ма и называл ее матерью победы.

Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «во­инская дисциплина есть совокуп­ность всех нравственных, умствен­ных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солда­ты всех степеней отвечали своему назначению … ». Высказывания о роли и значении воинской дисци­плины содержатся в трудах полко­водцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссов­ского и др.

Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали герои­ческие подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной при­сяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

М.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполни­тельность, преданность команди­ру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место после преданности Родине до самоотвержения ставил дисциплину и дисциплини­рованность.

Дисциплинированность

— это требования дисциплины, испол­нение которых стало для военнос­лужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой при­вычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности во­ина за свои действия перед зако­ном, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготов­ности подразделения, части, кора­бля.

Таким образом, понятие дисци­плинированности — это специфи­ческое качество воина, обеспечи­вающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в услови­ях военной службы. Ее характери­зуют внешние и внутренние пока­затели.

Внешние показатели дисциплинированности:

— строгое соблюдение воинского порядка; — точное и инициативное выпол­нение приказов и распоряжений командиров и начальников; — бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учеб­но-боевых и служебных задач; — образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дис­циплинированности:

— убеждение в необходимости и целесообразности воинской дис­циплины; — знание уставов и наставлений, требований военной службы; — умение управлять собой в соот­ветствии с требованиями воинской дисциплины; — навыки и привычки дисципли­нированного поведения; — самодисциплина.

Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и спо­собов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, ис­полнительности. В условиях со­временной войны при выполнении различного рода служебно-боевых задач военнослужащим предстоит столкнуться с огромными физиче­скими и моральными нагрузками, осуществление которых невоз­можно без крепкой воинской дис­циплины.

Воинская дисциплина

как один из видов государственной дис­циплины призвана регулировать воинский порядок, взаимоотно­шения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой орга­низованности и боеспособности. Ее отличие от других видов госу­дарственной дисциплины (обще­ственной, трудовой, финансовой и т.д.) обусловлено характером во­инской деятельности, которая тре­бует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точно­сти, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности выполнения всех распоряжений и т.д. Понятие «во­инская дисциплина» включает в себя: — обязательность ее требований для всех категорий военнослужа­щих; — совпадение целей законности и воинской дисциплины: — детальную регламентацию пра­вил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; — повышенную правовую ответ­ственность за нарушение порядка и правил воинской службы; — обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; — дисциплинарную ответствен­ность за нарушение правил, норм поведения не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; — единство безусловного вы­полнения установленных норм и проявления активности, самостоя­тельности, творчества и т. п.

Дисциплина — выражение вы­сокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное тре­бование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществле­нии единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное ис­полнение своих обязанностей.

Дисциплина представляет со­бой краеугольный камень воин­ского духа. Она слагается из со­знательности, добровольности, законности, воинского воспита­ния, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего про­явления дисциплины). Дисципли­на предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, воин­ского товарищества, храбрости, сохранения порученного матери­ального имущества, военного об­учения и т.д.

2

На современном этапе развития Российской армии и особенно с началом нынешней государствен­ности (с начала 90-х гг. ХХ В.) ин­терес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, ин­ститyты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в области армей­ской дисциплины.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы тре­буют жесткой регламентации де­ятельности и поведения военнос­лужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точ­ного соблюдения требований во­инских уставов, приказов, инструк­ций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют ма­терью победы. Дисциплина спла­чивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки до­стигать поставленных целей.

Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает: чтобы победить, нужна железная дисциплина. И наоборот: отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.

Ныне роль и значение воинской дисциплины и профессионализма постоянно возрастают. Современ­ная война предполагает применение неизвестных ранее мощных средств вооруженной борьбы. Бо­евые действия в такой войне со­пряжены с колоссальными физиче­скими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстанов­ки. В условиях постоянной боевой готовности, оснащения подразделений и частей коллективными видами оружия и военной техники, роста их огневых и маршевых воз­можностей происходит процесс углубления специализации армей­ского и флотского труда, усложня­ются характер воинской деятель­ности, задачи боевой подготовки. Прямой обязанностью каждого во­ина и воинского коллектива в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, по­стоянный поиск и освоение пере­довых форм и методов боевой уче­бы.

Суть воинской дисциплины из­ложена в Дисциплинарном уставе ВСРФ.

Статья первая Дисциплинарно­го устава гласит: «Воинская дис­циплина есть строгое

и
точное соблюдение всеми военнослу­жащими порядка
и
правил, уста­новленных законами Российской Федерации, общевоинскими уста­вами Вооруженных Сил Россий­ской Федерации
и
приказами ко­мандиров (начальников)».
Раскрывая это определение, не­обходимо подчеркнуть, что дис­циплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает ини­циативу, не ущемляет личного до­стоинства воина. Она обеспечива­ет сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению сто­ящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании во­еннослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлении любой ценой, не счи­таясь с опасностями, с риском для жизни, выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.

Воинская дисциплина основы­вается на осознании каждым во­еннослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззавет­ной преданности своему народу.

Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дис­циплины состоит в знании правил поведения и установленного по­рядка, понимании их необходимо­сти и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Услови­ем соблюдения требований дисци­плины и ее результатом выступает дисциплинированность как каче­ство личности воина.

Воинская дисциплина — одна из самых существенных сторон дея­тельности и общения военнослу­жащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужа­щего делают воинскую дисциплину и организованность важным ком­понентом боевой готовности Воо­руженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как тех­ническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организо­ванности, исполнительности каж­дого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов воен­ного уклада жизни и учебно-бое­вой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники.

В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисципли­ны прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина вре­мени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуата­ции боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воин­ской дисциплины помогает в опре­деленной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнос­лужащих, вбирает требования во­енной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Глав­ным стержнем дисциплины являет­ся беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполне­ние приказов и распоряжений.

Решение современных задач ас РФ невозможно без крепкой воин­ской дисциплины и профессиона­лизма. Овладение современными приемами ведения боевых дей­ствий, новейшим оружием и бое­вой техникой, умение в полной ме­ре использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специаль­ностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, без­упречной исполнительности. Явля­ясь важным слагаемым боевой го­товности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в лю­бой обстановке. Войсковая и флот­ская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Заключительная часть

– 10 минут. Подведение итогов занятия Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку.

Начальник _________________ майор С.Сидоров

«____» марта 2016г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]