Некоторое время назад президент ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что весь парк истребителей-перехватчиков МиГ-31 модернизируют к 2023 году.
«Мы ожидаем, что в ближайшие годы ВКС получит еще несколько десятков модернизированных МиГ-31БМ, так что к 2023 году весь существующий парк будет модернизирован», — заявил Слюсарь.
Несмотря на то, что летчик-испытатель Александр Федотов совершил первый полет на МиГ-31 16 сентября 1975 года, даже сегодня этот истребитель остается одним из уникальных самолетов мира. Он предназначен для использования в системе ПВО страны. Может выполнять длительное патрулирование и вести борьбу в любое время суток в сложных погодных условиях при интенсивном ведении РЭБ со всеми классами аэродинамических целей (малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами, высотными гиперзвуковыми летательными аппаратами, стратегическими бомбардировщиками, низкоорбитальными спутниками и космическими аппаратами, беспилотными летательными аппаратами).
Как все начиналось?
Авиакосмический салон в Ле-Бурже, 1991 год.
© Фото Владимира Яцины (Фотохроника ТАСС)
МиГ-31 (по классификации НАТО: Foxhound — «лисья гончая») был разработан в ОКБ-155 (ныне РСК «МиГ») в 1970-х годах. Это был первый советский боевой самолет четвертого поколения. На начальной фазе работами руководил главный конструктор Александр Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, — легендарный Глеб Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолета возглавил Константин Васильченко.
Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности применяемой впервые РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой. МиГ-31 строился по схеме самолета МиГ-25, но с экипажем из двух человек — летчика и штурмана-оператора.
Прототип МиГ-31 совершил свой первый полет 16 сентября 1975 года. Постановлением Совета министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. Серийное производство было начато в 1979 году. К концу 1994 года было построено более 500 самолетов МиГ-31 и МиГ-31Б.
«Ростех» сообщил о разработке нового истребителя-перехватчика
В пресс-службе государственной корпорации уточнили, что проект перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) под условным обозначением МиГ-41 сейчас находится на этапе опытно-конструкторских работ. После того как все необходимые в рамках этапа работы завершат, будет создан прототип. В декабре 2017 года сообщалось, что Россия получит новый перехватчик до истечения срока службы МиГ-31 в 2028 году.
К теме МиГ-41 неоднократно обращались и зарубежные издания. В частности, в ноябре прошлого года американский журнал The National Interest опубликовал колонку о новом российском истребителе ПАК ДП — «загадочном» проекте МиГ-41, который американцы описывают как «совершенную технику», способную изменить правила игры. По мнению авторов издания, российские разработчики закладывают основу для нового усовершенствованного поколения истребителей.
Речь, скорее всего, отмечает издание, идет о 6-м поколении стелс-перехватчика под кодовым названием ПАК ДП, которому также приписывают индекс МиГ-41.
Журналист Марк Эпископос писал, что эта боевая машина уже давно запланирована как преемник находящегося в настоящее время на вооружении Воздушно-космических сил ВС РФ вполне успешного МиГ-31. Предположительно, на его базе и будет построен новый самолет. При этом подчеркивается, что МиГ-41 превзойдет своего предшественника по всем показателям.
Сейчас проект ПАК ДП, как писал ранее The National Interest, находится на финальном этапе создания. Остается неизвестным, сколько пробных моделей компания собирается произвести до начала серийного выпуска.
МиГ-41, как утверждал в многочисленных интервью генеральный директор корпорации «Микоян» Илья Тарасенко, будет способен выполнять боевые задачи в суровых условиях Арктики, а также в ближнем космосе.
Наряду с пилотируемым вариантом этого самолета разработчики сообщали о планах создать и его беспилотную версию. Скорость истребителя-перехватчика будет достигать 4-4,3 Махов. Предполагается, что самолет будет создан с применением новых технологий малозаметности и иметь очень большой радиус перехвата.
Для начала напомним, что на базе и АО «РСК «МиГ» в России будет сформирован дивизион военной авиации. И это, по большому счету, объективный процесс. В Соединенных Штатах тоже поначалу было много фирм, которые занимались проектированием и серийным производством истребителей, но с годами их становится все меньше. Разве что Китай пока еще может позволить до некоторой степени параллельные разработки — ресурсов у КНР много, недостатка в кадрах нет.
России же сегодня достаточно проблематично вести параллельные проекты в сфере тактической авиации. Тем более, что чистых перехватчиков, подобных МиГ-31, на вооружении военно-воздушных сил передовых в военном отношении стран мира нет.
Объединение МиГа с «Сухим» означает, что двух полноценных параллельных КБ в сфере истребительной авиации Россия сегодня себе позволить уже не может.
К примеру, у ОКБ «Сухого» сегодня есть поистине общенациональный проект — Су-57. Поставки этих истребителей в войска только-только начались — и этому есть как объективные, так и субъективные причины. Ресурсы сейчас концентрируются на доводке машины, а также на двигателе, вооружении для этого самолета. В то же время, соизмеримая по сложности разработка — стратегический беспилотный летательный аппарат — тоже у «Сухого».
«Помимо этого масштабного проекта, не столь значительные ресурсы, имеющиеся в оборонно-промышленном комплексе, надо сегодня концентрировать на создании и срочном развертывании серийного производства целой линейки беспилотных летательных аппаратов (и в том числе двигателей для них). И это в настоящее время одна из приоритетных задач», — пояснил «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Таким образом, в ближайшее время в России останется только одно конструкторское бюро, занимающееся разработкой современных истребителей. В 1990-е годы ОКБ «Сухого» выжило, поднялось, а АО «РСК «МиГ», по большому счету, «потерялось».
«МиГ» попытался сделать рывок. В этой связи достаточно вспомнить БЛА «Скат», но, по большому счету, это так и закончилось ничем. К тому же, влиятельность АО «РСК «МиГ» в российском авиапроме была существенно меньше, чем ОКБ «Сухого». Соответственно, и возможности тоже меньше.
Зачем нужен новый истребитель
Что касается же самого будущего истребителя МиГ-41, то на современном этапе это — обсуждения, исследования, проработки, но не более того.
Полноценного проекта ПАК ДП в настоящий момент нет. Сейчас работы по МиГ-41 находятся на стадии научно-исследовательских разработок. После этого должна последовать опытно-конструкторская работы, строительство прототипа, испытания, доводка.
По современным меркам на весь этот процесс может уйти не менее 15 лет.
Да и непонятно, какие преимущества будет иметь ПАК ДП перед Су-57, как выглядят те задачи, которые не может решить сегодня Су-57.
Кроме того, на реализацию проекта МиГ-41 потребуется достаточно внушительный бюджет. С другой стороны, развитие двух машин может создать элемент конкуренции на рынке авиастроения. А отсутствие внутренней конкуренции в конечном итоге может сказаться на качестве боевой авиации страны весьма отрицательно. Если в государстве вырастет истребительная монополия с огромным весом и влиянием, то, обладая входом к военно-политическому руководству, она сможет продавить любые решения, к тому же и не всегда оптимальные.
Уравновесить эти процессы мог бы квалифицированный заказчик, то есть военное ведомство с его однозначным видением будущего. Но влияние военной науки на эти процессы в настоящее время существенно ослабло.
Наука военного ведомства так и не оправилась после мощных организационно-штатных изменений периода 2008-2012 годов.
Соответственно, упала по сравнению с временами СССР и квалификация заказчика. И это огромная проблема, особенно на перспективу. Сочетание этой проблемы с монополизацией — угроза, чреватая разного рода весьма негативными последствиями для российской боевой авиации в целом. То есть МиГ-41 — это далеко не главная проблема, которая сейчас налицо в сфере боевой авиации России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке. Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976), Военную командную академию ПВО (1986). Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983). Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988). Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992). Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000). Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998). Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).
Самолет-рекордсмен
Подготовка звена истребителей-перехватчиков МиГ-31 712-го авиационного полка для участия в совместных тактических учениях 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа (ЦВО) на территории аэродрома Приволжский.
© Донат Сорокин / ТАСС
Планер самолета МиГ-31 заслужил уважение целого поколения летчиков авиации ПВО. Это грозная авиационная платформа, способная нести более девяти тонн оружия со скоростью три тысячи километров в час на высоте до 25 тысяч метров, освоенная заводом и опытными пилотами и штурманами, наземными службами обслуживания. Квадратный фюзеляж самолета МиГ-31 позволяет размещать любые антенны, не нарушая ни аэродинамических параметров самолета, ни электродинамических характеристик радиоустройств. Накоплен большой опыт несения боевого дежурства самолетами в тяжелых климатических условиях.
Особо превосходные оценки высказываются в отношении МиГ-31М, который был произведен в 90-х годах прошлого века всего в шести экземплярах. В ходе испытаний этой модификации самолета нашими летчиками были достигнуты выдающиеся результаты, до сих пор не превзойденные ни нашими, ни зарубежными истребителями такого класса. В ОКБ им. А. И. Микояна прорабатывался и вариант дальнейшего развития самолета МиГ-31М с установкой дельтовидного крыла большой площади без горизонтального оперения (аналог за рубежом — F-16 XL).
Но ни МиГ-31М, ни тем более вариант «летающего крыла» не пошли в серию. Официальная причина — тяжелая экономическая ситуация в стране. Однако имеется ряд данных, свидетельствующих о немалом влиянии заокеанских «друзей» ельцинского режима на принятие этого решения и о создании ими условий для того, чтобы предотвратить в дальнейшем оснащение этими самолетами ВВС России. Такая же судьба постигла и остальные МиГи — их производство было прекращено под предлогом отсутствия двигателей к ним. Но сейчас осуществляется модернизация оставшихся в Вооруженных силах России самолетов до версии МиГ-31БМ.
Проблеме МиГ-31 были даже посвящены парламентские слушания на тему «Возобновление производства МиГ-31: реальность и перспективы».
Предшественники: ракурс в историю
Опытное летно-конструкторское бюро Артёма Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.
Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под маркой МиГ-3.
Оба самолёта принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для штурмовиков Ил-2.
Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолётов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.
История создания и развития реактивных самолётов КБ Микояна начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.
Следующим стал знаменитый МиГ-15. Затем были вехи в самолётостроении, такие как скоростной рекордсмен МиГ-25 и рядовые образцы честно служившие в ВВС Родины, например перехватчики МиГ-17.
С того времени лучшими были признаны следующие модификации:
- МиГ-15 — первый истребитель СССР со стреловидным крылом, имел на своём борту одну 37 мм и 2 23 мм пушки. Развивал скорость более 1 000 км/ч. Серийное производство велось на 9 заводах, всего было построено больше 18 000 истребителей;
- МИГ-19 – первый самолет во всём мире, который способен развивать сверхзвуковую скорость. Производился с 1955 г. в Горьком и Новосибирске. Всего было выпущено 1 890 единиц, которые могли отличаться различными видами установленного вооружения. Кстати, на «девятнадцатый» были впервые установлены ракеты «воздух-воздух»;
- МИГ-21 — новый перехватчик того времени был создан практически в одно время с МИГ-19, но получил большее признание. Он стал первым отечественным самолётом, имеющим треугольные крылья и наиболее распространённым сверхзвуковым истребителем в мире;
- МИГ-23/27 – принимали участие во всех боевых действиях 80-х годов. Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, что обеспечило наиболее оптимальные летные режимы для каждых конкретных боевых условий. Это давало истребителю грандиозное преимущество над аналогами второго и третьего поколений. После выпуска американского F-16, относящегося к следующему, 4 поколению – превосходство было утрачено;
- МИГ-25 не раз подтверждал слова о нём, что максимальная скорость для него прописана только в технических характеристиках. Является многочисленным мировым рекордсменом по этим данным;
- МИГ-29 разрабатывался в период 1972-1982гг. На тот момент основной целью было достижение характеристик касающихся увеличения надёжности машины и соответствия желаниям иностранных заказчиков.
Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.
Хотя новейший истребитель ещё не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.
А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолёта МИГ-41, он должен стать ещё более совершенным.
Не падает тот, кто не летает!
За время эксплуатации МиГ-31 произошло около 40 аварий и катастроф. Причины были разные: отказы материальной части, ошибки летчиков, пожар двигателей из-за утечки топлива. Самой резонансной была катастрофа 4 апреля 1984 года на аэродроме ЛИИ (Раменское). Одной из ее версий было разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления, а затем и к взрыву самолета в воздухе. Экипаж (командир экипажа — заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза генерал-майор авиации Александр Федотов и штурман-оператор Валерий Зайцев) погиб.
11 апреля 2008 года произошло серьезное авиационное происшествие с МиГ-31: на 21-й минуте полета произошел срыв откидной части фонаря первой кабины и разгерметизация обеих кабин самолета МиГ-31. Экипаж (подполковник Владимир Приходько и подполковник Константин Козицкий) предпринял действия по снижению скорости и высоты в условиях крайне низких температур (ниже 55 °С), а затем совершил благополучную посадку на аэродроме. За проявленное мужество и высокий профессионализм летчики были представлены к государственным наградам.
10 марта 2010 года на аэродроме Котлас (Савватия) в Архангельской области при посадке выкатился на боковую полосу безопасности и перевернулся истребитель МиГ-31. Во время аварии летчик и штурман получили травмы. Самолет разрушен, сумма ущерба составила 86 миллионов рублей.
11 августа 2022 года дальний перехватчик МиГ-31, у которого разрушилось колесо основной стойки шасси, совершил штатную посадку в Пермском крае, сообщил Центральный военный округ. «Сигнал „готовность“ от диспетчера аэропорта поступил в 19:50, — рассказал источник, близкий к ситуации. — Почти час потом самолет вырабатывал топливо, чтобы совершить аварийную посадку. На борту находились два члена экипажа. В это время к аэропорту были стянуты все экстренные службы». В 20:40 самолет совершил безаварийную посадку.
Несмотря на аварии и катастрофы, эксплуатация МиГ-31 продолжается. Наверное, был прав тот мудрец, который когда-то сказал: «Не падает тот, кто не летает».
Модернизация МиГ-31: плюсы и минусы
Форсажный режим двигателей МиГ-31БМ, используемый при взлете и наборе высоты.
© Andrei Shmatko / wikimedia.org
Конечно, России необходимо иметь сегодня МиГ-31 — уникальный боевой авиационный комплекс для выполнения задач ВКО и других войск. Группировка модернизированных МиГ-31 позволила бы выполнить ряд задач космической обороны: уничтожение вражеских космических аппаратов и выведение на низкую (200—800 километров) орбиту Земли малых спутников (до 200 килограмм). Тем более, по данным отечественных экспертов, в настоящее время в ВКС России есть около 120 МиГ-31 плюс еще около 150 самолетов на базах хранения. По их оценкам, сегодня в строю находится около 100 модернизированных МиГ-31БМ.
Конечно, модернизация — дело хорошее и нужное. После ее реализации Россия получит на долгие годы многофункциональный непревзойденный самолет дальнего действия, которому не будет равных в мире. Еще много лет МиГ-31 будет вызывать чувство гордости за нашу великую страну, ее Вооруженные силы, советскую и российскую науку и промышленность. Однако есть и определенные минусы ее проведения.
В частности, Государственная программа вооружения 2011—2020 годов возобновления производства и приобретения самолетов МиГ-31 и его модификаций не предусматривала. А на модернизацию потребуются, по разным оценкам, десятки миллиардов рублей, которые сегодня, в период спада и отечественной, и мировой экономики, а также появления коронавируса, найти будет довольно трудно.
Кроме того, были утрачены технологии ряда деталей истребителя МиГ-31, в частности носового обтекателя, фонаря, бортового радиоэлектронного оборудования, а также производство комплектующих изделий. Хотя восстановление утраченных технологий на новом техническом уровне вполне возможно даже без существенного объема испытаний конструкций планера.
На восстановление производства, по прогнозу ОАК, потребуется минимум 15 миллиардов рублей и пять лет. И это подъемные для экономики России средства. Ведь объем финансирования одной только государственной программы «Развитие авиационной промышленности» до 2025 года составляет 1,2 триллиона рублей
Настораживает и безвозвратная потеря большого количества высококвалифицированных кадров, которую будет сложно восполнить.
Необходимо увеличить дальность обнаружения МиГ-31. В частности, на МиГ-25 с локатором «Сапфир-25» она была больше, чем на МиГ-31, и притом маневры цели «змейкой» не влияли на характеристики РЛС «Сапфир-25».
Современная РЛС (типа «Жук», устанавливаемая на МиГ-29СМТ, МиГ-35, Су-27КУБ и другие) сможет обеспечить дальность не менее 400 километров против нынешних 80. Необходимо убрать с носового обтекателя лишний металл (приемник воздушного давления, антенны, провода) и изменить его форму для обеспечения приемлемых радиотехнических характеристик. Требуется существенная модернизация всей радиоэлектронной аппаратуры самолета и теплопеленгатора.
Двигатели Д-ЗОФ-6, хранящиеся на складах ОАО «Пермский моторный завод», относятся ко второй категории и не могут быть установлены на новые самолеты. Установка двигателей второй категории потребует изменений в законодательстве. После восстановительного ремонта двигатели смогут обеспечить требуемый ресурс. Такой подход не потребует больших затрат и сроков.
По данным OAK, возобновление производства двигателей потребует не менее пяти миллиардов рублей (входит в заявленные OAK 15 миллиардов). Завод сохранил производство основных элементов двигателя (производство лопаток и ступеней компрессора и турбины).
Не секрет, что в настоящее время задачи МиГ-31 частично способны выполнять Су-35, МиГ-29 и Су-57. Правда, они даже сегодня уступают ему по крейсерской скорости сверхзвукового полета, скороподъемности и полезной нагрузке.
Немного о МИГ-31
Предшественник МИГ-41, «тридцать первый» по техническим характеристикам и скоростным показателям так далеко ушёл от иностранных аналогов, что в ближайшие 10 – 15 лет вперёд всего останется на лидирующей позиции, единственное, что при выходе «сорок первого», он сместится на вторую строчку.
Он предназначается для обнаружения и уничтожения баллистических и крылатых ракет, летательных аппаратов, находящихся на различных высотах. Способен успешно сбивать современные североамериканские истребители 5 поколения F-22 и F-35.
МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью специальной антенны, оборудованной фазированной решеткой, полного комплекта которой нет ни на одном самолёте в мире.
В арсенале истребителя в зависимости от ситуации могут находиться различные боеприпасы, размещённые как на внешней, так и на внутренней подвеске, к которым относятся ракеты дальнего радиуса действия, созданные таким образом, что для осуществления их запуска не требуется подтверждения расположения цели.
При необходимости, истребитель перехватчик может выполнять роль передвижного летающего командного пункта.