Главная » Литература по истории артиллерии » Что сделало немецкую 88-миллиметровую пушку Ахт-Ахт такой знаменитой
Литература по истории артиллерии
boroda 17.04.2020 2825
5
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
В период Второй мировой у немцев было достаточно много пушек калибра 88 мм. Базой практически для всех известных образцов столь эффективного оружия стало орудие FlaK
. Оно было создано в 1918 году с последующим модернизациями в 36, 37, 41 и 43 годах.
«Восемь-восемь»
Наибольшую известность приобрело зенитное орудие FlaK 18/36/37. Его прозвали «восемь-восемь»
в соответствии с калибром.
По сути, это была зенитка, с помощью которой немцы эффективно боролись с танками противника. Она отлично сбивала бомбардировщики, и на раз дырявила танки.
FlaK41
На удалении около 1,5 км эта пушка могла с легкостью вскрыть броню толщиной около 100 мм.
При большом приближении, например, около 100 метров, версия FlaK от 41 года способна была пробить 194-миллиметровую броню
.
Использование трофейных немецких 88-мм зенитных орудий
Немецкие 88-мм пушки, известные также как «Acht-Komma-Аcht Zentimeter» (восемь, восемь сантиметра) стали таким же символом германского оружия Второй мировой войны, как бомбардировщик Ju 87 или танк Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.E.
Зенитные 88-мм орудия применялись не только против авиации, при нехватке специализированных противотанковых пушек их успешно использовали для борьбы с хорошо защищёнными средними и тяжелыми танками, а также в береговой обороне.
После поражения Германии в Первой мировой войне, ей было запрещено иметь и создавать зенитную артиллерию, а уже построенные зенитные орудия подлежали уничтожению. В связи с этим работы по проектированию и воплощению в металле новых зенитных орудий велись в Германии тайно либо через подставные фирмы в других странах. По той же причине все зенитки, спроектированные в Германии до 1933 года, имели обозначение «обр. 18». Таким образом, в случае запросов представителей Англии и Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще во время Первой мировой войны.
Во второй половине 1920-х годов при проектировании в Германии зенитных орудий, предназначенных для противодействия высотным (по меркам тех лет) воздушным целям, первоначально рассматривался калибр 75-мм. Работы по таким артиллерийским системам велись фирмами Rheinmetall-Borsig AG и Friedrich Krupp AG.
В конце 1920-х фирма Rheinmetall-Borsig AG создала несколько опытных 75-мм орудий с длиной ствола 55 и 59 калибров. Однако эти зенитные пушки не были приняты на вооружение рейхсвера. В рамках военного сотрудничества орудие, известное как 7,5 cm Flak L/59, предложили СССР.
Оригинальные образцы, изготовленные в Германии, в феврале-апреле 1932 года прошли испытания на Научно-исследовательском зенитном полигоне. В том же году эта пушка, переделанная под калибр 76,2-мм, была принята на вооружение в СССР под обозначением «76-мм зенитная пушка обр. 1931 г.» (3-К).
76-мм зенитная пушка обр. 1931 г.
Зенитка «обр. 1931 г.» была вполне современным орудием с хорошими для того времени баллистическими характеристиками. Ее лафет с четырьмя откидными станинами обеспечивал круговой обстрел, при весе снаряда 6,5 кг досягаемость по высоте составляла 9 км. Скорострельность – 15 выстр/мин. Масса в боевом положении – 3750 кг, в походном – 4970 кг.
В 1930 году конструкторы фирмы Friedrich Krupp AG, работавшие в Швеции, по соглашению с фирмой Bofors создали зенитку 7,5 cm Flak L/60. В Швеции орудие серийно выпускалось под обозначением Bofors 75 mm Model 1929.
75-мм зенитное орудие 7,5 cm Flak L/60
Эта 75-мм пушка с полуавтоматическим затвором и крестообразной платформой официально на вооружение в Германии не принималась, но активно производилась на экспорт. В 1939 году нереализованные образцы были реквизированы германским ВМФ и использовались в зенитных частях береговой обороны. Несколько десятков таких орудий немцы захватили в Норвегии.
88-мм зенитные орудия 8,8 cm Flak 18/36/37/41
В 1928 году конструкторы фирмы Friedrich Krupp AG, работавшие в Швеции, приступили к созданию 88-мм зенитки. При проектировании новой пушки использовались наработки, полученные при создании 7,5 cm Flak L/60. Позже конструкторская документация была тайно доставлена в Эссен. И уже в Германии изготовили первые опытные образцы. Прототип испытывался еще в 1931 году, но массовый серийный выпуск 88-мм орудий начался после прихода Гитлера к власти.
88-мм зенитные орудия 8,8 cm Flak 18 в транспортном положении
Для своего времени это было весьма совершенное орудие, которое признано одной из лучших немецких артиллерийских систем Второй мировой войны. 88-мм зенитка имела очень высокие для того времени характеристики. Осколочный снаряд массой 9 кг мог поражать цели на высоте до 10600 м.
88-мм зенитное орудие на огневой позиции с расчётом
Максимальная дальность стрельбы по воздушным целям составляла 14800 м. Масса орудия в боевом положении – 5000 кг. Скорострельность – до 20 выстр/мин. Расчёт – 10 человек. Для транспортировки использовались две подкатные одноосные тележки. Буксировка чаще всего осуществлялась полугусеничным тягачом Sd.Kfz. 7.
Северная Африка, немецкая 88-мм зенитная пушка на буксире тягача Sd.Kfz. 7
Боевое крещение 8,8 cm Flak 18 состоялось в 1937 году в Испании. Так как достойных внимания воздушных целей было немного, основным назначением 88-мм зениток стала стрельба по наземным целям. Пять батарей зенитной артиллерии было сконцентрировано в окрестностях Бургоса и Сантандер. Во время наступления республиканских войск под Теруалем две батареи использовались для обороны Бургоса, Альмазаны и Сарагоссы.
В марте 1938 года две батареи германских 88-мм орудий поддерживали огнём действия франкистов в районе Вилланева де Хева. Тогда же зенитки с большим успехом были применены для контрбатарейной борьбы с артиллерией республиканцев. Осенью 1938 года Flak 18 внесли очень существенный клад в разгром сил республиканцев в ходе битвы на Эбро. 88-мм зенитные пушки, поставленные на прямую наводку, с высокой точностью уничтожали огневые точки. На момент окончания боевых действий в составе «Легиона Кондор» имелось 52 орудия Flak 18.
Боевой опыт, полученный в Испании, был впоследствии учтен при создании модернизированных образцов 88-мм зенитных орудий. Наиболее заметным внешне нововведением стал щит для защиты от осколков, введённый на части орудий. В целях снижения стоимости производства, латунные детали заменили выполненными из нержавеющей стали.
Для 8,8 cm Flak 18 использовались две разные тележки (с односкатными и двухскатными колёсами). И в целях унификации на модернизированном орудии 8,8 cm Flak 36 внедрили единую двускатную тележку, что также облегчило транспортировку зенитки по слабым грунтам. Внедрение единой транспортной тележки привело к изменениям в конструкции пушки. Пришлось унифицировать переднюю и заднюю части лафета. Другим путем обеспечить взаимозаменяемость тележек было невозможно.
Перевод 8,8 cm Flak 36 в боевое положение, транспортные тележки уже отделены от лафета
Но основная модернизация коснулась орудийного ствола, который получил отъемную переднюю часть. При этом баллистические характеристики орудия и скорострельность не изменились.
88-мм зенитное орудие 8,8 cm Flak 36 на огневой позиции с расчётом
В 1939 году началось производство зенитного орудия 8,8 сm Flak 37. Внешне от 8,8 cm Flak 36 эта модель почти не отличалась. Модернизация орудия в этом случае коснулась не механической части, а системы наведения орудий.
Орудия Flak 37 были оборудованы системой автоматической наводки Ubertransunger 37 по данным, передаваемым по кабелю с аппаратуры управления огнём зенитной батареи. 88-мм зенитки данной модификации первыми получили возможность сопряжения с РЛС управления огнём FuMG 62 Wurtzberg 39.
Радиолокатор управления зенитным огнём FuMG 62 Wurtzberg 39
Радиолокатор с параболической антенной диаметром 3 метра, с длиной волны 53 см и мощностью в импульсе до 11 кВт мог корректировать огонь зенитной артиллерии на дальности до 29 км. На расстоянии 10 км погрешность при сопровождении воздушной цели составляла 30–40 метров. На экране радиолокатора отображались не только воздушные цели, но и разрывы зенитных снарядов.
В связи с тем, что в конце 1930-х годов прогнозировалось появление высотных разведчиков и бомбардировщиков, действующих на высотах, недоступных для существующих зенитных пушек, фирма Rheinmetall-Borsig AG приступила к работам по 88-мм орудию с увеличенной дальностью и досягаемостью по высоте.
В 1941 году на испытания поступила новая зенитная пушка 8,8 сm Flak 41, приспособленная для стрельбы боеприпасами с усиленным метательным зарядом. Снаряд массой 9,4 кг покидал двухсекционный ствол длиной 72 калибра (первоначально трёхсекционный 74 калибра) с начальной скоростью 1000 м/с. При этом снаряд мог подняться на высоту 14800 м. Благодаря улучшенной системе заряжания скорострельность возросла с 20 до 25 выстр/мин.
8,8 сm Flak 41 в боевом положении
Для управления огнём использовался прибор Kommandogerät 40, представлявший собой оптический дальномер, сопряженный с аналоговым механическим вычислителем.
Kommandogerät 40 в музейной экспозиции
Прибор Kommandogerät 40, обслуживаемый командой из пяти человек, позволял с высокой точностью определять параметры полёта воздушной цели и в полуавтоматическом режиме по проводной линии передавать данные на все четыре орудия зенитной батареи. Это облегчило и существенно ускорило процесс наведения зенитных орудий, что в итоге увеличило эффективность стрельбы.
В годы войны доработанные приборы Kommandogerät 40 также использовались для управления огнём других модификаций 88-мм зениток.
8,8 сm Flak 41 обладала лучшими характеристиками в семействе германских 88-мм зенитных пушек. Но это орудие было достаточно дорогим и сложным в производстве. До капитуляции Германии удалось выпустить всего 556 единиц. В то же время орудий 8,8 cm Flak 18/36/37 было произведено 20754 единицы.
В 1942 году ствол Flak 41 попытались скрестить с лафетом Flak 37. Испытания «гибрида» оказались неудачными, конструкция не выдержала возросшей нагрузки. Удовлетворительных результатов удалось достичь после усиления ряда деталей и введения дульного тормоза.
Массовый выпуск оказался невозможен по причине перегруженности другими заказами. Всего было выпущено 13 орудий, известных как 8,8 cm Flak 37/41. Также провалилась попытка производства орудия со стволом Flak 41 на лафете 105-мм зенитной пушки 10,5 cm FlaK 39.
В начальный период Второй мировой войны 88-мм зенитные орудия играли ведущую роль в обеспечении противовоздушной обороны территории Третьего рейха. По состоянию на 1 сентября 1939 года в зенитных подразделениях люфтваффе имелось 2628 тяжелых зенитных орудий, подавляющее большинство которых были 8,8 cm Flak 18/36/37. В Великобритании на тот момент имелось примерно вдвое меньше зенитных пушек, которые могли сравниться по дальности и досягаемости с немецкими «аcht-acht».
Но и после того, как в Германии были созданы и поступили на вооружение 105 и 128-мм зенитные орудия, 88-мм пушки по-прежнему составляли большинство. В июне 1944 года в вооруженных силах Германии находилось более 10000 таких пушек. 88-мм зенитки стояли на вооружение зенитных батальонов танковых и пехотных дивизий, однако еще чаще эти орудия использовались в зенитных частях люфтваффе.
88-мм зенитки также использовались в роли универсальной артиллерии в береговой обороне. Орудия, установленные на побережье, первыми открывали огонь по вражеским бомбардировщикам, летящим со стороны моря. Им также неоднократно доводилось вступать в бой с флотом неприятеля.
Так, в ходе операции «Agreement», проводимой британцами 13–14 сентября 1942 года с целью нарушения коммуникаций стран Оси в Северной Африке, в окрестностях Тобрука, огнём развернутой на берегу батареи 88-мм зенитных орудий был тяжело повреждён и впоследствии затонул эсминец HMS Sikh (F82).
Из всех немецких зенитных орудий «аcht-acht» сыграли самую заметную роль в противотанковой обороне. Нередко германские тяжелые зенитки привлекались для подавления вражеских артиллерийских батарей и оказания огневой поддержки наземным войскам.
В 1939 году в ходе Польской кампании тяжелые зенитные батареи, вооруженные пушками Flak 18/36, очень мало использовались по своему прямому назначению. С летавшими на небольших высотах польскими самолетами прекрасно справлялись МЗА калибра 20-мм и 37-мм, обеспечивая эффективную защиту своим войскам. За все время кампании в Польше тяжелые зенитные батареи обстреливали польские самолеты всего несколько раз, но зато их широко привлекали для уничтожения наземных целей.
В ходе боевых действий на территории Франции 88-мм зенитки очень результативно действовали против французских тяжелых танков Char В1 bis и британских пехотных танков Matilda Мк I.
Орудия Flak 18/36 стали для немцев настоящей «палочкой-выручалочкой», эффективной как в ПВО, так и против наземных целей. В ходе кампании на Западе 1940 года артиллеристы 1-го зенитного корпуса уничтожили на земле: 47 танков и 30 ДОТов. 2-й зенитный корпус, поддерживая действия 4-й и 6-й армий, подбил 284 танка, уничтожил 17 ДОТов.
Во время Африканской кампании 88-мм зенитки, имевшиеся в немецком Африканском корпусе, проявили себя как смертоносное противотанковое средство, во многом обесценивая британское превосходство в количестве и качестве танков.
Войска Роммеля, прибывшие в Африку, первоначально имели только 37-мм противотанковые пушки 3,7 cm Pak 35/36, танки Pz.Kpfw. II с 20-мм пушкой, Pz.Kpfw. III с 37-мм пушкой и Pz.Kpfw. IV с 75-мм короткоствольной пушкой. У англичан имелись хорошо бронированные танки Mk.VI Crusader, Matilda Мк.II, Valentine Mk.III, малоуязвимые для немецких танковых и противотанковых орудий. Поэтому 88-мм зенитки оказались для немецких войск единственным эффективным средством борьбы с танками противника.
Если не принимать во внимание корпусную артиллерию, летом 1941 года зенитные орудия калибра 88-мм были единственными немецкими артсистемами, способными пробить лобовую броню тяжелых танков КВ.
В ходе войны 88-мм буксируемые зенитки активно применялись для борьбы с советскими, британскими и американскими танками на всех фронтах. Особенно их роль в ПТО возросла после перехода немецких войск к стратегической обороне. До второй половины 1942 года, когда количество 88-мм орудий на переднем крае было относительно невелико, ими было поражено не так много танков Т-34 и КВ (3,4 % – 88-мм пушками). Но уже летом 1944 года на 88-мм орудия приходилось до 38 % подбитых советских средних и тяжелых танков, а с приходом наших войск в Германию зимой-весной 1945 года процент подбитых танков составлял от 50 до 70 % (на разных фронтах). Причем наибольшее число танков было поражено на дистанции 700–800 м.
Эти данные приведены для всех 88-мм пушек, но даже в 1945 году количество 88-мм зениток значительно превышало число 88-мм противотанковых пушек специальной постройки. Таким образом, на последнем этапе войны германская зенитная артиллерия играла существенную роль и в сухопутных сражениях.
Использование 88-мм германских зенитных орудий в СССР
Впервые несколько исправных Flak 18 и Flak 36 наши войска захватили в ходе зимнего контрнаступления под Москвой.
Есть вероятность, что Красная армия эпизодически применяла против бывших хозяев немногочисленные 88-мм зенитки в 1942 году. Но достоверная информация о принятии на вооружение трофейных Flak 18 и Flak 36 датируется 1943 годом.
В письменном докладе от 15 сентября 1943 года маршал артиллерии Н. Н. Воронов упоминал, что в составе артиллерии Воронежского фронта имелось четыре артиллерийских полка, вооруженных противотанковыми орудиями немецкого производства: 5 cm Pak. 38 и 7,5 cm Pak. 40. Кроме того, в докладе говорится, что 7 июля фронту переданы два артиллерийских полка большой мощности, имевших на вооружении 88-мм зенитки, которые в первую очередь предназначались для противодействия немецкой бронетехнике и для контрбатарейной борьбы.
По всей видимости, введённые в строй летом 1943 года трофейные 88-мм зенитные орудия изначально стояли на вооружении подразделений ПВО 6-й армии, которой командовал генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс.
Сейчас сложно сказать, почему захваченные Красной армией тяжелые зенитные орудия не использовались по прямому назначению. Можно предположить, что трофейные 88-мм зенитки не имели исправных приборов управления огнём. Кроме того, в распоряжении военнослужащих РККА не имелось таблиц стрельбы и перевёдённой на русский язык техдокументации. Со стрельбой из трофейных зениток по наземным целям наши специалисты сумели разобраться, но ведение прицельного огня по воздушным целям являлось гораздо более сложным делом.
Впрочем, такое положение сохранялось до последних дней войны. Несколько сотен трофейных 88-зениток использовались исключительно как дальнобойные орудия для обстрела целей в глубине немецкой обороны.
С учётом того, что беречь ресурс захваченных немецких пушек особого смысла не было, а дефицита боеприпасов не наблюдалось, из них очень часто вели беспокоящий огонь по площадям. В ряде случаев неплохие результаты получались при обстреле переднего края немецкой обороны. После серии пристрелочных выстрелов удавалось добиться срабатывания дистанционного взрывателя на высоте 5–10 м над поверхностью земли. При воздушном подрыве снаряда многократно увеличивалась эффективность поражения вражеской живой силы укрывшейся в окопах.
В послевоенное время несколько сотен 88-мм зенитных орудий, имевших достаточный ресурс и хорошее техническое состояние, были переданы на хранение, где они находились до начала 1960-х. Неустановленное количество зениток немецкого производства с боеприпасами передали союзникам, но большую часть разделали на металл.
Использование германских 88-мм зенитных орудий в других странах
Немецкие 88-мм зенитные пушки пользовались популярностью у иностранных покупателей, и Германия экспортировала несколько сотен орудий.
Первым импортёром 8,8 сm Flak 18 стал Китай. В 1937 году гоминдановское правительство приобрело 5 зенитных батарей (20 орудий). 88-мм пушки активно применялись при отражении налётов японской авиации в сражениях при Чунцине и Чэнду. Орудия, развёрнутые в укреплениях вдоль Янцзы вели огонь по наступающим японским войскам. При этом несколько Flak 18 было захвачено японцами.
После гражданской войны Испания купила 88 орудий 8,8 сm Flak 36, а в 1943 году на заводе в Трубии началось их лицензионное производство. До 1947 года под наименованием FT 44 было выпущено более 200 орудий. Служба немецких 88-мм зениток в испанских вооруженных силах продолжалась до начала 1970-х.
Зенитное орудие 8,8 сm Flak 36 в экспозиции военно-исторического музея Валенсии
К началу Второй мировой войны в Греции имелось 24 88-мм зенитки. Они вступили в бой с итальянскими ВВС в 1940 году, а апреле 1941 года вели огонь по самолётам люфтваффе. После оккупации греческой территории уцелевшие орудия использовались гитлеровцами.
Зенитные 88-мм орудия немецкого производства имелись в вооруженных силах Болгарии, Венгрии и Румынии. В послевоенное время в Болгарии и Румынии Flak 18/36 служили до середины 1950-х.
В 1943–1944 годах Финляндия закупила у Германии 90 пушек 8,8 cm FlaK 37. Орудия поставлялись в двух вариантах, первая партия включала в себя 18 зениток на колёсном лафете, ещё 72 пушки, полученные в июне 1944 года, предназначались для монтажа на стационарных бетонированных основаниях. Одновременно с первой партией Flak 37 немцы предоставили 6 радаров управления огнём FuMG 62 Wurtzberg 39.
8,8 cm FlaK 37 в музее зенитной артиллерии Туусула
Орудия FlaK 37 использовались финнами как зенитные орудия до 1977 года, после чего их перевели в береговую оборону. Финская армия окончательно рассталась с 88-мм пушками в начале ХХI века.
После высадки в Нормандии к середине 1944 года американцы захватили более 80 исправных германских 88-мм зенитных орудий. Для использования трофейной артиллерии в составе 7-й армии США осенью 1944 года были сформированы 79-й и 244-й артиллерийские дивизионы.
88-мм зенитные орудия, захваченные американцами
На вооружении этих частей имелись 88-мм зенитные пушки, а также 105 и 150-мм гаубицы. К 31 декабря 1944 года 244-й дивизион полевой артиллерии произвел в общей сложности 10706 выстрелов из трофейных немецких орудий.
В марте 1945 года вновь сформированные французские 401-й и 403-й зенитно-артиллерийские полки вооружили трофейными немецкими 88-мм пушками. В связи с отсутствием штатных немецких ПУАЗО, для руководства зенитным огнём были задействованы британские радиолокационные системы GL Mk. II и GL Mk. III. Немецкие зенитки оставались на вооружении регулярных французских частей до 1953 года, после чего использовались в учебных целях ещё 5 лет.
В послевоенное время Югославия в добавок к орудиям, отбитым у немцев, из разных источников получила около 50 зенитных пушек 8,8 cm FlaK 18/36. Активная служба германских зениток продолжалась до начала 1970-х, после чего их разместили на побережье Адриатического моря в качестве орудий береговой артиллерии. После распада Югославии немецкие 88-мм зенитные пушки применялись для обстрела наземных целей в ходе сербско-хорватского вооруженного конфликта.
8,8 сm Flak 41 в Военно-техническом музее Лешаны
До 300 зенитных пушек 8,8 cm Flak 18/36/37/41 после окончания Второй мировой войны оказалось в распоряжении чехословацкой армии. Большая их часть в первые послевоенные годы была предложена иностранным покупателям, но несколько батарей, оснащённых 8,8 сm Flak 41 продолжали службу до 1963 года.
В конце 1950-х Демократическая Республика Вьетнам получила от Советского Союза несколько десятков 88-мм зенитных пушек. Они приняли участие в отражении первых налётов американской авиации, но впоследствии были вытеснены 85 и 100-мм зенитками советского производства.
Окончание следует…
Противотанковая пушка Pak43
Pak43
Парад 88-миллиметровых орудий продолжает детище фирмы Krupp в виде противотанковой пушки.
Ее сделали как противовес FlaK41. Хотели добиться лучших результатов в борьбе с танками. Это удалось.
Ни один из танков союзных войск не мог выстоять под ударами этого оружия.
Самым крепким в этом случае оказался советский ИС-2
. Хотя 80% его потерь во Второй мировой все-таки связано с работой Pak43.
Это орудие стало самым результативным истребителем танков в той войне.
Танковая пушка KwK43
«Фердинанд», KwK43
Один из лучших вариантов орудия на базе «восемь-восемь», которое было установлено на «Фердинанде» и тяжелых танках, например, на «Королевском тигре».
На удалении до 1 000 метров можно было вскрывать любую броню
противника без необходимости поиска слабых мест. Стрельба по силуэту – этого было достаточно. Тут даже ИС-2 не мог выстоять.
Морское применение
Германский флот имел оснащение большим числом разных орудий 88-миллиметрового калибра.
Они также отличались теми преимуществами, чтобы были заложены в «восемь-восемь». Правда на море были другие задачи, которые требовали более сложных решений. Но варианты на платформе Flak 41 и тут проявили себя должным образом.
Немецкая 88 мм пушка на подводной лодке
Cамое известное немецкое орудие периода Второй мировой войны: 88-мм зенитки Flak 18/36/37
Своим возникновением зенитная артиллерия обязана развитию авиации. Их общая история берет начало в годы Первой мировой войны, когда первые летательные аппараты (самолеты и дирижабли) были еще очень несовершенны. Тем не менее уже в августе 1914 года германские дирижабли безнаказанно бомбили Париж и Антверпен, а через пять месяцев «цеппелины» совершили налет и на Лондон. На фронте же аэропланы постоянно выслеживали войска, сбрасывая на них сначала металлические стрелы, пробивавшие всадника вместе с лошадью, а затем и специально разработанные авиационные бомбы. О том, какое значение постепенно приобрела авиация, красноречиво свидетельствуют две цифры: если летом 1914 года армии России, Англии, Франции, Германии и Австро-Венгрии имели всего 746 аэропланов, то к ноябрю 1918 года в этих странах изготовили 156,1 тыс. боевых самолетов, не считая дирижаблей.
88-мм зенитное орудие Flak L/45, разработанное фирмой Крупп, в период Первой мировой войны на огневой позиции, со стволом, поднятым на 70 градусов. Орудие установлено на двухосном трейлере. Большие металлические колеса не имеют обрезинки
Для борьбы с этой воздушной армадой потребовалось специальное оружие. Острую нехватку зениток артиллеристы восполняли «эрзац-модификацией» обычных 75-77-мм полевых пушек — отрывали яму под сошниками, чтобы повыше «задрать» ствол, или закатывали пушку на поворотный станок, чтобы добиться нужного угла возвышения и кругового обстрела. Например, русские артиллеристы устанавливали трехдюймовки образца 1902 года на поворотные деревянные станки сложной конструкции, позволявшие вести огонь по воздушным целям. Небольшие скорости тогдашних аэропланов вполне позволяли даже таким примитивным зенитным орудиям с невысокой начальной скоростью снаряда и скорострельностью если и не сбивать их, то хотя бы отгонять от своих позиций. Однако эффективная стрельба «прямой наводкой» из полевой пушки того периода была возможна на дистанции максимум 4-5 км (на это были рассчитаны дистанционные трубки снарядов). Пилотам было достаточно подняться на большую высоту — и огонь таких «полевых зениток» был им уже не страшен.
Поэтому во всех странах конструкторы-артиллеристы получили задания на проектирование специальных зенитных пушек с высокой начальной скоростью снаряда. Начальная скорость снаряда — важнейшая баллистическая характеристика зенитного орудия, которая определяет быстроту доставки снаряда к цели, а следовательно, и точность стрельбы. Спешно совершенствовались старые и создавались новые артсистемы. Например, в России уже в 1915 году у зенитной пушки Лендера увеличили начальную скорость снаряда до 588 м/с, угол возвышения ствола до 75° и соответственно дальность стрельбы до 8,5 тыс. м. Такие зенитки прослужили до 1928 года. В Англии выпустили 13-фунтовую (76,2-мм) зенитку, смонтированную на тумбу, обеспечивающую круговой обстрел. После модернизации в 1917 году угол возвышения ее ствола достиг 90°, а расчетная скорострельность — 25 выстрелов в минуту. В кайзеровской армии использовалось несколько образцов 77-мм пушек на различных станках, в том числе и на шасси автомобилей. В 1916 году на фирме Rheinmetall Krupp сконструировали зенитку 8,8 cm K.-Zugflak L/45 (калибра 88-мм), которая могла устанавливаться как на четырехколесном лафете-трейлере, так и на железнодорожной платформе. Использование четырехколесного лафета-трейлера было вызвано не только удобством обеспечения кругового обстрела орудия. Дело в том, что в период Первой мировой войны зенитная артиллерия, в том числе и ввиду незначительной дальности полета тогдашних самолетов, располагалась в основном в прифронтовой полосе. Новые немецкие зенитки обладали, по понятным причинам (высокая начальная скорость снаряда), очень мощной дульной вспышкой. Угол подъема их стволов был большим. Совсем не удивительно, что артиллерийские наблюдатели противника принимали зенитки за «батареи особой мощности», работающие на их участке фронта. Такая ошибка в идентификации влекла за собой немедленный мощный артиллерийский удар по предполагаемым позициям осадной артиллерии. В том числе и поэтому зенитчикам необходимо было иметь возможность быстро менять позиции. До окончания войны предприятия Круппа успели построить 180 таких пушек. Впервые они вступили в бой в 1917 году и применялись не только на фронте, но защищали также и небо над Рурским промышленным районом. Кроме совершенствования самих орудий, для повышения эффективности зенитной стрельбы были также разработаны особые дальномеры, звукоулавливатели, позволявшие своевременно обнаружить самолеты и мощные прожекторы.
Конструкторские и тактические нововведения не замедлили сказаться: если в 1915-1916 годах на каждый сбитый аэроплан расходовали в среднем 15 тыс. снарядов, то в 1918 году обходились уже 3-5 тыс. выстрелами. Моральное воздействие на летчиков, отказывавшихся от выполнения боевого задания, когда самолеты попадали в зону разрывов, и довольно высокий процент сбитых вражеских аэропланов (20-25% от числа всех уничтоженных в воздухе машин) зарекомендовали зенитную артиллерию как эффективное средство борьбы с воздушным противником.
После поражения в Первой мировой войне на Германию, по условиям Версальского договора, были наложены многочисленные ограничения в военной сфере. Одним из самых существенных был запрет на разработку и использование военной авиации и зенитной артиллерии. Комиссия союзников по разоружению разрешила немцам оставить только немногочисленные зенитные орудия — 168 устаревших 77-мм пушек на стационарных позициях, с запасом снарядов по 1500 штук на ствол, и зенитки, установленные на борту кораблей Рейхсмарине. В результате официально самым распространенным зенитным вооружением Рейхсвера неожиданно оказались 7,7-мм пулеметы Максима.
88-мм зенитное орудие Flak L/45 могло буксироваться артиллерийским тягачом K.D.I., который, благодаря 100-сильному двигателю и приводу на обе оси, имел хорошую проходимость по пересеченной местности. На шоссе тягач мог развивать скорости до 25 км/час
Однако на практике дела обстояли несколько иначе. Немцы изыскивали всяческие лазейки для обеспечения возможности по проектированию и постройке самого современного вооружения — орудий, танков, самолетов. Так, в 1920-е годы купила 30% акций известного шведского артиллерийского концерна Бофорс, после чего большое количество германских инженеров и конструкторовартиллеристов перебралось на работу в шведский город Карлскога. Таким образом, Круппу удалось не только сохранить опытные кадры разработчиков артиллерийской техники, но и развивать новые направления в опытно-конструкторских работах за пределами Германии, тем самым формально не нарушая статей Версальского договора.
К 1928 году у Круппа были готовы прототипы новых зенитных пушек калибра 75 мм со стволами длиной 52-55 калибров. Однако по результатам испытаний прототипа немецкие военные, предвидя развитие высотной бомбардировочной авиации, потребовали существенно увеличить мощность орудия, что влекло за собой переход к большему калибру. В качестве одного из вариантов рассматривался даже калибр в 105 мм, но так как такой унитарный выстрел показался слишком тяжелым для полевых условий — заряжающий не смог бы обеспечить высокий темп стрельбы, — то конструкторы остановились на промежуточном (общепринятом в Германии) калибре — 88 мм. В сентябре 1928 года получила заказ от германских военных на разработку варианта 88-мм зенитной пушки с длиной ствола 56 калибров, круговым обстрелом и сектором наведения в вертикальной плоскости от -3 до +85 градусов. В соответствии с техническим заданием орудие предназначалось для борьбы с разведывательными и бомбардировочными самолетами, летавшими на средних и больших высотах (от 500 до 6000 м). Опираясь на имевшийся задел, конструкторы приступили к проектированию орудия 8,8 cm Flak-IS. Проектирование велось группой конструкторов в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, Германия, где и были изготовлены первые образцы пушек.
В 1930 году, вопреки Версальским ограничениям, перевооружение противовоздушной обороны (ПВО) было в секрете запланировано руководством Веймарской Республики (за три года до прихода к власти Адольфа Гитлера). Согласно так называемому Второму плану перевооружения, Рейхсвер должен был в ближайшие годы приобрести для нужд противовоздушной обороны 792 тяжелых пулемета, 30 37-мм пушек, 24 75-мм пушки, 48 88-мм пушек и 4 105-мм пушки. Несмотря на такие скромные объемы закупок, из-за недостатка финансирования осуществить их удалось лишь после прихода к власти нацистов. В 1935 году на производство всех типов зенитных орудий было выделено 27 млн. рейхсмарок, а в апреле того же года еще дополнительно 9 млн. рейхсмарок только на 88-мм пушки. Весь бюджет войск ПВО составлял 205,6 млн. рейхсмарок. Для сравнения — в 1930 году весь военный бюджет составлял всего 484 млн. рейхсмарок.
Тем временем не дремал и Рейхсвер. Уже в начале 30-х годов в Германии были созданы зенитные части, которые до 1935 года, когда пришедшими к власти национал-социалистами во главе с Гитлером был принят Закон о создании вооруженных сил, в целях конспирации носили название «железнодорожных», «тренировочных» или «подвижных» (Fahrabteilung) батальонов. Но еще до этого, после смягчения рестрикции, на основании Женевского соглашения 1932 года, в котором Германию признали суверенным государством, артиллерийские подразделения Рейхсвера получили новые зенитные пушки калибра 75 мм — 7,5 cm Flak L/60. Было выпущено очень небольшое количество этих пушек, которые позже были отправлены в Испанию, где использовались исключительно частями испанской армии (но не немецким Легионом «Кондор»).
88-мм зенитное орудие Flak 18 в транспортном положении на транспортере из двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Ah.201. Передняя тележка транспортера Sd.Ah.201 имела односкатные колеса
В 1933 году новая зенитная пушка калибра 88 мм под обозначением 8,8 cm Flak 18 была принята на вооружение. Обращает внимание тот факт, что год разработки орудия, включенный в обозначение, указан как 1918. Это было сделано в целях дезинформации — требовалось показать, что Германия придерживается условий Версальского договора. В результате такой уловки создавалось впечатление, что это старые пушки, разработанные до введения военных ограничений 1920 года и выпускавшиеся еще в период Первой мировой войны, которые просто вновь запущены в производство. В том же году начались поставки 8,8 cm Flak 18 в зенитные части, сформированные на базе семи моторизованных зенитных батарей Рейхсвера.
Пушка 8,8 cm Flak 18 имела затвор полуавтоматического типа (горизонтальный, клиновой), который обеспечивал экстракцию стреляной гильзы и взведение боевой пружины за счет энергии отдачи, благодаря этому обеспечивалась скорострельность до 15-20 выстрелов в минуту. Но чтобы раз в три секунды загружать орудие 15-килограммовым снарядом — на каждое орудие необходим был расчет из 11 человек, четверо или пятеро из которых занимались исключительно подачей снарядов. Сколачивание такого большого коллектива было делом далеко не простым.
Затвор орудия — горизонтальный клиновой с механизмом самовзвода. Во время отката пушки после выстрела затвор автоматически открывался, выбрасывая стреляную гильзу, и в то же самое время взводилась пружина ударника и механизма запирания затвора. Выстрел производился в результате удара ударника по капсюлю гильзы снаряда. При необходимости затвор мог быть открыт или закрыт вручную. Для первого заряжания снаряда затвор должен был открываться вручную. Предохранительное устройство позволяло произвести выстрел только при полностью закрытом затворе.
Ствол пушки был выполнен цельным и обозначался как 8,8 cm Flak-Rohr 18. Длина отката была переменной, зависевшей от угла возвышения пушки, и составляла от 1050 мм при угле 0 градусов до 700 мм при угле 85 градусов. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Под стволом пушки в двух цилиндрах были смонтированы пружинные компенсаторы, облегчающие вертикальную наводку орудия.
Ствол с противооткатными устройствами крепился в верхнем станке (вертлюге), который в свою очередь соединялся с восьмигранной тумбой, покоившейся на основании лафета. Нижний конец штыря вертлюга заделывался в салазки горизонтирующего механизма. Орудие монтировалось на крестообразном лафете Flak-Lafetle 18. Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины («лапы») при переводе в походное положение поднимались вверх, а неподвижная основная продольная балка выполняла роль рамы транспортера. Подобное устройство лафета позволяло наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне от -5 до +85 градусов и обеспечивало круговой сектор обстрела.
88-мм зенитное орудие Flak 18, на испытаниях буксируется Zugkraftwagen (полугусеничным тягачом)
Перевозилась пушка на транспортере, состоявшем из двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Ah.201, которые при переводе орудия из походного положения в боевое отсоединялись. Ходы были не взаимозаменяемые: передний — с односкатными колесами, задний — с двухскатными. Время перевода пушки в боевое положение составляло 5-6 мин. На транспортере были предусмотрены четыре посадочных места для членов расчета орудия и крепление для 10 снарядов в ящиках. Максимальная скорость буксировки составляла 30 км/час.
Необходимые для стрельбы по воздушным целям значения угла возвышения, поворота и установки взрывателя определялись прибором управления огнем и передавались к пушке на ламповый передаточный прибор через 108-жильный кабель. Эту же информацию можно было передать наводчику по телефону.
Для ведения огня по наземным целям орудие оснащалось прицелом Flakzielfernrohr 20 с 4х-кратным увеличением и углом зрения 17,5 градусов (ширина поля зрения — 308 м на дальности 1000 м). Более поздняя модификация прицела Flakzielfernrohr 20E имела градуировку от 0 до 9400 м с ценой деления в 100 м.
Подъемное и поворотное устройства орудия имели по две скорости наведения. Выстрел производился вручную или автоматически.
Установку взрывателя снаряда первое время осуществляли в стороне от орудия, а в дальнейшем приспособление для установки взрывателя перенесли на лафет.
Заряжание снаряда происходило автоматически с использованием энергии отката ствола, в результате которого сжимался воздух в специальном цилиндре, а затем под его воздействием специальный толкатель досылал очередной снаряд в казенник. К сожалению, боевой опыт выявил неэффективность такой системы — ненадежность в работе обуславливала низкую скорострельность. В результате с большинства орудий механизмы автоматической досылки снарядов демонтировались, часто даже в полевых условиях.
В 1935 году начались работы по усовершенствованию пушки 8,8 cm Flak 18, результатом которых стало появление двух ее модификаций — Flak 36 и Flak 37.
Пушка Flak 36 отличалась от прототипа в первую очередь и усовершенствованным стволом, и упрощенной конструкцией лафета. Кроме того, были снижены затраты на ее производство, в частности заменой всех деталей, выполнявшихся из цветных материалов (латунь, бронза), — стальными.
Орудия Flak 18 из полка «Генерал Геринг», орудие на переднем плане уже снабжено броневым щитом. Хорошо видна передняя (с односкатными колесами) тележка транспортера Sd.Ah.201
Flak 36 получила ствол новой конструкции 8,8 сm Flak-Rohr 36. Вместо цельного, как на Flak 18, он стал составным. Дело в том, что зенитки как орудия с высокой внутренней баллистикой имели высокую начальную скорость снаряда (скорость снаряда при выходе из ствола), в 30-х годах типичными для зенитных орудий были скорости 800-820 м/сек. Такие начальные скорости и, соответственно, значительный вес порохового заряда приводили к быстрому износу («разгару») ствола. Поэтому в конце 20-х годов были разработаны сборные стволы, позволявшие заменять отслужившие элементы. Ствол такой конструкции и получила Flak 36. Он состоял из кожуха, свободной трубы и казенника, что позволяло заменять его износившиеся фрагменты прямо в полевых условиях. При этом внутреннее устройство и баллистика ствола остались такими же, как у Flak 18. Стволы 8,8 cm Flak-Rohr 36 и 8,8 cm Flak-Rohr 18 были взаимозаменяемыми.
Благодаря тому, что Flak 36 получила также взаимозаменяемые передние и задние станины, то для ее транспортировки стали использоваться новые подкатные тележки — Sd.Ah.202. Обе тележки были одинаковыми с двухскатными колесами. Были предприняты и меры по сокращению времени перевода пушки из походного в боевое положение. Так был разработан новый механизм разгрузки пушки с походных тележек, а также предусмотрена возможность ведения огня по наземным целям непосредственно из походного положения. Для этого на землю опускались только боковые упоры, пушка выравнивалась и стабилизировалась с помощью стальных колов, вбиваемых в землю сквозь отверстия в упорах. А на колесных тележках затягивались и блокировались тормоза.
Пройдя войсковые испытания, Flak 36 была принята на вооружение приказом Рейхсминистра авиации от 8 февраля 1939 года. Ее стоимость в 1939 году составляла 33600 рейхсмарок.
Начатая разработкой годом позже очередная модификация 88-мм зенитки — Flak 37 — имела усовершенствованную систему управления огнем. Но если Flak 36 представляло собой комбинированное орудие, которое могло использоваться как для борьбы с самолетами, так и с наземными целями, то Flak 37 проектировалось в первую очередь как зенитное орудие, стационарно устанавливавшееся в составе батарей из четырех пушек на укрепленных позициях, и тележками для перевозки вообще не комплектовалось. Эти орудия сопрягались с дальномером, радиолокатором, системой передачи данных Ubertransunger 37, передающей направление ведения огня, угол возвышения орудия и задержку разрыва снарядов.
Тактико-технические характеристики Flak 36 и Flak 37 примерно соответствовали характеристикам Flak 18. В боевой позиции Flak 36/37 весили более 5300 кг (Flak 18 — 5150 кг), а на транспортере Sd.Ah.202 — 8200 кг (Flak 18 — 7450 кг на транспортере Sd.Ah.201). Flak 37 стала последней модификацией немецких 88- мм зениток с длиной ствола в 56 калибров. Она была запущена с массовое производство в 1942 году и сменила Flak 36 на сборочных линиях к марту 1943 года.
Для стрельбы Flak 18/36/37 использовали выстрелы со снарядами различного назначения. Против самолетов использовались осколочные снаряды с дистанционным взрывателем. При весе снаряда 9 кг заряд его взрывчатого вещества составлял 0,87 кг. Вертикальная дальность стрельбы этим снарядом достигала 10600 м.
88-мм зенитное орудие Flak 18, буксируется трехосным грузовиком фирмы Bussing-NAG
На основании опыта, полученного в Испании, были разработаны бронебойные и кумулятивные снаряды для 88-мм пушки. Бронебойный снаряд 8.8 cm Pzgr с баллистическим наконечником весил 9,65 кг, имел начальную скорость 810 м/с и пробивал 78-мм броню на расстоянии в 1,5 км. С 1942 года стал выпускаться более мощный снаряд 8,8 cm Pzgr.39. При весе в 10,2 кг и начальной скорости 800 м/с, он на расстоянии 1,5 км пробивал броню толщиной 96 мм.
Однако развитие немецких 88-мм зениток на Flak 37 еще не закончилось. В соответствии с программой развития зенитной артиллерии 1937 года (являлась продолжением программы 1932 года) была поставлена задача довести начальную скорость снаряда крупнокалиберных 88-мм зенитных орудий до 1000 м/с. Надо отметить, что немцы верно просчитали ситуацию. Действительно, в связи с прогрессом военной авиации в ходе Второй мировой войны этот новый рубеж начальных скоростей зенитных пушек был взят. Так, в США была принята на вооружение 120-мм зенитная пушка с начальной скоростью 945 м/сек, а в самой Германии — 88-мм Flak 41. В то же время немцы вели работы по созданию и других зенитных орудий с такой же начальной скоростью.
Контракт на создание новой пушки с улучшенными баллистическими характеристиками получила . Проект получил рабочее название Gerat 37, а первый опытный образец пушки с длиной ствола в 71 калибр, изготовленный в 1941 году, получил обозначение 8,8 cm Flak 41. Но только в августе 1942 года первые серийные образцы Flak 41 (44 штуки) были направлены в Немецкий Африканский Корпус. Их испытания выявили целый ряд серьезных конструктивных недостатков. В результате эти пушки стали поступать в войска ПВО Рейха лишь с 1943 года. Эта пушка с начальной скоростью осколочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14700 м стала лучшим немецким зенитным орудием среднего калибра, тем не менее широкого применения эта модификация не нашла. Выпуск зениток Flak 41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak 18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak 41.
Нужно отметить, что орудия 8,8 cm Flak в основном строились для стационарной установки. Так, например, за период с октября 1943 по ноябрь 1944 года, по которому имеется детальная статистика, 61% выпущенных «восемь-восемь» были в стационарном варианте и только 39% — в мобильном. По данным на 1 сентября 1944, из 1644 батарей 8,8 cm Flak 18/36/37 Люфтваффе только 225 были моторизованными и 31 — частично моторизована.
Как четко видно из оригинальных документов, «восемь-восемь» была разработана исключительно как зенитное орудие, без каких-либо предположений о том, что оно может использоваться в качестве противотанкового орудия. Так, в немецкой программе по разработке противотанкового вооружения Wa Prw говорилось о возможном применении в качестве противотанковых автоматических зениток 2 cm Flak и 3,7 cm Flak, но совершенно не упоминалось о «восемь-восемь». Дело в том, что, несмотря на пологую траекторию и высокую бронепробиваемость своего снаряда, «восемь-восемь» не обладала другими характеристиками, считавшимися необходимыми для противотанковых пушек: хорошей маневренностью по пересеченной местности, низким силуэтом, простотой управления/наводки, удобством маскировки на передовых позициях. Тем не менее в более поздний период 8,8 cm Flak стали с успехом применяться для борьбы с наземными целями, в том числе и с танками.
Уже в 1938 году Heereswaffenamt (отдел вооружений немецкой армии) занялся адаптацией «восемь-восемь» для полноценного ведения огня по наземным целям. Рассматривалось два пути улучшения подвижности и сокращения времени приведения орудия в боевую готовность: модификация транспортера орудия, которое должно было буксироваться 8-тонным бронированным тягачом (на само орудие устанавливался броневой щиток, призванный защитить расчет пушки от пуль и осколков), а также создание самоходной артиллерийской установки на шасси 12-тонного бронированного тягача.
Детали разработки самоходной установки обсуждались на совещании 16 августа 1938 года. В нем принимал участие доктор Порше, которому Гитлер лично поручил разработать методы и пути ускорения разработки и производства такой самоходки.
В конце 1938 года 10 пушек «восемь-восемь» было установлено на шасси 12-тонного полугусеничного тягача Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8). Интересно, что тягач Sd.Kfz.8 в 1932 году начал разрабатываться для Красной Армии по советскому заказу, который, правда, впоследствии был аннулирован. Самоходка получила обозначение Flak 18(Sf) auf Zgkw.12t (полное название: 8,8 cm Flak 18(Sf) auf Zugkraftwagen 12t).
Передняя часть тягача — двигатель и кабина водителя — получила бронирование. Толщина бронелистов — от 8 до 14,5 мм. Экипаж машины состоял из 9 человек. Масса самоходки составляла 20 тонн, но благодаря 12-цилиндровому V-образному двигателю «Майбах», мощностью 185 л.с., ее максимальная скорость по шоссе составляла до 50 км/час.
Характеристика бронебойных снарядов для 88-мм пушки Flak 18/36/37
Орудие устанавливалось в середине грузовой платформы шасси. В задней части платформы крепился ящик с 18 снарядами. Пушка получила бронированный щит, защищавший расчет от пуль и осколков, также был бронирован и ящик со снарядами.
Всего было выпущено 10 ЗСУ Flak 18(Sf) auf Zgkw.12t, которые принимали участие в боевых действиях на территории Польши и Франции в составе 8 тяжелого противотанкового дивизиона.
Позже небольшой серией была выпущена самоходная зенитная установка с пушкой Flak 37, которую разместили на шасси самого тяжелого тягача Второй мировой войны — Sd.Kfz.9 (Zugkraftwagen 18t). Этот 18-тонный полугусеничный тягач, созданный в 1935 году фирмой FAMO, оснащался 12-цилиндровым V-образным бензиновым двигателем HL 108TUKRM «Майбах», мощностью 250 л.с. Кабина водителя и двигатель тягача полностью бронировались бронелистами толщиной от 8 до 14,5 мм. Пушка Flak 37 устанавливалась в кузове тягача. Полная масса самоходки достигла 25 тонн, но ее максимальная скорость по шоссе сохранилась на уровне 50 км/час. Всего было выпущено 15 ЗСУ Flak 37 auf Zgkw.18t.
Своеобразные самоходные 88-мм зенитные орудия были разработаны и построены для вооружения специального зенитного подразделения, первоначально задуманного как мобильное эскортное подразделение «Fuhrer Begleit-Einheit» (подразделение эскорта Фюрера), подчиненного непосредственно командующему Люфтваффе.
Зенитные орудия 88 cm Flak были установлены на трехосном шасси автомобиля разработки фирмы Vogtlandische Maschinenfabrik (VOMAG). Шасси так называемого «низкопольного автобуса» было разработано перед войной для почтовых автобусов Рейхспочты (Reichspost), которые, благодаря установленному дизелю мощностью 150 л.с., могли развивать на автобане скорость до 90 км/час. Зенитка «восемь-восемь» устанавливалась на специальной платформе, расположенной в центральной части трехосного шасси. Для расширения рабочей платформы боковые стенки, ограждающие платформу, могли откидываться и с помощью стопорных цепей закрепляться в горизонтальном положении. В задней части платформы, в контейнерах, к которым был обеспечен удобный доступ, хранилось 72 снаряда первой очереди. Для ведения огня машина выравнивалась при помощи откидных «лап» с винтовыми домкратами, под которые подкладывались деревянные щиты. Эти щиты имели и еще одно предназначение: благодаря «автобусным» корням самоходная установка имела невысокую проходимость по бездорожью и часто застревала, а чтобы выбраться из грязи, щиты подкладывались под колеса.
88-мм орудие Flak 37 буксирует 8-тонный средний полугусеничный транспортер Zgkw 7
Такими «самоходками» были вооружены только четыре батареи 1-го дивизиона 42-го полка зенитной артиллерии (Flak Regiment 42 (mot.S.)). Со временем это мобильное эскортное подразделение благодаря своей высокой подвижности стало все чаще использоваться в качестве своеобразной «пожарной команды», как на территории самой Германии, так и Франции, Бельгии и Польши.
В 1944 это подразделение было переброшено в Венгрию, где приняло участие в ожесточенных оборонительных боях в ходе советского наступления в районе Дебрецена. Понеся тяжелые потери, 1-й дивизион 42-го полка стал последним подразделением, которому удалось вырваться из затягивающегося «мешка» окружения в направлении Будапешта. В феврале 1945 года, с падением «крепости Будапешт», завершилась и история этого необычного подразделения.
(Продолжение следует)
Статья была опубликована в январском номере журнала «Наука и техника» за 2012 год
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Теги: Артиллерия, минометы и метательные машины 88-мм зенитное орудие Flak L/45 Flak 37 артиллерийский тягач K.D.I. бронебойный снаряд Pzgr взрыватель снаряда заряжание снаряда затвор орудия зенитная артиллерия зенитная пушка калибра 88 мм кумулятивный снаряд HL Gr 3 оптический прицел поворотное устройство
Предыдущая статья О зенитных подразделениях III Рейха. Европа под огнем орудий «восемь-восемь»
Предоставлено SendPulse
Нравится 4