Закрытый проект «Миг-41», долго ли ждать официального представления

На днях стало известно, что момент появления самолета приближается – через несколько месяцев должно стартовать проектирование.

«РИА Новости» опубликовало интервью с гендиректором РСК «МиГ» Ильей Тарасенко. Руководитель организации рассказал о текущих работах и планах по ряду современных и перспективных проектов. Вместе с прочими темами затронули и проект ПАК ДП. И. Тарасенко рассказал, что сейчас продолжается научно-исследовательская работа по формированию облика будущего перехватчика. В облик машины закладываются все основные требования, и подобные работы планируется завершить до конца этого года. Утверждение готового технического облика позволит перейти к следующим этапам программы.

Гендиректор РСК «МиГ» раскрыл некоторые черты будущего ПАК ДП, но без особых подробностей. Самолет будет создаваться с применением технологий малозаметности. Он сможет нести необходимое количество вооружений нужных типов и доставлять его на увеличенный радиус перехвата. При этом МиГ-41 будет не просто самостоятельным средством. Продолжается работа над перспективной комплексной системой глобальной обороны, способной прикрыть все границы.

Руководитель Корпорации не назвал точные сроки появления будущего ПАК ДП. Однако он указал, что МиГ-41 должен будет заменить МиГ-31, когда тот завершит свою службу.

Немного о МИГ-31

Предшественник МИГ-41, «тридцать первый» по техническим характеристикам и скоростным показателям так далеко ушёл от иностранных аналогов, что в ближайшие 10 – 15 лет вперёд всего останется на лидирующей позиции, единственное, что при выходе «сорок первого», он сместится на вторую строчку.

Он предназначается для обнаружения и уничтожения баллистических и крылатых ракет, летательных аппаратов, находящихся на различных высотах. Способен успешно сбивать современные североамериканские истребители 5 поколения F-22 и F-35.

МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью специальной антенны, оборудованной фазированной решеткой, полного комплекта которой нет ни на одном самолёте в мире.

В арсенале истребителя в зависимости от ситуации могут находиться различные боеприпасы, размещённые как на внешней, так и на внутренней подвеске, к которым относятся ракеты дальнего радиуса действия, созданные таким образом, что для осуществления их запуска не требуется подтверждения расположения цели.

При необходимости, истребитель перехватчик может выполнять роль передвижного летающего командного пункта.

Модернизация МиГ-31: плюсы и минусы

Форсажный режим двигателей МиГ-31БМ, используемый при взлете и наборе высоты.

© Andrei Shmatko / wikimedia.org
Конечно, России необходимо иметь сегодня МиГ-31 — уникальный боевой авиационный комплекс для выполнения задач ВКО и других войск. Группировка модернизированных МиГ-31 позволила бы выполнить ряд задач космической обороны: уничтожение вражеских космических аппаратов и выведение на низкую (200—800 километров) орбиту Земли малых спутников (до 200 килограмм). Тем более, по данным отечественных экспертов, в настоящее время в ВКС России есть около 120 МиГ-31 плюс еще около 150 самолетов на базах хранения. По их оценкам, сегодня в строю находится около 100 модернизированных МиГ-31БМ.

Конечно, модернизация — дело хорошее и нужное. После ее реализации Россия получит на долгие годы многофункциональный непревзойденный самолет дальнего действия, которому не будет равных в мире. Еще много лет МиГ-31 будет вызывать чувство гордости за нашу великую страну, ее Вооруженные силы, советскую и российскую науку и промышленность. Однако есть и определенные минусы ее проведения.

В частности, Государственная программа вооружения 2011—2020 годов возобновления производства и приобретения самолетов МиГ-31 и его модификаций не предусматривала. А на модернизацию потребуются, по разным оценкам, десятки миллиардов рублей, которые сегодня, в период спада и отечественной, и мировой экономики, а также появления коронавируса, найти будет довольно трудно.

Кроме того, были утрачены технологии ряда деталей истребителя МиГ-31, в частности носового обтекателя, фонаря, бортового радиоэлектронного оборудования, а также производство комплектующих изделий. Хотя восстановление утраченных технологий на новом техническом уровне вполне возможно даже без существенного объема испытаний конструкций планера.

На восстановление производства, по прогнозу ОАК, потребуется минимум 15 миллиардов рублей и пять лет. И это подъемные для экономики России средства. Ведь объем финансирования одной только государственной программы «Развитие авиационной промышленности» до 2025 года составляет 1,2 триллиона рублей

Настораживает и безвозвратная потеря большого количества высококвалифицированных кадров, которую будет сложно восполнить.

Необходимо увеличить дальность обнаружения МиГ-31. В частности, на МиГ-25 с локатором «Сапфир-25» она была больше, чем на МиГ-31, и притом маневры цели «змейкой» не влияли на характеристики РЛС «Сапфир-25».

Современная РЛС (типа «Жук», устанавливаемая на МиГ-29СМТ, МиГ-35, Су-27КУБ и другие) сможет обеспечить дальность не менее 400 километров против нынешних 80. Необходимо убрать с носового обтекателя лишний металл (приемник воздушного давления, антенны, провода) и изменить его форму для обеспечения приемлемых радиотехнических характеристик. Требуется существенная модернизация всей радиоэлектронной аппаратуры самолета и теплопеленгатора.

Двигатели Д-ЗОФ-6, хранящиеся на складах ОАО «Пермский моторный завод», относятся ко второй категории и не могут быть установлены на новые самолеты. Установка двигателей второй категории потребует изменений в законодательстве. После восстановительного ремонта двигатели смогут обеспечить требуемый ресурс. Такой подход не потребует больших затрат и сроков.

По данным OAK, возобновление производства двигателей потребует не менее пяти миллиардов рублей (входит в заявленные OAK 15 миллиардов). Завод сохранил производство основных элементов двигателя (производство лопаток и ступеней компрессора и турбины).

Не секрет, что в настоящее время задачи МиГ-31 частично способны выполнять Су-35, МиГ-29 и Су-57. Правда, они даже сегодня уступают ему по крейсерской скорости сверхзвукового полета, скороподъемности и полезной нагрузке.

Каким будет МИГ-41

Сегодня известно, что над проектированием современного истребителя перехватчика дальнего радиуса действия работают специалисты ОКБ им. Микояна и Нижегородского конструкторского бюро авиа. Проект был начат ещё в 2013 г. после письменного указания Главкома ВКС, который через некоторое время был продублирован распоряжением Генштаба ВС России.

В прессу проскальзывает информация, что новый истребитель будет развивать скорость до 7 000 км/ч.

На сегодняшний день ни один самолёт такого плана не может разогнаться до таких пределов.

Для сравнения можно воспользоваться таблицей, в которой приведены самые скоростные истребители мира.

Модель истребителяСтрана производстваСтрана в которой стоит на вооруженииМаксимальная скорость, км/чКоличество выпущенных единиц
РафаэльФранцияФранция1 900195
Сааб JAS 39 ГрипенШвецияЧехия, Венгрия, Таиланд, ЮАР, Швеция2 200270
МИГ-29РоссияРоссия2 4151 500, производство продолжается
МИГ-23РоссияИндия, Сирия, Ливия2 4453 630
ТайфунГерманияВеликобритания, Германия, Испания, Саудовская Аравия, Италия, Австрия2 450Около 500
СУ-27РоссияРоссия2 476,4809
Grumman F-14 TomcatСШАСША2 485712
McDonnell Douglas F-15 EagleСШАСША, Израиль, Саудовская Аравия, Япония2 6501 500
МИГ-25РоссияРоссия, Украина2 700Около 1 200
МИГ-31РоссияРоссия3 000519

Как видно из представленных сведений, отечественные разработки и на сегодняшний день являются лидерами не имеющими себе равных. При соответствии скорости, заявленной для МИГ-41, он станет абсолютным рекордсменом в данном направлении.

Не стоит исключать, что все вышеперечисленные модификации российских истребителей были спроектированы на рубеже существования Советского Союза, то есть, на сегодняшний момент проектам более 30 лет.

А может МиГ-41 всё же появится в ближайшие годы?

Оптимистичная точка зрения на проект Миг-41 придерживается несколько другой концепции. Так как ещё в 90-е годы в качестве замены МиГ-41 разрабатывался проект «701», который так и не был завершён, многие эксперты видят тут прямую связь с танками проекта «Армата», которые создавались по подобной схеме. Помня историю проекта «Армата», начинаешь верить, что МиГ-41 все же будет доработан в ближайшие годы.

Одним из фактов появления МиГ-41 некоторые эксперты называют активную фазу разработки ракеты РВВ-БД, так как она делается именно для МиГ-41.

Последние события на мировой арене заставляют Россию всерьёз задуматься о скорейшей разработке новейших истребителей перехватчиков. Американцы постоянно и недвусмысленно намекают, что их новейшая гиперзвуковая крылатая ракета «Boeing X-51», которая практически готова к запуску в серию, способна развивать скорость до 6 200 км/ч. Только МиГ-41, который может стать к тому же беспилотным, будет способен развить подобную скорость и перехватить американскую ракету.

Скептики утверждают, что российские разработки в области создания беспилотных летательных аппаратов далеки от американских, поэтому МиГ-41 будет управляться пилотом, который просто не выдержит перегрузок, возникающих на подобных скоростях. На это можно возразить, что до 2028 года российские технологии могут шагнуть далеко вперёд, и уже в ближайшие годы создание «беспилотников» перестанет быть проблемой для российских конструкторов.

В настоящее время МиГ-41 доступен только в чертежах, которые тоже не являются достоверными. Остаётся только надеяться, что через несколько лет на параде Победы в небе пролетит первый образец российского истребителя-перехватчика МиГ-41. Тем более, что генеральный конструктор «Объединённой авиастроительной корпорации» Сергей Коротков недавно официально заявил, что работы по созданию МиГ-41 ведутся не только в РСК «МиГ».

Комментарии официальных лиц

В официальных источниках пока не было никакой информации о том, создан этот новый самолёт или нет. Вполне возможно, что он уже стоит в испытательных ангарах ОКБ им. Микояна и ожидает своего часа. Однако, это остаётся засекреченной информацией, а на сегодняшний день сведений о технических характеристиках, внешнем виде и эксплуатационных данных нет.

Известно только, что истребитель МИГ-41 это современная инновационная разработка современного перехватчика, способного заменить МИГ-31. Благодаря своей секретности, работы над машиной получили название «самой закрытой задумкой российской оборонки».

На специализированных форумах достаточно много обсуждений на эту тему, однако все они заканчиваются ничем не обоснованными прогнозами и предположениями.

Со слов Сергея Короткова, Президента российской Объединённой самолётостроительной корпорации, в текущем году было выполнено много отдельных проектов, предназначенных для сборки истребителя.

Он ещё раз подчеркнул, что современный истребитель перехватчик создаётся с целью замены устаревшей модели, использующейся с 1975 г. Помимо этого, было отмечено, что над созданием самолёта трудятся не только специалисты ОКБ им. Микояна, но и ряд представителей других предприятий относящихся к российской оборонной отрасли.

Разработки ведутся по предзаказу, полученному от МО РФ, так как на самом деле стоит задача о замене морально устаревших МИГ-31 на новую современную модификацию. Другой информации, Коротков не предоставил.

Генерал-полковник российских ВВС Виктор Бондарев высказывается следующим образом: «Работы над проектом ведутся довольно активно, на сегодняшний момент основные действия производятся в лице научных исследователей, передающих проектную документацию для начала опытно конструкторских работ».

Также, главнокомандующий подчеркнул, что современный истребитель перехватчик МИГ-41 будет принят на вооружение в 2025г.

Несколько лет назад, лётчик-испытатель комментировал ситуацию словами, что новый истребитель должен был появиться ещё на рубеже веков.

Замена МиГ-31 на самолёты новейшего образца

Несмотря на то обстоятельство, что МиГ-31 до сих пор не имеет себе равных в своём классе, он уже достаточно устаревший истребитель. Даже рядом с такими самолётами как Су-27 или МиГ-29, которые уже давно стали «ветеранами», МиГ-31 выглядит откровенно устаревшим.

Из разговоров, которые ведутся вокруг создания замены МиГ-31, можно получить следующие сведения:

  • Новый самолёт будет обладать огромной максимальной скоростью, которая даже на фоне МиГ-31 будет смотреться впечатляюще;
  • Внешний вид новой машины будет напоминать МиГ-31;
  • Истребитель-перехватчик МиГ-41 будет создан на базе МиГ-31БМ, который является самой современной модификацией МиГ-31.

Так как военные конструкторы по давней традиции умалчивают подробности, которые касаются разработки новой модели, то остаётся только догадываться, каким на самом деле будет облик МиГ-41. Одно понятно, МиГ-41 может даже по внешнему облику не соответствовать своему предшественнику, так как проект может быть изменён в любое время. Возможно, что первые наработки военные представят к 2020 году, хотя это возможно только в том случае, если работы по созданию нового истребителя-перехватчика будут идти в очень плотном темпе.

Если сравнивать будущий МиГ-41 с МиГ-31, то новый самолёт будет отличаться наличием большого количества электроники, а его внешний вид будет менее заметен. Про вооружение МиГ-41 сейчас ничего определённого сказать нельзя, так как хотя в настоящее время ведутся разработки новейшей ракеты РВВ-БД, которая должна получить двухрежимный двигатель ракетного типа, неизвестно, какое оружие появится к 2028 году. Не исключено, что этим оружием окажутся новейшие боевые лазерные системы, которые разрабатываются сейчас в лабораториях США. Хотя в России ничего не говорится про разработку боевых лазерных пушек, не исключено, что данный проект тоже существует.

Большие надежды на МиГ-41 возлагают и учёные, так как он сможет выводить на орбиту малые спутники в штатном режиме.

Предшественники: ракурс в историю

Опытное летно-конструкторское бюро Артёма Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.

Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под маркой МиГ-3.

Оба самолёта принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для штурмовиков Ил-2.

Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолётов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.

История создания и развития реактивных самолётов КБ Микояна начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.

Следующим стал знаменитый МиГ-15. Затем были вехи в самолётостроении, такие как скоростной рекордсмен МиГ-25 и рядовые образцы честно служившие в ВВС Родины, например перехватчики МиГ-17.

С того времени лучшими были признаны следующие модификации:

  1. МиГ-15 — первый истребитель СССР со стреловидным крылом, имел на своём борту одну 37 мм и 2 23 мм пушки. Развивал скорость более 1 000 км/ч. Серийное производство велось на 9 заводах, всего было построено больше 18 000 истребителей;
  2. МИГ-19 – первый самолет во всём мире, который способен развивать сверхзвуковую скорость. Производился с 1955 г. в Горьком и Новосибирске. Всего было выпущено 1 890 единиц, которые могли отличаться различными видами установленного вооружения. Кстати, на «девятнадцатый» были впервые установлены ракеты «воздух-воздух»;
  3. МИГ-21 — новый перехватчик того времени был создан практически в одно время с МИГ-19, но получил большее признание. Он стал первым отечественным самолётом, имеющим треугольные крылья и наиболее распространённым сверхзвуковым истребителем в мире;
  4. МИГ-23/27 – принимали участие во всех боевых действиях 80-х годов. Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, что обеспечило наиболее оптимальные летные режимы для каждых конкретных боевых условий. Это давало истребителю грандиозное преимущество над аналогами второго и третьего поколений. После выпуска американского F-16, относящегося к следующему, 4 поколению – превосходство было утрачено;
  5. МИГ-25 не раз подтверждал слова о нём, что максимальная скорость для него прописана только в технических характеристиках. Является многочисленным мировым рекордсменом по этим данным;
  6. МИГ-29 разрабатывался в период 1972-1982гг. На тот момент основной целью было достижение характеристик касающихся увеличения надёжности машины и соответствия желаниям иностранных заказчиков.

Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.

Хотя новейший истребитель ещё не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.

А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолёта МИГ-41, он должен стать ещё более совершенным.

Перехватчик МиГ-41: «Лисья гончая» XXI века — Naked Science

Программа ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата) привлекает к себе все больше внимания. Разберемся, что это такое и появится ли у России новый боевой самолет.

Обновление парка

Россия почти получила первый серийный истребитель пятого поколения, выполненный в рамках программы ПАК ФА, а уже в обозримой перспективе может состояться презентация перспективного стратегического бомбардировщика, известного как ПАК ДА – или «Посланник». Первый заменит истребители, построенные на базе старого Су-27, такие как Су-27СМ и Су-30, а также немногочисленные из оставшихся в живых МиГ-29: перспективы его преемника – МиГ-35 – пока туманны. ПАК ДА, соответственно, идет на смену всем стратегическим и дальним бомбардировщикам.

В этой связи все чаще говорят о необходимости замены для МиГ-31, тем более что эти самолеты уникальны и считаются самыми быстрыми из находящихся на вооружении крылатых боевых машин. Максимальная скорость 31-го – 3000 километров в час, крейсерская скорость – 2500. Это существенно выше показателей любого современного истребителя, включая новое, пятое поколение.

Истребитель МиГ-31 выполнен на базе советского МиГ-25, взлетевшего в 1964 году и во многом предопределившего развитие авиации. Опасаясь скорости МиГ-25, американцы окончательно отказались от разработки сверхскоростного бомбардировщика Valkyrie: в новых реалиях его возможности уже не гарантировали неуязвимость.

Уникальными возможностями советского перехватчика был грех не воспользоваться в 90-х, и руководство страны это понимало. Так появился МиГ-31БМ – модернизированная версия. Самолет получил новые систему управления вооружением и радиолокационную станцию, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 километров. Отметим справедливости ради, что это касается целей, не обладающих радиолокационной малозаметностью – то есть не стелсов.

Миг-31.
Источник: Фото Минобороны РФ

Другой важный плюс МиГ-31БМ – возможность применения новейших ракет класса «воздух – воздух» большой дальности Р-37. Это развитие старой советской ракеты Р-33, которую может применять МиГ-31. Однако, если старая ракета имеет ограничения по перегрузки цели в 4 G (значит, не может эффективно поражать маневренные цели), то у Р-37 этот показатель должен составлять 8 G. Можно сказать, самолет МиГ-31 трансформировался из узкоспециализированного перехватчика, способного эффективно бороться лишь с крылатыми ракетами и стратегическими бомбардировщиками, в многофункциональный комплекс, который может противостоять даже истребителям потенциального врага.

Одним из самых любопытных проектов в сфере авиационных средств поражения стала разрабатываемая в России ракета класса «воздух – воздух» сверхбольшой дальности КС-172, над которой работали еще в 90-х. Ее дальность пуска должна была составлять до 400 километров. Но отсутствие какой-либо информации в последние годы позволяет сделать предположение о заморозке проекта / ©Wikipedia

Одним из самых любопытных проектов в сфере авиационных средств поражения стала разрабатываемая в России ракета класса «воздух – воздух» сверхбольшой дальности КС-172, над которой работали еще в 90-х. Ее дальность пуска должна была составлять до 400 километров. Но отсутствие какой-либо информации в последние годы позволяет сделать предположение о заморозке проекта
Источник: ©Wikipedia

Но не все так просто. Проблема – в смене поколения военной техники, а если быть точнее, в уже упомянутой малозаметности, вокруг которой выстраивается современный авиационный комплекс, такой как F-22, F-35 или Су-57. МиГ-31 никогда не был стелсом, ему никогда не достичь показателей самолетов, которые изначально создавались с упором на «невидимость». То есть, говоря проще, он не станет боевой машиной XXI века. Нужен другой самолет.

Упущенные возможности

Это прекрасно понимали в «МиГ», тем не менее свой шанс компания упустила, в отличие от «Сухого», который на слуху еще с начала 2000-х. Напомним, 29 февраля 2000 года в небо впервые поднялся прототип истребителя пятого поколения МиГ 1.44, который создавали в противовес истребителю F-22 и который, как сообщалось, по ряду характеристик превосходил американского «ястреба». Так, максимальная скорость у самолета МиГ 1.44 должна была превышать даже скорость МиГ-31 и достигать 3200 километров в час. Однако затем последовали скандалы, разоблачения и сказалось общее бедственное положение отрасли. В 2002 году вышло постановление правительства о создании Су-57, окончательно поставившее точку в истории МиГ 1.44. До сих пор не утихают споры о правильности этого решения. Но, если убрать эмоции, нужно признать один факт.

Истребитель пятого поколения МиГ-1.44 на МАКС-2015.
Источник: CC BY 2.0 / Artem Katranzhi / Mikoyan Project 1.44 on display at MAKS 2015

Преимуществом концепции Су-57 перед МиГ 1.44 стало то, что самолет изначально строили как стелс, в то время как миговский прототип был лишен даже намека на малозаметность – в современном американском понимании этого термина. Возможно, именно это стало причиной отказа от проекта.

Также наследником МиГ-31 мог стать тяжелый перехватчик «Проект 701» (проект 70.1?), который якобы разрабатывали еще в начале 90-х. Дальность полета гигантского 62-тонного самолета должна была составлять семь тысяч километров, а максимальная скорость – 2500 километров в час. Однако достоверность сведений о перехватчике вызывает много вопросов. Скорее всего, такая машина никогда бы не появилась, даже если бы у страны были на нее деньги в те годы.

«МиГ» будущего: первые данные

Будущее российских перехватчиков, если оно вообще есть, связано с программой ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата), также известного как МиГ-41. Что это за программа и насколько она активна сейчас – попробуем разобраться.

Проблема в том, что немногочисленные заявления летчиков и авиастроителей не столько отвечают на поставленные вопросы, сколько вносят еще большую сумятицу. Так, в 2014 году о машине заявил летчик-испытатель Анатолий Квочур. «Такая модернизация должна была состояться еще лет 20 тому назад. Однако тогда этого не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении. – Прим. авт.) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха», – сказал он. Свое заявление на этот счет в 2022 году сделал и теперь уже бывший главком Воздушно-космических сил Виктор Бондарев. «Радиус действия будет в диапазоне от 700 до 1500 километров. Вооружить его планируется ракетой Р-37 класса «воздух – воздух», а также принципиально новыми ракетами, – рассказал военный. – Предполагается, что это будет самый быстрый истребитель в мире».

Так может выглядеть перехватчик будущего.
Источник: ©Wikipedia

Не понятно, зачем самолету такая скорость: достижение подобных показателей на практике потребует немыслимых сил и технологий, которых, судя по всему, нет ни у одной страны. Кроме того, к моменту принятия самолета на вооружение далеко не новая ракета Р-37 (в широком смысле всего лишь модификация советской Р-33) может окончательно устареть.

Впрочем, сейчас на базе уже упомянутой Р-37 ведется разработка новой ракеты РВВ-БД, которая, как отмечают источники, имеет двухрежимный ракетный двигатель на твердом топливе и усовершенствованную головку самонаведения ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба». Визуально новая ракета отличается от Р-37 укороченным примерно на 15 сантиметров головным отсеком с радиопрозрачным обтекателем измененной формы. Предполагается, что ракета сможет поражать цели на дальности более 300 километров. Однако нужно учесть ряд обстоятельств, некоторые из которых уже рассматривали.

Р-37 (РВВ-БД).
Источник: ©dfnc.ru

Во-первых, при пуске ракеты по маневрирующей цели (скажем, истребителю) она сама будет вынуждена совершать маневры, теряя энергию. Во-вторых, наведение ракеты на малозаметную цель связано с рядом трудностей, так что эффективная дальность пуска по малозаметным самолетам может быть меньше 100 километров, не говоря уже о 300. Кроме того, ракеты большой и сверхбольшой дальности традиционно отличаются высокой ценой и даже превышают стоимость ракеты средней дальности, например AIM-120 или Р-77.

Скорее всего, в арсенал будущего перехватчика могли войти как ракеты большой/сверхбольшой дальности, так и ракеты средней и малой дальности, что видно на примере ранних модернизаций МиГ-31. Предполагалось, например, что МиГ-31М сможет нести до шести ракет Р-33/Р-37 под фюзеляжем и четыре ракеты средней дальности РВВ-АЕ на подкрыльевых узлах. Таким образом, против маломаневренных целей типа «стратегический бомбардировщик» или «крылатая ракета» можно было применять ракеты Р-33, в то время как для борьбы с истребителями использовали бы ракеты средней дальности.

Очевидно, в случае реальной заинтересованности ПАК ДП со стороны Минобороны его постараются сделать максимально многофункциональным, но с упором именно на перехват. Функции многоцелевого истребителя, напомним, будет выполнять Су-57, который больше подходит для этих задач, чем перехватчик.

Невидимый боец

Наконец, мы подошли к самому главному: что именно будет отличать условный МиГ-41 от 31-го и его многочисленных модернизаций.

Во-первых, скорость. Если верить словам Анатолия Квочура о скорости в четыре Маха, нужно сказать, что достижение таких показателей в рамках старой платформы невозможно. Следовательно, самолет, скорее всего, придется создавать с нуля – с упором на более высокие летно-технические характеристики. Во-вторых (это, пожалуй, даже важнее), есть основания полагать, что ПАК ДП хотят видеть малозаметной машиной, подобно Су-57 или F-22, как мы уже говорили.

«Перспективный самолет (ПАК ДП) будет применять новые виды авиационных средств поражения, он будет создан с применением новых технологий малозаметности, сможет перевозить необходимое количество вооружений, будет действовать на очень большом радиусе перехвата», – заявил в 2022 году генеральный директор авиастроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко.

Глава компании добавил, что эти требования закладываются в облик самолета, а научно-технические работы над ним должны завершить до конца 2022 года. Напомним, в 2018-м Тарасенко заявлял о реальности разработки. «Это не мифический проект, проект для «МиГ» давнишний, сейчас под эгидой ОАК мы ведем интенсивно эти работы и в скором времени уже общественности их представим», – отмечал он.

В 2022 году научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» академик РАН Евгений Федосов заявил, что в качестве дальнего перехватчика военные рассматривают и стратегический бомбардировщик ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Впрочем, одну версию о трансформации МиГ-31 в ПАК ДП все же исключать нельзя. Вспомним американский проект Boeing F-15SE Silent Eagle, направленный на частичное превращение старого самолета в стелс. Истребитель F-15SE снабдили, к примеру, V-образным вертикальным оперением, а часть вооружения (тоже ради сохранения радиолокационной малозаметности) убрали во внутренние отсеки. «Малозаметный самолет для бедных», как его прозвали, не встретил на рынке большой интерес, поскольку есть более продвинутые машины и удовлетворять современные требования в полной мере аппарат уже не может.

F-15SE на презентации, 2009 год.
Источник: ©Wikipedia

Как уже отмечалось, все говорит в пользу разработки инженерами «МиГ» новой машины, а не модернизированного МиГ-31. Другой вопрос – насколько она интересна Министерству обороны. В октябре 2022 года стало известно, что российское военное ведомство получило материалы по проекту перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата, который создают на смену Миг-31. Об этом тогда сообщил генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков. Но пока официальных заявлений, которые бы всерьез позволяли говорить об интересе к машине со стороны российского МО, нет.

Может ли программа существовать вне желания ВКС получить новый перехватчик? Сложный вопрос, и самый правильный ответ на него – скорее нет.

Рынок боевых самолетов не такой широкий, как рынок гражданской авиации. Это видно даже на примере относительно востребованных многоцелевых машин. Об узкоспециализированных перехватчиках, как и о фронтовых бомбардировщиках типа Су-34, и говорить нечего. Скорее всего, международных заказчиков на новый самолет не удастся найти, даже если машина будет удачной. Тяжелый перехватчик интересен лишь странам, имеющим очень протяженные границы и, следовательно, необходимость эти самые рубежи охранять. Таких государств не много, а у некоторых, например Китая, есть и собственное авиастроение.

МиГ-41: нужен ли?

Реализация программы ПАК ДП будет стоить без преувеличения фантастических средств, что хорошо видно на примере истребителей пятого поколения. Программа разработки F-22 обошлась американским налогоплательщикам более чем в 60 миллиардов долларов, а проект F-35 стоил свыше 50 миллиардов. Можно полагать, что истребители шестого поколения потребуют еще больших капиталовложений.

Во сколько обойдется Москве перспективный перехватчик с задатками шестого поколения? Ответить на этот вопрос сейчас не сможет никто, но нет никаких сомнений, что сумма будет астрономической, особенно по меркам России.

Вкупе с техническими рисками это порождает неудобные вопросы и заставляет сомневаться в реализуемости чего-то подобного. Не особо верят в ПАК ДП и на Западе. Так, специалист по авиации Джастин Бронк из Королевского института оборонных исследований ранее заявил, что не видит перспектив у МиГ-41, так как «Россия не всегда доводит дело до серийных поставок новой военной техники». Однако этот тезис лишь отчасти справедлив. Новая техника всегда требует длительного периода доведения до боеспособного состояния, то есть никто (по крайней мере, сейчас) не отказывался ни от Су-57, ни от танка Т-14. Более того, в этом году появилась информация о заключении контракта на поставку в войска семидесяти шести Су-57.

Важнее вопросы концептуального характера, на которые ранее обратили внимание журналисты Business Insider. «Лучшим способом перехвата являются ракеты класса «земля – воздух». А свои разговоры о МиГ-41 русские ведут для продвижения другого самолета – МиГ-29СМ», – отмечают они. И правда, зенитный ракетный комплекс С-400 при условии применения новой ракеты 40Н6Е теоретически сможет поражать цели на дальности почти 400 километров. Боевой радиус МиГ-31 составляет 700 километров, а дальность его ракет Р-37, как мы уже говорили, может достигать 300 километров. Таким образом, выводы экспертов Business Insider не совсем корректны: ни С-400, ни С-500 не смогут стать полноценной заменой самолета-перехватчика.

Однако функции МиГ-31/МиГ-31БМ на себя смогут частично взять истребители Су-57, которые, как ранее было заявлено, должны научиться применять ракеты РВВ-БД. Если учесть планируемую установку на Су-57 двигателя второго этапа – «Тип 30», – крейсерская скорость самолета в теории не будет уступать аналогичному показателю у F-22 Raptor. То есть может быть выше 1500 километров в час.

Так, ПАК ДП может быть просто не нужен в силу наличия других современных машин. Впрочем, и тут не все просто. Дело в том, что ряд экспертов – как в России, так и на Западе – «сватают» МиГ-41 в истребители шестого поколения. Напомним, сейчас активные работы на этом направлении ведут в Европе и США: достаточно вспомнить американский F/A-XX и европейский New Generation Fighter. Логика ясна: F-35 и F-22 не вечны, рано или поздно их придется заменить.

Пока что требования к шестому поколению полностью не сформированы. Но эксперты полагают, что речь может идти о самолете, построенном по технологии стелс и способном развивать гиперзвуковую скорость. Вот тут и могут пригодиться наработки «МиГ» по ПАК ДП. Говоря проще, МиГ-41 на деле может оказаться не заменой МиГ-31, а преемником уже Су-57. То есть не перехватчиком, а многофункциональным истребителем, сочетающим высокую скорость, хорошую маневренность и способность поражать наземные цели. Словом, поживем – увидим.

Илья Ведмеденко

The Paper: с этой российской ракетой США справятся нескоро

Основные характеристики МиГ-41:

Этот тип перехватчика относится к самолетам четвертого поколения (российские самолеты пятого поколения). В нем используется новая стелс-технология, ожидается, что скорость будет составлять 4-4,3 Маха, а боевой радиус действия — 1400-1500 километров, что значительно превышает радиус действия МиГ-31, у него он составляет 700-720 километров.

Самолет будет оснащен новейшим высокоэффективным оборудованием для целевого поиска и обнаружения, а его способность отражать радиолокационные сигналы будет еще более модернизированной и эффективной. В будущем он сможет работать с глобальной системой обороны России, иметь возможность обмена данными в режиме реального времени, тем самым обеспечивая получение информации от внешних целей и других элементов системы.

Как сообщается, в этой модели будет использоваться прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) или даже импульсный детонационный двигатель.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]