Концовка культового американского фильма «Терминатор» производит сильное впечатление даже сегодня – усиливающийся ветер гонит по пустынной дороге перекати-поле, мексиканский мальчишка предупреждает Сару Коннор о надвигающейся буре, и она тихо говорит в ответ: «Я знаю…». Этот зловещий намек на скорую ядерную войну особенно остро воспринимался зрителями в год выхода фильма, поскольку тогда, в 1984-м, угроза глобального апокалипсиса стала даже более реальной, чем в беспокойные времена Хрущева и Кеннеди. Главной причиной этого действительно пугающего обострения обстановки стали противоречия между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки по вопросу о размещении ракет средней дальности в Европе. С тех пор прошло больше трех десятилетий, многое забылось, однако в скором будущем старая угроза может вернуться в новом обличии.
Предыстория конфликта
К началу семидесятых годов прошлого века СССР смог добиться приблизительного равенства с США как по количеству и мощности готовых к применению ядерных боеголовок, так и по возможности их доставки на территорию «потенциального противника». Единственным недостатком советской «стратегической триады» являлась её «однобокость» – основной упор делался на межконтинентальные баллистические ракеты, в то время как американские военные в равной степени полагались на флот, авиацию и те же МБР. Так или иначе, с былым превосходством в области ядерных вооружений США пришлось распрощаться.
В этих условиях на передний план вышла концепция «ограниченной ядерной войны», разработанная теоретиками из Пентагона еще в конце 50-х годов. Эта доктрина предполагала достижение победы в сравнительно небольшом конфликте, в ходе которого в основном применялось бы «обычное» («конвенционное») оружие.
«Ранние» планы ядерной атаки против СССР предусматривали использование авиации и предполагали полную победу, но уже в 60-е годы их пришлось пересмотреть.
Использование тактических ядерных боеголовок допускалось лишь в целях получения решающего преимущества или уничтожения крупных сил наступающего противника.
Основной проблемой этой концепции является удержание «контроля над эскалацией». Другими словами, противоборствующие стороны должны каким-то образом убедить друг друга отказаться от применения всё более и более мощных средств поражения – в противном случае «ограниченная» война перерастет в глобальную, а в ней победы достичь не удастся никому.
С самого начала было понятно, что в качестве театра «ограниченной ядерной войны» рассматривается в первую очередь Европа. Именно в «Старом Свете» СССР обладал неоспоримым преимуществом по количеству и качеству «конвенционных» сухопутных сил. Танковые, мотострелковые и воздушно-десантные войска, сосредоточенные на территории ГДР, Чехословакии, Польши, и в западной части Советского Союза были способны за считанные дни сокрушить оборонительные рубежи НАТО и выйти к побережью Атлантического океана на всём его протяжении.
Эта потенциальная возможность оставалась головной болью США с самого начала холодной войны, и единственным средством, способным «уравнять шансы» в Европе, считалось ядерное оружие. Доставить его к цели могли самолеты, базирующиеся на аэродромах стран НАТО, а также баллистические ракеты малой дальности Pershing-1A (MGM-31A), развернутые на территории Западной Германии.
В НАТО, разумеется, знали, что советские войска располагают хорошо развитой системой противовоздушной обороны. Её наличие ставило под вопрос саму возможность использования бомбардировщиков для нанесения тактических ядерных ударов. В то же время количество «Першингов-1А» казалось недостаточным (в Европе их было 180). Не устраивала командование НАТО и дальность полета этих ракет, составлявшая 740 километров.
Запуск ракеты малой дальности Pershing IA.
Начиная с 1973 года, в США велись работы по созданию усовершенствованной версии «Першинга». Была поставлена задача увеличения дальности полета ракеты не менее чем в два раза. При этом, однако, возникала значительная проблема – изменялась классификация оружия. Радиус действия в 1400 км превращал «Першинг» в ракету средней дальности. Это обозначало, что для её размещения в Европе потребуется политическое решение, а для него, в свою очередь, нужен был какой-то весомый повод. Этим поводом стало появление сведений о том, что в СССР принимается на вооружение новый ракетный комплекс наземного базирования РСД-10 «Пионер», более известный в западных странах под своим «натовским» обозначением SS-20 Saber.
«Официальным» инициатором развертывания ракет Pershing-II в странах Западной Европы стал канцлер ФРГ Гельмут Шмидт. В 1977 году он выступил с речью, в которой говорилось о необходимости наращивания ядерных сил в Европе в ответ на появление новых советских ракет. Именно это выступление стало формальным обоснованием последующего «двойного решения» НАТО о размещении в Европе новых «Першингов» и крылатых ракет BGM-109G (наземная версия хорошо известного ныне «Томагавка»). Соответствующий документ был подписан 12 декабря 1979 года в Брюсселе, в ходе проведения совместного заседания министров обороны и иностранных дел ряда государств, входящих в североатлантический военный альянс. Так начался последний масштабный политический кризис холодной войны, едва не превративший её в «горячую».
Битва за средние ракеты: военный аспект проблемы РСМД для России и США
19 октября 2022 года в ведущем американском издании New York Times сообщили о намерении президента США Дональда Трампа «в предстоящие недели» утвердить решение о выходе Соединенных Штатов из договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (договор РСМД). На следующий день президент Трамп сам лично подтвердил свои намерения в отношении договора РСМД. Выход США из договора РСМД представляется неизбежным.
Ликвидация договора РСМД имеет два важных аспекта: политический и военный. О политическом контексте проблемы мы уже писали. Теперь — о военном.
Договор РСМД запрещает два вида ракет, обозначенных в названии договора, как «средние» и «малые». Эти ракеты — баллистические и крылатые — определялись характеристиками максимальной дальности их полета, т. е. диапазоном поражения потенциальных целей. «Средняя дальность» определялась диапазоном от 1 тыс до 5,5 тыс км с места пуска. Малая — от 500 до 1000 км. По американской терминологии подобный класс ракетных вооружений отнесен к «промежуточным ядерным вооружениям» или «нестратегическим». Если максимальный радиус действия превышает 5,5 тыс км, то ракета считается стратегической. В настоящее время Соединенные Штаты и Россия держат свое стратегическое ядерное оружие на своих национальных территориях.
По договору 1987 года две договаривающиеся стороны — СССР и США определили, что каждая из сторон ликвидирует свои ракеты средней и меньшей дальности и обязуется не иметь такие средства в дальнейшем. Дополнительное условие — ликвидировались ракеты с наземным базированием. Запрет не распространялся на средние и малые ракеты на авиа и морских носителях.
По договору СССР ликвидировал свои средние ракеты: Р-12, Р-14 и РСД-10 «Пионер»; и ракеты малой дальности: ОТР-22 «Темп-С» и ОТР-23 «Ока».(1)
США ликвидировали свои средние ракеты: баллистическую «Першинг-2» и крылатую BGM-109G «Томагавк». Малого диапазона — «Першинг-1А».
Характерная особенность. Все запрещенные договором РСМД 1987 года советские средние ракеты были, условно говоря, «перводелками» и «прототипами» — первыми рабочими техническими образцами, взятыми на вооружение, в общей линейке развития, в конце которой были созданы стратегические ракеты с межконтинентальной дальностью, т. е. способностью поражать главного противника — США. Именно по этой причине средние советские ракеты Р-12, Р-14, РСД-10 и не жалко было ликвидировать по договору РСМД 1987 года. Первые две устарели, а на смену третьей — РСД-10 «Пионер» шли стратегические по дальности ракеты нового поколения.
Поясним. Средние ракеты Р-12 и Р-14 конструктора Михаила Янгеля были «промежуточными» по дальности, но стратегическими по назначению и «убойной силе». Так, например, в Карибский кризис именно средним ракетам Р-12 и Р-14 была определена стратегическая задача — в случае войны поразить термоядерными боеголовками цели на территории США с ракетных позиций, размещенных на Кубе. Собственно, готовых советских межконтинентальных по дальности стратегических ракет Р-7А в 1962 году можно было пересчитать по пальцам, так их было мало. Кроме того, они были несовершенны, требовали долгой подготовки к пуску, оставаясь при этом на незащищенных открытых позициях. Мощность боеголовок — по одной на каждую Р-12 и Р-14, находилась в рамках более, чем «солидного» стратегического формата — 2,3 мегатонны. Янгелевские «промежуточные» Р-12 и Р-14 находились в одной линейке развития с межконтинентальными Р-16У того же конструкторского бюро. С принятием на вооружение в 1963 году этой ракеты задача поражения территории США с территории Советского Союза была окончательно решена. Р-12 и Р-14 сразу же стали устаревшими.
Аналогичным образом ликвидированная договором 1987 года баллистическая ракета РСД-10 «Пионер» конструктора Александра Надирадзе, известная на Западе по натовской классификации, как SS-20, была первой в линейке советских стратегических ракет третьего поколения. Ее главными достоинствами было то, что она была твердотопливной и мобильной при использовании «подвижного грунтового ракетного комплекса». Как и его предшественники класса средних ракет, ликвидированных по договору РСМД — Р-12 и Р-14 — РСД-10, «Пионер» стал прототипом для современных стратегических МБР РС-12М «Тополь».
РСД-10 «Пионер» имел дальность 4 тыс км, что позволяло поражать цели в большинстве европейских стран, на Ближнем Востоке и в Китае с ракетных баз, размещенных на территории Советского Союза. На пике в 1984 году в СССР было развернуто 419 ракетных комплексов. Арифметически суммарный залп развернутых «Пионеров» составлял 188 мегатонн — колоссальная разрушительная энергия. Типовой «Пионер» нес три разделяющиеся головные части, каждая по 150 килотонн. Подобная мощность боезаряда позволяет отнести «Пионер» к стратегическому классу. Так и было признано. Ракетные комплексы «Пионер» были развернуты в составе частей Ракетных войск стратегического назначения СССР.
Теперь о «малых» ракетах, ликвидированных договором РСМД 1987 года. К ним относится советский мобильный оперативно-тактический ракетный комплекс «фронтового подчинения» ОТР-22 «Темп-С». При «малой» дальности в 900 км он нес моноблочную боеголовку убойной стратегической (а вовсе не оперативно-тактической) мощи — 0,5 мегатонны. «Темп-С» не оперативно-тактическая, а «условно стратегическая» ракета. Подобная странная особенность комплекса «Темп-С» определялась его конкретной адресностью. Он предназначался для сдерживания маоистского Китая. В 1967 году первый ракетный дивизион ОТР-22 был направлен в район Читы, где в период осложнения отношений между СССР и КНР, демонстративно патрулировал вдоль советско-китайской границы. Однако перевооружаемые на «Темп-С» ракетные полки передавались из подчинения РВСН военным округам — фронтам в случае войны.
И, наконец, ликвидированный по договору ОТР-24 «Ока». В отличие от всех остальных «ликвидированных» советских средних и малых ракет, оснащенных исключительно ядерными боеголовками в «тяжелом» стратегическом формате мегатонн, столь характерном для «убийц городов», советский мобильный ракетный комплекс «Ока» имел ярко выраженные оперативно-тактические характеристики. Комплекс был автономным, мобильным и маневренным, легко маскируемым. Комплекс предназначался для нанесения точных ракетных ударов по малоразмерным и площадным целям — ракетным комплексам противника, его реактивным системам залпового огня, дальнобойной артиллерии, авиации на аэродромах, командным пунктам и по узлам связи, важнейшим объектам промышленной инфраструктуры, по базам и арсеналам. Ракета имела варианты оснащения обычными осколочно-фугасными и кассетными боеприпасами и как вариант — ядерной боеголовкой с изменяемой мощностью подрыва от 19 до 50 килотонн — т. е. оперативно-тактического формата. Не трудно заметить, что именно «Ока» стала прототипом для современного состоящего на вооружении российских сухопутных войск ОТРК «Искандер» с вариантами «Искандер-К», «Искандер-М», «Искандер-Э».
«Искандер-М» несет квазибаллистическую ракету. «Искандер-К» — крылатую ракету Р-500. В США полагают, что испытанная на пусковой установке «Искандера-М» крылатая ракета наземного базирования «Новатор 9М729» превысила по дальности 3 тыс км, что является нарушением договора РСМД. Для поражения противника все «Искандеры» оснащены широким набором конвенционных боевых частей: осколочной, осколочно-фугасной, бетонобойной, кассетными разного типа. «Искандеры» в любом исполнении: баллистическом, квазибаллистическом и крылатом могут быть средством доставки тактического ядерного боеприпаса мощностью до 50 килотонн.
Теперь о ликвидированных по договору американских средних и малых ракетах. «Промежуточные», по американскому определению, баллистические ракеты «Першинг-2» предназначались для сдерживания советских средних «евроракет» (в смысле их адресности) РСД-10 «Пионер». Их высокая точность (КВО 30 метров) позволяла им также выполнять вполне стратегические задачи — уничтожать центры управления, штабы и командные пункты, шахтные установки советских МБР и т. д. «Изюминкой» «Першинга-2» было не только малое подлетное время до Москвы из Западной Германии (7 минут), но и возможность изменения мощности подрыва его моноблочной боеголовки — от 80 килотонн до 5 килотонн. В минимальных значениях подрыва боеголовки «Першинга-2» приобретали свойство оперативно-тактического оружия. Предшественник «Першинга-2» — «Першинг-1А» имел похожую, но менее выраженную тактическую характеристику. При дальности в 700 км «Першинг-1» нес моноблочную боеголовку в вариантах мощности подрыва в 60, 200 или 400 килотонн. Последние два варианта — вполне себе «стратегические» по мощи и не подходят для оперативно-тактических операций на поле боя.
И, наконец, запрещенная договором РСМД крылатая ракета BGM-109G «Томагавк». Она при дальности в 2500 км поражала цели ядерной боеголовкой W84 с вариантами подрыва в диапазоне от 5 до 150 килотонн. «Томагавк» обладал такими достоинствами, как точность и скрытность от ПВО противника, благодаря полету на предельно низких высотах. При этом «Томагавк» вполне демонстрирует различие между классами крылатых и баллистических ракет. Если баллистическая ракета летела до цели по баллистической траектории со скоростью в несколько махов, то крылатая ракета «Томагавк» — с дозвуковой скоростью до 800 км в час. Это означало, что «Першинг-2» мог пролететь расстояние от Рейна до Москвы за 7 минут, а «Томагавку» для этого потребовалось бы три часа.
Тем не менее, здесь следует отметить, что из запрещенных договором РСМД американских средних вооружений именно «Томагавки» на разрешенных авиа и морской носителях получили развитие в обычном неядерном оснащении. В 2010 году администрация Барака Обамы ликвидировала оставшиеся крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» в варианте вооружения ядерной боеголовкой. Было решено, что «эта система избыточна в ядерном арсенале США». «Томагавков» в ядерном боевом оснащении в арсенале США не осталось.
Крылатая ракета «Томагавк» весьма технологична и недорога в производстве. Большое количество развернутых на авиа и морских платформах «точных» крылатых ракет «Томагавк», пусть в конвенциональном исполнении — это, фактически, второй стратегический арсенал США. Их одновременное применение в больших количествах, как продемонстрировал опыт войн в Югославии и Ираке, может иметь вполне стратегический результат для достижения победы в войне. До последнего времени именно «Томагавки» были не столько средством сдерживания, сколько самым продвинутым военным средством реальной современной технологической войны с использованием обычных вооружений. В конце ХХ — начале ХХI века американская крылатая ракета «Томагавк» стала своего рода Ultima ratio regum (Последний довод королей). Можно, конечно, сколько угодно превозносить достоинство российских систем ПВО С-300, С-400 и т. д., но одновременного удара с нескольких направлений несколькими тысячами «Томагавков» в обычном неядерном оснащении никакая система ПВО, пусть оснащенная самыми лучшими ракетами ПВО, не выдержит. Каждый по отдельности конвенционный «Томагавк» обладает свойством бомбы (кассетных бомб) в 300−400 кг, точно попавшей в цель. При боевом применении в одном энном количестве «Томагавки» приобретают оперативно-тактическое качество, в другом — даже стратегическое, обеспечивая победу. «Томагавк» весьма технологичен в производстве. Стоимость одной ракеты «Томагавк» в разных модификациях составляет примерно $ 1,5 млн. При таких ценах производство 5 тыс «Томагавков» обойдется в $ 7,5 млрд — смешную сумму с точки зрения современного американского военного бюджета. Сейчас для производства комплектующих для американских «томагавков» задействованы даже гражданские предприятия в Европе. Достоинства «Томагавка» превратились в его недостатки, когда отдельные недолетевшие до цели ракеты попали в руки потенциального противника. Похоже, что «Томагавк» изучен и на него научились воздействовать средствами радио-электронной борьбы, направляя его мимо цели. Кроме того, «Томагавк» устарел из-за его дозвуковых скоростей. После ликвидации договора РСМД линия «Томагавка» получит развитие в виде новой ракеты.
Отметим далее, что средние баллистические ракеты в морском базировании оказались совершенно ненужными США, в том числе, и по такой тривиальной причине. Недавно в США обсуждался проект размещения на атомной подводной лодке средней баллистической ракеты с обычной боеголовкой в рамках программы гиперзвукового глобального удара. Эксперты отметили, что морской пуск такой ракеты был бы для заинтересованного наблюдателя неотличим от запуска стратегической баллистической ракеты «Трайдент-2» с борта атомной подводной лодки (БРПЛ). Подобный пуск мог бы ненамеренно спровоцировать большую ядерную войну с обменом ударами стратегическим оружием между противниками.
Развернутые в Европе в 1980-е годы американские ракеты средней дальности квалифицировались американцами в качестве «нестратегических», но они могли поражать центральные стратегические цели в Советском Союзе. Поэтому благодаря своим отличным тактико-техническим характеристикам, сухопутные баллистические «Першинги-2» и крылатые ракеты «Томагавк» приобрели важное военно-политическое значение. Как заявил тогдашний госсекретарь Джордж Шульц: «Если бы Запад не размещал Першинг-2 и крылатые ракеты, у Советов не было бы стимулов к серьезным переговорам о сокращении ядерных вооружений».
***
Итак, мы рассмотрели типы вооружений, ликвидированных договором РСМД и определили, что класс средних ракет с боевыми ядерными частями был недостаточен по дальности и избыточен по мощности. В первой части: по дальности — это «недостратегические ракеты», в другой по мощи ядерного боеприпаса — стратегические. Отчасти, в советском случае это было связано со спешной разработкой прототипов межконтинентальных ракет, способных поразить США. Поэтому по части «промежуточности» советские средние ракеты были промежуточными образцами для создания межконтинентальных баллистических ракет. В этом плане абсолютным монстром выглядит РСД-10 «Пионер». В отношении Европы — это была стратегическая ракета, обрекавшая ее на тотальное уничтожение в случае войны.
При использовании любого оружия — от лука до баллистической ракеты — дальнобойные системы обычно имеют очевидные преимущества. Они могут быть развернуты дальше от линий соприкосновения с противником и быть менее уязвимыми от его средств, а также поражать более далекие цели. А то, что летит дальше, может быть использовано и ближе — на ближних дистанциях. Поэтому специальное среднее по дальности стратегическое оружие сдерживания в отношении Европы вовсе не нужно. Оно избыточно. Имеющегося у России стратегического потенциала в ее триаде вполне достаточно для сдерживания не только США, но и прочих потенциальных противников, в том числе и на европейском театре военных действий.
Лишившись по договору РСМД класса сухопутных средних ракет, Россия могла и дальше поражать цели в Европе, перенаправив на нее часть своих стратегических систем. Здесь состояние умов выглядит парадоксально. Кажется, что психологически подобная ситуация европейцев вполне устраивает. По-видимому, они массово воображают, что все российские стратегические системы с межконтинентальной дальностью направлены исключительно на США. Поэтому опыт договора РСМД определенно свидетельствует о том, что европейцы совершенно на дух не переносят средних по дальности и стратегических по мощи своих боеголовок ракет. Они справедливо воспринимают оружие среднего радиуса действия, как нацеленное исключительно на них — европейцев, если даже какая-то его значительная часть «адресована» российскими военными планировщиками Турции и странам Ближнего Востока, а также Китаю, Японии с Южной Кореей.
Если с военной точки зрения средние баллистические ракеты с боеголовками стратегического класса избыточны для европейского театра военных действий, то в политическом плане уроки евроракет 1970−1980 года должны нас научить не повторять ошибки. После выхода из договора РСМД Россия не должна создавать ограниченных по дальности нестратегическими диапазонами стратегических по мощности баллистических ракет. Конкретная адресность подобного рода вооружений всегда несет конкретный внешнеполитический вред. Не следует этого делать и в отношении Китая, памятуя что средний диапазон современных китайских баллистических ракет есть свидетельство их несовершенства и развития китайских ракетных технологий.
Другое дело, что после заключения договора РСМД мы наблюдаем развитие этого класса в части оперативно-тактических ракетных вооружений с конвенционными и тактическими ядерными боеголовками. Самый лучший пример — ОТРК «Искандер» официально имеет более короткий диапазон, чем запрещенные по договору РСМД. При таком диапазоне до 500 км «Искандер» поразит цели в Польше и странах Прибалтики, если его будут запускать с ракетных позиций в Белоруссии или Калининграде. Но «Искандеры» не могут поражать цели в странах Центральной Европы, особенно если ОТРК развернуты дальше на восток в России.
Вместе с тем считается, что ОТРК «Искандер» в комплексе с российскими системами ПВО и береговыми противокорабельными комплексами создают для войск НАТО то, что американскими военными определяется как «зона запрещенного доступа» (Anti-Access/Area Denial, A2/AD). A2/AD означает, что войска НАТО могут находиться и передвигаться в подобной зоне лишь с риском «получения неприемлемого ущерба». Иными словами, «зоны запрещенного доступа» затрудняют или делают невозможным проведение американцами воздушно-наземных наступательных операций (AirLand Battle). В 2011 году AirLand Battle переименованы в «согласованные наземные боевые действия» (Unified Land Operations).
Если же на ситуацию посмотреть с точки зрения российского военного оперативного искусства, то совершенствование глубокой военной операции, иначе именуемой после Второй мировой войны «стратегической операцией», требует увеличения ее глубины до крайних возможных пределов. На нашем главном направлении «глубина» распространится на весь европейский театр военных действий. В ходе боя будет поражаться не только первый и второй эшелоны противника, его резервы, но и самые его дальние тылы до их последнего предела. В ситуации европейского театра военных действий подобная глубина составляет 2,5−4 тыс километров, т. е. как раз тот самый средний диапазон. Развитие современных российских ОТРК для нужд подобного рода «стратегических операций» и выводит их в диапазон средних ракет. Ограничения договора РСМД стали препятствием для создания оперативно-тактических ракет для подобного рода стратегических операций.
Другой существенный момент. Российская ядерная доктрина допускает использование ядерного оружия первыми в случае обычной войны с целью так называемой деэскалации конфликта. По доктрине 2010, «Россия оставляет за собой право использовать ядерное оружие в ответ на применение ядерного или другого оружия массового уничтожения против нее и (или) ее союзников и в случае агрессии против нее с обычными вооружениями, которые могут поставить под угрозу само существование государства». Противника России ставят перед альтернативой: либо дальнейшая эскалация конфликта, либо перемирие. Современные российские оперативно-тактические комплексы «Искандер» весьма подходят для подобной функции. В случае тактического успеха НАТО в обычной войне («эскалации») ОТРК «Искандер» переходит от нанесения ударов по противнику конвенционными боеприпасами к ударам по противнику тактическими ядерными боеприпасами, снова и вплоть до нанесения неприемлемого ущерба, влекущего остановку продолжения операции НАТО, т. е. до т. н. «деэскалации». Американская стратегия «гибкого реагирования» также в свое время предусматривала «контролируемую» эскалацию. В Европе американское нестратегическое оружие в годы холодной войны было частью стратегии «гибкого реагирования» НАТО.
В этой связи следует обратить внимание на современную проблему тактического ядерного оружия и на связь ее с проблемой договора РСМД. Тактическое (нестратегическое, по американскому определению) атомное оружие предназначено для использования войсками на поле боя или на театре военных действий для достижения оперативных или тактических целей. Заключенный в 2010 году договор о СНВ формально рассматривает все ядерные вооружения, не подпадавшие под его действие, как «нестратегические». С точки зрения американцев, тактическое ядерное оружие их вероятного противника долго не было темой обширных политических дискуссий или поводом для отдельных переговоров по контролю над вооружениями, поскольку не представляло прямой угрозы для континентальных Соединенных Штатов. В настоящее время у Соединенных Штатов в наличии имеется около 500 тактических ядерных зарядов, из которых около 200 в виде авиационных бомб B61 развернуты в Европе на шести базах в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Соединенные Штаты проводят «полную программу» продления ресурса этих атомных бомб.
В отношении современной России оценки количества тактических ядерных вооружений весьма разнятся. По одной оценке, у России имеется почти 2 тыс нестратегических ядерных боеголовок, предназначенных для доставки воздушными, военно-морскими и другими оборонительными силами. По другому варианту, у России имеется около тысячи ядерных боеголовок для нестратегического ядерного оружия. Из этого числа до 210 боеголовок имеется у сухопутных войск, до 166 боеголовок — у ПВО, 334 боеголовок — у ВВС и 330 боеголовок — у ВМФ.
Американский Сенат в своей резолюции о ратификации нового СНВ 2010 года заявил, что Соединенные Штаты должны стремиться начать в течение одного года «переговоры с Российской Федерацией о соглашении об устранении несоответствия между нестратегическими (тактическими) запасами ядерного оружия Российской Федерации и Соединенных Штатов, а также для обеспечения и сокращения тактического ядерного оружия, поддающегося проверке». Россия не проявила большого интереса к таким переговорам и заявила, что она даже не начнет процесс до тех пор, пока Соединенные Штаты не удалят свое нестратегическое ядерное оружие с баз в Европе. Тогда же политические лидеры нескольких стран НАТО, включая Бельгию, Германию, Люксембург, Нидерланды и Норвегию, призвали Соединенные Штаты удалить это оружие из Европы. Они утверждали, что оно не служит военным целям в Европе.
В 2014 году тема тактического ядерного оружия была актуализирована из-за возможности прямого военного столкновения между РФ и НАТО на Украине. Тогда из Москвы прозвучали угрозы применить ядерное оружие в рамках концепции «эскалации — деэскалации». В этой ситуации оказалось, что США нечем ответить на подобную угрозу на тактическом уровне. Имеющиеся в наличии американские атомные бомбы свободного падения не выглядели особо надежными в смысле их доставки до цели через зоны A2/AD. Между тем, американцам необходимо связать российский тактический потенциал в будущей гипотетической локальной войне с использованием обычных вооружений. Так на первый план в военной стратегии США вышло нестратегическое ядерное оружие в одном пакете со средними ракетами, запрещенными договором РСМД. Договор РСМД стал для них помехой и в этом отношении.
В 2016 году Палата представителей потребовала, чтобы президент США представил отчет Конгрессу «о любом развитии, развертывании или испытании системы Российской Федерацией, которая по определению директора национальной разведки несовместима с договором о РСМД».
В начале 2022 года американский сенатор Том Коттон внес на рассмотрение законопроект «Закона 2022 года о сохранении договора РСМД», который санкционировал выделение американскому оборонному ведомству $ 500 млн для развития систем противодействия наземным ракетным системам диапазона РСМД. Кроме того, в законе определялось, что Соединенные Штаты должны «создать подготовительную программу» для разработки собственной крылатой ракеты класса РСМД. Конгресс включил предложение Коттона в закон о поддержке национальной обороны 2022 год, который потребовал разработки новой американской крылатой ракеты наземного базирования. По закону от министра обороны потребовали подготовить план разработки крылатых ракет наземного базирования с диапазоном от 500 до 5500 километров и представить «отчет о стоимости, графике и осуществимости изменения существующих и планируемых ракетных систем… для наземного пуска с диапазоном от 500 до 5500 километров».
Администрация Трампа в своем обзоре ядерной политики, выпущенном в феврале 2022 года, определила, что Соединенные Штаты должны приобрести два новых типа нестратегического ядерного оружия: новую крылатую ракету морского базирования и новую тактическую боеголовку для баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок.(2) Подобные проекты явно шли в рамках ограничений договора РСМД.
И вот теперь, если договор отменяется, то открываются перспективы того проекта, что предложил Конгресс — создать новую крылатую ракету наземного базирования. Вот ее предполагаемые параметры. Новая крылатая ракета будет летать быстрее современного «Томагавка» на сверхзвуковых скоростях. Ракета будет летать дальше, чем «Томагавк». Она будет способна поражать движущиеся цели. Аналогично с «Томагавком» новая крылатая ракета будет оснащена набором обычных боеприпасов + ядерным боеприпасом с изменяющейся мощностью взрыва. Идеальным стало бы, если бы новую крылатую ракету, предназначенную для наземного базирования, можно было бы развернуть на морских и воздушных платформах. В этом случае она заменила бы устаревшие «Томагавки» в тех же самых пусковых установках, которые не потребовалось бы переделывать. Новая крылатая ракета должна быть так же технологична в производстве и дешева, как «Томагавк».
А тем временем грядущие разработки США в области систем РСДМ уже возрождают в России опасения у экспертов, своего рода новый «комплекс Першинга-2» — об уязвимости из-за подлетного времени ее правительственных центров перед внезапным ракетным ударом с территорий Восточной Европы, на которые продвинулось НАТО. Можно предположить, что министр обороны РФ Сергей Шойгу руководствовался и этим резоном, когда в очередной раз весной этого года высказывался за перенос столицы РФ за Урал. Это чтобы подлетное время увеличить. В США тем временем предсказывают, что подобного рода «опасения» породят у российского руководства новый интерес к ограничению или запрещению ракет средней дальности.
Правда, здесь заметим, что американцам очень сложно найти союзную страну в Европе или Азии, которая бы легко согласилась разместить новые американские средние ракеты с ядерными боеприпасами. Поэтому американцам здесь можно было бы найти следующее решение. Новые американские сухопутные средние ракеты обязательно должны выполняться под конвенционные боеприпасы и относиться к классу оперативно-тактического оружия. Однако в этих системах как вариант должно будет предусмотрено и оснащение ядерной боеголовкой. Подобные тактические ядерные боеприпасы могли бы храниться на складах в США и доставляться на европейский или азиатский театр военных действий в случае военной опасности или войны.
Итак, подчеркнем: России угрожают не тотальной ядерной войной с тотальным уничтожением, а локальной войной с использованием обычных вооружений. Пока что ресурсов у США для войны подобного рода нет. Здесь особо бояться не следует. После отмены договора РСМД нам следует опасаться не ситуации типа «уберите ваши Першинги», а развития американских оперативно-тактических ракетных систем класса РСМД для блокирования возможности российских действий по модели «эскалация — деэскалация» и для противодействия российским системам, создающим зоны A2/AD. Уже в ближайшее время следует наблюдать за происходящими в США изменениями в сфере военно-технического развития. Далее — делать соответствующие политические и военные выводы.
(1) Ракетный комплекс «Ока» имел заявленную дальность 400 км, т. е формально он не подпадал под действие договора РСМД. Считается, что включение «Оки» под запрет договора было своеобразным бонусом М.С.Горбачева его американским и европейским «партнерам». Однако, отметим, что в ядерном оснащении боеголовкой 9Н63 комплекс «Ока» имел максимальную дальность действия до 500. По-видимому, это обстоятельство и определило нижний предел по дальности для малых ракет.
(2) Американские эксперты уже успели «оспорить» проект тактической боеголовки для БРПЛ. Первый резон. В случае установки такой боеголовки на БРПЛ «Трайдент-2» она будет забирать часть стратегического потенциала, ограниченного СНВ-3. Не проще ли будет просто «позаимствовать» у британцев их боеголовки для «Трайдентов», имеющие изменяемую мощность взрыва до малых тактических величин? Второй резон. Проект порочен из-за невозможности отличить пуск тактической БРПЛ от стратегической, что может спровоцировать полномасштабную ядерную войну из-за неадекватной реакции средств предупреждения о ракетном нападении.
Дмитрий Семушин
Боевые возможности РСД-10 «Пионер», Pershing-II и BGM-109G
Следует отметить, что ракеты средней дальности в 70-е годы прошлого века вовсе не являлись каким-то новым видом оружия. В то время в СССР еще стояли на боевом дежурстве Р-12 и Р-14 ( SS-4 и SS-5 по классификации НАТО).
Ракета Р-14 на стартовой позиции.
Их американские аналоги PGM-19 Jupiter и PGM-17 Thor были сняты с вооружения еще в 60-е годы, поскольку являлись громоздкими и неудобными в обслуживании.
Все перечисленные ракеты стартовали из шахт и никогда не рассматривались в качестве тактического оружия «быстрого реагирования». Основным принципиальным отличием нового советского комплекса РСД-10 «Пионер» от всех его предшественников являлась мобильность – он устанавливался на мощный тягач и мог перемещаться со скоростью до сорока километров в час. Ранее такой способностью обладали только установки с ракетами малой дальности.
Специальная контрольная комиссия (верификационная комиссия)
Вопросы выполнения обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности Договора рассматривались на заседаниях Специальной контрольной комиссии (СКК). К октябрю 2003 года в Женеве состоялось 29 заседаний. Затем, в течение 13 лет, комиссия не созывалась (лишь в сентября 2014 года в Москве проводились закрытые консультации по вопросу выполнения договора). 30-е заседание состоялось в ноябре 2016 года, 31-е — в декабре 2017 года. Участники подтвердили необходимость укрепления договора.
Основные тактико-технические характеристики РСД-10 «Пионер» и ракеты средней дальности Pershing II
РСД-10 | Pershing II | |
Длина | 16,49 м | 10,6 м |
Диаметр | 1,79 м | 1 м |
Масса на старте | 37 100 кг | 7 462 кг |
Максимальная дальность | 5 500 км | 1 770 км |
Количество ступеней | две | две |
Скорость (максимальная) | н/д | Свыше 8М |
Система наведения | Инерциальная с гиростабилизированной платформой | Инерциальная на большей части траектории, активная радиолокационная на завершающем участке |
Круговое вероятное отклонение | 150-450 м | 30 м |
Тип боевой части | РГЧ ИН 3Х150 кт или моноблок с боеголовкой 0,5-1 мт | Моноблок с боеголовкой переменной мощности W85 (5-80 кт) |
РСД-10 «Пионер» перевозилась в транспортно-пусковом контейнере, погруженном на спецшасси МАЗ-547В, а Pershing II – на тракторе MAN M1001 (для транспортировки ракет по территории США применялся другой трактор – M983 HEMTT). Следует отметить, что максимальная дальность в 5 500 км достигалась «Пионером» лишь при использовании моноблочной боевой части. При установке разделяющихся головных частей индивидуального наведения этот параметр снижался (по разным данным) до 4583-5000 км.
РСД-10 «Пионер».
BGM-109G Gryphon представляла собой оружие совершенно иного типа. Это дозвуковая крылатая ракета большой дальности, полет которой осуществляется на предельно малой высоте с огибанием складок рельефа, что позволяет избегать обнаружения средствами ПВО. Тактико-технические характеристики её таковы:
Длина ракеты | 5,56 м |
Диаметр | 0,52 м |
Размах крыльев | 2,67 м |
Стартовая масса | 1 200 кг |
Максимальная скорость | 880 км/ч |
Дальность действия | 2 500 км |
Система наведения | Инерциальная + TEPCOM (коррекция при сравнении с электронной картой подстилающей поверхности) |
Тип боевой части | Боеголовка W84 переменной мощности от 0,2 до 150 кт |
Круговое вероятное отклонение | 30 м |
В отличие от «Томагавка», то есть морского варианта той же самой BGM-109, «Грифон» был сугубо ядерным оружием, «обычная» боеголовка для него не предусматривалась. Старт осуществлялся со специальных подвижных установок, на каждой из которых размещалось четыре ракеты в специальном контейнере.
В качестве «ответа» на это оружие в СССР разрабатывались аналогичные по своему назначению и боевым возможностям ракеты КС-122, ставшие основой комплексов «Гранат» и «Рельеф». Создание их закончилось в середине 80-х годов. Ныне слегка усовершенствованная ракета КС-122 более известна под названием «Калибр».
Претензии США и формальные причины конфликта
Выступление Гельмута Шмидта едва ли было его собственной инициативой. Учитывая сохранившийся до нынешних дней «ограниченный суверенитет» ФРГ, можно предположить, что США использовали федерального канцлера как рупор для высказывания собственных претензий, которые впоследствии озвучивались уже непосредственно представителями Пентагона или штаб-квартиры НАТО.
Мобильная стартовая установка для ракет BGM-109G Gryphon
Создание и развертывание РСД-10 было названо попыткой Советского Союза резко изменить в свою пользу баланс сил в Европе. В западных средствах массовой информации утверждалось, что появление SS-20 – это прямая подготовка к последующей агрессии или, по крайней мере, к силовому шантажу «европейских демократий». Соответственно, размещение новых «Першингов» и «Грифонов» характеризовалось как вынужденная оборонительная мера.
При «механическом» сравнении ТТХ Pershing II и РСД-10 «Пионер» может показаться, что претензии США и НАТО во многом обоснованы. Советская ракета представляет собой куда более мощное и дальнобойное оружие, чем её американский «соперник». Проблема тут лишь в одном – подобные сравнения заведомо спекулятивны.
До появления «Пионера» у СССР уже имелись ракеты сопоставимой дальности действия. Это были, в частности, Р-12 (SS-4) и Р-14 (SS-5). Последняя могла пролететь на расстояние до 4 500 км, то есть немногим меньше, чем SS-20. При этом наличие Р-14 никакого особенного беспокойства у США не вызывало.
По мнению советского руководства, развертывание РСД-10 представляло собой обычную замену устаревших ракет на более современные. Разумеется, возможности оружия при этом увеличивались, но не настолько, чтобы говорить о резком изменении баланса сил. Сам по себе «Пионер» представлял собой «усеченный вариант» малоизвестной ныне ракеты «Темп-2С», обладавшей межконтинентальной дальностью полета и уничтоженной после подписания договора ОСВ-2.
Использовать новые ракеты предполагалось в случае начала глобальной войны. С их помощью можно было уничтожить военные объекты противника во всем «Старом Свете» , в то время как межконтинентальные ракеты нанесли бы удар по американской территории.
Боевой блок ракеты РСД-10.
Кроме того, «Пионер» нетрудно было переориентировать на Китай, который в 70-е годы рассматривался как потенциальный военный противник СССР в Азии и на Дальнем Востоке.
Заявляя об изменении баланса сил в Европе, американские политики фактически приписывали Советскому Союзу следование чуждой ему доктрине «ограниченной ядерной войны». В этой интерпретации РСД-10 расценивались в качестве средства нанесения первого удара, после которого советские танки ворвутся в Западную Европу. Пытаясь доказать, что «Пионер» представляет собой сугубо наступательное оружие, представители НАТО, в частности, указывали на то, что старые ракеты Р-14 могли быть уничтожены «упреждающим оборонительным ударом» на своих позициях, а РСД-10 – нет, поскольку он мобилен и его точное местонахождение неизвестно.
Лицемерие подобной аргументации восхищает. Первый ядерный удар со стороны НАТО – «оборонительный». А ответный советский – это явная агрессия. Понятно, что при таком подходе даже мобильный ЗРК можно назвать наступательным оружием.
Приостановка действия ДРСМД Россией
1 февраля 2022 года президент США Дональд Трамп и госсекретарь Майкл Помпео объявили, что Вашингтон приостанавливает выполнение своих обязательств в рамках ДРСМД 2 февраля, а через полгода (2 августа) перестанет быть его участником, если со стороны России не будут предприняты действия по возвращению к выполнению его положений (нота передана в посольство РФ 2 февраля).
2 февраля о приостановке участия в договоре объявил президент России Владимир Путин. При этом он поручил более не инициировать переговоры с Вашингтоном по этой проблематике. Нота МИД РФ была передана в посольство США 4 февраля.
4 марта 2022 года Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения этого документа. 7 марта МИД РФ направил участникам Договора — США, Белоруссии, Казахстану и Украине — официальное уведомление о приостановлении выполнения этого документа. 30 мая 2022 года президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект закона о приостановлении действия Договора. 18 июня он был одобрен Госдумой, 26 июня — Советом Федерации.
3 июля 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о приостановлении Россией действия Договора. В законе уточняется, что решение о возобновлении Россией действия Договора будет приниматься главой государства. Закон вступил в силу в тот же день.
Первые попытки урегулирования конфликта
Предварительный этап переговоров, целью которых было разрешение спора о «Першингах» и «Пионерах», начался осенью 1980 года. Местом его проведения стала Женева. Развертывание «Першингов» и «Грифонов» в тот момент еще не начиналось. Более того, представители СССР сразу же обозначили «красную линию», заявив, что как только НАТО приступит к размещению своих новых ракет, все переговоры немедленно будут прекращены.
В ноябре 1981 года новый президент США Рональд Рейган выступил с предложением, получившем в прессе название «нулевой вариант». Эта инициатива предусматривала отказ НАТО от развертывания «Першингов» и «Грифонов» в ответ на полную ликвидацию как новых, так и старых советских ракет, способных преодолеть расстояние от 500 до пяти тысяч километров.
Президент США Рональд Рейган во время церемонии инаугурации.
Эта инициатива, как и ожидалось, была хорошо принята западной прессой. Предложение американского президента называли свидетельством миролюбия США. Но Рейган знал, что для советской стороны подобный подход неприемлем, поскольку при его принятии в распоряжении НАТО оставались бы крылатые ракеты воздушного и морского базирования. В результате США получали огромное преимущество как в случае «ограниченной», так и глобальной ядерной войны.
Два последующих года переговоров не принесли никакого ощутимого результата. Затем. в Западную Германию прибыла первая партия ракет Pershing II. В связи с этим советская делегация, как и обещала, прервала переговоры и вернулась на родину.
Основные положения
ДРСМД стал первым в истории документом о ликвидации целого класса вооружений. Его участники обязались уничтожить все баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности. Срок ликвидации РМД — 1,5 года, РСД — три года.
Кроме того, стороны договорились не производить и не испытывать новые РСМД (при этом договор не запрещает проведение исследовательских работ, которые не ведут к производству и проведению летных испытаний запрещенных систем). В целях контроля за соблюдением положений договора каждой стороне было предоставлено право проведения инспекций. Крылатые ракеты морского и воздушного базирования, попадающие в диапазон дальности от 500 до 5500 км, остались за рамками этого документа.
Период максимальной эскалации
Развертывание Pershing II и крылатых ракет BGM-109G Gryphon должно было занять около двух лет. Именно поэтому некоторые западные военные эксперты заявляли, что в 1985 году начнется глобальная ядерная война. Были и альтернативные точки зрения – предполагалось, например, что СССР не станет дожидаться приведения в боевую готовность новых ракет и нанесет удар первым.
Столь мрачные прогнозы могут сегодня показаться странными – ведь ядерное противостояние двух сверхдержав началось задолго до 80-х годов. Но объективные причины для серьезного беспокойства действительно имелись. Главной из них стала возможность нанесения так называемого «обезглавливающего удара» по СССР, которая появлялась сразу после окончания развертывания нового оружия.
Предполагаемый сценарий начала войны предусматривал залповый запуск «Грифонов», нацеленных на пункты управления войсками, штабы военных округов, а также важнейшие правительственные и административные объекты.
Запуск крылатой ракеты BGM-109G.
Поскольку обнаружение крылатых ракет в те годы было сложной задачей, они могли буквально «подкрасться» к своим мишеням. «Першинги» должны были стартовать в тот момент, когда «Грифоны» уже находились вблизи от целей.
Минимальное подлетное время американских ракет средней дальности не оставляло советскому военному руководству возможности для решения о нанесении ответного удара. Мгновенное разрушение пунктов управления войсками парализовало бы армию. Кроме того, «Грифоны» были способны долететь непосредственно до Москвы и полностью уничтожить политическое и военное руководство СССР.
То, что у командования НАТО появляется соблазн воспользоваться такой возможностью, в Советском Союзе отлично понимали. Поэтому еще до начала переговоров в Женеве ГРУ и Первое главное управление КГБ провели совместную масштабную операцию в США и других западных странах, целью которой был поиск любых признаков подготовки к ядерной войне.
Следует отметить, что в западной прессе тех лет неоднократно утверждалось, что единственным надежным средством предотвращения «обезглавливания» Советского Союза является нанесение первого удара с его стороны. Эта возможность дополнительно подталкивала командование НАТО к «превентивным оборонительным мерам», то есть к собственному нападению. Политический конфликт, таким образом, в любой момент мог перейти в военный.
На протяжении нескольких лет Европа, СССР, да и человечество в целом жили буквально с заряженным пистолетом у виска, причем несколько раз выстрел не раздался лишь по чистой случайности – ложные срабатывания систем предупреждения о ракетном нападении происходили с пугающей регулярностью.
Американская ракета Lance на подвижной пусковой установке.
Дополнительным фактором, способствовавшим обострению ситуации, стало появление новых видов оперативно-тактических ракет – американской Lance и советской «Оки» (ОТР-23), а также попытка США создать космическую систему защиты от баллистических ракет.
Подписание Вашингтонского договора
Переговоры о сокращении или полном уничтожении ракет с радиусом действия 500-5500 км возобновились в 1985-м году после прихода к власти небезызвестного М.С. Горбачева. Этот «прогрессивный лидер» согласился на дискуссию о проблеме размещения «Першингов» в Европе в отрыве от разногласий по космическим системам вооружений. Впрочем, поначалу усилия Горбачева успехом не увенчались – его первая встреча с Рейганом не привела к достижению компромисса.
Вскоре Горбачев пошел на новые уступки. В сущности, он согласился на предложенный когда-то Рейганом «нулевой вариант». Но придти к заключению договора не удалось и на этот раз. Американская сторона ссылалась на возражения Японии и Китая – сокращаемые ракеты РСД-10 предполагалось вывести за Урал, а это обозначало, что в зону их действия попадет вся Азия и Дальний Восток.
Осенью 1987 года обсуждение продолжились. Участвовавший в них соратник Горбачева Э.А. Шеварднадзе дал согласие на использование новой единой классификации для ракет с радиусом действия от 500 до 5000 км. В результате в декабре этого же года в столице США был подписан договор, предусматривающий уничтожение следующих видов оружия:
- РСД-10 «Пионер» (SS-20).
- P-12 и Р-14 (фактически они уже были сняты с вооружения).
- КС-122 (в варианте РК-55 «Рельеф»).
- MGM-52 Lance и Lance II (ракеты малой дальности с нейтронной боеголовкой).
- BGM-109G Gryphon.
- MGM-31C Pershing II.
Под действие договора также попадали ракеты Pershing IA и IB, но ни той, ни другой на вооружении США к моменту подписания соглашения уже не было.
Советский комплекс ОТР-23 «Ока».
СССР, кроме того, согласился уничтожить комплексы ОТР-23 «Ока», хотя дальность его действия составляла лишь 400 км, в то время как под запрет попадали ракеты, способные пролететь на расстояние от 500 до 5 500 км.
Что устанавливал договор РСМД?
Новость по теме
Венесуэла закупит в России вооружение Согласно договору, ликвидации подлежали советские баллистические РСД «Пионер» (СС-20), Р-12 (СС-4), Р-14 (СС-5) и КРНБ РК-55 (С-Х-4), а также меньшей дальности ОТР-22 (СС-12) и ОТР-23 (СС-23); США должны были ликвидировать баллистические РСД «Першинг-2», КРНБ BGM-109G («Томагавк»), а также ракеты малой дальности (РМД) «Першинг-1A». Устанавливался срок ликвидации РСД — 3 года, РМД — 1,5 года, ликвидация осуществлялась в два этапа (первый этап занимал 29 месяцев). Способы уничтожения ракет — путём подрыва или методом прожига ступеней, в первые 6 месяцев после вступления договора в силу допускалась ликвидация до 100 РСД методом пуска.
Отказ от соглашения о ликвидации РСМД
Подписание Вашингтонского договора с самого начала оценивалось неоднозначно как в США, так и в СССР. Сегодня часто приходится слышать утверждения о том, что Горбачев зашел слишком далеко и фактически предал национальные интересы. Действительно, в ходе выполнения условий договора было уничтожено 1 846 советских ракет, в то время как американцы ликвидировали только 846. При этом они сохранили множество «Томагавков» морского базирования.
Кроме того, договор не затронул какие-либо третьи страны – только СССР и США. В результате сегодня ракет средней дальности нет в России и США, но их довольно много у Китая и Ирана. В «нулевые» годы возникла новая угроза – американцы разместили в европейских странах пусковые установки «противоракет», которые в случае необходимости нетрудно приспособить для применения «Томагавков»
О возможности прекращения действия РСМД в разное время говорили президент России Владимир Путин, начальник Генерального штаба ВС РФ Балуевский, командующий РВСН РФ Соловцов, а также Сергей Иванов, упоминавший об этом вопросе как на посту министра обороны, так и в должности главы президентской администрации. Во всех этих случаях основной причиной были названы действия США по выходу из договора по противоракетной обороне.
В 2014 году американский президент Барак Обама официально обвинил Россию в несоблюдении условий Вашингтонского договора. По словам лидера США, разработанная для комплекса «Искандер» крылатая ракета 9М729 обладает дальностью полета, превышающей максимально допустимую величину в 500 км.
Загрузка ракеты 9М729 (в транспортном контейнере) на пусковую установку.
Эти обвинения, поддержанные американской прессой, были повторены и после прихода к власти Дональда Трампа.
В ноябре 2022 года, когда Конгресс США уже одобрил выделение средств на разработку новых ракет средней дальности, Россия выступила со встречными обвинениями. В частности, министерство иностранных дел назвала размещение в Европе пусковых установок MK41 вопиющим нарушением Вашингтонского договора.
4 декабря 2022 года США потребовали от России снять с вооружения ракету 9M729 в течение шестидесяти дней, угрожая в противном случае выйти из соглашения о РСМД. Министерство обороны России попыталось переубедить «партнеров», проведя специальный брифинг, в ходе которого были раскрыты параметры этой ракеты, но ни США , ни их союзники проигнорировали это мероприятие, назвав его попыткой обмануть международную общественность. Никаких доказательств, подтверждающих американские заявления, до сих пор приведено не было.
В итоге в августе 2022 года обе стороны заявили о своем выходе из договора, причем Владимир Путин пообещал позаботиться о том, чтобы в случае размещения американцами новых ракет средней дальности в Европе подлетное время российских ракет до Вашингтона сократилось до 10-12 минут.
Дойдет ли это новое обострение до столь же опасной черты, как это было в начале 80-х годов прошлого века, пока что сказать трудно. В настоящее время новые ракеты средней дальности в Европе еще не развернуты. Некоторые эксперты полагают, что США намерены использовать это оружие против Китая, а не России. И всё же в целом обстановка постепенно становится всё более тревожной, а антироссийская кампания в западных СМИ – всё более разнузданной и наглой.
Скелеты в шкафу
Что отличает договор РСМД от группы режимов по стратегическим наступательным вооружениям, так это общая скандальность и постоянные взаимные претензии участников.
НАТО решило «давить на Россию» по договору РСМД
Претензии России к США сводятся к двум моментам. Первый возник в конце 1990-х и был связан с разработкой «ракет-мишеней», имитирующих ракеты средней дальности для испытаний систем ПРО (Hera, 1100-1200 км; MRT-1, 1100 км; LRALT, 2000 км). Образцы производились на базе ступеней межконтинентальной ракеты Minuteman II. При этом, скажем, та же Hera несла систему наведения от ракеты Pershing II.
Вторая претензия появилась несколько лет назад, и предъявляется к наземным огневым средствам европейского компонента американской глобальной системы ПРО — так называемым Aegis Ashore. В них используются те же пусковые установки Mk.41, что и на флоте. Но на флоте из них запускают и крылатые ракеты Tomahawk. Таким образом, объекты Aegis Ahore (один уже введен в эксплуатацию в Румынии, еще один в 2022 году поставят на дежурство в северной Польше) рассматриваются Москвой как наземные пусковые установки крылатых ракет, развернутые у российских границ.
У США к России тоже было несколько вопросов. Поначалу, например, сомнения вызвал ракетный комплекс РС-26 «Рубеж», который специалисты считают чем-то вроде «акселерата средней дальности»: ракета, предназначенная для использования в запрещенном диапазоне РСМД, но формально имеющая большую максимальную дальность. Продемонстрированная на испытаниях дальность «Рубежа» составила 5800 км, что позволяет юридически вывести ракету из-под действия режимов РСМД.
Но главная претензия — это крылатая ракета 9М729, о которой вообще мало что известно достоверно. Американцы утверждают, что Россия испытала и развернула некоторое количество увеличенных пусковых установок для ракетного комплекса «Искандер-М», позволяющих использовать крылатые ракеты увеличенной дальности (по сравнению со штатной 9М728, которая летает на договорные 500 км). По их мнению, это, по сути, наземная версия ракеты 3М14 от комплекса «Калибр», то есть Россия пытается восстановить линию вооружений, пресекшуюся на «Рельефе».
пандора_4
Боевые пуски крылатых ракет ОТРК «Искандер-М»
Фото: ТАСС/пресс-службы Восточного военного округа по Тихоокеанскому флоту
Россия в ответ заявляет, что 9М729 действительно существует, но никаких договоров не нарушает.
Автор цитаты
«Характеристики 9М729 полностью соответствуют Договору», — заявил неделю назад глава департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов.
Генерал Владимир Дворкин, бывший глава 4-го ЦНИИ Минобороны, а ныне один из ведущих экспертов ИМЭМО РАН, на это заметил, что 11-й пункт 7-й статьи договора разрешает испытания крылатых ракет морского или авиаицонного базирования с наземных установок, которые предназначены только для этих испытаний и которые отличаются от пусковых для КР наземного старта.
Автор цитаты
«Можно предположить, что американцы иначе, чем мы, трактуют признаки отличия», — подчеркнул он.