Как поставить на дыбы советский танк Т-34 и другие интересные факты о нем


Рассказы об оружии. Танк Т-34-85 снаружи и внутри


Да, хронологию пришлось несколько нарушить в показах боевой техники, и после Т-60 должен был стоять Т-34-76, но увы, танк готовили к праздничному мероприятию 9 Мая, потому не получилось пообщаться с ним. Просто заглянули, чтобы сравнить с 85-м, в котором дали возможность поснимать.
Из «тридцатьчетверок», признаюсь, мы вылезали очень задумчивые. Скажем так: максимально задумчивые. В голове между приступами мигрени болталась одна мысль: «И на этом еще и воевали…» Речь шла не о боевых характеристиках, нет. Речь шла о возможности минимально комфортно находиться в танке.

Так вот, в Т-34 ее нет. Совсем.

Наверное, когда в танке был экипаж в три человека, еще можно было как-то… взаимодействовать. С точки зрения освоения пространства. Но когда наконец-то ввели четвертого члена экипажа, все стало совсем печально.

Но к взаимодействию мы вернемся, когда будет снимать видео по танкам с настоящим специалистом танкового дела, пока же можем сказать одно: так неудобно мы себя не чувствовали ни в одном танке ни до, ни после. Даже в Т-26 было как-то более комфортно. Видимо, английские корни давали о себе знать.

Т-34 карает вас на каждом квадратном дециметре. Стоит на десятую долю секунды забыться в тесноте танка, пытаясь впихнуть в кадр хоть что-то, нате… получите и распишитесь.

Т-34-85 в этом плане еще строже. Там пушка побольше, значит, места в башне еще меньше. А на этой технике не просто воевали. А успешно.

О ТТХ в этот раз не будет ни слова. Равно как об истории танка. Смысл повторяться, если и так все все знают?

Танк, как видите, абсолютно рабочий и на ходу.

Сохранен весь инвентарь и ЗИП, и не просто сохранен. Даже пила именно такая, как та, что реально полагалась этому танку.

Собственно, на башню. Там есть небольшой сюрприз.

Сложно сказать, что за парень был этот Вася. Явно молодой, человек в возрасте так бы страдать не стал. А пацану — вполне. Вышкрябать на остывающей отливке башни свое имя… А вот как получилось, танк не сгорел в горниле войны. И стоит в Музее отечественной истории в Падиково. А как сложилась жизнь этого Васи, каким он стал Василием…

Панорама с единственного места, откуда внутри танка можно снимать. С места командира. И тут главное отличие от обычного Т-34 — прицел. Такой пошел уже на Т-34-85.

Боекомплект. Часть его. Вообще снаряды напихивались куда только можно, также как диски к пулеметам. По принципу «много не бывает».

Вид с места командира на его оптику. Если обмотаться вокруг сиденья.

Механизмы ручного управления башней и орудием. В разные цвета — чтобы в бою, в запарке не перепутать. Вообще на удивление, в танке много подсказок и напоминаний.

Вид на казенник 85-мм пушки.

Примерно в этом месте в спокойном состоянии находилась голова стрелка-радиста. Если серьезно, то пулеметчик он. Рация была, как раз с ящика для нее и съемка делалась, но пулемет важнее.

Место механика-водителя. Кажется, что вполне нормально выглядит все. Залезть — можно, а вот назад — цирковая эквилибристика.

В «случае чего» этой паре было весьма непросто выбраться со своих мест. Ладно, нам было непросто, как воевавшим настоящим танкистам — не знаю.

Ну вот как есть: не бит, в родной краске, почти без пробега…

Мехводово хозяйство.

Немного об оптике, которую так всегда критикуют. В следующий раз, когда мы будем работать в этом музее, есть замысел поснимать через оптику. Надо будет только специальный объектив для этого взять, в этот раз не было его. Так что думаю, получится предоставить возможность посмотреть на мир глазами тех, кто в танке.

Перископ.

Командирский прицел, на башенке который.

Вытяжка, обеспечивающая отвод газов после выстрела.

Собственно, все. Очень просто и весьма по-спартански. Нет английской рациональности, нет американского комфорта. Да ничего нет, если так. Но есть нечто такое, неуловимое, что сделало Т-34 одним из лучших танков мира. Простота оружия, что ли… Просто понимаешь, что «Стюарт» — игрушка, комфортная и несерьезная. А Т-34 — реально машина для боя.

Не до жиру, быть бы живу

Отличительной особенностью танка «Снайпер» является необычная башня — без командирской башенки. Таких в наши дни сохранилось всего несколько штук. Кроме того, у него отсутствуют прорезиненные вкладки на катках. Все дело в том, что резины на тот момент в стране не хватало и приходилось клепать танки в минимальной комплектации — лишь бы ехал и стрелял. По той же причине во время войны модификация Т-34 разнилась в зависимости от завода-изготовителя. Условно говоря, каждое предприятие вносило в базовую конструкцию свои дополнения или изменения в зависимости от того, какие детали были в наличии. Отсутствие резиновых оплеток делает танк суровым и громким. Думаю, экипажу в нем изрядно доставалось, поскольку машина мало что амортизировала. Впрочем, вряд ли в то время кого-то волновал комфорт танкистов — нужно было просто гнать врага от своих границ.

Как я уже сказал, Т-34 «Снайпер» находится в отличном состоянии. Он на ходу и нам даже позволили убедиться, как он уверенно ездит. Честно скажу, за рычаги конкретно этого танка меня не пустили, несмотря на мой богатый опыт вождения бронетехники. Как говориться, «дедушка» уже совсем старенький и специалисты опасаются за его здоровье в случае, если я вдруг сделаю что-то не так. Чудом является уже то, что эту классическую «Тридцатьчетверку» восстановили и теперь она гордо проезжает своим ходом, а также демонстрируется на различных экспозициях и фестивалях.

Кроватная сетка как средство защиты

Т-34 являлся очень перспективным и местами опережающим свое время танком. Вместе с тем понятно, что броня у него была гораздо слабее, чем у современных боевых машин. Нынешние танки имеют не только пассивную (саму броню), но и активную защиту, которая способна поражать приближающиеся угрозы еще до их воздействия на машину. Разумеется, ни о чем подобном на тот момент речи не шло — хотя бы потому, что и гранатометов-то таких не было. Печально знаменитый фаустпатрон появился уже ближе к концу войны и стал серьезной бедой для наших танкистов. Так называемые «фаустники» могли легко спрятаться, а затем неожиданно выползти из какой-нибудь щели, и произвести выстрел по танку с небольшого расстояния. Хотя сама машина после такого удара могла уцелеть, ее экипаж зачастую погибал. Приходилось пускать в ход житейскую смекалку. Если вы посмотрите кадры военной хроники, то увидите, что танкисты пытались соорудить прототип современной динамической защиты — на технику лепили какие-то сетки от кроватей, старые велосипеды… одним словом, пытались оснастить танки дополнительным железом, чтобы снаряды на подлете прожигали эту псевдо-защиту прежде, чем добраться до самой брони. Впрочем, мне так и не удалось выяснить, помогал ли в действительности такой прием, или же все это делалось больше для самоуспокоения танкистов.

Трансмиссия

На ранних этапах механики часто сталкивались с проблемами при обращении с КПП танка. Переключение передач требовало неимоверных усилий. Иногда механик-водитель не справлялся с этой задачей в одиночку, привлекая своих товарищей.


Т-34. Вид изнутри.

Проблему удалось исправить только после того, как на Т-34 стали устанавливать новую 5-ти ступенчатую КПП.

Отправной точкой:

В истории Т-34 можно считать совещание , которое состоялось 7 мая 1937 г. в Автобронетанковом управлении ( АБТУ) Красной Армии. На нем и приняли решение о начале работ над новым танком на основе опытного харьковского колесно-гусеничного БТ -7 — Б-ИС и ленинградского Т-46-3 (завод NQ174), вооруженного 76-мм пушкой с большим углом возвышения. Исходя из опыта войны в Испании, танк предназначался для ведения боев в условиях города и горной местности.


Танк А-34 на испытаниях в районе Харькова, апрель 1940 г.

Сохранились и весьма любопытные высказывания по поводу награждения за создание танка Т-34 конструктора Я. И. Барана:

«Танк Т-34 очень быстро, за какие-нибудь два месяца до начала Великой Отечественной войны завоевал общее признание в армии, поэтому в сентябре 1941 г. семь конструкторов — основные создатели танка Т-34 были награждены боевыми орденами . Это Морозов, Кучеренко, Матюхин, Таршинов , Молоштанов, Васильев и я (Кошкина в числе награжденных не было, т. к. тогда посмертно не награждали).


Памятная доска в честь создателя танка Т-34 М . И . Кошкина, находящаяся в главном здании Санкт-Петербургского политехнического университета .

Была также награждена группа работников завода, особо Отличившихся при выполнении работ по Т-34. За создание танка Т-34 , в 1942 г. были удостоены Государственной премии Морозов, Кучеренко и Кошкин (посмертно ).

И так мы не много узнали о танке Т-34, его предшественнике и о тех кто был причастен непосредственно к его созданию. Теперь немного ознакомимся с характеристиками, танка Т-34 и его прородителей А-20 и А-32 .

Теперь же предлагаем вам посмотреть ещё одно занимательное видео, с участием танка T-34 под ностальгическую песню Николая Растогуева.

Подкрепившись видом русских берёз, танков и патриотически вдохновляющем голосом Н. Расторгуева, мы можем смело перейти к просмотру иллюстраций Стивена Бисти, посвящённых нашему знаменитому T-34.

Ещё 500 лет назад итальянский изобретатель и художник Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) придумал ужасные боевые машины: покрытые металлической броней, они не знали преград. К началу второй мировой войны, в 1939 г. на вооружении европейских армий было уже множество грозных танков, которые преодолевали на стальных гусеницах любое бездорожье.

Когда советский танк Т-34 впервые появился на полях сражений в 1941 г., он, несомненно, был лучшим в мире. Т-34 обладал высокой маневренностью, мощной пушкой и надежной броней. К сожалению, экипажи танков Т-34 готовились в спешке, и нередко их отправляли в бой после 72-часовой подготовки.

Качество изготовления

Несмотря на сравнительную простоту технологии, качество изготовления Т-34 имело серьёзные проблемы.


Шлифовка верхней кромки литых «шестигранных» танковых башен на Уральском танковом заводе в Нижнем Тагиле Фото: waralbum.ru

Основные причины:

  • недостаточный опыт советской промышленности;
  • недостаточная оснащённость заводов точным оборудованием;
  • крайне жёсткие условия военного времени (проблемы с наличием оборудования, инструментов и оснастки; нехватка материалов и энергетических ресурсов, огромная программа производства; большие сложности, вызванные экстренной эвакуацией заводов; кадровый голод).

Проблемы с качеством испытывали многие части танка. Наиболее сложным в изготовлении был двигатель. Дизельный двигатель В-2 был выдающимся достижением советских конструкторов, но имевшийся в то время технологический уровень советской промышленности не позволял производить его достаточно качественно. До 1943 г. фактический ресурс этого двигателя был меньше требуемого.


Дизельный двигатель В-2 Фото: Vitaly V. Kuzmin, ru.wikipedia.org

В результате талантливого руководства советской промышленностью, героических усилий и творческой инициативы рабочих и специалистов со временем удалось значительно улучшить качество производимых танков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]