Ангара ракета-носитель: фото, характеристики, видео

«Ангара» — семейство ракет-носителей (РН) модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, которые включают в себя носителей 4 классов: от легкого до тяжелого – в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 тонн («Ангара 1.1.») до 35 тонн («Ангара-А7») тонн на низкой околоземной орбите (стартовав с космодромом «Плесецк»). Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева стал главным разработчиком и производителем ракет-носителей семейства «Ангара».

Разные модификации «Ангары» реализуются посредством разного количества универсальных ракетных модулей (УРМ) (УМР-1 – для первой ступени, а для второй и третей – УРМ-2) – один модуль для носителей легкого класса («Ангара 1.1» и 1.2.), три – для носителя среднего класса («Ангара-А3) и пять – для тяжелого класса («Ангара-А5»).

Диаметр УРМ составляет 2,9 м, длина – 25,1м, вес с заправленным топливом – 149 т. УРМ оснащен кислородно-керосиновом двигателем РД-191.

На реализацию программы было потрачено 100 млрд рублей (2013 год), по состоянию на начало 2015 – 160 млрд рублей. Весной 2018 года Юрий Коптев, руководитель научно-технического совета Роскомоса, озвучил другую цифру – 110 млрд рублей.

Благодаря переезду производства в Омск и перестроение организации производственных процессов сборка «Ангары» должна была удешевиться.

9 января 2022 года объявлено, что Центр имени Хруничева приступил к созданию многоразовой ступени для ракеты легкого класса «Ангара – 1.2».

Цели создания комплекса

  • России нужен ракетный комплекс, который бы мог выводить полезные нагрузки с территории РФ на геостационарную орбиту (космодром Плесецк, и еще один возможный вариант – космодром «Восточный»). На сегодняшний день РН «Протон» запускается исключительно с космодрома «Байконур», находящегося на территории Казахстана.
  • В плане стратегической безопасности комплекс был полностью разработан и изготовлен коопераций российских предпринимателей, которые находятся на территории РФ.
  • Замена тяжелых РН с токсическим топливом. Как правило, в качестве топлива для «тяжелых» ракет-носителей (в СССР/России) – применялся ядовитый гептил. На сегодняшний день его применяют в РН Протон-М. В ракете-носителе «Ангара» будет применяться экологически чистое топливо, созданное на основе керосина; в качестве окислителя выступает жидкий кислород, поэтому такая РН при использовании более безопасная. В будущем возможно использование для пилотируемых полетов и РН «Анкары».
  • Модульность. Она позволяет упростит доставку изделия по ж/д к месту старта. Благодаря модульной концепции построения позволяет разработать целое семейство ракет-носителей: легкого класса (на базе первого модуля первой ступени с весом полезной нагрузки на низкой околоземной орбите составляет 1,5 тонн), тяжелого (до 35 тонн, состоящего из семи универсальных ракетных модулей, входящих в состав первой ступени).
  • Полезная нагрузка РН «Ангары А5» — до 25 т, что больше, чем у РН «Протон». Эти технические показатели «Ангары А5» позволяют вывести полезную нагрузку такого же веса с космодрома Плесецк, как и с космодрома Байконур с помощью РН «Протон-М».

В результате создания «Ангары» ГКНПЦ имени Хруничева можно занять практически весь отечественный рынок космических запусков, разработав на его основе УРМ единую замену для многих существуют типов РН, созданных в СССР:

  • «Ангара» А5, А7 вместо «Протона» (топливо было на основе ядовитых высококипящих компонентов)
  • «Ангара А3» вместо «Зенита-2» (изготавливался на Украине исключительно для проекта Морской/Наземный старт, после 2013 года производство было остановлено)
  • «Ангара А1.2» вместо «Циклона-2/3» (на Украине снят с производства)
  • «Ангара А1.1» вместо «Космоса-3М» (топливо на основе ядовитых высококипящих компонентов, в 90-х годах снят с производства).

Только серия РН Р-7 (Союз/Молния) оставалась без замены, а также легкие конверсионные носители, построены на базе МБР. Техника создания унифицированного ряда РН стала темой для диссертации первого заместителя Генерального директора ГКНПЦ имени Хруничева А.А. Медведева, которая была защищена в 1999 году (А.А. Медведев в 2001 году был назначен Гендиректором ГКНПЦ им. Хруничева). К тому же, были основания полагать, что с течением времени существенная часть нагрузок ракет-носителей «Союз» должны «мигрировать» на более высокий уровень и предполагалось, что они перейдут на РН Ангара-А3.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Технологии 2.1 Устройство ракеты
  • 2.2 Двигатели
  • 2.3 Топливо
  • 2.4 Использование композитных материалов
  • 2.5 Эффект унификации ракет
  • 3 Производство
  • 4 Финансирование
  • 5 Преимущества
  • 6 Сравнение с другими ракетами
      6.1 Удельная стоимость грузовых запусков
  • 6.2 Стоимость запусков тяжёлой ракеты
  • 6.3 Объём инвестиций
  • 7 Типы ракет
      7.1 Ангара-1.2
  • 7.2 Ангара-А5
  • 7.3 Ангара-А7
  • 8 Космодромы
      8.1 Плесецк
  • 8.2 Восточный
  • 8.3 Проект запуска с территории Бразилии
  • 9 Заказы
  • 10 Перспективы
      10.1 Запуски
  • 10.2 Строительство инфраструктуры
  • 10.3 Производство
  • 11 Ссылки
  • 12 Примечания
  • Хронология разработки

    • После развала СССР космодром «Байконур», с которого был выполнен запуск тяжелых РН «Энергия» и «Протон», оказался за пределами РФ. Возникла потребность в разработки РН тяжелого класса, все компоненты которого производились бы из отечественных комплектующих на российской производственной базе, а пуски проходили с космодромов, находящийся на территории России.
    • 3 августа 1992 года на основе Решения научно-технического совета ВКС от Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1992 года по вопросу «Средства наведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» объявили конкурс на разработку и создание космического ракетного комплекса (КРК) тяжелого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» имени академика С.П. Королёва, ГРЦ «КБ им. Академика В.П. Макеева, ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, которые представили несколько вариантов РН на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии.
    • Летом 1994 года в конкурсе победил вариант, который был предложен ГКНПЦ имени М.В. Хруничева. В результате, эту организацию назначили головным разработчиком. Отвергнутое предложение РКК «Энергия» в будущем стало выступать основой для создания семейства РН «Русь-М».
    • Указом Президента России от 6 января 1995 года «О разработке КРК Ангара» создание ракетного комплекса определены как работы особой важности. В марте вышел приказ Минобороны России по этому комплексу.
    • В конце лета 1995 года вышло новое Постановление Правительства России, определившее этапы создания комплекса «Ангар», был утвержден генеральный план создания комплекса, его финансирование и кооперация соисполнителей. В постановлении определили срок начала летных испытаний – 2005 год и место УСК космодрома «Плесецк» (площадка № 35, недостроенный комплекс РН «Зенит»), а в будущем предусматривается использование РН «Ангар» для пусков и космодрома «Свободный». Поступивший на вооружение проект предусматривал разработку двухступенчатой РН пакетной компоновки баков с дальнейшей работой ступеней с применением в качестве окислителя жидкого кислорода, а в роле горючего – на 1-ой ступени керосина, а на 2-ой – жидкого водорода. Баки горючего находились по бокам расположенных по центру баков окислителя. Эта схему начали называть «чебурашкой», так как она расположенные по бокам баки горючего были схожи на уши мультипликационного героя. Двигателем первой ступени был принят РД-171, разработанный для РН Зенит. Двигатель второй ступени – РД-0120, который был использован ранее на центральном блоке РН Энергия. Стартовый вес РН – 640 т, масса полезной нагрузки, которая выводится на низкую околоземную орбиту с наклонением 63° — 24,5 тонн (с космодрома «Плесецк»). Выбор двигателя первой ступени позволял применять для запуска стартовые комплексы ракеты-носителя Зенит, а именно дооборудовать соответствующие недостроенные стартовые комплексы на космодроме Плесецк. Над разработкой отдельных частей и систем работали РКК Энергия (Королёв) – занимались всей конструкции второй ступени, НПО Энергомаш (Химки) – специализировались на двигателях первой ступени, КБ Химавтоматика (Воронеж) – специализировались на двигателях второй ступени, ГРЦ КБ имени В.П. Макеева – производили работы по топливным бакам, КБ Транспортного машиностроения (Москва) – по наземному стартовому комплексу.
    • НИИ ХИММАШ (сейчас ФКП «НИЦ РКП») – по наземной отработке КРК.
    • Весной 1997 года руководство ГКНПЦ имени М.В. Хруничева предложило полностью пересмотреть принятый вариант РН «Ангара» в 1995 году. Постепенно стала вырисовываться современная схема РН на базе универсальных ракетных модулей и с применение керосина как горючего на всех ступенях. Без проведения Научно-технического совета и нового конкурса, решением руководителя Росавиакосмоса Ю.Н. Коптева и с согласия Минобороны России была принята новая схема, а РКК Энергия и ГРЦ имени Макеева исключили из состава соисполнителей.
    • Зимой 2007 года завершились 3-х месячных испытания РН, которые проходили в подмосковном НИИ химического машиностроения.
    • Вначале осени 2008 года в ФКП «НИЦ РКП» (ранее НИИ ХИММАШ, г. Пересвет в Московской области Сергиево-Посадского района) доставлен УРМ-2 РН «Ангара» с целью прохождения огневых испытаний. Намеченные мероприятия входят в часть обязательного цикла подготовки разрабатываемой ракетно-космической техники.
    • 29 апреля 2009 года в ФКП «НИЦ РКП» проведена первая серия холодных испытаний УРМ-1, в бак окислителя которой заправлялось примерно 100 т жидкого кислорода. Основная цель ХСИ-1 – комплексная отработка пневмогидросистем питания двигателя, а также алгоритмов управления ПГС на жидком кислороде.
    • 18 июня 2009 года в ФКП «НИЦ РКП» прошли вторые холодные испытания с применением обоих компонентов топлива. На текущем этапе проведена комплексная проверка работы пневмогидросистемы питания в стендовых условиях при «холодных» проливах баков горючего и окисления.
    • 30 июля 2009 года в ФКП «НИЦ РКП» на стенде ИС-102 выполнены огневые испытания модуля УРМ-1 ракеты-носителя «Ангара».
    • 26 ноября 2009 года в ФКП «НИЦ РКП» завершились огневые тестирования модуля УРМ-1 РН «Ангара».
    • 18 ноября 2010 года в ФКП «НИЦ РКП» прошли успешные огневые стендовые испытания ракетного модуля УРМ-2 ракеты-носителя «Ангара». Главная цель огневого стендового испытания заключается в комплексной проверки и подтверждению работоспособности пневногидросистем изделия в стендовых условиях при работе с двигателем РД-012А-И с воспроизведением режимов работы двигательной установки по циклограмме полета. Огневые стендовые испытания – это завершающий этап наземной отработки УРМ-2, предшествующий летным испытаниям.
    • 23 мая 2011 года межведомственный комиссией, сформированной совместным решением Космических войск Минобороны России и Федерального космического агентства был подписан Акт, в котором значилось, что двигатель РД-191 успешно прошел стадию наземной обработки и может использоваться с ракетой-носителем «Ангара».
    • Весной 2012 года провел успешные заводские испытания первого аппарата легкого класса массой 197 тонн, из 2 транспортно-установочных агрегатов, для стартовых комплекс ракета-носитель «Ангара». Оборудование используется для перевозки и установки ракет тяжелого и легкого классов на старте.
    • Осенью 2012 года закончились зачетные испытания компонентов конструкции ракеты-носителя «Ангара». По сообщению ФГУП ГКНПЦ имени Хруничева, в ФКП «НИЦ РКП» успешно прошли зачетные испытания на криостатическу прочность компонентов конструкции перспективной РН «Ангара» (сборка № А13 – изделие А5А2С) изготовления ФГУП «ГКНЦП им. М. В. Хруничева». Основная цель испытания этой сборки заключались в подтверждении прочности отсеков ускорителя 3 ступени РН и отдельных узлов конструкции РН «Анагара» 3А и 5А.
    • Универсальный ракетный модуль УРМ-1 3 раза проходил летные испытания (2009, 2010 и 2013) в составе РН KSLV-1, как первая ступень.
    • Первый пилотируемый пуск с космодрома «Восточный» РН «Ангара» был запланирован в 2022 году.
    • Счетная Палата РФ заявила, что средства, которые были вложены в проект за 20 лет, многократно подняли стоимость этого, пока еще не до конца доделанного носителя.
    • Летом 2015 года НПО «Энергомаш» приступило к разработке усовершенствованной версии двигателя РД-191 – РД 191М, который будет использоваться на РКН Ангара-А5В и Ангара-А5П и будет опережать по мощности своего предшественника. Первый этап запуска завершился осенью 2015 года. К 2022 года планировали завершить опытно-конструкторские разработки.
    • Зимой 2022 года в ГКНПЦ имени Хруничева заявили о том, что разработка многоразовой версии РН «Ангара» были продолжены. ОКМ Мясищева и «Роскосмос» подтвердили информацию о выполнении работ. В авиационном КБ сообщили, что первые результаты могут объявить уже весной 2022 года. К этому моменту будет выбрать технический образ многоразовой «Ангары». Этим будут заниматься коллеги Военно-промышленной комиссии, которая должна будет разрешить вопрос о финансировании.
    • В конце июня 2022 года в Москве прошла большая научно-практическая конференция на тему: «Основные задачи и перспективы развития Госкорпорации «РОСКОСМОС». В ходе конференции Дмитрий Рогозин сообщил, что летние испытания семейства новых российских РН «Ангара» завершатся после 6 пусков.
    • В 2022 году после продувки макета в аэродинамическом трубе ЦАГИ в конструкцию РН «Ангара-А5» были внесены некоторые изменения.

    [править] Технологии

    В «Ангаре» применён новый модульный принцип построения, двигатели новой разработки, новая система управления, новая технология изготовления конструкции и т. д.[12]

    [править] Устройство ракеты

    Ракетный двигатель РД-191
    Впервые при разработке «Ангары» за основу был взят модульный принцип. Носители разной грузоподъемности собираются из стандартных блоков-модулей с высокой степенью взаимозаменяемости. Основа ракетной системы — универсальный ракетный модуль (УРМ), который представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего. УРМ используется в первой (УРМ-1) и во второй (УРМ-2) ступенях ракеты. УРМ-1 трижды (2009, 2010, 2013) прошёл успешные летные испытания в составе южно-корейской ракеты-носителя KSLV-1.[13]

    Ракета лёгкого класса имеет две ступени, тяжёлого — три. В качестве верхней ступени предусмотрено применение разгонных блоков: «Бриз-КМ», «Бриз-М», кислородно-водородный среднего класса (КВСК) и кислородно-водородный тяжелого класса (КВТК). В состав серийной «Ангары-1.2» входят два универсальных модуля, «Ангары-А5» — шесть, «Ангары-А7» — семь.[14]

    [править] Двигатели

    Каждый модуль первой ступени ракеты оснащается одним однокамерным жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) РД-191 разработки НПО Энергомаш (Химки, Московская область), работающим на керосине. На второй и третьей ступенях используется ЖРД РД-0124А Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА; Воронеж).[15]

    В перспективе в верхней ступени возможно применение ЖРД РД-0146 и РД-0146Д разработки КБХА (РД-0146Д создаётся для разгонного блока «Ангары-А5»).[16]

    [править] Топливо

    «Ангара» работает на экологически чистом топливе — керосине, окислителем которого выступает кислород. После сгорания керосина остаются лишь вода и углекислый газ. Раньше все российские ракеты тяжёлого класса летали только на токсичном гептиле.[17][18]

    [править] Использование композитных материалов

    Около 36 % деталей ракеты удалось изготовить из композитных материалов третьего поколения, что снизило общий удельный вес всей системы на 12,3 %.[19]

    [править] Эффект унификации ракет

    «Ангара» создана в виде конструктора, который можно оперативно компоновать в зависимости от стоящих задач, транспортировать без использования дорогостоящих энергоёмких систем и монтировать на стартовом комплексе за считанные минуты. При этом стартовый комплекс, обычно потребляющий до 40 % инвестиций, нужен только один на все категории ракет семейства. Хотя для каждого класса ракет в мире используется отдельно спроектированная для него стартовая площадка. Благодаря такой унификации достигается экономия около 30 % общего бюджета на разработку и производство и около 24 % — по эксплуатационным издержкам.[20]

    Перенос производства из Москвы в Омск

    Центр имени Хруничева принял решение запустить производство «Ангары» в ПО «Полёт» (Омск), так как носитель разрабатывается по отличным производства «Протона» технологиям, к примеру, для «Протонов» применяется аргонно-дуговая сварка, а также все технологические связи построенные вокруг этого. Специалистами была внедрена фрикционная сварка. К тому же, в плане эффективности транспортной логистики ПО «Полёт» находится идеально – почти на одном расстоянии от космодромов Восточный и Плесецк.

    На начальном этапе боковые и центральный блоки РН (первая и вторая ступень, УРМ-1) будут собираться на ПО «Полёт» в Омске и центре имени Хруничева в Москве. Блоки смогут пройти дополнительные проверки и будет осуществляться сборка РН вместе с 3 ступенью и интеграцией разгонного блока, после чего РН «Ангара» будет направлена на космодром Плесецк для предстартовой подготовки.

    По плану, начиная с 2022 года ПО «Полёт» будет сам производить 3 ступень (УРМ-2). В январе 2022 года генеральный директор Центра имени Хруничева Алексей Варочков сообщил журналистам, что 3 ступень начнут производить в Омске на раньше 2022 года. Так, в Москве было сделано 6 ракет «Ангара-А5», а полная сборка в городе Омск начнется только с 70 ракеты и пройдет уже по новой конструкторской документации посредством фрикционной сварки.

    В 2007 года ПО «Полет» вошло в состав Центра Имени Хруничева. Первый этап модернизации и реконструкции был начал в 2009 году, тогда размер инвестиций был 6 млрд рублей. Второй этап требовал больших вложений – 10 млдр рублей. Сколько было вложено в третий этап – неизвестно, но он должен завершиться переходом на производство больше двадцати универсальных ракетных модулей для «Ангары» в год.

    До 2015 года в Омске производились топливные баки для УРМов. В этом же году было принято решение о размещении на территории производства ракеты «Ангара».

    10 мая 2016 года СМИ стало известно, что производство и проверка боковых и центрального блоков для 2 летного экземпляра «Ангары-А5» задерживаются на 3 месяца в результате проблем с испытаниями и производством. По его словам, причиной задержки состоит в несовременной поставке комплектующих и наличия не всего оборудования для тестирования. Также производство в Омске долго налаживали.

    2 августа 2016 года Виктор Назаров, губернатор Омской области, сообщил журналистам, что в сентябре 2016 года будет запущен цех, где будет производится сборка «Ангары» от начала до конца.

    26 августа 2016 года Виктор Назаров, губернатор Омской области заявил СМИ, что ПО «Полёт» начиная с 2022 года, станет центром по производству ракетных модулей для «Ангары», изготавливая до 100 УРМов в год. Он будет единственным на территории России. В модернизации производства уже было вложено около 7 млрд рублей.

    28 февраля 2022 года Виктор Назаров рассказал журналистам, что во II квартале 2022 года «Ангара» будет собираться на предприятии «Полет», поскольку уже активно ведется процесс внедрения полного технического цикла производства, который проходит под строгим контролем со стороны Федерального агентства по специальному строительству.

    Весной 2022 года генеральный директор Центра имени Хруничева Андрей Калиновский рассказал журналистам о том, что предприятие по согласию со стороны Минобороны РФ (главный заказчик «Ангары») перенесли запуск носителя на 2022 год в результате затянувшегося процесса передачи производства в Омск для подтверждения готовности в плане качества выпускаемой продукции, квалификации персонала и стабильности технологических процессов. Все испытания, включая и стендовые в 2022 году должны быть запрещены в ЦНИИ машиностроения, после чего можно запускать производство в ПО «Полет».

    Летом 2022 года в Министерстве транспорта, промышленной политики и инновационных технологий Омской области сообщили журналистам, что цех сборки УРМов для «Ангары» приступит к работе на «Полёт» в июле.

    Вице-премьер Д.Рогозин 25 августа 2022 года во время совещания в Центре имени Хруничева заявил, что часть производства в Москве из-за одного из главноков Спецстроя России, в частности не готов, цех по гальванике, который был проспонсирован еще в 2014 году.

    10 октября 2022 года Алексей Варочко исполняющий обязанности генерального Центра имени Хруничева сообщил СМИ, что омский филиал получил заказ на издание десяти ракет «Ангара» по линии Минобороны РФ. 11 октября Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области тоже подтвердили эту информацию, добавив, что государственный заказ был рассчитан на период 2018-2025 года и подразумевает сборку 2 вариантов РН «Ангары – 1.2.» и «Ангары – А5».

    В начале 2022 года Центр имени Хруничева в ЦНИИМаш осуществлялись выборо-прочностные испытания одного из универсальных ракетных модулей УРМ-1 для первой ступени «Ангары-А5», которые продолжились несколько месяцев, а начались в конце 2022 года. Основная задача испытания – проверить технологию готовности производства в ПО «Полёт», которое было организовано с использованием современного технологического оборудования, оснащения и прогрессивных производственных процессов, к серийному выпуску РН «Ангара».

    В начале весны 2022 года вице-премьер Д.Рогозин, по результатам посещения ПО «Полёт», сообщил о начале работ по модернизации «Ангары-А5»: ракету нужно облегчить и увеличить ее тяговооруженность благодаря использованию композитных материалов, а также переходу на современную сварку, которая способна на 15 процентов улучшить летные характеристики. Кроме того налаживание кооперационных схем внутри компании Роскосмоса поможет запустить в 2021 году серийное производство тяжелой «Ангары». Помимо этого вице-премьер поручил технологам ПО «Полёт» и омских филиалов «Алмаз-Антей» и ОДК обсудить 5 марта показатели создания единого центра компетенции по гальванике. Еще в 2014 году Гальванический цех должен быть построен. На его создание выделено больше 250 млн рублей, а сегодня требуется еще около 65 млн и продление сроков на поставку необходимого оборудования до мая 2022 года.

    30 марта 2022 года Сергей Головинский 30 марта 2022 года в ходе визита Александра Буркова (врио губернатора Омской области) заявил, что полный перенос производства РН «Ангара-1.2» на омское аэрокосмическое объединение должен произойти в 2022 году, а РН «Ангара-А5» — до конца 2022 года.

    Летом 2022 года глава Роскосмоса Д.Рогозин сообщил журналистам, что серийное производство РН «Ангара» начинается с 2023 года на омском ПО «Полёт». Туда переедет все производство, тогда как Центр Хруничесва в Москве будет трансформирован в конструкторское бюро.

    Зимой 2022 года Д.Рогозин объявил, что до 2023 года в городе Омск будет производиться по 2 «Ангары» каждый год. Начиная с 2023 года «Ангару» запустят в серийное производство. Согласно производственной программе, запланирован выпуск до 44 универсальных ракетных модулей, которые по модульной конструкции будут складываться как «Ангара» тяжелого или легкого класса.

    Ожидаемые события

    • Выпуск первой «Ангары-1.2.», собранной в ПО «Полёт» — 2020 год.
    • Постройка 2-го контрольно-испытательного стенда для производства «Ангары-А5».
    • Выпуск первой «Ангары-А5», собранной в ПО «Полёт» — 2022 год.

    [править] Космодромы

    [править] Плесецк

    Первые запуски «Ангары» были произведены с космодрома «Плесецк», где был возведён универсальный стартовый комплекс.[33]

    Минобороны России планирует построить к 2022 году на космодроме «Плесецк» новый стартовый комплекс для ракет семейства «Ангара».[34]

    [править] Восточный

    Основной стартовой площадкой для ракет «Ангара» станет космодром «Восточный» (Амурская область).

    [править] Проект запуска с территории Бразилии

    В июле 2015 года генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявил, что Россия ведёт переговоры о создании стартового комплекса для ракет «Ангара» на бразильском космодроме Алкантара. «Были соображения и предложения по постройке отдельного стартового комплекса под „Ангару“ на космодроме Алкантара в Бразилии. С экватора пускать — интересный вариант. Получается очень конкурентоспособно. Сейчас ведутся переговоры»

    , — сказал Медведев.[35]

    Испытания

    Модификация для Южной Кореи

    В период с 2004 по 2013 год производились совместные работы по южнокорейскому носителю Наро-1 (KSLV-1) в первой ступени которого применялись наработки по «Ангаре». Заказчиком проекта с южнокорейской стороны был KARI (Корейский институт аэрокосмических исследований). С российской стороны принимали участие ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, Конструкторское бюро транспортного машиностроения и НПО «Энергомаш». Всего было выполнено 3 запуска: в 2009, 2010 и 2013 годах, причем два первые были неудачными (не по причине российских двигателей). В результате, в 2016 году Корея подписала контакт на поставку РН «Ангара».

    Ангара – 1.2 ПП

    Изначально первый пуск ракеты-носителя «Ангара» запланировали на 2005 год с космодрома «Плесецк». Однако он неоднократно переносился: на 2011, 2012, 2013 и 2014 год.

    «Сухой прогон» испытательного пуска РН произошел 26 июня 2014 года.

    Пуск РН «Ангара-1.2.ПП» легкого класса с космодромов «Плесецк» осуществили летом 2014 года. Пуск произошел успешно, ракета-носитель пролетел по баллистической траектории до района полигона Кура (Камчатка).

    Характеристики РКН «Ангара – 1.2.ПП

    Основные характеристики РКН «Ангара — 1.2ПП»

    Стартовая масса РКН 171 т
    Масса габаритно-массового макета ПН 1,43 т
    Число ступеней 2
    Время полёта РКН 21,28 мин

    Основные задачи запуска ракеты-носителя «Ангара-1.2ПП»:

    1. Проверка работы составляющих космического ракетного комплекса «Ангара» на этапе подготовки и при осуществлении пуска.
    2. Отработка эксплуатационной документации.
    3. Отработка бортовых систем РН «Ангара».

    Пуск был запланирован на 27 июня 2014 года и за 1 минуту 30 секунд до «Контакта подъема» (КП) был отменен, так как автоматизированная система управления пуском дала команду «Нет готовности двигательной установки (ДУ) к пуску из-за падения давления в шаробаллоне (ШБ) наддува демпфера окислителя первой ступени, по причине негерметичности в магистрали подачи гелия к демпферу окислителя. За 1 мин 19 с до КП обратный отсчет автоматически останавливался.

    На 28 июня было сказано о переносе запуска на сутки, а в последующем пуск тоже перенесли. За пуском наблюдал в прямом эфире президент России Владимир Путин, который была поставлена задача в скором времени разобраться в причинах их устранить. Госкомиссия решила снять «Ангару 1.2.ПП» со стартового стола и отправить в монтажно-испытательный комплекс (МИК) для обнаружения и устранения причин отмены, а также проведения дополнительных проверок.

    После того как причины были выявлены и устранены, государственная комиссия назначила новую дату пуска ракеты-носителя «Ангара – 1.2.ПП». Пуск запланировали на 9 июля 2014 года. Подготовка ракеты-носителя прошла в штатном режиме и в 16:00 по Москве с 35 площадки в/ч 13973 («Плесецк») успешно прошел первый испытательный пуск ракеты-носителя «Ангара-1.2ПП).

    Полет РКН осуществлялся согласно утвержденной циклограмме по баллистической траектории над Россией. В соответствии с циклограммой полета через 3 мин 42 с после отрыва от стартового стола 1 ступень с двигателем РД-191 отделился от ракеты-носителя и упала в акватории Печорского моря. Через 2 с после отделения 1 ступени без всяких технических накладок был включен двигатель 2 ступени РД-0124А. Через 3 мин 52 с был сброшен головной обтекатель, который в последствие упал в заданный район южной части Баренцева моря. Через 8 мин 11 с после старта произошло штатное выключение двигательной установки 2 ступени. Через 21 мин неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки с 2 ступенью ракеты попал в заданный район полигона Кура на п-ове Камчатка на расстоянии 57000 км от точки старта.

    [править] Сравнение с другими ракетами

    [править] Удельная стоимость грузовых запусков

    Стоимость доставки 1 кг полезной нагрузки с «Ангарой» составляет всего $2,4 тыс. до НОО и $4,6 тыс. до ГПО. Минимальная цена килограмма полезной нагрузки для «Фалькона» составляет $4 тыс. за килограмм для НОО и $9,5 тыс. для ГПО. Европейская ракета Ariane проигрывает американской на 12 %.[24][25]

    [править] Стоимость запусков тяжёлой ракеты

    По подсчётам Роскосмоса, стоимость одного запуска ракеты «Ангара-А5» составит $95-105 млн. Для сравнения: запуск одного «Протона-М» стоит $105-110 млн, а по другим данным более $110 млн (данные по состоянию на 2014 год).[26]

    В середине 2015 года генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявил: «Сегодня стоимость пуска [тяжёлой] „Ангары“ примерно на 30-40 % дороже, чем стоимость пуска „Протона“. Но надо иметь в виду, что себестоимость изготовления „Ангары-5“ будет уменьшаться с возрастанием количества изделий. Стоимость запусков тяжёлых ракет-носителей из семейства „Ангара“ к 2025 году будет почти на 20 % ниже, чем у „Протона-М“»

    .[27]

    [править] Объём инвестиций

    По объёму инвестиций «Ангара» имеет лучшие показатели, чем у всех своих конкурентов. На программу Falcon 9 американская компания уже потратила более $5,2 млрд, общая сумма по проекту достигает $7,5 млрд, бюджет европейского космического агентства на Ariane превысил 3,2 млрд евро, общий объём инвестиций запланирован в 5,8 млрд евро. «Ангара» же обошлась российскому бюджету в 96 млрд рублей (по состоянию на начало ноября 2014 года), то есть по старому курсу это $3,2 млрд.[28]

    Что решают кадры

    «Единственный, кто может быть без профильного образования в ракетно-космической отрасли,— это генеральный директор Роскосмоса»,— заявил глава корпорации Дмитрий Рогозин в ходе осеннего заседания Российской академии космонавтики им. Циолковского. Остальные, по его словам, просто обязаны быть специалистами. Это сильное программное заявление, хотя и достаточно забавное: согласитесь, совсем непросто оценить профессионализм других, не обладая собственной достаточной компетенцией.

    Но все же сказанное стоит взять за основу: в такой специфической отрасли, как космическое ракетостроение, кадровый аспект — ключевой. А с ним, увы, беда. И об этом — публикация в следующем номере.

    Проектирование

    Концептуальный проект был утвержден Ю. Н. Коптевым, главой Росавиакосмоса, и одобрен Министерством обороны, в компетенции которого входит деятельность КБ. Работы шли десять лет, в результате опытный образец прошел испытания. В 2008 году состоялось огневое тестирование унифицированного ракетного модуля на Химмаше (ФКП «НИЦ РКП»). Затем, в 2009-м, прошли так называемые «холодные испытания» и стендовая проверка гидросистем, топливных агрегатов с использованием компонентов топлива. Наконец, в 2010 году прошли комплексную проверку все узлы УРМ «Ангара». Ракета-носитель была признана работоспособной. Выдержали государственные проверки все агрегаты и системы. Теперь на очереди стояли летные испытания.

    [править] Ссылки

    • Раздел о ракете Ангара на сайте РИАН
    • Путин дал старт Запуску ракеты-носителя «Ангара». 23 декабря 2014
    • Ангара-Фильм 1
    • Семейство ракет-носителей «Ангара». 27 ноября 2014
    • Семейство ракет-носителей «Ангара»
    • Генконструктор «Ангары»: использование ракеты-носителя в «Морском старте» нецелесообразно. 14 января 2015
    • Новости об «Ангаре» на «Морском старте» — почему это важно? 18 января 2015
    • Разгонный блок «Бриз-М» вывел на целевую орбиту «условный спутник», запущенный на «Ангаре». 23 декабря 2014
    • Тяжелую «Ангару» собрали в Плесецке. 8 ноября 2014
    • Ракета-носитель «Ангара»

    Будущее «Ангары»

    На настоящий момент пусков было два, и оба прошли успешно. Во время второго на геостационарную орбиту был выведен двухтонный макет, который затем подлежал затоплению в океане. В обоих случаях модификация применялась самая легкая, необходимости доставки в околоземное пространство 35 тонн пока нет, хотя характеристики ракеты «Ангара» А-7 позволяют это сделать.

    Вполне возможно, что после преодоления мирового экономического кризиса международное сотрудничество в космосе выйдет на новый виток развития, появятся новые МКС, или возникнет идея межпланетных полетов. В последнем случае самый мощный носитель станет тем транспортом, который доставит на орбиту огромный звездолет по частям для сборки.

    А пока ведутся работы по сертификации «Ангары» для пилотируемых стартов.

    Куда уехал цирк

    Русская пословица гласит, что один переезд равен двум пожарам. То есть на такие риски и затраты, когда речь идет о переводе в другое место налаженного производства, рекомендуется идти в крайнем случае и очень продуманно. Острой же необходимости в быстрой переброске производства «Ангары» из Москвы в Омск специалисты не видят до сих пор.

    Официальная версия переезда, озвученная несколько лет назад, гласила, что проблема в сварке: на омском «Полете» используется фрикционная сварка, необходимая при создании «Ангары», тогда как на московском заводе, где долгие годы делают «Протон», аргонно-дуговая. Не проще, а главное, не дешевле ли в такой ситуации поменять метод сварки? Такой вопрос, похоже, отраслевое руководство сильно не заботил. Еще одна причина переезда, озвученная официально,— выгодность расположения: Омск ближе к космодромам Плесецк и Восточный. Аргумент так себе: за годы существования отечественной космонавтики изделия успешно возили и в Плесецк, и на Байконур, так что ссылка на расстояние лукава.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]