Наши враги. Эрнст Удет
Один из самых ярких летчиков в истории немецкой авиации, легендарный ас Первой мировой войны, пилот-испытатель, путешественник… В портретной галерее Елены Съяновой — человек, имевший толпы поклонников по всему миру, Эрнст Удет. Проект был подготовлен для программы «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы».
Эрнст Удет, легендарный ас Первой мировой войны, популярный даже в Америке киноактер и трюкач, приятель Лени Рифеншталь и возлюбленный Ольги Чеховой и т. д.и т. п., и еще масса экстравагантных подробностей. Был также другом и правой рукой Геринга, а именно начальником Технического управления министерства авиации. И все время, пока он возглавлял это управление, Геринг, можно сказать, оставался одноруким.
15 ноября 1941 года немцам было объявлено, что всеобщий любимец и «национальный герой» генерал Удет разбился на испытаниях нового самолета. На его похоронах Геринг рыдал в голос. Но чуть позже, продолжая лить слезы, говорил открыто и при многих свидетелях, что его незабвенный друг практически развалил всю программу развития люфтваффе и именно он ответственен за огромные потери в «битве за Англию».
Генерал-полковник авиации Эрнст Удет, 1940 год
Редкий случай, когда Геринг, на мой взгляд, не преувеличил чужой вины. Эта коллизия в немецких ВВС хорошо известна историкам. Провал проектов Удета, особенно Ме 210, был не только крахом его карьеры, но и катастрофой для ВВС Германии. К февралю 1940 года технические проблемы в ведомстве Геринга обострились до предела, самолеты падали, разваливались в воздухе. Миллионы марок просто сгорали, все графики производства нарушались.
Гитлер устраивал разносы Герингу; Геринг орал на Удета; тот огрызался и ехал на очередные испытания. Например, Не 177, «32-тонной дуры», которую наш герой еще и желал заставить пикировать с углом атаки 60 градусов и сам же выполнял этот «трюк», который мало кому удавалось повторить. Испытания только этого самолета стоили жизни шестидесяти экипажам.
Эрнст Удет был приятелем Лени Рифеншталь и возлюбленным Ольги Чеховой
И вот какой парадокс: именно такой Эрнст Удет в самые что ни на есть советские 70-е годы умудрился сделаться героем одного из первых тогдашних сериалов под названием «Последний рейс «Альбатроса»» — фильм о шпионаже вокруг «ласточки», Me.262, — первого серийного реактивного самолета. Впервые за фашиста такого высокого полета было в авторском тексте даже замолвлено робкое доброе слово, а именно: «Эрнст Удет мог бы стать хорошим солдатом, если бы служил справедливости».
А я вот думаю, что едва ли, потому что своей некомпетентностью, отсутствием технического образования, организаторских способностей, авантюризмом, пьянством (а в фильме это тоже показано) дров бы наломал на любой службе.
Похороны Эрнста Удета. Справа от гроба Герман Геринг, 1941 год
И еще подробность: Удет не разбился на испытаниях, а застрелился. В предсмертной записке он жалуется, что «эти жиды», подразумевая фельдмаршала Мильха, «обвели старого осла Геринга вокруг пальца и все развалили».
Тут своя история, и о Мильхе, который действительно был евреем и, пожалуй, самым продуктивным деятелем люфтваффе, я, возможно, еще расскажу. Считается также, что Удет, побывав на Восточном фронте, был потрясен жестокостью обращения с советскими военнопленными и вот от всего этого якобы и пустил себе пулю в лоб. Но я нашла еще одну деталь. О ней упомянула Эмма Геринг весной 1941 года еще до самоубийства Удета.
«Ты столько раз, — пишет она мужу, — с присущей тебе настырностью упрекал Эрнста в гибели экипажей, что я не удивлюсь, если однажды он не выведет самолет из штопора, а отпустит ручку, чтобы последовать за теми, кого он, по твоему мнению, погубил».
На похоронах Удета Геринг рыдал в голос
Стал ли жестокий упрек Геринга последней каплей пролившихся на Удета неудач и немилостей? Или этот упрек вообще единственный пункт его самообвинения? Я уверена во втором. И думаю, что в этом самом громком, не считая последних, самоубийстве за всю историю Третьего рейха отразилась суть психологии этих людей, принципиально обрекавших на гибель миллионы «неполноценных», суть их представлений о принципах, чести и ответственности. Знаете, какой эпизод из «Семнадцати мгновений весны» самый фантастический? Тот, в который все легко поверили: эпизод смены караула Вальтером Шелленбергом.
рЮЛ ЕЦН ОПНРХБМХЙЮЛХ ЯРЮКХ НОШРМШЕ КЕРВХЙХ ХГ ЮБХЮЦПСООШ «юХЯРШ», ЯПЕДХ МХУ ХГБЕЯРМШЕ ЮЯШ — цХМЕЛЕП, мЩФЕЯЯЕП Х тНМЙ. й ДЕЙЮАПЧ 1917 ЦНДЮ МЮ ЕЦН ЯВЕРС АШК СФЕ 21 ЯАХРШИ ЯЮЛНКЕР. бЯЙНПЕ ЕЛС ДНБЕПХКХ ЙНЛЮМДНБЮМХЕ 37-И ЩЯЙЮДПНИ ХЯРПЕАХРЕКЕИ JASTA-37.
б МЮВЮКЕ 1918 ЦНДЮ ОПНЯКЮБКЕММШИ МЕЛЕЖЙХИ ЮЯ лЮМТПЕД ТНМ пХУРУНТЕМ ОПХЦКЮЯХК РЮКЮМРКХБНЦН КЕРВХЙЮ ЯКСФХРЭ Б ЯБНЧ ЩКХРЮПМСЧ 11-Ч ЩЯЙЮДПС, ЯНЯРНЪЫСЧ ХГ КСВЬХУ ОХКНРНБ цЕПЛЮМХХ. оЕПЕЯЕБ Я СЯРЮПЕБЬЕЦН «юКЭАЮРПНЯЮ» МЮ БШЯНЙНЛЮМЕБПЕММШИ «тНЙЙЕП-РПХОКЮМ», сДЕР ЯРПЕЛХРЕКЭМН МЮПЮЫХБЮК ЯВЕР ЯБНХУ ОНАЕД.
б ЛЮЕ ЩЯЙЮДПЮ ОНКСВХКЮ МНБЕИЬХЕ ХЯРПЕАХРЕКХ «тНЙЙЕП» D-VII, ЙНРНПШЛ МЕ АШКН ПЮБМШУ ЯПЕДХ ЯЮЛНКЕРНБ ЯНЧГМХЙНБ. мЮ ЩРНИ ЛЮЬХМЕ сДЕР БНЕБЮК ДН ЙНМЖЮ КЕРЮ Х НДЕПФЮК, ОНФЮКСИ, ЯЮЛСЧ СМХЙЮКЭМСЧ ОНАЕДС ГЮ БЯЧ БНИМС. оСКЕЛЕРМШЛ НЦМЕЛ ЯБНЕЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ НМ ОНДАХК РЮМЙ.
б ЙНМЖЕ БНИМШ сДЕР КЕРЮК МЮ ЛЮКЕМЭЙНЛ «яХЛЕМЯ-ьСЙЙЕПРЕ» Я АХПНРЮРХБМШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ, ОПХБКЕЙЮБЬЕЛ ЕЦН СДЮВМШЛ ЯНВЕРЮМХЕЛ ЯЙНПНЯРМШУ Х ЛЮМЕБПЕММШУ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ. дЕМЭ ЙЮОХРСКЪЖХХ цЕПЛЮМХХ БЯРПЕРХК, ХЛЕЪ МЮ ЯВЕРС 62 БНГДСЬМШЕ ОНАЕДШ.
б РПХДЖЮРШЕ ЦНДШ сДЕР, МЕЯЛНРПЪ МЮ БПЮФДЕАМШЕ НРМНЬЕМХЪ Я ПЕИУЯЛЮПЬЮКНЛ цЕПХМЦНЛ, ОНЯРСОХК МЮ ЯКСФАС Б ЦХРКЕПНБЯЙНЕ лХМХЯРЕПЯРБН юБХЮЖХХ. 17 МНЪАПЪ 1941 ЦНДЮ ОНЯКЕ НВЕПЕДМНЦН ЯЙЮМДЮКЮ, СЯРПНЕММНЦН цЕПХМЦНЛ ОН ОНБНДС МЕОНДЦНРНБКЕММНЯРХ ЛЮРВЮЯРХ Й ПНЯЯХИЯЙХЛ УНКНДЮЛ, ОНЙНМВХК Я ЯНАНИ.
яОХЯНЙ БЯЕУ ХГБЕЯРМШУ ОНАЕД
╧ О/О
дЮРЮ ОНАЕДШ | яАХРШИ ЯЮЛНК╦Р | бПЮФЕЯЙЮЪ ВЮЯРЭ | пЮИНМ АНЪ ( ОЮДЕМХЪ ) | бПЕЛЪ ОНАЕДШ | яБНЪ ВЮЯРЭ | |
1 | 18.03.1916 | Farman F.40 | GB.4 | лЧКЭУЮСГЕМ | 17:10 | йей м |
2 | 12.10.1916 | Breguet — Michelin | BM.120 | пСЯРЕМУЮПР | 15:30 | Jasta 15 |
3 | 24.12.1916 | Caudron G.IV | — | нАЕПЮЯОЮУ | 11:00 | |
4 | 20.02.1917 | Nieuport Scout | Esc N.81 | юЯОЮУ | 12:00 | |
5 | 24.04.1917 | Nieuport | — | ьЮБХМЭНМ | 19:30 | |
6 | 5.05.1917 | Spad VII | — | аСЮ-ДЕ-бХКЭ | 19:30 | |
7 | 14.08.1917 | DH.4 | 25 Sqdn | оНМ-Ю-бЮМДЕМ | 20:30 | Jasta 37 |
8 | 15.08.1917 | Sop 1/2 Strutter | 43 Sqdn | оНМ-Ю-бЮМДЕМ | 10:25 | |
9 | 21.08.1917 | DH.4 | 27 Sqdn | юЯЙ | 8:45 | |
10 | 17.09.1917 | DH.5 | 41 Sqdn | ч. хГЕКЪ | 7:30 | |
11 | 24.09.1917 | Camel | 43 Sqdn | б. кННЯЮ | 12:20 | |
12 | 28.09.1917 | Camel | 6209, 43 Sqdn | 3. бЕМЦКЪ | 18:00 | |
13 | Camel | 43 Sqdn | бЕПЛЕККЭ | 18:05 | ||
14 | 18.10.1917 | SE.5a | 84 Sqdn | д╦КЭЛНМ | 10:35 | |
15 | 28.10.1917 | DH.5 | — | оСКЙЮОЕККЕ | 13:40 | |
16 | 5.12.1917 | SE.5a | — | бЕЯРПНГЕАЕЙЕ | 14:30 | |
17 | 6.01.1918 | Nieuport | — | аХЙЯЯУНРЕ | 16:15 | |
18 | 28.01.1918 | ХЯРПЕАХРЕКЭ | — | ч-б. аХЙЯЯУНРЕ | 16:35 | |
19 | 29.01.1918 | Bristol F2b | — | гХККЕАЕЙЕ | 12:00 | |
20 | 18.02.1918 | Camel | — | гЮМДБНПДЕ | 10:50 | |
— | 9.03.1918 | Camel М/О | — | 3. сРЕЛЮ | 10:40 | |
21 | 27.03.1918 | RE.8 | — | юКЭАЕП | 9:10 | Jasta 11 |
22 | 28.03.1918 | Camel | C8244, 43 Sqdn | юКЭАЕП — аЮОНЛ | 9:10 | |
23 | 6.04.1918 | Camel | 43 Sqdn | юЛЕКЭ | 14:15 | |
24 | 31.05.1918 | Breguet XIV | BR.29 | ч-3. яСЮЯЯНМЮ | 13:00 | Jasta 4 |
25 | 2.06.1918 | Breguet XIV | — | я-3. м╦ИХ | 11:50 | |
26 | 5.06.1918 | Spad | — | ч. аЧГЮМЯХ | 12:00 | |
27 | 6.06.1918 | Spad | — | ч. тЮБПНККЪ | 11:40 | |
28 | 7.06.1918 | Spad | — | б. бХККЕП — йНРРПЕ | 19:00 | |
29 | 13.06.1918 | Spad | — | я-3. тЮБПНККЪ | 17:45 | |
30 | 14.06.1918 | Spad | Esc Spa.153 | я. оЭЕП — щЦКЪ | 20:00 | |
31 | 23.06.1918 | Breguet XIV | — | кЮ-тЕПРЕ-лХКНМ | 12:10 | |
32 | Breguet XIV | — | йПСХ | 20:15 | ||
33 | 24.06.1918 | Breguet XIV | — | лНМРХМЭХ | 10:00 | |
34 | 25.06.1918 | Spad | — | КЕЯЮ кНМОНМ | 18:45 | |
35 | Spad | — | ТЕПЛЮ ьЮБХМЭХ | 18:50 | ||
36 | 30.06.1918 | Spad | — | тЮБПНККЭ | 20:00 | |
37 | 1.07.1918 | Breguet XIV | — | оЭЕПТНМ — лНПР | 11:45 | |
38 | Spad | — | тЮБПНККЭ | 20:55 | ||
39 | 2.07.1918 | Nieuport 28 | N6337, 27 Aero | аЕГЧ-яЕМ-фЕПЛЕМ | 8:15 | |
40 | 3.07.1918 | Spad | — | б. кЮБЕПЩМЮ | 8:25 | |
41 | 1.08.1918 | Nieuport 28 | 27 Aero | я. йПЮЛЮИ | 9:30 | |
42 | Breguet XIV | — | лЧПЕ — йПСЩРР | 12:15 | ||
43 | Spad VII | — | я. аЮМЭ╦ | 20:30 | ||
44 | 4.08.1918 | Spad VII | — | я. аПЩМЮ | 20:05 | |
45 | 8.08.1918 | SE.5a | — | тНМРЕМ-КЕ-йЮООХ | 17:30 | |
46 | SE.5a | — | ч-б. аЮПКЕ | 18:30 | ||
47 | Camel | D9481, 54 Sqdn | ч-б. тСЙНЙСПЮ | 20:40 | ||
48 | 9.08.1918 | Camel | 201 Sqdn | ч. бНБХККЕПЮ | 16:25 | |
49 | Camel | 65 Sqdn | ч-б. щПКЕБХКЪ | 21:20 | ||
50 | 10.08.1918 | Camel | 3 Sqdn | ч. лНПЙСПЮ | 11:20 | |
51 | Camel | 43 Sqdn | б. тЩ | 19:45 | ||
52 | 11.08.1918 | DH.9 | 98 Sqdn | ьНМ | 10:00 | |
53 | 12.08.1918 | SE.5a | 40 Sqdn | оЕПНММ | 11:30 | |
54 | 14.08.1918 | Bristol F2b | 88 Sqdn | бЕПЛЮМДСБХККЕП | 19:00 | |
55 | 15.08.1918 | Camel | — | щПКЕБХКЭ | 17:15 | |
56 | 16.08.1918 | Spad VII | Esc Spa.3 | ч. тСЙНЙСПЮ | 10:40 | |
57 | 21.08.1918 | SE.5a | — | ч. щАЧРЕПМЮ | 18:30 | |
58 | Camel | E1478, 148 Aero | йСПЯЕККЭ | 9:15 | ||
59 | 22.08.1918 | Camel | 80 Sqdn | я. аПЩ | 8:30 | |
60 | SE.5a | — | лНПЕОЮ | 12:30 | ||
61 | 26.09.1918 | DH.9 | 99 Sqdn * | аЧЬ | 17:10 | |
62 | DH.9 | 99 Sqdn * | ч. лЕЖЮ | 17:20 |
* 26.09.18 ЦНДЮ Jasta 4 Х Jasta 77 ЯНБЛЕЯРМН ЯАХКХ 4 DH.9, Х, ОН БЯЕИ БХДХЛНЯРХ, «Kofi 19» ГЮЯВХРЮК ЩРХ ОНАЕДШ Jasta 77. щРНР БНОПНЯ БШГШБЮЕР ЯОНПШ, ОНЯЙНКЭЙС ЯНУПЮМХКНЯЭ ТНРН, ЦДЕ ОХКНРШ Jasta 4 ЯМЪРШ ЯРНЪЫХЛХ МЮ ТНМЕ ЯАХРНЦН DH. еЯКХ НРНИРХ НР НТХЖХЮКЭМНИ БЕПЯХХ, РН НЙНМВЮРЕКЭМШИ ЯВ╦Р ОНАЕД сДЕРЮ ЛНФЕР АШРЭ КХЬЭ 60, МН ЕЛС, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ГЮЯВХРШБЮЧР 62.
SWW D.III, ОХКНР — сДЕР, 1918 Ц.
Ссылки [ править ]
- Баркер, Ральф (2002). Королевский летный корпус в Первой мировой войне
. Робинсон. ISBN 1-84119-470-0. - Беккер, Cajus (1994). Военные дневники люфтваффе
. Da Capo Press. ISBN 0-306-80604-5. - Херлин, Ганс (1960). УДЕТ — мужская жизнь
. Макдональд. - Келли, Сол (2002). Затерянный оазис: Война в пустыне и охота на Зерзуру
. Westview Press. ISBN 0-7195-6162-0. - Кнопп, Гвидо (2000). Гитлерс Кригер
. München: Goldmann Verlag. ISBN 3-442-15045-0. - Удет, Эрнст (1981). Стэнли М. Уланов (ред.). Туз Железного Креста
. Arco. ISBN 0-668-05163-9. - Удет, Эрнст (1935). Майн Флигерлебен (Моя летная жизнь)
. Берлин, Германия: Im Deutschen Verlag, Ullstein AG - ван Ишовен, Арман (1979). Падение орла: жизнь бойца-аса Эрнста Удета
. Kimber & Co. ISBN 0-7183-0067-X. - Линге, Хайнц (1980). Bis zum Untergang
. Мюнхен, Германия: Herbig Verlag. ISBN 3776610212. - ВанВингарден, Грег и др.
(2006)
Ранние немецкие асы Первой мировой войны
Osprey Publishing. ISBN 1-84176-997-5 , ISBN 978-1-84176-997-4 .
Ранняя жизнь [ править ]
Эрнст Удет родился 26 апреля 1896 года во Франкфурте-на-Майне , Германская империя . Удет вырос в Мюнхене и был известен с раннего детства своим солнечным темпераментом и увлечением авиацией . В юности он висел на соседнем самолете завода и армии дирижабля отряда. В 1909 году он помог основать Мюнхенский аэроклуб. [3] После крушения планера, построенного им с другом, он наконец полетел в 1913 году с летчиком-испытателем на близлежащий завод Отто, принадлежавший Густаву Отто , который он часто посещал. [3]
Отрывок, характеризующий Удет, Эрнст
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь». Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал. – Любите ли вы меня? – Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала. – Об чем? Что с вами? – Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его. Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее. – Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?» – Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал. – Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя. Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала. – Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой. – Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду. – В год вы узнаете себя… – Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его. – И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение. – Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения. – Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту. С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым. Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем , теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними. В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними. – Отчего? – испуганно сказала Наташа. – Я не могу отнять его у деда и потом… – Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня. Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том. Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним. – Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его? – Да, он славный, но смешной очень. И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него. – Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет… – Что ж случится?… – Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце. Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
внешняя ссылка
- Генерал Эрнст Удет
- Эрнст Удет и его самолеты в Аргентине
авторитетный контроль |
|
- Данные: Q57179
- Multimedia: Ernst Udet