БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА В АФГАНИСТАНЕ (1979-1989) — часть 2

Боевая машина пехоты 2-й разработки (вооружённые силы СССР/России и ряд других стран), сконструирована была с целью замены БМП-1. Причина создания новой машины — необходимость смены комплекса вооружения, особенно гладкоствольной 73-мм пушки 2А28, которая оказалась не эффективна в борьбе против пехоты и низколетящих воздушных целей. В результате установили новую 30-мм автоматическую пушку, изготавливающиеся на Тульском машиностроительном заводе, и противотанковый ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Новая боевая машина пехоты принята на вооружение в 1977 году, эксплуатация началась в восьмидесятые годы ХХ века.

История создания

После того, как БМП-1 поступила на вооружение, среди руководства развернулась полемика о составе необходимости и достаточности огневой мощи данной машины. Основным вооружением являлась 73-мм пушка 2А28 «Гром», которая была установлена для борьбы с бронированной с техникой, в боекомплекте боевой машины имелись только противотанковые кумулятивные снаряды.

Испытания показали, что данное орудие не эффективно ни в борьбе с пехотой, ни с техникой противника, поэтому начали создавать опытные боевые машины с новым комплексом вооружения.

В 70-е годы появился опытный образец боевой машины под обозначением Объект 768, где предусматривалось увеличение огневой мощи пушки «Гром». Модификация 73-мм гладкоствольной пушки «Гром» получила название 2А41 «Зарница» и была установлена на опытную машину. Но на вооружение армии Объект 768 не поступил. Одновременно был создан Объект 681 с тем же комплексом вооружения, но вскоре работы по проекту были прекращены.

Параллельно с этими опытными машинами были предложены новые варианты машин пехоты с совершенно новым типом вооружения – установка 30-мм автоматической пушки (2А38/2А42).

Предложение поступило от Курганмашзавода. Первая машина с новым вооружением называлась Объектом 680 с автоматической пушкой 2А38. Вторая, объектом 675 с автоматической пушкой 2А42. Военные эксперты серьезно не восприняли новые изобретения, считая, что этот комплекс вооружения не эффективен из-за малого калибра.

Отношение к новым опытным боевым машинам в корне изменилось с началом боевых действий в Афганистане. Стало очевидно, что Объект 675 незаменим в боевых условиях Афганистана. Так началась история боевой машины пехоты под обозначением БМП-2.

Бронетанковая техника в Афганистане (1979-1989) — часть 1

Введение

Анализируя публикации периодической печати и капитальные работы по Афганской войне 1979 – 1989 годов, можно отметить, что основными героями, привлекающими внимание авторов, являются спецназовцы, десантники, вертолетчики, саперы, наконец, мотострелки. О танкистах и экипажах других бронированных машин упоминается обычно вскользь, в связи с боевой деятельностью других родов войск. Этому есть свои объективные и субъективные причины.

Данной работой мы хотим восстановить справедливость, осветив, насколько это возможно, особенности боевой работы бронированных машин в Афганистане.

Дивизии Туркестанского военного округа, вошедшие в Афганистан, имели штатно-организационную структуру, очень мало отличавшуюся от структуры аналогичных соединений на Европейском ТВД. Первоначально в составе мотострелковых дивизий, как и положено по штату, находились танковые полки:

• 234-й танковый полк в 201-й дивизии;

• 24-й гв. танковый полк в 5-й дивизии;

• 285-й танковый полк в 108-й дивизии.

Всего, с учетом танковых батальонов мотострелковых дивизий, в Афганистане к 1980 году находилось 39 танковых батальонов. Однако уже в июне 1980 года 234-й танковый полк был выведен в Союз – вести танковые сражения в Афганистане было не с кем. В составе 40-й Армии остался 285-й танковый полк 108-й мотострелковой дивизии, дислоцированный в Баграме, и 24-й гвардейский Пражский орденов Суворова и Богдана Хмельницкого танковый полк 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированный в Шинданде. В марте 1984 года 285-й танковый полк был преобразован в 682-й мотострелковый, и общее количество танковых батальонов уменьшилось до 17. В октябре 1986 в Союз был выведен и 24-й гв. танковый полк. Генерал Громов так обосновал этот шаг: «…в горах танкисты не могли полностью, с максимальным эффектом использовать боевые возможности своих машин. В «зеленке» же танки буквально вязли на рисовых полях. Как правило, они применялись только для охраны объектов и во время действий на небольших равнинах, где машины могли развернуться. Для выполнения боевых задач было достаточно танковых батальонов, которые находились в штатах мотострелковых частей…».

Танковые батальоны находились в составе 180, 181, 177, 682-го полков 108-й мсд, 149, 122, 395, 191-го полков 201-й мсд, 12, 371, 101-го полков 5-й гв. мсд, 860-го отдельного мсп, 66 и 70-й отдельных бригад. Кроме того, свои танковые подразделения имела 103-я вдд.

Командиры танков, наводчики орудий и механики-водители для этих подразделений готовились в Термезе, где до войны размещалась 108-я мсд. Заряжающие прибывали сразу после курса молодого бойца и осваивали свою несложную специальность непосредственно в части.

Согласно типовой организации, танковый полк имел в своем составе три танковых батальона, каждый из которых включал три танковые роты из трех танковых взводов. Взвод состоял из трех танков, таким образом в роте, с учетом танка командира роты, имелось 10 танков. У командиров батальонов и командира полка были командирские варианты танков, поэтому батальон насчитывал 31 танк, а в полку находилось 94 машины.

Танковый батальон мотострелкового полка (бригады) отличался тем, что танковые взводы состояли из четырех машин, следовательно, в батальоне должно было быть 40 танков.

Таким образом, если принять за основу расчета штатную численность танкового полка и танкового батальона мотострелкового полка, то до июня 1980 года в 40-й Армии находилось примерно 800 танков, с июня 1980-го по 1984 год -700 танков, с 1984-го по осень 1986 года – 650 танков, с осени 1986-го и до 1989 года – 560 танков. Однако расчет этот не совсем точен по двум причинам.

Во-первых, укомплектованность подразделений никогда не была стопроцентной. Танки выходили из строя как вследствие боевых повреждений, так и по техническим причинам, произвести ремонт на месте удавалось не всегда и не везде. Приходилось ждать прихода машин из Союза, что было сопряжено с известными трудностями.

Во-вторых, даже воздушно-десантные подразделения в Афганистане имели свои танки, которые им по штату не полагались. Количество этих боевых машин могло варьироваться, поэтому приведенные выше данные являются очень усредненными. Так, реально в 1988 году в 40-й Армии насчитывалось 580 танков.

Помимо танков, во время боевых действий широко использовались более легкие бронированные машины – бронетранспортеры БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80; боевые машины пехоты – БМП-1 и БМП-2; боевые машины десанта – БМД-1 и БМД-2; бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ-2; многоцелевые транспортеры МТ-ЛБ.

В совокупности 12 мотострелковых полков, две мотострелковые бригады, четыре парашютно-десантных полка и одна десантно-штурмовая бригада имели в своем составе порядка трех тысяч легких бронированных машин. Согласно данным, приведенным в книге И.Дроговоза (источник информации, к сожалению, не указан) в 1988 году в составе 40-й Армии было 388 боевых машин пехоты и десанта и 2888 бронетранспортеров.

Наконец, использовались зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4, инженерные машины разграждения ИМР-1, машины разминирования БМР-2 и танковые тягачи БТС-2 и БТС-4.

Глава 1. Бронетанковая техника 40-й Армии и ее совершенствование во время боевых действий в Афганистане

Первоначально танковые подразделения 40-й Армии были вооружены танками Т-55. Но, как вспоминал генерал Громов, в предвидении боевых операций, с января 1980 года войска начали получать танки Т-62 и Т-64. Последние, правда, испытания высокогорьем не выдержали: подводил двухтактный дизель, и в ДРА они надолго не задержались. Зато Т-55 и Т-62 в горах воевали достаточно долго.

Т-55, принятый на вооружение в 1957 году, был создан в СКБ Уральского вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле под руководством Л. Н. Карцева и явился результатом комплексной модернизации танка Т-54. Танк строили в Нижнем Тагиле и в Омске, и к моменту ввода войск в Афганистан выпуск был уже прекращен.

Т-55 представлял собой средний танк с классической компоновкой. Экипаж танка составляли четыре человека: командир танка, наводчик орудия, механик-водитель и заряжающий. При этом командир, наводчик и заряжающий размещались в боевом отделении, первые двое ярусом слева от казенника пушки, заряжающий – справа. Для удобства работы сиденье заряжающего было сделано откидным, а пол боевого отделения вращался вместе с башней. Механик-водитель размещался в отделении управления впереди слева по ходу машины.

Корпус танка сваривался из броневых катанных листов, лобовой лист имел толщину 100 мм и угол наклона 60 градусов. Борта выполнялись вертикальными из листов толщиной 80 мм. Башня полусферической формы отливалась, толщина лобовых стенок при этом достигала по нормали 200 мм, бортовых – 170 мм.

Основное вооружение танка составляла 100-мм пушка Д-10Т2С и спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТ, установленные в амбразуре башни. Пушка стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором СТП-2М «Циклон», огонь из нее вел наводчик орудия, используя дневной телескопический прицел ТШ-2Б-32 переменного увеличения или ночной активный инфракрасный прицел ТПН-1-22-11. Фара «Луна» с инфракрасным фильтром размещалась над пушкой справа. В боекомплект пушки входили 100-мм унитарные выстрелы с бронебойно-подкалиберными, бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. В условиях Афганистана первые три боеприпаса практически не использовались и боекомплект состоял, как правило, только из осколочно-фугасных снарядов. В отличие от Т-54, машина получила топливные баки-стеллажи, что позволило увеличить как запас топлива, так и боекомплект. Кроме того, в отделении управления справа от механика-водителя неподвижно устанавливался еще один 7,62-мм пулемет ПКТ, огонь из которого с помощью электроспуска вел сам механик-водитель. Прицеливание при этом осуществлялось поворотом всей машины. Наконец, с 1973 года на Т-55 стали также устанавливать 12,7-мм пулеметы ДШКМ, которые размещались на открытой турели над правым люком. Огонь из пулемета по воздушным и наземным целям должен был вести заряжающий, используя либо зенитный коллиматорный прицел, либо открытый механический прицел секторного типа. Кроме этого вооружения в танке была предусмотрена укладка для автомата АКМ и гранат Ф-1.

В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-55, установленный поперек корпуса и дававший мощность 580 л.с. В отличие от Т-54, был применен новый двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4 и установлен воздушный компрессор на картере двигателя, что позволило сделать воздушный пуск основным. Крутящий момент через гитару передавался на пятиступенчатую коробку передач, а затем через планетарные механизмы поворота и бортовые редукторы – на ведущие колеса кормового расположения. Ходовая часть каждого борта включала пять опорных катков большого диаметра, направляющее и ведущее колесо. Подвеска катков выполнялась торсионной, с гидроамортизаторами на первых узлах подвески, гусеница имела открытый металлический шарнир, цевочное зацепление и развитые грунтозацепы.

Связь обеспечивалась УКВ-радиостанцией Р-123 и танковым переговорным устройством. Устанавливалась также система пожаротушения, основанная на термозамыкателях и баллонах с углекислотой. Система приводилась в действие экипажем при получении светового и звукового сигналов о пожаре.

Т-62 был создан в том же КБ Карцева и принят на вооружение в 1961 году. Производство танка на Уралвагонзаводе также было к 1979 году прекращено. По сравнению с Т-55, на Т-62 внесли следующие изменения:

• гладкоствольная полуавтоматическая 115-мм пушка У5ТС (2А20) с двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», автоматом выброса стреляных гильз и прицелом ТШ-2Б-41;

• полусферическая цельнолитая башня с увеличенным до2245 ммдиаметром погона;

• увеличенный на 368 мм в длину и 27 мм в высоту корпус танка;

• измененное расстояние между узлами подвески;

• мелкие конструктивные доработки в узлах и системах танка.

С технической точки зрения эти танки показали себя неплохо. Отработанный в течение десятилетий четырехтактный дизель вполне устойчиво работал и в горах, и в пустынях Афганистана. Мелкая пыль, которая была настоящим проклятием, достаточно быстро забивала сетки и циклоны воздухоочистителя, но его обслуживание не представляло особых трудностей. Летом механикам-водителям особо приходилось следить за температурным режимом двигателя, так как работа на пониженных передачах при высокой температуре окружающего воздуха приводила к перегреву силовой установки. На горных дорогах существенно снижался срок службы ходовой части, особенно гусениц, но так как войска базировались на одном месте, а не двигались, как на «большой войне», всегда была возможность своевременно провести техническое обслуживание и ремонт. Наибольшие трудности для танковых экипажей заключались в климатических особенностях Афганистана. Кондиционеры на советские танки не устанавливались, а парочка маломощных вентиляторов и открытые люки не могли спасти положение. При температуре воздуха, близкой к 30 градусам выше нуля, обитаемые отделения танка превращались в мартен.

Практически не было претензий и к вооружению танков – 100-мм и 115-мм осколочно-фугасные снаряды обладали достаточным действием на незащищенную живую силу, а бронированного противника в Афганистане, по существу, не было. Пулеметы надежно работали в условиях высокой запыленности, правда, на маршах приходилось защищать стволы от попадания пыли, для чего смекалистые танкисты приспособили полиэтиленовые мешки: и от пыли защищает, и не мешает вести огонь. Основным недостатком танкового вооружения в горных условиях оказались малые углы возвышения основного вооружения, что не позволяло обстреливать противника на верхних ярусах. Требуемыми углами обладали зенитные ДШКМ, установленные над люками заряжающих, но они не имели дистанционного управления, и для ведения огня танкисту приходилось выходить из-за броневого прикрытия.

Однако основным недостатком советских танков явилась слабая защита от мин и кумулятивных боеприпасов. Собственно, это не было открытием для конструкторов и военных: еще в ходе арабо-израильских войн в 1967 и 1973 годах танки типа Т-54/55 и Т-62 легко поражались ПТУР и РПГ. Однако в «правильной» полевой войне у танков почти всегда существовала свобода маневра, возможность применения по выявленным противотанковым средствам всей огневой мощи своих и приданных подразделений. В конце концов, само многообразие боевых ситуаций достаточно редко приводило к дуэли танк – РПГ или танк – ПТУР. В связи с этим недостатки в защите советских машин на Ближнем Востоке компенсировались рядом преимуществ: низким силуэтом, хорошей подвижностью по пескам и достаточной огневой мощью.

Другое дело – Афганистан. Здесь танки не имели другого противника кроме одиночного моджахеда с гранатометом и мин, усеивавших дороги. Практически отсутствовала свобода маневра, и даже там, где местность позволяла сойти с дороги, это было в большинстве случаев невозможно, так как обочины плотно минировались противником. Наконец, само нападение производилось моджахедами там, где обзор экипажа сведен к минимуму – в горных дефиле, в зеленой зоне или среди глухих дувалов селений. Генерал-майор Ляховский, помощник руководителя Оперативной группы МО СССР в ДРА, вспоминал: «… танки …в большинстве случаев «не находили» оперативного простора для своего применения, не могли обстреливать вершины гор, вязли в «зеленках» и в бою часто становились бесполезными…».

Все это приводило к тому, что экипаж на боевом выходе мог в любой момент ожидать кумулятивную гранату в борт или взрыв фугаса под гусеницей. Надеяться в такой обстановке приходилось только на броневую защиту, а она-то как раз и подводила.

Относительно тонкая броня бортов, крыши и кормы легко пробивалась гранатой РПГ-7. Имея бронепробиваемость порядка 400…500 мм, гранатомет мог поразить танк типа Т-55/62 и в лоб. Несмотря на относительно слабое заброневое действие, кумулятивная граната при попадании в башню, как правило, убивала одного или более членов экипажа, могла вывести из строя вооружение, подорвать боекомплект. Попадание в моторное отделение делало машину неподвижной мишенью, а если на пути кумулятивной струи встречались топливопроводы, происходило воспламенение. Командир танка сержант В.Руснак вспоминал: «Это очень страшно, когда кумулятивный снаряд попадает в танк. «Прожигает» броню в любом месте. Если люки в башне открыты, то огромная сила давления выбрасывает людей из танка…».

Конечно, бывали и счастливые исключения, например, когда в башню Т-55 попали 7 гранат от РПГ, все они пробили броню, но экипаж остался жив, а танк – боеспособен. К сожалению, так везло далеко не всем: за 11 месяцев1980 г. 16% потерь в танках произошли от огня РПГ.
Краткие ТТХ танков

Характеристики Названия машин
Т-55 Т-55А Т-62
Год создания 1958 1962 1961
Экипаж, чел. 4 4 4
Масса, т 36,5 38 37,5
Габариты, мм:
– длина по корпусу 6040 6200 6630
– длина с пушкой вперед 9000 9000 9335
– ширина 3270 3270 3300
– высота 2218 2350 2395
– клиренс 425 425 430
Бронирование, мм:
– лоб корпуса 100 100 100
– борт корпуса 80 80 80
– лоб башни 200 200 200
– борт башни 170 170 170
Вооружение:
– марка пушки Д-10Т2С Д-10Т2С У5-ТС
– калибр, мм 100 100 115
– пулемет СГМТ ПКТ ПКТ
– калибр, мм 2 х 7,62 7,62 7,62
– зенитный пулемет ДШКМ ДШКМ ДШКМ
– калибр, мм 12,7 12,7 12,7
Боекомплект:
– выстрелов к пушке 43 43 40
– 7,62-мм патронов 3500 2750 2500
– 12,7-мм патронов 400 400 400
Прицел ТШ-2Б-32 ТШ-32ПВ ТШ-2Б-41
Двигатель В-55 В-55 В-55В
– мощность, л.с. 580 580 580
Удельная мощность, л.с./т 16,1 15,2 15,4
Скорость, max, км/ч 50 50 50
Запас хода, км 480 480 450

Еще большую опасность представляли противотанковые мины и фугасы. Потери от минных подрывов за тот же период1980 г. составили 59% от общего числа. Из всего количества подорвавшихся танков 17% были потеряны безвозвратно или требовали капитального ремонта. Взрыв под одной из гусениц разрывал не только ее, но в зависимости от мощности заряда срывались один или несколько опорных катков и узлы подвески. Воздействие взрыва на днище приводило к его прогибу, а то и пролому, контузии или гибели экипажа. Авторы учебника по военно-полевой хирургии о. В качестве основного поражающего фактора указывался резкий перепад давления внутри боевой машины, что приводило к тяжелым травмам черепа, позвоночника и внутренних органов, открытым и закрытым переломам, разрушению и отрыву конечностей. Кроме того, сорванное с мест крепления или разрушенное внутреннее оборудование создавало поток вторичных осколков.

Герой Советского Союза механик-водитель С.Игольченко, который подрывался за полтора года службы шесть раз, вспоминал: «…один из уроков Афганистана: танковый экипаж во время движения находится на броне. Кроме, естественно, механика-водителя. Правильно говорится: пуля-дура. Может зацепить, а может и мимо просвистеть. Другое дело мина или фугас. Окажись экипаж при подрыве внутри танка – не позавидуешь ребятам. А так, тряхнет только, да на землю сбросит. Механику же деваться некуда, его место в утробе машины. Подрыв для него – беда…». Применение минных тралов далеко не всегда обеспечивало безопасность. Ножевые тралы на каменистой почве были бесполезны, а против Катковых применялись различные хитрости: радиоуправление, постепенное срабатывание взрывателя (фугас взрывался не под тралом, а подчас в середине колонны) и многие другие способы минирования.

Таким образом, уже первые операции дали ощутимые потери в боевой технике. За 1979 – 1980 годы 40-я Армия потеряла безвозвратно 19 танков, в несколько раз больше было подбито, но затем восстановлено ремонтными ротами и батальонами. Требовалось усиление защиты, и в войсках начались собственные импровизации: навешивание на броню ящиков с боеприпасами, песком и щебнем, запасных опорных катков, траков гусениц, баков с водой, маслом и топливом, даже наваривали на броню торцами пальцы траков, превращая танк в «ежа».

В мае 1980 года в Кабул приехали ведущие конструкторы вооружения, получившие претензии и пожелания насчет боевой техники, после чего дело поставили на производственную основу и большая часть танков была оборудована на заводах капитального ремонта дополнительной защитой. На борта корпуса навешивались резинотканевые экраны; на лобовую часть устанавливали дополнительный металлокерамический блок в виде коробчатой конструкции из броневых листов толщиной30 мм, внутри которой размещались 5-мм стальные листы с 30-мм промежутками, заполненными пенистым полиуретаном. Аналогичные по конструкции «брови» навешивались на лобовой части башни справа и слева от пушки.

Однако принятые меры существенно не уменьшили динамику потерь, в 1981–1982 годах взорвалось или сгорело еще 45 танков. Поэтому в начале 80-х годов провели большую исследовательскую работу по глубокой модернизации Т-55 и Т-62. В мае1982 г. в ДРА вновь побывала группа конструкторов и директоров заводов во главе с начальником ГБТУ генерал-полковником Потаповым. А в марте1983 г. на вооружение приняли модернизированные Т-55М, Т-55АМ и Т-62М. На них была внедрена усиленная противоминная защита:

• ячеистый каркас на днище корпуса под обитаемыми отделениями из стального швеллера или уголка толщиной80 мм, закрытый снизу шестью броневыми листами толщиной20 мм;

• распорная стойка-пиллерс в отделении управления за спиной механика-водителя для предотвращения прогиба днища при взрыве;

• специальное крепление сиденья механика на полике, приваренном к борту и имеющем зазор с днищем корпуса в30 мм, для того чтобы энергия взрыва не воздействовала непосредственно на сиденье;

• кожух над первой парой торсионов с 20-мм резиновым ковриком для защиты ступней механика, усиленная 20-мм броневым листом крышка аварийного люка.

Помимо уже введенных мер противокумулятивной защиты устанавливались стальные решетчатые экраны на борта и корму корпуса и башни, которые разрушали гранаты РПГ без подрыва.

Улучшили защиту от зажигательного оружия путем установки защитных сеток с мелкой ячейкой на крыше трансмиссии и защитных стальных трубок для наружной электропроводки. На модернизированных танках устанавливалась новая система управления огнем «Волна» с комплексом управляемого вооружения и система пуска дымовых гранат 902Б «Туча». Масса модернизированных машин превысила 40-тонный рубеж, и потребовалось установить форсированный до620 л.с. двигатель. Была улучшена ходовая часть. Ввели усиленные резинометаллические шарниры и грунтозацепы гусениц, новые торсионные валы, гидроамортизаторы на вторые пары опорных катков танков Т-62.

Танками Т-62М был вооружен 24-й гвардейский танковый полк 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированный в Шинданде.

Кроме того, шли поиски активных способов защиты танков, которые завершились созданием модификаций Т-55АД и Т-62Д. На этих машинах были внедрены все усовершенствования Т-55АМ (62М), кроме дополнительного бронирования корпуса и башни, и устанавливалась система активной защиты 1030М «Дрозд», созданная совместно НИИстали и Коломенским КБ. Генеральный конструктор Коломенского КБ С.Непобедимый вспоминал: «…известно, что многие виды вооружения в горах оказались малоэффективными. Хотя никаких специальных задач перед нами не ставилось, но я предложил Д.Ф.Устинову выделить средства на разработку системы, специально предназначенной именно для афганских условий. Министерство обороны согласилось с моим предложением. В короткий срок в КБ выполнили, так сказать, сверхплановое задание и поставили в ограниченный контингент советских войск партию вооружения, сразу показавшего свою высокую эффективность…». Система была принята на вооружение в 1987 году и обеспечивала уничтожение двух противотанковых боеприпасов летящих со скоростью от 70 до 700 м/с в каждом секторе по 20 градусов от продольной оси танка. Обнаружение подлетающих объектов производилось двумя РЛС мм-диапазона, поражение осуществлялось на расстоянии6,6 метра от танка потоком осколков, образующимся при подрыве 107-мм выстрела ЗУОФ-14. Готовность к повторному действию обеспечивалась через 0,2 секунды, масса комплекта составила всего600 килограммов. При испытаниях «Дрозда» на заключительном этапе был использован вертолет Ми-24, который обстрелял танк Т-55 с системой «Дрозд» противотанковыми управляемыми ракетами «Фаланга». Ни одна из ракет не попала в цель, все они были уничтожены системой «Дрозд» на подлете.

Надо признать, что модернизация и в этом случае не привела к кардинальному уменьшению потерь в танках. Противник начал использовать лишь более мощные фугасы. Упоминавшийся выше С.Игольченко вспоминал об одном из подрывов: «Взрыв получился внушительный. Нашему «слоненку» вырвало днище, осколками посекло все внутренности, даже приборную панель покорежило. Мне же снова повезло – только оглушило…». Динамика потерь зависела скорее от интенсивности боевых действий, нежели от технических усовершенствований.

Как видим, отношение безвозвратных потерь в танках к безвозвратным боевым потерям личного состава в ходе войны находилось на среднем уровне в 0,01 танка на одного погибшего. Спад в потерях наблюдался в 1984 и 1987 годах до 0,002 и 0,005 соответственно, рост – в 1981, 1988 и 1989 годах, причем особо существенный, до 0,03 – в 1988 – 1989 годах. По отношению к общему количеству танков 40-й Армии в 1988 году (580 единиц), безвозвратные потери составили в 1988 -1989 годах – 4,14%.

Определенное представление о соотношении безвозвратных потерь танкистов к общим потерям дает таблица, составленная по данным о погибших уроженцах Свердловской области (см. таблицу 4).

Показательно, что из восьми погибших танкистов-свердловчан лишь двое погибли непосредственно в боевых машинах: механик-водитель в 181-м мсп от попадания гранаты РПГ в танк, наводчик орудия в 177-м мсп – от прямого попадания мины в открытый танковый люк.

Модернизация в ходе афганской войны дала толчок поискам путей дальнейшего усиления танков типа Т-54/55 и Т-62, которые в 1988 г. составляли, соответственно, 36,5 и 26,7% танкового парка СССР. Она была направлена в основном на улучшение защищенности путем установки динамической или активной защиты и повышение огневой мощи.

Мотострелковые подразделения 40-й Армии были первоначально вооружены бронетранспортерами БТР-60ПБ и БТР-70, разведывательно-дозорными машинами БРДМ-2 и боевыми машинами пехоты БМП-1. В эту же группу мы вынуждены отнести и зенитную самоходную установку ЗСУ-23-4 «Шилка», которая в афганских условиях не имела воздушных целей и использовалась для огня прямой наводкой по наземным целям.

БМП-1 была создана СКБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П.Исакова на специальной гусеничной базе и принята на вооружение в 1966 году. Серийное производство машины было организовано на Курганском машиностроительном заводе.

Боевая машина имела корпус характерной лодочной формы, сваренный из катаных броневых листов толщиной от 6 до 26 мм. Согласно расчетам и опытным стрельбам, лобовая броня толщиной 26 мм, имеющая большие углы наклона, должна была выдерживать попадания 23-мм бронебойных снарядов с 500 метров, а 6-мм бортовая броня – 7,62-мм бронебойной пули с 75 метров. В носовой части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение, левее которого находилось отделение управления, в котором работал механик-водитель. Сразу за ним размещался командир машины. Коническая башня, в которой размещался наводчик-оператор, находится в центре, а десант размещен в кормовой части корпуса вдоль бортов. Десант имел возможность вести огонь из личного оружия через бойницы с шаровыми установками, гильзоотбойниками и отсосом пороховых газов. Десантировался личный состав через кормовые двери, но мог использовать и люки в крыше корпуса.

В комплекс вооружения машины, помимо оружия пехоты, входила 73-мм гладкоствольная активно-реактивная пушка 2А28 «Гром» с полуавтоматическим электромеханическим механизмом заряжания и перископическим прицелом 1ПН22 с дневной и ночной ветвями. Пушка устанавливалась в башне, с ней спаривался 7,62-мм пулемет ПКТ. Кроме того, над маской пушки размещалась пусковая установка 2П130 для ПТУР 9М14 «Малютка» в виде открытой направляющей, перезаряжаемая вручную через специальный лючок в башне. В десантном отделении имелась укладка для РПГ-7 или ПЗРК 9К32 «Стрела-2».

В качестве силовой установки использовался 6-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель УТД-20 с водяным охлаждением. Двигатель монтировался в одном блоке с трансмиссией, которая включала главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач, двухступенчатые планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

В ходовой части применили шесть односкатных опорных катков малого диаметра на торсионной подвеске и три поддерживающих ролика на борт. Опорные катки для увеличения запаса плавучести выполнялись полыми, а движение на плаву осуществлялось перематыванием гусениц в гидродинамических кожухах надгусеничных полок. Чтобы предотвратить заливание набегающей водой крыши МТО и люка механика-водителя, на носовой части корпуса был установлен волноотражательный щиток. Была использована новая мелкозвенчатая гусеница с двухгребневым траком и параллельным резинометаллическим шарниром, а также телескопические гидроамортизаторы на первых и последних узлах подвески.

Машина оснащалась радиостанцией Р-123 с ТПУ Р-120, фильтровентиляционной установкой с нагнетателем, автоматическим противопожарным оборудованием и термодымовой аппаратурой.

В год ввода войск в Афганистан в серию пошел модернизированный вариант БМП-1П, отличавшийся противотанковым ракетным комплексом и отсутствием автомата заряжания. Кроме того, на базе БМП-1 строилась боевая разведывательная машина БРМ-1К, имевшая дополнительное оборудование и башню увеличенного объема (см. табл. 5).

Начавшиеся бои сразу подтвердили выводы по итогам сражения на Ближнем Востоке в 1973 году. БМП-1 не выдерживала попаданий 12,7-мм пуль, не говоря о гранатах РПГ. Уже в первый день афганской эпопеи, при штурме дворца Тадж-Бек, в котором находился Х.Амин, одна из БМП, участвовавших в операции, была подбита огнем 12,7-мм пулемета ДШК. Попадание противотанковой гранаты, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта. Майор И.Блиджан вспоминал: «…залп трех гранатометчиков, поднявшихся из-за дувала метрах в двухстах, пришелся по его машине. «Одна, две, три, все три – в борт» – подсчитал я про себя… 22-я машина задымила, вильнула вправо и остановилась на обочине… машина горела, и вдруг вспышка и грохот взрыва… взрыв был страшным. На бетонке осталась лишь нижняя броневая плита и почему-то ведущие колеса…».

Обитаемость в условиях жаркого климата была ниже всяких норм. Механик-водитель БМП В.Танцев вспоминал: «…нам, экипажам БМП, пожалуй, тяжелее других было в неистовую афганскую жару. Солнце так прогревало броню машин, что рукой нельзя было дотронуться. Вот и сидишь под этой броней, как в печке, невольно о нашей русской зиме думаешь. Вышел бы да обтерся снежком». Углы возвышения оружия не позволяли вести бой в горах, мощность и точность 73-мм орудия оставляли желать лучшего.

Кроме того, БМП плохо выдерживала минные подрывы, а места механика-водителя и командира машины находились непосредственно у левой гусеницы. Наводчик-оператор БМП Н.Курган вспоминал о подрыве на мине весной 1980 года под Джелалабадом: «Я было задремал в операторском отделении, когда какая-то сила ударила в голову. Очнулся полулежа, боль в голове. Вылезаю из БМП – слева от машины – перепуганная пехота. Сергей Болотников бинтует командиру машины ногу. Тому вырвало кусок мяса выше колена. Его счастье, что он вылез из БМП и ехал на броне. Кричу: «Где Рубан?» Вижу – люк закрыт… бросился открывать. Поднимаю Сережу под руки, а сам себе думаю, что-то сильно уж он легкий стал, поднял выше и все увидел. Меня прошиб пот. Ног не было вообще. Лишь от левой ноги осталась торчать короткая берцовая кость… в днище зияла огромная дыра. Вырвало два катка, внутри страшное месиво крови, костей, железа, земли…».

Подрыв под правой гусеницей обычно имел менее трагичные последствия. Механик-водитель БМП В.Танцев вспоминал: «…раздался взрыв. Мою машину подбросило кверху, отсек наполнился пороховой гарью. Я выскочил из машины, чтобы определить повреждение. Увидел пробоину в корпусе, оторванный каток, разбитую гусеницу… все это меня, конечно, нисколько не обрадовало, но испарина у меня на лбу выступила по другой причине. Взрыв произошел с правой стороны, и я представил, что бы могло произойти, если бы мина рванула слева, где я сидел за рычагами».

Поэтому с 1982 года в 40-ю Армию стала поступать БМП-1Д, на которую навесили стальные бортовые экраны и усилили днище под местами механика-водителя и командира машины. Ввиду утяжеления машина потеряла плавучесть, что в условиях Афганистана было несущественным недостатком. Сами механики-водители в качестве подручного средства защиты использовали мешки с песком, укладываемые на днище отделения управления.

Кроме того, для усиления вооружения БМП-1, войсковые умельцы приваривали АГС-17 на крышу башни БМП-1, компенсируя тем самым низкое осколочное действие 73-мм снарядов пушки «Гром». Учитывая афганский опыт, в Кургане был создан вариант 765сп8, или БМП-1ПГ, на котором в качестве дополнительного вооружения устанавливался автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя».

Конструкция

БМП-2 – это боевая машина пехоты, которая имеет идентичную компоновку с БМП-1. Главным различием между ними является наличие разного вооружения. Экипаж состоит из трех человек. Также машина вмещает до семи человек десанта, которые могут вести стрельбу через бойницы.

Корпус и башня машины сварены из стальных катаных листов, толщина которых от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.

На БМП-2 установлен 6-и цилиндровый дизельный двигатель УТД-20С1 с жидкостным охлаждением, масса двигателя составляет 700 кг.

Мощность двигателя 300 л.с. Используется двухдисковое сцепление сухого типа с механическим управлением. Коробка передач пятиступенчатаяс синхронизаторами на четырех высших передачах. Для поворотов машины применяются планетарные редукторы.

Ходовая часть имеет шесть опорных катков, которые являются подвижной опорой корпуса на гусеничной ленте. Максимальная скорость, которую способна развить машина, составляет 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч при движении по пересеченной местности. Техника способна самостоятельно пересекать водоемы, развивая скорость на плаву до 7 км/ч. Движение по воде выполняется благодаря вращению гусениц. Из-за этого возникают сложности при перемещении машины против течения.

Управление БМП-2 выполняется при помощи руля, имеющего схему штурвала. Благодаря свободному вращению руля-штурвала для управления не требуется значительных усилий. При повороте штурвала происходит плавное изменение тяги на гусеницах, что обеспечивает плавность поворота и предохраняет элементы ходовой части от перегрузок. При отпускании штурвала происходит автоматический возврат управления к прямолинейному движению.

На БМП-2 применяется следующее оборудование для связи и обзора:

  • внутреннее переговорное устройство модели А-3;
  • рации Р-123М, Р-173 либо Р-126;
  • приборы наблюдения ТНП-165А либо ТНПО-170А;
  • прибор для наблюдения в ночное время.

В состав вооружения входят:

  • 30-мм пушка 2А42;
  • пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый);
  • ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Боевая машина пехоты БМП-2

Боевая машина пехоты БМП-2

Создана на базе БМП-1 для дальнейшего повышения боевых характеристик. Разрабатывалась в КБ ЧТЗ с 1972-го (объект 769) и в КБ КМЗ с 1974 года (объекты 680 и 675). Принята на вооружение Постановлением СМ СССР в августе 1980 года. Серийное производство на КМЗ с апреля 1980 года.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ: БМП-2 (объект 675) – общая компоновка аналогична БМП-1. В носовой части корпуса справа находится МТО, слева – отделение управления, в средней части машины располагается боевое отделение, в кормовой – десантное. Башня – сварная, коническая, двухместная. Система питания пушки – двухленточная, что позволяет быстро менять тип снаряда – бронебойный или осколочный-в зависимости от характера цели. Угол возвышения пушки-74 град., стрельба по воздушным целям может вестись на высотах до 2000 м. Движение на плаву-за счет перемотки гусениц. БМП оборудована системами ПАЗ, ППО и защиты от нейтронного оружия (надбой и подбой). На части машин на башне в броневом кожухе устанавливается автоматический 30-мм гранатомет АГС-17.

БМП-2Д (1982 г.) – усиленное бронирование (“афганский” вариант). Стальные бортовые экраны на корпусе и броневая плита под рабочими местами командира и механика-водителя. Боевая масса 14,5 т. Не плавает.

В апреле 1980 года первые 25 БМП-2 были отправлены в Афганистан, где состоялось их боевое крещение. Вплоть до вывода советских войск из этой страны в 1989 году БМП-2 и БМП-2Д (“Д” – десантная, эта машина поступала на вооружение десантно-штурмовых частей ВДВ) успешно использовались нашими войсками. В 80-е годы БМП-2 поступили на вооружение стран-участниц Варшавского договора. По советской лицензии выпуск машины был развернут в ЧССР. По состоянию на 1995 год БМП-2 находились на вооружении в Алжире (230 единиц), Афганистане, Индии, Ираке, Кувейте, Словакии (93), Финляндии (110), Чехии (187), Шри Ланке.

БМП-2 принимали участие в ирано-иракской войне. Иракские войска использовали эти машины и против союзных войск во время операции “Буря в пустыне”. “Двойки” воевали и воюют почти во всех “горячих точках” на территории России и СНГ, в том числе в Таджикистане и Чечне. На базе БМП-2 серийно выпускается командирская машина БМП-2К.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМП-2

БОЕВАЯ МАССА, т: 14. ЭКИПАЖ, чел.: 3. ДЕСАНТ, чел.: 7. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6735, ширина – 3150, высота – 2450, клиренс – 420. ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм, 1 ПУ комплекса 9П135М для ПТУР 9М113 “Конкурс” или 9М135М-1 для ПТУР 9М111 “Фагот”, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 2 ПЗРК 9К34 “Стрела-3” (вместо ПЗРК в машине могут укладываться два гранатомета РПГ-7), 6 дымовых гранатометов системы 902В “Туча”. БОЕКОМПЛЕКТ: 500 выстрелов (160 БТ, 340 ОФЗ и ОТ), 4 ПТУР, 2000 патронов. СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: электромеханический двухплоскостной 2Э36-1. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: бинокулярный комбинированный (дневной, активно-пассивный ночной) прицел БПК-1-42. БРОНИРОВАНИЕ, мм:6-26. ДВИГАТЕЛЬ: УТД-20С1, 6-цилиндровый четырехтактный V-образный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения со струйным распылением топлива; мощность 300 л.с.(220,8 кВт) при 2600 об/мин; рабочий объем 15800 см3. ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, планетарные двухступенчатые механизмы поворота, планетарные одноступенчатые бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть одинарных обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках 1-, 2-и 6-го катков; в каждой гусенице 85 траков шириной 300 мм, шаг трака 140 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе- 65, на плаву-7. ЗАПАС ХОДА, км: 600. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35; ширина рва, м – 2,5; высота стенки, м – 0,7. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.

Тактико-технические характеристики

В таблице показаны ТТХ советской боевой машины пехоты в сравнении с зарубежными аналогами, такими как: американская БМП М2 «Брэдли» и шведская Strf 90.

ПараметрыБМП-2М2 «Брэдли»Strf 90
СтранаСССР/РоссияСШАШвеция
Экипаж/десант, чел3/73/63/8
Длина/ширина, мм6735/31506452 /32006550/3170
Основное вооружение30-мм авт. пушка 2А4225-мм авт. пушка «Бушмастер»40-мм авт. пушка «Бофорс» L-70
Ракетное вооружениеПТРК «Фагот»/ «Конкурс»ПТУР ТOW/BGM-71
Бронирование, мм6-2314-25до 30
Масса, т14от 2223-35
Скорость передвижения по шоссе656670
Запас хода, км600 км480 км320 км
Преодолеваемые препятствия ров/стена, м2,5/072,5/0,92,5/0,5

В 70-е годы США разрабатывают БМП «Брэдли», которая стала сходить с конвейера в 1981-м году. Если сравнивать боевые качества БМП-2 и М2 «Брэдли», то они равнозначны. В случае боевого противостояния этих машин, большое значение имеет опыт экипажа.

Американская модель претерпевает не одну модернизацию, из-за чего БМП-2 стала отставать по многим параметрам. Следом и в России усовершенствовали боевую машину, которая вновь стала конкурентно-способной американской.

БМП-2Д (Объект 675).

Боевая машина пехоты БМП-2Д (афганский вариант) разработана в 1981 году на базе серийной БМП-2. Выпускалась с 1982 г.

От обычной БМП-2 отличается дополнительными бронелистами на бортах машины, которые установлены на некотором расстоянии от корпуса, стальными фальшбортами, которые закрывают ходовую, бронеплитой под местами механика-водителя и старшего стрелка, а также бронелистом в кормовой части башни. Боекомплект спаренного с пушкой пулемета увеличен до 3000 патронов. В итоге, масса машины выросла на 500 кг и она утратила возможность плавать.

После вывода советских войск из Афганистана, какая-то часть этих БМП попала на территорию Украинской ССР. На территории Украины есть только одна такая машина в первозданном виде, в музее Великой Отечественной войны г. Киев:

Другие машины были приведены к виду БМП-2 и визуально отличаются только наличием полосок стали, на коллаже отметил стрелочками (вверху БМП-2Д приведённая к виду БМП-2, внизу БМП-2):

Ниже небольшой фотосборник с краткими комментариями, в нём собраны все БМП-2Д приведённые к виду БМП-2, которые удалось найти на начало 2014 в ВСУ.

128 ОГПБр.

б/н 112:

В феврале 2015-го стала трофеем ВСН, Коммуна:

б/н 118.

В феврале 2015-го уничтожена, Миус:

б/н 133.

В феврале 2015-го уничтожена, Миус:

б/н 220

(передана из расформированного 300-го ОМП).

В феврале 2015-го уничтожена, Редкодуб:

б/н 229

(передана из расформированного 300-го ОМП).

в 2015-м перенумерована в б/н 323

.

б/н 311

(передана из расформированного 300-го ОМП, есть фотографии начиная с 2015 года, в 2014 году имела другой номер).

б/н 331

(передана из расформированного 300-го ОМП, есть фотографии начиная с 2015 года, в 2014 году имела другой номер).

169-й УЦСВ «Десна».

б/н 167

. В отличии от предыдущих, на ней снято дополнительное бронирование на бортах и башне, остались крепления для бронелистов по бортах и две приваренные полоски стали:

В мае 2016 года эта машина замечена на учениях в составе 25-й ОВДБр с установленными поплавками, как на обычной БМП-2.

б/н 213

.

б/н 214

.

б/н 216

.

54 ОРБ.

б/н 119.

б/н 123.

б/н 129.

51 ОМБр.

б/н 117.

В августе 2014-го уничтожена, Мануйловка:

б/н 199.

В июле 2014-го перенумерована в б/н 514

, в августе 2014-го стала трофеем ВСН, Петровское:

72 ОМБр.

б/н 381.

В августе 2014-го уничтожена, Свердловск:

б/н 389.

В июле 2014-го уничтожена, Краснодон:

АСВ.

б/н 610.

б/н 625.

30 ОМБр.

б/н 586.

22 мая 2014-го уничтожена, первая потеря машины такого типа, Рубежное:

24 ОМБр.

б/н 145.

В сентябре 2014-го уничтожена, Лутугино:

17 ОТБр.

б/н 129.

В мае 2015-го передана в 54-ю ОМБр, получила б/н 697

, в декабре 2016-го передана в 10-ю ОГПБр:

36 ОБрБО.

б/н 209.

Осталась в Крыму.

В итоге, на начало 2014-го года, в ВСУ было, как минимум, 24 БМП-2Д приведённых к виду БМП-2. ВСУ потеряли 11 единиц, из них уничтожено — 8 ед., стали трофеями ВСН — 2 ед. и одна осталась в Крыму.

5 января 2015 года на военном аэродроме возле пгт. Озерное, под Житомиром, состоялась передача военной техники. ВСУ получили 42 БМП-2, среди них было как минимум две БМП-2Д приведённых к виду БМП-2 (одна из них стала б/н 268 24-й ОМБр). На фотографии вторая и пятая:

В течении 2015-2016 года появляются фотографии четырёх таких машин. Их происхождение установить не удалось, возможно восстановленные, с площадки хранения Житомирского БТРЗ, а возможно из других подразделений, как вариант, из 169-го УЦСВ «Десна», но, прошедшие капитальный ремонт на Житомирском БТРЗ.

24 ОМБр.

б/н 268:

28 ОМБр.

б/н 142.

130 ОРБ.

б/н ХХ2.

25 ОВДБр.

б/н 724:

Обновление: 11 октября 2022г.

Модификации

БМП-2 после поступления на вооружение стала одной из лучших образцов боевых машин пехоты мира, но со временем любая техника устаревает, поэтому требуется модернизация.

В ходе модернизации машины были улучшены её характеристики, что приблизило машину до международных стандартов.

Одним из вариантов является БМП-2М «Бережок». При модернизации машины были усовершенствованы основные узлы управления огнём, проведена установка нового противотанкового комплекса «Корнет» и автоматического 30-мм гранатомета АГС-17 «Пламя», который позволяет вести поражение пехоты, находящейся в укрытии. В боекомплект пушки вошел новый подкалиберный снаряд «Трезубка».

Наводчик получил современный прицел, что позволяет увеличить точность стрельбы. Командир теперь имеет панорамный прицел, обеспечивающий круговое наблюдение и наведение оружия на цель.

Версия БМП-2Д (доработанная) создана специально для условий войны в Афганистане. Увеличение бронирования привело к тому, что машина не смогла плавать.

Попыткой улучшения характеристик БМП-2 до уровня БМП-3 стала машина с боевым модулем «Бахча-У». Из-за большой массы оборудования, количество десантников (во время перевозки) сократилось от семи до пяти.

Существовал также вариант БМП-2 с установкой автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя».

Специально для мотострелковых войск создана версия БМП-2К, оснащенная дополнительной радиостанцией. Для осуществления дальней связи в наличии есть мачтовая антенна.

Боевое применение

Самое активное участие БМП-2 приняли в Афганской войне. В Афганистане боевые машины понесли большие потери (тысяча триста единиц, среди которых БМП-1, БМП-2, БТР, БРДМ). Участвовали в войне между армянскими и азербайджанскими вооруженными формированиями в борьбе за Нагорный Карабах (1988-1994 гг.).

Позднее машины приняли участие в конфликтах:

  • в первой (1994-1996 гг.) и второй чеченской войне (1999-2009 гг.);
  • в ходе гражданской войнына территории Таджикистана (1992-1997 гг.);
  • на территории Южной Осетии (2008год);
  • в боях на юго-востоке Украины (с 2014 года);
  • принимали участие в военных действиях в Анголе.

Также применялись в Иракской войне, где по некоторым данным от выстрелов автоматической пушки БМП-2 были выведены из строя три танка «Абрамс». Используются сирийскими войсками в борьбе против боевиков.

На сегодняшний день БМП-2 состоит на вооружение многих стран мира.

В отличие от зарубежных аналогов, она имеет широкий спектр применения в разных боевых ситуациях, проста в эксплуатации. Уникальность строения машины даёт возможность быстрой её модернизации. Определенный интерес БМП вызывает на международном рынке вооружения. Несмотря на слабость в бронировании и другие некоторые недостатки, эта машина обладает большими перспективами дальнейшего развития.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]