Автор: zaCCCPanec
12 ноября 2022 10:48
Метки: Николай Камов авиация вертолеты интересное
32485
14
Легкие, быстрые, компактные, надежные и необычные — эти характеристики идеально подходят серии вертолетов КБ имени Камова, которая в воскресенье отмечает 70-летний юбилей. Двенадцатого ноября 1947 года в воздух поднялась первая машина знаменитого советского авиаконструктора Николая Камова — Ка-8 «Иркутянин». Это событие стало началом эпохи вертолетов с соосной схемой расположения несущих винтов.
0
Смотреть все фото в галерее
Россия до сих пор остается единственным государством в мире, наладившим массовое производство этих сложных машин. Камовские вертолеты успешно трудятся на «гражданских должностях», а также служат в частях армейской и морской авиации. О том, для чего нужна соосная схема, а также о ее главных преимуществах и недостатках.
Техническая классика
Классическая схема вертолета предусматривает несколько достаточно простых решений. В фюзеляже машины помещается силовая установка с редуктором, выдающим крутящий момент на несущий и рулевой винты. Основной винт большого диаметра строится на основе автомата перекоса, обеспечивающего изменение подъемной силы и/или маневрирование, а также имеет несколько лопастей большого удлинения.
Такая конструкция является относительно простой, она хорошо отработана и поддается несложной перестройке и масштабированию под имеющиеся требования. Кроме того, она лишена некоторых недостатков, таких как необходимость герметизации стыков в трубопроводах или риск перехлеста лопастей.
Боевой Ка-52. Соосная схема с определенными оговорками может считаться развитием классической. Фото Минобороны РФ
Впрочем, имеются и недостатки. Вертолет классической схемы имеет ограничения по скорости горизонтального полета, связанные со спецификой обтекания лопастей несущего винта. На некоторых режимах могут возникать иные негативные явления, такие как вихревое кольцо. При наличии одного несущего винта, приходится конструировать длинную и прочную хвостовую балку для размещения рулевого винта.
Развитие классической схемы привело к появлению многовинтовых вертолетов с продольным, поперечным или иным размещением нескольких несущих систем. Получила распространение соосная схема, в которой два винта традиционного облика собираются на единой втулке. Также классическая несущая система и ряд ее агрегатов стали основой для нескольких альтернативных конструкций.
Bell — 206 до 4 пассажиров
Bell Helicopter Textron – гражданское производство в Канаде, военное производство в США в Техасе, многоцелевой легкий вертолет с удлиненной кабиной, газотурбинным двигателем Rolls-Royce Alisson 250. Легок в управлении и эксплуатации и способный выполнять широкий круг задач. Данные модели являются рекордсменами по безопасности среди легких вертолетов, а сервисная служба вертолетов Bell Белл признана лидирующей за последние 10 лет. Основными заказчиками данных вертолетов являются: армия США и ВМС США. В пассажирской кабине комфортно разместятся до четырех человек, в хвостовой части фюзеляжа имеется отдельный отсек для багажа, вместимостью до 110 кг. Максимальная скорость 225 км. ч., крейсерская скорость 213 км. ч., дальность беспосадочного полета 721 км. Максимальная высота полета 4 025 м., максимальное время полета 04:30. Салон: длина 0.90 м., ширина 1,65 м., высота 1.30 м. Размер вертолета: длина: 11,82 м., длина фюзеляжа 9,5 м., высота 2,89 м., диаметр основного винта 10,16 м.
Реактивный винт
Одновинтовой вертолет сталкивается с проблемой реактивного момента, и для борьбы с ним предлагались разные решения. Еще в тридцатых годах в нескольких странах почти одновременно появилась идея несущего винта с реактивным приводом. Такой винт не связан с двигателем внутри фюзеляжа и, соответственно, не заставляет его вращаться в обратную сторону.
Экспериментальный вертолет В-7 в Монинском музее. На задней лопасти виден турбореактивный двигатель АИ-7. Фото Wikimedia Commons
Реактивный несущий винт отличается наличием собственных двигателей на законцовках лопастей. Винт может приводиться в движение при помощи компактного турбовинтового или прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Также известны конструкции с подводом сжатых газов от газотурбинного двигателя в фюзеляже к соплам или к камере сгорания в лопасти.
Идея реактивного несущего винта получила достаточно большое внимание в пятидесятых и шестидесятых годах; в разных странах разработали целый ряд экспериментальных проектов. Предлагались как легкие машины по типу Dornier Do 32 или В-7 М.Л. Миля, так и тяжелый транспортный вертолет Hughes XH-17. Однако ни один из таких образцов не продвинулся дальше мелкосерийного производства.
Опытный вертолет Hughes XH-17. Основные двигатели отвечали за подачу воздуха в камеры сгорания в законцовке лопасти (на переднем плане). Фото LIFE / oldmachinepress.com
Главной проблемой реактивного винта является сложность втулки. Через нее в подвижную лопасть необходимо подавать сжатый газ и/или горючее, для чего требуются средства передачи и герметизации. На самой лопасти необходимо разместить двигатель того или иного рода, что предъявляет новые требования к ее конструкции. Создание надежной конструкции с такими возможностями оказалось слишком сложным, и ожидаемые преимущества не могли оправдать эти усилия.
пЮАНРШ люх
бЕПРНКЕР ю.х. аНКДШПЕБЮ. бЕПРНКЕР Я ПЕЮЙРХБМШЛ ОПХБНДНЛ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ (ПХЯ. 335) ОПНЕЙРХПНБЮКЯЪ Б 1946-1947 ЦЦ. Х АШК ОНЯРПНЕМ Б 1948 Ц. Б СВЕАМН-ОПНХГБНДЯРБЕММНИ КЮАНПЮРНПХХ люх.
йНМЯРПСЙЖХЪ БЕПРНКЕРЮ, ДНБНКЭМН ОПНЯРЮЪ Х РЕУМНКНЦХВМЮЪ, НРКХВЮКЮЯЭ МНБХГМНИ РЕУМХВЕЯЙХУ ПЕЬЕМХИ.
пЕЮЙРХБМШИ БЕПРНКЕР ю.х. аНКДШПЕБЮ ХЛЕК ОПНЯРЕИЬСЧ ОХПЮЛХДЮКЭМСЧ ПЮЛС ХГ ДСПЮКЧЛХМНБШУ РПСА ЯН ЯРЮКЭМШЛХ БЯРЮБЙЮЛХ Б ЛЕЯРЮУ ЙПЕОКЕМХЪ. б ЕЕ БЕПУМЕИ ВЮЯРХ ПЮЯОНКНФХКХ ЯХКНБНИ СГЕК ЙПЕОКЕМХЪ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ, Б ЯПЕДМЕИ — ВЮЬС-ЯХДЕМЭЕ ОХКНРЮ, Ю НЯМНБЮМХЕ ПЮЛШ БШОНКМХКХ Б БХДЕ НОНПШ МНЯНБНЦН ЙНКЕЯЮ Х ДБСУ УБНЯРНБШУ ЙНЯРШКЕИ, ПЮГМЕЯЕММШУ МЮ 1,2 Л. оН НЯХ ЙНКЕЯЮ СЯРЮМНБХКХ МЕОНДБХФМШЕ ОЕДЮКХ-ОНДМНФЙХ. юЛНПРХГЮРНПЮЛХ ЯКСФХКХ ОМЕБЛЮРХЙХ ДХЮЛЕРПНЛ 250 ЛЛ Х ЙНЯРШКХ, ХЛЕБЬХЕ ГМЮВХРЕКЭМСЧ ДКХМС Х ДНЯРЮРНВМСЧ ЩКЮЯРХВМНЯРЭ ЙНМЖЕБШУ СВЮЯРЙНБ.
йНМЖЕБШЕ ВЮЯРХ ЙНЯРШКЕИ ЯБЪГЮМШ Я БЕПРХЙЮКЭМШЛХ НОНПЮЛХ ПЮЛШ (БЕПУМЕИ ЕЕ ВЮЯРХ) РПНЯЮЛХ. рПЕСЦНКЭМХЙХ, НАПЮГНБЮММШЕ РПНЯЮЛХ, БЕПРХЙЮКЭМШЛХ НОНПЮЛХ Х РПСАЮЛХ ЙНЯРШКЕИ, НАРЪМСРШЕ ЦЕПЛЕРХВМНИ РЙЮМЭЧ, НАПЮГНБШБЮКХ БЕПРХЙЮКЭМШЕ ЯРЮАХКХГХПСЧЫХЕ ОНБЕПУМНЯРХ — ПЮЯЫЕОКЕММШЕ ЙХКХ.
мЕЯСЫЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЯНЕДХМЪКЮЯЭ Я ПЮЛНИ БЕПРНКЕРЮ Б БЕПУМЕИ ЕЕ РНВЙЕ Я ОНЛНЫЭЧ ЙЮПДЮММНЦН ЬЮПМХПЮ. нЯЭ БХМРЮ СДКХМЕММЮЪ. й МХФМЕИ ЕЕ ВЮЯРХ С ЙЮПДЮММНЦН ЬЮПМХПЮ ЙПЕОХКЮЯЭ ПСВЙЮ СОПЮБКЕМХЪ БЕПРНКЕРНЛ, Ю МЮ БЕПУМЕЛ ЙНМЖЕ — БРСКЙЮ БХМРЮ. лЕФДС ЙЮПДЮММШЛ ЬЮПМХПНЛ Х БРСКЙНИ БХМРЮ ПЮЯОНКНФЕМ РНОКХБМШИ АЮЙ ЩККХОЯНХДМНИ ТНПЛШ. нЯЭ БХМРЮ БШОНКМЕМЮ ОНКНИ. вЕПЕГ МЕЕ РНОКХБН ОНДЮБЮКНЯЭ ОН РПСАНОПНБНДЮЛ Й ДБХЦЮРЕКЪЛ, СЯРЮМНБКЕММШЛ ОН ЙНМЖЮЛ ДБСУКНОЮЯРМНЦН МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ.
пХЯ. 335. бЕПРНКЕР ю.х. аНКДШПЕБЮ (Ю) Х ЕЦН ЯУЕЛЮ (А)
мЮ ЙНМЖЕ ПСВЙХ СОПЮБКЕМХЪ БЕПРНКЕРНЛ ХЛЕКЮЯЭ ОНБНПНРМЮЪ ПСЙНЪРЙЮ ЛНРНЖХЙКЕРМНЦН РХОЮ, НР ЙНРНПНИ ЬЕК ЦХАЙХИ РПНЯ Й ДНГХПСЧЫЕИ ХЦКЕ, СЯРЮМНБКЕММНИ Б ЖЕМРПЮКЭМНЛ РНОКХБМНЛ ЙЮМЮКЕ Б НЯХ БХМРЮ. оНБНПНР ПСЙНЪРЙХ ПЕЦСКХПНБЮК ОНЯРСОКЕМХЕ РНОКХБЮ Б ДБХЦЮРЕКХ, ОНДЮБЮЕЛНЦН ОПХ ОНЛНЫХ ЖЕМРПНАЕФМНИ ЯХКШ. рНОКХБМШУ МЮЯНЯНБ МЕ АШКН.
нПХЦХМЮКЭМНИ АШКЮ ЙНМЯРПСЙЖХЪ БРСКЙХ БХМРЮ. кНОЮЯРХ, ХГЦНРНБКЕММШЕ МЮ ПЕЛНМРМНИ АЮГЕ ббя, ЙПЕОХКХ Й БРСКЙЕ Я ОНЛНЫЭЧ БЕПРХЙЮКЭМШУ ЬЮПМХПНБ, НЯЕБШУ ЬЮПМХПНБ НМХ МЕ ХЛЕКХ. цНПХГНМРЮКЭМШИ ЬЮПМХП АШК НДХМ МЮ ДБЕ КНОЮЯРХ. пЮЯОНКНФЕМ НМ АШК ОНД СЦКНЛ 4╟ Й НЯХ КНОЮЯРЕИ. рЮЙНЕ СЯРПНИЯРБН БРСКЙХ НАЕЯОЕВХБЮКН ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЕ СОПЮБКЕМХЕ НАЫХЛ ЬЮЦНЛ БХМРЮ, ВРН ГМЮВХРЕКЭМН СОПНЫЮКН ЙНМЯРПСЙЖХЧ Х МЕ РПЕАНБЮКН НРДЕКЭМНЦН ЙНЛЮМДМН-ЙНМРПНКЭМНЦН ПШВЮЦЮ СОПЮБКЕМХЪ.
юБРНЛЮРХВЕЯЙНЕ СОПЮБКЕМХЕ НАЫХЛ ЬЮЦНЛ БХМРЮ НЯСЫЕЯРБКЪКНЯЭ ЯКЕДСЧЫХЛ НАПЮГНЛ. мЮ ЛЮЙЯХЛЮКЭМНЛ ВХЯКЕ НАНПНРНБ (ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ ЛНЫМНЯРХ ДБХЦЮРЕКЕИ) ЖЕМРПНАЕФМЮЪ ЯХКЮ КНОЮЯРЕИ МЮХАНКЭЬЮЪ, ЙНМСЯ, НЛЕРЮЕЛШИ КНОЮЯРЪЛХ, АКХГНЙ Й ДХЯЙС. б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ СЦНК СЯРЮМНБЙХ КНОЮЯРЕИ ЛЮЙЯХЛЮКЭМШИ — ПЮЯВЕРМШИ. йНЦДЮ ЛНЫМНЯРЭ ДБХЦЮРЕКЕИ СЛЕМЭЬЮЧР, ОЮДЮЕР ЖЕМРПНАЕФМЮЪ ЯХКЮ Х СЦНК ЙНМСЯЮ НЛЕРЮЕЛНЦН КНОЮЯРЪЛХ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ СБЕКХВХБЮЕРЯЪ. оПХ ЩРНЛ КНОЮЯРХ, ОНДМХЛЮЪЯЭ ББЕПУ НРМНЯХРЕКЭМН ЙНЯНЦН ЬЮПМХПЮ, СЛЕМЭЬЮЧР ЯБНИ СЯРЮМНБНВМШИ СЦНК. б ЯКСВЮЕ ЮБРНПНРЮЖХХ ЙНМСЯМНЯРЭ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ МЕАНКЭЬЮЪ, СЯРЮМНБНВМШИ СЦНК КНОЮЯРЕИ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХ ЯРЮМНБХРЯЪ МЮХЛЕМЭЬХЛ -0╟. мЮ ПЮГПЮАНРЙС РЮЙНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ БЕПРНКЕРЮ ю.х. аНКДШПЕБС АШКН БШДЮМН ЮБРНПЯЙНЕ ЯБХДЕРЕКЭЯРБН.
оНКШЕ КНОЮЯРХ БХМРЮ БЕПРНКЕРЮ, ЯНЦМСРШЕ ХГ ДСПЮКЧЛХМНБНЦН КХЯРЮ Х ЯЙКЕОЮМШЕ ОН КНМФЕПНМС (о-НАПЮГМНЛС Я НРАНПРНБЙНИ), ХЛЕКХ ОПНЯРСЧ ЙНМЯРПСЙЖХЧ. оН МХЛ БНГДСУ НР ЙНЛКЕБНИ ВЮЯРХ, ЦДЕ АШКХ ЯДЕКЮМШ НРБЕПЯРХЪ, ОНЯРСОЮК Й ОПЪЛНРНВМШЛ ПЕЮЙРХБМШЛ ДБХЦЮРЕКЪЛ.
мЮ БЕПРНКЕРЕ СЯРЮМНБХКХ ДБЮ ОПЪЛНРНВМШУ ДБСУЙНМРСПМШУ ПЕЮЙРХБМШУ ДБХЦЮРЕКЪ ЙНМЯРПСЙЖХХ ю.х. аНКДШПЕБЮ, ХЛ ФЕ ХГЦНРНБКЕММШЕ. пЮЯВЕРМЮЪ РЪЦЮ ДБХЦЮРЕКЪ 4 ЙЦЯ (40 м). дКЪ ХЯОШРЮМХИ Х НРПЮАНРЙХ ДБХЦЮРЕКЕИ МЮ ГЕЛКЕ ЯОПНЕЙРХПНБЮКХ Х ХГЦНРНБХКХ ЯОЕЖХЮКЭМШИ ЯРЕМД Я ОПХМСДХРЕКЭМНИ ОНДЮВЕИ БНГДСУЮ Б ДБХЦЮРЕКЭ. мЮ ЯРЕМДЕ ГЮЛЕПЪКХЯЭ РЪЦЮ Х РЕЛОЕПЮРСПЮ ДБХЦЮРЕКЪ, ПЮЯУНДШ БНГДСУЮ Х РНОКХБЮ. дБХЦЮРЕКХ МЮПЮАНРЮКХ МЮ ЯРЕМДЕ ОН 4,5 В. рЪЦЮ ОПХ ХЯОШРЮМХХ МЮ ЯРЕМДЕ АШКЮ ДНБЕДЕМЮ ДН 3,5 ЙЦЯ (35 м). йНМЯРПСЙЖХЪ ДБХЦЮРЕКЪ ОНГБНКХКЮ СБЕКХВХРЭ ОПХЛЕПМН БДБНЕ ПЮЯУНД БНГДСУЮ Х, ЯКЕДНБЮРЕКЭМН, йод, ЙНРНПШИ С ОПЪЛНРНВМНЦН ДБХЦЮРЕКЪ МЮ ДНГБСЙНБШУ ЯЙНПНЯРЪУ ДНБНКЭМН МХГЙХИ. йПНЛЕ РНЦН, ОНДЮВЮ БНГДСУЮ ВЕПЕГ КНОЮЯРХ ЯМХФЮКЮ ОСКЭЯЮЖХЧ ДБХЦЮРЕКЪ, РЮЙ ЙЮЙ БНГДСУ, МЮАЕЦЮЧЫХИ МЮ БУНДМНЕ ЯНОКН, ЬЕК МЕ ОН НЯХ ДБХЦЮРЕКЪ, Ю ОНД СЦКНЛ Й МЕИ Х, ЙПНЛЕ РНЦН, БХАПХПНБЮК. дБХЦЮРЕКЭ АШК НПХЦХМЮКЭМНИ Х ДНБНКЭМН ЯКНФМНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ. мЮ МЕЦН ю.х. аНКДШПЕБ ОНКСВХК ЮБРНПЯЙНЕ ЯБХДЕРЕКЭЯРБН МЮ ХГНАПЕРЕМХЕ.
пЕЮЙРХБМШИ БЕПРНКЕР ю.х. аНКДШПЕБЮ ХЛЕК ГЮОЮЯ ЦНПЧВЕЦН МЮ 15 ЛХМ ОНКЕРЮ. пЮЯВЕРМЮЪ БЕПРХЙЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ С ГЕЛКХ — 2 Л/Я. йНМЯРПСЙЖХЪ АШКЮ БШОНКМЕМЮ ЯЙКЮДШБЮЧЫЕИЯЪ. б ЯКНФЕММНЛ БХДЕ БЕПРНКЕР ХЛЕК ЦЮАЮПХРМШЕ ПЮГЛЕПШ 0,5×0,8×2,2 Л, Р.Е. АШК ДНБНКЭМН ЙНЛОЮЙРМШЛ.
сОПЮБКЕМХЕ БЕПРНКЕРНЛ ОН ЙПЕМС, РЮМЦЮФС Х Б ОСРЕБНЛ МЮОПЮБКЕМХХ НЯСЫЕЯРБКЪКНЯЭ МЕОНЯПЕДЯРБЕММШЛ НРЙКНМЕМХЕЛ Б МСФМСЧ ЯРНПНМС НЯХ БПЮЫЕМХЪ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. бХМР ЙПЕОХКЯЪ Й БЕПРНКЕРС МЮ ЙЮПДЮММНЛ ЬЮПМХПЕ Х НРЙКНМЪКЯЪ Я ОНЛНЫЭЧ ПСВЙХ СОПЮБКЕМХЪ. сОПЮБКЕМХЕ НАЫХЛ ЬЮЦНЛ БХМРЮ НЯСЫЕЯРБКЪКНЯЭ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХ ОПХ ХГЛЕМЕМХХ РЪЦХ ПЕЮЙРХБМШУ ДБХЦЮРЕКЕИ.
оНЯКЕ ЯАНПЙХ Х ПЕЦСКХПНБЙХ БЕПРНКЕР ОПНЬЕК ХЯОШРЮМХЪ Б ПЕФХЛЕ ЮБРНПНРЮЖХХ Б ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ РПСАЕ. гЮРЕЛ БЕПРНКЕР ХЯОШРШБЮКХ ЙЮЙ ЮБРНФХП, АСЙЯХПСЪ КЕЦЙНБШЛ ЮБРНЛНАХКЕЛ. щРН ОПНХЯУНДХКН Б лНЯЙНБЯЙНИ НАКЮЯРХ Б ПЮИНМЕ оЮБЬХМЮ. аШКХ МЕАНКЭЬХЕ ОНДКЕРШ. хЯОШРШБЮК БЕПРНКЕР ю.х. аНКДШПЕБ. бН БПЕЛЪ ОПНАЕФЙХ МЮ АСЙЯХПЕ БЕПРНКЕР АШК МЕСЯРНИВХБ. щРН НАЗЪЯМЪКНЯЭ АНКЭЬХЛ БШМНЯНЛ ЙНКЕЯЮ БОЕПЕД. хЯОШРЮМХЪ МЕ АШКХ ГЮБЕПЬЕМШ. ю.х. аНКДШПЕБ ОНКСВХК НР м.х. йЮЛНБЮ ОПЕДКНФЕМХЕ ОПНДНКФХРЭ ПЮГПЮАНРЙС ЩРНЦН БЕПРНКЕРЮ.
б 1955 Ц. ю.х. аНКДШПЕБ ПЮГПЮАНРЮК ОПНЕЙР РПЕУЛЕЯРМНЦН ПЕЮЙРХБМНЦН БЕПРНКЕРЮ. еЦН ОПНЕЙР СРБЕПДХК ЮЙЮДЕЛХЙ а.м. чПЭЕБ. бЕПРНКЕР ДНКФЕМ АШК ХЛЕРЭ: ДХЮЛЕРП ДБСУКНОЮЯРМНЦН БХМРЮ 7 Л, ОНКЕРМСЧ ЛЮЯЯС 550 ЙЦ, ЛЮЯЯС ЙНМЯРПСЙЖХХ 170 ЙЦ. оПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ, ВРН МЮЦПСГЙЮ МЮ НЛЕРЮЕЛСЧ БХМРНЛ ОКНЫЮДЭ ДНКФМЮ ЯНЯРЮБКЪРЭ 14 ЙЦЯ/Л2, МЮЦПСГЙЮ МЮ ЩЙБХБЮКЕМРМСЧ ЛНЫМНЯРЭ -5,5 ЙЦЯ/К.Я. (7,48 ЙЦЯ/ЙбР), ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ — 20 ЙЛ/В, ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ — 3 Л/Я, ПЮЯВЕРМЮЪ РЪЦЮ НДМНЦН ДБХЦЮРЕКЪ — 15 ЙЦЯ (150 м).
хГЦНРНБХКХ ОПНДСБНВМСЧ ЛНДЕКЭ Х ОПНБЕКХ ЕЕ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ. бЕПРНКЕР ХЛЕК УНПНЬХЕ ПЮЯВЕРМШЕ КЕРМН-РЕУМХВЕЯЙХЕ ДЮММШЕ, МН ОПНЕЙР МЕ АШК НЯСЫЕЯРБКЕМ.
яБЕПУКЕЦЙХИ ЮБРНФХП т.о. йСПНВЙХМЮ. б 1947 Ц. БШОСЯЙМХЙ люх т.о. йСПНВЙХМ ОПНБЕК ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЛНДЕКХ ЯБЕПУКЕЦЙНЦН ХМДХБХДСЮКЭМНЦН ЮБРНФХПЮ. лНДЕКЭ Б ЛЮЯЬРЮАЕ 1:5 ОПЕДЯРЮБКЪКЮ ЯНАНИ ЛЮМЕЙЕМ КШФМХЙЮ Я СЙПЕОКЕММНИ МЮ МЕЛ ОНДБЕЯМНИ ЯХЯРЕЛНИ ПЮМЖЕБНЦН РХОЮ. й МЕИ МЮ ЯРНИЙЮУ ЙПЕОХКЯЪ МЕЯСЫХИ БХМР-ПНРНП ЮБРНФХПЮ. лНДЕКЭ ХЯОШРШБЮКХ Б ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ РПСАЕ р-1 бНЕММН-БНГДСЬМНИ ЮЙЮДЕЛХХ ХЛ. м.е. фСЙНБЯЙНЦН. нМЮ СЯРЮМЮБКХБЮКЮЯЭ Б ПЮАНВЕИ ВЮЯРХ РПСАШ Я ОНЛНЫЭЧ РНМЙНИ ЯРЮКЭМНИ ОПНБНКНЙХ ДКХМНИ 4 Л, ХЛХРХПНБЮБЬЕИ АСЙЯХПНБНВМШИ РПНЯ, Х ЙПЕОХКЮЯЭ Й ОНКС РПСАШ. оПХ СБЕКХВЕМХХ ЯЙНПНЯРХ ОНРНЙЮ Б РПСАЕ «хБЮМ» (РЮЙ ХЯЯКЕДНБЮРЕКХ МЮГШБЮКХ ЯБНЕЦН КШФМХЙЮ) БГКЕРЮК Х СЯРНИВХБН ДЕПФЮКЯЪ Б БНГДСУЕ, СДЕПФХБЮЕЛШИ НР ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН ОЕПЕЛЕЫЕМХЪ ЯРЮКЭМНИ ОПНБНКНЙНИ. дКЪ ГЮЛЕПЮ ОНРПЕАМНИ РЪЦХ (ЯНОПНРХБКЕМХЪ ЮБРНФХПЮ) ОПНБНКНЙС ОНДЯНЕДХМЪКХ Й ОПСФХММШЛ БЕЯЮЛ. лНДЕКЭ КЧАХК ДЕЛНМЯРПХПНБЮРЭ ЮЙЮДЕЛХЙ а.м. чПЭЕБ. дКЪ ДЕЛНМЯРПЮЖХХ СЯРНИВХБНЯРХ ЮООЮПЮРЮ НМ ВЕПЕГ КЧВНЙ Б РПСАЕ СЙЮГЙНИ РНКЙЮК ЛНДЕКЭ Б ЯРНПНМС. нМЮ ОНЯКЕ МЕЯЙНКЭЙХУ ЙНКЕАЮМХИ ОПНДНКФЮКЮ СЯРНИВХБШИ «ОНКЕР».
мЮ НЯМНБЮМХХ ХЯЯКЕДНБЮМХИ АШК ОНЯРПНЕМ МЮРСПМШИ КЕРЮРЕКЭМШИ ЮООЮПЮР т.о. йСПНВЙХМЮ (ПХЯ. 336). юБРНФХП ХЛЕК ОНДБЕЯМСЧ ЯХЯРЕЛС ОЮПЮЬЧРМНЦН РХОЮ Я МЕАНКЭЬХЛ ЯХДЕМЭЕЛ МЮ МХФМХУ КЪЛЙЮУ. й ОНДБЕЯМНИ ЯХЯРЕЛЕ ЙПЕОХКХЯЭ ЯРНИЙХ, МЮ ЙНРНПШУ СЯРЮМНБХКХ БРСКЙС МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. мЮ НЯХ БРСКЙХ БПЮЫЮКЯЪ РПЕУКНОЮЯРМШИ БХМР. нЯЭ БХМРЮ АШКЮ БШОНКМЕМЮ Б БХДЕ РПСАШ, ЯЙБНГЭ ЙНРНПСЧ ОПНУНДХК БЕПУМХИ ЙНМЕЖ ПСВЙХ СОПЮБКЕМХЪ. мЮ БЕПУМЕЛ ЙНМЖЕ ПСВЙХ СОПЮБКЕМХЪ, МЮД ОКНЯЙНЯРЭЧ БПЮЫЕМХЪ БХМРЮ, ПЮЯОНКНФХКХ ДХЯЙ ЮБРНЛЮРЮ ОЕПЕЙНЯЮ. пСВЙЮ СОПЮБКЕМХЪ ЬЮПМХПМН ЙПЕОХКЮЯЭ Й БЕПУМЕИ РНВЙЕ РПСАВЮРНИ НЯХ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. оХКНР ДЕПФЮК Б ПСЙЕ МХФМХИ ЙНМЕЖ ПСВЙХ СОПЮБКЕМХЪ Х НРЙКНМЪК Б РС ХКХ ДПСЦСЧ ЯРНПНМС ДХЯЙ ЮБРНЛЮРЮ ОЕПЕЙНЯЮ, ВРН ОПХБНДХКН Й ЖХЙКХВЕЯЙНЛС ХГЛЕМЕМХЧ СЦКНБ СЯРЮМНБЙХ КНОЮЯРЕИ БХМРЮ. кНОЮЯРХ ЙПЕОХКХЯЭ Й БРСКЙЕ БХМРЮ ЦНПХГНМРЮКЭМШЛХ Х НЯЕБШЛХ ЬЮПМХПЮЛХ. мЮ БРСКЙЕ (МХФЕ ОКНЯЙНЯРХ БПЮЫЕМХЪ БХМРЮ) СЯРЮМНБХКХ АЮПЮАЮМ ДКЪ МЮЛНРЙХ РПНЯЮ ОПХМСДХРЕКЭМНИ ПЮЯЙПСРЙХ БХМРЮ.
оЕПЕД ОХКНРНЛ МЮ ЙПНМЬРЕИМЕ АСЙЯХПНБНВМНЦН РПНЯЮ ПЮЯОНКЮЦЮКХЯЭ СЙЮГЮРЕКЭ ЯЙНПНЯРХ, БЮПХНЛЕРП Х ГЮЛНЙ НРЖЕОЙХ.
кНОЮЯРХ ЮБРНФХПЮ ХЛЕКХ ЯЛЕЬЮММСЧ ЙНМЯРПСЙЖХЧ. мЮ ХУ ЛЕРЮККХВЕЯЙХИ КНМФЕПНМ СЯРЮМЮБКХБЮКХ ТЮМЕПМШЕ МЕПБЧПШ. оН ОЕПЕДМЕИ ЙПНЛЙЕ КНОЮЯРХ НАЬХКХ ЛХККХЛЕРПНБНИ ТЮМЕПНИ, ЯБЕПУС ХУ НАРЪМСКХ ОНКНРМНЛ Х ОНЙПШКХ ЮЩПНКЮЙНЛ.
йНМЯРПСЙЖХЪ ЮБРНФХПЮ БШОНКМЕМЮ ЯАНПМН-ПЮГАНПМНИ. б ПЮГНАПЮММНЛ БХДЕ НМ СЙКЮДШБЮКЯЪ Б ОЕМЮК ДХЮЛЕРПНЛ 0,4 Л Х ДКХМНИ 2,5Л.
пХЯ. 336. т.о. йСПНВЙХМ Я ЮБРНФХПНЛ ЯНАЯРБЕММНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ
хЯОШРШБЮКХ ЮБРНФХП, АСЙЯХПСЪ ЦПСГНБХЙНЛ цюг-юю МЮ РПНЯЕ ДКХМНИ 25 Л.
нВЕМЭ ХМРЕПЕЯМНИ АШКЮ ЯХЯРЕЛЮ ПЮЯЙПСРЙХ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. яБНАНДМШИ ЙНМЕЖ РПНЯЮ ЙПЕОХКХ МЮ ГЕЛКЕ (МЮОПХЛЕП, Й ЬБЮПРНБНВМНЛС ЬРНОНПС). оПХ ПЮГАЕЦЕ РПНЯ, МЮЛНРЮММШИ МЮ АЮПЮАЮМ, ПЮЯЙПСВХБЮК МЕЯСЫХИ БХМР ДН МЕНАУНДХЛНЦН ВХЯКЮ НАНПНРНБ. оНЯКЕ ОПНАЕЦЮ Б МЕЯЙНКЭЙН ЬЮЦНБ ЮБРНФХП БГКЕРЮК МЮ БШЯНРС 7…8 Л ЯН ЯЙНПНЯРЭЧ 45 ЙЛ/В. оЕПБШЕ ОНКЕРШ ОНЙЮГЮКХ УНПНЬХЕ СЯРНИВХБНЯРЭ Х СОПЮБКЪЕЛНЯРЭ ЮБРНФХПЮ, МН, Й ЯНФЮКЕМХЧ, ХЯОШРЮМХЪ ДН ЙНМЖЮ МЕ АШКХ ДНБЕДЕМШ. хЯОШРШБЮК ЮБРНФХП ЕЦН ЙНМЯРПСЙРНП Х ПЮГПЮАНРВХЙ т.о. йСПНВЙХМ Б 1948 Ц. ОНД лНЯЙБНИ Б ПЮИНМЕ ОКЮРТНПЛШ яНЙНКНБЯЙЮЪ.
юБРНФХП йСПНВЙХМЮ ОПХ ДЮКЭМЕИЬЕИ ЕЦН ДНБНДЙЕ Х СЯРЮМНБЙЕ КЕЦЙНЦН ДБХЦЮРЕКЪ Я РНКЙЮЧЫХЛ БХМРНЛ ЛНЦ АШ МЮИРХ ЯОНПРХБМНЕ ОПХЛЕМЕМХЕ.
пЮАНРШ ЙНЛЯНЛНКЭЯЙН-ЛНКНДЕФМНЦН йа вЕКЪАХМЯЙНЦН ЛЮЬГЮБНДЮ
б 1958-1960 ЦЦ. Б вЕКЪАХМЯЙЕ МЮ ЛЮЬХМНЯРПНХРЕКЭМНЛ ГЮБНДЕ АШКН НПЦЮМХГНБЮМН ЙНЛЯНЛНКЭЯЙН-ЛНКНДЕФМНЕ йа, ЙНМЯРПСЙРНПШ ЙНРНПНЦН ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ а. лШЯНБЮ ЯОПНЕЙРХПНБЮКХ РПХ БХМРНЙПШКШУ КЕРЮРЕКЭМШУ ЮООЮПЮРЮ.
оЕПБЮЪ ПЮАНРЮ йа — ЮБРНФХП-ОКЮМЕП а. лШЯНБЮ Х ч. вЕЯЙХДНБЮ (ПХЯ. 337). хЯОШРЮМ НЯЕМЭЧ 1959 Ц. МЮ ЮЩПНДПНЛЕ дняюют ОНД вЕКЪАХМЯЙНЛ. аСЙЯХПСЕЛШИ ЛНРНЖХЙКНЛ л-72, ЮБРНФХП БГКЕРЮК МЮ ЯЙНПНЯРХ 40 ЙЛ/В. бН БПЕЛЪ ПЮГАЕЦЮ МЕЯСЫХИ БХМР ЮБРНФХПЮ ПЮЯЙПСВХБЮКЯЪ Б РЕВЕМХЕ 10 Я ДН 120 НА/ЛХМ Я ОНЛНЫЭЧ ПЕЮЙРХБМШУ СЯЙНПХРЕКЕИ, ПЮЯОНКНФЕММШУ МЮ ЙНМЖЮУ КНОЮЯРЕИ.
б йа ОНЯРПНХКХ НДМНЛЕЯРМШИ ЮБРНФХП (ПХЯ. 338) Я ЛНРНЖХЙКЕРМШЛ ДБСУЖХКХМДПНБШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ Х РНКЙЮЧЫХЛ БХМРНЛ. тЧГЕКЪФ — ТЕПЛЕММНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ Я БЕПРХЙЮКЭМШЛ Х ЦНПХГНМРЮКЭМШЛ НОЕПЕМХЕЛ. ьЮЯЯХ — ДБСУЙНКЕЯМНЕ Я УБНЯРНБНИ НОНПНИ.
б йа ПЮГПЮАНРЮКХ, ЙПНЛЕ РНЦН, ПЮМЖЕБШИ ПЕЮЙРХБМШИ БЕПРНКЕР Я ДБСУКНОЮЯРМШЛ МЕЯСЫХЛ БХМРНЛ Я ПЕЮЙРХБМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ МЮ ЙНМЖЮУ ЕЦН КНОЮЯРЕИ.
йНМЯРПСЙРНПШ йа ЯДЕКЮКХ ПЮАНВХИ ОПНЕЙР ДБСУЛЕЯРМНЦН ЮБРНФХПЮ Я ЙЮАХМНИ ЮБРНЛНАХКЭМНЦН РХОЮ Я ЛНРНЖХЙКЕРМШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ ЛНЫМНЯРЭЧ 57 К.Я., ДБСУЙХКЕБШЛ НОЕПЕМХЕЛ МЮ УБНЯРНБНИ АЮКЙЕ (ПХЯ. 339).
пХЯ. 337. оКЮМЕП-ЮБРНФХП а. лШЯНБЮ Х ч. вЕЯЙХДНБЮ
пХЯ. 338. нДМНЛЕЯРМШИ ЮБРНФХП ЛНКНДЕФМНЦН йа вЕКЪАХМЯЙНЦН ЛЮЬГЮБНДЮ
пХЯ. 339. оПНЕЙР ДБСУЛЕЯРМНЦН ЮБРНФХПЮ
пЮАНРШ йСюх Х уюх
бЕПРНКЕР «бХУПЭ». нДМНЛЕЯРМШИ БЕПРНКЕР «бХУПЭ» (ПХЯ. 340) Я ДБСУКНОЮЯРМШЛ МЕЯСЫХЛ БХМРНЛ АШК ОНЯРПНЕМ Б 1962 Ц. ВКЕМЮЛХ ЯЮЛНДЕЪРЕКЭМНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЯЙНЦН АЧПН йСИАШЬЕБЯЙНЦН ЮБХЮЖХНММНЦН ХМЯРХРСРЮ (йСюх) ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ ч. оЪРМХЖЙНЦН. мЮ ЙНМЖЮУ КНОЮЯРЕИ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ ЯРНЪКХ ОПЪЛНРНВМШЕ БНГДСЬМН-ПЕЮЙРХБМШЕ ДБХЦЮРЕКХ ЯН ЯРЮРХВЕЯЙНИ РЪЦНИ НЙНКН 2 ЙЦЯ (20 м).
цНПЧВЕЕ ХГ РНОКХБМНЦН АЮЙЮ, ПЮЯОНКНФЕММНЦН ОНД ЯХДЕМЭЕЛ ОХКНРЮ, ОНДЮБЮКНЯЭ ОНД ДЮБКЕМХЕЛ ВЕПЕГ ОНКШЕ КНОЮЯРХ БХМРЮ Й ДБХЦЮРЕКЪЛ. ьЮЯЯХ РПЕУЙНКЕЯМНЕ. оЕПЕДМЕЕ ЙНКЕЯН ЯЮЛННПХЕМРХПСЧЫЕЕЯЪ. сОПЮБКЕМХЕ БЕПРНКЕРНЛ МЕОНЯПЕДЯРБЕММНЕ — НРЙКНМЕМХЕЛ ОКНЯЙНЯРХ БПЮЫЕМХЪ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. пСВЙЮ СОПЮБКЕМХЪ «ЬЮЦ-ЦЮГ» НРЯСРЯРБНБЮКЮ. сОПЮБКЕМХЕ ЬЮЦНЛ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЕ — Я ОНЛНЫЭЧ ОПНЯРЕИЬЕИ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНИ БРСКЙХ БХМРЮ (ЙЮЙ С БЕПРНКЕРЮ ю.х. аНКДШПЕБЮ). бРСКЙЮ ХЛЕКЮ НАЫХИ ЦНПХГНМРЮКЭМШИ ЬЮПМХП, СЯРЮМНБКЕММШИ ОНД СЦКНЛ 45╟ Й НЯХ ДБСУКНОЮЯРМНЦН МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. я СБЕКХВЕМХЕЛ ВХЯКЮ НАНПНРНБ (СБЕКХВЕМХЕ «ЦЮГЮ») СБЕКХВХБЮКЯЪ СЦНК ЮРЮЙХ КНОЮЯРЕИ. ю ЙНЦДЮ «ЦЮГ» АШК ЛХМХЛЮКЭМШЛ, КНОЮЯРХ ОПХОНДМХЛЮКХЯЭ НРМНЯХРЕКЭМН ЦНПХГНМРЮ ББЕПУ Х ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХ СЯРЮМЮБКХБЮКХЯЭ МЮ МСКЕБШЕ СЦКШ ЮРЮЙХ. бЕПРНКЕР АЕГНОЮЯМН ЮБРНПНРХПНБЮК.
пХЯ. 340. бЕПРНКЕР «бХУПЭ»
кНОЮЯРХ ХГЦНРНБХКХ ХГ ДСПЮКЧЛХМНБНИ РПСАШ ЙЮОКЕНАПЮГМНЦН ОПНТХКЪ Я ОПХЙКЕЕМШЛ Й МЕИ УБНЯРХЙНЛ КНОЮЯРХ ХГ РНМЙНЦН ДСПЮКЮКЧЛХМНБНЦН КХЯРЮ. бЕПРНКЕР ХЛЕК НРЙПШРСЧ ЙЮАХМС. уБНЯРНБНЕ НОЕПЕМХЕ, БШМЕЯЕММНЕ МЮ РПСАВЮРСЧ УБНЯРНБСЧ АЮКЙС, ЯНЯРНЪКН ХГ ЙХКЪ Я ПСКЕЛ МЮОПЮБКЕМХЪ.
уюх-24. б 1963 Ц. Б яйа уЮПЭЙНБЯЙНЦН ЮБХЮЖХНММНЦН ХМЯРХРСРЮ (уюх) АШКЮ НПЦЮМХГНБЮМЮ БЕПРНКЕРМЮЪ ЦПСООЮ ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ ЯРСДЕМРЮ а.х. лШЯНБЮ. гЮ ДБЮ ЦНДЮ ЯРСДЕМРШ-ЙНМЯРПСЙРНПШ ЯОПНЕЙРХПНБЮКХ Х ОНЯРПНХКХ МЕЯЙНКЭЙН НОШРМШУ НАПЮГЖНБ БЕПРНКЕРНБ Х ЮБРНФХП.
пХЯ. 341. яУЕЛЮ ЮБРНФХПЮ уюх-24
уюх-24 (ПХЯ. 341) — ОЕПБЮЪ Б УПНМНКНЦХВЕЯЙНЛ ОНПЪДЙЕ ПЮАНРЮ БЕПРНКЕРМНИ ЦПСООШ яйа. дБСУЛЕЯРМШИ ЮБРНФХП уюх-24 АШК ЯОПНЕЙРХПНБЮМ Х ХГЦНРНБКЕМ ДНБНКЭМН АШЯРПН а. лШЯНБШЛ, б. хЫСЙНЛ, б. яЕПЙН Х ДПСЦХЛХ Б 1965 Ц.
юБРНФХП ХЛЕК ЛЕРЮККХВЕЯЙСЧ ЙНМЯРПСЙЖХЧ. йЮАХМС ЯДЕКЮКХ ГЮЙПШРНИ Я НАЫЕИ ДКЪ ДБСУ ОХКНРНБ ДБЕПЭЧ, НРЙПШБЮЧЫЕИЯЪ ББЕПУ. яХДЕМЭЪ ПЮЯОНКНФХКХ НДМН ГЮ ДПСЦХЛ.
дБХЦЮРЕКЭ ЛНЫМНЯРЭЧ 140 К.Я. (102,9 ЙбР) СЯРЮМНБХКХ Б ОЕПЕДМЕИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. ьЮЯЯХ — МЕСАХПЮЧЫЕЕЯЪ, РПЕУНОНПМНЕ, Я МНЯНБШЛ ЙНКЕЯНЛ. мЕЯСЫХИ БХМР — РПЕУКНОЮЯРМШИ. дБСУЙХКЕБНЕ БЕПРХЙЮКЭМНЕ НОЕПЕМХЕ БШМЕЯЕМН МЮ УБНЯРНБСЧ АЮКЙС. юБРНФХП ХЛЕК УНПНЬХЕ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХЕ ТНПЛШ. нМ ЩЙЯОНМХПНБЮКЯЪ Б 1966 Ц. МЮ бЯЕЯНЧГМНИ БШЯРЮБЙЕ РЕУМХВЕЯЙНЦН РБНПВЕЯРБЮ Х АШК НДМХЛ ХГ КСВЬХУ ЩЙЯОНМЮРНБ. йНККЕЙРХБ яйа АШК МЮЦПЮФДЕМ ГНКНРНИ, ЯЕПЕАПЪМНИ Х РПЕЛЪ АПНМГНБШЛХ ЛЕДЮКЪЛХ ГЮ ЩРС ПЮАНРС.
бЕПРНКЕРШ Х ЮБРНФХПШ ЮБХЮЙНМЯРПСЙРНПНБ-ЩМРСГХЮЯРНБ
пЮАНРШ ЙНМЯРПСЙРНПНБ лНЯЙБШ. б 1949 Ц. Б лНЯЙБЕ ч.к. яРЮПХМХМ ЯОПНЕЙРХПНБЮК ЯБЕПУКЕЦЙХИ БЕПРНКЕР «л» НДМНБХМРНБНИ ЯУЕЛШ Я ОПХБНДНЛ ДБСУКНОЮЯРМНЦН БХМРЮ НР ОСКЭЯХПСЧЫХУ бпд, СЯРЮМНБКЕММШУ МЮ ЙНМЖЮУ КНОЮЯРЕИ. пЮАНРШ БЕКХЯЭ ЯНБЛЕЯРМН Я ч.я. аПЮЦХМЯЙХЛ. мЕЙНРНПШЕ СГКШ Х ДЕРЮКХ ХГЦНРНБКЕМШ Б ГЮБНДЯЙХУ СЯКНБХЪУ. мЮ СЯРПНИЯРБН НДМНЬЮПМХПМНЦН БХМРЮ Я ОСКЭЯХПСЧЫЕЛ бпд ЙНМЯРПСЙРНПШ ОНКСВХКХ ЮБРНПЯЙНЕ ЯБХДЕРЕКЭЯРБН МЮ ХГНАПЕРЕМХЕ. бЕПРНКЕР ХЛЕК РПЕУЙНКЕЯМНЕ ЬЮЯЯХ. б РНЛ ФЕ ЦНДС БЕПРНКЕР ХЯОШРШБЮКХ Б хГЛЮИКНБЕ Б ПЕФХЛЕ ЮБРНПНРЮЖХХ МЮ АСЙЯХПЕ ГЮ ЮБРНЛНАХКЕЛ гхя-5. дЕКЮКХЯЭ ОПНАЕФЙХ Я ПЮАНРЮЧЫХЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ (КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ б.т. яЛХПМНБ). бЕПРНКЕР «л» ХЛЕК ЯХЯРЕЛС ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНИ ЯРЮАХКХГЮЖХХ МЮ ПЕФХЛЕ БХЯЕМХЪ.
б 1950-1953 ЦЦ. АШК ОНЯРПНЕМ Х ОПНУНДХК ХЯОШРЮМХЪ МЮ ОПХБЪГХ БЕПРНКЕР яахф-2 Я ДБСЛЪ ОСКЭЯХПСЧЫХЛХ бпд, СЯРЮМНБКЕММШЛХ МЮ КНОЮЯРЪУ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. нАЫХИ МЮКЕР БЕПРНКЕРЮ Я ПЮАНРЮЧЫХЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ МЮ ПЕФХЛЕ БХЯЕМХЪ ЯНЯРЮБХК 100 В.
б 1964 Ц. ч.к. яРЮПХМХМШЛ ОПХ СВЮЯРХХ ч.я. аПЮЦХМЯЙНЦН АШК ЯОПНЕЙРХПНБЮМ БЕПРНКЕР НДМНБХМРНБНИ ЯУЕЛШ «яРЮПР-1» Я РЕКЕЯЙНОХВЕЯЙНИ АЮКЙНИ ДКЪ УБНЯРНБНЦН БХМРЮ. мЮ БЕПРНКЕРЕ СЯРЮМНБХКХ ДБХЦЮРЕКЭ «бЮМЙЕКЭ» ЛЮЯЯНИ 10 ЙЦ АЕГ ЯХЯРЕЛШ БНДЪМНЦН НУКЮФДЕМХЪ. бЕПРНКЕР, ОНЯРПНЕММШИ Б 1965 Ц., ХЯОШРШБЮКЯЪ Б ПЕФХЛЕ БХЯЕМХЪ МЮ ОПХБЪГХ.
б РН ФЕ БПЕЛЪ АШК ЯОПНЕЙРХПНБЮМ Х ХГЦНРНБКЕМ ЮБРНФХП-БЕПРНКЕР «яРЮПР-2». мЮ ЮБРНФХПЕ СЯРЮМНБХКХ ДБЮ РБЕПДНРНОКХБМШУ ПЕЮЙРХБМШУ ДБХЦЮРЕКЪ, БШМЕЯЕММШУ МЮ ЬРЮМЦЮУ ДКЪ ПЮЯЙПСРЙХ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. йНМЯРПСЙЖХЪ ЮБРНФХПЮ БШОНКМЕМЮ ХГ ДСПЮКЧЛХМНБШУ РПСА. б ЙЮВЕЯРБЕ ЛЮПЬЕБНЦН ДБХЦЮРЕКЪ ХЯОНКЭГНБЮКХ ДБХЦЮРЕКЭ НР АЕМГНОХКШ «сПЮК». «яРЮПР-2» ХЛЕК РНКЙЮЧЫХИ БХМР ДХЮЛЕРПНЛ 0,8 Л. юБРНФХП ХЯОШРШБЮКХ Б ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ РПСАЕ. кЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ ЕЦН МЕ ОПНБНДХКХ.
бЕПРНКЕР пб-1. б 1956 Ц. АШБЬХИ КЕРВХЙ-ХЯРПЕАХРЕКЭ, СВЮЯРМХЙ бЕКХЙНИ нРЕВЕЯРБЕММНИ БНИМШ ю.о. лЮЯКНБ ЯОПНЕЙРХПНБЮК Х ОНЯРПНХК БЕПРНКЕР ЯННЯМНИ ЯУЕЛШ ПЮМЖЕБНЦН РХОЮ — пб-1. бЕПРНКЕР Я ДБСЛЪ ТНПЯХПНБЮММШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ л-5 НР ЛНРНЖХЙКЮ ЙПЕОХКЯЪ Я ОНЛНЫЭЧ ОНДБЕЯМНИ ЯХЯРЕЛШ МЮ ЯОХМЕ ОХКНРЮ. дБХЦЮРЕКХ ХЛЕКХ НАЫХИ ПЕДСЙРНП МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. бЕПРНКЕР ДН ХЯОШРЮМХИ ДНБЕДЕМ МЕ АШК.
бЕПРНКЕР о.т. Х б.о. лХЙЮКЧЙХМШУ. б 1961 Ц. Б уЮПЭЙНБЕ НРЕЖ Х ЯШМ лХЙЮКЧЙХМШ ОНЯРПНХКХ БЕПРНКЕР ЯННЯМНИ ЯУЕЛШ (ПХЯ. 342).
о.т. лХЙЮКЧЙХМ — БЕРЕПЮМ НРЕВЕЯРБЕММНИ ЮБХЮЖХХ. оНЯКЕ СУНДЮ ХГ ЮБХЮЖХХ ОН БНГПЮЯРС о.т. лХЙЮКЧЙХМ ДЕЯЪРЭ КЕР РПСДЮ НРДЮК НЯСЫЕЯРБКЕМХЧ ЯБНЕИ ЛЕВРШ — ЯРПНХРЕКЭЯРБС ЯБЕПУКЕЦЙНЦН БЕПРНКЕРЮ ЯНАЯРБЕММНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ. пЮАНРЮК БЕРЕПЮМ БЛЕЯРЕ Я ЯШМНЛ бКЮДХЛХПНЛ.
пХЯ. 342. бЕПРНКЕР о.т. Х б.о. лХЙЮКЧЙХМШУ
йНЦДЮ Б ПЮАНРЕ МЮД ОПНЕЙРНЛ БНГМХЙ ПЪД ЯКНФМШУ БНОПНЯНБ, ЙНМЯРПСЙРНПШ-КЧАХРЕКХ МЮОХЯЮКХ ОХЯЭЛН ЦЕМЕПЮКЭМНЛС ЙНМЯРПСЙРНПС лк. лХКЧ, ЙНРНПШИ ЯНЦКЮЯХКЯЪ ХУ ОПХМЪРЭ Х НЙЮГЮК ОНЛНЫЭ Б НЯСЫЕЯРБКЕМХХ ХУ ХДЕХ. оНЯКЕ БНГБПЮЫЕМХЪ Б уЮПЭЙНБ ЮБХЮЙНМЯРПСЙРНПШ-КЧАХРЕКХ ОНКСВХКХ ХГ лНЯЙБШ КНОЮЯРХ Й ЯБНЕЛС БЕПРНКЕРС.
яННЯМШИ БЕПРНКЕР лХЙЮКЧЙХМШУ Я ВЕРШПЕУЖХКХМДПНБШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ БНГДСЬМНЦН НУКЮФДЕМХЪ, СЯРЮМНБКЕММШЛ ГЮ ЯОХМЙНИ ЯХДЕМЭЪ ОХКНРЮ ЯМХГС, ХЛЕК ОПНЯРСЧ ЙНМЯРПСЙЖХЧ.
мЕЯСЫХЕ БХМРШ БЕПРНКЕРЮ АШКХ ДБСУКНОЮЯРМШЛХ. ьЮЯЯХ РПЕУНОНПМНЕ Я МНЯНБШЛ ЙНКЕЯНЛ. яРНИЙХ НЯМНБМШУ НОНП (ОХПЮЛХДЮКЭМШЕ) ЯБЮПЕМШ ХГ ЯРЮКЭМШУ РПСА. бЕПРНКЕР ХЛЕК ОКНЯЙСЧ УБНЯРНБСЧ АЮКЙС ХГ РПСА, СЯХКЕММСЧ РПНЯНБШЛХ ПЮЯРЪФЙЮЛХ. мЮ ЙНМЖЕ УБНЯРНБНИ АЮКЙХ АШК ПЮЯОНКНФЕМ ЖЕКЭМНОНБНПНРМШИ ЙХКЭ. бЕПРНКЕР ХЯОШРШБЮКЯЪ Б 1961-1962 ЦЦ.
бЕПРНКЕРШ м. лЕКЭМХЙЮ Х ю. яБЕРХЙЮЯЮ. б 1959-1961 ЦЦ. ХМФЕМЕПШ м. лЕКЭМХЙ Х ю. яБЕРХЙЮЯ ОНЯРПНХКХ Х ХЯОШРЮКХ ДБЮ ЯБЕПУКЕЦЙХУ БЕПРНКЕРЮ ПЮМЖЕБНИ ЯУЕЛШ. оЕПБШИ БЕПРНКЕР ОНЯРПНЕМ ОН ГЮАШРНИ Б МЮЬХ ДМХ ЯУЕЛЕ ц. бЕККЭМЕПЮ. мЕЯСЫХИ БХМР РЮЙНЦН БЕПРНКЕРЮ БПЮЫЮКЯЪ Я ОНЛНЫЭЧ РЪМСЫХУ БХМРНБ ЛЮКНЦН ДХЮЛЕРПЮ, СЯРЮМНБКЕММШУ МЮ МЕЯСЫХУ КНОЮЯРЪУ ХКХ МЮ ЬРЮМЦЮУ, ПЮЯОНКНФЕММШУ Б ОКНЯЙНЯРХ БПЮЫЕМХЪ НЯМНБМНЦН БХМРЮ. дКЪ ОПХБНДЮ БЕПРНКЕРМНЦН БХМРЮ МЮ ДБСУЛЕРПНБШУ ЯРЮКЭМШУ РПСАЮУ СЯРЮМНБХКХ РПХ ДБХЦЮРЕКЪ НР АЕМГНОХКШ «дПСФАЮ» ЛНЫМНЯРЭЧ ОН 3,5 К.Я. мЕЯСЫХИ БХМР БЛЕЯРЕ Я РПЕЛЪ ДБХЦЮРЕКЪЛХ МЮ РПСАЮУ-ЬРЮМЦЮУ ЯБНАНДМН БПЮЫЮКЯЪ МЮ НЯХ, ФЕЯРЙН СЯРЮМНБКЕММНИ МЮ ПЮЛЕ. пЮЛЮ ЙПЕОХКЮЯЭ Й ОНДБЕЯМНИ ЯХЯРЕЛЕ ОХКНРЮ. нЯЭ БХМРЮ МЮ ПЮЛЕ ГЮЙПЕОКЕМЮ ЬЮПМХПМН, Я ОНЛНЫЭЧ ПСВЙХ СОПЮБКЕМХЪ НРЙКНМЪКЮЯЭ БОПЮБН-БКЕБН, БОЕПЕД-МЮГЮД. рЮЙ НЯСЫЕЯРБКЪКНЯЭ СОПЮБКЕМХЕ БЕПРНКЕРНЛ. б ЬРЮМЦЮУ ОПНУНДХКХ РПНЯШ СОПЮБКЕМХЪ ВХЯКНЛ НАНПНРНБ ДБХЦЮРЕКЕИ Х РПСАЙХ НР АЕМГНАЮЙЮ. аЕМГНАЮЙ СЯРЮМНБКЕМ ЯБЕПУС, МЮ МЕОНДБХФМНИ НЯХ МЮД ОКНЯЙНЯРЭЧ БНГДСЬМНЦН БХМРЮ. мЮ ХЯОШРЮМХЪУ БЕПРНКЕР ОНДМЪКЯЪ МЮ 4 Л. дКЪ ОНКЕРНБ ЛНЫМНЯРХ ДБХЦЮРЕКЕИ АШКН МЕДНЯРЮРНВМН. бЕПРНКЕР АШК ДЕЛНМРХПНБЮМ.
пХЯ. 343. яУЕЛЮ ПЮМЖЕБНЦН БЕПРНКЕРЮ м. лЕКЭМХЙЮ Х ю. яБЕРХЙЮЯЮ
бРНПНИ БЕПРНКЕР (ПХЯ. 343) ЙНМЯРПСЙРНПШ ОНДЦНРНБХКХ Й ХЯОШРЮМХЪЛ Б 1961 Ц. аШКН ПЕЬЕМН СЯРЮМНБХРЭ МЮ БЕПРНКЕР НДХМ ДБХЦЮРЕКЭ АНКЭЬЕИ ЛНЫМНЯРХ Я ЛЕМЭЬЕИ СДЕКЭМНИ ЛЮЯЯНИ. пНРНПМШИ ДБХЦЮРЕКЭ бЮМЙЕКЪ НРБЕВЮК РПЕАНБЮМХЪЛ ЙНМЯРПСЙРНПНБ. нМХ ХГЦНРНБХКХ РЮЙНИ ДБХЦЮРЕКЭ Я БНДЪМШЛ НУКЮФДЕМХЕЛ ЯНАЯРБЕММШЛХ ЯХКЮЛХ. оНЯКЕ 50-ВЮЯНБНИ ДНБНДЙХ МЮ ЯРЕМДЕ ОПХ ЯЙНПНЯРХ БПЮЫЕМХЪ 800…900 НА/ЛХМ ДБХЦЮРЕКЭ МЮВЮК СЯРНИВХБН ПЮАНРЮРЭ. хЯОШРЮМХЪ МЮ ЯРЕМДЕ ОНЙЮГЮКХ, ВРН ДБХЦЮРЕКЭ ПЮГБХБЮЕР ЛНЫМНЯРЭ 30 К.Я. (22 ЙбР) ОПХ 17 000 НА/ЛХМ. мЮ МНБНЛ БЕПРНКЕРЕ ДБХЦЮРЕКЭ СЯРЮМНБХКХ МЮД ЯРСОХЖЕИ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ, Ю РЪМСЫХЕ БНГДСЬМШЕ БХМРШ НЯРЮКХЯЭ МЮ РЕУ ФЕ РПЕУ ЬРЮМЦЮУ, ВЕПЕГ ЙНРНПШЕ АШКХ ОПНОСЫЕМШ ОПХБНДМШЕ БЮКШ.
хЯОШРШБЮК БЕПРНКЕР ю. яБЕРХЙЮЯ (Б ОПНЬКНЛ КЕРВХЙ). хЯОШРЮМХЪ ОПНБНДХКХЯЭ Б РПЮЙРНПНПЕЛНМРМНЛ ЖЕУЕ. хЯОШРЮРЕКЭ, БЕЯХБЬХИ 92 ЙЦ, СЙПЕОХК БЕПРНКЕР МЮ ЯОХМЕ Х БЯРЮК МЮ РПЮЙРНПМСЧ ПЮЛС. оНЯКЕ ГЮОСЯЙЮ ДБХЦЮРЕКЪ Х ПЮЯЙПСРЙХ БХМРЮ юКЕЙЯЮМДП, ДЕПФЮЯЭ ГЮ РПЮЙРНПМСЧ ПЮЛС МНЦЮЛХ, СБЕКХВХК ЬЮЦ БХМРЮ Х ВХЯКН НАНПНРНБ ЛНРНПЮ. мЕНФХДЮММН ОХКНР ЯРПЕЛХРЕКЭМН ОНДМЪКЯЪ Б БНГДСУ. аЕМГНАЮЙНЛ Х ДБХЦЮРЕКЕЛ БЕПРНКЕР СДЮПХКЯЪ Н ОНРНКНЙ ЖЕУЮ, БШЯНРЮ ЙНРНПНЦН АШКЮ ОЪРЭ ЛЕРПНБ. оПХ СДЮПЕ НДМЮ КНОЮЯРЭ НРНПБЮКЮЯЭ. лЮКШЕ БХМРШ ПЮГБЮКХКХЯЭ, Х яБЕРХЙНЯ СОЮК МЮ ОНК ЖЕУЮ. й ЯВЮЯРЭЧ, БЯЕ НАНЬКНЯЭ АКЮЦНОНКСВМН, УНРЪ ЙНМЯРПСЙРНПШ ОПХ ХЯОШРЮМХЪУ БЕПРНКЕРЮ ЦПСАН МЮПСЬХКХ ОПЮБХКЮ РЕУМХЙХ АЕГНОЮЯМНЯРХ. еЦН МЕНАУНДХЛН АШКН ХЯОШРШБЮРЭ МЮ ОПХБЪГХ, МЮ ПНБМНИ НРЙПШРНИ ОКНЫЮДЙЕ.
пХЯ. 344. яУЕЛЮ ЮБРНФХПЮ Я ОПШФЙНБШЛ БГКЕРНЛ
яКЕДСЧЫХИ ОПНЕЙР ЮБРНФХПЮ Я ОПШФЙНБШЛ БГКЕРНЛ (ПХЯ. 344) ЙНМЯРПСЙРНПШ ПЮГПЮАНРЮКХ Я СВЕРНЛ НОШРЮ МЕСДЮВМШУ ХЯОШРЮМХИ ЯБНХУ ПЮМЖЕБШУ БЕПРНКЕРНБ. юБРНФХП ХЛЕК МЕЯСЫСЧ ПЮЛС, РПЕУЙНКЕЯМСЧ РЕКЕФЙС-ЬЮЯЯХ Я МНЯНБШЛ ЙНКЕЯНЛ Х БЕПРХЙЮКЭМНЕ НОЕПЕМХЕ Я ПСКЕЛ МЮОПЮБКЕМХЪ. йЮАХМЮ ОХКНРЮ НРЙПШРЮЪ, ГЮ ЯОХМЙНИ ЯХДЕМЭЪ ОХКНРЮ СЯРЮМНБКЕМ ОЪРХЖХКХМДПНБШИ ГБЕГДННАПЮГМШИ ДБХЦЮРЕКЭ БНГДСЬМНЦН НУКЮФДЕМХЪ Я РНКЙЮЧЫХЛ БХМРНЛ. дБХЦЮРЕКЭ ВЕПЕГ ЛСТРС ЯЖЕОКЕМХЪ Я ОНЛНЫЭЧ РПЮМЯЛХЯЯХХ ЯНЕДХМЪКЯЪ Я РПЕУКНОЮЯРМШЛ МЕЯСЫХЛ БХМРНЛ. щРН ОНГБНКЪКН НЯСЫЕЯРБКЪРЭ ПЮЯЙПСРЙС МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ ОЕПЕД БГКЕРНЛ Х НАЕЯОЕВХБЮКН БНГЛНФМНЯРЭ ОПШФЙНБНЦН БГКЕРЮ ЮБРНФХПЮ. яБЕДЕМХИ Н ГЮБЕПЬЕМХХ ОНЯРПНИЙХ ЩРНЦН ЮБРНФХПЮ Х ХЯОШРЮМХЪУ МЕР.
пХЯ. 345. бЕПРНКЕР яел-1
бЕПРНКЕР яел-1 (ПХЯ. 345). фСПМЮК «нЦНМЕЙ» Б 1963 Ц. НОСАКХЙНБЮК МЕАНКЭЬСЧ ГЮЛЕРЙС Н БЕПРНКЕРЕ яел-1 х.я. яЕЛЕМНБЮ. яКЕЯЮПЭ ОН ЯОЕЖХЮКЭМНЯРХ, НМ Б ЯНДПСФЕЯРБЕ Я ГЮБНДЯЙХЛХ ХМФЕМЕПЮЛХ ЯОПНЕЙРХПНБЮК Х ОНЯРПНХК БЕПРНКЕР Я ПЕЮЙРХБМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ, СЯРЮМНБКЕММШЛХ МЮ ЙНМЖЮУ КНОЮЯРЕИ.
ьЮЯЯХ БЕПРНКЕРЮ — ОХПЮЛХДЮКЭМНЕ Я МНЯНБШЛ ЙНКЕЯНЛ. уБНЯРНБНЕ НОЕПЕМХЕ ЯНЯРНЪКН ХГ НДМНЦН ЖЕКЭМНОНБНПНРМНЦН ЙХКЪ. йНМЯРПСЙЖХЪ БЕПРНКЕРЮ ЛЕРЮККХВЕЯЙЮЪ. йЮАХМЮ ОХКНРЮ, ПЮЯОНКНФЕММЮЪ Б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ, ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКЮ СЯРЮМНБЙС ЯЗЕЛМНЦН ТНМЮПЪ.
й ЯНФЮКЕМХЧ, МХЙЮЙХУ ДЮММШУ Н ЛЕЯРЕ ОНЯРПНИЙХ Х ХЯОШРЮМХЪУ БЕПРНКЕРЮ Б ФСПМЮКЭМНИ ГЮЛЕРЙЕ МЕ ОПХБНДХКНЯЭ.
юБРНФХП ъ. юПРЕЛВСЙЮ. пЮАНРЮ МЮД ЮООЮПЮРНЛ ОПНУНДХКЮ Я 1963 ОН 1970 Ц. йНМЯРПСЙЖХЪ ЮБРНФХПЮ ДЕПЕБЪММЮЪ. б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ПЮЯОНКНФЕМ ЯРЮАХКХГЮРНП ОКНЫЮДЭЧ 0,5 Л2, МЮ ЙНМЖЮУ ЙНРНПНЦН ГЮЙПЕОКЕМН ПЮГМЕЯЕММНЕ БЕПРХЙЮКЭМНЕ НОЕПЕМХЕ Я ПСКЕЛ ОНБНПНРЮ. б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ СЯРЮМНБКЕМ ЯЮЛНДЕКЭМШИ ДБСУЖХКХМДПНБШИ ДБХЦЮРЕКЭ БНГДСЬМНЦН НУКЮФДЕМХЪ Я РЪМСЫХЛ БНГДСЬМШЛ БХМРНЛ. йЮАХМЮ НРЙПШРНЦН РХОЮ (ПХЯ. 346).
пХЯ. 346. юБРНФХП ъ. юПРЕЛВСЙЮ
бРСКЙЮ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ ПЮЯОНКНФЕМЮ МЮД ЙЮАХМНИ МЮ РПЕУЯРНЕВМНЛ ЙЮАЮМЕ. сОПЮБКЕМХЕ МЕЯСЫХЛ БХМРНЛ МЕОНЯПЕДЯРБЕММНЕ. пСВЙЮ СОПЮБКЕМХЪ ЙПЕОХКЮЯЭ Й НЯХ БПЮЫЕМХЪ БХМРЮ.
мЕЯСЫХИ БХМР ДБСУКНОЮЯРМШИ. пЮЯЙПСРЙЮ ЕЦН НЯСЫЕЯРБКЪКЮЯЭ НР ЛЕУЮМХВЕЯЙНЦН ОПХБНДЮ ВЕПЕГ ПЕДСЙРНП Х ЦХАЙХИ БЮК. яОНЯНА ПЮЯЙПСРЙХ — ОМЕБЛЮРХВЕЯЙХИ. вЮЯРЭ ЛНЫМНЯРХ НР ЛЮПЬЕБНЦН ДБХЦЮРЕКЪ ЬКЮ МЮ ЖЕМРПНАЕФМШИ ЙНЛОПЕЯЯНП ЙНМЯРПСЙЖХХ юПРЕЛВСЙЮ. нР ЙНЛОПЕЯЯНПЮ БНГДСУ ОНЯРСОЮК МЮ ЯНОКЮ, ПЮЯОНКНФЕММШЕ МЮ ЙНМЖЮУ КНОЮЯРЕИ. уНПДЮ КНОЮЯРХ 210 ЛЛ.
ьЮЯЯХ РПЕУЙНКЕЯМНЕ. сОПЮБКЕМХЕ МНЯНБШЛ ЙНКЕЯНЛ ЯНБЛЕЯРМН Я ПСКЕЛ МЮОПЮБКЕМХЪ — МНФМНЕ. нЯМНБМШЕ НОНПШ ЬЮЯЯХ ХЛЕЧР ОПСФХММСЧ ЮЛНПРХГЮЖХЧ Х ЯМЮАФЕМШ РНПЛНГЮЛХ. оНД ЯРЮАХКХГЮРНПНЛ СЯРЮМНБКЕМЮ БЯОНЛНЦЮРЕКЭМЮЪ УБНЯРНБЮЪ НОНПЮ.
пЮМЖЕБШИ БЕПРНКЕР ч. тЮПЯНАХМЮ (ПХЯ. 347). яКЕДСЕР ЯЙЮГЮРЭ, ВРН ПЮАНРШ ЮБХЮЙНМЯРПСЙРНПНБ-КЧАХРЕКЕИ МЕПЕДЙН НЯРЮБЮКХЯЭ МЕХГБЕЯРМШЛХ Х КХЬЭ ОН МЕЙНРНПШЛ ЮООЮПЮРЮЛ ГЮТХЙЯХПНБЮМШ МЕЙНРНПШЕ ДЮММШЕ. мЮОПХЛЕП, Б 1963 Ц. ч. тЮПЯНАХМ ХГ йХЕБЯЙНИ НАКЮЯРХ ЯОПНЕЙРХПНБЮК Х ОНЯРПНХК ПЮМЖЕБШИ БЕПРНКЕР. б ФСПМЮКЕ «рЕУМХЙЮ ЛНКНДЕФХ» ╧ 3, 7, 1964 Ц., АШКХ НОСАКХЙНБЮМШ ТНРНЦПЮТХЪ Х ЯУЕЛЮ БЕПРНКЕРЮ Я ДБСУКНОЮЯРМШЛ МЕЯСЫХЛ БХМРНЛ. лЮЯЯЮ ЙНМЯРПСЙЖХХ ЮООЮПЮРЮ 25 ЙЦ.
пХЯ. 347. яУЕЛЮ ПЮМЖЕБНЦН БЕПРНКЕРЮ ч. тЮПЯНАХМЮ
нЯМНБМНИ оСбпд АШК СЯРЮМНБКЕМ МЮ ЬРЮМЦЕ, ЯМЮАФЕММНИ ОПНРХБНБЕЯНЛ, Ю ДБЮ БЯОНЛНЦЮРЕКЭМШУ (ПЮГЦНММШУ) ОПЪЛНРНВМШУ ПЕЮЙРХБМШУ ДБХЦЮРЕКЪ ПЮЯОНКЮЦЮКХЯЭ МЮ ЙНМЖЮУ КНОЮЯРЕИ. й КЕЦЙНИ МЮЯОХММНИ ПЮЛЕ ЙПЕОХКХЯЭ ОНДБЕЯМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ОХКНРЮ, УБНЯРНБЮЪ АЮКЙЮ Я ЙХКЕЛ Х ЙПНМЬРЕИМ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. н ПЕГСКЭРЮРЮУ ХЯОШРЮМХИ Х ДЮКЭМЕИЬХУ ПЮАНРЮУ ЯБЕДЕМХИ МЕР.
рЮАКХЖШ Й ЦКЮБЕ 13
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2004
Перекрещенные лопасти
В тридцатых годах была предложена схема т.н. синхрокоптера. Эта концепция предлагает использование двух двухлопастных несущих винтов, втулки которых размещены на минимальном расстоянии с развалом осей наружу. Винты должны вращаться навстречу друг другу, а особая конструкция редуктора исключает перехлест лопастей.
Синхрокоптер Fl 265 конструкции А. Флеттнера. Фото Airwar.ru
Несущая система синхрокоптера способна создавать требуемую подъемную силу и обеспечивать полет на тех же режимах, что и классическая схема. Она имеет преимущество в виде возможности повышения общей тяги и грузоподъемности, а разведение векторов тяги повышает устойчивость на висении и других режимах. При этом реактивные моменты двух винтов компенсируют друг друга и исключают необходимость рулевой системы.
Впрочем, синхрокоптеры не получили большого распространения. В тридцатых годах такую технику выпускала немецкая фирма Flettner, а с 1945 г. этой тематикой занимались и в других странах. Наибольшую известность получили вертолеты американской компании Kaman Aerosystems. До определенного времени синхрокоптеры пользовались определенным спросом, но затем направление увяло – сейчас в серии состоит только один образец. За все время было построено не более 400-500 серийных машин этого класса.
Вертолеты Kaman K-Max авиации КМП США. Фото Wikimedia Commons
Главный недостаток синхрокоптера заключается в сложности редуктора, выдающего момент на два близко расположенных винта. Привод одного несущего винта с теми же характеристиками оказывается значительно проще. Кроме того, пара двухлопастных винтов имеет ограниченный потенциал тяги. Так, современный «тяжелый» синхрокоптер Kaman K-Max поднимает не более 2700 кг и проигрывает в этом отношении множеству вертолетов классической схемы.
Вращение и остановка
Известна идея объединения вращающегося винта и фиксированного крыла. В таком случае вращение несущего винта используется для взлета и разгона. На определенной скорости винт должен останавливаться, а его лопасти – превращаться в неподвижное крыло. Это позволяет развивать большую скорость полета, но требует разработки и внедрения новых решений.
В качестве примера можно рассмотреть проект X-Wing компании Sikorsky, разрабатывавшийся с середины семидесятых дополнение к вертолету S-72. Последний представлял собой вертолет с несущим и рулевым винтом, оснащенный развитым крылом небольшой стреловидности. По бокам фюзеляжа находилась пара газотурбинных двигателей, выдававших мощность на вал (для винтов) и создававших реактивную тягу (для скоростного полета).
Опытный вертолет Sikorsky S-72 с несущей системой X-Wing. Фото NASA
Несущая система типа X-Wing получила втулку с дисковидным обтекателем, оснащенную автоматом перекоса только с общим шагом. Использовались прямоугольные в плане лопасти с вертикально симметричным профилем. На передней и задней кромке лопасти имелись отверстия для выпуска наружу сжатого воздуха от компрессора. Воздух за счет эффекта Коанда должен был «удлинять» профиль лопасти, помогая ей создавать подъемную силу. В зависимости от способа подачи воздуха, лопасть одинаково эффективно работать на вращении и в неподвижном положении.
Система X-Wing успешно прошла испытания в аэродинамической трубе и даже была установлена на опытный S-72. Однако незадолго до запланированных полетов, в 1988 г. NASA и DARPA распорядились прекратить работы. При всех ожидаемых преимуществах, необычная несущая система была слишком сложной. Кроме того, проект растянулся на 10 с лишним лет, а его стоимость превысила допустимый предел. По этой причине, концепция X-Wing в дальнейшем не получила никакого развития.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ
Впервые вертолеты использовали в военных целях во время Второй мировой войны для несения патрульной службы и спасательных работ. Эвакуация раненых с поля боя была главной задачей для вертолетов во время войны в Корее. Эти вертолеты имели поршневые двигатели, и поэтому скорость их полета и грузоподъемность были невысокими.
Американские вертолеты с газотурбинными двигателями появились во время войны во Вьетнаме. Роль вертолетов значительно возросла. Военные вертолеты использовались для наблюдения, транспортировки войск и снаряжения.
Позже вертолеты начали принимать активное участие и в боевых действиях. Вооруженный реактивными снарядами и ракетами, вертолет стал высокоэффективным средством борьбы с танками. Дальнейшее усовершенствование оптических приборов расширило возможности применения вертолетов для контроля за передвижением войск даже ночью (с помощью инфракрасных приборов ночного видения). Появились вертолеты-разведчики и вертолеты для выполнения специальных заданий, таких, как борьба с террористами.
В сухопутных войсках США насчитывается более 7000 действующих вертолетов. ВМС, морская пехота и ВВС США также используют вертолеты.
Вертолеты находят универсальное применение как транспортное средство. Они используются для воздушного наблюдения, поисковых и спасательных операций, перевозки людей и грузов, особенно в труднодоступных районах.
Почти четверть гражданских вертолетов США принадлежит частным компаниям. Служебные вертолеты компаний используются главным образом для перевозки работников в деловые центры, филиалы компании и аэропорты.
Вертолеты обслуживают также и обычных пассажиров. Во многих крупных городах имеются рейсовые вертолеты, которые курсируют между центром города и ближайшими аэропортами.
Рыбаки используют вертолеты для обнаружения косяков рыбы. Фермеры применяют их для обработки посевов, а лесничие – для обнаружения лесных пожаров. Универсальность вертолетов содействовала их успешному применению в многочисленных совершенно различных областях человеческой жизнедеятельности.
Линза в полете
Прямо сейчас французская компания Conseil & Technique прорабатывает концепцию легкого вертолета-аэротакси с необычной несущей системой. Предложенная конструкция воздушного винта проигрывает традиционной по создаваемой подъемной силе на взлетно-посадочных режимах, но отличается большей простотой и способностью создавать увеличенную тягу в горизонтальном полете. Также заявлена возможность уменьшения шума.
Работа винта X-Wing на разных режимах. Sikorskyarchives.com
Оригинальный винт строится на основе диска линзообразной формы, занимающего 70% ометаемой площади. По его краям предлагается крепить короткие лопасти аэродинамического профиля. О возможности размещения автомата перекоса не сообщается; управление тягой может выполняться за счет изменения оборотов.
Испытания показали, что при горизонтальном полете дисковая часть создает значительную подъемную силу, за счет чего конструкция в целом обходит по характеристикам винт традиционной конструкции. Кроме того, угол атаки удалось довести до 25° без срыва потока. Разрабатываемый летательный аппарат, по расчетам, сможет развивать скорость до 200 км/ч.
Концепт «аэротакси» с линзовидными винтами от Conseil & Technique
Проект компании Conseil & Technique пока находится на стадии исследований и отработки конструкции. Вероятно, в ближайшее время его доведут до испытаний на макетах, после чего может появиться полноценный опытный вертолет многовинтовой схемы. Удастся ли этой альтернативной конструкции решить все поставленные задачи и найти место в авиационной отрасли – неизвестно.
МИ – 8
Вертолеты данной конструкции имеют два аварийных выхода, экипаж 2 пилота, максимальная скорость 250 км. ч., крейсерская скорость 230 км. ч., дальность полета 620 км., продолжительность полета 4 час. Потолок 6000 м., длина 19 м., высота 4,7 м., ширина 2,5 м.,
Салон стандарт до 20 пассажиров
Вертолет МИ-8 выпускается в двух вариантах: – пассажирский, деловой с гардеробом и без, имеющий систему отопления и вентиляции, установлены откидные кресла, WC, TV, лингафонной системой внутрисалонного оповещения; — транспортный, с грузоподъемностью до 3 тонн (под запрос до 20 тонн), с большим грузовым люком с открывающимися створками, возможность оснащения внешней подвески. Для загрузки небольшой колесной техники имеется трап с регулируемой колеей.
VIP салон до 10 пассажиров
Салон повышенной комфортности, предназначенный для деловых и административных полетов, укомплектованный креслами и диваном повышенной безопасности, кухонным блоком с печкой СВЧ, аппаратом для приготовления горячих напитков и холодильником, гардеробом для верхней одежды, WC, TV, В стоимость полета на VIP борту предоставляется легкая закуска, прохладительные и горячие напитки. — питание на борту по Вашему заказу — общение по всем вопросам только с одним профессионалом — личное присутствие нашего менеджера при вылете
В поисках альтернатив
Долгие десятилетия существования и активной эксплуатации вертолетов показали все преимущества классической схемы несущей системы. Попытки создания альтернативных схем, имеющих минимальное сходство с нею, пока не увенчались особыми успехами. Впрочем, ученые и инженеры не прекращают работу и продолжают поиск перспективных идей.
Очередной проект такого рода создается прямо сейчас, и его результаты станут ясны в ближайшем будущем. При этом понятно, что ни одна из новых несущих систем не сможет оказать заметного влияния на общее положение дел, и классическая схема и разные варианты ее развития сохранит свое место в авиационной технике. Впрочем, новые разработки – при условии достаточного совершенства – могут найти свою нишу, где их преимущества окажутся наиболее уместными и выгодными.
Robinson – 44 до 3 пассажиров
Robinson R 44 — лёгкий многоцелевой четырёхместный однодвигательный коммерческий вертолёт, производства компании “Robinson Helicopter” США. Первый полёт совершил 31 марта 1990 года. Вертолёт с металлическими шасси, предназначенными для посадки на твердый грунт. Носит обозначение Robinson R44 Raven, вертолёт с поплавками для посадки на воду — Robinson R44 Clipper. Данная модель вертолета является одной из самых популярных из своего класса. Количество дверей: 4. Дальность полета 650 км., длительность беспосадочного полета до 3,5 часов, крейсерская скорость 210 км. час, максимальная скорость 240 км. ч., максимальная высота 4250 м. Длина фюзеляжа 9,06 м., диаметр с винтом 11, 75 м.. Кроме использования в крупных городах России вертолеты активно используются на Алтае и в Сибири, отлично зарекомендовав себя при полетах в различной местности и разных температурах. Комфортабельный салон с большой площадью остекления всей кабины создают хороший обзор для пассажиров и пилота.