Обзор модели истребителя Су-34 «Защитник» 1:48 (KH80141) от производителя KittyHawk


Сухой «Су-24», Бомбардировщик

В 1972 г. на вооружение ВВС СССР был принят новый фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Машина, разработанная в ОКБ П. О. Сухого, получила индекс СУ-24. На западе он стал известен под названием “Грузовик с бомбами”. СУ-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. На СУ-24 применили специальную аппаратуру, позволяющую ему производить полет с сгибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч. Возможность такого полета значительно повысила выживаемость самолета в бою. СУ-24 оборудован системой дозаправки в воздухе. Самолет построен по классической схеме, и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой геометрии. Крыло самолета имеет мощную механизацию, включающую предкрылки, выдвижные двухщелевые закрылки и интерцепторы. Шасси самолета трехстоечное с двухскатными колесами. Конструкция шасси позволяет использовать самолет как с бетонных аэродромов, так и с грунтовых полос. В отличии от большинства самолетов на СУ-24 применена кабина с поперечным размещением пилотов. Размещение летчиков “плечом к плечу” позволило значительно снизить утомляемость в длительном полете и улучшить взаимодействие. Кабина оснащена катапультируемыми креслами класса 0-0.

СУ-24 оборудован современным электронным оборудование, включающим в себя мощную БЦВМ. На самолете имеются средства РЭБ, состоящие из станции РЭБ, системы выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек. СУ-24 имеет 8 точек подвески вооружения (4 крыльевых и 4 подфюзедяжных) . Два наружных крыльевых узла подвески независимо от угла стреловидности крыла постоянно расположены параллельно фюзеляжу. СУ-24 имеет встроенную 30-мм или 23-мм пушку (в зависимости от модификации) расположенную на левом воздухозаборнике. На узлах подвески под центропланом могут устанавливаться двухбалочные держатели. Для уменьшения пробега СУ-24 оснащен тормозным парашютом. С 1985 г. на вооружение стала поступать модификация СУ-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 80-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение СУ-24МР. СУ-24МР обеспечивает всепогодную комплексную воздушную разведку днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км за линией боевого соприкосновения войск. Самолет оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1. Он состоит из средств инфракрасной, радиолокационной, телевизионной, лазерной, общей радиотехнической и радиационной разведки. Кроме того, на самолете установлена аппаратура для панорамной и перспективной фотосъемки. Управление средствами разведки осуществляется как вручную, так и автоматически. Бортовой навигационный комплекс обеспечивает полет по запрограммированному маршруту, вывод самолета в район разведки, маловысотный полет с огибанием рельефа местности. В носовой части самолета установлена РЛС бокового обзора “ШТЫК”, в нижней части – панорамный аэрофотоаппарат АП-402М, в нижней части фюзеляжа, сразу за кабиной – перспективный АФА-А-100, в нижней центральной части фюзеляжа – ИК система обзора. На центральном подфюзеляжном узле подвешивается контейнер с лазерной аппаратурой “ШПИЛЬ-М”, на правом внешнем подкрыльевом узле – контейнер с аппаратурой радиационной разведки “ЭФИР-1М”.

СУ-24МР не имеет аналогов среди зарубежных фронтовых разведчиков по комплексности получаемой информации. Например, в ВВС США самолет RF-4C, составляющий основу тактической разведывательной авиации, не оснащен средствами лазерной и радиационной разведки. На СУ-24МР собранная фотоинформация обрабатывается прямо на борту и может передаваться на землю при помощи специальных устройств. Остальная развединформация оперативно передается по радиоканалам. СУ-24 поставлялся в Ирак и ряд других стран. В ВВС России насчитывается около 800 СУ-24 различных модификаций, из них 35 машин в авиации ВМФ.

Су-24 – Базовая модификация. Су-24М – Модернизированный бомбардировщик, первый полёт — 1976 год. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт. Су-24М2 – Вторая модернизация бомбардировщика (1999 год). Су-24МК – Экспортный вариант Су-24М, первый полёт — 1987 год. Су-24МП (изделие 46) – Постановщик помех, первый полёт в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов. Два борта были переданы в Липецкий Центр, 8 поступили на вооружение в 118-й отдельный авиационный полк самолётов РЭБ в г. Чортков, УССР. После развала СССР полк расформирован в 1994 году, о дальнейшей судьбе самолётов достоверной информации нет. Су-24МР – Самолёт-разведчик, первый полёт в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.

МодификацияСу-24М
Размах крыла, м
максимальный (69 град)17,64
минимальный (16 град)10,37
Длина самолета, м24.59
Высота самолета, м6.19
при угле 69 град.51,02
при угле 16 град.55,16
Масса, кг
пустого самолета22300
нормальная взлетная33500
максимальная взлетная39700
максимальная посадочная28000
Топливо, кг
внутренние топливо9800
ПТБ6590
Тип двигателя2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21Ф-3А
Тяга, кН
нефорсированная2 х 76.49
форсированная2 х 110.32
Максимальная скорость, км/ч
на высоте1700
на уровне моря1400
Перегоночная дальность, км
с одной дозаправкой4270
с двумя ПТБ2850
Боевой радиус действия, км
без ПТБ390
с ПТБ560
Практический потолок, м11000
Макс. эксплуатационная перегрузка6.5
Экипаж, ч2
Вооружение: одна встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М с 500 снарядами; Боевая нагрузка – 8000 кг на 8 узлах подвески; управляемое и корректируемое вооружение класса “воздух-поверхность” (ракеты Х-23, Х-23М, Х-28, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31П, Х-58У, Х-58Е, Х-59; авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-500КР, КАБ-1500Л); неуправляемое вооружение (авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М62, ФАБ-500М54, ЗБ-500Ш, ЗБ-500ГД, РБК-250, РБК-500, НУРСы С-5, С-8КО, С-13Т, С-13ОФ, С-24Б, С-25ОФ, С-25ОФМ); управляемое ракетное вооружение класса “воздух-воздух” (до 2 ракет Р-60 или Р-60М). В семи точках могут подвешиваться контейнерные системы типа КМГУ, в 3-х – подвесные пушечные установки СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой 9А-620 или 9А-768 калибра 23 мм с боекомплектом 400 снарядов в каждой

История

Говоря о «Су-24М2», нельзя не упомянуть о «Су-24», на основе которого он собран. «Т-6» («Су-24») в феврале 1976 года запустили в серийное производство. Самолет выпускался на авиационном заводе в Новосибирске до 1993 года. В этом году завершился выпуск всех модификаций, основной чертой которых является крыло изменяемой стреловидности, позволяющее совершать полеты как на дозвуковой, так и сверхзвуковой скоростях. Примечательно, что тяжелый ракетоносец «Ту-16» тоже изначально проектировался в «КБ Сухого» на основе модели «Т-4».

При этом крылья (по передним консолям) могут принимать 4 положения: взлетно-посадочное — 16 градусов; дозвуковые полеты выполняются при 36 градусах; сверхзвуковое — 69 градусов. Также есть положение 45 градусов, предназначенное для лучшего маневрирования в бою.

Вооружение

В основе вооружения «Су-24М2» лежит прицельно-навигационная система «Пума». Радиолокатор, на основе которого она работает, может выделять даже малозаметные объекты на воде или суше. По ее показаниям можно поражать цели всеми свободно падающими бомбами, находящимися на борту. Кроме того, имеется пассивная радиолокационная система третьего поколения «Филин-Н», перекрывающая 6 диапазонов работы вражеских станций обнаружения. Теоретически по ее данным можно было поражать такие объекты, но впоследствии от этого отказались.

Модернизация

Современная стоимость военной авиации значительно выросла, в результате чего приходится пересматривать возможности улучшения старых моделей. «Су-24М2-Гефест», прошедший модернизацию на одноименном заводе, оказался очень удачным. И большинство военных пилотов сходятся во мнении, что в хороший бой они пойдут только на самолетах, побывавших на этом предприятии.

Возможности бомбометания обычными бомбами самолета, побывавшего на «Гефесте», стали сопоставимы с результатами использования новейших КАБов (авиационных бомб).

Конструкция

Как и у прототипа, в «Су-24М2» кабина рассчитана на двух человек. Слева находится КВС, справа садится штурман, управление сдвоенное. В фонаре машины ничего примечательного нет, он, как и у других самолетов похожего типа, плавно переходит в обтекающие элементы фюзеляжа, прикрывающие всю проводку управления.

Два двигателя расположены по бокам корпуса, прижаты к нему, освобождают тем самым крылья от дополнительного веса. Компоновка шасси рассчитана на три точки опоры, в полете их можно убрать. Передняя стойка складывается назад по ходу, задние наоборот. Две боковые опоры находятся почти под фюзеляжем, так как, кроме всех систем управления, там находятся основные топливные баки, блоки радиоэлектроники и другое оборудование. Крылья, кроме основного назначения, используются для крепления пилонов, держащих вооружение. Здесь же расположены тормозные щитки, также являющиеся передними створками ниш, в которых скрываются боковые шасси в полете. При посадке они отклоняются до 62 градусов перпендикулярно направлению полета. Двигатели имеют тягу 7800 кг, на форсаже выдают до 11500 каждый.

Отличительной особенностью «Су-24М2» можно назвать наличие больших монолитных фрезерованных панелей. Их использование значительно удешевило производство. В то же время это уменьшает число соединительных швов в герметичных частях кабины и топливных баков, что, в свою очередь, улучшает безопасность полета. Большая часть конструкции основана на сплавах титана, магния, алюминия. Детали двигателей, работающие при высоких температурах, выполнены из нержавеющей стали.

Характеристики оперения

Среди модификаций можно назвать и «Су-24М2». Характеристики ее рассмотрим подробно, так как практически все другие описанные модели имеют те же возможности. И «М2» также вполне можно назвать прототипом любой из них.

Из-за больших мощностей, развиваемых двигателями военного самолета, «Су» получил пару воздухозаборников, расположенных перед моторами, которые за время жизни получили несколько изменений. В итоге пришли к самому простому решению — регулировка потока воздуха включается только в моменты взлета и посадки. Управление производится движениями закрылков.

Крыло имеет три секции закрылков, четыре секции предкрылков. Площадь закрылков примерно 10 кв. метров, в поздних версиях самолета закрылки два и три совместили, в результате чего эти версии имеют 2 секции. Угол их выдвижения достигает 35 градусов. Предкрылки имеют площадь 3 кв. метра и угол выдвижения 27 градусов. В поздних версиях они уменьшились на одну секцию. Так как самолет имеет изменяемую геометрию крыла, пилоны оснащены системой синхронизации положения относительно продольной оси машины.

Вертикальное оперение площадью 9 метров, угол стреловидности киля — 55 градусов. В верхней части хвоста (под колпачком) находится антенна радиосвязи. В процессе жизни бомбардировщика под руль из фюзеляжа переехали тормозные парашюты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]