Нами производятся несколько типов ведущих мостов подходящих для установки на различные внедорожники, в том числе УАЗ. Все типы мостов имеют колею от 1450 до 2200 мм, смещение корпуса главной пары варьируется. На все мосты возможна установка дисковых тормозов, блокировок (самоблокирующихся и принудительных), системы подкачки шин. Технические характеристики мостов для вездеходов: -Мосты рассчитаны на колеса до 1450 мм при полной массе вездехода до 3000 кг. -Места под рессоры и крепления амортизаторов изготовляются по желанию заказчика. -Масса от 150кг до 190кг в зависимости от исполнения -На мостах с тракторными бортовыми редукторами: -Диаметр ведомого вала бортового редуктора 50мм. -Портальность 114 мм.
______________________________________________________________________________
Цены указаны на пару мостов в стандартной комплектации:
1,2,6 артикулы с барабанными тормозами
3,4,5,7 артикулы с трансмиссионными дисковыми тормозами
При желании ставим доп. опции:
-Самоблокирующийся дифференциал в мост 15000 шт.
-Принудительная блокировка(пневмо,механика,гидравлика) в мост 30000шт.
-Подкачка 30000 (3,4,5,7 вариант)
-Дисковые тормоза по кругу 50000 на 2 моста (артикулы 3,4,5,7)
-Подкачка 50000 (1,2,6 артикулы)
-Дисковые тормоза по кругу 30000 на 2 моста мост(1,2,6 артикулы)
Особенности трансмиссии бронетранспортера БТР-80
16>
Трансмиссия БТР-80 предназначена для:
передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам машины и водометному движителю;
изменения скорости движения машины на суше и тяговых усилий на ведущих колесах в более широком диапазоне, чем это можно обеспечить изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя;
обеспечения плавного трогания с места;
отключения двигателя от ведущих колес машины при пуске двигателя и его работы на стоянке.
Технические характеристики трансмиссии раскрыты в таблице 12.13.
Трансмиссия БТР-80 (рис. 12.44) включает в себя:
сцепление 12; коробку передач 10; раздаточную коробку 22; карданные передачи; мосты 17, 20, 24, 28; колесные редукторы 4.
Рис. 12.44 Схема трансмиссии БТР-82:
1 – редуктор лебёдки; 2 – передний карданный вал привода лебёдки; 3 – карданный вал привода колёсного редуктора; 4 – колёсный редуктор; 5 – задний карданный вал привода лебёдки; 6 – карданный вал привода третьего моста; 7 – промежуточный карданный вал; 8 – передний карданный вал привода водомётного движителя; 9 – промежуточная опора карданной передачи на водомётный движитель; 10 – коробка передач; 11 – задний карданный вал привода водомётного движителя; 12 – сцепление; 13 – редуктор водомётного движителя; 14 – вал гребного винта; 15 – двигатель; 16 – гребной винт; 17 – четвёртый мост; 18 – задний карданный вал привода четвёртого моста; 19 – промежуточная опора карданной передачи на четвёртый мост; 20 – третий мост; 21 – передний карданный вал привода четвёртого моста; 22 – раздаточная коробка; 23 – карданный вал привода второго моста; 24 – второй мост; 25 – задний карданный вал привода первого моста; 26 – промежуточная опора карданной передачи на первый мост; 27 – передний карданный вал привода первого моста; 28 – первый мост.
Таблица 12.13
Технические характеристики трансмиссии БТР-80
Тип | Механическая, ступенчатая |
Сцепление: | Модели 14 |
Коробка передач: | механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с механическим приводом управления, с синхронизаторами на II—III и IV—V передачах |
Раздаточная коробка: Тип | Механическая, межосевая, двухступенчатая, с шестернями постоянного зацепления, с дифференциальной раздачей крутящего момента посредством карданной передачи на два потока (на 1-3-й и 2-4-й мосты) и блокировкой дифференциала |
Карданные передачи: | Открытые, жесткие, валы трубчатые, шарниры на игольчатых подшипниках, с торцевыми шлицами на фланцах |
Ведущие мосты: количество, шт главные передачи дифференциалы | Конические, со спиральным зубом Блокируемые, с коническими шестернями |
Колесные редукторы: количество, шт. передаточное число | Механические, одноступенчатые, однотипные для всех осей 4,33 |
Механизм сцепления
состоит из ведущих деталей, ведомых деталей, нажимного устройства и механизма выключения. Привод сцепления предназначен для управления сцеплением. На машине установлен гидравлический привод с пневмогидравлическим усилителем по аналогии с автомобилем КамАЗ-5350.
При отпущенной педали сцепления пружина оттягивает педаль назад, до упора в кронштейн болта, увлекая в том же направлении толкатель. При этом поршень главного цилиндра под действием возвратной пружины находится в крайнем заднем положении, упираясь в упорный болт, а резервуар корпуса цилиндра с рабочей жидкостью через компенсационное отверстие связан с рабочей полостью главного цилиндра. Давление в приводе сцепления отсутствует, все исполнительные механизмы находятся в исходном положении. Сцепление включено. При нажатии на педаль толкатель передвигает поршень, сжимая возвратную пружину. Передвигаясь, поршень вытесняет жидкость под давлением из главного цилиндра по трубопроводу к пневмогидравлическому усилителю. Пневмогидравлический усилитель включается в работу. Усилие, создаваемое им, передается на механизм выключения сцепления.
Коробка передач
классическая трехвальная с блоком шестерней заднего хода. Аналогична, используемой в коробке передач модели 154 автомобиля КамАЗ-5350. На ней дополнительно установлен маслоохладитель, который представляет собой радиатор и состоит из лотковой части и оребренного корпуса, в котором выполнены каналы масляной и водяной магистралей. При движении по суше охлаждение корпуса охладителя осуществляется вентилятором, закрепленным на карданном валу привода четвертого моста. При движении по воде охлаждение корпуса охладителя осуществляется забортной водой.
Раздаточная коробка
служит для раздачи крутящего момента от коробки передач на ведущие мосты, водометный движитель и лебедку, а также для изменения тяговых усилий на ведущих колесах.
Раздаточная коробка (рисунок 12.45) состоит из: картера; первичного вала 29 с блоком шестерен включения повышающей 16 и понижающей 13 передач, шестерней отбора мощности 31 на движитель и подшипниками; вала отбора мощности на водометный движитель 22 с шестерней 23, муфтой 26, фланцем и подшипниками; вала привода на лебедку с муфтой. фланцем и подшипниками; шестерни повышающей 17 и понижающей 52 передач; межосевого дифференциала с муфтой блокировки; переднего промежуточного вала 65 с фрикционом, передней ведущей шестерней 3, тормозным барабаном и подшипниками; заднего промежуточного вала 32 с задней ведущей шестерней и подшипниками; вала привода I моста 63 с муфтой, фланцем и подшипниками; вторичного вала привода I и III мостов 53 с ведомой шестерней 57 и подшипниками; вала привода II моста 50 с муфтой и подшипниками; вторичного вала привода II и IV мостов 40 с ведомой шестерней 44, тормозным барабаном и подшипниками; приводов управления; системы смазки и охлаждения раздаточной коробки.
Картер раздаточной коробки разделен на верхнюю 5 и нижнюю 42 половины. Маслоналивной патрубок с фильтром одновременно является сапуном. Блокировочные устройства раздаточной коробки обеспечивают включение понижающей передачи и блокировку межосевого дифференциала только при включенных передних мостах (1 и 2 мосты подключаемые). Чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион — муфта.
На ведущем валу раздаточной коробки размещен блок шестерен включения повышающей и понижающей передач. Коробка отбора мощности на водометный движитель смонтирована в верхней части раздаточной коробки от первичного вала через шестерню отбора мощности и отбор мощности на лебедку — в передней части раздаточной коробки от первичного вала через муфту. Крутящий момент от ведущего вала передается через межосевой дифференциал (служит для уменьшения циркуляции мощности в трансмиссии машины между третьим и четвертым мостами) на передний и задний промежуточные валы, а через них на вал привода I и III мостов и вал привода II и IV мостов. На корпусе дифференциала смонтированы шестерни повышающей и понижающей передач.
Рис. 12.45. Раздаточная коробка БТР-80:
1 – шток вилки блокировки дифференциала; 2 – гайка штока; 3 – передняя ведущая шестерня; 4 – муфта включения блокировки дифференциала; 5 – верхний картер; 6 – шток вилки включения передач; 7 – шток включения лебедки; 8 – муфта включения привода лебедки; 9 – вилка включения привода лебедки; 10 – верхняя крышка; 11 – левая коробка сателлитов; 12 – сателлит; 13 и 16 – шестерни первичного вала; 14 – муфта включения передач; 15 – вилка включения передач; 17 – шестерня повышающей передачи; 18 – крышка привода спидометра; 19 – ведомая шестерня привода спидометра; 20 – шестерня привода спидометра; 21 – масляный насос; 22 – вал отбора мощности на движитель; 23 – ведущая шестерня привода на движитель; 24 – шток вилки включения привода на движитель; 25 – вилка включения привода на движитель; 26 – муфта включения привода на движитель; 27 – вал привода на движитель; 28 – фланец крепления карданного вала; 29 – первичный вал; 30 – задняя ведущая шестерня; 31 – ведущая шестерня привода на движитель; 32 – задний промежуточный вал; 33 – маслосгонная шайба; 34 – задняя крышка промежуточного вала; 35 – правая коробка сателлитов; 40 – вторичный вал привода II и IV мостов; 41 и 67 – тормоза; 42 – нижний картер; 43 и 51 – шестерни полуосей; 44 – ведомая шестерня; 45 – стяжной болт; 46 – вилка включения II моста; 47 – муфта включения II моста; 48 – картер механизма включения II моста; 49 – шток вилки включения II моста; 50 – вал привода II моста; 52 – шестерня понижающей передачи; 53 – вторичный вал привода I и III мостов; 54 – ступица внутреннего барабана фрикциона; 55 – ведущий барабан фрикциона; 56 – ведомый барабан фрикциона; 57 – ведомая шестерня; 58 – вилка включения I моста; 59 – шарик; 60 – картер механизма включения I моста; 61 – шток вилки включения I моста; 62 – ролики; 63 – вал привода I моста; 64 – муфта включения 1 моста; 65 – передний промежуточный вал; 66 – фланец; 68 – вал привода лебедки; 69 – ведущая звездочка привода лебедки
Для повышения проходимости и исключения пробуксовки колёс при движении по пересечённой местности одновременно с включением передних мостов включается и блокировка межосевого дифференциала. III и IV мосты постоянно включенные.
На переднем промежуточном валу установлен фрикцион-муфта предельного момента. Ведущие и ведомые диски фрикциона установлены на зубчатых венцах ведущего и ведомого барабанов фрикциона и зажаты между упорным и нажимным дисками усилием четырнадцати пружин. Фрикцион предназначен для исключения перегрузки карданных валов, ведущих мостов и колесных редукторов при заблокированном дифференциале в раздаточной коробке. Фрикционная муфта рассчитана на передачу определенного крутящего момента, поэтому при перегрузке одной из пар ведущих мостов (первого и третьего или второго и четвертого) происходит проскальзывание фрикционных дисков с одновременным срабатыванием межосевого дифференциала.
На передних шлицованных концах вторичных валов установлены муфты включения передних мостов. Шлицованный хвостовик заднего вторичного вала (идет на задний мост) служит опорой тормозного барабана стояночного тормоза.
Система смазки и охлаждения раздаточной коробки предназначена для смазки шестерён, подшипниковых узлов и валов раздаточной коробки, а также для снижения температуры всех частей за счёт охлаждения циркулирующего масла. Система включает: масляный насос, масляный бачок, два радиатора охлаждения масла, трубопроводы и сигнальная лампа исправности системы.
Масляный насос крепится к передней стенке картера раздаточной коробки. Насос – двухсекционный, шестерённый. Каждая секция имеет редукционный клапан. Наружная секция соединена трубкой с крышкой подшипника заднего промежуточного вала, а внутренняя секция– шлангами с масляным радиатором и далее с крышкой механизма включения привода на водометный движитель. Привод масляного насоса осуществляется от ведомого вала отбора мощности на водомётный движитель.
Масляный бачок установлен с правой стороны раздаточной коробки. На крышке бачка с внутренней стороны смонтирован маслоприёмник с сетчатым фильтром. Масляный бачок соединён шлангом с картером раздаточной коробки через патрубки, а через шланг и трубку – с масляным насосом РК.
Масляные радиаторыслужат для охлаждения масла раздаточной коробки. Масляные радиаторы закреплены на радиаторе системы охлаждения.
Для контроля за работой системы смазки установлен датчик сигнальной лампы наличия давления в системе. Сигнальная лампа находится на щитке приборов механика-водителя. Датчик срабатывает при падении давления в нагнетательной магистрали ниже 0,4…0,6 кгс/см2.
Система смазки и охлаждения работает следующим образом.
Масляный насос подаёт масло в магистраль только при включённой (для движения вперёд) передаче в коробке передач и не подаёт масло при включении передачи заднего хода, а также при нейтральном положении рычага коробки передач. Производительность насоса увеличивается при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя и при включении высших передач в коробке передач. Масляный насос засасывает масло через маслоприёмник с сетчатым фильтром, установленный внутри бачка. Масло из внутренней секции насоса подаётся к масляному радиатору. Из радиатора масло поступает в картер раздаточной коробки на вращающиеся шестерни отбора мощности на водомётный движитель, смазывая их зубчатые венцы и подшипники вала отбора мощности и ведущего вала раздаточной коробки. Одновременно масло поступает в картер механизма включения привода на водомётный движитель и через подшипник в картер раздаточной коробки. При этом разбрызгиванием смазываются детали механизма включения водомётного движителя. Наружная секция насоса подаёт масло в заднюю крышку для смазки деталей дифференциала. Из картера раздаточной коробки масло сливается в бачок.
Приводы управления раздаточной коробкой включают:
привод включения передних мостов и блокировки межосевого дифференциала;
привод переключения передач;
привод включения отбора мощности на лебедку.
Карданные передачи
предназначены для передачи крутящего момента от двигателя к колесным редукторам, водометному движителю и к лебедке.
Карданные передачи (рис.12.44) состоят из девятнадцати валов, соединяющих:
коробку передач с раздаточной коробкой – промежуточный карданный вал 7;
раздаточную коробку с ведущими мостами – шесть карданных валов 6, 18, 21, 23, 25, 27 и две промежуточные опоры (передачи на передний 26 и задний 19 мосты);
ведущие мосты с редукторами колес – восемь карданных валов 3;
раздаточную коробку с лебедкой – два карданных вала 2, 5 и промежуточная опора;
раздаточную коробку с водомётным движителем – два карданных вала 8, 11 и промежуточная опора 9.
Все карданные валы снабжены шарнирными соединениями на игольчатых подшипниках и телескопическими шлицевыми соединениями (четыре типа карданных валов). Карданные шарниры состоят из вилок и фланцев, соединенных между собой крестовинами (конструкция аналогична карданным валам автомобиля КамАЗ-5350).
Рис. 12.46. Редуктор ведущего моста:
1 – длинная полуось; 2 – кожух; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – пробка заправочного (контрольного) отверстия; 5 – ведомая шестерня; 6 – дифференциал; 7 – крышка с механизмом включения блокировки; 8 – картер; 9 – короткая полуось; 10 – переходное кольцо; 11 – ведущая шестерня; 12 – муфта подшипников; 13 – регулировочные прокладки; 14 – кронштейн; 15 – фланец; 16 – маслоотгонное кольцо; 17 – регулировочная гайка; 18 – муфта включения блокировки; 19 – вилка включения блокировки.
Мосты
предназначены для повышения и передачи крутящих моментов от раздаточной коробки к колесным редукторам.
На машине установлены четыре ведущих моста с полностью разгруженными полуосями и кулачковыми дифференциалами повышенного трения.
Каждый мост (рисунок 12.46) представляет собой пустотелую балку, внутри которой располагаются главная передача, дифференциал 6 и полуоси 1 и 9. Главная передача состоит из пары конических шестерен 5 и 11 со спиральными зубьями. Дифференциал 6 кулачковый, двухрядный, с радиальным расположением сухарей, повышенного трения. Он обеспечивает возможность вращения ведущих колес с различными скоростями и повышает проходимость машины за счет более рационального перераспределения крутящих моментов на буксующем и небуксующем колесах.
Колёсные редукторы
предназначены для повышения и передачи крутящих моментов от ведущих мостов к колесам.
Редуктор (рисунок 12.47) состоит: ведущий валик с ведущей шестерней 3 и фланцем привода 6; ведомая шестерня 28; ступица колеса с тормозным барабаном 30.
Колёсный редуктор неуправляемого колеса крепится к верхнему и нижнему рычагам подвески с помощью соединительных осей. Колёсный редуктор управляемого колеса отличается от колёсного редуктора неуправляемого колеса наличием корпуса поворотного кулака, позволяющего осуществить поворот колеса на шкворнях.
Рис. 12.47. Редуктор колёс:
1 – поворотный угольник; 2 – колёсный краник; 3 – ведущая шестерня; 4 – крышка подшипников с сальниками; 5 и 15 – регулировочные прокладки; 6 – фланец; 7 – защитный колпак; 8 – уплотнитель верхнего шкворня; 9 – гайка верхнего шкворня; 10 – верхний шкворень; 11 – крышка; 12 – вкладыш; 13 – карданный вал; 14 – стяжной винт; 16 – стопорная шайба; 17 – втулка; 18 – соединительная ось подвески; 19 – рычаг подвески; 20 – обойма уплотнения; 21 – подшипник; 22 – корпус поворотного кулака; 23 – нижний шкворень; 24 – пресс-масленка; 25 – пробка; 26 – пробка сливного отверстия; 27 – картер; 28 – ведомая шестерня; 29 – конусная разрезная втулка; 30 – тормозной барабан; 31 – тормозной механизм; 32 – подшипник уплотнения; 33 – манжета; 34 – подпятник; 35 – приемный стержень; 36 – уплотнитель подвода воздуха; 37 – крышка; 38 – шплинт-проволока; 39 – гайка; 40 – крышка лючка; 41 – крышка тормозного барабана; 42 – трубка тормозной системы; 43 – штуцер; 44 – трубка воздушной системы; 45 – втулка; 46 – уплотнительное кольцо.
Ступица колеса отлита заодно с тормозным барабаном и крепится к ведомой шестерни на шпильках. Подвод воздуха к шинам осуществляется через каналы к цапфе и приемном стержне, трубку и втулку, переходной штуцер и трубку к колёсному крану.
Движение по воде
обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с четырехлопастным рабочим колесом диаметром 425 мм. Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой. При движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода. Максимальная скорость на плаву не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800-2200) — 12 часов.
16>
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 966; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Узнать еще:
Серийное производство БТР-60
Производство БТР-60 было поставлено на конвейер в 1960 году. Хотя изначально планировалось выпускать военную технику этой модели на нескольких предприятиях, в итоге только Горьковский автомобильный завод остался единственным производителем в СССР. Через некоторое время бронетранспортёр подвергся модернизации:
- Были установлены приборы ночного видения;
- Командир экипажа получил смотровой прибор панорамного типа;
- Боевая машина получила бронированную крышу, которая полностью закрыла бронетранспортёр.
Изначально не планировалось делать полностью закрытые боевые машины, но военная операция в Венгрии 1956 года показала, что в уличных боях БТР без крыши терпят огромные потери от гранат и «коктейлей Молотова», которыми их забрасывали мятежники с верхних этажей зданий.
Второй причиной появления полностью закрытых БТР стало развитие ядерных технологий. Так как ядерная война в то время казалась вполне вероятной, мотострелки не могли бы действовать в условиях радиоактивного заражения, поэтому они могли вести огонь из-под брони. Хотя это и ограничивало возможности пехоты, всё же преимущества в защите закрытых машин было очевидным, поэтому было решено полностью перейти на производство закрытых машин.
История создания
Команда горьковского автомобильного завода начала проектировать транспорт в 56-м году. Проектом руководил Дедков В.А. В 1958 году инженеры подготовили первый прототип. Образец оснастили карбюраторным силовым агрегатом ГАЗ-40П, который развивал до 90 л.с.
Первые испытания показали, что мощности недостаточно для обеспечения требуемой проходимости. Инженеры попытались внедрить в конструкцию дизельный мотор ЯАЗ-206Б (205 л.с.), но из-за его большой массы от этой идеи отказались. Чтобы компенсировать недостаток мощности, приняли решения поместить в моторное отделение два двигателя 40П. Для стабильного функционирования всех мостов конструкторы собрали уникальную трансмиссию. Финальный вариант подготовили во второй половине 59 года.
БТР-60 опередил многих конкурентов, которые создавались в 50-х годах на конкурсной основе. Простота, надёжность и дешевизна — вот благодаря чему горьковский проект стал победителем государственного конкурса.
Приёмная комиссия Минавтопрома скептически отнеслась к идеи спарки двух двигателей. Этот вариант понравился военным: в случае отказа одного силового агрегата, транспорт мог доехать до технического центра на одном (максимальная скорость по шоссе при этом — 60 км/ч). 13 ноября 1959 года Министерство обороны приняло технику на вооружение.
Конструкция и оснащение советской боевой машины
Защита корпуса у БТР-60 достаточно слабая. Она может защитить от осколков гранат и пуль, выпущенных из автомата, но крупнокалиберный пулемёт её пробивает с лёгкостью. Листы стали имеют толщину всего 5-9 мм. Во время войны в Афганистане солдаты быстро поняли, что прятаться внутри корпуса БТР-60 не стоит. Если машина подрывалась на мине, то шансов выжить было немного.
Сам корпус был сделан обтекаемой формы, что облегчило передвижение бронетранспортёра в воде. Модификация БТР-60ПБ получила полностью закрытый кузов с защитой от радиации. Для защиты от проникновения грязного воздуха использовалась специальная фильтрующая установка. В передней части размещаются капитан и механик, в середине – десантники, а сзади расположены двигатели и трансмиссия.
БРР-60ПБ получила башню в форме конуса. Она имела такую же слабую броню, как и корпус. Стрелок размещался в башне, которая вращалась с помощью специального винтового механизма.
Что качается вооружения бронетранспортёра, то базовая модификация имела только три пулемёта СГБМ. После нескольких незначительных модификаций данные пулемёты было решено заменить на более совершенные ПКБ. Модификация БТР-60ПБ получила более серьёзное оружие – крупнокалиберный пулемёт КПВТ калибра 14,5 мм. Таким вооружением БТР-60 мог легко расправляться с легкобронированной техникой противника. Кроме пулемётов, в качестве дополнительного вооружения использовались гранаты, которых был внушительный запас.
Для наведения на цель использовались винтовые механизмы, а для наводки – оптический прицел перископического типа. Если крупнокалиберный пулемёт использовался для легкобронированной техники, то из ПКБ как правило стреляли по живым целям, находящимся в радиусе до 1 500 метров.
Для наблюдения за местностью в БТР-60 использовались следующие приборы:
- Б-1 в количестве 6 штук устанавливали на экземпляры первых выпусков;
- Через некоторое время капитан БТР получил устройство ТПКУ-2Б;
- ТВН-1 и ТВН-2 являлись приборами для наблюдения за местностью в условиях ограниченной видимости.
Кроме того, для обзора местности в спокойной ситуации использовались два смотровых люка, находившиеся в лобовой части машины.
Ходовая часть и водомёт БТР-60
При создании бронетранспортёра была применена колёсная формула 8х8. Так как управляемость опытного образца с традиционным рулевым управлением была недостаточной, было принято решение сделать управляемыми две передние оси. Конструкция односкатных шин позволяет выдержать пулевое попадание. Два компрессора способны обеспечить подкачку шин дистанционным образом. Это помогает не только передвигаться с пробитым колесом, но и менять давление в зависимости от типа местности.
Колёса располагаются на двух рычагах, соединённых с кузовом шарнирами. Каждый верхний рычаг, кроме третьей оси, имеет по два амортизатора гидравлического типа. Подвеска у БТР-60 независимая, торсионная. Бронетранспортёр может продолжать движение при полной потере двух колёс.
Водомётное устройство бронетранспортёра работает за счёт двигателей ГАЗ-40П. Он располагается под мотором и имеет гребной винт. Чтобы винт не повреждался, его прикрыли решёткой с одной стороны и броневой заслонкой с другой.
БТР-60 и его модификации прекрасно зарекомендовали себя в большинстве боевых конфликтов 20 века. Так как Советский Союз помогал развивающимся странам, эти бронетранспортёры можно сейчас найти в армиях развивающихся стран по всему миру.
Общая информация
60-я модель стала первым четырёхосным бронетранспортёром. Развитие линейки этой техники продолжается в наши годы. 16 лет (1960-1976) производился на горьковском автомобильном заводе. До 1987 года выпуском занимался курганский завод колёсных тягачей. Ещё одна производственная точка находилась в Румынии. Местные специалисты собирали технику по советской лицензии (ТАВ-71).
До конца 60-х годов БТР-60 являлся основным транспортом высокой проходимости в советской армии. В 70-80-х годах численность в армии значительно уменьшилась из-за выпуска 70-й и 80-й моделей. Машина прошла через многие боевые операции, включая Афганскую войну. Экспорт осуществлялся в десятки стран по всему миру. Несмотря на внушительный возраст, техника работает в армейских подразделениях 47 стран (данные на 2007 год).
В наше время популярна технология блокировки БТР-60. Самое распространённое применение — внедрение в конструкцию мостов автомобилей УАЗ. Во многих интернет-магазинах можно купить блокировку БТР-60 как новую, так и старую. О разнице в качестве говорить сложно, каждый находит для себя определённые преимущества. Средняя стоимость для гражданского транспорта составляет 8-12 тысяч рублей, для военного — до 19 500.
Модификация БТР-60ПБ
В 1966 году была проведена серьёзная модернизация боевой машины. Усовершенствованная модель получила индекс БТР-60ПБ и следующие изменения в конструкции:
- Установлена башня от БДРМ-2 с крупнокалиберным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм и 7,62 мм пулемётом ПКТ. Это серьёзно повысило боевую мощь бронетранспортёра, переведя его в более эффективный класс боевой техники;
- Количество перевозимого десанта сократили до 8 человек, один из которых должен был выполнять функции стрелка в башне;
- Появились дополнительные приборы наблюдения;
- В отделении для десанта появились люки, пригодные для быстрой посадки или высадки;
- Лобная защита была незначительно усилена;
- Усилена противоатомная защита.
Новая модификация БТР-60ПБ оказалась самой удачной версией бронетранспортёра БТР-60. Они выпускались без изменений до 1976 года. Блокировка дифференциалов БТР-60 хорошо показала себя во время эксплуатации, поэтому её оставили без изменений. Имеются данные, что БТР-60ПБ выпускался на других заводах, кроме ГАЗ, до 1987 года. Западные источники утверждают, что всего в СССР было выпущено около 25 000 БТР-60 и БТР-60ПБ. Данные бронетранспортёры до сих пор используются во многих армиях мира.