Кто сказал, что «Крокодилы» не летают: ВВС США оценили русского «старичка» Ми-24

Кто сказал, что «Крокодилы» не летают: ВВС США оценили русского «старичка» Ми-24

Собственно, а почему ударный вертолет Ми-24 в войсках прозвали «Крокодилом»? Доподлинной истории на этот счет, насколько известно, не существует, скорее всего, за некое внешнее сходство — вытянутый корпус, пузатое «брюхо» и хвост. Плюс невероятная мощь и агрессивность в атаке, испытать которые на себе мало кому захочется. Неофициальное название «Крокодил» прижилось именно во время Афганской войны, где Ми-24 активно участвовали в боевых действиях и прекрасно себя зарекомендовали (там же, к слову, получили прозвище «Грачи» штурмовики Су-25). И скажи сейчас человеку военному слово «крокодил», он в первую очередь подумает не об аллигаторах, а именно о вертолетах.

В армии США Ми-24 называют иначе: по классификации НАТО это Hihd — «Лань», из-за высоких скоростных качеств этого вертолета. Американцы, как следует из военных обозрений, всегда внимательно присматривались к этой боевой винтокрылой машине, а сейчас впервые использовали Ми-24 во время проведения своих учений.

Как «Крокодил» Ми-24 уничтожал американские F-4 «Фантом»

Почему ударный вертолет Ми-24 в войсках прозвали «Крокодилом» доподлинно неизвестно. Скорее всего, за некое внешнее сходство – вытянутый корпус, пузатое «брюхо» и хвост. Плюс невероятная мощь и агрессивность в атаке, испытать которые на себе мало кому захочется. Неофициальное название «Крокодил» прижилось во время советской войны в Афганистане, где Ми-24 активно участвовали в боевых действиях и прекрасно себя зарекомендовали. И если произнеси человеку военному слово «крокодил», он в первую очередь подумает не об аллигаторах, а именно о вертолетах.

«Военный интернет» для ракет. ПВО и ПРО объединят в единую сеть

Войска ПВО и ПРО России займутся совершенствованием организации боевого дежурства…

10 декабря 20:55

В армии США Ми-24 называют иначе: по классификации НАТО это Hihd – «Лань», из-за высоких скоростных качеств вертолета. Американцы всегда внимательно присматривались к этой боевой винтокрылой машине, а еще сами использовали Ми-24 во время проведения учений.

Понятно, что не для последующих закупок, а в качестве имитации вертолетов потенциального противника. Два ударных вертолета Ми-24 (их закупили в Болгарии, где они стояли на вооружении) были задействованы в 2022 году в ходе учений 55-й эскадрильи ВВС США в районе мексиканской границы для оценки возможностей своих летчиков во время воздушного боя. Заодно тестировали свой модернизированный вертолет версии Sikorsky HH-60G Pave Hawk.

В качестве «противника» для своего HH-60G Pave Hawk американцы не случайно выбрали именно Ми-24 – он стал первым в мире вертолетом, вооруженным ракетами «воздух-воздух». И неоднократно их успешно применял.

Известен уникальный случай, когда в 1982 году в небе над Ливией сирийский Ми-24 сбил израильский сверхзвуковой F-4 Phantom («Фантом»), который атаковал вертолет, но выдал себя излучением радара. «Крокодил» развернулся в воздухе и выпустил навстречу две ракеты «воздух-воздух» Р-60 с расстояния в 8 километров. Обе попали в цель.

В том же году уже иракский Ми-24 сбил «Фантом» принадлежащий Ирану. Победы над самолетами со стороны вертолета Ми-24 были зафиксированы и над американскими истребителями F-86 и штурмовиками А-37 в Никарагуа. К слову, именно ирано-иракская война, длившаяся с сентября 1980-го по август 1988 года, впервые в истории стала полем воздушного боя между вертолетами. В столкновениях в основном участвовали вертолеты Ми-24 и АН-1 «Кобра» – при очевидном преимуществе именно «Крокодилов».

Ми-24 (сейчас в экспортном исполнении это Ми-35М АН-2 Saabre) стоит на вооружении не только России, но и ряда других «недружественных» США стран, в том же Иране, Венесуэле, КНДР и прочих. В том числе неизвестное количество Ми-35 было поставлено Йемену. Всего эксплуатантами Ми-24 в разном количестве являются 60 государств.

«Туча» против Javelin. Как можно обмануть американский ПТРК

Пентагон заявил, что Украина может применять полученные от США противотанковые ракетные комплексы (ПТРК)…

10 декабря 18:54

Наш «старичок» (серийное производство Ми-24 началось с 1972 года), судя по отзывам американской прессы и самих военных, на учениях US Air Force не подвел и держался достойно.

Издание The Aviationist (один из самых авторитетных сайтов в области военной авиации) опубликовало статью, в которой утверждается, что «советско-российский ударный вертолет Ми-24, использованный во время Афганской войны, показал себя как высокоэффективная оружейная система».

«Тренировки с использованием ударных Ми-24 – серьезный шаг вперед, который позволяет сделать выводы по поводу возможностей наших вертолетов, актуальности нашей тактики, применяемых процедур и вооружений», – цитировало издание представителя авиабазы США капитана Курта Уоллина.

Еще одна из основных особенностей российского ударного вертолета – наличие бронирования. На Ми-24 это лобовые бронестекла, бронированные сидения и бронеплиты на бортах кабин летчика и оператора и на капотах двигателя. В Афганистане лобовое бронестекло «Крокодила» ни разу не было пробито, хотя пулевых отметин он получал при боевых вылетов немало.

Ми-24 также может нести очень мощное и разнообразное вооружение. Полная боевая нагрузка составляет до 2400 килограмм (боекомплект танка Т-72, для сравнения, весит меньше тонны). В Афганистане стандартная нагрузка Ми-24 состояла из двух блоков неуправляемых авиационных ракет, двух авиабомб ФАБ-250 и боезапаса для пушки или пулемета.

В российской армии знают реальную цену этому вертолету – Ми-24 отлично зарекомендовал себя не только в Афганистане, но и во время двух чеченских войн, да и сейчас в Сирии эффективно поддерживает с воздуха российский контингент.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Газеты.Ru».

«Крокодилы» Второй мировой

Перед началом Второй мировой войны во всех страны Европы, Америки и других государств шло активное развитие танкостроения, но по опыту Первой мировой войны было понятно, что танки сами по себе не могли действовать без поддержки специальных машин. Одним из видов таких машин стали огнеметные танки. Они строились на базе серийных машин практически во всех странах, особого успеха в этом направлении достигли в Советском Союзе. В немалых количествах были созданы огнеметные танки на базе Т-26 (ХТ-26, ХТ-130, во время Великой Отечественной, строились на базе КВ и Т-34), они принимали участие в Финской войне и в начале Великой Отечественной.

Ведущие европейские страны тоже не отставали в постройке таких машин. В 1940 году в Англии был принят на вооружение тяжелый пехотный танк «Черчилль», конструкция которого была довольно старомодной и больше напоминала архаизм времен Первой мировой (не хватало только спонсонов по бортам). Это был самый тяжелый английский танк Второй мировой до появления на фронте тяжелого немецкого танка «Королевский Тигр» (1944): его броня достигала 152 мм, но орудие и низкая подвижность были слабыми местами этой машины. Первоначально планировалось делать огнеметные танки на базе Churchill IV, но в дальнейшем выбор пал на Churchill VII.

В 1943 году на базе Churchill VII была создана огнеметная модификация «crocodile», которая стала, несомненно, самым известным огнеметным танком Второй мировой. Всего было построено около 800 таких машин. Конструкция огнеметного варианта «Черчилля» была довольно привычной для европейских машин того периода. Прицеп соединялся с брандспойтом, установленным в лобовом листе корпуса вместо пулемета «Беса», специальными трубками, которые проходили по днищу танка. Дальность стрельбы из огнемета достигала 120 метров. После отстрела огнесмеси прицеп демонтировался, и танк мог продолжать боевые действия. У «Крокодилов» были и свои существенные недостатки: попадание из противотанковой пушки в прицеп вызывало его детонацию, возгорание в большинстве случаев перекидывалось на корпус танка. Также существенным недостатком было быстрое падение давления газа, вытеснявшего огнесмесь из прицепа, из-за этого приходилось закачивать газ перед самым боем. Страшная участь ждала экипажи машин, ведь по неписанному правилу войны огнеметчиков не брали в плен.

Использовались «Крокодилы» на итальянском театре военных действий. 10 апреля 1945 года между городом Фаенцо и озером Комаккьо машины 21-й бригады прокладывали путь через немецкие позиции, поддерживая 8-ю Индийскую и 2-ю Новозеландскую пехотные дивизии. 18 апреля оборона Италии рухнула, это был последний эпизод участия «Крокодилов» во Второй мировой войне. Также в СССР по программе ленд-лиза было поставлено пять экземпляров «Крокодила» для ознакомления. После Второй мировой войны о «Черчиллях» не забыли: с началом боевых действий в Корее танки, отправленные на консервацию, пришлось потревожить. Но стоит отметить, что пушечные варианты «Черчилля» в Корее не использовались, использовали лишь огнеметные варианты (при этом чаще использовали их как пушечные) и мостоукладчики на базе «Черчилля». 4 января 1951 года танки приняли участие в наступлении в районе реки Ханган. После окончания боев, 21 февраля 1951 года, большинство «Черчиллей» было неисправно и требовало ремонта. После окончания войны в Корее огнеметные варианты «Черчилля» не использовались, и вскоре были списаны. На смену «Черчиллям» пришли более совершенные танки «Центурион».

Сегодня наши вертолетчики празднуют юбилей одного из самых массовых ударных вертолетов в мире Ми-24. «Крокодилу», а именно так его у нас называют, исполнилось 50 лет. Эта машина стоит на вооружении более чем 60 стран мира и все эти годы наводит ужас на тех, кому приходится сталкиваться с ней в бою.


Кто-то скажет, что про Ми-24 уже много сказано и вообще машина уже старая, сейчас есть гораздо более современные вертолеты. Позволю себе не согласится с таким утверждением. Сказано действительно много, но далеко не все, и машина, несмотря на возраст, еще способна «показать зубы». Примеров тому множество, например, операция российских ВКС в Сирии, где «Крокодилы» наводили и будут наволидить ужас на террористов.

Летающая БМП

«Ми-24» изначально создавался как мощный штурмовик, этакая «летающая БМП». Очень многие элементы и агрегаты вертолета имеют бронирование, и вертолет способен наносить удары под плотным стрелковым огнем противника, практически «вскрывая» оборону противника. При этом «Крокодил» – это один из самых быстрых вертолетов в мире: его максимальная скорость достигает 330 км/ч, а мощность каждого из двух двигателей ТВ3-117В составляет 2200 л.с.

За десятилетия машина сильно изменилась как внешне, так и внутренне. На фотографии Ми-24А — первая модификация из семьи знаменитых «Крокодилов».

Обратите внимание на непривычную, похожую на веранду, кабину экипажа. Именно такая была на первых модификациях «Крокодила». У нее был ряд недостатков, таких как плохой обзор и слабая защита экипажа. КБ Миля отреагировало достаточно оперативно и, начиная с модификации «Ми-24Д», кабина была заменена на привычную, «тандемную», где летчик и оператор вооружения находятся в разных отсеках, разделенных бронеперегородкой. Также добавилось бронирование остекления, что существенно повысило шансы на выживание пилотов при обстреле. Кроме того, кабина стала герметичной, поэтому вертолет мог выполнять свои задачи и в условиях зараженной атмосферы.


Ми-24А с кабиной «Верандой» и уже перенесенным на другую сторону рулевым винтом

Стоит отметить, что машина была создана за удивительно короткое время: ее разработка началась в 1968 году, в сентябре 1969 опытный образец поднялся в небо, а в 1971 уже началась эксплуатация. Но при этом в его конструкцию были заложены уникальные инновационные решения.

Во-первых, фюзеляж «Крокодила» «закручен» относительно вала несущего винта на пару градусов. Невооруженным глазом это почти не видно, посторонний наблюдатель вряд ли заметит, что у вертолета корпус немного «ведет на сторону». Заметно это становится при взлете: обычно вертолеты одновинтовой схемы взлетают и висят в воздухе немного «боком», а Ми-24, благодаря своей конструкции, отрывает все три колеса одновременно и висит абсолютно ровно. Это важно потому, что чем ровнее положение кабины, тем точнее можно вести огонь в режиме висения.

Во-вторых, большие крылья, на которых располагаются 6 точек подвески вооружения, наклонены под углом 12 градусов. При горизонтальном полете они создают дополнительную подъемную силу, разгружая несущий винт до 25%. Особенно это чувствуется при выполнении вертикальных маневров, например, «горки» или «боевого разворота». Благодаря крыльям «Крокодил» просто «прыгает» ввысь. Правда, перегрузка при этом может достигать 4 g.

В-третьих, Ми-24 имеет систему уборки шасси, что снижает лобовое сопротивление при горизонтальном полете.

В результате получился вертолет, который опередил время, и в том числе своего американского конкурента, хотя США начали использовать вертолеты в ходе военных действий раньше, чем СССР. Так, если поставить рядом одногодок Bell AH-1 Cobra и Ми-24 «Крокодил», то последний производит куда большее впечатление как своим видом, так и вооружением.

Зубы железного крокодила

Ми-24 по классификации НАТО получил обозначение «Hind» («Лань»). Но если уж сравнивать вертолет с рогатыми лесными жителями, то, на мой взгляд, гораздо лучше ему подошло бы прозвище «Лось». И ведь действительно, словно лось через густую таежную чащу, «Ми-24» способен проломиться сквозь оборону противника. Но, чтобы добиться такой эффективности, конструкторами была проделана огромная работа, и в первую очередь это коснулось вооружения.

На первых вертолетах Ми-24А был установлен комплекс ПТУР «Фаланга». Эта ракета не была на тот момент новинкой и, признаемся честно, обладала рядом недостатков. Управлялась она вручную джойстиком, а команды передавались по проводу, который она тянула за собой.

Оружейники тогда сильно отставали от вертолетостроителей, и машина оснащалась вооружением так сказать «по ходу пьесы». Только на модификации «В» устаревшую по всем параметрам «Фалангу» заменили на современную сверхзвуковую «Штурм-В» с автоматизированным комплексом наведения «Радуга-Ш».

Эта ракета управлялась по защищенному радиоканалу в полуавтоматическом режиме и могла пробить даже самую высококачественную броню толщиной до 40 мм. Прицеливание происходило так: оператор, глядя через прицел «Радуги», накладывал перекрестье на цель и удерживал ее на ней до момента попадания. Одновременно с этим на прицельной станции пилота загорались метки, которые показывали сектор стрельбы. Вертолет мог маневрировать, но нельзя было выйти из сектора, потому что в этом случае происходил сбой наведения.

В настоящее время «Крокодил» оснащается ракетами «Атака» и ракетами класса «воздух-воздух».

В грузовую, тоже бронированную, кабину помещается до 8 полностью экипированных десантников. При необходимости остекление грузовой кабины откидывалось, и из каждого окна можно было вести огонь из ручного оружия. Правда, практика показала, что одновременно использовать вертолет в обеих ипостасях – ударной и десантной – достаточно проблематично, т.к. суммарная нагрузка превышала все допустимые пределы, но наличие десантной кабины спасло немало жизней в Афганистане и Чечне.

А теперь представьте себе, что творится в душе супостата, который даже на дне самого глубокого окопа не будет чувствовать себя в безопасности, если сверху надвигается такое стреляющее «чудовище».

Проверка войной

Военные конфликты, особенно Афганистан оказали огромное влияние на развитие российского вертолетного парка. Вертолеты получили новые, высотные двигатели и перестали «захлебываться» на высокогорье от недостатка мощности, а качественные пылезащитные устройства увеличили их ресурс. Пройдя огромный путь от отстрела тепловых ловушек и станции «Липа» до не имеющей себе равных системы «Президент-С», вертолеты научились защищаться от ПЗРК.

Кстати, американцы в Афганистане столкнулись еще с большими проблемами. Например, их вертолетам не хватало мощности в высокогорье. Знаменитый UH-60 Black Hawk просто задыхался на высокогорье и фактически не мог перевозить личный состав. Двигатели, несмотря на наличие ПЗУ, выходили из строя.

Еще одним военным конфликтом, где столкнулись машины противников была ирако-иранская война. Общий счет был за нашим вертолетом, но это тема для отдельного разбора.

Пилот США выбирает «Лань»

Как-то я наткнулся на старую статью о пилоте армии США, который летал на русском Ми-24. После этого он довольно эмоционально рассказал о том, насколько опасным противником может быть российский «Крокодил».

Старшего унтер-офицера Джеффа Стейтона привлекли к полетам на российском вертолете в середине 1980-х, когда одно из американских агентств-призраков получило в руки Ми-24 и доставило его на отдаленный аэродром в Соединенных Штатах. Стейтона пригласили потому, что в то время он проводил испытания «McDonnell Douglas AH-64 Apache».

По словам пилота, когда он увидел Ми-24, у него задрожали колени. «Моя первая мысль была: «Ну и здоровенная дура!» Пустой он весил 21000 фунтов (9513 кг) – это в три раза больше, чем «Bell AH-1 Cobra» и приблизительно в полтора раза больше «Apache»». Американского пилота потрясло, насколько хорошо защищена кабина пилота, а также основные элементы конструкции — ничего подобного в американских вертолетах не было.

Подняв «Hind» в воздух, Стейтон был впечатлен ровным и спокойным полетом.

«Затем, примерно после двух третей пути, мы почувствовали себя более уверенно и начал всматриваться в ракетный прицел. «Я только притворюсь, что пускаю ракеты», — подумал я и нажал выключатель, который на AH-1 Cobra является кнопкой пуска ракет. Немедленно мы прошли три принудительных изменения высоты, вращения и направления. Я вошел в «голландский вираж» и в другие маневры, которые я не собирался производить. Вот это был полет!»

Дело в том, что, коснувшись кнопки, как он полагал, «пуска ракет», Стейтон включил систему стабилизации полета, которая начала компенсировать предыдущее маневрирование, что и привело к этим принудительным маневрам.

После полета летчик высказал несколько восхищенных комментариев по поводу российской машины. Среди них были такие: «Вынослив, как трактор»; «Поставьте его в сарай на год, затем зарядите батареи, и вы можете сразу лететь! С нашими вертолетами это не получится»; «В полете вертолет идет гладко, словно катится по хорошей дороге старый «Кадиллак» 1962 года».

И наконец, Стейтон произнес то, что на мой взгляд, служит высшей почестью. В один день во время беседы, он откинулся назад и сказал:

«Вы знаете, если бы я хотел летать на вертолете только для собственного удовольствия, вне всяких сомнений, «Hind» оказался бы при выборе в заведомом приоритете».

Да простит мне читатель столь длинную цитату, но если такое говорит о вертолете пилот из станы, где существует заведомо оппонирующая инженерная школа, значит, машина действительно хороша.

Русский «Крокодил» прошел огромный и славный боевой путь, и его история еще далеко не закончена, ведь он по сей день состоит на вооружении многих стран, в том числе и в России. Машина модернизируется и оснащается современным вооружением и электроникой, и, несмотря на то, что в составе Российских ВВС место ветерана уже начинают занимать его «дети» Ми-35, Ми-28Н и Ка-52, он не сдается и по-прежнему остается в строю.

Дмитрий Дрозденко
LikeLikeTweet

Мифы о «Крокодиле»: нашумевшие подвиги винтокрылой легенды

Идеей создать необычную машину вертикального взлёта грезил ещё великий итальянский учёный Леонардо да Винчи. Но только в начале XX века появились реально действующие прототипы воздушных судов. Первый управляемый полёт удалось совершить американцам в 1922 году на машине выдающегося российского учёного Георгия Ботезата. Этот же аппарат и стал первым военным вертолётом. К слову сказать, вертолётостроение было лишь одним из увлечений Ботезата, основной сферой его деятельности были аэропланы и полёты в космос. Именно на основе его расчётов американцы составили свою программу полёта на Луну.

Впрочем, к вертолётам в те годы относились как к некому увлечению маргиналов. Несмотря на сотню успешных полётов машины Ботезата американские военные прикрыли разработку, все силы были брошены на создание самолётов. Только после Второй мировой войны военные в США и СССР начали уделять достаточное внимание вертолётам, чтобы разработчики могли надеяться на финансирование и серийное производство своих детищ. Это стало возможно благодаря тому, что новые двигатели позволяли делать уже не просто разведывательные винтокрылы, с чьими обязанностями легко справлялись самолёты, но и транспортные. Именно возможность транспортировки личного состава и грузов привлекала заказчиков, ведь вертолётам, в отличии от самолётов, не требовалось много места для взлёта и посадки.

Так, первым действительно массовым военным вертолётом стал Пясецкий CH-21, известный также как «банан», предок знаменитого «Чинука». Он позиционировался как транспортный, но после первого же боевого крещения французами в Алжире армейские умельцы попытались самопально монтировать в борты пулемёты.

Опыт борьбы с алжирскими партизанами показал, что в условиях тотального превосходства в воздухе вооружённые вертолёты были весьма эффективны. Оценив штурмовые возможности летающих БМП следующий вертолёт Пентагона «Хьюи» был изначально приспособлен под вооружение пулемётами и неуправляемыми ракетами. Звенья UH-1 «Ирокезов» стали символом Вьетнамской войны.

В СССР столь богатого опыта применения вертолётов армия не имела. Тем не менее, принцип догнать и перегнать капиталистов успешно работал. В середине 60-х Красная Армия получила свой «ответ Чемберлену» – Ми-8, вертолёт, годный как для транспортировки личного состава, так и для нанесения ракетных ударов. «Восьмёрка» стала настоящей легендой и самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, но СССР продолжал нагонять отставание.

В то время как Москва испытывала аналог «Хьюи», в США поднялось в воздух очередное детище вьетнамской войны – ударный вертолёт AH-1 «Кобра». Это был первый в мире вертолёт, созданный исключительно для уничтожения врага.

Очевидно, что советские инженеры желали ответить на вызов не просто аналогом, но и перебить капиталистическую змиюку. Этим ответом стал «Крокодил» – второй в мире боевой вертолёт Ми-24.

Как водится, советским конструкторам задачи поставили противоречащие друг другу, и на первый взгляд невыполнимые. Убийца «Кобры» должен был летать выше и быстрее, при этом превосходить врага по огневой мощи, да ещё выполнять функции транспорта. Но и на этом хотелки не заканчивались – вся эта конструкция должна была выдерживать чуть ли не попадание из танка. Как бы то ни было, но если партия говорила «Надо!», то советский инженер отвечал «Есть!». В Ми-24 была применена масса креативных решений, которые сделали «Крокодила» запоминающихся не только по ТТХ, но и внешне. Естественно, что такое чудо не могло не быть самым-самым.

Первый рекорд оказался весьма сомнительным. Масса буржуйской «Кобры» в полном обвесе составляла всего 4,5 тонны, в то время как советский ответ едва укладывался в 12 тонн. При этом максимальная скорость американского спринтера составляла 315 км/ч, а русского борова разгоняли до 370 км/ч, что долгие годы было мировым рекордом среди серийных вертолётов. Побить его удалось лишь британской «Рыси», правда не без королевской смекалочки – в серийный многоцелевик англичане впихнули специальные двигатели, которые были мощнее на 40%, а также помудрили с лопастями несущего винта.

За счёт чего же достигалась такая скорость на советском ударнике? Одним из главных ограничителей скорости вертолётов является несущий винт, который обеспечивает грузоподъёмность. В «Крокодиле» длину лопастей сознательно занизили, дабы обеспечить скорость. А чтобы не потерять в грузоподъёмности ему даже приделали настоящие крылья. Размах их составляет более 6 метров и они обеспечивают 30% подъёмной силы, попутно служат для крепления вооружения. Несмотря на это ухищрение полностью загрузить бастарда можно было только чем-то одним – либо оружием, либо десантом. Из-за излишней упитанности вокруг Ми-24 даже родилась легенда, что взлетает он как самолёт. Что, отчасти, правда. Во время войны в Афганистане «Крокодилы» действительно поднимались в небо с разбега. Это было связано с тем, что в горной стране воздух сильно разряжен и двигатели вертолёта теряли в мощности, а уменьшенный винт создавал недостаточную подъёмную силу.

Из первого мифа следовал и второй – неповоротливость. Зарубежом Ми-24 даже называли канатоходец, за его неспособность к резким манёврам. Более того, ходили слухи, что он не может даже зависать в воздухе – главный вертолётный приём. Основано данное «мнение» сразу на нескольких фактах. В 1983 году на границе двух Германий «Крокодил» и «Кобра» схлестнулись в безоружном виражном бою. В результате пилот Ми-24 не справился с управлением и вертолёт потерпел крушение. Виной тому был всё тот же «спринтерский» диаметр винта, из-за которого вертолётом мог управлять только ас.

Вторым поводом для создания легенды стали видеоотчёты боевиков из Афганистана. Западные журналисты, снимавшие борьбу «угнетаемых талибов против коммунистов» не раз наблюдали, как «Крокодил» на огромной скорости пролетал над врагом, выпуская полный комплект НУРСов. В НАТО же предпочитали тактику «подпрыгивания», когда вертолёт, прячась в складках местности подлетал к врагу, выныривал из укрытия, наносил удар высокоточным оружием и скрывался. Только после того, как американцы сами начали вести бои с террористами они осознали, что в данном случае советский наскок с варварскими НУРСами наперевес куда эффективнее высокоточного бахвальства. Во-первых, у боевиков нет столько тяжёлой техники, чтобы охотится за ней с управляемыми ракетами. А во-вторых, при проходной атаке НУРСы покрывали куда большую площадь, что приводило к большему эффекту. Более того, скоростной полёт снижал вероятность ответного огня с земли. Как видно, советский вертолёт не просто так был приспособлен именно к рыцарскому удару.

Вторым номером в арсенале «Крокодила» шёл четырёхствольный пулемёт в носовой турели ЯкБ-12,7мм. Гонять душманов в чистом поле этого вполне хватало, а вот бороться с техникой –нет. Было принято решение кардинально сменить вооружение и на Ми-24 поставили спаренную 30-мм пушку. Однако решение оказалось уж слишком кардинальным – отдача была столь сильна, что заваливала вертолёт на правый бок и мешала выполнять традиционные проходные атаки. Только третья попытка оказалась удачной, когда в турель монтировали 23-мм автопушку, которая сочетала в себе скорострельность с бронебойностью.

В комплексе такое вооружение, при должном умении, вполне подходит для выполнения любых задач. Так, во время Ирано-иракской войны иракские пилоты на одном Ми-24 за три месяца уничтожили 55 танков противника.

Ещё одним «оружием» двадцатьчетвёрки стал звук. Ещё во время боёв в Афгане советские пилоты нередко воевали против душманов уже с пустым боекомплектом. Они просто гоняли их, пугая их своим звуком. Позже, когда американцам удалось добыть себе несколько «Крокодилов» для опытов, морпехи подтвердили, что хищный клёкот русского монстра действительно не сравниться ни с чем и при приближении этого монстра хочется закопаться поглубже. Сомнительно, что подобного эффекта советские умельцы добивались специально, скорее всего, дело всё в тех же укороченных лопастях. Но факт остаётся фактом. К слову, знаменитая музыка Вагнера «Полёт валькирии» не случайно часто сопровождает видеоролики с вертолётами UH-1. Американцы также пробовали усилить психологический эффект от появления «кавалерии» и устанавливали на вертолёты динамики, через которые транслировалась угрожающая музыка, в частности тема из легендарной оперы.

Однако весь мир знает Ми-24 не по его оружию, а по необычайной живучести. Не иначе как «летающий танк» зовут его на Западе. Бронёй «Крокодил» увешан знатно, но танком его делает уникальная комплектация. Например, десантное отделение, ради облегчения конструкции, не бронирована вообще, но защищены все самые важные узлы, а двигатели настолько просты и надёжны, что первое время в Афгане летали в сухом пыльном воздухе без каких либо фильтров. Кроме того, большинство систем вертолёта дублированы, а значит уничтожить «Крокодила» нужно дважды. Он способен летать даже на одном двигателе, несмотря на всю свою массу. В случае с вертолётами надёжность – особое свойство. Так, во время войны в Ираке США потеряли 79 AH-64, но только 11 сбили враги. Остальные рухнули из-за неисправностей.

Ми-24 долгие годы оставался самым быстрым, живучим и тяжёлым ударным вертолётом. Всё это было достигнуто вопреки многим недостаткам. Тот-же злополучный десантный отсек никогда толком не использовался. Ввиду применения «Крокодила» в качестве тарана против любого врага особой современной техники на него не ставилось, главной задачей было в упор расстреливать хоть танковые колонны НАТО, хоть бородачей в их пещерах. Несмотря на это, Ми-24 продолжает не только верно служить во многих армиях мира, но и развиваться. Один из новых российских вертолётов Ми-28Н является переосмыслением советской идее ударного вертолёта. В нём сохранились все достоинства «Крокодила», а недостатки устранены. Теперь его время бить рекорды, обрастать мифами и становится новой легендой КБ Миля.

Тактико-технические характеристики Ми-24

– Начало эксплуатации: 1971 год – Единиц произведено: ~ 3500

Экипаж Ми-24

– 2—3 человека

Вместимость Ми-24

– до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.

Габаритные размеры Ми-24

– Диаметр несущего винта: 17,3 м – Диаметр рулевого винта: 3,908 м – Высота с вращ. винтами: 5,47 м – Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м – Ширина фюзеляжа: 1,7 м – Высота фюзеляжа: 3,9 м – Размах крыла: 6,4 м – Допустимый угол крена: 50 град. – Допустимый угол тангажа: 30 град.

Вес Ми-24

– Пустой: 7580 кг – Нормальная взлётная масса: 10 500 кг – Максимальная взлётная масса: 11 500 кг

Грузоподъемность Ми-24

– Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг – Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг – Внутренний запас топлива: 2100 л – Запас топлива в ПТБ: до 2000 л

Двигатели Ми-24

– Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117 – Мощность: 2 х 2500 л. с. – Средний расход топлива: 780 л/час

Скорость Ми-24

– Крейсерская скорость: 270 км/ч – Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч – Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3

Дальность полета Ми-24

– Дальность полёта практическая: 450 км – Дальность полёта перегоночная: 1000 км

Статический потолок Ми-24

– 1400 м

Динамический потолок Ми-24

– 4950 м

Все об оружии

В Советском Союзе было произведено огромное количество разнообразной военной техники и вооружений. Некоторая техника стала настоящим символом нашей страны, мощи ее армии. Наряду со всемирно известными автоматами Калашникова, танками Т-34, РСЗО «Катюша» и ее потомками «Градом», «Смерчем» и «Ураганом» в этот список входит ударный вертолет Ми-24, различные модификации которого вот уже почти полвека несут службу в 60 странах мира.

Ми-24

Немного истории

В первые десятилетия после окончания Второй мировой войны мир всколыхнула череда антиколониальных восстаний, в которых вместе с привычными истребителями, штурмовиками и бомбардировщиками приняли участие летательные машины совершенно нового типа – вертолеты, или геликоптеры, как их называют на Западе.

Пионерами в развитии вертолетной техники стали американцы, которым очень помог конструктор Игорь Сикорский, эмигрировавший из России во время Гражданской войны. Именно американская армия первой обратила внимание на то, что относительно тихоходные геликоптеры можно использовать для доставки десанта и снаряжения в труднодоступные районы, а также для эвакуации раненых.

Во время корейской войны 1950-1953 годов производством вертолетов в США занимались десятки компаний, а в 1960-х годах конструкторы приступили к разработке боевых вертолетов, которые можно было бы использовать в качестве штурмовика, поддерживающего огнем наступление пехотных подразделений.

В 1966 году в небо впервые поднялся первый по-настоящему ударный вертолет AH-1 «Кобра», имевший на вооружении ракетные системы, автоматические гранатометы, кассетные мины и пулеметы калибра 7,62 мм. В конце 1967 года эти вертолеты появились во Вьетнаме и помогли южанам нанести несколько серьезных поражений армии Севера.

Вертолет AH-1 «Кобра»

Догнать и перегнать Америку

В Советском Союзе до этого не задумывались о необходимости выпуска подобного типа военной техники. Советские вертолеты Ми-4 и Ми-6 выполняли исключительно транспортно-десантные функции, Ми-10К являлся летающим краном, а Ми-14 стал самым крупным вертолетом-амфибией мира.

Понимая, что отставать от США нельзя, 6 мая 1968 года правительство приняло постановление о создании первого советского ударного вертолета, разработку которого доверили ОКБ М.Л. Миля.

Важность поставленной задачи была таковой, что всего за год было построено два прототипа изделия 240 или вертолета В-24, которые впоследствии получили название Ми-24.

Некоторые источники утверждают, что конструкторам серьезно помогли советские спецслужбы, организовавшие похищение и доставку в СССР американской «Кобры» АН-1. Операция проводилась нелегально на территории Камбоджи и вся информация о ней хранится под грифом «совершенно секретно».

Появление ужасающего «Крокодила»

Прототипы Ми-24 имели экипаж, состоящий их пилота и оператора, но в дальнейшем решено было добавить и бортмеханика. Первые вертолеты имели довольно слабое бронирование, и экипажу полагалось находиться в кабине в специальных шлемах и бронежилетах.


Один из первых вариантов Ми-24

Боевую машину вооружили ракетами «Фаланга-М», пулеметной установкой НУВ-1 калибра 12,7 мм, а также были установлены четыре балочных держателя, к которым могли крепиться неуправляемые ракеты или до 500 кг бомбовой нагрузки.

Для улучшения устойчивости в полете кабину удлинили, разместили членов экипажа друг за другом. Боковые части кабины, которую из-за обилия стекла называли «верандой», прикрыли броневыми листами. Командир экипажа также получил бронеспинку.


Ми-24А

Модификация получила наименование Ми-24А и поступила в войска, где была за свою надежность и мощь оценена по достоинству. Увидев, с какой эффективностью это летающее чудовище уничтожает танки и другую бронетехнику противника, в армии его нарекли «Крокодилом», а это название прочно закрепилось за всеми модификациями вертолета Ми-24.

Самый распространенный вертолет в мире

Сегодня советская/российская летающая «боевая машина пехоты» считается одной из самых удачных моделей винтокрылой техники. Регулярные процессы модернизации улучшают его летно-технические характеристики, включая скорость и маневренность, а установка современных систем вооружений делает Ми-24 серьезным противником даже для новейших ударных вертолетов США, ЕС и Китая.

С момента принятия на вооружение было изготовлено более 3,5 тысячи единиц Ми-24, который является самым массовым ударным вертолетом мира и используется армиями 60 стран мира.

Он принял участие в десятках вооруженных конфликтов, продемонстрировав свою живучесть даже после десятков попаданий артиллерийских снарядов. Американский AH-64 Apache, который начал эксплуатироваться в 1984 году и должен был стать основным противником «Крокодила», так и не смог сравниться с Ми-24 помощи вооружений и массовости использования.

Крылатое чудовище

Ми-24 считается чрезвычайно надежной боевой машиной, сбить которую с помощью стрелково-пушечных вооружений практически невозможно. Известны случаи, когда во время ффганской войны на базу возвращались «Крокодилы», имеющие более 70 прямых попаданий из зенитных орудий. Прочность лобового стекла кабины такова, что до сих пор не известно ни одного случая, когда бы противнику удалось его пробить.


Ми-24 ВВС Белоруссии

Боевая машина имеет крылья с размахом 6,4 метра, которые добавляют «Крокодилу» до трети подъемной силы и позволяют размещать от 4 до 6 дополнительных систем вооружений.

Но это создает для Ми-24 и определенные сложности. Вертолету для взлета требуется площадка длиной до 100 метров. Посадка также проводится в движении, но это нужно для того, чтобы двигаться впереди поднимаемого винтами пылевого облака.

Этот вертолет атакует врага с гарантированной скоростью в 335 км/час, развивая максимальную скорость 368,4 км/ч (по некоторым источникам до 450 км/ч)

Не спрятаться, не скрыться

На сегодняшний день наиболее распространенными модификациями «Крокодила» является Ми-24П (пушечный), который оснащен двумя конвейерами с 23-миллиметровыми автоматическими пушками УПК-23-250, несколькими пусковыми установками ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также боеприпасами кассетного типа.

Ощетинившийся автоматическими пушками и ракетами Ми-24П наводит настоящий ужас на противника, наблюдающего за боевым заходом этого чудовища.


Атака звена Ми-24

Обычно «Крокодил» атакует цель ракетами и артиллерийскими снарядами с расстояния 1200-1500 метров. Продолжая атаку, пилот сбрасывает над целью боеголовки, каждая из которых начинена 2200 поражающими элементами в виде гвоздей. Враг, оказавшийся в зоне поражения, практически не имеет шансов на спасение.

Серьезный противник для истребителей

Несмотря на то, что целью ударных вертолетов является уничтожение бронетехники и живой силы противника на земле, известны случаи побед Ми-24 и в противостоянии со сверхзвуковыми истребителями.

В 1982 году сирийский Ми-24 в небе Ливана сбил истребитель F-4 израильской армии, а в 1992 году в Абхазии жертвой «Крокодила» стал грузинский штурмовик Су-25.

Пентагон рекомендует пилотам своих АН-64 Apache при встрече с Ми-24 не вступать в прямое противостояние, которое может закончиться плачевно. Один лишь гул моторов «Крокодила» вызывает вибрацию механизмов американского геликоптера, которые в любой момент могут выйти из строя.

Американский вертолет AH-64 «Апач»

Несмотря на появление более современных вертолетов Ка-52 и Ми-28Н, «летучий БМП» Ми-24 по-прежнему остается главной ударной силой российской армии, а также вооруженных сил десятков стран, включая Украину, Польшу, Чехию, Болгарию, Пакистан, Индию, Северную Корею им др.

Характеристики вертолета Ми-24

Габариты

Основные массы

Силовая установка

Летно-технические характеристики

Вооружение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]