Новый «Ясень»: Слабее «Морского волка», но лучше «Вирджинии»


Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)

В декабре прошлого года ученые Гавайского университета (США) сообщили об интересной находке. В конце лета, проводя исследования морского дна, гавайские ученые обнаружили затопленную в 1945 году японскую подлодку проекта Sen Toku (иногда для обозначения проекта применяется индекс головной подлодки – I-400). Субмарина лежит на глубине около 700 метров недалеко от острова Оаху. Факт затопления японской подводной лодки после окончания Второй мировой войны не являлся секретом, но точное место, где это произошло, по ряду причин оставалось неизвестным. В годы Второй мировой войны в составе японского военного флота служило большое количество подводных лодок различных типов. Однако наибольший интерес представляют субмарины проекта «Сентоку», отличавшиеся от других своим предназначением.

С начала тридцатых годов японские судостроители занимались созданием подводных лодок, способных нести легкие самолеты. Предполагалось, что перевозимый лодкой самолет будет выполнять разведывательные функции. В дальнейшем не исключалась и ударная роль самолета, однако ряд особенностей авианесущих субмарин и самолетов для них налагали определенные ограничения на боевую нагрузку. Тем не менее, и разведывательные самолеты были в достаточной мере полезными для подлодок. В частности, после нападения на Перл-Харбор фото- и киносъемку результатов налета провел самолет-разведчик, доставленный к гавайским берегам подлодкой I-9 проекта A1.

В начале 1942 года по инициативе адмирала И. Ямамото началось создание проекта новой подводной лодки, способной нести сразу несколько самолетов-бомбардировщиков. Одновременно с этим стартовала разработка специализированного гидросамолета, пригодного для перевозки на перспективной субмарине и способного нести бомбовое вооружение. Предполагалось, что новые подводные лодки смогут скрытно доставлять ударные самолеты к береговым объектам или корабельным группам противника. Скрытный подход и внезапная атака, как ожидалось, должны были обеспечить высокую боевую эффективность новых субмарин и их самолетов. К перспективной подводной лодке предъявлялись высокие требования. Она должна была перевозить четыре самолета и иметь дальность плавания на уровне 65-70 тыс километров. Дальность подводного хода должна была превышать 100 км. Результатом подобных требований стали габариты и водоизмещение перспективной подводной лодки. Подводное водоизмещение, по расчетам, должно было превысить 6,5 тыс тонн.

Специфическое предназначение перспективной подлодки определило ее архитектуру. Подлодки «Сентоку» предлагалось сделать двухкорпусными, с прочным корпусом сложной формы. Для перевозки достаточного количества топлива, а также для приемлемого размещения герметичного ангара пришлось разработать оригинальный прочный корпус переменного сечения. В носовой части он состоял из двух крупных «труб» и в сечении напоминал восьмерку. К средней части форма прочного корпуса плавно менялась и становилась похожей на знак бесконечности. Это было обусловлено размещением цилиндрического ангара. Кормовую часть прочного корпуса выполнили в форме цифры 8 и тоже плавно сопрягли с центральной. Прочный корпус предлагалось закрыть обтекаемым легким.

Над средней частью корпуса, похожей на знак «∞», поместили цилиндрический (диаметр около 3,5 метра) ангар для перевозки самолетов. Подлодки проекта «Сентоку» должны были нести три гидросамолета Aichi M6A Seiran с запасом топлива и оружия. Большие габариты подводной лодки позволили в некоторой мере упростить процедуру взлета. После всплытия подводники должны были открыть передний люк ангара, выкатить на палубу самолет и подготовить его к вылету. Далее гидросамолет M6A нужно было установить на катапульту, обеспечивавшую взлет. Посадку предлагалось производить, как и ранее, на воду с последующим подъемом самолета на борт при помощи крана.

Наиболее заметным последствием высоких требований, предъявлявшихся к проекту «Сентоку», стали большие габариты подлодки. При подводном водоизмещении 6560 тонн (надводное – не более 5200 т) новые субмарины должны были иметь общую длину 122 метра и максимальную ширину корпуса 12 м. Средняя осадка составляла 7 метров. Таким образом, японские подводные лодки серии I-400 стали самыми крупными представителями своего класса времен Второй мировой войны. Более того, их рекорд по размерам и водоизмещению продержался до появления атомных субмарин. Другой рекорд крупнейших японских подлодок касался дальности плавания. Расчетное значение этого параметра превысило 69 тыс километров. Это означало, что лодка проекта «Сентоку» сможет добраться до любой точки планеты, не нуждаясь в дозаправке топливом.

Для приведения столь крупной подлодки в движение пришлось создать силовую установку соответствующей мощности. В надводном положении субмарины «Сентоку» должны были перемещаться при помощи четырех дизельных двигателей мощностью по 2250 л.с. каждый. Для передвижения под водой лодки предполагалось оснащать двумя электродвигателями мощностью по 2100 л.с. С такой силовой установкой перспективные авианесущие подводные лодки в надводном положении могли бы развивать скорость не менее 18 узлов, в подводном – около 12 узлов. Характеристики прочного корпуса и ангара позволяли погружаться на глубину до 100 метров.

Экипаж подлодок проекта «Сентоку», по разным данным, состоял из 144 человек (21 офицер) или более. Запас продовольствия и пресной воды был рассчитан на плавание продолжительностью до 90 суток.

Как и другие подводные лодки того времени, «Сентоку» предлагалось оснащать торпедным и артиллерийским вооружением. В носовом отсеке подлодок предусмотрели восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм. Возимый боекомплект состоял из 20 торпед. Кроме того, подлодки должны были нести мощное зенитное вооружение. Оно состояло из трех трехствольных артиллерийских установок на базе автоматической пушки «Тип 96» калибра 25 мм, а также одной такой пушки, смонтированной отдельно. 140-мм орудие «Тип 11», установленное за ангаром, предназначалось для атаки как воздушных, так и надводных целей.

Несмотря на наличие мощного торпедного и артиллерийского вооружения, основным средством ведения боя для лодок «Сентоку» были самолеты-бомбардировщики Aichi M6A Seiran. Три таких самолета перевозились в крупном и длинном ангаре подлодки. Конструкторы под руководством Н. Одзаки сумели создать сравнительно компактный самолет, пригодный для перевозки в ангаре ограниченных размеров, а также способный нести бомбовое вооружение. Бомбардировщик «Сейран» имел размах крыла 12,26 метра, общую длину – 11,64 м и оснащался двигателем жидкостного охлаждения Aichi Atsuta 32 мощностью 1200 л.с. Нормальный взлетный вес равнялся 4050 кг, максимальный достигал 4450 кг.

«Сейран» был выполнен по аэродинамической схеме «низкоплан». Характерной его чертой стали два крупных поплавка, предназначенные для посадки на воду. Эти элементы конструкции серьезно ограничивали летные характеристики бомбардировщик, что могло сказаться его на боевых возможностях. Тем не менее, специфические требования заказчика вынудили авиаконструкторов искать компромиссы, жертвуя теми или иными характеристиками. Поэтому максимальная скорость самолета M6A (на высоте 5000 метров) равнялась 475 км/ч, а крейсерская не превышала 300 км/ч. Экипаж бомбардировщика, состоявший из пилота и стрелка, мог обороняться от истребителей противника при помощи пулемета «Тип 2» калибра 13 мм, расположенного в задней кабине. В зависимости от поставленной задачи самолет «Сейран» мог нести две бомбы калибра 250 кг или одну калибра 800 кг. Кроме того, предусматривалась возможность подвески одной торпеды весом не более 850 кг.

Для размещения в небольшом ангаре подлодки на бомбардировщиках M6A Seiran были предусмотрены узлы складывания крыла и хвостового оперения. Поплавки демонтировались. После подготовки для перевозки в ангаре поперечные габариты самолета определялись диаметром воздушного винта. Размеры ангара позволяли перевозить три самолета в сложенном виде, запас топлива и боеприпасов. Кроме того, в оставшемся объеме можно было поместить еще один бомбардировщик в разобранном виде. На его сборку пришлось бы потратить гораздо больше времени, чем на подготовку к полету других.

Согласно первоначальным планам, судостроительная промышленность Японии должна была передать военному флоту 18 подводных лодок типа Sen Toku. Однако промышленность была занята выполнением других заказов, что сказалось на количестве построенных подлодок-авианосцев. Головная субмарина проекта I-400 вошла в состав японского флота в самом конце 1944 года. Через несколько дней военно-морскому флоту передали вторую подлодку I-401, а в последних числах июля 1945 года моряки приняли третий подводный корабль. До конца боевых действий на Тихом океане Япония успела начать строительство шести подлодок «Сентоку». Кроме того, ввиду трудного экономического положения требуемую серию субмарин сократили с планировавшихся изначально 18 единиц до 12. Однако и эти планы остались на бумаге.

В начале 1945 года первые две подлодки типа «Сентоку» опробовали свое основное вооружение в условиях полигона, после чего началась их служба. Возможность нанесения бомбовых ударов по целям, а также высочайшая дальность плавания определили первую боевую задачу новых субмарин. Их целью стали шлюзы Панамского канала. Японское командование посчитало, что разрушение или повреждение этих объектов серьезно ударит по снабжению американских войск на Тихом океане. Подлодки I-400 и I-401 отправились к берегам Центральной Америки, однако вскоре получили приказ возвращаться. Командование поняло бессмысленность такой атаки и связанные с ней риски, из-за чего приказало подводникам вернуться на базу. В первых числах августа начался второй поход подлодок «Сентоку», который тоже окончился неудачей. Две подводные лодки должны были отправиться к атоллу Улити и атаковать американские корабли. Через несколько дней после выхода в море на субмарине I-400 произошел пожар, она была вынуждена вернуться на базу для ремонта. I-401, в свою очередь, не могла самостоятельно выполнить боевую задачу и тоже вернулась домой.

Второй поход к атоллу Улити сначала планировался на 17 августа, но позже его перенесли на 25-е. Однако субмарины «Сентоку» так и не добрались до своей цели. Война на Тихом океане подходила к концу, и 20 августа экипажи подлодок-авианосцев получили приказ, в соответствии с которым они должны были уничтожить все оружие и самолеты. Бомбардировщики с боекомплектом были сброшены за борт, а торпеды выпущены в море. Понимая свое бессилие в критический момент войны, командир подлодки I-401 Аридзуми застрелился.

После окончания Второй мировой войны все три построенные подлодки типа Sen Toku были переведены в Перл-Харбор, где американские специалисты тщательно их изучили. Весной 1946 года Советский Союз решил воспользоваться своими правами, ранее оговоренными с союзниками, и потребовал предоставить доступ к трофейным японским кораблям. Опасаясь возможных последствий, американская сторона в короткие сроки избавилась от трофеев. 1 апреля подводная лодка I-402 была расстреляна торпедами, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401. Точное место, где находится затопленная лодка I-401, было определено в 2005 году. Головная субмарина проекта была обнаружена позже, в августе 2013-го.

Авианесущие подводные лодки «Сентоку» появились слишком поздно и не смогли оказать никакого влияния на ход Второй мировой войны. Возможно, уникальные корабли были в силах повлиять на ход морских сражений, однако есть основания сомневаться в их высокой боевой эффективности. Дело в том, что в случае использования торпед в подводном положении подлодки «Сентоку» не имели почти никаких преимуществ перед субмаринами иных проектов. Что касается бомбардировщиков Aichi M6A Seiran, то их возможности смотрятся неоднозначно. Малая скорость полета в сочетании со сравнительно низкой маневренностью и слабым оборонительным вооружением могли нивелировать все преимущества, связанные со скрытой перевозкой на борту подводной лодки. Таким образом, в условиях реального боя подлодка I-400 или ее «систершипы» в короткий срок могли остаться без авиагруппы.

Несмотря сомнительные боевые качества и короткий боевой путь, пройденный без каких-либо успехов, проект авианесущих подводных лодок Sen Toku представляет определенный интерес. Японским конструкторам удалось решить задачу, которую ставили перед собой их коллеги из множества стран. Кроме того, Япония наглядно показала реальные возможности комплексов «авианесущая подлодка-самолет», что, вероятно, сказалось на дальнейшем развитии подобной военной техники. Субмарины «Сентоку» оказались последними представителями своего класса, строившимися серийно. В дальнейшем авианесущие субмарины не выходили из стадии проекта.

По материалам сайтов: https://lenta.ru/ https://combinedfleet.com/ https://militaryhistoryonline.com/ https://korabley.net/

Характеристики стратегических атомных подводных крейсеров Проекта 667Б «Мурена» (НАТО: «Delta»)

Страна:СССР
Тип:Ракетный подводный крейсер стратегического назначения
Дата выпуска:1971 г.
Водоизмещение:Надводное — 8700 тонн, подводное — 10500 тонн
Длина:140 м
Ширина:12,0 м
Осадка:8,7 м
Бронирование:Нет
Экипаж:120 человек
Силовая установка:
  • 2х водо-водяных реактора ВМ-4Б, мощностью по 20000 л.с.
Дальность хода:Автономность — 100 суток.
Максимальная скорость:Надводная — 19 узлов, подводная — 25 узлов. Нормальная глубина погружения — 320 м, предельная — 400 м.
Вооружение:
  • 4x 533 мм (14 торпед), 2 x 400 мм (4 торпеды)
  • 12х пусковых установок баллистических ракет Р-29 (комплекс Д-9)
Авиагруппа:Нет

Обнаружение крушения

1 августа 2013 г. Гавайская подводная исследовательская лаборатория(HURL) глубоководный аппарат Рыбы V

обнаружил обломки
I-400
к юго-западу от Оаху, Гавайи, на глубине 1826 футов (557 м).[3] Что
Рыбы V
первоначально идентифицированный как поклон оказался точкой в ​​50 футах (15 м) от носа, и корпус был полностью цел.[3] Однако на обломке были обнаружены следы серьезных взрывных повреждений, и
I-400
Весь надстройка Пропал без вести, ее боевая рубка и авиационный ангар, по-видимому, отсоединились от корпуса во время ее последнего спуска на дно океана в 1946 году.[3]

Французский подводный авианосец «Сюркуф»

После устрашающих последствий Первой Мировой было решено снизить и ограничить количество военной техники. В корабельном плане был подписан «Лондонский» договор, по которому были приняты ограничения в водоизмещение, оружие и их количестве. Страны стали искать лазейки для обхода принятого соглашения. В связи с тем, что договор в основном концентрировался на надводной технике, страны решили воспользоваться подводной техникой. Франция была одной из таких стран. Франция сделала свой акцент на мощные подводные лодки в 1927-м году.


Подводный авианосец «Сюркуф»

Подводные крейсера начали строиться в том же 1927-ом году в количестве 3-х единиц. Однако из-за ужесточенных пунктов нового «Лондоского» договора, по которому калибр артиллерии субмарин не должен был превышать 155мм, в 1929-ом достроился только 1 подводный крейсер, который имел калибр артиллерийского орудия 203 мм («Сюркуф» был исключением для Франции по договору). В эскплуатацию ВМФ Франции вошел в 1932-ом году.

«Сюркуф» стал величием ВМС Франции. Он был огромен, имел водоизмещение в 4 300 тонн. Благодаря своему артиллерийскому орудию мог поражать любые надводные цели; 20 торпед позволяли поражать подводные цели; а также гидросамолет – разведчик «Бессон БМ410» давал возможность видеть на много дальше своих возможностей. «Сюркуф» неоднократно посещал порты других стран для показа мощи ВМФ Франции.

С быстрой капитуляцией Франции во Второй Мировой, подводный – крейсер вместе с остальными кораблями французского флота попал в руки англичан, а затем был перенаправлен в США. Из-за своих нескончаемых неисправностей, субмарина переходила с одного порта в другой. В одном из таких переходов в Таити из порта в Бермудах, «Сюркуф» пропал без вести в водах Карибского моря. По официальным данным подводная лодка потонула из-за своих неисправностей, однако французские историки до сих пор ведут расследование по данной теме.

Британский подводный авианосец «М-2»

Великобритания достигла меньших успехов своего соседа по Ла-Маншу – Франции. В 1927-м году Королевский флот переоборудовал свою старую субмарину «М-2» в подводный авианосец, заменив запрещенную Лондонским соглашением артиллерийскую установку 305 мм на ангар, который был 3 м. в диаметре и 7 м. длинной. Для подводного авианосца было решено построить специальные гидросамолеты «Парнел Пето», чья основная задача была разведывать территории противника, куда не могут добраться другие группы. Однако низкие результаты испытаний авианосца не внушали особых надежд командованию ВМС. В 1932-м году на одном из учений, который стал для «М-2» последним, субмарина потонула в районе Портсмута. Основным предположением инцидента является преждевременное открытие ангарной двери субмарины. После такого расклада событий, Великобритания отказалась от идеи подводных авианосцев.


Подводный авианосец М-2


Подводный авианосец М-2

Рекомендации

  1. Кэмпбелл, Джон Морское оружие Второй мировой войны
    ISBN 0-87021-459-4 стр.191
  2. ^ абcdЯпонские военно-морские корабли
    . ВМС США. 1946 г.
  3. ^ абcdежграммчасяjkлмпопqрsттыvшИксуzааabacобъявлениеаеафагахайэйакальявляюсьанаоapводныйарв качествевauсреднийаутопорайazбаbbдо н.эbdбытьпареньbgбхбиЪbkблбм
    Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «IJN Submarine I-400: Табличная запись движения».
    Combinedfleet.com
    . Получено 25 октября 2022.
  4. Сакаида, стр.74
  5. Сакаида, стр. 81 год
  6. Сакаида, стр. 17
  7. Сакаида, стр.100–101
  8. Лейман и Маклафлин, стр. 178–179.
  9. Сакаида, стр. 73
  10. Сакаида, стр. 104–107.
  11. ^ аб
    Бойд, Карл, и Ёсида, Акихико,
    Японские подводные силы и Вторая мировая война
    , Книги BlueJacket (2002), ISBN 1557500150, стр.27, 29
  12. Сакаида, стр. 92
  13. Сакаида, стр. 126
  14. ^ абcdеж
    «И-400 бывш. №-5231».
    iijnsubsite.info
    . 2022. Получено 25 октября 2022.
  15. ^ абcdежграммчася
    Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2011). «Подводная лодка IJN I-401: Табличная запись движения».
    Combinedfleet.com
    . Получено 25 октября 2022.

Российский Проект «914 бис»

СМИ охватила новость о том, что Россия собирается построить атомный подводный авианосец «914 бис». Каких-либо конкретных заявлений по этому поводу не было. Однако эксперты утверждают что такой гигант в наше время не актуальная тема т.к. в первую очередь это будет платформой для самолетов. Любой авианосец нуждается в защите другими подводными/надводными группами. Следовательно, потеряется изюминка подводных авианосцев – неожиданность. Если подводный авианосец будет действовать в одиночку, он может быть легко поражен. Да, можно произвести взлет самолетов, а затем обратно погрузиться под воду, но что тогда будет с самолетами? В этом случае это будут самолеты – камикадзе, что использовались только в Японии. Другими словами подводные авианосцы на данный момент являются не доработанным и очень дорогим удовольствием для любой страны мира.

Модернизация стратегических атомных подводных крейсеров Проекта 667Б «Мурена»

В 1978 году на вооружение флота поступил модернизированный ракетный комплекс Д-9Д с усовершенствованной межконтинентальной баллистической ракетой Р-29Д, обладающей дальностью, увеличенной до 9100 км, а также повышенной точностью (до 1 км).

Комплекс Д-9Д был установлен на нескольких лодках проекта 667Б в ходе их капитального ремонта и модернизации. В 1986 году была вновь проведена модернизация комплекса.

В носовой части подводной лодки располагалось четыре 533-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом из 12 торпед, а также два 400-мм ТА для ГПД МГ-44.

• Справочник ВМФ • Боевые корабли того же периода • Флот России •

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

«Без компота нету флота»

Камбуз, или по-простому кухня, находится в четвертом отсеке. Питаются подводники по четыре раза в сутки. Причем что у командира, что у матроса порция одинаковая, отметил экскурсовод. Образ жизни у моряков на подлодке малоподвижный.

В среднем подводник проходит меньше километра в сутки, двигаясь по отсеку. Станислав Богомолов

научный сотрудник Музея истории ВМФ России

«Поэтому им даже полагается 50 граммов вина в сутки. Микроскопическая доза оздоравливает организм, разгоняя кровь», – сказал гид.

Из овощей и мяса кок варил супы: борщ, щи, рассольник. Вторые блюда также были максимально приближены к домашним. Еще в поход брали различные деликатесы, например колбасу, ветчину, сыры, рыбу.

Подводникам выдавали по 20 граммов шоколада в сутки. Горький полагался чаще, чем молочный. Вместо шоколада могли выдать немного меда, варенья или сгущенного молока. Еще могли дать бутерброд с красной икрой или паштетом из печени трески – для нормализации гемоглобина и восполнения витамина D.

В поход обязательно брали огромное количество фруктов, овощей и ягод, чтобы избежать авитаминоза. «Консервированные компоты пили каждый день. Даже есть поговорка – без компота нету флота», – рассказал экскурсовод.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Утилизация

Послевоенные отношения с Советский союз быстро ухудшается, и обеспокоенность растет в Соединенные Штаты что по послевоенным соглашениям Советы потребуют доступа к захваченным японским подводным лодкам, которые обеспечат Советский флот 26 марта 1946 года ВМС США, располагая ценной информацией о перспективных конструкциях японских подводных лодок, издали приказ потопить все захваченные японские подводные лодки.[3] Соответственно, ВМС США затонули. I-400

в качестве мишени при испытаниях взрыва Mark 10 Mod 3 у Перл-Харбора 4 июня 1946 года.[3] Она затонула у суровый в 12:10 в 21 ° 13′N 158 ° 07’з.д. / 21,217 ° с. Ш. 158,117 ° з. / 21.217; -158.117 (=
I-400
) после подводной лодки USS
Рыба-трубач
(SS-425) ударил ее тремя Торпеды Mark 18 Mod 2.[3]Командующий подводными силами Тихоокеанского флота США (COMSUBPAC), Вице-адмирал Аллан Р. Макканн, и командир 52-й дивизии подводных лодок, Командир Лоусон П. Рэймидж, были отправлены
Рыба-трубач
наблюдать за опусканием
I-400
.[3]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]