130-мм береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег»

Состояние береговой артиллерии России в начале 20 века, как и во все последующие годы, хранилось в состоянии строгой тайны. В частности, данный фактор был связан с тем, что эти орудия изначально обязаны были быть незаметными. Как монархическая, так и советская береговая артиллерия располагалась в особых зонах, в которые обычным людям попросту не было доступа. В то время на передний план выставляли огромные линкоры и крейсеры, которые своими размерами сразу привлекали взгляды, однако по долготе службы никак не могли соперничать с береговыми батареями. В этой статье будет описана история береговой артиллерии России в 20 веке, ее состоянии и наиболее известные используемые модели.

Историческая справка

Орудия береговой артиллерии в России начали использоваться достаточно рано, однако настоящая их история начинается только в 1891 году. Именно тогда в производство поступили новые модели батарей с длинными стволами, являющимися наиболее современной моделью. Своей эффективностью они полностью заменили старые орудия, а потому стали иметь превалирующее значение в качестве береговых систем.

История береговой артиллерии неразрывно связана с историей российского флота, однако при этом ее организация и деятельность были достаточно сильно отдалены от него. Подчинялись они исключительно Главному артиллерийскому управлению, что, несомненно, имело ряд как положительных, так и отрицательных сторон. Первое исключение из данного правила было сделано только в 1912 году, когда под власть Морского ведомства передали крепость Петра Великого, защищающую Финский залив.

Примеры [ править ]

В Соединенном Королевстве
  • Башня Адмиралтейского пирса
  • Тайн Турретс
  • Кросс-канальные пушки
  • Palmerston Forts
  • Иглы Батарея
  • Несс Батарея

Британские прибрежные пушки за пределами Великобритании

  • Укрепления Замковых островов , форт Святой Екатерины , батарея Святого Давида , Королевская военно-морская верфь, Бермудские острова и почти сотня других фортов и батарей, построенных на Бермудских островах в период с 1612 по 1939 год.
  • Форт Силосо
  • Форт Остенбург
  • Форт Куинсклифф
  • Береговая оборона Хобарта
  • Прибрежные укрепления Новой Зеландии

Соединенные Штаты Америки

  • Совет укреплений
  • Корпус береговой артиллерии армии США
  • Защита побережья в США
  • Список прибрежных укреплений США
  • Батарея Чемберлина

Канада

  • Йорк Редут
  • Коннот Батарея
  • Мыс Копье
  • Форт Амхерст

Азия

  • Манила и заливы Субик
  • Форт Драм (остров Эль-Фрайле)
  • Fort Mills
  • Сингапур — состоял из пяти 15-дюймовых (381-мм) орудий
нацистская Германия
  • Атлантическая стена
  • Крепость Ханстхольм / Баттери Вара
  • Кросс-канальные пушки
  • Аккумулятор Лотринген

Южная и Центральная Америка

  • Кальяо
  • Форт Копакабана
  • Санта-Клара Батарея
  • Вальдивская крепостная система

Австралия

  • Форт Денисон
  • Fort Glanville
  • Форт Пирс

Другой

  • Немецкая береговая батарея Тирпиц близ Констанцы , Румыния
  • Шведская береговая артиллерия
  • Российская Империя : Морская крепость Петра Великого , часть линии укреплений, защищающих Санкт-Петербург.
  • Береговая артиллерия испанской армии, включая восемнадцать морских орудий 38,1 см / 45 обр.1926 г.

Береговая артиллерия СССР

После Октябрьской революции и прихода к власти Советов все береговые батареи были переданы под непосредственное командование Красной армии, и только в 1925 году они перешли во власть начальника Морских сил. Однако подобное развитие происходило относительно короткий срок — все работы в данной сфере по приказу главы страны Никиты Хрущева по устройству береговой артиллерии России были прекращены в 1957 году. После этого началось постепенное демонтирование систем, в редких случаях их попросту консервировали. Даже фото береговой артиллерии тех лет, как и многочисленная документация по данному вопросу, были попросту уничтожены или утеряны.

Новый виток своего развития данная система начала только в 1989 году, когда в силах Военно-морского флота были выделены береговые войска. На настоящий момент вся береговая артиллерия находится именно под контролем данного ведомства.

Береговая оборона в современном мире: новейшая история


Береговая оборона. Это, если заглянуть в словарь терминов, — совокупность сил и средств флота с фортификационными укреплениями и системой противодесантных и противовоздушных сооружений, предназначенных для защиты военно-морских баз, портов и важных прибрежных районов.
Громоздко. Давайте еще и по противодесантной обороне посмотрим?

Противодесантная оборона (ПДО) побережья — комплекс мероприятий, направленных на оборону прибрежной полосы (побережья) береговыми войсками (береговыми ракетно-артиллерийскими войсками) или сухопутными войсками во взаимодействии с военно-морским флотом и авиацией (ВВС) с целью предотвратить высадку морских и воздушных десантов противника.

Уже более или менее понятно.

Получается, что береговая оборона – это если участвует флот, противодесантная оборона – это если без оного.

Противодесантная оборона как таковая, на мой взгляд, сформировалась во время Второй мировой войны. Классический пример – это мероприятия на побережье Франции, с помощью которых немцы хотели не допустить высадки десантов союзников.


Выглядело зловеще, но не сильно помогло в ходе операции «Оверлорд», как мы все помним.


Береговая оборона – это очень древняя штука. Равно как весьма стары и войска БО. В общем, как только человечество отвалило от берега и начало плавать вдоль него, так почти тут же пришлось этот берег охранять и оборонять. Потому что умными оказались все, и сплавать к соседу на предмет чего-то уволочить стало хорошим тоном и легким заработком одновременно.

Ну а в Трою или в Сиракузы сплавать на повоевать – это вообще классика.


Так что, скорее всего, войска береговой обороны появились задолго до всяких там артиллерий и прочих новомодных штучек.

А вот роль их изменилась со времен Древней Греции и Древнего Рима не очень сильно: не подпускать флот противника к своим берегам, предотвращая высадку вражеских десантов с последующим грабежом или захватом территорий и огневое воздействие вражеских кораблей по своим наземным объектам.

Только у древних на «огневое воздействие» привлекались баллисты, катапульты и скорпионы, а сегодня, конечно, игрушки поинтереснее.


До середины прошлого века понятия «береговая оборона» и «береговая артиллерия» были синонимами. Просто больше ничего не было из вооружения, соответственно, защищали свои берега все пушками, сведенными в батареи.

Батареи устанавливались в фортах, прикрывающих порты, на участках побережья, где можно было высадиться. Естественно, батареи были стационарными, так как орудия на них использовались корабельные. И чем дальше к середине 20 века, тем ужаснее начинали выглядеть береговые батареи, на которые шли орудийные башни с тяжелых крейсеров и даже линкоров.

Последние оказались вполне себе хорошим и эффективным оружием против сухопутных войск, которые хотели бы подойти к обороняемым объектам.

В качестве примеров запросто можно привести батареи Севастополя и Ленинграда, которые вполне успешно и эффективно вели огонь по наступающим войскам сборной Европы под руководством немцев. У союзников можно вспомнить про Форт Драм в составе Филиппинского архипелага.


В общем, артиллерия воевала на защите берегов на протяжении нескольких столетий от Дувра до Картахены. И воевала неплохо.


Существовал даже такой класс кораблей, как броненосцы береговой обороны.


После Второй мировой войны береговые артиллерийские батареи начали менять на дивизионы противокорабельных (ПКР) ракет. Как правило, все страны, которые затевали такую замену, на оборону своих берегов пускали те же ПКР, что стояли на их кораблях.

ПКР оказались не менее, а в некоторых случаях и более эффективным оружием. И – немаловажно – дешевым. То есть береговая установка ПКР была однозначно дешевле, чем корабль, вооруженный такими ракетами. Но и радиус действия был скромнее, так как ПКР устанавливали на берегу.

Зато береговую установку ПКР можно было замаскировать и прикрыть средствами ПВО. Или сделать маневренной, установив на механическую тягу. Но если прилетело, то прилетело.

И потом, все-таки береговая установка ПКР (да и любая система береговой обороны прошлого) все-таки пассивна, и инициатива в бою всегда принадлежала и будет принадлежать нападающему флоту противника.

Кстати, именно потому некоторые страны вообще отказались от береговой обороны либо оставили основную роль в обороне флоту, а БО отвели роль поддержки.

Но одно дело, если береговая линия страны и бюджет подобны эстонским или литовским, и другое дело – если это Россия или США. У которых береговая линия от одного океана до другого.

США оставим пока в покое, у них береговая оборона вообще своим путем развития пошла, а возьмем СССР.

Когда руководство почившей уже страны поняло, что на равных бороться в возможном конфликте с флотом НАТО страна не сможет, то, учитывая опыт Великой Отечественной, когда береговая оборона неплохо себя проявила, приняли решение усиливать флот именно с помощью БО.

И береговая оборона, входившая в состав ВМФ СССР, начала развиваться весьма ударными темпами, благо таких затрат, как на строительство ракетных крейсеров, не требовалось.

И одной из первых в мире (возможно, что и самой первой), береговая оборона ВМФ СССР начала переходить на ракетное оружие.

Это совершенно не означало, что артиллерия уходила на слом, нет. Береговые батареи прослужили по факту до 70-х годов прошлого века. Но в 50-х годах на советских берегах начали получать прописку ракетные комплексы.

Уверен, среди читателей найдутся те, кто с придыханием вспомнит, как служил на этом «чудо-оружии».

Первенцем советской береговой обороны стал ПКРК «Сопка» с ПКР «Комета», принятый на вооружение в 1958 году.


В 1966 году на оборону берегов встал более совершенный ПКРК «Редут» со сверхзвуковыми ПКР П-35. Такие же ракеты несли ракетные крейсера проекта 1134 шифр «Беркут», ныне уже ставшие историей.


В 1978 году на вооружение поступил береговой ПКРК «Рубеж» с ПКР П-15. Этими ракетами вооружались ракетные катера проектов 183 и 205. Изделия были испытаны в бою, этими ракетами египетский и индийский (особенно) флоты успешно воевали против израильского и пакистанского флотов.


Как видите, каждые 10 лет происходила замена БПКРК на более современный. Но увы, когда при очередной смене курса в СССР начали-таки создавать океанский флот и надорвались на этом, естественно, береговые ракетные комплексы тоже оказались затронуты.

В итоге к развалу СССР мы подошли и без кораблей, и без БПКРК. И ситуация ухудшалась с каждым годом.

Прорыв наступил только в 2008 году, когда спустя 30 лет береговая оборона уже России получила новый комплекс «Бал» с ПКР Х-35.


А через два года, в 2010-м, на вооружение приняли «Бастион», самый современный комплекс с самой совершенной, на мой взгляд, ПКР «Оникс».


Сегодня на защите береговой линии и объектов дежурят береговые ракетные бригады ВМФ РФ, на вооружении которых стоят оба вида БПКРК. Это логично и оправданно, поскольку бригада состоит из двух дивизионов БПКРК «Бастион» с дальностью действия до 500 км и БПКРК «Бал» с дальностью действия до 260 км.

В дивизионе ПКРК «Бал» 4 ПУ по 8 ПКР на каждой, в дивизионе «Бастионов» – 4 ПУ и 4 ТЗМ – по 2 ПКР на каждой.

Бригад, правда, маловато.

536-я бригада СФ (дислоцирована в пос. Губа Оленья Мурманской области). 25-я бригада БФ (пос. Донское Калининградской области). 11-я бригада ЧФ (пос. Уташ около г. Анапа Краснодарского края). 15-я бригада ЧФ (Севастополь). 520-я бригада ТОФ (пос. Англичанка рядом с Петропавловском-Камчатским). 72-я бригада ТОФ (пос. Смоляниново около Владивостока) бригады ТОФ.

Причем 72-ю бригаду ТОФ разбросали. Один дивизион «Бастионов» прикрывает сам Владивосток, второй дивизион «Бастионов» отправлен на остров Итуруп Курильской гряды, а дивизион «Балов» — на остров Кунашир.

Кроме этих бригад, есть еще отдельная батарея ПКРК «Бастион» (2 ПУ) на Новосибирских островах. Если посмотреть на карту, станет совершенно понятно, что комплексы там стоят не зря.


Есть еще 51-й береговой ракетный дивизион ПКРК «Бал» в составе Каспийской флотилии.

В общем, негусто, если честно. Учитывая протяженность нашей береговой линии… Но лучше, чем ничего, лучше, чем ни на что не годные старые крейсеры, не выходящие из ремонтов, и авианосцы, которые только на бумаге красавцы.

А между тем в составе Черноморского флота до сих пор имеется 11-я бригада, на вооружении которой стоят два дивизиона с «Редутами» и (!) 459-й отдельный береговой артиллерийский дивизион. На вооружении 459-го обад стоят 130-мм орудия А-222 «Берег».


Это последняя артиллерийская часть в нашей береговой обороне.

Правда, в составе ЧФ есть и 15-я бригада, дислоцированная в Севастополе. На вооружении бригады стоят один дивизион «Бастионов» и один дивизион «Балов». Третий дивизион бригады вооружен ПКРК «Утес» с ПКР 3М44 «Прогресс» шахтного базирования.


Для сравнения: береговая оборона НОАК КНР имеет в своем составе 10 бригад.

А вот в НАТО только три страны имеют силы береговой обороны.

Испания – уникальная страна, в ней на вооружении сил береговой обороны, входящих, кстати, в сухопутные силы, только береговая артиллерия из 155-мм орудий SBT155/52APUSBTV07). Ракет нет вообще.

ВМС Польши недавно приняли на вооружение две батареи норвежского ПКРК NSM (12 ПУ по 4 ПКР).

Хорватия имеет на вооружении три батареи шведского ПКРК RBS-15К и 21 артиллерийскую батарею.

Сами шведы имеют 6 ПУ RBS-15KA, а также 90 ПУ RBS-17, это фактически противокорабельный вариант американского ПТРК «Хеллфайер», опасные только для малоразмерных целей типа МРК.

Финляндия имеют 4 ПУ RBS-15K и береговую артиллерию – 30 орудий K-53tk, 72 K-54RT (советские М-46), 1.130К90–60 (130 мм).

Если так посмотреть на европейский ТВД (Азиатско-Тихоокеанский регион не берем, там нас нет по факту), то в сравнении со странам НАТО у нас все в порядке.

Однако кто станет нападать на Испанию, да и на Швецию в принципе тоже?

Что касается двух наших луж, черноморской и балтийской, там все в порядке. В смысле, если и придется от кого отбиваться, то есть чем. Про Каспий молчу вообще.


А вот о прикрытии Северного флота и Тихоокеанского я бы не был так оптимистичен. Пространства огромные, а на ТОФ еще и соседи такие, что парой больше – и врагов не надо вообще. И острова вроде как спорные для Японии, и линия побережья такая… немаленькая.

В общем, там работы непочатый край в плане (по-хорошему) формирования как минимум четырех бригад ПКРК, по две на флот.

И вот он, вопрос.

Уважаемые читатели, кто в рубке. Выносим на ваш суд такой вот размышлизм: а стоит ли?

Стоит ли строить все эти невнятные и непонятные москитные МРК, недокорветы и прочее? Причем разных проектов, с разными двигательными установками, да еще и с вечными проблемами с двигателями? Сами построить не можем, покупаем у Китая, благо хоть он пока продает.

Не лучше ли прекратить процесс откровенно глупого (но выгодного) освоения бюджета при постройке очень странных корветов с крылатыми ракетами «Калибр», но совершенно без противолодочного вооружения и с весьма слабым противовоздушным?

Договора о РСМД больше нет, а все эти «москиты» и проектировались в обход этого Договора, так стоит ли городить все?

Ведь, по идее, можно решить просто кучу проблем: не строить корабли, которые мы не в состоянии строить, не «импортозамещать» незамещаемые дизели, а просто взять и наделать ПКРК, расставив их по ключевым направлениям?


Плюс, естественно, мобильные ПУ на базе колесных платформ.

Как вам такой вариант?

Пушки Канэ

Настоящий фурор после своего появления в 1891 году произвели орудия системы Канэ. Они положили начало новой эпохе, захватив не только береговую артиллерию, но и корабельную. В период своего доминирования ими широко обставлялись различные крейсеры, вроде «Варяга», «Потемкина» и даже «Авроры». Данная пушка представляла собой первый образец 6″ пушки с длинным стволом, быстрым затвором и патронным зарядом, что не только позволяло быстро перезаряжать ее, но и резко увеличило точность и бронебойность орудия.

Изобретена данная пушка была во Франции, однако российская делегация не стала заказывать оружие у другой страны, а только приобрела образец чертежей. Вскоре началось их производство. Всего по указу императора Николая II была создана 1 пушка 6″/50, однако она не показала достаточной эффективности, поэтому было приказано вернуться к системе 6″/45, как и было указано в чертежах.

Всего такое орудие состояло из 3 частей: муфты, кожуха и ствола. Стреляло оно снарядами размером больше метра и весом в 43 кг. Пушка широко применялась до конца 40-х годов 20-го века.

Модернизация № 194

В 1926 году Артиллерийское управление заказало модернизацию пушек Канэ. Их главным требованием стало резкое увеличение угла возвышения — дополнительно требовалось увеличить его еще на 60 градусов. Это помогло бы береговой артиллерии научиться зенитной стрельбе, но подобное выполнить не смогли.

Однако взамен этого ЛМЗ представил опытный образец пушки № 194. Удивительно, однако в ходе испытаний, несмотря на то, что не было выяснено ни меткости, ни скорострельности орудия, его все же приняли к производству. Еще несколько лет ее продолжали модернизировать, поскольку пушки Канэ заметно устаревали. Как показал опыт, их обновление было невозможно на практике, поэтому срочно требовалось создать принципиально новую береговую артиллерию по новым канонам. Всего по пушке Канэ был создан 281 различный образец, ни один из которых не смог полностью удовлетворить желания военных.

Береговые пушки 10″ в 45 клб

Помимо пушек Канэ, в 90-х годах 19-го века на вооружение были взяты береговые пушки на 254 мм, то есть 10″/45. Они предназначались исключительно для охраны берегов. В частности, это связано с 2 факторами: боязнью артиллерийского комитета любых нововведений и принятием таких пушек во флоте. В то время в русском флоте, в отличие от западного, предпочитали использовать физическую силу для наведения орудия и подачи боеприпасов, а не электроприводы.

К сожалению, на практике такие пушки показали, что их установка заметно запоздала как минимум на десятилетие. В то время западные броненосцы становились заметно более массивными, как и используемые на них орудия. Подобная техническая безграмотность высшего военного состава и привела к последующим поражениям.

Однако даже в самом строении пушки генералов подвел консерватизм. Они вознамерились создать принципиально новую пушку и лафет, резко отличающиеся от флотских. В конечном итоге была создана система с откатывающимся станком, которая конструктивно устарела еще больше. Все это привело к тому, что работа над ними была приостановлена, но, что удивительно, через несколько лет вновь возобновлена. Таким образом в береговой артиллерии стали использовать орудия, которые имели многочисленные недостатки. Основной спектр их был установлен в Порт-Артуре. Подобные пушки, с последующим рядом модернизаций, использовались вплоть до 1941 года.

Состав А-222 «Берег»

В состав артиллерийский комплекса А-222 «Берег» входят:

  • 1х Центральный пост с системой управления стрельбой
  • 6 х САУ с 130-мм орудиями
  • 1-2 Машины обеспечения боевого дежурства.

Основа для всех компонентов «Берега» — шасси повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8. использование колесного шасси обусловлено характером применения — по сравнению с гусеничным, оно дает почти двукратный прирост запас хода и трехкратный гарантийный пробег машин. Запас топлива достаточен для перемещения машин комплекса на расстояние в 850 км, со скоростью 60 км/час.


Центральный пост комплекса береговой обороны А-222 «Берег»

Центральный пост

Кузов-фургон центрального поста имеет пять отсеков:

  • моторный
  • антенного поста
  • высокочастотный
  • радиооператорский
  • операторский.

В моторном отсеке размещены дизель-электрический источник резервного питания (при отсутствии питания от машины обеспечения или централизованных энергосетей) номинальной мощностью 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью, а также машинный преобразователь с вторичным напряжением 220 В частотой 400 Гц и мощностью 15 кВт для питания системы управления огнем.

В отсеке антенного поста на выдвижном основании размещены приемо-передающие приборы системы управления: радиолокаторная антенна кругового обзора с собственным приводом вращения, а также дальномерно-визирное устройство оптико-электронного канала обнаружения и сопровождения целей. При развертывании на неровной местности у кузова-фургона имеются домкраты, при помощи которых расчет может сделать плоскость вращения антенны горизонтальной. Домкраты имеют не только электромеханические, но и ручные приводы, что позволяет развернуть антену даже в аварийной ситуации. В передней части кузова-фургона над кабиной автомобиля установлены два кондиционера — один для системы вентиляции приборов, другой — для системы жизнеобеспечения экипажа.


САУ комплекса береговой обороны А-222 «Берег». 130-мм.

САУ А-222 «Берег»

САУ имеют по 1х 130-мм орудию в башне, вращающейся на опорно-поворотном устройстве. Наведение орудия осуществляется электромеханической системой, которая имеет режимы наводки: автоматический — по цифровым кодам, поступающим от Центрального поста, и полуавтоматический, выполняемый наводчиком с помощью прицельных устройств артустановки. В последнем случае предполагается, что САУ участвует в боевых действиях автономно и не имеет связи с ЦП и МОБД.

В башне оборудованы рабочие места командира, наводчика и четырех заряжающих. На рабочем месте командира установлен блок управления работой всех систем (управления огнем, наведения, боепитания, удаления гильзы, жизнеобеспечения, пожаротушения), оптико-электронный командирский прибор наблюдения с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель и планшет для автономной работы, радиостанция, аппаратура управления внутренней и наружной проводной переговорной связью, аппаратура освещения и обогрева.

Наводчик на своем рабочем месте имеет оптический прицел, блок световой сигнализации, а также аппаратуру освещения и внутренней связи. В случае, если в зону стрельбы могут попадать какие-либо препятствия, наводчик может учесть это обстоятельство, введя информацию в специальный блок ввода координат зон запрета стрельбы, находящийся на его рабочем месте.

Рабочие места двух передних заряжающих организованы у лотков подачи выстрелов симметрично оси канала ствола. Места задних заряжающих находятся у боеукладок и их загрузочного устройства. Здесь же размещены две укладки для хранения и транспортировки 40 унитарных выстрелов со снарядами фугасного и осколочно-фугасного действия. Для поглощения звукового воздействия и наружнего тепла внутреннее покрытие башни выполнено из специального синтетического пенообразного материала. Большинство механизмов орудия внутри башни герметизировано. Кроме того, в башне установлен вентилятор, с помощью которого снижается загазованность воздуха в процессе стрельбы. Забор воздуха при этом осуществляется через поднимаемую над крышей трубу.

САУ на огневой позиции горизонтируется четырьмя домкратами, обеспечивающими жесткость шасси при стрельбе. Перемещения в процессе стрельбы учитываются системой ввода поправок, включающей датчики крена и оптический визир. Рядом с подвижной башней на автомобильном шасси установлен агрегатный отсек, в котором находится силовой агрегат для привода двух электромашинных усилителей системы наведения орудия, генератор постоянного тока для питания домкратов, а также аккумуляторные батареи и блоки систем энергоснабжения, наведения и управления огнем.


Машина обеспечения боевого дежурства, центральный пост и 130-мм САУ комплекса «Берег»

Машины обеспечения боевого дежурства А-222 «Берег»

Машина обеспечения имеет:

  • съемный блок электроснабжения с двумя дизельными электрическими агрегатами номинальной мощностью по 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью для обеспечения бесперебойного стабилизированного энергоснабжения систем Центрального поста при длительном дежурстве на огневой позиции;
  • топливные баки, рассчитанные на непрерывную работу дизель-агрегатов в течение 7 суток;
  • двухместное и четырехместное купе для отдыха личного состава;
  • 4-х местную столовую-комнату отдыха;
  • оборудованную кухню с запасами продовольствия, позволяющими обслуживать десять человек в течение 7 суток.

Для организации ближней обороны на крыше машины смонтирована башенная пулеметная установка.

В кузове-фургоне МОБД также размещено специальное оборудование для оповещения расчета о радиационном и химическом заражении, навигационная аппаратура для выхода комплекса (или отдельных машин) в заданный район. Имеются специальные шкафы для сушки одежды и обуви с электронагревателями и вентилятором, а также для индивидуальных средств химзащиты, боекомплекта, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников и баки с питьевой и бытовой водой.


130-мм САУ на базе МАЗ-543М с орудием в походном положении

Береговые пушки 120/50 мм

Именно проигрыш в Русско-японской войне показал необходимость обновления имеющейся береговой артиллерии, что и привело к появлению новых пушек 120/50 мм. Вся эта война привела к обогащению группы мошенников, связанных с великими князьями Романовыми. Одним из них был Базиль Захаров. Именно он продал более 20 пушек Виккерса на 120/50 мм. Использования им в ходе войны не было, да и попросту не могло быть. Постепенно, после ряда перевозок, они осели в Кронштадте. Первоначально их начали ставить на кораблях, вроде только что построенного Рюрика, поэтому началось их производство. Непонятно, отчего, но и военное ведомство также разместило крупный заказ для береговой артиллерии. Данные пушки отличались прекрасной баллистикой, однако их калибр был слишком мал, чтобы нанести весомый удар по крейсерам или линкорам. Однако из-за малого веса в береговой обороне и сухопутных войсках они обрели заметную популярность в ходе Первой мировой войны.

Характеристики 130-мм берегового артиллерийского комплекса А-222 «Берег»

Страна:СССР/РоссияТип:Комплекс береговой обороныДата выпуска:1992 г. (1988 г.)Расчет:7 человек (Центральный пост) 8 (САУ) 4 (Машина обеспечения)Калибр:130 ммДлинна:15,2 м (Центральный пост) 13,0 м (САУ) 15,94 м (Машина обеспечения)Ширина:3,24 м (Центральный пост) 3,1 м (САУ) 3,23 м (Машина обеспечения)Вес:43,7 тонны (Центральный пост), 43,5 т (САУ).Скорострельность:72 выстр/минДистанция стрельбы:22 км (обнаружение целей — не менее 35 км)Начальная скорость снаряда:Боекомплект:

Пушка 6″/52

Данная пушка изначально строилась как улучшенная версия пушек Кане с лучшей баллистикой и увеличенной скорострельностью. Начали их производить только в 1912 году для того, чтобы иметь возможность стрелять разными снарядами — фугасными, бронебойными и даже шрапнелью. На совершенном этапе своей конструкции они эффективно могли бы противостоять линкорам во время Второй мировой войны, однако их производство, несмотря на то что опытный образец показал себя в качестве наиболее идеальной береговой установки во всем мире, так и не смогли закончить. Их производство было прекращено в 1917 году, после чего к вопросу о доделке никогда не возвращались. Таким образом из-за бесхозяйственности было утеряно одно из самых лучших береговых орудий.

Одноорудийные открытые установки

Помимо пушек, в качестве береговой артиллерии использовались и открытые установки. Из них наибольшую популярность получила установка 12″/52. Конструкция из лафета во многом походила на корабельные станки, установленные на линкоре «Севастополь». В законченном виде после сдачи их вполне можно было назвать эрзац-установками для военного времени. Возможно, именно поэтому их использовали даже в период Второй мировой войны. Самая знаменитая батарея — «Мирус» — показывала свою боевую эффективность до самого окончания войны, после чего ее отдали англичанам.

Ссылки [ править ]

  1. Питер Дойл; Мэтью Р. Беннетт (2002). Поля сражений: местность в военной истории
    . Дордрехт: Kluwer Academic. ISBN 1-4020-0433-8.
  2. Трехмильный лимит часто обходят лодки, предлагающие круизы с азартными играми или круизы для вечеринок. За пределами трех миль ограничительные законы штата смягчаются, поэтому азартные игры или употребление алкоголя среди подростков в Соединенных Штатах становятся не имеющими исковой силы в судах.
  3. Уивер II, Джон Р. (2018). Наследие из кирпича и камня: американские форты береговой обороны третьей системы, 1816-1867 гг., 2-е изд
    . Маклин, Вирджиния: Redoubt Press. С. 16–17, 24–34. ISBN 978-1-7323916-1-1.
  4. Хогг, Ян В. (2002). Британская и американская артиллерия времен Второй мировой войны
    . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books. С. 180–181. ISBN 1-85367-478-8.
  5. Джордж Флойд Дакетт (1848). Военно-технологический словарь, немецко-англо-французский . п. 201.
  6. Джон Гросс Барнард (1861). Заметки о защите побережья . Д. Ван Ностранд. п. 48 . наземный аккумулятор.
  7. Цифровая исследовательская библиотека по форсам гражданской войны (2004). «Батареи, речная и береговая оборона» . Словарь фортификации
    . Проверено 14 декабря +2016 .
  8. Гленн Такер (2015). Чикамауга: Кровавая битва на Западе . Издательство Pickle Partners. ISBN 9781786251152. Гамильтон экспериментировал с бронированной плавучей батареей, а Стивенс создал бронированную наземную батарею.
  9. Раттер (1867). «Большая броненосная батарея плавучих орудий для обороны залива и гавани» . Иллюстрированные Sydney News — через Trove — Национальную библиотеку Австралии. [плавающая батарея] будет обладать всеми преимуществами наземной батареи в сочетании с возможностью движения

  10. См. «Организация береговой артиллерии: краткий обзор», Боллинг В. Смит и Уильям К. Гейнс, в обновлении 2008 г. к «Защите американского побережья», Марк Берхоу, ред., CDSG Press, Маклин, штат Вирджиния, 2004. Онлайн-версия этой статьи можно найти здесь .
  11. Смит 2006 , стр. 442–443 и 527.
  12. Кирби 1954 , стр. 361.
  13. Перейти
    ↑ Chung 2011 , pp. 24–26.
  14. ↑ a b c Chung 2011 , с. 26.
  15. Karig, командир Вальтер; Бертон, лейтенант Эрл; Фриланд, лейтенант Стивен Л. (1946). Боевой отчет (Том 2);Атлантическая война
    . Нью-Йорк / Торонто: Фаррар и Райнхарт, Inc., стр. 386–387.
  16. Бертон, Эрл (сентябрь 2004 г.). «Другой день Д: Вторжение в Южную Францию» . Морская классика
    .
    37
    (9): 60–70 . Проверено 23 июня 2009 .
  17. «Альтаир Agencja Lotnicza» . www.altair.com.pl
    . Проверено 29 марта 2022 года .

Трехорудийные башенные установки

К 1954 году в составе береговой артиллерии появились трехорудийные установки. Их проектирование началось еще в 1932 году, после чего было предпринято множество модернизаций, которые должны были создать эффективную систему. Однако довести до ума ее смогли только после того, как появилась радиолокационная станция орудийной наводки под названием «Залп-Б». Это позволило значительно улучшить меткость, а также значительно расширить возможности всей установки. В конечном итоге их передали Украине в 1996 году, поскольку они во многом утратили свою конструктивную новизну и не могли принести хороший результат.

Сверхдальнобойные орудия

Еще в 1918 году опытные артиллерийские специалисты пытались создать систему сверхдальней стрельбы. Однако во времена становления Советского Союза создать принципиально новые системы не имелось возможности, поэтому в их задачу вменялось сделать особые снаряды. Впервые весомый результат был показан только в 1924 году, когда был сооружен заряд весом в центнер, который мог лететь со скоростью в 1250 м/с. Однако он имел один сильный недостаток — большое рассеивание. После этого его постоянно видоизменяли для того, чтобы убрать имеющиеся недостатки, однако вплоть до войны добиться результата не удалось. После этого на небольшой период разработка была забыта и возобновилась только в 1945 году. Прорыв сделали пленные немецкие конструкторы, создав наиболее легкий и дешевый вариант установки. Даже на данный момент большинство созданных в тот период чертежей по данному вопросу являются секретными.

Помимо вышеназванных пушек и установок, в береговой артиллерии использовалось большое количество моделей, некоторые с успехом, однако многие достаточно неудачно. На современном этапе развития береговая система охраны продолжает развиваться, поскольку является одной из важнейших повесток в ВМФ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]