История автомобиля
Конец 1950-х и середина 1960-х годов были планами руководства на конвейерном заводе по производству трех поколений грузовых машин, которые были унифицированы между собой. В качестве базового было принято считать новенький автомобиль ГАЗ 52, который стал преемником грузовика ГАЗ-51А, где тоже была формула колес 4х2, а грузоподъемность составляла 2 500 килограмм.
Когда создавали автомобиль, то старались учитывать, что главнейшей областью применения грузовика будут городские перевозки и эксплуатация в сельской местности. Учитывая данные моменты, конструктивные особенности автомобиля должны были обеспечивать неплохую маневренность и довольно хорошую проходимость вместе с плавностью хода, ведь асфальтированные дороги можно было встретить довольно редко.
В создании мало- и среднетоннажных грузовых машин была необходимость для всей страны, так как в ней шел полноценный процесс восстановления народного хозяйства, которое разрушило военное время, а также требовалось активное строительство жилых городов. Машин, которые могли бы функционировать в городе, просто было очень мало, также не развивались и грузовые перевозки в составе автопоезда.
Поэтому конструкторскому составу было поручено разработать проект грузового автомобиля, изначально какие предназначались для транспортировок различных грузов в городе и сельской местности. Были версии ГАЗ 52 самосвал и бортовой автомобиль. Так, была создана новая модель ГАЗ-52 на платформе ГАЗ 51 А, какой производился с 1955 года.
Немного позже автомобиль смог успешно заменить прошлое семейство. Новая машина выделялась другой кабиной, дизайнерское решение какой немного было похоже с американскими грузовыми автомобилями 1950-х годов. В те года многие даже не предполагали, что данная конструкция будет востребованная за все это время, а это немного – ни мало – 30 лет.
Общие сведения о 52 модели
ГАЗ 52 – это двухосный грузовик, отличающийся небольшой грузоподъемностью. В кузове этой модели самосвала можно перевозить грузы весом не более 2,5 тонн. Но этот недостаток не помешал автомобилю несколько десятилетий занимать позиции лидеров автопрома. Именно этот небольшой грузовичок составлял львиную долю автопарка грузовых авто в России и бывших союзных республиках.
По сей день грузовики ГАЗ 52 часто встречаются в тех населенных пунктах, где дорожное покрытие не отличается высоким качеством, либо дороги вовсе отсутствуют. Наряду с низкой стоимостью, грузовики ценятся за надежность, хорошую проходимость и возможность беспроблемной замены деталей.
Внешний вид
Разработанную цельнометаллическую кабину для небольшого грузовика, которая имела капотную компоновку, оснастили улучшенным лобовым стеклом. Если сравнивать с плоскими V-образными стеклами, какие устанавливались на предшественника, то новенькое предоставляло шоферу панорамную обзорность. Кабину делали для пары человек.
Новую кабину должны были унифицировать для всех капотных грузовиков Горьковского автомобильного завода, а внешние различия были только в нескольких элементах. Более того, о них могло знать не такое большое количество людей, ведь довольно частенько машину ГАЗ-53 могли перепутать, с каким, к слову говоря, унифицировали большинство важнейших узлов автомобиля, и ГАЗ-52.
Дебютные машины данного семейства были достаточно похожи с выпускаемыми раньше ЗиЛами – подфарники там были расположены снизу, а фары стояли строго над ними. Когда наступил 1975 год, руководство компании приняло решение о модернизации внешнего облика кабины, из-за чего подфарники переместились кверху, а внешность радиаторной решетки стала напоминать «улыбку».
Уже спустя девять лет, с 1984 года, облицовка радиаторной решетки грузовых машин ГАЗ 52 была еще изменена – ее отверстия немного вытянулись, а поворотные лампы сместились по бокам. Имея подобный внешний облик, 52-е модели производились в конвейерном типе до 1990-х годов, после чего их сменили рестайлинговые ГАЗ-3307.
По незнанию можно довольно легко перепутать грузовые автомобили ГАЗ-52 и ГАЗ-53, ведь они имеют очень много схожего, особенно, во внешнем виде.
Модели дебютных годов производства имели лишь одно единственное круглое зеркало, находившееся слева, какое установили на одинарном кронштейне. Данное крепление нельзя назвать уверенным, так как из-за вибраций оно становилось слабым, зеркало начинало смещаться и дрожать во время езды. Немного позднее его поменяли на овальный тип, габариты его выросли.
Устанавливать стали зеркало уже на тройном кронштейне, что уменьшало его вибрацию. Подобное поставили и с правой стороны, что повысило обзорность. Основной цветовой окраской для кабины машин являлось наличие песочного и защитного хаки. В 1960-1970-х годах вариант цветовой окраски был пополнен «морской волной» и «кофе с молоком».
1978 год позволил выпустить автомобили с голубым цветом кабины. Тот же год ознаменовал наличие штампованных ребер жесткости, по каким большинство автолюбителей и могли различать 52-ю и 53-ю машины.
Различались и диски колес для пары автомобилей – резина для 52-й модели была узковатой и имела 6 вентиляционных отверстий, а у 53-й было 3 отверстия, и располагались они под углом 120 градусов. Однако, невзирая на небольшие отличия во внешнем облике, главным различием между данными автомобилями являлся силовой агрегат.
Салон кабины
Понятно, что кабина не была больших размеров, однако самое необходимое там было. На двух дверях стекла можно было опускать и поднимать, а форточки можно было поворачивать. Во время движения воздушный поток можно было направлять в любую сторону. Среди особенностей кабины можно выделить способность обдувки фронтального стекла горячим воздухом из отопителя, а также возможность установки вакуумных стеклоочистителей с приводом от специального насоса.
Панель приборов выглядела довольно просто, однако для тех лет оно было достаточно функциональным и выполняло свои прямые обязанности. Доска приборов имела у себя наличие указателя уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла, датчик скоростного режима и амперметр. Рядом тоже находился замок зажигания.
Сегодня приборные панели имеют огромные габариты, однако ГАЗ-52 получил небольшую, но достаточно информативную. Немного сбоку нашлось место для бардачка. Рычаг переключателя поворотов уже установили на колонке руля, что очень удобно, особенно учитывая тот момент, что на прошлой модели переключатель помещали на торпедо, поэтому до него еще необходимо было дотягиваться, а это вызывало некие трудности, и водитель мог отвлекаться от управления грузовиком.
Впрочем, вся передняя панель была из железа, что относилось и к дверным панелям. Отдельных кресел не было, предусматривался лишь полноценный диван, спинка и сиденье которого подымались, что предоставляло возможность для хранения различных запчастей, деталей и инструментов.
Диагностические работы
После разборки, определяется степень износа и пригодность деталей для дальнейшего использования. Каждая составляющая двигателя ГАЗ-52 меряется. Процедура проводится в обязательном порядке, тщательно промеряют группу поршней и коленчатый вал. Мотор визуально осматривается на предмет деформаций, сколов, трещин и других механических повреждений. После, подбираются вытеснители, исходя из промеренных габаритов и веса. В этом процессе главное подобрать поршни исходя из ремонтного размера (82,5-83мм). Если значения выходят за больший показатель, растачивать остов нет смысла, поскольку в ситуации поможет только установка гильз.
Технические характеристики
Силовой агрегат
На машины, которые сходили в период с 1958 и 1959 года, устанавливали форкамерно-факельный двигатель внутреннего сгорания. Именно данный силовой агрегат считают достоинством 51-й модели.
Еще в 1937 году специалисты, работавшие в Институте химической физики и Центральном институте авиационного моторостроения, приступили к разработке и внедрению вариантов более продуктивного горения бензина в двигателе внутреннего сгорания с внешней системой смесеобразования, где была обедненная горючая смесь в форкамере.
Немного спустя данные работы уже проводились на автомобилях Горьковского автомобильного завода. Платформа двигателя 51-й модели позволила сконструировать мотор ГАЗ 52, где была модернизирована головка блока цилиндров, и где было верхнеклапанное расположение. Кроме этого, головка блока цилиндров оснащалась наличием форкамеры на каждый цилиндр.
В газораспределительной системе был клапан камеры, сквозь какой осуществлялся впрыск воздушно-горючей смеси, какую зажигала уже обычная свеча. После этого факел зажигает всю смесь в главной камере. Данный техпроцесс позволял экономить до 20 % горючего, как тогда они считали.
Также казалось, что подобным образом удастся существенно увеличить мощность силового агрегата вместе с крутящим моментом. Но, как показали испытания, мотор ГАЗ 52 было тяжело запустить, экономить горючее тоже не получилось, да и вообще, агрегат неустойчиво функционировал. Более того, проблемы создавал карбюратор, какой даже на самом предприятии, даже грамотные специалисты почти не могли как-то регулировать, либо настраивать.
Однако, такие неудачи не остановили специалистов, и они все же довели силовой агрегат до нужного состояния. В результате вышел 3.4-литровый 85-сильный двигатель, какой имел крутящий момент при 3 000 оборотах в минуту – 22.5 кг/м. Данный мотор ГАЗ 52 позволил существенно увеличить динамическую составляющую и сделать машину более экономичной.
На 100 километров ГАЗ-52 кушает около 24 литров. Спустя годы, в 1990-х годах, автолюбители заметили грузовики, какие функционировали на дизельном топливе. Немало водителей начали устанавливать новенькие двигателя ГАЗ 52 дизель, какие отличались небольшой ценой в обслуживании.
Силовой агрегат ГАЗ-52 получился простым в ремонте и неприхотливым в обслуживании, чего нельзя сказать о многих других машинах.
Трансмиссия
Новый силовой агрегат был синхронизирован вместе с надежной и нешумной пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. У нее были синхронизаторы на 3-й и 4-й передаче. Сцепление является однодисковым и сухим. Пример фото снизу.
Подвеска
Ее решили установить рессорного типа, а позже она подвергалась модернизациям. Конструкторский состав решил изменить метод крепления рессор – после усовершенствования крепление производилось вместе с резиновыми подушками. В результате получилось уменьшить давление на основные листы во время скручивания рессор.
Передняя подвеска была на продольных полуэллиптических рессорах вместе с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Задняя же подвеска имела только продольные полуэллиптические рессоры с дополнительными рессорами. И впереди и сзади устанавливалась зависимая подвеска.
А чтобы увеличить проходимость грузовиков по плохой дороге, инженерный состав разработал и внедрил самые последние задние мосты, где был кулачковый дифференциал. Это дало возможность более уверенно проходить тяжелые области дороги.
Тормозная система
Она имеет гидравлический привод и гидровакуумный усилитель. На всех колесах применяются только барабанные тормозные механизмы. Есть рабочая и стояночная система.
Рулевое управление
Рулевой механизм получил глобоидный тип. Глобоидный червяк вместе с двухгребневым роликом. Гидравлический усилитель рулевого колеса отсутствует.
Модификации
За 29 лет серийного производства на базе стандартной версии выпустили множество разновидностей, которые использовались в различных отраслях народного хозяйства:
- 52Ф — экспериментальный вариант семейства, который оснащали двигателем прошлого поколения. За год из цеха горьковского предприятия вышла промышленная серия, которая не прошла некоторые испытания;
- 52Г — автомобиль с удлинённой до 3,7 метров колёсной базой. За счёт увеличения массы повысили максимальную грузоподъёмность до 4 тонн. До промышленного производства разработка не дошла;
- 52А — первый вариант с силовым агрегатом нового поколения. При удлинённой базе грузоподъёмность составляла 3 тысячи килограмм. За 1959 год конструкторы собрали несколько экземпляров;
- 52П — тягач седельного типа со старой силовой установкой, который был выпущен ограниченной партией;
- 52Я — грузовик бортового типа с поднимающейся платформой. Серийный выпуск не осуществлялся;
- 52-01 — шасси для установки различных надстроек, чаще всего, использовалось для сборки автобусов и транспорта специального назначения. Выпускалось с 1969 до 1993 года с 75-сильным мотором;
- 52-02 — стандартная платформа под установку самосвального оборудования;
- 52-03 — бортовая машина с силовой установкой нового поколения;
- 52-04 — классический транспорт с колёсной базой 3,3 м;
- 52-05 — грузовое такси, сделанное на базе предыдущей модификации;
- 52-06 — седельный тягач со стандартной колёсной базой;
- 52-07 — модель 52-04, в которой использование бензина сменили сжиженным газом. Авто развивал мощность до 73 л.с;
- 52-08 — разновидность модели 52-01, которая использовала в качестве топлива сжиженный газ;
- 52-09 — такси грузового типа на сжиженном газе;
- 52-27 — грузовой транспорт, который передвигался на сжатом природном газе. Транспорт развивал до 65 лошадиных сил и разгонялся до 70 км/ч;
- 52-28 — шасси для установки надстроек с увеличенной колёсной базой и мотором на сжатом природном газе;
- 52-50 — разновидность 52-01 для поставки в страны с тропическим климатом;
- 52-54 — модификация 52-04 для экспорта в области с тропическими климатическими условиями;
- 52-70 — стандартный 52-01, который отправлялся в соседние страны;
- 52-74 — классический 52-04, предназначавшийся для экспорта в другие государства.
На шасси устанавливали различное оборудование, благодаря чему получались бензовозы, пожарные автомобили, самосвалы и многое другое.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Неплохая проходимость;
- Хорошая высота дорожного просвета;
- Отсутствие проблем с покупкой запчастей и деталей;
- Хорошая ремонтопригодность;
- Небольшая цена грузового автомобиля;
- Небольшие габариты;
- Создана для сельской местности;
- Неприхотливая машина;
- Понятное управление;
- Мягкий диван;
- Не громкая коробка передач.
Минусы машины
- Устаревший дизайн кабины;
- Недостаточно свободного пространства в кабине;
- Небольшая грузоподъемность;
- Слабенький силовой агрегат;
- Немаленький расход топлива;
- Давнейший год производства;
- Нет гидравлического усилителя рулевого колеса;
- Капот мешает хорошей обзорности.
Подводим итоги
Несмотря на то, что автомобиль ГАЗ 52 делали для ХХ века, он и сегодня часто применяется в различных отраслях. Да, уровень комфортабельности может не на высоком уровне, и тут нет новейших технических наворотов, однако автомобиль прекрасно справляется с прямыми своими обязанностями.
Он имеет небольшие габаритные показатели, которые позволяют ему функционировать даже в городских условиях как транспорт ЖКХ или в сельском хозяйстве. Причем в последнем раскрываются все его хорошие качества, ведь он не боится плохой дороги, имеет хорошую высоту дорожного просвета, что очень важно.
Внутри кабины не идеальные условия, но не стоит забывать, в каких годах создавали данный грузовик и с какими целями – страна строилась, и важно было подымать сельское хозяйство. Для работы ГАЗ-52 прекрасно подойдет, так как ремонтируется он без сложностей, везде довольно простые механизмы, а детали и запчасти можно найти почти на любом автомобильном рынке.
Советуем Вам прочитать статью: ГАЗ – история производства автомобиля
Ремонт мотора
Поскольку силовая установка ГАЗ 52 уже не выпускается, большинство используемых изделий нуждаются в починке. Преимущество агрегата в том, что устройство восстанавливается собственными силами, конечно для некоторых операций придётся обратиться к знающим людям. Процедура капитальной починки для аппарата идентична процедуре, проводимой для большей части шести камерных рядных моторов. Если анализировать финансовую часть вопроса, цена на восстановление не маленькая и это ещё один повод сделать двигатель самому.
Прежде, тяговая установка демонтируется с машины и разбирается. Для этого с мотора снимаются вспомогательные механизмы, головка, вынимаются поршни, валы.
Разборка мотора:
ГАЗ-52 фото
Читайте далее:
Спорткар BMW 507
КрАЗ-256
Новенький пикап – его характеристики на автовыставке
7 фактов о КамАЗ, которых вы не знали
«Урал» – история автозавода