Принцип действия
Оригинальный ударный замок кремневого типа начал применятся в оружии еще в первой половине XVI столетия на Ближнем Востоке. В это же время широко использовался и колесный механизм. На европейской части такой замок обрел свою популярность ранее всего в Испании. Особенности конструкции позволяли широко применять ударный замок, который благодаря своим преимуществам очень быстро заменил колесный и фитильный механизмы. Ударный замок устанавливался на все виды оружия на протяжении двух веков, пока не появились оригинальные капсюльные системы и унитарные патроны.
Возгорание пороха в ударном замке осуществляется посредством искры, которая получается в результате удара взведенного курка с небольшим кусочком кремния об специальную стальную пластину, называемую огнивом. Такая искра зажигает промежуточное количество пороха, которое находится на полке. Далее, через специальное затравочное отверстие происходит воспламенение основного заряда, который и освобождает энергию для выстрела.
Для осуществления выстрела необходимо взвести курок и поставить его на специальный предохранитель. Далее, нужно открыть полость затравочной полки и заложить туда порох. Заряженную камеру необходимо закрыть и взвести курок в боевое положение. Заряжание ружья осуществляется с помощью определенного количества пороха, которое отмеряется специальным дозатором. Порох необходимо уплотнить пыжом, зарядить пулю, ограничить ее еще одним пыжом и все тщательно утрамбовать с помощью длинного шомпола. Кремень, который зафиксирован на специальных губках спускового курка, при ударе о крышку полки производит искру. Она воспламеняет затравочную порцию пороха, который производит воспламенение основного количества пороха, необходимого для осуществления выстрела.
Особенности
Кремневый пистолет русской армии образца 1809 года имеет ствол, который крепится к ложе со стороны дульного среза при помощи специального кольца, которое также предохраняет торцовую часть цевья от сколов. В казенном отсеке элемент фиксируется при помощи винта, соединяющего хвостовик казенного болта с личинкой спуска. Скоба из латуни находится во фронтальном отсеке, держится на поперечном штифте, входящим в гнездо продольного выступа в ложе.
Задняя спусковая деталь скобы удерживается при помощи винта, ввинченного в личинку вензелем императора Александра Первого под короной. Длина спускового крючка – 22 миллиметра, ширина – 8 мм, он размещен на оси поперечного штифта. Оружие оснащается кремневым замком габаритами 142/86/27 мм, который смонтирован посредством пары винтов
Личинка замка имеет Г-образную конфигурацию, удерживает шляпки крепежей, прижимает плотно конструкцию к ложе, а пороховую полку к стволу в области затравочного гнезда. Второй элемент сделан также из латуни, служит для защиты механизма от высокой температуры и продуктов сгорания после выстрела. Крышка с изогнутым гладким огнивом имеет размеры 40/23 миллиметра.
Курок оснащен боевым и предохранительным типом взвода, предельное расстояние перемещение детали в первом случае составляет 35 мм, во втором – 15 мм. Усилие для активации курка требуется значительное (порядка 8 кг). В качестве прицела выступает закругленная мушка из латуни габаритами 23/4/2 мм.
История данного образца
В конце XVII века все фитильные виды оружия массово стали заменятся на механизмы с ударным кремневым замком. Такой особый механизм открыл новую эру в истории изготовления огнестрельного оружия. После начала использования кремневого замка огнестрельное оружие обрело высокую популярность и широко вошло в народные массы.
Настоящей жемчужиной царского периода производства оружия является оригинальный карабин ударной кремневой системы. Такое оружие производилось в память об историческом посещении императрицей Екатериной II завода по производству оружия в Туле в 1775 году.
Оригинальная конструкция карабина состоит из уникальной ложи, которая выполнена из дорогих пород благородного дерева и покрыта изысканным орнаментом, элегантно подведенный золотом и серебром. В основании спускового курка имеется специальная накладка, которая имеет форму неопределенного животного. Основные элементы конструкции карабина, среди которых оригинальный ударный кремневый замок, разнообразные декоративные винты, специальная спусковая скоба и казенная часть уникального ствола, обладают дополнительным украшением в виде золоченых рельефов цветочного орнамента.
Казенная часть ствола имеет специальный овальный выступ, который размещает на себе оригинальный золотой вензель императрицы Екатерины. Данный вензель декорирован тульскими умельцами в форме специальных бриллиантов из стали.
На внешней поверхности карабина, которые выполнены из специального металла, проведено воронение. Все необходимые надписи подведены золотистыми рельефами. Уникальный шомпол из дорогих пород дерева имеет на конце специальную головку, выполненную из черного рога.
Литература
- Фёдоров В.
Эволюция стрелкового оружия. Часть I. Развитие ручного огнестрельного оружия от заряжания с дула и кремнёвого замка до магазинных винтовок. — М.:Государственное военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 1938 - Жук А. Б.
Энциклопедия стрелкового оружия. — М.: Воениздат, 1998. - Маковская Л. К.
Ручное огнестрельное оружие русской армии конца XIV—XVIII веков. Определитель. М.:Военное издательство, 1992 [militarist.milua.org/makovskaya/images/makovskaya.htm] - Бехайм В.
Энциклопедия оружия. Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в. — Leipzig, 1890. — С.-Пб.: АО «Санкт-Петербург оркестр», 1995. [annales.info/evrope/behaym/behaym.htm] - Милчев М.
Системы воспламенения стрелкового оружия. Часть V.//«Ружье», № 3, 2011, с. 54-60
Разработка
Кремневые замки для производства оружия начали использоваться в Европе еще в 1504 году. Первыми, кто применил данный тип оружейного мастерства, были испанские умельцы. После длительного использования в производстве оружия кремневые замки быстро распространились по всей территории Европы. Такая система отличалась своими достоинствами и недостатками.
Основной принцип функционирования данного механизма заключается в определенном порядке воспламенения. Промежуточный заряд пороха воспламеняется искрой, которая образовывается в результате удара кремневого кусочка о специальный металлический наконечник. Такая система позволяет полностью исключить использование фитиля в качестве воспламенителя. Такое упрощение и максимальная эффективность данной система нашли широкое применение в производстве оружия того времени.
Первый попытки применять данную систему в производстве оружия в нашей стране встретили определенное недоверие, которое вскоре сменилось на полную поддержку. На первых этапах внедрения кремневых замков использовались комбинированные методы производства. Но, такие моменты длились совсем недолго. Система кремневого замка очень быстро зарекомендовала себя, как качественный и надежный механизм. Наиболее серьезную роль в распространении кремневых замков отыграли немецкие мастера оружейного дела. На территории России система кремневого замка использовалась на протяжении 150 лет.
Существует два основных направления развития систем кремневого замка. Они относятся к средиземноморской и балтийской ветвям соответственно. Средиземноморское направление развития использования кремневых замков отличается особой конструкцией, которая предусматривает небольшие габаритные размеры и определенную массу изделия. Данная школа развивалась на территории Западной Европы. Балтийская система замков отличалась более вытянутой формой, которая обуславливала увеличенные размеры. Обе школа развития имели свои отличия, которые заключались в различных вариациях и модификациях кремневых замков. Один из известнейших оружейников того времени МАРЭН ЛЕ БУРЖУА сумел объединить обе системы, создав уникальный кремневый замок, который был наиболее востребованным на протяжении последующих трех веков.
французский кремневый замок
1 — курок 2 — курковый винт 3 — верхняя губа курка 4 — кремень 5 — крышка (огниво) 6 — полка 7 — подогнивная пружина
Устройство
Кремневый пистолет, фото которого приведено ниже, состоит из стволовой части, ударного замка, ложи и латунного приспособления. Краткие характеристики:
- Год выпуска – 1809.
- Длина общая – 43,5 см.
- Вес – 1,5 кг.
- Материал для изготовления ложи – деревянный массив (орех или береза).
- Цевье – длинное до дульного среза.
- Шомпольный вход отсутствует.
Рукоятка оружия оснащена латунным затыльником и парой боковых «усиков». По длине рукоять составляет порядка 160 миллиметров при максимальной толщине 50 мм в нижней части. Усиленный затыльник давал возможность после залпа использовать мушкет в качестве холодного оружия ударного действия.
Параметры ствола:
- Конфигурация – коническая.
- Длина – 26,3 см.
- Калибр – 7 линий (17,7 мм).
- Круглое сечение у дульного среза.
- Толщина в казенной части – 31 мм.
- Шаг резьбы внутренней части – порядка 4,5 витка на 10 мм.
Применение
Уникальный ударный кремневый замок использовался при производстве всех видов оружия, в боевых и охотничьих целях. Именно поэтому такой вид оружия не сильно отличался по конструкции между собой. Наиболее популярными в годы правления Екатерины Великой были охотничьи виды оружия, так как она очень любила дичь и массово пропагандировала охотничьи правила.
Именно по приказу императрицы наиболее перспективные и опытные мастера оружейники из Тулы производили оригинальные экземпляры охотничьего оружия. Такие модели отличались превосходной декоративной отделкой, уникальными техническими показателями и конструкционным совершенством того времени. При изготовлении охотничьего оружия тульские профессионалы использовали оригинальный ударный кремневый замок.
В начале XVIII века главным производителем механизмов кремневого замка были лучшие оружейники завода по производству оружия в Туле. Данные модели оружия не имели такой дорогой отделки, как императорские, но отличались максимальной надежностью и практичностью. Большой опыт производства оригинального оружия позволял современным мастерам постоянно совершенствовать свои навыки, выпуская более качественные изделия с кремневым замком.
В период с 1812 по 1814 годы оружейные мастера из Тулы произвели и полностью восстановили более 500 тысяч единиц оригинального оружия с ударным кремневым замком. Особенностью кремневого замка являлась максимальная технологичность своего времени. Именно такая особенность придала данному типу оружия определенной популярности и широкого использования в различных типах производства. Еще одной особенностью кремневого замка была высокая скорость перезарядки, которая позволяла производить 2-3 выстрела в минуту, что было довольно существенным показателем на то время. В некоторых случаях, при ведении боевых сражений пехотинцы добивались результата в 6-7 выстрелов в минуту, что было превосходным показателем. Такая скорострельность достигалась за счет особых изменений конструкции самого ружья и оригинального кремневого замка.
Бородинская битва
Основные недостатки кремневого замка
Основным недостатком кремневого замка была необходимость регулярного и тщательного ухода за системой. При должном внимании и уходе кремневый замок обеспечивал необходимую скорость стрельбы. Иногда происходили осечки, которые характеризовались плохим закреплением кремня или его изношенности. Проблемы с воспламенением возникали из-за отсыревшего пороха, который нельзя было долго хранить в заряженном состоянии. Но, даже полностью исправный кремневый замок мог совершать до 15 различных осечек на 100 проведенных выстрелов. Остальные недостатки данной системы воспламенения были получены в наследство от предыдущих разработок оружейников. При приблизительном количестве пороха в заряде получался неравномерный выстрел, который не мог гарантировать высокую степень точности и дальности. Облако дыма после выстрела существенно снижало обзорность стрелка при подготовке к следующему выстрелу.
Оружие с оригинальным кремневым замком широко использовались во всем мире до начала XIX столетия. В частном порядке данный вид оружия использовался еще определенный период времени, так как на территории нашей страны ружья с кремневым замком изготавливались до 1884 года. На сегодняшний день оригинальное оружие с кремневым замком является настоящим раритетом. В некоторых странах, в качестве развлечения, проводятся различные мероприятия с применением копий однозарядных ружей с кремневым замком. Хотя встречается и реальное использование оружия с кремневым замком. Например, отдельными племенами в Африке где-то для поддержания традиций, а где-то из-за отсутствия другого оружия для охоты.
Отрывок, характеризующий Ударно-кремнёвый замок
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой. – Как прикажете! – Так погоди же кормить. – Слушаю. Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо. Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней. – Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать. – Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет. – Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа. – Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал. – Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя. – Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе. – Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему. И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне. Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать. Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз. Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников. Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу. Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте. Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами. – Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему. – Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут. – Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить… Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его. Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты. – Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя. – Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка. – Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку. «Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это. – Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся. – И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то. Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом. – Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить). – Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам. Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь. Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо. Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна. – Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст. – Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна. – Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену. – Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она? – Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют. – А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору! – Как не дивиться? Смело, ловко. – А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф. – Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину. – Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а? – Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать! – Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку. – Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели. Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служило признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из за леса и звучал далеко в поле. Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянной убедились, что гончие разбились на две стаи: одна большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель; граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. «Назад!» крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее. Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это часто бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот, вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы. Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону. – Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу. Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей.
Современность
Старинные мушкеты в оригинальном исполнении сейчас можно увидеть только в музеях или у настоящих коллекционеров. Тем не менее в специализированных торговых точках и на интернет-площадках предлагаются копии, максимально похожие на своих давних потомков. Не обходят своим вниманием рассматриваемое оружие и геймеры. Например, в популярной игре «Форест», кремневый пистолет считается одним из самых грозных предметов ближнего боя. Правда найти его и заряды к нему даже в интерактивной «стрелялке» довольно непросто.