Для борьбы с кораблями противника могут использоваться различные вооружения, но ведущая роль в настоящее время принадлежит крылатым противокорабельным ракетам. В прошлом, однако, рассматривались и иные варианты противокорабельного оружия. В частности, изучался вопрос создания баллистической ПКР. В нашей стране было разработано несколько подобных проектов, ни один из которых, впрочем, не дошел до практического применения.
Идея баллистической ракеты, предназначенной для поражения крупных надводных кораблей, сформировалась к концу пятидесятых годов. К тому времени вероятные противники нашей страны успели построить многочисленные и мощные флоты, с которыми следовало бороться на дальних подступах. Уже существовали крылатые ракеты для дальних бомбардировщиков и подводных лодок, но их дальность полета не соответствовала актуальным требованиям. И самолет-носитель, и подлодка были бы вынуждены входить в зону обороны корабельной группы противника.
Очевидным выходом из сложившегося положения виделись баллистические ракеты подводных лодок. Имея небольшие габариты и массу, изделие такого класса могло лететь на дальность до нескольких тысяч километров. Благодаря этому появлялась возможность атаки корабельного соединения из безопасного района. К началу шестидесятых годов завершилось формирование новой концепции, что позволило перейти от исследований к опытно-конструкторской работе.
Проекты Д-5Т и Д-5Ж
Первым участником новой программы разработки баллистических ПКР для подлодок стало ленинградское ЦКБ-7 (ныне КБ «Арсенал» им. М.В. Фрунзе) во главе с П.А. Тюриным. С 1958 года эта организация разрабатывала комплекс Д-6 с принципиально новой твердотопливной ракетой. Изучение вопроса показало, что подобную ракету можно взять за основу для перспективной ПКР с достаточно высокими характеристиками. В результате этого стартовал проект с рабочим обозначением Д-5Т.
Макет ракеты комплекса Д-6 на параде.
Базовая ракета комплекса Д-6 представляла собой двухступенчатое изделие с твердотопливными двигателями. На каждой ступени предлагалось использовать по четыре самостоятельных двигателя в отдельных корпусах. Кроме того, на головном обтекателе предусматривались стартовые двигатели, предназначенные для выхода из пусковой установки. Проработка нового проекта показала, что ракета комплекса Д-5Т сможет лететь на дальность до 1500-2000 км. Увеличение дальности в сравнении с базовым образцом достигалось за счет снижения массы головной части.
В начале 1961 года к работам по новой тематике присоединилось миасское СКБ-385 (ныне ГРЦ им. В.П. Макеева). Его проект, получивший рабочее обозначение Д-5Ж, предусматривал создание совершенно новой ракеты с жидкостной силовой установкой. Такая ракета могла бы отправлять специальную боевую часть на дальность до 1800 км.
Носителями комплекса Д-6 должны были стать дизель-электрические и атомные подлодки нескольких проектов. В качестве носителя системы Д-5Т рассматривалась только специализированная модификация проекта 661. Вопрос создания такой подлодки прорабатывался в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит»). Позже, после появления проекта Д-5Ж, появилось предложение об адаптации двух комплексов к использованию на доработанных подлодках проекта 667. Однако на разработку такого проекта требовалось время, что привело к появлению необычного предложения. СКБ-385 поручили проработать вариант баллистической ПКР для базирования на специальных надводных кораблях.
Дальнейшее развитие двух проектов привело к отказу от твердотопливной ракеты. Было установлено, что комплекс Д-5Ж будет более удобен в эксплуатации, и потому именно этот проект следует развивать. Дальнейшая разработка нового проекта велась под обозначением Д-5. Наконец, было принято еще одно важное решение. Перспективным оружием подлодок должна была стать ракета новой модификации, изначально прорабатывавшаяся в рамках проекта корабельного вооружения.
«Кинжалы» есть, а «Цирконов» нет. Чем вооружают армию России
По словам Сергея Шойгу, по итогам Единого дня приемки, за 2021 год российская армия получила более 5000 единиц вооружения и техники. В эту статистику включены не только танки, самолеты, корабли и подводные лодки, но и вспомогательная и инженерная техника. Таким образом, собственно тяжелого ударного вооружения поставлено значительно меньше.
«Если Россия вторгнется на Украину, платить за это придется американцам»
Западные СМИ и политики в последние дни регулярно говорят о готовящемся «российском вторжении»…
21 января 16:12
Из названного – это 900 боевых бронированных машин, из них 240 – танки Т-72Б3М, Т-80БВМ и Т-90М «Прорыв». Среди них, как прошедшие глубокую модернизацию, так и совершенно новые танки, сошедшие с конвейера в 2022 году.
В войска в минувшем году поставлено три береговых ракетных комплекса «Бастион», зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С», зенитные ракетные системы С-400 «Триумф» и С-350 «Витязь». Завершено перевооружение первого полка на ракетный комплекс «Авангард» (полк заступил на боевое дежурство в Ясненской ракетной дивизии, которая дислоцируется в Оренбургской области). Полк Барнаульской дивизии РВСН перевооружают стратегическими ракетными комплексами «Ярс» – на полноценное боевое дежурство ракетчики заступят в апреле 2022 года.
ВМФ России поучил три современные подводные лодки, в том числе атомный подводный крейсер «Князь Олег», вооруженный баллистическими ракетами «Булава», четыре надводных корабля, 10 боевых катеров, 17 судов и катеров обеспечения.
Воздушно-космические силы, в свою очередь, получили 151 единицу новой и модернизированной авиационной техники – 77 самолетов, 29 вертолетов, 45 комплексов с беспилотными летательными аппаратами. В этом списке и четыре модернизированных ракетоносца Ту-95 МС. Сформирован отдельный авиационный полк, вооруженный высотными истребителями-перехватчиками МиГ-31ИК с гиперзвуковой ракетой «Кинжал».
Однако в этот список не попали ни гиперзвуковые ракеты «Циркон», ни танки Т-14 «Армата», ни ЗРС-500 «Прометей», ни истребители пятого поколения Су-57.
«Нужно быстрее продать Киеву как можно больше оружейного старья»
Государственный департамент США разрешил Латвии, Литве и Эстонии передачу американского оружия Украине, об…
20 января 20:57
«Не нужно торопить события, вся эта военная техника появится в российской армии уже в нынешнем году, – рассказал «Газете.Ru» доктор военных наук Константин Сивков. – Посмотрим по конкретным позициям новейших вооружений, которые уже завершили испытания. Залповый пуск гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон» был произведен в конце прошлого года в акватории Баренцева моря, а уже в январе нынешнего Госкомиссия рекомендовала принять эту крылатую ракету на вооружение надводных кораблей ВМФ. Зенитные ракетные системы С-500 «Прометей» также с прошлого года стали производиться серийно и уже поступают в войска. О начале именно серийного производства танков Т-14 на платформе «Армата» в конце прошлого года объявил «Ростех» – их пока 25 единиц, но процесс пошел. Аналогичная ситуация с истребителями пятого поколения Су-57 – Минобороны заключило госконтракт на поставку таких самолетов, которыми планируется оснастить три авиационных полка ВКС».
По словам Шойгу, оснащенность армии и флота современными вооружениями повысилась до 71,2%, а стратегических ядерных сил – до 89,1%, исправность военной техники поддерживается на уровне 95%.
Таким образом, все идет по плану, утвержденному в 2022 году президентом Владимиром Путиным, который распорядился довести общую оснащенность армии современными вооружениями «не менее чем на 70% к концу 2022 года, а к 2027 году выйти на показатель 75%».
«Мы ни от кого не отстали, мы лишь корректируем свое развитие вооружений и можем делать это как угодно. Мы не делаем упор на том оружии, о котором пока мало говорим, не афишируем его и, по большому счету, не рассекречиваем. Это и ударные разведывательные дроны, и современные радиоэлектронные средства, в том числе разведки и РЭБ. Но все это тоже скоро поступит в войска», – рассказал «Газете.Ru» генерал-майор запаса, президент Коллегии военных экспертов России Александр Владимиров.
Комплекс Д-5 с ракетой Р-27К
В апреле 1962 года Совет министров СССР постановил начать разработку нового противокорабельного ракетного комплекса для подлодок. Комплекс в целом обозначили как Д-5, ракету для него – Р-27К или 4К18. Как следует из обозначения, новая ПКР должна была стать специальной модификацией существующей ракеты средней дальности типа Р-27.
За несколько месяцев СКБ-385 сформировало облик нового комплекса и определило круг необходимых доработок существующей ракеты. Предлагалось использовать двухступенчатую ракету, в которой первая ступень отвечала за вывод второй на заданную траекторию. Вторая ступень, соответственно, должна была нести средства самонаведения и боевую часть. Поскольку речь шла о поражении подвижных целей, ракета обязательно должна была нести средства обнаружения и самонаведения.
Ракета Р-27К (слева) и базовая Р-27 во время испытаний.
В то же время, было установлено, что разработка ПКР сталкивается с рядом трудностей. Так, средства наведения и управления с требуемыми характеристиками оказывались слишком крупными. Из-за этого вторая ступень могла занимать до 40% от допустимых габаритов изделия. Кроме того, головку самонаведения нужно было закрыть радиопрозрачным жаропрочным обтекателем. Подходящие материалы на тот момент в нашей стране отсутствовали.
Имеющиеся трудности привели к появлению сразу двух предварительных проектов. В них использовалась общая первая ступень, основанная на агрегатах ракеты Р-27, а вторые ступени разрабатывались с нуля. Первая ступень отличалась от базовой конструкции укороченным корпусом с баками уменьшенной емкости. Двигатель 4Д10, средства управления и т.д. оставались прежними. Две версии второй ступени, отличавшиеся оснащением и принципами работы, получили обозначения «А» и «Б».
Оба проекта предлагали использование пассивной радиолокационной головки самонаведения с антенной бокового обзора. До заданного момента антенна в сложенном виде должна была находиться внутри корпуса, а затем выходить наружу и раскладываться. При этом обеспечивался поиск сигналов от радиоэлектронных систем вражеского корабля, по которым можно было определить его местоположение и скорректировать курс ракеты.
Проект «А» предлагал сравнительно сложную систему управления. На восходящем участке траектории ракета должна была корректировать траекторию при помощи специальных двигателей второй ступени. При движении вниз, к цели, следовало использовать аэродинамические рули и корректировать курс по данным головной антенны, принимающей сигналы из передней полусферы. В проекте «Б» предлагалось использовать коррекцию курса только до выхода на нисходящий участок траектории. Первый вариант средств наведения был гораздо сложнее, а также увеличивал габариты второй ступени, но при этом мог дать более высокую точность попадания в цель.
К дальнейшему развитию был принят вариант второй ступени с литерой «Б». Таким образом, ракета 4К18 / Р-27К должна была искать цель при помощи пассивной ГСН с антенной бокового обзора. Необходимость в головной антенне отпала. Для дальнейшей проработки электроники к проекту привлекли НИИ-592 (ныне НПО Автоматики). С его помощью была создана улучшенная ГСН с более эффективной антенной.
Изделие Р-27К, по проекту, имело длину 9 м при диаметре 1,5 м. Стартовый вес – 13,25 т. От базовой Р-27 внешне она отличалась удлиненным головным обтекателем более сложной формы. Вторая ступень несла специальную боевую часть мощностью 650 кт, способной компенсировать некоторое снижение точности. Отказ от полноценной силовой установки на второй ступени и уменьшение запаса топлива в первой привели к сокращению дальности полета. Так, базовая ракета Р-27 летела на 2500 км, тогда как новая 4К18 – только на 900 км.
Следует отметить, что работы по проектам Р-27 и Р-27К были связаны с определенными затруднениями. Вследствие этого базовая баллистическая ракета поступила на вооружение только в 1968 году, а испытания ПКР удалось начать только через два года. Первый испытательный старт 4К18 / Р-27К выполнили на полигоне Капустин Яр в декабре 1970 года.
Схема второй ступени ракеты 4К18 типа «Б».
С применением наземной пусковой установки выполнили 20 тестовых запусков, из которых всего 4 были аварийными. Далее состоялись несколько бросковых пусков с погружающегося стенда. После этого начались работы по подготовке ракетного комплекса к испытаниям на подлодке-носителе.
Следует отметить, что с середины шестидесятых годов проект Д-5 сталкивался с определенными трудностями в части поиска носителя. Одни подлодки не соответствовали техническим требованиям, тогда как другие не могли использоваться с ПКР, поскольку должны были нести стратегические ракеты. В итоге опытным носителем комплекса решили сделать дизель-электрическую лодку К-102 проекта 629. В соответствии с новым проектом «605» она должна была получить четыре пусковые шахты и набор различного оборудования для работы с ракетами.
9 декабря 1972 года подлодка К-102 впервые запустила ракету Р-27К. Испытания продолжались около года, и за это время использовали 11 опытных ракет. 3 ноября 1973-го состоялся парный пуск ракет по барже-мишени. Одно изделие 4К18 при этом попало точно в цель, а второе допустило незначительный промах. Важно, что на момент пуска ракет неопределенность положения цели достигала 75 км. Несмотря на это, ракеты самостоятельно нашли мишень и навелись на нее.
Несмотря на успешное завершение испытаний, в начале сентября 1975 года проект Д-5 / Р-27К закрыли. Пассивная радиолокационная ГСН не могла дать требуемую надежность решения задач, а противодействие ей не представляло особого труда. Ядерная боевая часть, в свою очередь, затрудняла развертывание подлодок с новыми ПКР ввиду наличия новых международных соглашений. Наконец, уже наметился серьезный прогресс в области крылатых ракет. В такой ситуации имеющийся комплекс Д-5 не представлял интереса для флота.
Противокорабельные крылатые ракеты морского базирования
Противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) предназначены для нанесения ударов по кораблям противника. Ими могут вооружаться как подводные лодки, так и надводные корабли различных классов и водоизмещений – от ракетных крейсеров до судов «москитного флота». Противокорабельные ракеты являются основным ударным средством современных кораблей в борьбе с надводными целями (не считая, конечно, палубной авиации, однако по-настоящему серьезными авианосными силами в настоящее время располагают только ВМС США).
ПКР разрабатываются и используются в комплексе: корабль-носитель, пусковая установка, комплекс управления и сама ракета.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
Специалисты обычно подразделяют ПКР на ракеты дальнего (более 200 км), среднего (40…200 км) и ближнего (5…40 км) действия.
Выделяют противокорабельные ракеты с полубронебойной, фугасной, осколочно-фугасной, осколочной и ядерной боевой частью (БЧ).
ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЦЫ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
Противокорабельные ракеты зародились как класс оружия в конце Второй мировой войны: немецкая «Хеншель» Hs293, японская «Окка» — правда, это были ракеты воздушного базирования, которые сбрасывались с бомбардировщиков. ПКР морского базирования начали развиваться в 1950-х гг., в первую очередь, благодаря стараниям советских специалистов. Американцы тогда были слишком увлечены возможностями ядерного оружия, считая его «абсолютным» на земле, на море и в воздухе. Советское же руководство считало необходимым иметь на вооружении флота специализированное противокорабельное оружие. Противокорабельные ракеты на вооружении ВМФ СССР были призваны компенсировать огромное превосходство НАТО в численности надводных кораблей.
Во второй половине 1950-х гг. в СССР создается противокорабельная ракета П-15 «Термит» контейнерного хранения, которая могла быть установлена на любой надводный корабль или катер. В связи с принятием на вооружение стран НАТО зенитно-ракетных комплексов корабельного базирования советские ПКР уже не могли преодолевать ПВО вероятного противника, и советское руководство приняло решение о разработке противокорабельных ракет со сверхзвуковой скоростью полета. Создаются сверхзвуковые противокорабельные ракеты К10С и П-35.
Противокорабельная ракета П-1000 «Вулкан» |
Только в 60-е гг. руководство стран НАТО должным образом оценило эффективность противокорабельных ракет. В конце 60-х – начале 70-х гг. на Западе создаются ПКР «Гарпун» (США), «Экзосет» (Франция), «Отомат» (Италия), а в 1981 г. принята на вооружение крылатая ракета большой дальности «Томагавк» (США). К этому времени концепция сверхзвуковой крылатой ракеты, идущей к цели на большой высоте, уже изжила себя – несмотря на большую скорость, она обнаруживалась средствами ПВО противника на большом удалении и достаточно легко перехватывалась. Поэтому упор стал делаться на малозаметности ракеты: она должна была идти на высоте всего нескольких метров над водой, и таким образом оставаться «невидимой» как можно дольше. Однако для сверхзвуковых крылатых ракет такая концепция оказалась неприемлемой: слишком сильное сопротивление воздуха на малой высоте вызывало перерасход топлива и снижало радиус де йствия ракеты. Поэтому в советских ПКР разработки 70-х – 80-х гг. – П-700 «Гранит» и П-800 «Оникс» была реализована комбинированная схема полета: большую часть траектории ракета шла в разреженных слоях атмосферы на высоте 15 – 20 тыс. м, а на конечном участке траектории снижалась до высоты 20-50 м. Была разработана и советская дозвуковая ПКР Х-35 со скоростью 0,9М и высотой полета на маршевом участке 10-15 м, а на конечном участке – 4 м.
В целом, советский флот, никогда не располагавший мощной палубной авиацией, в борьбе с ВМС вероятного противника мог рассчитывать только на свои противокорабельные ракеты, которые были совершеннее западных аналогов. Для уничтожения крупных надводных кораблей противника, и прежде всего, авианосцев, предполагалось использовать залп из нескольких десятков ПКР П-500 «Базальт» и П-700 «Гранит». Эти сверхзвуковые дальнобойные ракеты с очень мощной БЧ составляли основное вооружение тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Киров», ракетных крейсеров типа «Слава», тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и атомных подводных ракетоносных крейсеров проекта 949А «Антей».
Наиболее совершенным образцом российских ракетных комплексов данного типа сегодня является П-1000 «Вулкан». В данной ПКР реализована система «искусственного интеллекта»: ракеты в залпе обмениваются информацией, автоматически распределяются по целям во вражеском ордере кораблей в зависимости от их важности, осуществляют противозенитное маневрирование. Сверхзвуковая скорость ПКР (до 2,5М) и бронированная головная часть облегчают ракете прорыв через систему ПВО противника. Дальность стрельбы у П-1000 повышена до 700 км. В настоящее время корабли, ранее имевшие на вооружении ПКР П-500 и П-700, перевооружены ракетами П-1000.
Для поражения кораблей водоизмещением до 20000 тонн в СССР/России создана ракета П-270 «Москит». Эта сверхзвуковая (скорость – до 2,8М) ракета, оснащенная БЧ массой 300 кг, может применяться на дальности до 120 км при полете над водой и до 250 км – при высотном полете. При полете над водой ракета проходит основной участок траектории на высоте 20 м, а у цели снижается до 7 м и может выполнять противозенитный маневр.
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПКР
Как правило, ракетный комплекс включает следующие основные системы: хранения, контроля, предстартовой подготовки и старта. Ракета, в свою очередь, состоит из корпуса, боевой части (БЧ), двигателя с топливом и бортовой системы управления.
Как известно, крылатая ракета (далее мы будем рассматривать только их) летит за счет подъемной силы, возникающей на ее несущих поверхностях. Противокорабельные ракеты имеют обычно крестообразное крыло и такое же оперение с рулями управления. Аэродинамическая компоновка чаще бывает выполнена по обычной (самолетной) схеме с рулями в хвостовой части (ПКР «Томагавк», «Гарпун», «Экзосет» и др.).
ПКР «Томагавк» |
Корпус ракеты обычно изготавливается из алюминиевых сплавов. Общая масса рассматриваемых ракет колеблется в достаточно широких пределах: 300 кг («Си Киллер»), 850 кг («Экзосет» ММ-40) и 1225 кг («Томагавк»).
На ПКР применяются полубронебойная («Гарпун», «Экзосет») или фугасная («Отомат») боевые части, которые считаются наиболее эффективными для поражения кораблей. Масса взрывчатого вещества (ВВ) БЧ колеблется от 60 («Си Киллер») до 180 кг («Гарпун») и 500 кг («Томагавк» и П-1000 «Вулкан»).
Существуют также ядерные БЧ для ПКР. Ракета «Томагавк» BGM-109A оснащена ядерным боезарядом мощностью 200 кт. Ракеты П-700 «Гранит» и П-1000 «Вулкан» могут оснащаться ядерным боезарядом мощностью, по некоторым данным, до 500 кт.
Большинство ракет с обычными БЧ имеет контактный взрыватель замедленного действия, рассчитанный на проникновение БЧ ракеты внутрь корабля. Часто дополнительно устанавливается и неконтактный взрыватель, срабатывающий при пролете ракеты над целью (в случае промаха). Обычно БЧ имеет и самоликвидатор, подрывающий ракету при промахе.
В качестве маршевого двигателя на противокорабельных ракетах применяются турбореактивные (ТРД), турбовентиляторные (ТРДД) и твердотопливные (РДТТ) двигатели. ТРД и ТРДД, как известно, используют в качестве окислителя топлива (керосина) атмосферный воздух и принимаются на ракетах дальнего и среднего действия («Томагавк», «Гарпун», «Отомат» и др.). РДТТ оснащены практически все ракеты ближнего действия («Габриэль», «Пингвин» и др.).
ПКР «Экзосет» |
В случае применения на ракете маршевого ТРД, она снабжается пороховым стартовым двигателем (ускорителем), который обеспечивает ее полет в первые секунды (2…6 с) до достижения скорости, при которой возможна нормальная работа маршевого ТРД. РДТТ, применяемые на ракетах ближнего действия, обычно имеют две ступени: одна, более мощная — для кратковременной работы в момент старта (2…3 с), вторая маршевая — для обеспечения сравнительно длительного полета ракеты до цели (80…100 с). Двигатели ПКР производства стран НАТО обеспечивают только дозвуковые скорости полета 0,7…0,95М. В целом, при разработке противокорабельных ракет на Западе упор делался на высокую точность и малозаметность. В то же время советские (российские) ПКР «Гранит» и «Вулкан» развивают гораздо более высокую скорость, чем зарубежные ракеты – 2-2,5М. Это, а также бронирование головной части, повышают их возможности по прорыву ПВО противника.
Бортовая система управления ракетой предназначена для поддержания заданной траектории и режима полета, а также для выбора цели и наведения на нее ракеты на конечном участке полета без участия средств наведения корабля. На рассматриваемых ПКР чаще применяются чисто автономные системы управления («Гарпун», «Отомат» и др.), которые освобождают экипаж корабля от необходимости наводить ракету на цель. Их инерциальная система основана на свойстве волчка сохранять плоскость своего вращения; активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) является небольшим радиолокатором; инфракрасная же (тепловая) ГСН используется для наведения тепловое поле корабля. Что же касается полуактивной радиолокационной ГСН, то она предусматривает участие аппаратуры корабля, которой как бы высвечивает цель, облучая ее своей РЛС для того, чтобы отраженные лучи использовались ГСН ракеты. При радиокомандной системе управления («Си Киллер», «Габриэль» Мк-1) ракета наводится на цель с корабля с помощью закодированных радиокоманд. При этом осуществляется радиолокационное или оптическое слежение за целью и ракетой с корабля. На ракете «Томагавк» BGM-109A применена оригинальная система наведения, кратко рассмотренная ниже.
ТТХ некоторых противокорабельных крылатых ракет | ||||
«Томагавк» BGM-109B | Экзосет MM.40 blok 3 | «Отомат» Мк.2 | «Вулкан» П-1000 | |
Год принятия на вооружение | 1981 | 2007 | 1974 | 1987 |
Страна | США | Франция | Италия | СССР/Россия |
Дальность, км | 550 | 180 | 100 | 700 |
Тип БЧ | Полубронебойная | Полубронебойная | Фугасная | Фугасно-кумулятивная |
Масса БЧ, кг | 500 | 160 | 200 | 500 (масса ВВ) |
Скорость, М | 0,95 | 0,93 | 0.9 | 2-2,5 |
Система наведения | Инерциальная и активная РЛ ГСН | Инерциальная и активная РЛ ГСН | Инерциальная и активная РЛ ГСН | Инерциальная и активная РЛ ГСН |
Как нетрудно заметить, все неавтономные системы наведения ракет, т. е. полуактивная радиолокационная, по лучу и командная предусматривают участие экипажа корабля в управлении ракетой до самой цели. Это, безусловно, сковывает маневры корабля.
Рассматриваемые комплексы предусматривают полет ракет на высоте 10…15 м над поверхностью воды, что сильно затрудняет их обнаружение РЛС – корабля-цели. Система самонаведения (СН) ракеты «захватывает» цель на расстоянии 10…15 км и принимает управление полетом на себя. На расстоянии 10…15 км от цели ракета иногда снижается до предельно малой высоты 2…5 м («Гарпун», «Экзосет» и др.), на которой и летит до цели. Программой полета ракет «Гарпун» и «Отомат» Мк-2 на расстоянии 2…7 км до цели предусматривается подъем ракеты (горка) на 150…200 м с последующим пикированием на цель. Считается, что такая горка повышает эффективность атаки маневрирующей цели и уменьшает вероятность пролета ракеты над кораблем-целью, особенно в условиях волнения.
Как правило, пусковые установки ПКР на кораблях используются и для их хранения. В этом случае они представляют собой круглые или прямоугольные контейнеры, нередко спаренные. Хранение ракет в контейнерах с необходимым микроклиматом весьма важно для обеспечения надежности ракет, особенно в штормовых или в зимних условиях, а также для повышения их готовности к немедленному пуску. При этом срок хранения ракет в контейнерах ограничен определенным периодом времени: между периодами профилактического обслуживания — около года, а общий срок хранения — 10-15 лет.
Пусковые установки иногда выполняются вращающимися и с изменяемым углом возвышения, но имеются и неподвижно закрепленные на палубе. Обычно программой полета ракеты предусматривается возможность пуска ее со значительным углом от направления на цель, вплоть до 180° («Отомат» и др.), т. е. в обратную сторону. Однако есть комплексы, где эти углы незначительны и в этом случае ПУ предусматривается поворотной, чтобы в меньшей степени сковывать маневрирование корабля перед пуском ракет.
Основное оборудование систем контроля, проверки и пуска ракеты, так же как и системы управления, обычно размещается в соответствующем боевом посту УРО.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ РАКЕТ
В настоящее время продолжается развитие противокорабельных ракет, прежде всего, в направлении дальнейшего повышения дальности их действия и снижения радиолокационной заметности. Вместе с тем, разработчики стараются идти по пути максимальной унификации создаваемой ракетной техники, чтобы на основе одного образца можно было создавать модификации для решения разнообразных задач. Примером такого подхода стал перспективный российский ракетный комплекс Club, на основе которого создан корабельный ракетный комплекс малой дальности Club-N или «Калибр». В данной ракете реализовано еще одно интересное техническое решение: весь путь ракета проходит на малой высоте и дозвуковой скорости, а при приближении к цели резко ускоряется.
США в настоящее время разрабатывают ряд перспективных противокорабельных ракетных комплексов морского базирования. Здесь прослеживается тенденция адаптации вооружения американских ВМС под те задачи, которые сейчас перед ними чаще всего стоят. А это отнюдь не сокрушение флотов технологически развитых держав. В последнее время США воюют с гораздо более слабыми и отсталыми в технологическом плане странами, флот которых, в основном, состоит из небольших судов (так называемый, «москитный флот»). Тратить на такого противника дорогие ракеты с избыточными боевыми характеристиками нерационально, лучше обойтись менее совершенными, но более дешевыми образцами. Одной из первых подобных ракет стала Raytheon AGM-175 Griffin-B. Первоначально AGM-175 была создана в виде авиационной ракеты, затем на ее основе был разработан вариант морского базирования. Данная ракета используется с пусковой установки Mk.49 для пуска зенитных ракет, которой оснащены все современные американские военные корабли. Таким образом, новая ПКР просто входит в состав вооружения корабля без каких-либо конструктивных его доработок. Боевые характеристики противокорабельной ракеты AGM-175 очень скромные: она несет боевую часть весом всего в 5,9 кг и обладает дальностью до 5,5 км. Однако для борьбы с катерами «москитного флота» большего и не надо. Подобная ПКР, получившая название «Бримстоун», разработана и европейскими конструкторами. Ее прототипом послужила противотанковая ракета. Она предназначена для уничтожения высокоскоростных маневрирующих катеров.
Вместе с тем в США продолжают создаваться новые образцы противокорабельных ракет для противостояния флотам больших держав, и прежде всего, Китая. Китайские военные заявили о принятие на вооружение противокорабельных ракет с дальностью 200-250 км, что соответствует лишь последним модификациям ПКР «Гарпун». В то же время на складах ВМС США находится немало старых «Гарпунов» с дальностью всего 140-150 км. Таким образом, превосходство американского флота над китайским оказалось под вопросом.
В начале 2000-х гг. под эгидой DARPA была начата разработка сверхзвуковой дальнобойной ПКР LRASM-A. Ее дальность должна составить 550-600 км. В настоящее время идут испытания, ее принятие на вооружение состоится не ранее 2015-2016 гг. В то же время разработка еще больее дальнобойного варианта этой ракеты LRASM-B была прекращена вследствие бесперспективности проекта.
Индийская ПКР «БраМос» |
Однако все это использование уже достаточно старых технологий. Если говорить о попытках создать что-то революционное, то это такие образцы противокорабельных ракет, как RATTLRS и ArcLight.
RATTLRS (Revolutionary Approach To Time Critical Long Range Strike – «Революционный принцип сокращения полетного времени») подразумевает создание ракеты с очень большой полетной скоростью – 3-4М. Целью создания ракеты RATTLRS является замена уже устаревающих ракет BGM-109B «Томагавк». Пока что вся информация о проекте засекречена, однако известно, что имеются определенные проблемы, и судьба его под большим вопросом.
В проекте ArcLight была поставлена цель создать ПКР с максимальным радиусом действия. При ее разработке за основу взята противоракета SM-3. Согласно техническому заданию, ракета ArcLight должна поражать цели на дальности 3700 км, что существенно превосходит все когда-либо созданные образцы ПКР. «Платой» за дальность станет относительно легкая БЧ, которую сможет нести ракета – всего 120 кг. Состояние проекта в настоящее время не разглашается. Возможно, что он также будет свернут.
Тем временем ракетные технологии, которые во времена «Холодной войны» были, по сути, прерогативой лишь первоклассных в военно-техническом отношении держав, теперь успешно осваиваются государствами, которые еще вчера относили к «странам третьего мира». В начале 2012 г. Ираном успешно испытана противокорабельная ракета собственной разработки «Гадер». Известно, что ее дальность составляет 200 км. Из обсуждений на западных форумах, можно сделать вывод, что данная ракета, во многом, аналогична американской ПКР «Гарпун».
Индия при содействии России разработала свою сверхзвуковую противокорабельную ракету – «БраМос». Ее основой послужил экспортный вариант ракеты П-800 «Оникс» — «Яхонт». Масса БЧ ракеты составляет 300 кг. При полёте по комбинированной траектории (с подъемом на большую высоту) ее дальность составляет 300 км, а исключительно на малой высоте — 120 км.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ближайшие десятилетия противокорабельные крылатые ракеты останутся основным вооружением флота. Вместе с тем флоты ведущих стран мира постепенно утрачивают «монополию», поэтому военно-политическому руководству развитых стран придется задуматься, как удержать превосходство в этой области. Совершенствование противокорабельных ракет будет идти, прежде всего, по пути понижения радиолокационной заметности, повышения экономичности ракетных двигателей, повышения гибкости управления и «интеллекта», расширения номенклатуры ракет и их удешевления. Вместе с тем, появление в ближайшее время «прорывных» образцов противокорабельных крылатых ракет, значительно превосходящих нынешний технологический уровень, остается под вопросом.
(Подготовлено: www.modernarmy.ru)
Комплекс Д-13 с ракетой Р-33
Вскоре после старта испытаний ракеты Р-27К, в середине 1971 года, СКБ-385 получило новое задание. Теперь от него требовалось создать комплекс Д-13 с противокорабельной баллистической ракетой Р-33. Последняя должна была основываться на конструкции изделия Р-29 и поражать цели на дальностях до 2000 км при помощи моноблочной или разделяющейся боевой части.
Разработка ракеты Р-33 велась с использованием основных идей и концепций предыдущего проекта Р-27К. Так, базовую Р-29 планировалось «укоротить» до двух ступеней, но при этом собирать из готовых компонентов. Первая ступень, как и ранее, должна была отвечать за разгон ракеты, а на второй предлагалось монтировать боевую часть и средства наведения. В связи с наличием специальной аппаратуры вторая ступень получалась достаточно крупной и тяжелой. Несмотря на это, ракета в целом должна была соответствовать ограничениям существующих пусковых установок.
Сравнение ракет Р-27 и Р-27К (слева).
Для повышения дальности стрельбы, сопряженного с увеличением дистанции обнаружения цели, требовалась улучшенная головка самонаведения. Она отличалась большими размерами, и это привело к сокращению габаритов первой ступени в пользу второй. Уменьшение баков первой ступени могло привести к сокращению дальности полета до 1200 км. Также возникли серьезные проблемы с условиями работы систем. Головка самонаведения нового типа нуждалась в радиопрозрачном обтекателе, способном выдерживать высокие температуры во время спуска. При этом могло образовываться облако плазмы, как минимум, затрудняющее работу радиоэлектронных систем.
И все же в 1974 году СКБ-385 сумело решить часть проблем и представить аванпроект ракетного комплекса Д-13. Первая ступень ракеты, унифицированная с изделием Р-29, оснащалась баками для гептила и азотного тетраоксида, а также несла двигатель 4Д75. Вторая ступень не имела полноценной силовой установки и оснащалась только двигателями для маневрирования. В ней также располагались пассивная радиолокационная головка самонаведения с парой антенн, средства управления и специальная боевая часть. За счет совершенствования систем, сопровождавшегося уменьшением их габаритов, удалось увеличить запас топлива и довести дальность стрельбы до 1800 км.
Согласно аванпроекту, ракета Р-33 имела длину 13 м при диаметре 1,8 м. Стартовая масса во время проектирования неоднократно менялась в пределах от 26 до 35 т. В качестве носителя таких ракет на всем протяжении разработки рассматривались лодки проекта 667Б. Для использования противокорабельных ракет нового типа они должны были получать аппаратуру приема целеуказания и управления ракетой во время предстартовой подготовки.
Согласно планам семидесятых годов, вскоре проект должны были рассмотреть специалисты военного ведомства. Начало испытаний планировалось на конец семидесятых годов, и к середине следующего десятилетия комплекс Д-13 мог поступить на вооружение.
Однако этого не произошло. Заказчик проанализировал существующий проект и решил отказаться от него. В начале сентября 1975 года одним приказом были остановлены сразу два проекта – Д-5 / Р-27К и Д-13 / Р-33. Причины отказа от двух комплексов были одинаковыми. Они не показывали желаемые технические характеристики, реальная боевая эффективность ограничивалась характерными проблемами средств наведения, а наличие ядерной боевой части накладывало ограничения на развертывание.
Достижения и планы: развитие береговых ракетных комплексов ВМФ России
Учебная стрельба комплекса «Бал» береговых войск Балтийского флота, сентябрь 2017 г.
Значительный вклад в оборону морских границ страны вносят ракетно-артиллерийские части и соединения береговых войск военно-морского флота. В их распоряжении имеются современные ракетные комплексы нескольких типов с противокорабельными ракетами, способные поражать надводные цели на больших расстояниях от побережья. В последнее время был принят ряд важных мер по развитию береговых ракетных войск и их вооружения, и в будущем такие процессы получат продолжение.
Сплошная оборона
По известным данным, в составе ВМФ России сейчас имеется семь соединений береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ). Основные флоты имеют по одной или две ракетные бригады, а у Каспийской флотилии с недавнего времени есть собственный ракетный дивизион. Количество и дислокация таких соединений обеспечивают едва ли не полную защиту наших морских границ с перекрытием всех ближайших акваторий.
Строительство сплошной обороны по периметру морских границ завершилось в 2020-21 гг. за счет формирования и развертывания новых частей и подразделений. Так, в начале 2022 г. в составе береговых войск Каспийской флотилии вновь появился ракетный дивизион, вооруженный комплексом 3К60 «Бал» с ракетами Х-35.
«Бастион» Северного флота, 2022 г.
Позже, в конце 2022 г. произошло усиление береговых войск Тихоокеанского флота. В их составе была сформирована новая отдельная ракетная бригада, подразделения которой должны были начать дежурство на о. Сахалин и Курильских островах. Бригада получила современные комплексы 3К55 «Бастион», при помощи которых планировалось организовать постоянную защиту берегов страны от Чукотки до Курил.
Последним шагом в этом направлении стало развертывание комплексов «Бастион» на о. Матуа (Курильские о-ва). В течение прошлого года военные строители возвели на острове модульный городок, а также подготовили всю необходимую инфраструктуру. В начале декабря Минобороны сообщило о переброске на остров ракетного комплекса и начале его боевого дежурства.
Таким образом, сформированы и поддерживаются крупные зоны обороны, надежно прикрываемые ракетами разных типов. За счет развертывания комплексов в Арктике прикрыто все северное побережье страны и арктические острова. Также организована сплошная и протяженная оборона на Тихом океане. Аналогичные возможности существуют на Балтийском, Черном и Каспийском морях.
«Бал» на берегу Черного моря, апрель 2022 г.
В ходе различных учений береговые войска неоднократно демонстрировали свои возможности. В частности, отрабатывалось как длительное дежурство на одной позиции, так и быстрая переброска в заданный район с последующим поиском и поражением цели.
Современные комплексы
В распоряжении БРАВ имеются ракетные комплексы нескольких типов. При этом в последние годы удалось провести полноценное перевооружение с максимально возможным переходом на современную матчасть. По данным прессы, доля современных комплексов «Бал» и «Бастион» превышает 90% и обходит средние показатели новых образцов в вооруженных силах в целом.
Ракетный комплекс «Бал» представляет собой мобильную систему на самоходных шасси, способную самостоятельно или по внешнему целеуказанию находить и атаковать надводные цели. В состав комплекса входят командный пункт и до четырех самоходных пусковых установок с восемью ракетами на каждой. Также комплекс включает набор вспомогательных средств.
«Бал» использует противокорабельные ракеты Х-35 и Х-35У. Более позднее изделие с литерой «У» имеет дальность стрельбы до 260 км. Осколочно-фугасная проникающая боевая часть массой 145 кг способна эффективно поражать и выводить из строя средние и крупные надводные корабли.
Черноморские «Бастионы»
На вооружении также имеется ракетный комплекс «Бастион». В войска поставляется мобильная версия этой системы, а ранее сообщалось о возможном развертывании стационарной модификации. Серийный мобильный «Бастион» включает несколько пусковых установок с парой ракет на каждой, командный пункт и вспомогательные средства. Все компоненты ставятся на самоходные шасси.
Пусковая установка комплекса 3К55 несет две ракеты «Оникс» в стандартных транспортно-пусковых контейнерах. Сверхзвуковая ракета этого типа способна поражать надводные цели на дальностях не менее 300 км. Высокая скорость и 300-кг БЧ обеспечивают надежное поражение крупных кораблей.
Вопросы развития
Согласно новостям последнего времени, комплексы «Бал» и «Бастион» в ближней и средней перспективе останутся на вооружении БРАВ. При этом запланирована их модернизация, направленная на повышения ключевых характеристик. Кроме того, будут усовершенствованы смежные системы, обеспечивающие разведку и целеуказание, управление войсками и т.д.
Прибытие комплексов «Бастион» на о. Матуа, ноябрь-декабрь 2021 г.
В октябре прошлого года отечественные СМИ сообщили о проведении испытательного пуска новой ракеты для комплекса «Бал». Тип изделия не назывался, но уточнялись основные характеристики и возможности. Так, по дальности новая ПКР вдвое превосходит существующие серийные Х-35(У), а кроме того, появилась возможность атаки наземных целей. Таким образом, дальность пуска может достигать 500 км при возможности решения более широкого круга задач.
В прошлом на уровне слухов и сообщений из неназванных источников неоднократно упоминалась возможная модернизация комплекса «Бастион». В качестве гипотетического дополнения или замены ПКР «Оникс» в его составе рассматривается новая гиперзвуковая ракета «Циркон». Предполагается, что подобная модернизация берегового комплекса не будет отличаться особой сложностью, но даст большие преимущества.
По известным данным, ПКР «Циркон» способна развивать скорость не менее 8М и имеет дальность более 1000 км. При помощи такого оружия береговой комплекс сможет контролировать больший район, а вероятность успешной атаки резко вырастет. Более того, в ближней и средней перспективе перехват «Циркона» актуальными средствами корабельной ПВО и ПРО практически исключается.
Ракетные комплексы в новых укрытиях
Следует отметить, что сообщения о новой ракете для «Бала» и будущей модернизации «Бастиона» пока не получили официального подтверждения – хотя и не были опровергнуты. Ведутся ли реальные работы по таким проектам, неизвестно. Однако ясно, что подобные разработки имеют смысл и смогут значительно повлиять на облик и возможности береговой обороны.
Достижения и планы
Таким образом, планомерное развитие береговых войск ВМФ, включая ракетно-артиллерийские соединения и части успешно продолжается. Формируются новые соединения, продолжаются закупки новой техники и вооружения, а также производится развертывание комплексов в новых позиционных районах. К настоящему времени все это позволило создать сплошную зону обнаружения и поражения надводных целей вдоль всех морских границ страны.
Очевидно, что на этом процессы развития БРАВ не остановятся. Можно ожидать, что за совершенствованием организационно-штатной структуры последует модернизация существующих ракетных комплексов. Возможные пути обновления и совершенствования наличных «Балов» и «Бастионов» уже известны и понятны. Они сохранят основные возможности, а ключевые характеристики будут увеличены за счет новых компонентов, в первую очередь ракет.
Все принятые и ожидаемые меры позволят сохранять и улучшать показатели береговой обороны и эффективно защищать морские рубежи. Это означает, что потенциальный противник уже не может свободно действовать в прибрежной зоне и сталкивается с известными рисками – а в будущем они только вырастут.
Пять самых грозных противокорабельных ракет («The National Interest», США)
После длительного периода стремительного новаторства и смелых изобретений работы по созданию противокорабельных ракет на Западе в условиях окончания холодной войны и начала глобальной войны с террором были практически остановлены. Из-за нового упора на наземные операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии западные флоты оказались в забвении. В результате военно-морские силы стали уделять первоочередное внимание оказанию поддержки сухопутным войскам и действиям в прибрежной зоне. Сегодня корабельные войны свелись практически к тому, что эсминцы водоизмещением 9 000 тонн сражаются с легкими пиратскими лодками.
Однако рост напряженности с Россией и Китаем показал, что война на море между кораблями может вернуться. А вместе с этим может вновь появиться необходимость искать и топить вражеские суда.
На горизонте замаячило новое поколение противокорабельных ракет (ПКР). Это малозаметные, сверхзвуковые и автономные ракеты, способные преодолевать систему ПРО и вести охоту за отдельными кораблями. Давайте рассмотрим некоторые наиболее интересные противокорабельные ракеты, как принятые на вооружение, так и находящиеся в стадии разработки.
«БраМос»
Противокорабельная ракета «БраМос» получила свое название от рек Брахмапутра и Москва. Это разработка совместного российско-индийского предприятия. «БраМос» создавали в 1990-х и начале 2000-х годов, и она стала одной из немногих ПКР, появившихся в то время. В настоящее время данная ракета находится на вооружении индийских вооруженных сил.
«БраМос» это самая быстрая маловысотная ракета в мире. У нее две ступени. Первая, состоящая из твердотопливного ракетного двигателя, придает ей ускорение и выводит на сверхзвуковую скорость. Вторая ступень с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ускоряет ракету до скорости, соответствующей числу Маха 2,8. Согласно имеющейся информации, эта ракета летит на высоте всего 10 метров над гребнем волны, из-за чего ее прозвали «водорезом». Дальность пуска «БраМос» составляет 290 километров.
Это универсальная ракета, которую можно размещать на надводных кораблях, использовать в составе береговых противокорабельных ракетных батарей, а также запускать с самолетов, таких как Су-30МК1, которые имеются на вооружении в индийских ВВС. У ракеты воздушного базирования дальность еще больше и составляет 500 километров. Сейчас рассматривается вариант для запуска с подводных лодок, однако его разработка не началась из-за отсутствия интереса.
«БраМос» обладает солидной ударной мощью: у ракет наземного и корабельного базирования 200-килограммовая боевая часть, а у версии воздушного базирования вес боеголовки 300 килограммов. Но даже без боевой части эта ПКР на скорости с числом Маха 2,8 обладает колоссальной кинетической энергией и силой воздействия на цель.
Высокая скорость ракеты «БраМос», характеристики малозаметности, а также способность лететь на предельно малых высотах позволяют ей уходить от систем ПРО противника. Если предположить, что РЛС у обороняющегося находится на высоте 20 метров, она засечет эту ракету на расстоянии 27 километров. В этом случае у противника останется всего 28 секунд на ее сопровождение, подсвечивание и уничтожение, прежде чем «БраМос» нанесет удар по кораблю.
Противокорабельная ракета большого радиуса действия LRASM
ВМС США нужна новая противокорабельная ракета. Состоящая на вооружении ракета Harpoon была принята в 1977 году. Если во времена холодной войны она была одной из лучших ПКР, то сейчас ракета Harpoon состарилась и превратилась в заурядное и посредственное оружие, неспособное включить в свою конструкцию новейшие технические достижения.
Противокорабельная ракета большого радиуса действия LRASM это главный кандидат на замену Harpoon. LRASM представляет собой развитие крылатой ракеты JASSM-ER и обладает многими общими с ней конструктивными особенностями. Созданная компанией Lockheed Martin JASSM-ER это малозаметная и помехоустойчивая ракета, имеющая дальность 800 километров. JASSM-ER предназначена для автономного обнаружения и поражения целей. Она может доставлять к цели боевой заряд проникающего действия весом 450 килограммов с точностью попадания в пределах трех метров. Эту ракету можно устанавливать на большинстве ударных самолетов ВВС США.
По своему принципу действия LRASM отличается от таких ракет как «БраМос». Вместо того, чтобы обеспечивать неуязвимость ракеты для средств ПРО за счет высокой скорости, конструкторы использовали в дозвуковой LRASM такие принципы как малозаметность и самостоятельность в принятии решений по уходу от корабельных зенитных систем. LRASM самостоятельно опознает важные цели, а затем наводится на них.
Следует ожидать, что дальность у LRASM будет примерно такая же, как у JASSM-ER. Если у состоящей на вооружении ракеты Harpoon дальность пуска составляет чуть больше 100 километров, то у LRASM оценочная дальность будет равна 800 километрам, что существенно повышает радиус огневого поражения американской морской авиации и корабельных платформ.
В отличие от ракеты Harpoon, LRASM подходит для запуска из ячеек установки вертикального пуска Mk.41 крейсеров типа Ticonderoga, эсминцев типа Burke, а также из установки вертикального пуска Mk. 57, которой оснащены новые эсминцы типа Zumwalt. Это позволяет кораблям брать на борт гораздо больше противокорабельных ракет, чем прежде, хотя такая возможность негативно скажется на количестве других ракет, таких как SM-6 класса «поверхность-воздух» и противолодочных ASROC.
Club (противокорабельный вариант 3М-54Э1)
Club это противокорабельная ракета российского ВМФ, принадлежащая к оружейному семейству с единым корпусом. Это универсальная система с многочисленными вариантами, способными вести борьбу с кораблями (3М-54Э1), с наземными целями и с подводными лодками. Ракета Club поставляется на экспорт в Алжир, Китай и Индию.
Существует четыре версии этой ракеты. Club-S запускается из торпедного аппарата калибра 533 миллиметра, что является стандартным диаметром для подводных лодок во всем мире. Club-N предназначена для пуска с надводных кораблей, Club M — ракета наземного базирования, а Club K запускают из установок, замаскированных под морские контейнеры.
У Club первая ступень с твердотопливным двигателем, который производит запуск ракеты с пусковой установки и выводит ее на маршевую высоту полета. После сгорания первой ступени включается маршевый турбореактивный двигатель. Последняя противокорабельная версия ракеты ЗM-54Э1 направляется на цель посредством активной радиолокационной головки самонаведения, системы глобального позиционирования ГЛОНАСС и встроенных навигационных систем. Боевая часть ЗM-54Э1 весит 400 килограммов.
Являясь крылатой ракетой, ЗM-54Э1 обычно совершает полет на скорости, соответствующей числу Маха 0,8, и на высоте 10-15 метров. В некоторых версиях на участке подлета к цели ракета ускоряется до сверхзвука с числом Маха 2,9, что сокращает время реагирования для ответных действий средств ПВО противника.
Максимальная дальность ракеты ЗM-54Э1 составляет 300 километров. Конечно, это просто совпадение, что ее дальность является максимально разрешенной для крылатых ракет по режиму контроля за ракетными технологиями. Режим контроля за ракетными технологиями это соглашение по нераспространению, призванное ограничить дальность ракет, способных нести ядерный заряд, и Россия является его участницей.
в 2010 году вызвал шок, когда объявил о создании версии ракеты Club K, размещаемой в стандартном морском контейнере. На пусковой установке, которую можно перевозить на контейнерном судне, на железнодорожной платформе или на грузовике, размещается четыре ракеты. Создатели Club K так и не объяснили, зачем действующим на законных основаниях военным маскировать ракетный комплекс под грузовой контейнер. Эта пусковая установка породила опасения в том, что ею могут воспользоваться страны-изгои типа Ирана (который в итоге проявил к ней интерес) или террористы, у которых появилась возможность перевозить оружие у всех на виду.
XASM-3
Чисто оборонительная военная доктрина Японии требует, чтобы корабли, самолеты и наземные батареи оснащались лишь небольшими противокорабельными ракетами. Япония спроектировала и изготовила два поколения ПКР, удовлетворяющих этим требованиям. Однако ракета третьего поколения скорее всего будет существенно отличаться от прежних разработок.
XASM-3 это противокорабельная ракета, которую в настоящее время совместно разрабатывают Технический научно-исследовательский институт правительства Японии и компания Mitsubishi Heavy Industries. В данный момент об этой ракете известно немного, но если она пойдет в производство, это будет существенный шаг вперед в наращивании боевого потенциала сил самообороны Японии.
XASM-3 будет гиперзвуковой ракетой с твердотопливным двигателем и интегрированным прямоточным реактивным двигателем, действующим на скоростях до числа Маха 5. Ракета будет обладать характеристиками малозаметности. Как и «БраМос», XASM-3 будет использовать свою скорость для уменьшения времени реагирования и перехвата. Имея такие же параметры боевого применения как и у «БраМос», XASM-3 даст противнику для ответных действий всего 15 секунд.
У этой ракеты будут активные и пассивные головки самонаведения. Вес ракеты составит 860 килограммов, а вот о весе ее боевой части ничего не известно. Ожидается, что дальность полета у нее будет составлять около 200 километров.
Ракету будут подвешивать к истребителю японского производства F-2. Другими носителями XASM-3 могут быть морской патрульный самолет Kawasaki P-1 и истребитель F-35A. Скорее всего, XASM-3 не поместится во внутреннем отсеке вооружения F-35, и ее придется размещать на внешней подвеске, из-за чего этот самолет будет легче обнаружить.
Разработка XASM-3 была начата в 2002 году, а окончание работ ожидается в 2016-м — с опозданием на шесть лет. Тогда Mitsubishi Heavy Industries придется решать, будет она или нет запускать ракету в серийное производство. Если производство начнется, не исключено, что ракета получит разрешение на экспорт в дружественные страны.
Противокорабельная ракета Naval Strike Missile
Разработанную норвежской фирмой Kongsberg ракету Naval Strike Missile (ударная ракета ВМС) фирма-производитель называет первой в мире противокорабельной ракетой пятого поколения.
В качестве стартового ускорителя используется твердотопливный ракетный двигатель, после чего на маршевом участке включается турбореактивный двигатель. Ракета летит на предельно малой высоте. Судя по видеозаписям, высота ее полета над гребнем волны составляет менее 10 метров. Информации о скорости нет, но скорее всего, она дозвуковая, близкая к сверхзвуковой.
Фирма Kongsberg называет свою ракету «полностью пассивной», имея в виду, что в ней нет активных приборов обнаружения и сопровождения целей. Ракета не излучает инфракрасные и радиолокационные волны, которые могут засечь корабли противника. Имея вес менее 410 килограммов, Naval Strike Missile меньше всех прочих ракет из этого списка. Дальность ракеты составляет 185 километров, а вес боевой части равен 125 килограммам.
В настоящее время эта ракета используется в норвежских ВМС на ракетных катерах класса Skjold и на эсминцах класса Fritjof Nansen. Ее также использует польская армия в своих частях береговой артиллерии.
В октябре 2014 года ВМС США произвели испытательный пуск ракеты Naval Strike Missile с летной палубы корабля береговой обороны Coronado. Испытания прошли успешно с прямым попаданием по условной цели. Они проводились в рамках испытательной программы иностранных вооружений, а это не означает, что ВМС обязательно будут приобретать Naval Strike Missile.
В настоящее время разрабатывается вариант Naval Strike Missile под названием Joint Strike Missile. Ракету Joint Strike Missile можно будет применять с воздуха по наземным целям и в качестве противокорабельной ракеты. Кроме того, судя по размерам, ее можно будет разместить во внутреннем отсеке вооружения F-35. Она также подойдет для стандартного подводного торпедного аппарата 533 мм. На вооружение ракету Joint Strike Missile планируется принять в 2023 году.
Кайл Мизоками (Kyle Mizokami) — живет в Сан-Франциско; его статьи публикуются в таких изданиях как The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним создателей блога Japan Security Watch.
«The National Interest», США