Патрульный противолодочный самолет Lockheed P-3 Orion


Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»


Созданный в конце 50-х самолёт БПА (базовой патрульной авиации)P-3 «Орион» относится к тем образцам авиатехники, которые принято считать «вечными».
Его прародитель появился в 1957 году, когда фирмой Локхид был выпущен L-188 Электра — один из первых в США самолётов с турбовинтовым двигателем. Это был так же один из немногих американских турбовинтовых пассажирских самолётов, производившихся серийно. Всего было произведено 170 гражданских самолётов этого типа, из которых приблизительно 20 летают по сей день.

Локхид L-188 Электра

В 1957 флот Соединенных Штатов объявил конкурс на разработку современного морского патрульного самолета, который должен был прийти на смену P-2 «Нептун».

Локхид P-2H «Нептун»

Опытный образец, получивший обозначение P3V-1, поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 — 15 апреля 1961 года. Позднее самолёт получил обозначение P-3«Орион». По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Был добавлен отсек вооружения и установлено новое авиационное оборудование. Отсек вооружения был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под плоскостями, для наружной подвески различного вооружения.

На «Орионе», по сравнению с «Электрой», для улучшения обзора вниз — вперед пилотская кабина была переделана. В отличие от прародителя L-188, фюзеляж «Ориона» был разделён по горизонтали палубой, пассажирских иллюминаторов не было. В верхней части размещалась герметичная кабина объемом 195 куб.м, что позволило создать комфортные условия для операторов и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом, экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Сброс последних производится с помощью пиротехнических устройств.

Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: активной «Джули», использующую в качестве источника акустической энергии взрывные заряды последующим приёмом отражённых от цели сигналов; и пассивной «Джезебел», использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, газоанализатор «Снифер», а также две РЛС. Можно было подвесить 4 противолодочные самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы и другие средства поражения.

Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасность полёта.

Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, его поисковая скорость составляла 300-320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса, двух двигателей.

Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами «Нептун» состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.

Боевая служба «Орионов» началась в июле 1962 года, когда первый серийный P3V-1 передали личному составу патрульной эскадрильи VP-8. Следом за ней «Орионы» получили VP-44 и VX-1, где они пришли на смену устаревшим Р-2 «Нептун». Помимо поиска субмарин, Р-3 осуществляли учебные минные постановки, загоризонтное целеуказание и оповещение в интересах надводных кораблей, разведку погоды, координацию поисково-спасательных операций.

Эксплуатация самолета сразу же выявила узкое место поисковой аппаратуры — систему AQA-3 и ее усовершенствованный вариант AQA-4. Поиск субмарин с помощью акустики являлся наиболее эффективным, вероятность обнаружения ПЛ магнитометром была гораздо ниже, а остальные системы могли «засечь» лишь лодку, шедшую в надводном положении или под перископом. Система «Снифер» реагировала не только на выхлоп дизелей субмарины, но и на выхлопные газы ТВД «Ориона».

Новая система обработки и анализа информации о субмаринах испытывалась на 35-м серийном Р-3, а, начиная со 110-го самолета, стала штатной. С 1962-го по 1965-й изготовили 157 Р-3А.


Активное строительство в СССР подводного флота и выход советских кораблей в мировой океан, потребовало совершенствования американских патрульных сил.

Следующей серийной модификацией «Ориона» стал Р-3В. Отличие от Р-3А было в более мощных турбовинтовых двигателях Аллисон T56-A-14 мощностью на валу 3361 кВт (4910 л.с.) и новой системе «Делтик» для обнаружения подводных лодок. В состав вооружения ввели УР «Буллпап» класса «воздух-поверхность». Всего изготовили 144 Р-3В.

Несмотря на улучшившиеся характеристики, акустическое оборудование самолета по-прежнему не удовлетворяло военных. В течение пяти лет флот США вел исследования по созданию новой автоматизированной системы обработки данных и управления поисковым оборудованием, причем не только гидроакустическим. Окончательный вариант системы A-NEW также не полностью отвечал поставленным задачам, однако A-NEW оказался лучшим из предложенных промышленностью вариантов. Платформой для этого комплекса стала очередная модификация Р-3С. Построено 143 машины.

Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса — теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла «прослушивать» не более 16 буёв.

Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.

В ходе эксплуатации самолёт продолжал непрерывно совершенствоваться. В состав бортового вооружения включили ПКР «Гарпун» и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В начале 90-х на вооружение «Орионов» поступили ракеты AGM-84 SLAM, предназначенные для поражения наземных целей. Кроме того, появилась возможность подвески на внутреннем подкрыльевом пилоне контейнера с аппаратурой РЭБ AN/ALQ-78. В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные, подводные и наземные цели.

В середине 1980-х, на которые пришелся пик противостояния флотов НАТО и СССР, «Орионы» состояли на вооружении 24-х боевых и одной учебно-боевой эскадрильи авиации ВМС США.

Эскадрильи организационно свели в пять патрульных авиакрыльев базовой авиации. Два крыла входили в состав воздушных сил Атлантического флота и имели шесть эскадрилий, три оставшихся крыла имели по четыре эскадрильи Р-3 и входили в состав воздушных сил Тихоокеанского флота.

По мере устаревания ранних «Oрионов» как самолетов ПЛО их передавали на хранение в Дэвис – Монтан, а так же переоборудовали для выполнения иных задач.

Существует много различных вариантов самолета: ЕР-ЗА для испытаний электронного оборудования, электронный «агрессор» для проведения учений, ЕР-ЗЕ «Эрис» самолёт электронной разведки, NP-3A/B летающая лаборатория, самолет для океанографических и геомагнитных исследований RP-3A/D, учебно-тренировочный ТР-ЗА, транспортный UP-ЗА/В, VP-ЗА для VIP-перевозок и самолет разведки погоды WP-3A .

ЕР-ЗЕ «Эрис»

Созданный на базе Р-3В — самолёт ДРЛО P-3AEW — оснащенные авиационной системой дальнего обнаружения и наведения, предназначались для Таможенной службы США.

С июня 1988-го по 1993-й таможенники получили в общей сложности четыре Р-3, оснащавшиеся РЛС AN/APS-138 (аналогичны БРЛС E-2C «Хокай»). Самолеты используются для обнаружение, отслеживания и координации перехвата операций по контрабанде наркотиков.

самолёт ДРЛО P-3AEW

Четыре противолодочных «Ориона» модернизировали в вариант P-3A (CS) для контроля воздушного пространства США в целях пресечения нелегальной доставки грузов, прежде всего, — наркотиков, легкомоторными самолетами.

Спутниковый снимок Google earth: самолёты таможенной службы США на аэродроме в Коста-Рика

Машины оборудованы РЛС AN/APG-60 (установлена в носовой части самолета), имеющей лучшие характеристики по обнаружению воздушных целей, нежели исходная станция P-3A. Кроме того, установлена радиоаппаратура, работающая на частотах таможенной службы и береговой охраны США.

Двенадцать устаревших Р-ЗА в 1989 году закупила Лесная служба США, девять из них передали «Aero Union Corporation» в Чико, штат Калифорния, для переделки в противопожарные самолеты. В 2010 году «Аего Union» эксплуатировала семь P-3A/RADSII наряду с модернизированными «Нептун» и C-54. «Орионы» используются для тушения пожаров с 1990 года и зарекомендовали себя отличным противопожарным средством. Маневренность самолета и высокая мощность силовой установки позволяют выполнять полеты в условиях сильно пересеченной местности и прицельно сбрасывать огнегасящую смесь.

Р-3 различных модификаций в значительных количествах передавались союзникам США. Самолёт состоит на вооружении Аргентины, Австралии, Бразилии,Чили, Греции, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Ирана, Пакистана, Португалии, Южной Кореи, Испании, Таиланда.

Японские морские силы самообороны занимают второе место в мире по количеству «Орионов» после ВМС США. «Орион» выбрали японцы для замены «Нептунов» в августе 1977-го. Имея развитую авиационную и электронную промышленность, они предпочли наладить лицензионное производство, а не закупать готовые изделия в США.

Первые три Р-3С, предназначенные Силам самообороны, изготовила «Локхид», последующие пять — собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на .

«Орионы» получили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства «Орионы» неоднократно усовершенствовались.

Начиная с 46-го самолета улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. Девять машин оснастили автоматической системой управления полетом. С 70-й машины аппаратура «ДИФАР» заменялась системой обработки акустических сигналов «Протеус» с центральной ЦВМ. С 1989-го — ставилась система спутниковой связи, о чем свидетельствуют черные антенны в верхней передней части фюзеляжа. На ранее построенных японских Р-3С с 1993 года заменялась вся радиоэлектронная начинка.

На вооружении морских сил самообороны Японии имеется четыре ЕР-3Е. Они поступили на вооружение в 1991-98 гг. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства. Самолеты построены фирмой Кавасаки.

Особняком стоят «Орионы» Канады. Морская авиация Канады в 1980-1981-м годах получила 18 СР-140 «Аврора», представлявших собой гибрид планера Р-3С и поискового оборудования палубного самолета ПЛО S-3A «Викинг». СР-140 имеют на вооружении четыре эскадрильи.


Еще три СР-140А «Арктур» предназначены для контроля экономической зоны прилегающего к побережью Канады океанского шельфа и охраны рыболовства. «Арктуры» имеют упрощенный, по сравнению с «Авророй», состав оборудования. Эти самолеты пришли на смену патрульным СР-121 «Треккер» в 1992-1993-м годах.

«Орионы» наряду с RС-135 и SR-71 были самыми частыми «клиентами» и первоочередными целями для наших сил ПВО. Тихоходный, способный «висеть» в зоне барражирования часами, он буквально изматывал расчеты дежурных сил. Зачастую полёты этих машин насилии откровенно провокационный характер. С этими самолётами связан ряд инцидентов.

13 сентября 1987 года норвежский патрульный самолет Р-3В «Орион» пытался вести наблюдение за группой советских военных кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчик Су-27 получил приказ выполнить учебный перехват «Ориона». Экипаж разведчика попытался избавиться от противника и резко уменьшил скорость, полагая, что истребитель не сможет удерживаться рядом с ним на малой скорости. Однако Су-27 продолжал полет точно под «Орионом». Норвежский летчик потерял истребитель из виду и начал маневрировать. В результате винт «Ориона» ударил по килю Су-27. Винт разрушился, его обломки пробили фюзеляж Р-3В, произошла разгерметизация, и «Орион» был вынужден покинуть зону патрулирования, а Су-27 благополучно вернулся на базу.

В следующий раз в апреле 2001 года «Орион» столкнулся в воздухе уже с китайским истребителем. Стараясь заглянуть «подальше» вглубь континента, американские летчики порой нарушают воздушное пространство КНР, провоцируя НОАК на ответные действия. В китайском случае в центре событий оказался ЕР-3Е, а его экипаж был почему-то больше обычного в полтора раза.

В результате столкновения китайский перехватчик J-8-II упал в море, его пилот погиб. ЕР-3Е получил повреждения и был вынужден, приземлится на остров Хайнань. В последствии США принесли извинения за инцидент и выплатили компенсацию вдове погибшего.

Машина была китайцами разобрана для подробного изучения и, в последствии, возвращена США в июле 2001г. «Орион» прибыл «на историческую родину» в чреве российского транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан».

Для замены «устаревшего» Р-3С в США была начата разработка противолодочного самолёта следующего поколения. Конструкция самолёта, получившего обозначение P-8А «Посейдон», базируется на фюзеляже лайнера Boeing 737-800 и крыле от Boeing 737—900.

P-8А «Посейдон»

Первый полёт «Посейдона» состоялся 25 апреля 2009 года. По плану, в 2013 году ВМС США должны были получить 13 Р-8А. Ещё по 8 самолётов заказано Австралией и Индией.

Спутниковый снимок Google earth: Р-3С и Р-8А на аэродроме Джексонвилл

Всего ВМС планировали закупить 117 самолетов P-8A, построенных на базе Boeing 737-800, чтобы полностью заменить весь свой парк P-3. Однако, по всей видимости, это произойдёт не скоро. Из-за высокой стоимости Р-8А было объявлено, что программа закупок будет сокращена. Более того, предлагается дальнейшее совершенствование БРЭО самолёта Р-3С.

Таким образом, заслуженный «ветеран» Р-3 «Орион» ещё в течение длительного времени будет оставаться основным патрульным и противолодочным самолётом в США и многих других странах.

По материалам: https://www.aviastar.org/air/usa/lok_orion.php https://www.zelezki.ru/aviacatalog/usa https://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/21/7368/

операторы

военный

P-3B ВМС Аргентины . P-3W Королевских ВВС Австралии в 1990 году. P-3ACH де ла Армада де Чили . P-3A ВВС Испании . P-3C Orion Морских сил самообороны Японии . P-3 Orion ВВС Португалии . Германия

  • Марина Алемана : 8 P-3C
    . База Aeronaval Nordholz, Marinefliegergeschwader 3
    Graf Zeppelin
    .

Аргентина

  • ВМС Аргентины : получено 6 P-3B
    , ни одного активного (две единицы изначально хранились в качестве источника запасных частей, одна единица в FAdeA ожидает восстановления и модернизации). [ 5 ] Увеличение возможностей наблюдения с помощью системы INVAP Plates 440 . Авиабаза ВМС Альмиранте Зар (БААЗ) — Трелью , провинция Чубут .

Австралия

  • Королевские ВВС Австралии — 18 AP-3C
    , 1
    P-3C
    ( крыло № 92 — 10 эскадрилий , 11 эскадрилья ) и ( эскадрилья № 292. База RAAF в Эдинбурге.

Бразилия

  • ВВС Бразилии — 8 P-3AM
    будут модернизированы в Испании и поставлены с конца 2009 г. Авиабаза Сальвадор.

Канада

  • Королевские ВВС Канады — 24 CP-140 Aurora (планер от P-3 Orion
    с электронным оборудованием от S-3 Viking ).

Чили

  • ВМС Чили : 4 P-3ACH
    . Базируется в аэропортах Торквемада , Карриэль Сур и Гуардиамарина Заньярту .

Южная Корея

  • ВМС Республики Корея — 8 P
    -3C , 8
    P-3CK
    . Базируется в аэропорту Пхохан и международном аэропорту Чеджу .

Испания

  • ВВС Испании 11-е крыло , авиабаза Морон : 7 самолетов; 5 Р-3Б
    проходят модернизацию и 2
    Р-3А
    .

НАС

  • ВМС США : 161 P-3C
    ; дополнительные самолеты P —
    3A
    ,
    P-3B
    ,
    P-3C
    и
    EP-3J
    на долговременном хранении в AMARC . [ 6 ]
  • Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA): 2 WP-3D
    , укомплектованные членами корпуса по заказу NOAA, базируются на авиабазе Макдилл , Флорида.

Греция

  • Марина Гриега : 6 P-3B
    . Авиабаза Элевсина.

Иран

  • Исламская Республика Иран ВВС : 5 P-3F
    (71ASW SQN). Базируется в международном аэропорту Шираз (авиабаза Шахид Доуран).

Япония

  • Морские силы самообороны Японии — 101 P-3C
    , 5
    EP-3
    , 1
    UP-3C
    , 3
    UP-3D
    .

Новая Зеландия

  • Королевские ВВС Новой Зеландии Эскадрилья № 5. База RNZAF в Окленде: 6 P-3K
    .

Норвегия

  • Королевские ВВС Норвегии 333-я эскадрилья, базирующаяся на аэродроме Андойя: 4 P-3C
    , 2
    P-3N
    .

Пакистан

  • ВМС Пакистана : 10 P-3C
    . Авиабаза ВМС Фейсал, Карачи .

Португалия

  • Португальские ВВС 601-я эскадрилья. Авиабаза Бежа (BA11): 6 P-3P
    , 5
    P-3C
    .

Китайская Народная Республика

  • ВМС Китайской Республики — 12 P-3C
    (заказано, поставки начинаются в 2012 г.); [ 7 ] Базируется на авиабазе Таоюань.

Таиланд

  • Королевский флот Таиланда 102-я эскадрилья. Авиабаза ВМС У-Тапао: 2 P-3T
    , 1
    VP-3T
    .

Древние

Нидерланды

  • Королевский флот Нидерландов

Мирные жители

НАС

  • НАСА — P-3B
    , базирующийся на базе NASA
    Wallops Flight Facility
    , используется для выполнения научных полетов на малых высотах. Это был самолет ВМС США, который был модифицирован для поддержки инструментов, необходимых для таких миссий. [ 8 ]
  • Министерство внутренней безопасности США / Таможенная и пограничная охрана / Управление CBP Air : 8 самолетов P-3 AEW
    , базирующихся на военно-морских авиабазах Корпус-Кристи, Техас , и Джексонвилле, Флорида . Они используются для пограничного патрулирования и операций по борьбе с наркотиками. Это были самолеты ВМС США, которые были модифицированы и оснащены тем же радаром дальнего радиолокационного обнаружения (AEW), что и E-2 Hawkeye . [ 9 ] 8
    P-3 LRT
    (Слежение дальнего действия). Они также были из ВМФ и имеют те же базы, что и предыдущие. Обычно они летают с
    Р-3 ДРЛО
    . [ 10 ]
  • Aero Union — 8 P-3A
    , ранее принадлежавшие ВМС США, базирующиеся в Чико, Калифорния, переоборудованные в пожарные самолеты. [ 11 ]

Варианты полезной нагрузки


Внутри наземного пункта управления БПЛА.В состав «экипажа» дрона входят два оператора и командир.

Для осуществления разведки и наблюдения за местностью на борту БПЛА «Орион» устанавливается следующее оборудование:

  1. Обзорно-прицельная оптико-электронная система. Установлена на гиростабилизированной платформе, размещаемой в носовом внутреннем отсеке фюзеляжа. В состав этой системы входят два тепловизора, широкоугольная телекамера и лазерный дальномер-целеуказатель.
  2. Обзорная радиолокационная станция. Устанавливается в центральном внутреннем отсеке фюзеляжа и закрывается снизу радиопрозрачным колпаком.
  3. Система аэрофотосъемки высокого разрешения. Устанавливается вместо обзорной РЛС и состоит из набора цифровых фото- и видеокамер, размещенных на гиростабилизированной платформе.
  4. Система сбора информации о радарах ПВО противника. Принимает радиоволны и определяет местонахождение их источников. Устанавливается в центральный внутренний отсек фюзеляжа.
  5. Аппаратура радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, предполагается возможность использования ретрансляционного оборудования с возможностью обеспечения устойчивой связи на расстояниях до 150-200 км. Обзорно-прицельная оптико-электронная система способна автоматически сопровождать обнаруженные цели и передавать их координаты на пункт управления.

Конструкция БПЛА

Как утверждает создатель «Ориона», , летательный аппарат практически полностью изготовлен из углепластика российского производства. Использование этого материала дает возможность существенно снизить вес дрона и его заметность на экранах радаров.


БПЛА «Орион» и его главный конструктор, Николай Николаевич Долженков.

БПЛА «Орион» построен по нормальной аэродинамической схеме. Прямое крыло большого удлинения находится приблизительно посередине вытянутого узкого фюзеляжа с несимметричным сечением. Заднее оперение состоит из двух наклонных килей-стабилизаторов, образующих подобие буквы V.

Сразу за оперением размещается толкающий двухлопастной воздушный винт переменного регулируемого шага АВ-115. Управление им осуществляется при помощи электрического привода. Регулировка шага винта осуществляется бортовой электроникой.

Шасси БПЛА «Орион» трехопорное, с передней поворотной стойкой. Кроме того, в хвостовой части имеется убирающийся упор, предназначенный для защиты винта от соприкосновения с поверхностью взлетно-посадочной полосы.

В качестве силовой установки на первых опытных образцах «Орионов» устанавливался австрийский двигатель Rotax 914 мощностью в 115 лошадиных сил. Таким же мотором в свое время оснащались американские ударно-разведывательные беспилотники MQ-1 Predator. Штатным двигателем российского дрона должен стать АПД-115Т (первоначальное обозначение – АПД-110/120), разрабатываемый в ООО «Инженерный центр Итлан» (Рыбинск) на базе того же «Ротакса». О проблемах, которые возникли при его создании, написано выше.

АПД-115Т представляет собой поршневой оппозитный четырехтактный двигатель внутреннего сгорания с объемом в 1,7 литра. Система охлаждения – комбинированная (рубашки цилиндров охлаждаются набегающим потоком воздуха, а головки – специальной жидкостью). Максимальная мощность мотора составляет 120 лошадиных сил, но в режиме устойчивого горизонтального полета он вырабатывает от 70 до 90 л.с.

Связанные самолеты

Связанные разработки

  • Локхид P-2 Нептун
  • Мартин П-5 Марлин
  • Локхид Л-188 Электра
  • Локхид ЭП-3
  • Локхид WP-3D Орион
  • Локхид СР-140 Аврора
  • Локхид Р-7

Подобные самолеты

  • Эмбраер 145 AEW&C
  • Бомбардье DHC-8-MPA-D8
  • Канадэйр CP-107 Аргус
  • ДОМ C-295 Увещеватель
  • Боинг P-8 Посейдон
  • Боинг 737 AEW&C
  • Боинг Е-767
  • Грумман Е-2 Соколиный Глаз
  • Локхид Мартин C-130J Супер Геркулес
  • Бреге Атлантик
  • АТР 42
  • Аления C-27J Спартан
  • Кавасаки П-1
  • Авро Шеклтон
  • Хоукер Сиддели Нимрод
  • Сааб 340 AEW&C
  • Ilyushin Il-38

Последовательности обозначений

  • Последовательность P_V
    (патрульный самолет ВМС США, 1922-1962 (Lockheed (Vega), 1923-1962)): — P2V —
    P3V
  • Последовательность P-_
    (патрульные самолеты США, 1962-настоящее время): P-2 —
    P-3
    — P-4 — P-5 — P-7 →

использованная литература

  1. Совместная оперативная группа Odyssey Dawn по связям с общественностью (29 марта 2011 г.). «ВМС США P-3C, USAF A-10 и USS Barry вступают в бой с ливийскими кораблями » . ВМФ.мил . Проверено 23 мая 2011 г.
  2. «Испанский военный самолет предотвращает нападение пиратов в водах Сомали — Насьональ — Диарио-де-Майорка» .
  3. «Испания мешает планам пиратов: News24: Африка: Новости» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2008 года.
  4. «Цифровая система распространения видео и изображений» (неопр .) .
  5. Беттолли, Карлос Борда (23 декабря 2022 г.). «Морская авиация — P-3 Orion придется подождать.» . Военная зона
    . Проверено 27 июля 2022 г. .
  6. «Зона США 39 самолетов P-3» . Новости обороны. 11 января 2008 г. . Проверено 11 января 2008 г. ( неработающая ссылка доступна в Интернет-архиве ; см. историю , первую и последнюю версии ).
  7. США договорились о ремонте самолетов для Тайваня . Вашингтон пост. 2009-03-13 . Проверено 13 сентября 2007 г.
  8. Викискладе есть медиафайлы по теме Уоллопса . Архивировано из оригинала 11 июня 2009 года.
  9. «DHS Air Assets P-3 AEW» . Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года.
  10. «DHS Air Assets P-3 LRT» . Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года.
  11. «Пожаротушение» (неопр .) . aerounion.com.
  12. Викискладе есть медиафайлы по теме Нельсона Бокаранды Сарди . Архивировано из оригинала 23 января 2010 г. Проверено 21 января 2010 г. .
  13. «ПЛО большой дальности P-3C Orion » . флот.мил. 18 февраля 2009 г. . Проверено 14 июля 2010 г.
  14. «Технические характеристики: P-3» (на английском языке) . Lockheedmartin.com. Архивировано из оригинала 23 июля 2010 года . Проверено 14 июля 2010 г.

Сравнение с иностранными аналогами

Сразу же после появления информации о принятии на вооружение трех первых БПЛА «Орион» в прессе появились статьи, в которых констатировалось явное отставание этого дрона от американского MQ-9 Reaper.


Китайский БПЛА CH-5. Как и американский Reaper, намного больше по массе, чем «Орион».

Между тем подобное сравнение явно неуместно – машина, созданная в США, обладает куда большими размерами и массой. Именно поэтому «Жнец» оснащается более мощными двигателем и способен летать на высоте до 15 000 метров, то есть вдвое выше «Ориона».

Наиболее близок к новому российскому дрону турецкий БПЛА Bayraktar TB2. Он незначительно (на 50 кг) проигрывает «Ориону» по весу полезной нагрузки, обладая несколько меньшими геометрическими размерами. Российский БПЛА заметно превосходит «Байрактар» лишь по такому параметру, как боевой радиус – 250 км против 150 км.

Израильские дроны Heron и Hermes 900 по своему взлетному весу мало отличаются от «Ориона». В то же время «Гермес» способен взять на борт до 300 килограммов полезной нагрузки, а Heron – до 250. Кроме того, эти дроны способны находиться в воздухе намного дольше российской машины. В частности, максимальная продолжительность полета у Hermes 900 составляет 46 часов. Эксплуатационный потолок обеих израильских БПЛА превышает 9000 метров, что также дает им некоторое преимущество.

Бортовое оборудование


Обзорно-прицельная оптико-электронная станция, устанавливаемая в носовом отсеке БПЛА «Орион».

БПЛА «Орион» отличается весьма высоким уровнем автоматизации управления. В частности, при взлете и посадке вмешательство оператора в подавляющем большинстве случаев не требуется, хотя сама такая возможность всё же сохранена. В целом оборудование, обеспечивающее полет БПЛА, состоит из следующих элементов:

  1. Навигационная система. Текущее местонахождение летательного аппарата определяется благодаря использованию акселерометров и гироскопических устройств, а также с использованием данных, полученных через спутниковую антенну модулем GPS/ГЛОНАСС.
  2. Аппаратура связи с наземным пунктом управления.
  3. Система диагностики и контроля оборудования
  4. Система автоматического управления.

При заходе на посадку «Орион» способен использовать не только модуль спутниковой навигации, но и специальный двухдиапазонный радар. При наличии интенсивных помех вместо него может быть использована лазерная система. В Сирии, по ряду свидетельств, успешное тестирование прошли все три варианта автоматической посадки.

Поскольку начиная примерно с 2015 года «Орион» начал рассматриваться не только как разведывательный, но и ударный дрон, на его борту появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС), обеспечивающая применение высокоточного оружия.

Тактико-технические характеристики

«Орион» можно классифицировать как средневысотный БПЛА с большой продолжительностью полета. Его основные характеристики таковы:

Длина БПЛА8 м
Высота3,2 м
Размах крыльев16,3 м
Взлетный вес с полной нагрузкой1 тонна
Масса полезной нагрузкиДо 200 кг
Боевой радиус250 км
Максимальная длительность полета24 часа (по другим данным, 27 часов)
Эксплуатационный потолок7 500 м
Крейсерская скоростьОт 120 до 200 км/ч (по разным данным)

При использовании одного из «Орионов» в качестве ретранслятора, боевой радиус других БПЛА увеличивается до 300 км. Какие-либо сведения о предельной дальности полета пока отсутствуют.

Вооружение БПЛА

Для уничтожения наземных целей «Орион» может использовать управляемые ракеты, свободнопадающие и корректируемые авиабомбы. Размещаются они на трех узлах подвески, из которых два находятся под крылом дрона, а еще один (центральный) – под его фюзеляжем.


Малогабаритная авиационная ракета Х-50 и планирующие бомбы (на заднем плане) для БПЛА «Орион».

Допускается применение следующих средств поражения:

  1. Х-50. Малогабаритная авиационная ракета с осколочно-фугасной боевой частью весом от 10 до 20 кг. Впервые показана на форуме «Армия-2020». Характеристики пока не известны.
  2. УПАБ-50. Управляемая планирующая авиабомба. Её боевая часть весом в 37 кг «позаимствована» у снарядов хорошо известной системы залпового огня «Град».
  3. КАБ-50. Корректируемая авиабомба. Боевая часть та же, что и у УПАБ-50.
  4. ФАБ-50. Свободнопадающая авиабомба. Боевая часть – такая же, как у планирующей бомбы.

Следует отметить, что под названием Х-50 ранее была известна крылатая ракета средней дальности, разработанная для стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. С чем связано такое совпадение обозначений, непонятно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]