Как сбили американский самолет U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом

Леди-дракон. U-2 парит в небесах


Похоже, что самолет-разведчик U-2 намерен продолжить свою уже почти 60-летнюю службу, поскольку ВВС США планируют на ближайшие годы сохранить эту платформу в активной эксплуатации
Прослужив за линией фронта более шести десятилетий, почтенный разведывательный самолет U-2 Dragon Lady до сих пор является одной из самых востребованных систем американских ВВС. Посмотрим, что планируется сделать, чтобы оставить этого воина времен Холодной войны на службе еще на некоторое время.

Если формулировка, содержащаяся в оборонном бюджете на 2022 год, и заявление тогдашнего заместителя министра финансов Джима Мартина, сделанное в мае 2022 года о том, что «дата снятия с вооружения самолета U-2 не определена», верны, то судьба американского высотного разведывательного самолета U-2S наконец-то стала гораздо определеннее после волны слухов о его возможном снятии с вооружения в пользу беспилотных систем.

Самолет-разведчик в конфигурации U-2S, чьим знаменитого предком был U-2R по прозвищу «Большое крыло» (термин, используемый для различения самолетов первого и второго поколения), поступил на вооружение ВВС США еще в 1994 году, и до самого последнего времени существовали планы по его замене примерно в 2022 году беспилотным летательным аппаратом (БЛА) RQ-4 Global Hawk разработки Northrop Grumman. Эти планы всегда были несколько противоречивы, ведь, по мнению многих экспертов, хотя заслуги Global Hawk несомненны (максимальная продолжительность полета более 32 часов остается одной из самых бесспорных), его полезная нагрузка не может сравниться с сенсорным комплектом пилотируемой платформы, которой он должен был прийти на смену. Необходимо заметить, что, несмотря на энергичные усилия производителя беспилотника RQ-4 — компании Northrop Grumman, подобное достижение U-2 было бы, наверное, почти невозможным без внедрения, по крайней мере, нового двигателя, который смог бы повысить грузоподъемность, обеспечить больше бортовой мощности и увеличить высоту полета платформы.

Одноместный высотный разведывательный самолет U-2S разработки Lockheed Martin конструктивно представляет собой свободно несущий среднеплан с опущенными законцовками крыльев. На нем установлен турбовинтовой двигатель мощностью 75,7 кН (взлетная тяга на уровне моря) от General Electric Fl 18-GE-101; размах крыльев составляет 31,39 метра (новейший вариант БЛА RQ-4 Block 30/40 имеет размах крыльев 39,9 метра); дальность полета 11265 км (перегоночная дальность RQ-4 составляет 22780 км); практический потолок более 21300 метров (по сравнению с 18300 метрами у RQ-4); и целевая нагрузка 2268 кг (1360 кг у RQ-4).

Заявляется, что беспилотник RQ-4 способен оставаться в районе патрулирования 24 часа на дальности 2222 км, тогда как в НАСА утверждают, что их самолет ER-2 (платформа U-2S доработанная под научные исследования) может оставаться в воздухе более 10 часов. Хотя может и грубое сравнение, но эти цифры говорят о том, что БЛА RQ-4 может оставаться в заданном районе по меньше мере в два раза дольше самолета U-2, но при этом последний может взять на 40% больше целевой нагрузки на высоту, по меньшей мере, на три тысячи метров больше. Опять же, если сравнивать объемы затрачиваемых усилий на запуск/возвращение, обслуживание и контроль боевой задачи соответствующих платформ, то необходимы дополнительные ресурсы на подготовку к полету и поддержание жизнедеятельности пилота, поскольку U-2 является пилотируемой платформой.

U-2S прошел, по крайней мере, две крупные модернизации с момента принятия на вооружение. Стоит отметить несколько проведенных изменений: интеграция оптоволоконных каналов передачи данных (с целью повышения стойкости к электромагнитным помехам); установка цельного лобового стекла кабины; интегрированная навигационная система GPS/INS; станция радиоэлектронных помех AN/ALQ-221 от BAE Systems (нет информации по установке на БЛА RQ-4 какого-либо комплекса радиоэлектронной защиты); установка в варианте «2А» радиолокационной системы с формированием изображений ASARS-2 (Advanced Synthetic Aperture Radar System-2) от Raytheon; и новая конфигурация кабины RAMP (Reconnaissance Avionics Maintainability Program).

Станция AN/ALQ-221 представляет собой интегрированную систему предупреждения о радиолокационном облучении и постановки радиоэлектронных помех, совместимую с компьютером и дисплеями кабины RAMP. В ее состав входят различные подсистемы, включая установленные на фюзеляже передатчики и приемники, а также направленные вперед и назад радиопеленгаторные антенны, размещенные в корпусах на законцовках крыльев.

Raytheon описывает свою систему бокового обзора ASARS-2 (оригинальная разработка компании Hughes) как радиолокационную станцию с синтезированием апертуры антенны Х-диапазона (8-12,5 ГГц), которая генерирует изображения в реальном времени с высоким разрешением «при любой погоде, днем и ночью, на дальностях существенно превышающих дальности оптико-электронных систем». Станция обнаруживает и определяет точное местоположение неподвижных и движущихся наземных объектов (в режимах съемки полосы местности и отдельных участков) и после сбора детализированных данных форматирует их и передает по каналу передачи данных в виде изображения с высоким разрешением. Дальность передачи данных на наземную станцию в пределах прямой видимости составляет порядка 354 км. Загоризонтные операции упрощены за счет спутниковой системы связи «Senior Spur».

Базовая станция ASARS-2 состоит из бортовой подсистемы сбора данных и наземной подсистемы обработки данных. Первая подсистема включает антенную решетку, жидкостную систему охлаждения, теплообменник, блок контроля/состояния системы,расположенный в кабине, передатчик, приемник/облучатель, блок управления энергопитанием и низковольтный источник питания. Радар работает в нескольких рабочих режимах: поиск движущихся целей, селекция движущихся целей, поиск неподвижных целей и селекция неподвижных целей.

Самолет U-2S на взлетно-посадочной полосе. Хорошо видны размах крыльев, «супергондолы»/подвесные контейнеры, надфюзеляжный обтекатель антенны спутниковой связи, антенные обтекатели системы РЭП на законцовках крыльев (фото внизу)
В настоящее время все РЛС бокового обзора ASARS-2 сконфигурированы до стандарта ASARS-2A, который по сравнению со своим предшественником включает доработку оборудования (в том числе готовый коммерческий приемник/облучатель/контроллер и мощный бортовой процессор на базе ПК), обновленное программное обеспечение наземной станции и новые инструменты анализа. По данным производителя, станция стандарта ASARS-2A увеличивает зону обзора системы (функция названа «улучшенное обзорное покрытие большой зоны»), а это в четыре раза больше зоны охвата базового варианта ASARS-2; обеспечивает разрешение от 30 см до 3 метров (в зависимости от моды) и селекцию движущихся наземных целей GMTI (ground-moving target indication) с возможным добавлением селекции движущихся целей к режиму точечной развертки радара; задействует все мощности платформы по обработке данных (генерирование комплексных видеоотчетов). Также система способна передавать данные с сенсоров на наземную станцию при помощи бортовой системы DDL-2 (Dual Datalink 2 — двойной канал передач данных) на скорости до 274 Мбит/с.

Для сравнения радиолокационный комплекс AN/ZPY-2 Х-диапазона с технологией АФАР (активная фазированная антенная решетка) и режимом синтезированной апертуры запрещено устанавливать на беспилотник RGM Global Hawk в конфигурации Block 40 (как один сенсор; U-2S может нести ASARS-2 наряду, по крайней мере, с еще одной единицей оборудования). Рабочие режимы многофункциональной радиолокационной станции AN/ZPY-2 разработки Northrop Grumman/Raytheon включают самостоятельный воздушных поиск, параллельную селекцию движущихся целей, поиск по управляющему сигналу, высокое разрешение по дальности, селекцию наземных движущихся целей.

Кроме того, по программе RAMP оригинальная аналоговая кабина самолета U-2 «Большое крыло» модернизирована до стандарта «glass — стеклянная». В соответствии с ней были установлены новый главный процессор, три цветных многофункциональных дисплея размером 15×20 см с активной матрицей от L-3 Technologies; интегрированная панель управления от Honeywell; и независимый вспомогательный пилотажный дисплей от Meggitt Avionics. В модернизированной по стандарту RAMP кабине также были проведены мероприятия CARE (Cabin Altitude Reduction Effort), в рамках которых были улучшены условия жизнедеятельности пилота самолета (за счет снижения физиологического напряжения от продолжительного полета на высотах более 21000 метров) и снижена вероятность возникновения декомпрессионной (кессонной) болезни. У доработанного подобным образом самолета давление в кабине составляет 0,54 кг/см2 (по сравнению с 0,27 кг/см2 в немодифицированной платформе), а при полетах на рабочих высотах эквивалентная высота в кабине — 4500 метров.

Кроме радара ASARS-2A варианты целевой нагрузки U-2S включают/недавно включали комплексы радиотехнической разведки Remote Avionic System TR (RAS-1R) от Raytheon и AN/ASQ-230 Airborne Signals Intelligence Payload (ASIP) от Northrop Grumman; оптическую камеру ОВС (optical bar camera) массой 229 кг и с фокусным расстоянием 762 мм от ITEK (оригинальный разработчик); гиперспектральный сенсор SPIRITT (Spectral Infrared Imaging Technology Testbed) (нет подтвержденной информации об установке) от BAE Systems; и две оптико-электронных/инфракрасных станции видовой разведки SYERS («Senior Year» Electro-Optical Reconnaissance System) от UTC Aerospace Systems. Из всего этого оборудования компания Northrop Grumman продемонстрировала способность беспилотника Global Hawk нести камеру ОВС, разведывательную систему SYERS-2 и мультиспектральную камеру UTC MS-177 (за счет универсального адаптера полезной нагрузки); при этом на данный момент комплекс ASIP — это единственная из перечисленных систем, штатно устанавливаемая на U-2S и RQ-4. Станция AN/ASQ-230 с модульной и открытой архитектурой обнаруживает, определяет и локализует источники радиолокационного излучения и другие типы «современных» электронных коммуникационных сигналов.

Повышению возможностей самолета U-2 также способствуют шлем и высотно-компенсирующий костюм пилота
В варианте для самолета U-2S комплект радиотехнической разведки (РТР) ASIP включает двухблочный высокочастотный элемент, трехблочный низкочастотный элемент, интерфейсный блок, несколько антенн, которые работают также на систему РТР RAS-1.

Со своей стороны, комплект ASIP для беспилотника RQ-4B Block 30 может работать в нескольких режимах, включая радиоразведку и радиотехническую разведку, радиопеленгацию, получение координат излучателей и перехват специальных сигналов. В этом комплекте подсистема High Band System Production Configuration Unit (HBS PCU) способна обнаруживать, определять местоположение, идентифицировать и анализировать радиолокационные и другие специальные сигналы с высоты до 18000 метров.

HBS PCU описывается производителем как модульная масштабируемая система и включает мультикомпьютеры RACE++(R) Series стандарта Versa Module Eurocard (VME) от компании Mercury Computer Systems. Комплект Global Hawk ASIP размещается в так называемых мультиплатформенных корпусах МРЕ (multiplatform enclosure) с охлаждением прямым распрыскиванием, что упрощает использование готовых компонентов в неблагоприятных условиях. В нашем случае решение с использованием МРЕ упрощает использование готового оборудования в условиях больших ускорений и вибраций, кроме того, например, система с 20 слотами для плат (плотность энергии на плату от 30 до 60 Вт) может работать при 30-50°С при температуре окружающей среды от -65°С до 71°С. Использование этого подхода упрощает установку электронных блоков МРЕ в негерметичных отсеках корпуса беспилотника Global Hawk.

Согласно информации из неподтвержденных источников, ВВС США приобрели, по меньшей мере, три системы AN/ASQ-230, которые дополнят стандартную аппаратуру РТР RAS-1R самолета U-2S. По данным разработчика, RAS-1R базируется на цифровых технологиях и включает различные радиочастотные конвертеры, микропроцессоры, процессоры цифровой обработки сигналов и радиопеленгаторную подсистему. Как и другая аппаратура самолета U-2, ASARS, ASIP и SYERS [см. далее], RAS-IR управляется дистанционно с наземной станции.

Целевая нагрузка самолета U-2S размещается в следующих местах: взаимозаменяемые носовые секции (радар ASARS) или (оптическая аппаратура (SYERS), два отсека в фюзеляже (340-500 кг отсек «Q-bay» и ) и две подкрыльевых съемных «супергондолы» грузоподъемностью 290 кг.

Все вместе эти разные полезные объемы позволяют самолету U-2 нести смешанную целевую нагрузку, которая может быть оптимизирована для соответствия требованиям конкретной задачи и при необходимости заменена другой конфигурацией. Касательно того, что подобная аппаратура может «видеть» с рабочей высоты, предполагается, но не подтверждено, что система SYERS может снимать объекты на расстоянии более 185 км, радар ASARS имеет дальность действия как минимум 370 км, а система ASIP может определять источники излучения на дальностях 185 км и обнаруживать сигналы на дальностях до 483 км.

Возможности U-2S еще больше расширяются за счет его способности нести продвинутый коммуникационный комплект вдобавок к своей сенсорной нагрузке. В его состав может входить оборудование передачи данных в прямой видимости DDL-2 в разных вариантах: система спутниковой связи Extended Tether Program (ЕТР) фактически с глобальным охватом; комплект голосовой связи, состоящий из радиостанций высоких частот, очень высоких и сверхвысоких частот (HF, 3-30 МГц; VHF, 30-300 МГц; и UHF, 300 МГц-3 ГГц); система с открытой архитектурой «Einstein Box», которая помимо других функций способна устанавливать связь между истребителями пятого поколения и существующими платформами. Кроме того, на самолеты U-2 «Большое крыло» устанавливается комплект голосовой связи, в который в разное время входили приемопередатчики Rockwell Collins 718U и AN/ARC-217(V) на 3-30 МГц, приемопередатчик AN/ARC-109 на 225-400 МГц и приемопередатчик Raytheon AN/ARC-164(V) на 225-339,975 МГц.

Носовой обтекатель самолета U-2S с РЛС ASARS-2 на 76 см длиннее стандартной установки. Выступ сверху закрывает теплообменник радара
Возможно, всё вышеизложенное может показаться кому-то некоторой идеализацией, но это далеко не так. Цель лишь в том, чтобы указать на некоторые причины, почему американские военные хотят наряду с беспилотником RQ-4 оставить этот самолет, который в 2022 году совершил 3500 вылетов с эффективностью выполнения задач 95%, в составе своей глобальной системы наблюдения, разведки и сбора информации.

Касательно того, что потребуется, чтобы сохранить востребованность U-2S и в дальнейшем, ВВС США ввели в бюджетный запрос на 2022 год (опубликован в мае 2022 года) пункт, предусматривающий поддержание самолета и его полезной нагрузки в нынешнем состоянии, а также работы по их совершенствованию, включая работу над ASARS, модернизацию «мультиспектрального сенсора» и средств РЭП самолета, каналов передачи данных и систем радиотехнической разведки наряду с повышением уровня безопасности полетов.

Предложения по РЛС ASARS направлены на расширение его возможностей по сбору данных наряду с увеличением производительности с целью соответствия современным потребностям разведки и наблюдения, тогда как в случае с мультиспектральным сенсором акцент делается на оптике и фокальных плоскостях. Работы по системам защиты платформы направлены на их возможности по борьбе с существующими и возникающими угрозами.

Что касается совершенствования каналов связи, то акцент здесь делается на возможность установления связи за линией прямой видимости, тогда как вопросы безопасности полета включают доработку системы покидания самолета и техническое обновление шлема и высотно-компенсирующего костюма пилота. К другим интересующим направлениям относится поддержание технического состояния корпуса самолета, доработка системы навигации/астроориентатора. доработка комплекса РТР ASIP и обновление сенсорного и другого наземного оборудования.

В американских СМИ, затрагивающих тему возможного продления срока эксплуатации самолета U-2S, часто обсуждалась возможность того, что радар ASARS будет модернизирован до стандарта 2В (имеет большую дальность обнаружения по сравнению с моделью 2А). Также упоминалось об интеграции в состав целевой нагрузки астроориентатора и новых систем передачи данных с большей пропускной способностью, модернизации системы РЭП и (что, наверное, важнее всего) реализации концепции «тройного сбора информации», когда в одном самолете U-2S РЛС бокового обзора ASARS-2B устанавливается в носовом обтекателе, оптико-электронная система SYERS в одной из его «супергондол», а аппаратура РТР в другой.

В этих же СМИ утверждается, что в бюджет на 2022 год включены расходы в размере 248 миллионов долларов на закупки непосредственно для самолета U-2 и примерно 156 миллионов долларов на исследования и разработки, связанные с U-2.

При наличии финансирования вполне гарантировано продление срока эксплуатации самолета U-2 в кратко- и среднесрочной перспективе. Менее ясно то, каким образом парк самолетов U-2 ВВС США будет эксплуатироваться в обозримом будущем. В настоящее время эти самолеты приписаны к 9-му разведывательному крылу Авиационного боевого командования, базирующемуся на авиабазе Бил в Калифорнии. В этом Крыле находящиеся в боевой готовности самолеты U-2S (включая двухместный учебный самолет TU-2S) приписаны к 5-й и 99-й разведывательным эскадрильям этого Крыла. Из них 5-я эскадрилья развернута на авиабазе Осан в Южной Корее. Самолеты U-2 этого Крыла работают/работали и в других районах, включая авиабазу Аль-Дафра в Объединенных Арабских Эмиратах (99-я экспедиционная эскадрилья/380-е экспедиционное авиакрыло), авиабазу Андерсен на Гуаме, английскую авиабазу Акротири на Кипре и авиабазу Ферфорд в Великобритании.

На рисунке показаны компоненты полезной нагрузки, которые может нести U-2 «Большое крыло». Подписи «Senior Spear» и «Senior Ruby» относятся к системе РТР RAS-1R
Подробнее о полезной нагрузке самолета U-2S

Со времени принятия на вооружение самолет-разведчик U-2 выполнил множество стратегических и тактических разведывательных задач; платформа и сенсорное оборудование прошли доработки с целью сохранения эффективности и оперативного преимущества. Вариант U-2S/TR-1 может нести различную аппаратуру в своих носовом отсеке и отсеках Q-bay и Е-Вау, расположенных в нижней части фюзеляжа. Модульный принцип конструкции дает возможность менять сенсоры и конфигурацию платформы под специфические задачи, а доступные технологии, включая оптико-электронные системы и радиолокационные станции, позволяют вести разведку в любую погоду и получать изображения высокого качества. Например, одна из штатных оптико-электронных систем, гиростабилизированный кадровый фотоаппарат HR-329 (H-cam) с изломанной оптической осью и фокусным расстоянием 1676 мм, позволяет получать изображения с очень высоким разрешением.

Разведывательное оптическое оборудование также включает панорамную камеру IRIS (Intelligence Reconnaissance Imagery System) III. Оптическая система IRIS III имеет фокусное расстояние 610 мм и использует изломанную оптическую ось; система вращается на 140° по курсу полета, позволяя сканировать широкие боковые полосы.

Панорамная оптическая камера ОВС от ITEK Corporation (в настоящее время UTC Aerospace Systems) устанавливалась на самолеты U-2, SR-71 и в космический корабль Apollo 17, летавший на Луну. Она разработана специально для высотной разведки и отличается фокусным расстоянием 762 мм. ОВС дает панорамные изображения с очень высоким разрешением и имеет вращающийся объектив, который использует щель для экспонирования полосы мокрой пленки. На бобины камеры наматывается по 10 тысяч футов цветной или черно-белой пленки. Компания Kodak, тогдашний поставщик неэкспонированной пленки, химических реагентов и технических решений, используемых для разведывательных задач американских военных, разработала первую цифровую камеру еще в 1975 году. Быстрый прогресс в цифровых технологиях привел к появлению цифровых решений для задач видовой разведки. Цифровые системы позволяют осуществлять передачу данных с самолета в сеть почти в реальном времени, а это дает возможность быстро обрабатывать, анализировать и доводить информацию по цепочке «сенсор-командир», что весьма важно в современной войне.

Носовая секция самолета U-2 вмещает цифровую станцию видовой разведки SYERS также разработки компании UTC Aerospace Systems, которая считается основным оптическим сенсором U-2. В эту систему входят собственно сенсорный комплект, электронный интерфейс, вентиляторный блок, электронный сервоузел и вращающийся передний входной оптический канал, позволяющий направлять объективы влево, вправо и вниз. Система SYERS имеет фокусное расстояние 3658 мм.

Оригинальная система SYERS обеспечивала съемку в двух диапазонах: видимом и средней ИК-области спектра (MWIR). Последний же вариант системы может вести съемку в более чем в шести спектральных диапазонах. Система SYERS захватывает изображения больших прямоугольных зон вдоль маршрута полета самолета и одновременно передает непрерывную последовательность стоп-кадров каждой прямоугольной области на наземную станцию контроля для обработки и анализа. Оптико-электронная станция видовой разведки SYERS состоит из рукоятки управления в кабине, устройства регистрации данных в отсеке Q-bay, мобильной наземной станции «Senior Blade» и наземной системы сбора, анализа и распределения данных DCGS (Distributed Common Ground System). Системная архитектура включает наземную станцию «Senior Blade» с каналом связи, используемую для контроля работы камеры и распределения данных.

Вращающаяся в обе стороны и вниз камера SYERS с высоты более 21 километра имеет зону обзора от горизонта до горизонта, предоставляя ключевую возможность видеть через границы и делать снимки запретных зон без необходимости пролета над ними. Было проведено несколько модернизаций системы SYERS; по сравнению с предшественником характеристики каждого последующего варианта улучшались, обеспечивая более высокое разрешение, лучшую чувствительность, больший спектральный диапазон и увеличение дистанции от изучаемых объектов.

В 2001 году в эксплуатацию поступила новая камера с мультиспектральными характеристиками SYERS-2. Вариант SYERS-2 позволяет вести почти одновременную съемку в большем числе спектральных диапазонов, чем прежде, включая видимый, дальнюю (коротковолновую) ИК-область спектра и среднюю (средневолновую) ИК-область спектра. По сравнению с предыдущим двухдиапазонным вариантом съемка камерой SYERS-2 в дальней и средней ИК-областях спектра позволила улучшить работу в неблагоприятных условиях, включая туман, дым и низкую освещенность. Другие варианты SYERS включают SYERS-2A, развернутый в 2007 году, и SYERS-2B, развернутый в 2012 году. В марте 2014 года появился вариант SYERS-2C, оптимизированный для морских задач и отличающийся большим спектральным покрытием.

Оптические системы обеспечивают превосходные возможности визуализации, но их характеристики ухудшаются при наличии облачности и атмосферных осадков. Чтобы иметь возможность вести разведку в плохую погоду, самолет U-2 может также оборудоваться РЛС бокового обзора высокого разрешения, что позволяет формировать изображения в любую погоду. В носовой обтекатель U-2 может устанавливаться РЛС ASARS-2 разработки компании Raytheon. Многорежимная система разведки в реальном времени ASARS-2 состоит из двух АФАР. Система обеспечивает формирование изображений в любое время суток и в любую погоду, она эффективна в дыму, туману и при наличии других атмосферных явлений, которые ухудшают характеристики оптических систем. Направленные в стороны радиолокационные антенны захватывают изображение с высоким разрешением, производя радиолокационный обзор земной поверхности по левому и правому борту. АФАР работает в нескольких режимах, включая функцию радара с синтезированной апертурой, позволяющую захватывать изображения объектов в почти фотографическом качестве, и режим наблюдения за обширным районом, который обеспечивает селекцию наземных движущихся целей.

Самолет в варианте U-2S может принять сенсоры в носовой обтекатель и отсек Q-bay. то есть, возможна установка одновременно камеры SYERS и панорамной камеры. Конфигурация с двумя сенсорами позволяет захватывать изображения от горизонта до горизонта и под линией пролета, при этом SYERS добавляет также мультиспектральные возможности.

В соответствии с еще одной схемой размещения камера SYERS устанавливается в носовой обтекатель, а РЛС ASARS-2 в доработанный отсек Q-baу. Подобная конфигурация позволяет в одном самолете обеспечить захват изображений с помощью оптико-электронных/инфракрасных и радиолокационных систем, тем самым, для выполнения альтернативных задач высвобождается одна платформа.


Общий вид кабины RAMP самолета в варианте U-2S Block 20

Перспективы

ВВС США имеют на вооружении в общей сложности 25 самолетов U-2S, тогда как, по некоторым данным, на их балансе стоят 48 беспилотников RQ-4. Интересно будет посмотреть на то, как ВВС распорядятся этим количеством U-2 и Global Hawk после 2022 года в предположении, что нынешние бюджетные запросы касательно самолета U-2 будут удовлетворены.

Понятно, что если ВВС США в среднесрочной перспективе оставят в эксплуатации платформы U-2 и RQ-4, то они окажутся в гораздо лучшем положении и смогут справляться с возрастающим числом разведывательных задач, которые включают мониторинг событий на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, на восточном побережье Китая, в Северной Корее и Восточной Европе.

По материалам сайтов: www.nationaldefensemagazine.org www.lockheedmartin.com www.northropgrumman.com www.raytheon.com www.utcaerospacesystems.com www.flightglobal.com www.airwar.ru fas.org bastion-opk.ru www.clubhyper.com ru.wikipedia.orgo

Шпион с длинными крыльями

Одной из главных проблем, с которой столкнулся Запад после начала холодной войны, стало почти полное отсутствие информации о том, что представляют собой ядерные и ракетные программы СССР. Спутников-шпионов тогда еще не было, а получать разведданные было необходимо.

В 1955 г. в КБ задумались над созданием самолета, который было бы невозможно сбить тогдашними средствами ПВО, то есть зенитными орудиями и реактивными истребителями-перехватчиками. Решили: главным фактором, обеспечивающим неуязвимость, может быть только высота.

Так появился проект не слишком быстрого (700 км/ч) самолета с большим размахом крыльев (24 м), способного забираться на высоту более 20 километров.

Фрэнсис Пауэрс у самолета U-2. Фото: Commons.wikimedia.org

Военным новая машина сразу не понравилась, и «Локхид» предложил ее ЦРУ. Первыми пилотами U-2 (от Utility — американское обозначение летательных аппаратов общего назначения) стали контрактники американской внешней разведки, в основном отставные пилоты ВВС США. Такие, как Фрэнсис Пауэрс.

Первый разведывательный полет был совершен 19 июня 1956 г. над территорией ГДР и Польши. 4 июля самолет-разведчик вторгся в воздушное пространство СССР. В общей сложности за 4 года с 1956 по 1960-й над советской территорией было выполнено 24 разведывательных полета.

На пределе

После того, как 1 мая 1960 г. под Свердловском был сбит U-2 Пауэрса, разведывательные полеты над СССР были прекращены. Но советские зенитчики с этим самолетом встречались и позднее. Именно U-2, но уже принадлежавшие не ЦРУ, а ВВС США, осенью 1961 г. обнаружили на Кубе строительство стартовых позиций для советских ракет Р-12. Один из них был сбит ракетой комплекса С-75 с нашим расчетом, причем майор ВВС США Рудольф Андерсон погиб.

Впрочем, рекордсменом по количеству сбитых U-2 стал не СССР, а Китай. После инцидента с Пауэрсом власти США запретили полеты над недружественными странами самолетов U-2, пилотируемых американскими гражданами. Поэтому на разведку ядерных объектов и ракетных полигонов коммунистического Китая были вынуждены летать другие китайцы — с Тайваня. Это были сложные миссии: большинство объектов находились на пределе дальности самолетов и выносливости пилотов.

U-2 с различными вариантами разведывательного оборудования. Фото: Commons.wikimedia.org

Пока жив

U-2 использовались для разведки во время операций против Ирака и Югославии, в Афганистане… До сих пор на вооружении в ВВС США находятся 30 из 86 выпущенных самолетов.

Чего только ни делали с U-2 за 65 лет службы! Прекращали производство и возобновляли его. Переименовывали в TR-1 и обратно. Забирали у разведки и передавали в ВВС. А уж сколько раз меняли разведывательную аппаратуру, и не сосчитать. Но вот пленочные камеры 70-х годов оставили. Специалисты говорят, их снимки легче расшифровывать.


Надувательство против СССР. Как США насылали на нас шпионские аэростаты Подробнее

Начало легенды

В середине 20х годов прошлого века перед молодой советской авиацией стояла актуальная проблема создания современного, но простого и удобного в управлении учебного самолета для шлифовки навыков многочисленных учлетов (учащийся летной школы, которые в большом количестве организовывались в Советской России). Проектированием в 1923 году занялся молодой, но уже известный конструктор Н.Н. Поликарпов.

Поликарпов Николай Николаевич (1892-1944) — легендарный советский авиаконструктор. Создатель многих боевых самолетов: И-1, И-5, И-16, Р-3. Участвовал в проектировке первых истребителей семейства «миг»ов.

После составления тактико-технических требований к будущей машине в 1924 году, был спроектирован переходный вариант учебного биплана 2У-Б3 с двигателем BMW-3 жидкостного охлаждения, получивший более краткую маркировку П (переходный)-1.

Изначально аббревиатура советских самолетов обозначала назначение машины: И — «истребитель», У — «учебный», Б — «бомбардировщик», Р — «разведчик» и т. д. В последствии, с увеличением числа моделей отечественного производства, была введена аббревиатура по первым буквам фамилии конструктора — «По» — Поликарпов, «Ил» — Ильюшин, «Ту» — Туполев, «Пе» — Петляков и другие.

Первые испытательные полеты прошли в начале 1926 года.

Было запланировано серийное производство, однако, время выдвигало уже новые требования к летным характеристикам учебных машин и выпуск не состоялся.

Было решено проектировать самолет с мощностью двигателя в 100 л.с., под разрабатываемые отечественные моторы. К середине 1926 года были построены двигатели М-11 (завод № 4) и М-12 (НАМИ) под которые спроектирован первый макет У(учебный)-2 (название По — Поликарпов, самолет получит позже) и начата постройка первого рабочего экземпляра.

После испытаний двигателей на аэросанях, конструкторы остановили свой выбор на моторе М-11 (разработан Швецовым А.Д.). В середине сентября 1927 года опытный образец был предоставлен в Научно Исследовательский институт ВВС для испытаний. Машина в целом соответствовала предъявленным требованиям за исключением скорости подъёма.

Улучшив при доработке аэродинамику, лично изменив при этом конструкционные особенности крыла на более обтекаемые и легкие, Поликарпов представил на испытания второй образец.

В марте 1928 года знаменитый советский пилот Михаил Громов провел испытательные полеты, на которых самолет продемонстрировал отличные летные качества и уже 29 марта был запущен в опытную серию.

Массовое производство У-2 началось на ленинградском заводе № 23 и наращивало обороты очень быстро. В год выпускалось более тысячи машин, а к 1938 уже более 1500!

В 1944 году, после преждевременной смерти Н.Н. Поликарпова самолет переименован в По-2.

Последнее китайское

Идиома «Последнее китайское предупреждение», если кто забыл, означает бесплодные угрозы от обиды. До определенного момента именно так дипломаты КНР реагировали на полеты тайваньских U-2 над территорией своей страны. Но уже в 1962 г. при помощи поставленного из СССР ЗРК С-75 китайскому расчету удалось сбить первый высотный разведчик. В последующие годы та же участь постигла еще 5 самолетов этого типа.

8 мая 1964 г. в зону ответственности 2-го зенитного батальона ПВО НОАК вошла сразу пара, U-2 и сверхзвуковой разведчик RF-101 «Вуду». Последний шел на предельно малой высоте и должен был отвлекать на себя огонь ЗРК.

Первый U-2 вторгся на континент в 8:34 в районе Шанхая, второй через час и 10 минут попал на радары юго-восточнее Гуанчжоу. В 11:10 границу нарушил и тактический разведчик.

Статья по теме

Крылатые разведчики, РЛС и просто шпионы. Как США следили за СССР Командиру 2-го батальона
Юэ Чжэньхуа пришлось решать сложную тактическую задачу. Нарушителей было три, а ракеты четыре, к тому же все цели постоянно меняли курс. Наконец в 12:25 зенитчики получили от командования ПВО сообщение, что второй U-2 движется в их направлении. До этого момента РЛС 2-го батальона, чтобы не демаскировать себя, была выключена. На тайваньских разведчиках стоял детектор радиолокационного облучения.
В 12:36 U-2 оказался на удалении 32,5 км. Зенитчики включили станцию наведения и через несколько секунд на удалении 32 км пустили 3 ракеты. Обломки разведчика нашли в 7 км к юго-востоку от города Чжэнчжоу. Летчик сидел мертвым в кабине — катапульта не сработала. Это был известный тайваньский ас Ли Наньпин, командир 4-й разведывательной эскадрильи 6-й авиагруппы. До этого он 12 раз на U-2 летал над территорией КНР.

Модификации

Будучи изначально учебным самолетом, У-2 широко применялся в различных сферах деятельности авиации. От сельского хозяйства и почты, до медицины и участия в боевых действиях. В соответствии с требованиями выполняемых задач разрабатывались и различные модификации самолета.

Но, несмотря на комплектацию и вносимые изменения, самолёт всегда оставался легким, надёжным, удобным в управлении и практичным в ремонте. К тому же для взлёта и посадки не требовал больших аэродромов. Мог садиться и на неподготовленные площадки, скошенные поля, лесные поляны.

Наиболее известные модификаци:

  • сельскохозяйственный вариант У-2АП, приспособленный для распыления химикатов на полях;
  • легкий штурмовик У-2ЛШ (наиболее распространенный стандарт, имевший на вооружении пулемет ШКАС калибра 7,62, бомбовую загрузку до 120 кг и четыре направляющих под реактивные снаряды РС);
  • санитарный самолет У-2С с отсеком для больного в корпусе, более поздняя модификация С-2;
  • легкий ночной бомбардировщик У-2ЛНБ (знаменитый «тихоход»);
  • самолет связи У-2ВС (По-2ВС)-широко использовался в вооруженных силах.

Также были небольшие партии гидросамолетов (У-2М), люксовый вариант с закрытой кабиной (У-2Л), где «Л» означало — «лимузин», и трехместный для специального применения (У-2СП).

Тактико-технические характеристики У-2 (По-2)

— Экипаж: 2 чел.

Размеры У-2 (По-2)

— Длина самолёта: 8,17 м — Размах крыла: 11,4 м — Высота, м: 3,10 — Площадь крыла, м2: 33,15

Вес У-2 (По-2)

— Масса пустого самолета, кг: 770 — Масса нормальная взлетная, кг: 1350

Скорость У-2 (По-2)

— Максимальная скорость: 150 км/ч — Крейсерская скорость: 131 км/ч

Практический потолок У-2 (По-2)

— 3820 м

Дальность полёта У-2 (По-2)

— 430 км

Двигатель У-2 (По-2)

— Тип двигателя: 1 ПД М-11А — Мощность: 110 л. с. — Запас топлива: 90 кг

Вооружение У-2 (По-2)

— один 7,62-мм пулемет ШКАС — фугасные бомбы ФАБ-100 и ФАБ-50 подвешивалось либо две «сотки», либо 4 бомбы калибра 50 кг. — зажигательные бомбы ЗАБТООтш (с термитными шарами) и ЗАБ-50 (с твёрдым горючим) — осколочные бомбы АО-2,5; АО-10 и с 1943 АО-25-35.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]