АТН-51 «Черная чума» — новейший российский истребитель


Поделись с друзьями новостью

СМИ уже несколько лет сообщают о разработке конструкторами РФ нового истребителя с возможностями бомбардировщика. Машина получила индекс АТН-51 со зловещим именем «Чёрная чума».


АТН-51 «Чёрная чума» — один из вероятных концептов

Длительное время высказывания считались блефом, но достоверно известно о существовании подобных проектов у Советского Союза. Вполне возможно, что наработки инструкторов СССР использовались для создания нового поколения самолетов.

Немногим ранее в СССР

На исходе 60-х в начале 70-х годов прошлого века, полёты в космос и вывод спутников на орбиту стали нормой в ряде развитых стран. Предположение, что орбитальные болиды могли нести на себе оружие массового поражения — очень тревожило руководство СССР. Для уничтожения таких носителей был разработан орбитальный самолёт-истребитель МиГ-105.

Охотник за спутниками не мог самостоятельно выбраться на орбиту.

Для этого разработали гиперзвуковой самолёт ГСР, используемый в качестве разгонщика. Его некоторые характеристики очень схожи с современной разработкой АТН-51.

ГСР оснащался силовой установкой, которая работала на жидком водороде. Это вид топлива известен своей малой плотностью 0,0898 кг/м3. Жидкий водород способствовал достижению высокой крейсерской скорости самолёта. Большое количество топливных баков, позволяли машине следовать на длительные расстояния. По необходимости, часть топливных танков можно было заменить вооружением.

В те годы, с наличием доступных технологий, тестирование макета самолёта ГСР в ЦАГИ на испытательном стенде при скорости 4-6 Мах было настоящей революцией в авиастроении. Все испытания закончились благополучно. Тогда ещё никто не знал, что в авиации СССР новый гиперзвуковой советский самолет останется без надобности.

Потенциал «разгонщика» был очевиден. Он мог стать прототипом для других самолётов. Например, его хотели использовать в качестве транспорта для доставки космических и грузовых модулей на орбиту. Однако, кратное удорожание запуска ГСР, по сравнению с ракета-носителем Союз-21 (3,2 млрд. рублей), поставили точку в дальнейшей модернизации. Проект был закрыт из-за нерентабельности.

Все новое, это хорошо забытое старое

Я думаю кто-то уже догадался, о чем будет дальше идти речь, ведь даже несмотря на то, что самолет АТН-51 это просто выдумка, разного рода информация просачивалась уже давно, а на ровном месте слухи не возникают и скорее всего за основу взяли старый проект, который просто невозможно было осуществить при технологиях 70-ых, 80-ых годов прошлого века. На ум приходит только один проект, а точнее всего одна часть.

На картинке изображен орбитальный истребитель МиГ-105, именно он проектировался как охотник за спутниками, но нам интересен не он. МиГ-105 не сам взлетал в космос прямо с земли. Это был целый комплекс, который состоял из трех полноценных единиц. На высоту до 30км его поднимал ГСР – Гиперзвуковой самолет-разгонщик. Именно он по характеристикам больше всего и подходит под АТН-51.

  • Длина – 38 м
  • Размах крыльев – 16,5 м
  • Масса пустого – 36 тонн
  • Топливные баки – 16т
  • Топливо – сжиженный водород
  • Объем топливного бака — 260 кубометров
  • Максимальная Скорость – 6М
  • Максимальная дальность полета при крейсерской скорости 5М – 12000 км
  • Экипаж — 2 человека
  • Двигатели –ТРД АЛ-51
  • Тяга двигателей — 4х17500 кгс

ГСР был первым самолетом, который тестировали в ЦАГИ на скорости в 4-6М, и все тесты он прошел весьма успешно. Впоследствии на его базе было опробовано множество моделей, в том числе и самолеты разведчики меньшего размера, но на керосиновом топливе с максимальной скоростью 4-4,5М.

История разработки самолёта АТН-51 «Чёрная чума»

Актуальность новой боевой машины становится все более очевидной, так как противники РФ начинают предъявлять права на ресурсы, находящиеся в области Арктического шельфа. Право владения подводной континентальной частью Российская Федерация давно подтвердила, но интересы всех государств, чьи берега омываются Северным Ледовитым океаном, сейчас устремлены на ресурсы региона.

Однако росту напряжения можно быть благодарными, так как оно спровоцировало развитие военно-промышленного комплекса страны. Самолёт АТН-51 «Чёрная чума» является одной из разработок, которая поможет отстоять биологические ресурсы.


АТН-51 «Черная чума», общий вид

Новое поколение должно отвечать ряду параметров, планка была установлена высокая:

  • способность пролететь без дозаправки значительную дистанцию;
  • звуковой барьер нужно было превысить в несколько раз;
  • машина должна взаимодействовать с современным высокоточным вооружением, в том числе тяжелым, вплоть до боеголовок с ядерным зарядом;
  • двигатель должен быть очень мощным и надежным.

Несмотря на обстановку строжайшей секретности, о разработке нового поколения самолетов стало известно зарубежным военным. «Черная чума» — это наименование, присвоенное западными экспертами будущему самолету после изучения его предполагаемых характеристик. С новым истребителем Россия получит неоспоримое преимущество в воздухе, о чем сообщают западные военные аналитики.

«Черная чума» — самолет не только российской разработки. Предпосылки для разработки новой машины появились еще в 60-70-е годы прошлого века. В то время на орбиту стали регулярно отправляться спутники и станции, что делало все более реальной угрозу установки на подобные аппараты вооружения. Для борьбы с таким предполагаемым противником был разработан самолет МиГ-105.

Недостатком разработки была неспособность самостоятельно добраться до орбиты планеты. Для этой цели предполагалось использовать «разгонщика» — гиперзвуковой летательный аппарат, схожий по параметрам с АТН-51.


АТН-51 «Черная чума», вид спереди

В качестве силовой установки в этой машине использовался двигатель на жидком водороде. Так как горючее этого типа обладает очень малой плотностью (0,0898 кг/м3), удалось значительно увеличить крейсерскую скорость.

Конструкция фюзеляжа предполагала установку большого количества топливных баков, которые при необходимости менялись на вооружение.

Был создан макет и проведено глобальное тестирование в условиях стендовых испытаний. Проверка проводилась при скоростях в 4-5 МАХ и оказалось успешной, что было настоящим прорывом для того времени.


АТН-51 «Черная чума» в бою

Машина имела огромный потенциал, например, могла доставлять на орбиту целые модули для станций. Однако гиперзвуковой «разгонщик» оказался слишком дорог, так как его запуск стоил бы больше пуска Союза-21. На судьбе уникального самолета был поставлен крест из-за нерентабельности.

Назначение

Для чего же нужен такой сверхтяжелый истребитель? По всем ресурсам активно тиражируется, что АТН-51 будет в первую очередь охранять арктические рубежи, а также способен будет долететь до Америки. Однако и здесь нюансы. Для охраны границ отлично подходит и модернизированный МиГ-31БМ, активно ведется разработка МиГ-41, да и другие наши самолеты нечем не уступают всем нашим соседям, а наша система ПВО одна из лучших в мире. Полет до США также весьма сомнительное занятие без ядерного вооружения на борту. Какой смысл летать через полмира, чтобы пострелять из обычных ракет? Это как ходить на медведя с вилкой.

Так для чего же нужен самолет с такими характеристиками? Если со временем на вооружении Российских ВКС появятся высокоточные ракеты небольшого размера с ядерным зарядом, тогда такой самолет отлично подойдет для нанесения ударов по любому противнику, при этом точечных и мощных ударов. Так же благодаря высокой скорости, он может использоваться как самолет в составе сил ПВО, который может сбить практически любую цель.

возможный облик перспективного истребителя будущего

Помимо стандартного набора задач, есть еще несколько заслуживающих внимания моментов. Если взглянуть на орбиту любого спутника, то большинство из них рано или поздно будет пролетать над северными широтами, или над Россией, или над Арктикой. Возможно это звучит немного странно, но подобный сверхтяжелый истребитель может стать охотником за спутниками, главное вооружить его соответствующими ракетами. Тем более у охотника за спутниками именно в Арктике есть одно очень важное преимущество — там нет ПВО вероятного пртивника, никто не сможет ему помешать выполнить задание, и даже если попробует, скорость в 4 Маха не оставит никому шансов даже выйти на дистанцию атаки.

Второй немаловажный момент, слухи о гиперзвуковом самолете глайдер Ю-71 с ядерной ракетой Сармат. Этому гиперзвуковому самолету нужен самолет-разгонщик, который сможет вывести его на необходимую высоту и так же набрать стартовую скорость в 4М. И чем быстрее, тем лучше.

Ну и третий момент, который казалось бы совсем не причем, это разработка Илоном Маском многоразовых ракет, которые должны произвести революцию в космонавтике, подняв ее на новый уровень.

Основное предназначение

С начала 2022 в стране ведутся разработки новых ракет для оборонного комплекса. Среди них особое место занимают боеголовки с ядерным зарядом, которые рассматриваются в качестве возможного оснащения «Черной чумы». Это позволит совершать точечные удары огромной разрушительной мощности в глубоком тылу врага.

За счёт высокой скорости самолет сможет выполнять практически любые задачи ПВО, в том числе по уничтожению высокоскоростных объектов.

Если ситуация с Арктикой не начнет проясняться, то новый самолет «Черная чума» сможет патрулировать эти участки. Функционал машины столь высок, что она рассматривается в качестве уничтожителя спутников.


АТН-51 «Черная чума», аналог барабанной пусковой установки

Еще одним возможным направлением деятельности станет разгон и подъем «Глайдера Ю-71», который тоже находится на стадии разработки, а его возможное назначение — использование ракет «Сармат».

Вооружение

В качестве вооружения будет использоваться 8–12 гиперзвуковых ракет, которым никто не сможет ничего противопоставить. Разработка этих ракет ведётся в России с 2022 года, о чём говорил президент нашей страны. Эти ракеты должны будут оснащаться как обычными, так и ядерными боеголовками. Это позволит совершать точечные удары огромной разрушительной мощности в глубоком тылу врага.

Ракеты будут размещаться в барабанной установке, точно такой же, которая сегодня устанавли­вается на российских стратегических бомбардировщиках.

Описание конструкции самолёта

Найти достоверную информацию о конструкции и ТТХ «Черной чумы» не представляется возможным.

Однако существующие данные позволяют сделать вывод, что машина будет иметь следующие особенности:

  • крылья трапециевидной формы;
  • фюзеляж плоский, широкий, просматривается аналогия с технологией «Стелс»;
  • фонарь кабины остеклен только спереди, а сзади переходит в обтекаемый выступ корпуса.

Предполагается, что без дозаправки самолет сможет преодолеть 15 тысяч километров. На практике этого будет достаточно, чтобы вылететь на Севере России, долететь до Соединенных Штатов и вернуться обратно без пополнения запаса топлива.

Достичь таких показателей позволят топливные баки объемом в пределах 26-32 тонны.

В качестве силовой установки используется пара двухконтурных двигателей с управляемым вектором тяги. Предполагается разгон до максимума в 5400 км/ч и работа на высотах до 40 км.


Глайдер Ю-71

Вооружение будет навешиваться на пусковой установке барабанной конструкции, так планируется разместить до 10 ракет для уничтожения воздушных целей.

Тактико-технические характеристики АТН-51 «Чёрная чума»

Стоит о есть конкуренты, в частности, секретный проект США — TR-3B Black Manta. К сожалению, даже приблизительных данных по этой машине нет, поэтому сравнить их с отечественной разработкой не получится.

Используемые технологии в американском самолёте TR-3B Black Manta, являются более современными.

Максимальная скорость полета, МАХ — 4,5

Практический потолок, км — 42

Наименование двигателя —РДУВТ, 2 шт

Предельная дальность полета без дозаправки, км — 15 000

Максимальный запас топлива, тонн — 38

Количество ракет на борту — До 14, различные классы

Учитывая секретный статус разработки, приведенные данные могут сильно отличаться от того, что сможет самолет в итоге. До сих пор подтвержденных сведений нет.

Достоинства и недостатки

Стоит отметить, что в сравнении со своим западным соперником, отечественная разработка использует более старые компоненты и начинку. Возможно, это сделано для удешевления, ведь очевидным недостатком самолета можно назвать стоимость. Точных данных нет, но машина такого класса не может быть дешевой.

На мой взгляд, внешний вид «Черной чумы» напоминает мне Су-57. И быть может именно Т-50 и является начальной ступенью. Хотя я мгу и ошибаться.

По материалам https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/chyornaya-chuma/

Итог

Если сам самолет АТН-51 выдумка, то самолет, схожий по характеристикам, точно разрабатывается или разрабатывался в наших КБ. Насколько далеко продвинулся проект неизвестно, но тот факт, что разрабатывался еще во времена СССР и при этом весьма успешно, дает основания полагать, что в скором времени мы можем увидеть самолет нового класса, превосходящий по своим характеристикам все существующие машины, при этом многофункциональный, и способный не только на военную службу, но участие в космической программе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]