Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Ударный вертолёт Ми-24 стал первой специализированной штурмовой машиной подобного типа, разработанной в Советском Союзе. Да и в мире он уступил первенство только американскому вертолёту AH-1 “Кобра”. Сконструированный в ОКБ Миля на рубеже 60-70-х годов прошлого века, он до сих пор стоит на вооружении армейской авиации множества стран.

Обладая огромным потенциалом модернизации, вертолет не теряет боевой эффективности и по основным параметрам не уступает современным конкурентам. И именно эта машина вошла в массовое сознание, как собирательный образ советского штурмового вертолёта.

История создания и устройство “крокодила”

Первым отечественным боевым вертолётом можно считать опытный Ми-1МУ, вооружённый противотанковыми ракетами “Малютка”. В серию эта машина не пошла, зато следующий образец – транспортно-боевой Ми-4АВ, был принят на вооружение и применялся в фронтовой авиации. А в 1967 году министерство обороны СССР объявило конкурс на создание нового ударного вертолёта, в котором приняли участие Московский и Ухтомский заводы.

Проект КБ Камова представлял собой вариант противолодочной машины Ка-25. КБ Миля предложило проект В-24. Этот вертолёт, оснащённый двумя мощными двигателями ТВЗ-117, значительно превзошёл Ка-25 по максимальной скорости, не уступая по боевой нагрузке. Вооружение обоих проектов составляли пушка ГШ-23, неуправляемые ракеты и ПТУР “Фаланга”. В ходе конкурса вооружение предложили изменить: противотанковые ракеты на более совершенные, а пушку на крупнокалиберный пулемёт.

В мае 1968 года КБ Миля начало полномасштабную разработку В-24, а уже в 1969 году был готов первый опытный образец. Опытная эксплуатация машин началась в 1971 году. Ми-24 создавался в рамках концепции, которую можно назвать “летающий БМП”. Обычно геликоптеры, доставляющие пехоту на поле боя (например, американский UH-1), несли только оборонительное вооружение, а их штурмовые варианты нести десант уже не могли.

Специализированные ударные вертолёты, вроде AH-1, вообще не могли использоваться, как транспортные.

Ми-24, наоборот, обладая мощным стрелково-пушечными ракетным вооружением, имел еще и небольшую кабину десанта, рассчитанную на восемь человек.

Построена “двадцатьчетвёрка” по классической одновинтовой схеме, Вертолёт имеет два турбовальных двигателя и вспомогательную силовую установку со стартёр-генератором. Двигатели передают крутящий момент на несущий винт через трёхступенчатый главный редуктор, и на рулевой – через промежуточную трансмиссию с хвостовым редуктором. Несущий винт пятилопастной, вращающийся по часовой стрелке.

Рулевой винт – трёхлопастной, с механическим изменением шага. Пять топливных баков общим объёмом 2130 л расположены около центра масс, под полом и позади десантного отсека. Под крыльями можно подвесить дополнительный баки ёмкостью 450 л.

Кабины экипажа и десантный отсек герметизированы и оснащены кондиционером. Кабина экипажа и кресло лётчика защищены бронёй из стальных плит, лобовые стёкла бронированные. Грузовая кабина имеет четыре иллюминатора, доступ в неё осуществляется через двустворчатые двери в правом и левом бортах. Шасси убираемое, трёхопорное. Вертолёт оснащён тремя гидросистемами – основной, вспомогательной и аварийной. Подача жидкости выполняется насосами, расположенными на двигателях.

Доброго времени суток, друзья мои!

Снова с вами на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделизма.

История Российской/Советской авиационной промышленности, как и история авиации в целом, богата на события. И машины, ставшие легендами. Именно такой легендой стал, разработанный в конце 60х годов, вертолет Ми-24. Он стал итогом тяжелой и упорной работы по созданию принципиально нового летательного аппарата — летающего БМП. Он стал отправной точкой для дальнейших исследований и прорывов в авиационной науке. Именно на его базе созданы дальнейшие боевые вертолеты. Как Ми-28, так и Ка-50. Хоть Черная Акула и построена по принципиально другой схеме и компоновке. Именно Ми-24 сполна хлебнул все тяготы и лишения воинской службы. Поучаствовал в десятках региональных конфликтов. Прошел горнило Афганской войны. И вышел победителем.

СТАЛ НАШЕЙ ЛЕГЕНДОЙ ЕЩЁ ПРИ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Ведь он до сих пор находится в строю. Именно о его модели мы сегодня и поговорим. Ну а для начала — краткая историческая справка.

Хищный красавец Ми-24 В Крокодил

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind — Лань) — советский/российский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (Ранее — РВПО). Неофициальное название — «Крокодил». Вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана. Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14. Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей. С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей. Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы. Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска. Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением. Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Ми-24В (изделие 242) — самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года[4]. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.

Материал взят из Википедии

Пара Ми-24 В барражирует над пустыней

Каждый РУССКИЙ моделист — авиационщик просто обязан иметь в своей коллекции масштабную модель этого вертолета. Но как ни странно, длительное время наблюдался зияющий провал в этом вопросе. И не то. чтобы моделей этого вертолета не было. Конечно были. Но это были модели иностранных производителей. Да они были под разные масштабы. И 1/72, и 1/48, и даже 1 /32. Этот вариант был создан китайским монстром индустрии — компанией Trumpeter. Но все они страдали низкой копийностью. Особенно в плане выполнения округлых деталей фонаря кабины. Но что более важно для меня — они были не русскими моделями.

Но вот наступил 2010 год. И компания Звезда выпускает в свет свой набор Ми-24 В/ВП «Крокодил». К этому времени Лобнинский производитель стал потихоньку выбираться из глубокой ямы перепаковки отливок других производителей, и изготовления своих, пока ещё низкокачественных, масштабных моделей. Данная коробочка являет собой продукт качественно иного уровня. Уровня, реально достойного представлять нашу страну на мировой арене.

Радует всё. И высочайшее качество компьютерного моделирования макета. Это дало возможность создать модель очень высокого уровня детализации. И копийности по отношению к прототипу. И точное литье деталей. Без облоя. С приятно удивившим меня уровнем стыкуемости. Проведенная тестовая сборка модели только подтвердила ожидания. Прозрачные детали по исполнению тоже не подкачали. Декаль стала разнообразнее. Вполне достаточна для постройки модели в 72м масштабе. Не требуется закупка дополнительной у стороннего производителя. Она не понравится только особо привередливым мастерам моделирования.

И, конечно же, меня крайне порадовала инструкция. Мы перешли от образных рисунков 90х годов к нормальному объемно-масштабному моделированию. Всё четко, ясно, понятно.

Вообще, полное ощущение, что ты держишь в руках не русскую модель, а японскую. Типа Tamiya. Этот факт значительно поднимает настроение.

Коробка модели Ми-24 В/ВП от Звезды 1/72

Я ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛ?

ТОГДА ВПЕРЕД — К ДЕТАЛЬНОМУ ОБЗОРУ КОРОБОЧКИ С МИ-24 В/ВП «КРОКОДИЛ»

Итак, мы наконец заполучили в руки вожделенную модель. Точнее, ещё только коробку с ней. И что мы видим?

Сама коробка выполнена из плотного картона по евро-стандарту. Аккуратное и надежное исполнение. Предохраняет детали модели от повреждения во время транспортировки и длительного хранения. Все детали аккуратно упакованы. Декаль и прозрачные детали остекления лежат отдельно — в целлофановом пакетике. Инструкция лежит сверху деталей.

Этот Ми-24 В/ВП отмечен наградами

Обложка коробки выполнена в классическом «Звездовском» стиле. Он вполне узнаваем. Ведь его можно встретить не только в специализированных магазинах, но даже в любом книжном в нашей стране.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Упаковка оповещает нас о 2х важных деталях:

1) Модель разработана по лицензии ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля». Это означает, что при разработке компьютерной модели была использована заводская документация — чертежи всех агрегатов и узлов вертолета.

2) Модель награждена престижными премиями российских и зарубежных сообществ моделистов. Это означает что модель действительно высокого уровня исполнения. С ЭТИМ ВСЕ СОГЛАСНЫ.

Торец коробки Ми-24 В/ВП

Левый и правый торец коробки — это скомпонованная информация о модели на русском и английском языках. Она используется для информирования покупателей при хранении моделей в стопках — одна коробка на другой. Радует что есть надписи на английском языке. Это означает, что наша продукция экспортируется за рубеж. И нам есть что показать на Нюрнбергской выставке в Германии.

Фото модели Ми-24 В/ВП

На верхнем торце коробки представлены фотографии модели этого вертолета, выполненной в формате «тестовая сборка». Глядя на них мы смело можем радоваться — качество проработки узлов просто потрясающее. Особенно для русской модели. Уже сейчас мы можем понять, что собрать машину можно в нескольких вариантах. Как в полете, так и во время проведения работ на стоянке. Т.е. турбины и двигатель доступны к обзору.

1й литник модели

Внутри коробки нас ожидают 5 литников с деталями. Общее количество деталей составляет небывалую величину — 270 штук. Такого количества с лихвой хватило бы на модель в большем масштабе. К примеру 1/48.

2й литник модели Ми-24

Сам пластик серого цвета. Совсем немного шероховат. С первого взгляда его можно принять за глянцевый. Но это было бы плохо. Краска к такому типу покрытия пристает значительно хуже. Такая проблема была на модели крейсера «Варяг». Видимо производитель учел этот недостаток, и исправил его.

3й литник модели Ми-24

Качество литья, сразу скажу, очень высокое. Все детали хорошей толщины. Ни толстые, ни тонкие. В меру. Геометрия соблюдается. Расшивка тоже не подвела. Тонкая и аккуратная.

ВАЖНО

Расшивки много. Именно там где необходимо. Что удивительно для этого масштаба. Её вполне хватило бы на модель 1/48 масштаба. А то помню, была в руках модель Ми-24 какого-то китайского производителя в 48м масштабе. Так там хоть на лошади ходи. Заливай всё грунтом. Все равно нечему пропадать.

4й литник модели Ми-24

Облой отсутствует как класс. Отметины от толкателей только с внутренней стороны, или там где их после сборки видно не будет. Вообще, когда держишь литники этой модели в руках создается ощущение ювелирной работы. Настолько все аккуратно и точно проработано. Даже не вериться что это — наша «Звезда» из Лобни. Ни в какое сравнение со старыми моделями. Хотя, по правде говоря, большинство были препаковками более ранних моделей других изготовителей.

5й литник модели Ми-24

Вру… Такое же ощущение я уже ловил от модели этого производителя. Это был крейсер «Варяг». Там тоже было прекрасное литье. Хотя у него были проблемы с копийностью. Сколько сломали тогда копий относительно расположения иллюминаторов и прочего… Но качество исполнения было прекрасным…

А ТЕПЕРЬ ТАКОЕ НА МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТА 1/72

Пакет с доп деталями

Отдельное слово хочется сказать о родной декали, вложенной в коробку. По сравнению с прошлыми декалями для моделей от «Звезды» — эта просто роскошь. Нанесено большое количество технички. Декалями выполняются и приборные доски в кабине пилотов. Печать точная. Без сдвигов слоев краски. Многие элементы весьма миниатюрны — работать придется очень аккуратно. Прекрасная возможность для тренировки навыков, и роста мастерства.

Декаль для Ми-24 В/ВП от Звезды

Ну и, конечно, прозрачные детали остекления кабины. По замечания многих экспертов — это исполнение наиболее близко к натуральному. И я с ними согласен. Литье действительно точное. Высокая степень стыкуемости. Главное, самому работать точно и без спешки. Также прозрачными деталми представлены иллюминаторы десантного отсека.

Прозрачные детали Ми-24 В/ВП

Особая гордость этой модели Ми-24 В/ВП — МНОГОСТРАНИЧНАЯ ИНСТРУКЦИЯ. Она выполнена в виде книжки. Хорошая печать. Прекрасный компьютерный макет.

Лицевая страница — общая ознакомительная информация

1й разворот

Представляет нам возможные варианты сборки машины. Полетный и стояночный варианты. Отдельно вынесено нанесение технических надписей. Как на корпусе машины, так и на вооружении. Затем идет не менее подробная схема окраски.

Инструкция по сборке

Схема окраски включает в себя 3 варианта:

1) Джелалабад, Афганистан Весна,1982 год.

2) Баграм, Афганистан Декабрь, 1988 год.

3) Авиация Балтийского флота Калининградская обл., 2001 год.

Подбор цветов, как обычно, представлен на основе красок Звезды и Humbrol.

Схемы окраски Ми-24 В/ВП

Далее идет постраничная сборочная инструкция. Наконец-то она похожа на нормальный чертеж. Такой не стыдно и показать на ракетном военном заводе. Поэлементно. Детально. Точно. Применено не рисование, как раньше. А моделирование в чертежных программах. Я, честно говоря, раньше плевался от Звездовских рисунков. Сделано было ради отмазки. Типа, в наборе есть инструкция. Сейчас изменили подход. Давно пора. Хотя я, как предприниматель, знаю насколько сложно выйти на новый, качественно иной уровень проектирования и производства. В вечной нехватке денег и ресурсов.

Варианты сборки МИ-24 В/ВП

Думаю, работа по такому чертежу не составит труда даже для новичка моделизма. Ну именно в плане понимания работы. Хотя если не спешить — то ничего сложного не будет и в плане сборки самой модели. Точно по шагам. Не торопясь.

Прекрасная по качеству инструкция

УВЕЛИЧЬТЕ ФОТОГРАФИИ. ОЦЕНИТЕ КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ МОДЕЛИ.

Хорошее 3D моделирование

Такое ощущение, что я пишу заказную статью рекламного характера:)).

Но нет. Мне никто такой не заказывал.

Я САМ ОТ СЕБЯ ПОЮ ХВАЛЕБНУЮ ОДУ ЭТОЙ МОДЕЛИ:))

А всё потому, что такая модель помогает мне гордиться своей страной. Раньше, собирая модели от Звезды, все мы в тайне лелеяли надежду, что и наш отечественный производитель вырастет. Станет делать модели не спустя рукава. А на совесть. Ведь каждый из нас готов поддерживать нашего производителя.

БЫЛО БЫ ЗА ЧТО!!!

А теперь есть за что! За Ми-24 В/ВП «Крокодил» в 72м масштабе.

Размещение технических надписей

Теперь нам есть чем гордиться! И мы должны это делать! Не скрывая — без утайки!

Друзья, Ми-24 — это наша с вами история. Какая бы она ни была. Вместе с Афганской и Чеченской войной. Из песни слов не выкинешь. Это наша история. Мы должны её помнить Должны её понимать. Должны её любить.

ДОЛЖНЫ ЕЮ ГОРДИТЬСЯ!

Так давайте создавать НАШИ вертолеты. Пусть это будет Афганистан. Или Чечня. Будем ставить их на наши полки. Дарить друзьям. Рассказывать всем окружающим о наших победах. О наших легендах.

А МИ-24 В/ВП ОТ ЗВЕЗДЫ 1/72 НАШ ПЕРВЕЙШИЙ ПОМОЩНИК И ДРУГ

Удачи вам, мои уважаемые коллеги! И прекрасных вам моделей!

Описание основных модификаций

Первой серийной модификацией вертолёта был Ми-24А, вооружённый пулемётом А-12,7А, ПТРК “Фаланга-МВ” и блоками НАР С-5. Этот вертолёт за характерный вид кабины пилотов прозвали “Стакан” — такое название осталось уникальным для ранних Ми-24. А вот прозвище “Крокодил” впоследствии перешло на все варианты вертолёта.

Уже в 1971 году пошёл на испытания Ми-24Б с улучшенным вооружением.

Пулемёт заменили на ЯкБ-12,7 — оружие с вращающимся блоком стволов (так называемая система Гатлинга), с темпом стрельбы до 4500 выстрелов в минуту. Внедрили новую модель ракет “Фаланга”, оснащенную полуавтоматическим наведением.

Но работы быстро остановили – опыт эксплуатации вертолётов доказал, что конструкция кабины неудачна, обзор с мест экипажа плох. Так в 1972 появился Ми-24В с полностью изменённой носовой частью в которой находилась новая тандемная кабина. Однако разработка новых ПТУР “Штурм” задерживалась, и это привело к появлению переходной модели – Ми-24Д, в которой новая кабина сочеталась с комплексом вооружения от Ми-24Б.

В 1975 завершились испытания Ми-24В с новыми, сверхзвуковыми противотанковыми ракетами “Штурм”. На этой же модификации для повышения эффективности доработали рулевой винт путем переноса с правого борта на левый. В приводе использован редуктор от Ми-14, винт стал тянущим, что позволило улучшить устойчивость полета, и повысило эффективность управления.

Первый “пушечный” вариант Ми-24П пошёл в серийное производство в 1981 году. Его вооружили неподвижно установленной курсовой пушкой ГШ-2-30К калибра 30 мм. Опыт применения такого вертолёта показал недостаточную эффективность неподвижной пушки, и на модификации Ми-24ВП появилась подвижная установка с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Существовал вариант Ми-24 для использования в качестве корректировщика — Ми-24К.

Он оснащался аэрофотоаппаратом и цифровым корректировочным комплексом. Модификация Ми-24Р предназначалась для ведения разведки на заражённых территориях и комплектовалась системой жизнеобеспечения, аппаратурой анализа, а ракетное вооружение заменили дистанционно управляемыми экскаваторами для взятия проб грунта. Такие машины применяли во время Чернобыльской катастрофы.

Ми-24ВМ впервые взлетел в 1999 году. На этот вертолёт установили стеклопластиковый несущий винт, четырёхлопастной рулевой винт, управляемые ракеты “Атака”. Шасси сделали неубирающимся, потому как убирающееся заметного преимущества так и не дало. Фирма ATE из ЮАР предложила собственную программу модернизации вертолётов.

Известные, как “Superhind” (Hind – так Ми-24 называют в странах НАТО), эти машины имеют облегчённую конструкцию, усиленную бронезащиту, может использовать вооружение, соответствующее стандартам НАТО.

Вертолет Ми 24 фото

Вертолет Ми 24 уже более трех десятков лет основа советской, а теперь и российской армейской авиации. Такая же картина и наших бывших и нынешних друзей, в большинстве стран Восточной Европы, бывших советских республиках, плюс Африка и Азия. В месте с вооружением перенявшие и нашу концепцию ведения войны.

Вертолет Ми-24 стоящий на вооружении ВВС Венгрии

В 1968 г. вышло Постановление правительства СССР о начале работ но созданию вертолёта- штурмовика. В то время в США создавали специализированные винтокрылые машины военного назначения, ударные или десантные. В СССР новую боевую машину решили сделать универсальной. С учётом опыта проектирования вертолёта Ми-8 в июне всё того же 1968 г. КБ Миля приступило к разработке боевого вертолёта В-24 с двумя газотурбинными двигателями. Наиболее подходящим мотором для него оказался турбовальный ТВЗ-117 взлётной мощностью 2200 л.с.


А вот таким он был, знаменитый Ми 24, первый полет состоялся 19 сентября 1969, созданного в ОКБ М.Л.Миля

Машина должна была иметь экипаж, состоящий из лётчика и стрелка-оператора систем вооружения. Обязательным условием была возможность брать на борт десант в количестве восьми человек. Вместо него вертолёт в случае необходимости мог в десантной кабине перевозить раненых и различные грузы. Из двух представленных вариантов военные выбрали машину со взлётным весом 10 500 кг.


фото стрельбы вертолета Ми 24, ударный вертолётный комплекс, оснащенный современным высокоточным оружием круглосуточного применения

Вертолет Ми 24 фото, в системе НАТО имеет обозначение Hind — «Лань», на данный момент- это единственный вертолет, объединяющий транспортную и ударную машину. Примечателен тот факт, что эту схему в мире так никто и не повторил, и не потому, что не смог, а считая такую схему имеющей много недостатков. Необходимо отметить, российский вертолеты пришли к общемировой схеме создания чисто боевых и чисто транспортных вертолетов. Хотя как чисто боевая, так и транспортно боевая конструкция имеет как свои достоинства так и недостатки. К примеру Ми-24 может эвакуировать или доставить солдат туда, куда простой транспортник просто не сунется. И таких ситуаций когда вместо пары ударник, транспортник летит один универсальный множество. Но как всегда компромиссы, ведут и к появлению слабых сторон: дополнительный вес (бойцы+транспортный отсек) ухудшение взлетных характеристик и маневренности. Увеличенная задняя часть, ведет к увеличению размеров поражаемой площади.


Советский транспортно-боевой ударный вертолет Ми 24

Еще одно фото венгерского геликоптера, уж больно раскрас красивый

Невозможность бронирования транспортного отсека (большое увеличение массы), все это сказывается на живучести вертолета. В аналогичных ситуациях экипаж скажем «Тигра» или «Апача», будет чувствовать себя по уверенней. Кстати весьма примечательный факт, война во Вьетнаме, вертолет Ирокез. Открытое корыто с винтом, транспортник. Ударная огневая мощь никакая, если летит с десантом или за ним. Тем не менее. а кто знает какие потери этого вертолета? Почти половина от 7000 принявших участие, было утрачено. Казалось бы потери огромны, но при рассмотрении это не совсем так. Один потерянный вертолет на 11 000 часов налета!!! Другой вертолет «Черный ястреб» uh 60a black hawk блэк хок. Наиболее важные узлы имеют противопульное бронирование, потери в Ираке из 400 вертолетов, только 2 от огневого воздействия противника.

Пара Ми-24 афганских вооруженных сил взлетает для выполнения ежедневного патрулирования

Ми 24 ВЕРТОЛЕТ-ШТУРМОВИК Для обеспечения высокой скорости полёта — более 300 км/ч — машину снабдили убираемым шасси. Несущий винт разгрузили небольшим крылом, установленным под углом 19° относительно горизонтали. Это сделали и для компенсации опускания носа вертолёта при наборе скорости. Его живучесть увеличили путём бронирования кабины и основных агрегатов, жизненно важные системы дублировали, управление сделали двойным — с места лётчика и оператора. В носу поставили авиационный пулемёт А-12,7 калибра 12,7 мм. Под крылом на четырёх пилонах и балочных держателях предполагалось подвешивать авиабомбы, зажигательные баки и блоки с неуправляемыми ракетами. На первых машинах па фюзеляжах были предусмотрены узлы для крепления четырёх направляющих противотанковых ракет «Фаланга».

Ан-124 доставил очередной новый вертолет Ми-24 для авиации Афганистана

Проектирование вертолёта велось параллельно с подготовкой к его серийному производству, что значительно сократило время его создания. Была построена опытная партия из 10 экземпляров В-24 для лётных и статических испытаний. И уже 15 сентября 1969 г. первую машину поднял в воздух лётчик-испытатель Г.А. Алфёров. Испытания выявили множество недостатков. Так, компоновка рабочих мест и конструкция фонаря кабины экипажа не обеспечивали необходимый обзор воздушного пространства. В связи с чем, была перекомпонована кабина, отдельные независимые рабочие места, летчик получил место сзади и выше оператора вооружения, примерно на 30 сантиметров. Ситуацию усугубляло то, что вертолёт, получивший наименование Ми-24, запустили в серийное производство до завершения государственных испытаний. Они закончились только в 1972 г. и выявили новые недостатки, такие как «голландский шаг» — когда машина, как маятник, начинала колебаться по курсу и крену.


Ми-24 принял участие более чем в 30 войнах, и более сорока лет находится на вооружении советской, а затем и Российской армии

Частично конструкцию доработали, но оставшиеся конструктивные недостатки решили исправить па следующих модификациях Ми-24. Вертолёт Ми-24А стал первым серийным вертолётом целого семейства. Эксплуатация машин в полигонных условиях выявила быстрый износ лопаток компрессора двигателей и передних кромок лопастей несущего винта па площадках с песчаным грунтом. С модификации Ми-24Д вертолёт стали выпускать с пылезащитными устройствами (ПЗУ), расположенными перед воздухозаборниками двигателей. Следующий модификацией стал Ми-24Б, отличавшийся вооружением. Он прошёл испытания в 1972 г.


еще немного фото стрельбы вертолета ми

У него была дистанционно управляемая стрелковая установка с четырёхствольным пулемётом, противотанковый комплекс «Фаланга-П» и полуавтоматическая радиокомандная система наведения «Радуга-Ф». Модификацию Ми-24Д оборудовали раздельными кабинами для оператора и лётчика, сохранив вооружение Ми- 24 Б. Вертолёт успешно прошёл государственные испытания в 1974 г. В следующем году на лётные испытания вышел Ми-24В, оснащённый противотанковой установкой «Штурм- В» нового поколения и автоматическим прицелом лётчика от истребителя бомбардировщика Су-17. Для улучшения управляемости вертолёта при висении и маневрировании рулевой винт переместили с правого борта на левый, изменив направление его вращения. Па основе Ми-24 В разработали пушечный Ми-24П с неподвижной двухствольной пушкой калибром 30 мм. До 1991 г. было выпущено 620 таких вертолётов.


Кабина Ми-24ВП перед полетами вертолетной эскадрильи авиации Балтийского флота в условиях «минимума погоды», авиабаза «Чкаловск» (Калининград)

Ми-24 применялись для решения различных боевых задач: высадка десанта, огневая поддержка, уничтожение бронетехники и живой силы, эвакуация раненых и перевозка грузов. Боевое применение вертолета Ми-24 Вертолет Ми 24 фото, использовался почти в 40 военных конфликтах в мире, сразу же как с середины 70-х начался его экспорт. Организации Варшавского договора, и страны находящиеся в зоне нашего влияния от Ливии до КНДР. Одной из первых в Африке вертолет Ми-24 заполучила Эфиопия.


Ми-24ВП из состава ЦБП АСВ (г. Торжок) в полёте над Москвой 9 мая 1992 года.

На экспорт Ми-24Д шли под обозначением Ми-25, а Ми-24В — Ми-35. После того как в 1978 году два бывших союзника СССР, Сомали и Эфиопия, поссорились между собой. СССР поддержал эфиопов и среди прочего передал 60 Ми-24А. Первое боевое крещение Ми-24 получили в ходе Гражданской войны в Анголе в 1975 г., а наибольший боевой опыт — в Афганистане. Здесь они штурмовали наземные цели, эвакуировали раненых, перевозили подкрепления и военные грузы, охраняли садящиеся и взлетающие самолёты. В боях вертолёты показали свою высокую живучесть, манёвренность и мощь вооружения. Тогда же, для снижения потерь от ракет с тепловой головкой наведения, под хвостовой балкой или на фюзеляже Ми-24 установили кассеты, из которых отстреливали тепловые ловушки. Для этой же цели там разместили импульсные инфракрасные лампы. Стали устанавливать инжекторное выхлопное устройство на сопла двигателей, которое уменьшало температуру выхлопных газов. И современная гражданская война на Украине не обходится без наших вертолетов.

Ми-24П «желтый 09». После «африканского сафари» этот борт в ходе боевых действий на Востоке был заснят в Днепропетровске в белой окраске

Самым крупным боевым конфликтом с участием вертолета Ми 24 остается война в Афганистане. Первыми «понюхали пороха» не советские машины и их экипажи, а афганские. Ми-25 армии ДРА начали воевать против непримиримой оппозиции почти на год раньше, весной 1979 года. Через год к ним присоединились и советские Ми-24. Создававшийся для борьбы с противником в гораздо более умеренном климате и преимущественно равнинном ландшафте Западной Европы, вертолет попал в совершенно иную среду. Вместо танков и БТР противника — легкие и маневренные джипы с крупнокалиберными ДШК, линия фронта отсутствовала, в любой момент из любого места могла начаться стрельба ПЗРК — сначала устаревшими «Ред Ай», а затем гораздо более опасными «Стингерами». Для компенсации действий в жарком и разреженном воздухе на вертолеты установили систему кратко-временного форсирования двигателей за счет впрыска воды. В Афганистане нередко вместо более тяжелого Ми-24 приходилось посылать вооруженный, но все равно более «летучий» Ми-8.


Афганистан, фото высадка десанта

Примерно в это же время началось боевое использование иракских Ми-24 и Ми-25 в начавшейся крупномасштабной войне с Ираном. Наши вертолеты зарекомендовали себя сильными бойцами, хотя низкая эффективность старого противотанкового комплекса «Фаланга» доставила иракским летчикам немало трудностей. Практически сразу после окончания афганской войны Ми-24, как и вся армейская авиация, оказались втянуты в многочисленные конфликты на территории СССР: Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан. В них, как и в более поздних двух чеченских войнах, Ми-24 приняли самое активное участие.


Наши вертолеты Ми-24, снова в Афгане, но под знаками Войска Польского, что интересно мы в свою войну раньше союзников по Варшавскому договору не втягивали, может зря

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИ-24В Тип: боевой вертолет


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИ-24В

  • Экипаж, чел.: 2 (3) — летчик и штурман-оператор вооружения (иногда борттехник)
  • Двигатели: два турбовальных ТВЗ-117 мощностью 1454 кВт
  • Размеры, м: диаметр несущего винта: 17,3 длина фюзеляжа: 17,51 высота: 3,9
  • Вес, кг: пустого: 7580 взлетный: 10 500 максимальный: 11 ООО
  • максимальная скорость, км/ч: 320 потолок, м: 5000 дальность, км: 595
  • Вооружение: четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 калибра 12,7 (управляется оператором вооружения), 4хПТУР 9М114 «Штурм-В», подвесные пулеметные или пушечные контейнеры, блоки НАР (С-5 и С-8) и авиабомбы в разных комбинациях — до 2400 кг на б узлах подвески.

На базе Ми-24Д разработали разведчик химической, радиационной и бак-териологической обстановки. Для этого на крыльевых пилонах размещали специальные контейнеры. Вертолёт оснащался управляемым устройством для взятия проб грунта.


Ми-24Р — радиохимический разведчик в стандартном камуфляже, без аппаратуры наведения ПТУР, на крайних пилонах видны ковшики забора проб, ВВС Украины

Вертолёт строился и в других вариантах:

  • Ми-24К — корректировщик огня,
  • Ми-24М — противолодочный,
  • Ми-24БМТ — минный тральщик,
  • Ми- 24ПС — патрульно-спасательный. Всего построено 5200 машин различных модификаций.

Ми «Двадцать четвёртые» поставлялись па экспорт в 15 стран мира. Экспортные экземпляры получили новые обозначения:


Из-за характерного профиля в полете в войсках Ми-24 иногда называют «крокодилом»

  1. Ми-25 (Ми-24Д),
  2. Ми-35 (Ми-24В),
  3. Ми-35П (Ми-24П),
  4. Ми-35М (Ми-24Б), на них нередко устанавливалось электронное оборудование зарубежных фирм.

После распада СССР в ВВС России значилось 1500 Ми-24 разных модификаций. В настоящее время продолжается оснащение модернизированными вертолётами Ми-24 наших ВВС.

Достоинства и слабые места

Боевая эффективность “двадцатьчетвёрок” достигалась совокупностью положительных качеств: мощным комплексом разнообразного вооружения, хорошей бронезащитой и высокой скоростью. Надёжность и неприхотливость вертолёта обусловили его популярность во всём мире, а большой потенциал для модернизаций позволяет и сейчас не устаревать.

Недостатки у “Крокодила”, конечно же, были. Но фатальных конструкторских огрехов среди них не было, а имеющиеся легко устранялись. Уже упомянутую неудачную конструкцию исходного варианта кабины исправили на Ми-24В. Недостаточная эффективность рулевого винта была побеждена на Ми-24Д.

Во время афганской войны вертолёты стали оснащать высотными двигателями.

Бронирование оценивалось, как хорошее, а живучесть повышали путем заполнения топливных баков пенополиуретаном, установкой тепловых ловушек для защиты от ПЗРК и стальной защитой магистралей гидросистемы.

Пулемёт ЯкБ в ходе войны в Афганистане зарекомендовал себя, как мощное, но чрезвычайно капризное и ненадёжное оружие. Пулемет перегревался, заклинивал, лента рвалась. А вот более поздние пушечные модификации оказались гораздо лучше. Отказы, конечно, случались, но в целом пушку полюбили и лётчики и оружейники.

“Крокодила” пытались вооружить и тяжёлыми ракетами С-24 и С-25. Оказалось, что двигатели мощных ракет своим шлейфом газов нарушают режим работы моторов вертолёта, в итоге пуски ракет доверяли только опытным лётчикам. Да и применяли такие ракеты лишь эпизодически. Вплоть до 90-х годов не удавалось решить и проблему обеспечения ночной работы.

ТТХ в сравнении с вертолётами вероятных противников

Ми-24AH-1 CobraAH-1Z ViperAH-64D
Диаметр несущего винта, м17,313,4114,614,63
Диаметр рулевого винта, м3,9082,592,972,79
Длина фюзеляжа, м17,5113,5913,8715,06
Ширина фюзеляжа, м1,70,990,99
Высота, м3,94,94,374,95
Максимальная взлётная масса, кг11 5004535840910 400
Силовая установкаТВ3-117В (ВМА)T53-L-703T700-GE-401CT700-GE-701D
Мощность двигателя, л.с.2 х 25001 х 16902 × 17232 х 2000
Экипаж, чел2-3 (до 8 десантников)222
Максимальная скорость в горизонтальном полёте, км/ч335315287265
Дальность полёта практическая, км450510680480
Практический потолок, м4950372059006100
Стрелково-пушечное вооружение12.7 мм пулемёт (Ми-24А-Д), 30 мм пушка (Ми-24П), 23 мм пушка (Ми-24ВП-ВМ)7.62 мм пулемёт, 40 мм гранатомёт.20 мм пушка30 мм пушка
Ракетное вооружениеНАР С-5, С-8, С-13, С-24. ПТУР “Фаланга”, “Штурм-В”, “Атака-М”, “Гермес-А”70 мм НАР70 мм НАР Hydra, ПТУР Hellfire70 мм НАР Hydra, ПТУР Hellfire

Применение в боях

Когда американцы создавали свою “Кобру”, вовсю шла война во Вьетнаме, так что конструкторы заранее знали, на какой театр военных действий их машина отправится, и с чем там столкнётся. А вот Ми-24 проектировался не для тех войн, в которых ему пришлось участвовать. Первыми конфликтами для “крокодилов” стали война за Огаден, где они наносили удары по сомалийским силам, и война Ливии с Чадом.

С января 1980 года “двадцатьчетвёрки” начали применяться в Афганистане. Именно эта война стала тем полигоном, где отрабатывалась тактика применения ударных вертолётов и совершенствовалось его вооружение.

Первоначально Ми-24 казался не очень приспособленным для местных условий, его считали слишком тяжёлым и недостаточно маневренным. Однако с течением времени “универсальные” Ми-8 для выполнения ударных задач стали применяться всё реже, а вот Ми-24 – всё чаще. По транспортному назначению “крокодил” почти не применялся. С десантом на борту маневренность падала ещё сильнее, а сама кабина была слишком тесной.

В Афганистане отработали следующую тактику применения: пускались неуправляемые ракеты, за ними следовал огонь из пулемёта или пушки, и, наконец, сбрасывались бомбы.

НАР С-5 калибра 57 мм постепенно заменили более мощными С-8 калибра.

Некоторое количество Ми-24 оставалось в ВВС Афганистана после вывода советских войск. Там они воевали на стороне правительственных войск, а затем принимали участие в новом витке гражданской войны и появились уже и у противников режима.

После развала СССР Ми-24 применялись в Нагорном Карабахе, причём обеими сторонами. Российские “двадцатьчетвёрки” активно использовались в ходе войны в Чечне. Ирано-иракская война интересна тем, что в её ходе Ми-24 неоднократно применялись для воздушных боёв. При выполнении таких “непрофильные” заданий иракским вертолётам удавалось сбивать даже истребители.

Впрочем, чаще всего схватки проходили между вертолётами. Противником “двадцатьчетвёрок” выступала “Кобра”, тоже слабо (если не хуже) приспособленная для воздушных боёв. Исход таких схваток определялся обычно уровнем подготовки лётчиков, но список побед машин Миля в итоге оказался длиннее.

Воевали Ми-24 в Анголе, в Индокитае расстреливали лагеря “красных кхмеров”, в Перу помогали бороться наркомафией. А в ходе войны в Сьерра-Леоне в 90е годы Ми-24 имелись в распоряжении ЧВК “ExecutiveOutcomes”.

В ходе гражданской войны в Сирии Ми-24 применяются как ВВС Сирии, так и российской авиацией.

К сожалению, именно Ми-24 (конкретно Ми-35М, экспортный вариант Ми-24) стал первым вертолётом, потерянным Россией в этом конфликте.

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

СССР, первый полет – июнь 1972 г.

Однако наряду с неоспоримыми достоинствами первый опыт строевой эксплуатации вертолетов Ми-24А показал и их недостатки. Некоторые из них были известны заранее и обуславливались опозданием с разработкой комплектующих (прежде всего, в вооружении), другие были выявлены, только когда машина пошла в строевые части. И среди таковых оказалась неудачная компоновка кабины летчика и штурмана – оператора вооружения.


Транспортно-боевой вертолет Ми-24Д – основа ударной мощи советской армейской авиации в 1970-е годы в суровые времена первой холодной войны. На снимке машина Группы Советских Войск в Германии, снятая предположительно на аэродроме Стендаль в ГДР Фото: А. Артюх

Ми-24Д (В-24Д) проект в первоначальной редакции и натурный макет НЧФ, транспортно-боевой вертолет.

Для устранения выявленных в строевой эксплуатации недостатков вертолета Ми-24А и приведения его конструкции и комплектации в соответствие с ТТТ ВВС и утвержденным проектом Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля в 1971 г. под руководством Генерального конструктора Марата Тищенко начал проектирование модификации Ми-24В.

Основные отличия от серийного вертолета Ми-24А:

  • для экипажа (летчика и оператора вооружения) вместо единой кабины сделаны новые раздельные кабины с каплевидными фонарями – см. ниже;

Главным изменением при проектировании модификации Ми-24Д стала новая носовая часть с раздельными кабинами летчика и штурмана с хорошим обзором, пулеметной установкой УСПУ-24 с расширенными углами обстрела и улучшенной компоновкой систем ПТРК «Фаланга-ПВ». С ними вертолет приобрел совершенно новый «хищный» силуэт, за что был прозван «крокодилом» Фото: С.Г. Мороз

Кабины оператора и летчика вертолета Ми-24Д защищены большими лобовыми бронестеклами и металлической броней Фото: С.Г. Мороз

  • фонарь оператора (передний) состоит из козырька с наклонным плоским бронестеклом, и основной части в виде деформированной сферы («капли») с входным люком, который открывается слева, а также замкнутой по контуру подфонарной рамы;
  • фонарь летчика – командира экипажа (задний) состоит из козырька (по конструкции подобен фонарю оператора, но отличается размерами) и основной частью, также подобной кабине оператора, но с входной дверью слева по борту с механизмом принудительного открытия, в ее месте подфонарная рама разомкнута, а фюзеляж в этом месте усилен;
  • на бортах НЧФ сделаны ступеньки для удобства входа в кабины оператора и летчика;
  • в связи с введением новых кабин экипажа изменено размещение органов управления и оборудования в них;


Размещение оборудования по правому борту кабины оператора вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх


Кабина летчика – командира экипажа вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх

Дверь кабины летчика вертолета Ми-24Д с механизмом открытия Фото: А. Артюх


Органы управления в кабине летчика вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх


Центральная часть приборной доски, ручка и педали управления в кабине летчика вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх

  • между кабиной летчика справа от его кресла и отсеком десанта сделан проход, в короткий отсек, в котором размещено сиденье борттехника и его оборудование;
  • бронирование бортов и пола кабин экипажа защищены дополнительным бронированием;
  • в связи с введением новой конструкции кабин летчика и оператора вооружения полностью переделана носовая и в значительной части – средняя части фюзеляжа, было перекомпоновано оборудование и часть его была размещена на стойках у перегородки, разделяющей кабины летчика и десанта, из-за чего максимальная длина кабины десанта уменьшилась на 365 мм, а высота – на 10 мм;
  • в связи с изменением конструкции СЧФ и уменьшением пространства кабины десанта объем внутренних баков уменьшен с 2250 до 2210 л, а также сделаны новые устанавливаемые в кабине десанта дополнительные баки меньшей емкости – 2 по 980 вместо 1030 л;
  • упрощена конструкция системы уборки-выпуска передней опоры шасси, угол поворота стойки при уборке уменьшен, уменьшилась глубина ниши, в новой конструкции ПОШ убирается лишь частично и ниша не закрывается створками полностью, что отразилось на скоростных качествах и дальности вертолета лишь незначительно;

Передняя опора шасси вертолета Ми-24Д убирается в фюзеляж лишь частично и ее ниша закрывается только в передней части, тем не менее, максимальная скорость этой модификации на 15 км/ч больше, чем у Ми-24А с полностью закрываемой нишей ПОШ Фото: А. Артюх

  • вместо ПТРК 9П46М «Фаланга-М» предусмотрен новый «Штурм-В» с четырьмя сверхзвуковыми ПТУР «Кокон» в герметичных контейнерах и полуавтоматическим радиокомандным наведением по методу трех точек;
  • в новом ПТРК изменено расположение пультов управления, оптического визира (новый гиростабилизированный оптический визир с двумя полями зрения установлен по правому борту кабины, его окуляр и рукоятки управления, которыми оператор удерживает метку на цели, находится справа от него, а объектив, прикрытый оптическими стеклами и открываемыми дюралевыми щитками с гидромеханическим приводом и реечным механизмом, – в обтекателе под фюзеляжем также по правому борту), вместо ручной радиокомандной системы 9С431М3 установлена полуавтоматическая «Радуга-Ф» с рупорной антенной в асимметричном обтекателе под левым бортом НЧФ (диаграмма направленности антенны 12° по вертикали и 16,5° по горизонтали, для наведения на цель вне этого сектора он поворачивается вокруг вертикальной оси на угол ±50°, расширяя возможный сектор применения ПТУР);

Пулеметная установка УСПУ-24 вертолета Ми-24Д повысила не только огневую мощь винтокрылого штурмовика, но и гибкость применения вооружения благодаря расширению секторов обстрела и удобству прицееливания Фото: С.Г. Мороз


Кабина оператора, пулеметная установка УСПУ-24 и гиростабилизированный оптический визир противотанкового ракетного комплекса «Фаланга-ПВ» вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх

  • вместо установки НУВ-1 с пулеметом А-12,7 в НЧФ разместили унифицированную стрелковую подвижную установку УСПУ-24 с пулеметом системы Якушева и Борзова ЯкБ-12,7 (рост секундного залпа в 4,7 раза, дульной мощности – в 4,4 раза) с прицельной станцией КПС-53АВ оператора (летчик может вести огонь из пулемета, зафиксированного прямо по курсу, пользуясь своим колиматорным прицелом ПКВ и наводя его на цель маневром вертолета);


Смонтированная в кабине оператора перед лобовым бронестеклом прицельная станция КПС-53АВ системы стрелково-пушечного вооружения СПСВ-24, которая обеспечивает наведение подвижной установки УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7 Фото: А. Артюх

Установка колиматорного прицела ПКВ в кабине летчика вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх

  • предусмотрено применение подвесного стрелково-пушечного вооружения – на первом этапе двух унифицированных пушечных контейнеров УПК-23-250 с одной пушкой ГШ-23 в каждом (калибр 23 мм, боезапас по 250 патронов), для II этапа шла разработка гондол универсальных вертолетных УВ (9А662) с с одним 30-мм гранатометом 213П-А (А-17А) или с одним пулеметом ЯКБ-12,7 и двумя пулеметами ГШГ-7,62 в каждой;
  • все встроенное и подвесное стрелково-пушечное вооружение вертолета сведено в систему СПСВ-24, которая обеспечивала связь оружия с прицелами через аналоговый вычислитель «Аист», выдававший поправки при стрельбе в зависимости от вектора скорости вертолета и положения цели;
  • для контроля результатов применения вооружения сделана дополнительная установка фотокинопулемета ПАУ-457-2М (применявшийся на Ми-24А ФКП типа С-13 также остался, но его установка изменена в соответствии с новой компоновкой кабины);
  • остальное вооружение – по типу Ми-24А;


Блоки УБ-32А-73 на 32 неуправляемые ракеты С-5 калибра 57 мм каждый – наиболее часто применяемое вооружение вертолетов Ми-24Д в 1970-х гг. Фото: А. Артюх

  • из состава пилотажно-навигационного оборудования исключена РСБН «Веер-АД», которая по направляемым разработчику вертолета сведениям в строевой эксплуатации почти не использовалась;
  • установлена станция предупреждения об облучении СПО-19 «Сирена-3М», антенны на концах задних обтекателей внешних балочных держателей и на пилонах пусковых рам ПТУР, позволяла обнаруживать излучение РЛС в диапазоне 1,8-4 см в передней и задней полусферах и примерно определять направление на источник угрозы;
  • из состава десантно-транспортного оборудования исключена бортовая грузовая стрела ЛПГ-4 с подъемной лебедкой и др.

Разработка ПТРК «Штурм-В» по-прежнему шла с отставанием от плана, тогда как все другие новые комплектующие, а также собственные доработки планера, сделанные МВЗ, были готовы к внедрению. Чтобы не задерживать поставки усовершенствованного вертолета, было принято решение разработать «промежуточную» модификацию Ми-24Д с ПТРК «Фаланга-ПВ» с четырьмя ракетами 9М17П «Скорпион» с конструкцией, близкой к серийной ракете 9М17М, но с полуавтоматическим наведением вместо ручного, новая ракета была легче и меньше при такой же способности пробить 500 мм гомогенной брони, минимальная высота применения уменьшена с 20 до 10 м, что было важно для атаки танков, прикрытых МЗА, однако скорость ее уменьшилась с 220 до 170 м/с, что вызвало увеличение времени атаки на 30%.


Пусковые устройства ракет ПТРК «Фалагна-ПВ» вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх

Ми-24Д (В-24Д) 1-й опытный, транспортно-боевой вертолет.

Построен МВЗ в соответствии с «промежуточным» проектом с ПТРК «Фаланга-ПВ» в частичной комплектации – без установки УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Вертолет имел установку рулевого винта справа по типу Ми-24А первых серий.

Вертолет сдан на заводские испытания в 1-й половине 1972 г. и совершил первый полет по программе ЗИ в июне 1972 г.

Основное внимание на ЗИ было уделено проверке новой конструкции кабин и фюзеляжа, работе топливной и электрической систем, а также пилотажно-навигационного оборудования.

Сведений о передаче этого вертолета на ГИ не обнаружено.


Втулка несущего винта вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх


Левая основная опора шасси вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх


Отсек десанта вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх

В-24 (Ми-24Д) проект в окончательной редакции, 2-й и 3-й опытные (без б/№), транспортно-боевой вертолет.

Построены МВЗ 1972 г. с установкой УСПУ-24.

Доработка двух уже летавших вертолетов В-24 опытной серии выполнена МВЗ во 2-й половине 1972 г.

Сведения об установленном на них ПТРК противоречивы: по одним данным при сдаче на испытания был смонтирован «Штурм-В», по другим – «Фаланга-ПВ».

По сравнению с 1-м опытным образцом были изменения в размерах вертолета:

  • длина фюзеляжа (со стволом пулемета) увеличилась на 350 мм;
  • клиренс на стоянке уменьшился на 120 мм.

ЗИ были проведены в конце 1972 – начале 1974 гг. и были направлены в основном на отработку новых компонентов вооружения – ПТРК и УСПУ-24.

СГИ вертолета провели с февраля по ноябрь 1974 г. летчики ГНИКИ ВВС С.В. Петров, М.В. Разомазов, Л.З. Татарчук, ведущий инженер – Г.И. Кузнецов. Они завершились с положительной оценкой, подтвердив значительное улучшение обзора с мест штурмана и оператора – по этому показателю Ми-24 был признан лучшим среди всех боевых ЛА ВВС СССР.

Летные данные вертолета с новой аэродинамикой также улучшились – скорость полета без подвесок на уровне моря (МСА) увеличилась с 320 до 335 км/ч, что было выше любого другого военного вертолета и до сих пор остается очень высоким показателем.

С точки зрения обзора из кабин Ми-24Д стал лучшим боевым летательным аппаратом в советских ВВС Фото: А. Артюх

В ходе СГИ и далее в ГНИКИ ВСС проведен ряд специальных испытаний вертолета Ми-24Д:

  • выполнение фигур сложного пилотажа (вираж с минимальным радиусом, форсированный (боевой) разворот, горка, поворот и разворот на горке, пикирование и др., было выдано заключение о возможности их применения строевыми летчиками и разработаны соответствующие методики обучения;
  • испытания ПОС в условиях Заполярья;
  • 1975 г. проведены испытания центробежных пылезащитных устройств (ПЗУ), устанавливаемых на воздухозаборники двигателей (обеспечили степень очистки воздуха в пределах 70-75%, комплект весит 55 кг, отбирает 220 л.с. мощности и снижает дальность полета вертолета на 1,5-2%, но межремонтный ресурс оснащенных ими двигателей ТВ3-177 III серии увеличился с 300 до 750 ч, а назначенный достиг 1500 ч);
  • испытания в условиях высокогорья и высоких температур;
  • испытания прерванного и продолженного взлета;
  • испытания посадки с одним и двумя неработающими двигателями.

Эти испытания также завершилась с удовлетворительной оценкой.

По завершении СГИ были проведены полномасштабные ВИ вертолета, которые подтвердили его пригодность к строевой эксплуатации.

Отработать все элементы вооружения и оборудования новой модификации Ми-24 с ПТРК «Штурм-В» не удалось, и было принято решение принять на вооружение ВВС СССР и запустить в производство модификацию Ми-24Д с упрощенным вооружением с ПТРК «Фаланга-ПВ».

Остальное ракетное и бомбовое вооружение вертолета осталось таким же, как на Ми-24А на 1974 г.

Вертолет Ми-24Д принят на вооружение ВВС СССР Совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 29 марта 1976 г., когда его серийное производство и поставки шли уже около четырех лет.

Ми-24Д (изд. 246) серийный выпуска Ростовского вертолетного завода, транспортно-боевой вертолет. Приказ по МАП об освоении производства Ми-24Д на РВПО был подписан 13.02.72 г. В то же время основным предприятием по выпуску Ми-24Д был определен авиационный имени Н.И. Сазыкина в г. Арсеньев, куда РВЗ передавал отработанную его службами и производством серийную рабочую конструкторскую и технологическую документацию.

Вертолеты головной серии (5 шт.) построены в 1973 г. и были переданы для проведения различных видов испытаний.

В дальнейшем РВЗ строил вертолеты этой модификации в основном на экспорт (в т.ч. Ми-25 и Ми-24ДУ).

Ми-24Д серийный , транспортно-боевой вертолет. Серийное производство вертолета началось в 1973 г. (вертолет был запущен в серию на РВЗ с незначительным опережением).

Основное производство и внесение доработок шли на .

В ходе выпуска вертолета Ми-24Д были внедрены следующие изменения в его конструкции и комплектации:

  • с середины 1974 г. для улучшения управляемости введена установка рулевого винта слева от килевой балки (что потребовало изменения ее конструкции, трансмиссии, системы управления и самого РВ подобно вертолетам Ми-24А с такой же доработкой);


Серийный вертолет Ми-24Д, построенный в Арсеньеве в первой половине 1970-х гг. – машина еще без пылезащитных устройств на воздухозаборниках двигателей, но уже с установкой рулевого винта слева от килевой балки, внедренной в 1974 г. Фото: архив С.Г. Мороза


Установка рулевого винта на вертолете Ми-24Д последних серий Фото: А. Артюх


Стык хвостовой и килевой балок, стабилизатор, антенна ответчика свой-чужой и предохранительная хвостовая «пята» шасси вертолета Ми-24Д сер. № 3532462609159 – машина поздних серий с левым расположением рулевого винта. Фото: А. Артюх

  • с середины 1974 г. коротковолновая связная радиостанция «Карат М-24» дополнена УКВ-радиостанцией Р-828 «Эвкалипт М-24»;
  • на последних сериях коротковолновая связная радиостанция «Карат М-24» заменена новой «Ядро-11»;
  • вместо командной радиостанции «Перо-1» установлена Р-863 с изменением АФС;
  • установлен магнитофон МС-61 «Лира» для записи переговоров экипажа;
  • ФКП С-13 перенесен в обтекатель в законцовку левой консоли крыла;
  • на последних сериях выпуска 1977 г. введена установка двигателей ТВ3-117 сер. III с ПЗУ (см. выше);


Вертолет Ми-24Д последних серий выпуска – борт 08 ВВС ГСВГ. Предположительно – аэродром Стендаль, ГДР, 1980-е годы Фото: А. Артюх

На заводах в Ростове и в Арсеньеве производство продолжалось до 1977 г., на обоих заводах построено 340 шт. Основное число вертолетов Ми-24Д для ВВС СССР было построено .

В ходе строевой эксплуатации по опыту войны в Афганистане и строевой эксплуатации в различных природно-климатических и тактических условиях вертолет Ми-24Д получал дальнейшие доработки по бюллетеням промышленности (однако часть из них была инициирована и разработана инженерными службами ВВС СССР):

  • с целью повышения высотности, а также обеспечения взлета с высокогорных площадок в условиях жаркого климата на двигателях установили устройства для впрыска воды перед турбиной и электронные регуляторы, что позволило кратковременно повышать мощность на взлете и увеличить статический потолок (на висении) до 2100 м;
  • установлены двигатели ТВ3-117В (ТВ3-117ВМ, изделие «78В», мощность взлетная 2200 л.с. сохраняется до высоты 2200 м в условиях МСА и до температуры +30°С на Н=0 м, номинальная 1700 л.с., удельный вес 0,117 кг/л.с., удельный расход топлива 0,23…0,265 кг/л.с.*ч, полностью взаимозаменяемы с ТВ3-117 сер. III);
  • усилено вооружение – обеспечено применение двух гондол ГУВ и четырех блоков НАР Б-8В-20 (по 20 НАР С-8 калибра 80 мм в каждом);
  • для снижения поражения УР с тепловыми ГСН (прежде всего, это было связано с развитием ПЗРК, которые не только становились основным вооружением армейской ПВО стран НАТО, но и передавались ими бандформированиям по всему миру) на вертолетах ставились экранно-выхлопные устройства (ЭВУ) на сопла двигателей, которые закрывали их от прямого «видения» ГСН ракеты и смешивали горячий поток выхлопных газов с холодным забортным воздухом, снижая контраст температур с 500…600 °С до 150…200 °С и соответственно вероятность захвата ГСН ракеты, на фюзеляже за отсеком ВСУ устанавливалась лампа инфракрасных помех (ЛИП, она же – СОЭП-В-1А или Л166В-11Е, создает мигающие уводящие помехи), а под хвостовой балкой – две или 4 кассеты АСО-2В на 32 уводящих ИК-ловушки каждая, отстрел производится сериями по 2, 4, 6, 8 или 16 ловушек на каждую кассету в одну или в обе стороны);

В войне в Афганистане советские вертолетчики впервые напрямую столкнулись с применением противником ПЗРК с тепловым наведением, что потребовало создания экранно-выхлопных устройств, защищающих сопла двигателей. Их первые образцы были тяжелыми и громоздкими Фото: архив С. Сергеева


Вертолет Ми-24Д последних серий с лампой инфракрасных помех ЛИП, она же – СОЭП-В-1А или Л166В-11Е Фото: Интернет


Лампа инфракрасных помех (на снимке на вертолете Ми-24Д ВВС Польши) требовала крайне бережного отношения и если в полете ее использование не планировалось, ее оставляли закрытой колпаком, а часто и вовсе снимали Фото: Интернет

Пустой кронштейн лампы инфракрасных помех вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх

  • на части вертолетов (прежде всего, экспортных Ми-24Д компл. «А», см. ниже) вместо станции предупреждения об облучении РЛС противника СПО-19 «Сирена-3М», дающей только направление на источник угрозы, установлена новая СПО-15Л (Л-006) «Береза-Л» разработки ЦКБ автоматики, г. Омск; она не только обнаруживала излучение, но и фиксировала тип РЛС, запоминая до шести их вариантов, и определяя степень их опасности, значительно повысилась точность определения направления на радар в передней полусфере благодаря установке двух широкополосных линзовых антенн по бортам кабины оператора и других антенн на планере вертолета; вся информация выдавалась на индикатор в кабине;


Установка линзовых широкополосных антенн усовершенствованной станции предупреждения об облучении РЛС противника СПО-15Л «Береза» (Л006) по бортам кабины оператора на доработанном вертолете Ми-24Д Фото: Интернет

  • обеспечено применение разовых бомбовых кассет РБК-250 и РБК-500 (в т.ч. на минирование), а также контейнеров для мелкокалиберных бомб и мин КМГ-У;
  • в опытном порядке для борьбы с воздушными целями обеспечена возможность применения двух ракет воздух-воздух малой дальности стрельбы Р-60 с ИК ГСН, для чего под крылом обеспечена установка пусковых устройств ПУ-60-I, смонтированы цепи проверки и пуска, а в кабине установлен индикатор захвата цели, сопряженный с прицелом ПКВ (испытания пройдены с удовлетворительной оценкой в т.ч. в условиях Афганистана, но доработка в серию не внедрялась, т.к. более выгодным оказалось применение для этого ПЗРК, модификация для вертолетного применения которых была разработана и внедрена на Ми-35М).

Об эксплуатации вертолетов Ми-24Д в СССР и за его пределами будет сказано в дальнейшем общем разделе, посвященном этому вопросу.


Подготовка к снаряжению блоков УБ-16 неуправляемыми ракетками С-5 на вертолете Ми-24Д ВВС ГСВГ Фото: А. Артюх

Ми-24Д экспортный в комплектации «А» серийный производства РВЗ, транспортно-боевой вертолет. Экспортный вариант Ми-24Д производства Ростовского вертолетного завода для поставок в страны ОВД.

Вертолеты строились РВЗ и по конструкции и комплектации не отличался от предназначенных для ВВС СССР. Первоначально имели технические надписи на русском языке, которые постепенно заменялись на собственные уже эксплуатантом.

Вертолеты Ми-24Д компл. «А» строились РВЗ в 1970 … 1980-х гг. и поставлялись для ВВС всех стран Организации Варшавского Договора за пределами СССР.

Ми-25 серийный производства РВЗ, транспортно-боевой вертолет. Экспортный вариант Ми-24Д производства Ростовского вертолетного завода в комплектации «Б» для поставок в страны, не входящие в ОВД.

От экспортного варианта Ми-24Д компл. «А» первых серий имел следующие отличия:

  • установлено РЭО (в т.ч. ответчик системы определения государственной принадлежности, радиостанции) в комплектации, разрешенной к экспорту;
  • по ряду источников на вертолетах Ми-25 устанавливался упрощенный экспортный вариант ПТРК, который изготавливался на машиностроительном заводе в г. Ковров Владимирской обл. РСФСР под наименованием «Скорпион» (как и собственно ракета), однако подтвердить существование такой модификации ПТРК пока не удалось и по данным разработчика (ПО «Точмаш») на Ми-25 устанавливался ПТРК «Фаланга-ПВ», такой же, как и на остальных боевых модификациях Ми-24Д;
  • технические надписи выполняются на языке, согласованным с заказчиком;
  • единичные и групповые комплекты запчастей и СНО – по согласованию с заказчиком.

Вертолеты Ми-25 строились РВЗ в 1980-х гг., но часть поставленных вертолетов Ми-25 представляли собой обычные Ми-24Д, снятые с вооружения ВВС СССР и приведенные к указанной выше комплектации для поставки за рубеж.

Ми-24ДУ (изд. 249) серийный выпуска РВЗ, учебно-тренировочный вертолет, предназначенный для отработки всех элементов пилотирования и навигации Ми-24Д.

От базовой комплектации Ми-24Д имеет следующие отличия:

  • не установлены ПТРК и система СПСВ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7 и прицелами (вооружение – блоки НАР, бомбы, РБК, оружие десанта);
  • установлено полноценное двойное управление и полный комплект ПНО и приборов контроля систем в передней кабине (для летчика-инструктора).

Головной вертолет был построен РВЗ и прошел испытания в 1980 г.

В начале 1980-х гг. запущен в серийное производство на РВЗ, где выпускался малыми сериями вместе с Ми-25У.

Ми-24ДУ компл. «А» серийный экспортный выпуска РВЗ, учебно-тренировочный вертолет. Экспортный вариант Ми-24ДУ производства Ростовского вертолетного завода для поставок в страны ОВД.

Вертолеты строились РВЗ и по конструкции и комплектации не отличался от предназначенных для ВВС СССР. Первоначально имели технические надписи на русском языке, которые постепенно заменялись на собственные уже эксплуатантом.

Вертолеты Ми-24ДУ компл. «А» строились РВЗ в 1970 … 1980-х гг. и поставлялись для ВВС тех же стран ОВД, которые получали боевые Ми-24Д

Ми-25У серийный производства РВЗ, транспортно-боевой вертолет. Экспортный вариант Ми-24Д производства Ростовского вертолетного завода в комплектации «Б» для поставок в страны, не входящие в ОВД.

От экспортного варианта Ми-24ДУ компл. «А» первых серий имел те же отличия, что были между Ми-24Д и Ми-25. Вооружение – по типу Ми-24ДУ.


Вертолет Ми-24Д последних серий выпуска – за отсеком ВСУ на фюзеляже крепление для лампы инфракрасных помех Л166В-11Е, но сама она не установлена Фото: А. Артюх

Хотя вертолетов Ми-24Д и их модификаций было построено достаточно много и они в целом показали себя хорошо, их принятие на вооружение и запуск в серийное производство был мерой вынужденной и временной. Это позволило не задерживать развитие армейской авиации Советского Союза до внедрения нового противотанкового ракетного комплекса «Штурм-В», отвечающего всем требованиям того времени и имеющего достаточные резервы для дальнейшего совершенствования.

И когда его разработка была успешно завершена, место Ми-24Д в цехах авиазаводов в Арсеньеве и Ростове заняла новая основная модификация транспортно-боевого вертолета – Ми-24В.

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Подробные тактико-технические данные описанного здесь вертолета смотрите в таблице ТТХ Ми-24Д

Подробные сведения о вооружении и оборудовании описанных здесь вертолетов смотрите в таблице АВ и РЭО Ми-24Д

Список использованных источников будет дан в последнем разделе Справочника, посвященном вертолетам этого семейства

Продолжение следует

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Справочник вертолет Ми-24Д

Предыдущая статья Начато производство модернизированных вертолётов Ми-35П «Феникс»

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Разное

Первые макеты Ми-24 (тогда ещё В-24) были окрашены традиционно для советских вертолётов – однотонный тёмно-зелёный цвет и светло-голубой из фюзеляжа. Но уже опытный образец в 1969 году имел двухцветный деформирующий камуфляж.

В 1984 году для съёмок фильма “Красный рассвет” были изготовлены “фальшивые” Ми-24. На французские вертолёты “Пума” установили макеты крыльев с блоками НАР, а нос закрыли обтекателем из тонированного стекла.

В целом получилась довольно сносная имитация ранних “двадцатьчетвёрок”, но обтекатель слишком сильно ухудшал обзор пилотов. В результате, когда те же вертолёты в той же роли появились в фильмах “Рэмбо-2” и “Рэмбо-3”, от их грима остались только крылья с ракетными установками. И сходство с Ми-24 было совершенно утеряно.

В менее известных боевиках, например, в “Красном скорпионе”, роль Ми-24 исполнял S-62, которому декоративные крылья с блоками НАР не обеспечивали даже минимального сходства с “Крокодилом”. А вот в фильме “Огненный лис” использовали не настоящие вертолёты, а радиоуправляемые модели — зато достоверно передающие облик ранних “Стаканов”.

Уже более трёх десятилетий “крокодилы” воюют в разных уголках земного шара.

Когда-то они предназначались для переброски в тыл противника десантно-штурмовых подразделений, поддерживая их огнём. А в итоге им пришлось даже участвовать в воздушных боях, которые раньше считались надуманным сценарием, малоосуществимым в реальности. И “двадцатьчетвёрка” выдержала все испытания с честью, её репутация “классического” ударного вертолёта полностью заслужена.

Возможно Ми-24 не был самым лучшим вертолётом в своём классе. Но результативность его боевого применения, популярность среди пилотов и у заказчиков говорят сами за себя – это выдающаяся боевая машина, грозный враг и достойный соперник.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]