«Самолетов-невидимок не существует — российские РЛС видят все»

Почему стелс-технологии не всегда работают эффективно

Новый китайский палубный истребитель-невидимка, созданный на основе Shenyang J-31 впервые поднялся в воздух. Как достигается «невидимость» и почему даже в случае применения стелс-технологий самолеты попадают на радары радиолокационных станций — в материале «Газеты.Ru».

«Появились фотографии, вероятно, палубного истребителя-невидимки Китая, который впервые поднимается в воздух. Фотографии подтверждают, что самолет, точное обозначение которого неизвестно, является развитием модернизированного истребителя-невидимки Shenyang FC-31. На фотографиях показана штанга для запуска катапультой на носовой стойке шасси и узлы на крыльях, которые позволяют складывать их. Это — типичная особенность палубных самолетов», — сообщил американский портал Defense News.

«Китай семимильными шагами развивает свой авиапром. Он экспериментирует во всех областях, которыми, в свое время, занимались США и СССР. В перспективе Китай представит конкурентную опасность для России и США, потому что то, как он развивают свою авиацию, говорит о его весьма больших амбициях», — рассказал «Газете.Ru» военный эксперт Дмитрий Литовкин.

Почему русские радары видят самолеты-невидимки

Всемирную известность стелс-технологиям принесла операция «Буря в пустыне». Шесть недель подряд американские штурмовики F-117 бомбили Багдад. Каждую ночь самолеты ВВС США беспрепятственно преодолевали все рубежи иракской ПВО, поражали намеченные цели и невредимыми возвращались на базы. Выглядело это, что говорить, эффектно и позволило заместителю командующего американских ВВС Джону Уэлчу горделиво заметить: «Технология «стелс» вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом».

На какое-то время F-117 стал не менее популярным американским брендом, чем «Кадиллак» или «Кока-Кола». Не стоит забывать, что любая война является мощной рекламой для применяемого в ней оружия. Если оно оправдывает ожидания.

Цена незаметности

Специалисты не используют в применении к стелс-технологиям слово «невидимость». Сделать самолет или ракету невидимыми современными средствами невозможно. Можно снизить их видимость -да и то лишь в поле зрения радара. В этом первая ахиллесова пята самолетов-невидимок: они видны невооруженному глазу оператора переносного зенитно-ракетного комплекса малой дальности. И видны его ракете с телевизионной головкой самонаведения. В современных ПЗРК используется комбинированный способ наведения на цель: оптический, инфракрасный (по тепловому следу), лазерный, — и стелс-технологии тут не смогут помочь. Другое дело, что сбивать самолеты противника желательно на дальних подступах, а не в тот момент, когда они пролетают над головой.

Для дальнего обнаружения целей существуют радиолокаторы. Если не брать в расчет систему противоракетной обороны, то средний армейский радар видит самолет километров за 300. Стелс-технологии позволяют сократить это расстояние — но какой ценой…

Для рассеивания луча РЛС самолет делают угловатым, состоящим из плоских граней. Такой дизайн называют фасетчатым. Где только можно, металл заменяют углепластиком. Где нельзя -покрывают его радиопоглощающими материалами. Чтобы скрыть от радара компрессоры двигателей — одну из самых заметных металлических деталей в самолете, — перед ними устанавливают специальные диффузоры, гасящие радиолокационный сигнал.

Плоские сопла создают широкий факел, что снижает заметность в инфракрасном диапазоне. Для вящей маскировки в реактивную струю добавляют холодный воздух с воздухозаборников. Традиционное хвостовое оперение заменяет V-образная «бабочка», менее заметная для РЛС. Даже спинки кресел пилотов в самолетах-невидимках сделаны гофрированными, чтобы рассеивать излучение радара.

В итоге получается самолет с неважными боевыми характеристиками. Он не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже -внешние подвески демаскируют! Он ограничен по скорости и дальности полета. Наконец, он вынужден с большой осторожностью применять радар или даже вовсе его не иметь. Поскольку излучение радара выдает самый невидимый самолет так же ясно, как луч фонарика — грабителя в темном доме.

Есть еще два недостатка. Малозаметные самолеты весьма недешевы. Американский бомбардировщик B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории, стоимость одного экземпляра свыше 1,5 миллиарда долларов. И несмотря на все хитрости, их все равно сбивают.

Достать невидимку

27 марта 1999 года в ходе войны в Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был сбит старинным зенитно-ракетным комплексом Р-125 «Печора». Первая ракета 5В27Д, выпущенная на кировском заводе имени XX партсъезда в 1976 году, оторвала американскому истребителю крыло, вторая попала в фюзеляж. Пилот Дейл Зелко катапультировался, спрятался в лесу и несколько часов спустя был эвакуирован на вертолете американским спецназом.

— 24 марта мы покинули воинскую часть и переместились в пригород Белграда, у села Шимановцы, — рассказал командир расчета Р-125 Драган Матич. -Три дня прошло относительно спокойно: работали по командам, обычная процедура. Главной задачей было не попасть под радары АВАКСов, сопровождавших самолеты НАТО. Вечером 27 марта вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил о сильных помехах в эфире — источник помех двигался в нашу сторону. Через пять минут радиоразведка передала, что к нашему расчету приближается цель. Я посмотрел в монитор и увидел ее, сигнал был четкий. Доложил командиру, что цель зафиксирована, мы готовы к поражению. Через 17 секунд после команды «Огонь» самолет был сбит нашими ракетами.

Отстрелявшись, зенитчики тут же покинули позицию.

— Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у расчета остаться в живых. За три месяца агрессии мы меняли позицию 24 раза. За нами следили АВАКСы и американские спутники. 20 секунд в эфире или на вражеском радаре — и, считай, ты уже мертвый. Прилетит «Томагавк» или мощная бомба, — продолжил Матич. — Мы молча стреляли и уезжали — это и спасло нашу команду. Никто не пострадал, хотя в моей бригаде ПВО погибло девять человек.

Сербский ракетчик рассказал, что его расчет поразил также F-16 и бомбардировщик-невидимку B-2. Но эти самолеты дотянули до своих аэродромов, поэтому доказательств нет. А сбитый F-117 американцы долгое время называли «пропавшим», а потом попросили вернуть. Сербы, естественно, отказались -сейчас кабина «стелса» украшает музей авиации в Белграде.

Кто не спрятался, мы не виноваты

Любой самолет состоит из компромиссов, любят повторять авиаторы. В ВВС это вещь столь же непреложная, как подъемная сила. Скорость и маневренность, полезная нагрузка и боевая дальность, средства обнаружения целей и защиты от ПВО — при создании каждого боевого самолета эти противоречивые, но одинаково важные для него свойства увязывают в единый комплекс, жертвуя чем-то во имя чего-то.

В F-117 ради незаметности пожертвовали многим. Построенный по схеме «летающее крыло», он плохо маневрировал, не мог летать на сверхзвуке, был нестабилен по тангажу и рысканью и траекторию его полета необходимо было постоянно корректировать -эту функцию возложили на автоматическую систему управления. У Night Hawk не было радара и систем радиоэлектронной борьбы. В случае обнаружения он оказывался беззащитен перед атакой с земли или воздуха.

Несмотря на автоматику и самых опытных пилотов, 6 из 64 построенных F-117 разбились во время тренировочных полетов.

Вследствие перечисленных недостатков и проигранной рекламной кампании в 2008 году Night Hawk был снят с вооружения. Ему на смену пришли истребители F-22 и F-35. Сравнив скрытность последнего и возможности ЗРК С-400 «Триумф», руководитель аналитического Карло Копп сделал вывод, что американский истребитель станет легкой добычей для новейших средств ПВО России.

Стелс-технологии более-менее эффективны против радаров, работающих в Х-диапазоне (8-12 ГГц), а локаторы на ультракоротких волнах (30 МГц — 3 ГГц) отлично видят самолеты-невидимки. Как раз такие мобильные антистелсовые РЛС поступают на вооружение в российскую армию. Подобными радарами оснащены и корабли ВМС Китая.

Почему новейший российский самолет-невидимка разозлил мировых конкурентов?

Сегодня второй день главного авиационного события года — МАКС-2021. Мировая пресса буквально взорвалась после рекордного числа громких премьер. Почему наш самолет-невидимка так раздражает конкурентов? И как выглядит внутри новейший бизнес-джет? Подняться на борт разрешили только съемочной группе МИЦ «Известия».

Эксклюзивные кадры — в репортаже корреспондентов Ярослава Богата и Антона Золотницкого.

Сейчас к взлету готовится вертолетная группа из Индии. Во время демонстрационного полета пилоты должны показать свое мастерство. На крыло постоянно становится самая разная техника. Конечно, больше всего здесь ждут появления легендарных пилотажных групп. «Стрижи» и «Русские Витязи» снова порадуют зрителей. Небо над Жуковским с ними делят нее только сверхзвуковые аппараты.

Но главной интригой стал самолет, который взлетит только в 2023 году. Авиационному миру наконец-то показали ту самую темную лошадку, которая должна поставить шах и мат своим основным конкурентам. Это — главная интрига Международного авиационно-космического салона.

Первая реакция иностранных СМИ на презентацию легкого тактического истребителя пятого поколения не заставила себя ждать. И если американские CNN и ABC сдержанно перепечатали боевые характеристики, то в заголовок британской The Times не скрывает эмоций.

«Россия представила самолет-невидимку „Шах и мат“, насмехнувшись над Великобританией».

В одном из анонсирующих снимков в оптике нового самолета — действительно был напоминающий эсминец силуэт. Очень похожий на Defender — военный корабль, который нарушил границы России и сменил курс только после того как в небе заревели реактивные двигатели. Не исключено, что в ближайшем будущем на охрану границ встанет и Checkmate — машина универсальная. Из-за формы воздухозаборника, напоминающей разъяренный оскал, в заграничных СМИ его прозвали «Крикуном».

Новый истребитель уже совершенно точно можно назвать младшим братом Су-57. Здесь установлен точно такой же двигатель с отклоняемым вектором тяги. Для боевой машины такого веса это означает только одно — сверхманевренность. Кроме того, уменьшена дистанция взлета и посадки. И здесь даже бортовой номер состоит из тех же цифр: «7» и «5», как заявили в — это счастливые для них цифры.

Впрочем, на МАКС уже есть на что посмотреть, потрогать и даже себя попробовать в роли аса. Безопасность гарантирована — высота минимальная. Почувствовать себя пилотом, не поднимаясь в небо, можно благодаря таким вот тренажерам. Здесь можно тренировать все, вплоть до до заправки в воздухе и фигур высшего пилотажа. Ощущения максимально реалистичные. Пожалуй, это единственное место, где пилот имеет право на ошибку.

Но не только военная авиация сегодня привлекает посетителей МАКС. Корреспондент Антон Золотницкий расскажет о самом интересном в гражданском самолетостроении.

Одна из эксклюзивных новинок МАКС — «Сухой бизнес-джет». Люксовая модификация классического «Суперджета». Этот самолет лично осмотрел Владимир Путин. И только съемочной группе МИЦ «Известия» разрешили подняться на борт.

В трех просторных салонах можно с комфортом поужинать — стол поднимается на нужную высоту — посмотреть кино или новости, провести совещание. Для главного пассажира — персональная зона отдыха с диваном, раскладывающимся в кровать, подсветкой, которая меняется в зависимости от времени суток.

На МАКС-21 действительно есть на что посмотреть: новейший российский пассажирский лайнер МС-21 300, первый переоборудованный вертолет Ми-8 национальной службы санитарной авиации и, еще многое другое. Сегодня салон открыл свои двери для всех любителей авиации.

Особенности SR-71

В марте 1990 года SR-71 установил рекорд скорости. Из Лос-Анджелеса в Вашингтон он долетел за 64 минуты – это более 4 тысяч километров. Средняя скорость SR-71 была почти 3,5 тысячи километров в час.

Обычно технологию Stealth используют только тогда, когда нужно уничтожить важнейшие вражеские объекты. Поэтому используют такие машины довольно редко. В случае неудачи – соперник легко узнает о технологиях, которые помогают избегать радиоволн.

Однако в случае с Blackbird все уже известно. Ведь эта птица свое уже отлетала еще в 1990-х годах. SR-71 построен из таких материалов, которые не просто поглощают волны или отражают их в противоположном от радаров направлении, а обезвреживают их. Когда волна ударяется об самолет, то попадает в сам самолет, и бьется об его конструкцию, пока не потеряет энергию и не исчезнет.


SR-71 построен из материалов, которые отражают волны / Фото U.S. Air Force

Соответственно, сигнал на радар назад не возвращается. Каким бы мощным американцы не описывали Blackbird, он не идеален. Ведь разбивается только какая-то часть волн. Есть еще и такие, которые улетают просто в другие стороны, их так и не поглотил материал самолета. И вообще, методик предотвращения радиолокационных волн много, и самым совершенным на сегодня считается B-2 Spirit, который по форме напоминает пластину. Волны просто обтекают его и проходят по нему так и не отражаясь.

Вообще история с Stealth очень интересна. Впервые было такое, что малозаметность самолета диктовала его форму. Ведь обычно все было наоборот. Все подстраивали под аэродинамические возможности воздушного судна, – отметил исследователь Джон Волакис.

Грандиозный проект F-117 Nighthawk

Протестировав все свои изобретения и технологии в США решили заняться разработкой стелс-истребителя. Дошли даже до того, что максимально ускорили скорость выпуска ракеты. Ведь открытый проем для оружия может создать препятствие для радиолокационной волны, которая поможет определить, где именно в воздухе самолет.

Информацию о создании воздушного судна максимально засекретили. Ученых, работавших над этой программой, разделили на подразделения, где у каждого была исключительно своя работа. Кроме военных (и то самых высоких чинов) и спецслужб, никто и не знал, что в стране готовится грандиозный проект F-117 Nighthawk.


Информацию о создании F-117 засекретили / Фото U.S. Department of Defense

Через несколько лет и более 100 миллионов долларов, самолет совершил свой первый полет. Как для 1980-х годов он был идеален. Одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет, который способен пройти любые системы ПВО соперника, существовавшие в то время.

Stealth полностью изменил методику ведения боя. Теперь ты получаешь возможность незаметно пробраться в любую страну и сделать там практически что угодно. Ты можешь уничтожить любую цель и одновременно никто не узнает, что ты вообще там был, – сказал историк Грег Хеннеманн.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]